УДК 316.3
Социологические науки
Марочкина Елена Юрьевна, магистрант факультета педагогики, психологии и социальных наук, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» Сидорова Арина Вячеславовна, магистрант факультета педагогики, психологии и социальных наук, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный
университет»
Королёва Вероника Олеговна, магистрант факультета педагогики, психологии и социальных наук, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный
университет» e-mail: fssr@bk. ru
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ
И МОЛОДЁЖЬЮ
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы научного обоснования теории и практики гендерно-ориентированной социальной работы с подростками и молодёжью. Обосновывается идея исследования гендерных особенностей социальной профилактики и социальной реабилитации подростков и молодёжи в меняющихся социально-экономических и социокультурных условиях современного общества.
Ключевые слова: профессиональная социальная работа, подростки и молодёжь, гендерные характеристики, социальная профилактика, социальная реабилитация.
Abstract: The article deals with issues of scientific substantiation of the theory and practice of gender-oriented social work with adolescents and youth. The idea of а study of gender characteristics of social prophylaxis and social rehabilitation of adolescents and youth in the changing socio-economic and socio-cultural conditions of modern society is substantiated.
Keywords: professional social work, adolescents and youth, gender characteristics, social prevention, social rehabilitation.
Исследование в теории социальной работы гендерных аспектов практической социальной помощи подросткам и молодёжи предполагает обращение к концептуальным вопросам понимания социальной политики в современной социально-гуманитарной науке. Это связано с необходимостью проектировать практическую социальную работу с подростками и молодёжью с учётом тенденций и перспектив развития практической социальной работы со старшими возрастными группами, а также необходимостью коррелировать гендерные аспекты социальной работы с различными возрастными группами клиентов.
В этой связи в исследовании научно-теоретических подходов к пониманию социальной политики следует обратить внимание на три характеристики её содержания, которые опосредовано могут транслироваться на изучение гендерных аспектов практической социальной работы с подростками и молодёжью.
Во-первых, социальная политика исследуется как деятельность по решению проблем всего общества, и с этой точки зрения она направлена на достижение его важнейших социальных целей.
Во-вторых, социальная политика предполагает рассмотрение как инструмент снижения уровня индивидуального и социального неравенства людей через систему государственных и негосударственных (общественных) перераспределительных мероприятий.
В-третьих, социальная политика рассматривается в научных исследованиях через анализ базовых ценностей современного общества и перспектив формирования социального государства - соответственно, её целями признаётся достижение социальной справедливости и социального партнёрства [3, с. 39-40].
С точки зрения исследования гендерных аспектов практической социальной работы с подростками и молодёжью наибольший интерес вызывает третья из названных характеристик содержания социальной политики. Этот интерес объясняется сложившимся обыденным мнением о том, что социальное законодательство не формально, а фактически по-разному относится к женщинами и мужчинами.
Такое отношение не только сохраняет, но и усиливает гендерный дисбаланс в политике рекрутирования рабочей силы, гендерную сегрегацию рынка труда, сегрегирует женщин в политике социального обеспечения, социальной поддержки и социальной реабилитации [7, с. 32-43].
Если предположить, что такая практика в какой-то мере распространена в современном обществе, то в этом случае необходима гендерная экспертиза социального законодательства, которая может осуществляться, в том числе, и социальными работниками-практиками. Более того, аналогичная экспертиза должна осуществляться в отношении соблюдения прав других социально уязвимых групп населения - инвалидов, пожилых людей, детей, подростков, молодёжи.
Мы считаем, что в данном случае речь идёт о феминистской модели социальной работы, реализация которой на практике позволяет выявить причины появления гендерных проблем и сформулировать их возможное решение, ориентированное на устранение всех форм насилия и дискриминации, на достижение социального благополучия мужчин, женщин, детей, подростков и молодёжи [6, с. 46-47].
Остановимся более подробно на научном анализе гендерных аспектов практической социальной работы с подростками и молодёжью. Хорошо известно, что социальные, социально-психологические и социокультурные проблемы молодёжи представляют одно из наиболее активно разрабатываемых направлений наук о человеке и обществе. Исследования гендерных аспектов молодёжи включены в контекст многих социальных исследований.
Особенности процесса развития и социализации личности в подростковом и юношеском возрасте определяются такими важными жизненными событиями, как формирование «Я», самоидентификация, выбор профессии, первый сексуальный опыт, создание семьи, рождение ребёнка и др. Характер восприятия этих событий подростками и молодёжью отличается в зависимости от пола и, кроме того, характеризуется амбивалентностью отношения взрослых к молодым представителям того или иного гендера.
Так, учёные считают, что период взросления и личностного роста у современных девушек протекает значительно сложнее, чем у юношей. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, мужская социальная и личностная роль всегда ассоциировалась и продолжает ассоциироваться в обществе с активностью, «соревновательностью» и, по сути, тождественна профессиональной роли.
Представления в обществе о женской социальной роли более размыты. С одной стороны, сохраняется традиционное стереотипное отношение, в котором женщина представлена как мать, хозяйка с присущими этому статусу качествами: пассивностью, терпимостью. С другой стороны, актуальность приобрели качества, традиционно считающиеся мужскими: ум, энергичность, предприимчивость, конкурентоспособность.
Как результат, возникает проблема выбора для девушки и молодой женщины между традиционной стереотипной и современной социальной и личностной ролями. Сложность принятия какой-либо из этих ролей или их сочетание заключается в самой ситуации выбора. Реальное положение женщин дополнительно усугубляется обратной зависимостью от материнства. Дети становятся как бы желаемыми «препятствиями» в профессиональной конкурентной борьбе и аргументами для осознанного решения против выбора экономической самостоятельности и профессиональной карьеры [4, с. 168-169].
Одной из актуальных проблем подростков и молодёжи, которая включает в себя гендерные аспекты, является проблема юного материнства (несовершеннолетних матерей). По данным исследователей этой проблемы
уровень рождаемости в подростковом возрасте, в том числе внебрачной рождаемости, за последние 20-25 лет увеличился примерно с 8% до 18% [2].
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что факторами риска в этом случае являются возможные нарушения социализации и вероятность развития девиаций материнского поведения у несовершеннолетней женщины. Объясняется это тем, что в таком возрасте ещё не завершен процесс получения образования, что, в свою очередь, предопределяет низкий потенциал личностного и профессионального роста несовершеннолетних матерей.
С позиций практической социальной работы одним из наиболее распространённых способов оказания социальной и психосоциальной помощи данной категории подростков и молодёжи является социальная реабилитация матерей, в которой помимо социального выделяются психокоррекционный, медицинский, профориентационный и правовой аспекты.
В ряде регионов Российской Федерации накоплен определённый опыт осуществления практической социальной работы с данной категорией клиентов социальных служб: деятельность Центра социальной поддержки и защиты граждан «Милосердие» (Алтайский край), приюта «Маленькая мама» (г. Санкт-Петербург), реализация программы «Здоровая семья - здоровое поколение» (Архангельская область). Практика показывает, что без поддержки государственных и общественных структур несовершеннолетние мамы не могут самостоятельно обеспечить себя и своего ребёнка всем необходимым для его полноценной жизни и воспитания [7, с. 67].
Кроме социально-реабилитационной работы важным направлением гендерно-ориентированной практической социальной работы является социальная профилактика раннего материнства и отцовства, в которой большое значение имеет половое воспитание молодёжи. Половое воспитание представляет собой комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребёнка или подростка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни.
Особую значимость с точки зрения учёта гендерных аспектов практической социальной работы приобретают изменения в образе жизни современных подростков и молодёжи, прежде всего, снижения возраста начала половой жизни, происходящего на фоне более терпимого отношения общества к добрачным половым связям. Однако такое отношение общества также не является гендерно нейтральным.
Сексуальность растущих мальчиков и юношей, которая параллельна развитию вторичных половых признаков и формированию их способности к полноценной половой жизни, воспринимается взрослыми как нечто нормальное и естественное. Существует обыденное мнение о том, что в этот период молодому человеку обязательно нужно приобрести сексуальный опыт, что практически всегда связано с многочисленными половыми связями.
Для девушек же подобное поведение по-прежнему считается отклонением от сложившейся социальной нормы. Девушки, если придерживаться общественного мнения, совершают в рассматриваемом контексте двойное нарушение: по отношению к общепринятым нормам вообще (как и юноши) и по отношению к распределению в обществе половых ролей (к мужчинам и юношам), поэтому их «сексуальная агрессивность» (иногда «реальная», а чаще всего, потенциальная) вызывает заметное общественное порицание.
Схожая ситуация с гендерным аспектом наблюдается в отношении проявлений девиантного поведения среди подростков и молодежи. Общественная реакция на курение, употребление алкоголя и наркотиков девушкой является заметно более негативной, чем реакция, вызванная аналогичным поведением подростка или молодого мужчины.
Эти и подобные им обстоятельства влияют на то, что у подростков и молодёжи, живущих в одной социальной среде, по поводу одного и того же социального явления формируются различные ценностные модели и стереотипы поведения.
В современном обществе подросткам и молодёжи, находящимся вне доминирования исторически привычного гендерного деления, в социально-экономических сферах нет необходимости во внешнем поддержании старого социального порядка и излишней дифференциации мужских и женских социальных и личностных ролей [5, с. 39-40].
Исследователи считают, что своеобразным ответом подростков и молодёжи на новые реалии в сфере гендерных отношений является формирование субкультуры «унисекс», в которой отсутствуют разграничения в мужском и женском поведении, стиле одежды, привычках, сферах проявления активности и др.
Оценка такой тенденции в подростковой и молодёжной среде не является однозначной, поскольку она потенциально ведёт к утрате подростками и молодёжью собственной индивидуальности, к вероятному отказу от собственной траектории личностного развития.
Таким образом, гендерные аспекты практической социальной работы с подростками и молодёжью ориентированы на поддержание социального благополучия и повышение качества жизни за счёт активного участия профессиональных социальных работников в процессе решения актуальных вопросов, возникающих в подростковой и молодёжной среде [1, с. 57-58].
Библиографический список:
1. Павленок, П.Д. Методология и теория социальной работы / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 267 с.
2. Сакевич, В. Уровень подростковых беременностей в развитых странах снижается, но различия между странами сохраняются [Электронный ресурс]. / В. Сакевич // Демоскоп Weekly [Интернет-портал]. URL: http://demoscope.ru/weekly/2015/0635/reprod02.php (дата обращения 25.06.2018
г.).
3. Сергеева, Е.А. Специфика социальной поддержки уязвимых категорий населения / Е.А. Сергеева // Отечественный журнал социальной работы - 2005 -
№4 - С.35-46.
4. Смирнова, Е.Е. Гендерные особенности социальной работы с молодёжью / Е.Е. Смирнова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова - 2013 - № 5 -С.167-169.
5. Тугаров, А.Б. Детство и мир детства как направление научно-исследовательской деятельности / А.Б. Тугаров // Педагогический институт им. В. Г. Белинского: традиции и инновации: сб. тр. Науч. конф., посвящ. 75-летию Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета / под общ. ред. О.П. Суриной. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. - С. 3841.
6. Тугаров, А.Б. Гендерная праксеология как феномен социально-философской мысли / А.Б. Тугаров, Э.А. Шевцова // Гендерная теория. Между стереотипами и реальностью: материалы круглого стола. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2015.- С.43-48.
7. Тугаров, А.Б. Гендерный аспект практической социальной работы: теоретико-методологический анализ / А.Б. Тугаров, У.О. Петряшкина. - Пенза: ГУМНИЦ ПГУ, 2016. - 85с.