Научная статья на тему 'Роль социальной политики государства в повышении уровня жизни населения'

Роль социальной политики государства в повышении уровня жизни населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5056
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / НАСЕЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / РЫНОЧНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL POLICY / ADMINISTRATION / REFORM / MARKET REFORM / SOCIAL DEVELOPMENT / THE LEVEL OF LIFE OF POPULATION / CAPACITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вартанова Марина Львовна

Своеобразие переходного периода отражается на стратегии социальной политики, выборе приоритетов социального развития и механизмах управления этими процессами на общегосударственном, региональном и индивидуальном уровнях. На современном этапе и в среднесрочной перспективе одной из главных целей социальной политики государства является увеличение реальных доходов населения, позволяющее удовлетворять необходимые материальные и социальные потребности. Реализация этой цели будет способствовать не только сохранению и улучшению физического, трудового и интеллектуального потенциала общества, но и усилению влияния роста доходов на развитие потребительского рынка и, соответственно на увеличение объема производства отраслей, производящих предметы массового потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIAL POLICY OF THE STATE IN RAISING THE LEVEL OF LIFE OF THE POPULATION

The originality of a transition period is reflected in strategy of social policy, a choice of priorities of social development and mechanisms of management by these processes at nation-wide, regional and individual levels. At the present stage and in medium-term prospect of one of main goals of social policy of the state the increase in the real income of the population, allowing to satisfy necessary material and social requirements is. Realization of this purpose will promote not only to preservation and improvement of physical, labor and intellectual potential of society, but also strengthening of influence of growth of the income on development of the consumer market and, respectively on increase in output of the branches making subjects of mass consumption.

Текст научной работы на тему «Роль социальной политики государства в повышении уровня жизни населения»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНЕ

ВАРТАНОВА М.Л.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ПОВЫШЕНИИ

УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Своеобразие переходного периода отражается на стратегии социальной политики, выборе приоритетов социального развития и механизмах управления этими процессами на общегосударственном, региональном и индивидуальном уровнях. На современном этапе и в среднесрочной перспективе одной из главных целей социальной политики государства является увеличение реальных доходов населения, позволяющее удовлетворять необходимые материальные и социальные потребности. Реализация этой цели будет способствовать не только сохранению и улучшению физического, трудового и интеллектуального потенциала общества, но и усилению влияния роста доходов на развитие потребительского рынка и, соответственно на увеличение объема производства отраслей, производящих предметы массового потребления.

УАРТАЫО УА М.Ь.

THE ROLE OF SOCIAL POLICY OF THE STATE IN RAISING THE LEVEL OF LIFE OF THE POPULATION

The originality of a transition period is reflected in strategy of social policy, a choice ofpriorities of social development and mechanisms of management by these processes at nation-wide, regional and individual levels. At the present stage and in medium-term prospect of one of main goals of social policy of the state the increase in the real income of the population, allowing to satisfy necessary material and social requirements is. Realization of this purpose will promote not only to preservation and improvement of physical, labor and intellectual potential of society, but also strengthening of influence of growth of the income on development of the consumer market and, respectively on increase in output of the branches making subjects of mass consumption.

Ключевые слова: социальная политика, уровень жизни, население, управление, реформирование, рыночные преобразования, потенциал, социальное развитие.

Keywords: social policy, the level of life of population, administration, reform, market reform, capacity, social development.

Своеобразие переходного периода отражается на стратегии социальной политики, выборе приоритетов социального развития и механизмах управле-

ния этими процессами на общегосударственном, региональном и индивидуальном уровнях. Теоретически модели социального развития отличаются степенью социальной ориентированности хозяйственной деятельности, ролью государства в экономическом регулировании воспроизводственных процессов. В социально ориентированной рыночной экономике значительна степень участия государства в регулировании распределительных процессов, обеспечении занятости и социальной защиты уязвимых слоев населения.

Государственная социальная политика - это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания имущественного положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.

Необходимость проведения дальнейших рыночных преобразований и усиления государственного регулирования социальных процессов формирует предпосылки для модели социального рыночного хозяйства. Переход к социально ориентированной рыночной экономике предполагает прохождение нескольких этапов реформирования и выработку действий как краткосрочного, так и долговременного характера.

Самые негативные социальные последствия реформ, которые проявились в первую очередь, - это низкий уровень доходов населения, социальная поляризация общества, сохраняющийся достаточно высокий уровень бедности и безработицы, недоступность социально значимых благ для значительной части населения, ухудшение показателей здоровья населения, демографической и экологической ситуации.

Важнейшим показателем, во многом определяющим все основные социальные параметры жизнеобеспечения населения, является уровень доходов. Наиболее острой проблемой в сфере доходов, от решения которой, в значительной степени зависит социальная стабильность общества, является сохраняющийся значительный массив бедности и высокий уровень социально-экономической дифференциации населения по уровню доходов, качеству потребления, имущественному положению.

При переходе к рынку социально-экономическая дифференциация общества неизбежна, но опасность возникновения социальных конфликтов будет минимальной, если разрыв в доходах 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения не превышает 10 раз, а доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет не более 10%.

Среди множества проблем современной России одной из главных является проблема низкого уровня жизни населения. Будучи следствием кризиса, практически, во всех сферах жизнедеятельности общества, она порождает, в свою очередь, ряд других проблем, таких как рост преступности, снижение рождаемости, вызванное неуверенностью в завтрашнем дне, повышение уровня смертности и другие.

Понятие «уровень жизни населения» представляет собой сложную и многогранную социально-экономическую категорию. Как качественно синтезирующее понятие уровень жизни фокусирует все многообразие происходящих экономических процессов: научно-технический прогресс, внедрение передовых технологий, повышение производительности труда. Этим объясняется существование множества определений этого понятия, большинство из которых сводится к следующим: - социально-экономическая категория, характеризующая уровень и степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения страны (или отдельной территории), классов и социальных групп, семьи, индивида - уровень развития физических, духовных и социальных потребностей; степень их удовлетворения, а также условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей - совокупность количественных и качественных показателей, отражающих степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей, обеспеченность населения потребительскими благами.

Сведение понятия "уровень жизни" только к степени обеспеченности материальными и духовными благами также неправомерно. Здесь не учитывается динамика обеспеченности благами и их структуры. Например, низкий уровень развития производительных сил экономической системы ведет, как правило, к формированию низкого жизненного уровня населения, и наоборот. Для того же, чтобы подсчитать степень обеспеченности людей материальными и духовными благами, необходима нормативная база сравнения. Для различных стран и регионов используются различные базы сравнения. Следовательно, в стране с высоким жизненным уровнем и, соответственно, с высокой базой сравнения, степень обеспеченности может быть более низкой, по сравнению со страной с низким жизненным уровнем, и, соответственно, низкой нормативной базой сравнения.

Изучение уровня жизни населения России и его динамики - важный компонент комплексного социально-экономического анализа положения страны с целью разработки адекватных мер социально-демографической политики со стороны государства.

Уровень дифференциации доходов, сложившийся за годы реформирования, в определенной степени соответствует умеренно-полярной модели социальной дифференциации общества с децильным коэффициентом порядка 10 - 15: 1.

Для сохранения социальной стабильности российского общества и укрепления социальной базы рыночных реформ в среднесрочной перспективе необходимо обеспечить более низкие значения показателя дифференциации доходов населения и приступить на основе осуществления комплекса экономических, социальных и организационно-правовых мер к реализации стратегической задачи по переходу к консолидирующей модели социальной дифференциации, доминирующей в промышленно развитых странах.

Важнейшим следствием усиления расслоения общества становится не только то обстоятельство, что государство не может длительное время консолидировать резко полярные сегменты общества с несопоставимыми усло-

виями, возможностями, перспективами жизни. Главным является то, что в такой ситуации становится невозможным решить задачу мобилизации социальных ресурсов экономического развития.

Необходимая социальная база рыночных реформ в настоящее время еще не сформирована, и основной задачей становится усиление влияния роли социальных факторов, способствующих ускорению процессов экономической трансформации.

Дифференциация доходов населения не является единственным признаком социального расслоения общества.

Необходимо учитывать и качество потребления, доступность для населения различных товаров и услуг, разные условия для повышения экономической активности и социального статуса и многое другое. Различие в уровнях доходов обусловливают качественные различия в структуре потребительских расходов, которые могут служить границей, отличающей тип потребления малообеспеченных слоев от среднеобеспеченных, среднеобеспеченных - от богатых.

За годы становления и развития рыночной экономики наиболее негативные изменения произошли в оплате труда. Сохраняется неоправданная дифференциация в оплате труда в различных секторах экономики.

Необходимо учитывать, что уровень доходов находится в зависимости не только от факторов, влияющих на трудовую и социальную активности работников, но и в большей степени - от изменения положения отдельных профессиональных и отраслевых групп на рынке труда. Различные отрасли экономики обладают неодинаковыми возможностями адаптации к рыночным условиям. В целом в наиболее выгодном положении оказались работники сырьевых экспортоориентированных отраслей, предприятий-монополистов, профессиональные группы, обслуживающие рынок, работники предприятий (организаций) с участием иностранного капитала. Критическим является то, что особенно низок уровень оплаты высококвалифицированного труда работников образования, здравоохранения, науки, от деятельности которых зависит качество трудового социального и интеллектуального потенциала общества, а также машиностроения, рассматриваемого во всем мире в качестве базовой отрасли экономики, сельского хозяйства, от развития которого зависит продовольственная безопасность страны.

Оценка труда в этих отраслях совершенно не соответствует ни их роли в развитии экономики, ни качественным характеристикам их рабочей силы. В этих условиях сужаются возможности повышения социального статуса и заработной платы в зависимости от трудовой активности и личных способностей работников.

Нарастает кризис трудовой мотивизации, имеющий такие негативные последствия, как низкий уровень использования квалифицированных работников и неполная занятость специалистов, исключение труда из жизненных ценностей, изменение стереотипов поведения, возникающее в условиях реального противоречия между целью - накоплением капитала любой ценой -

и средствами ее достижения, зачастую имеющими противозаконный характер, и др.

Эти социальные процессы, преломляясь на индивидуальном уровне, формируют социальное самочувствие личности, самооценку своего материального положения и перспектив жизни человека.

В настоящее время различия в доходах населения, обусловленные в основном социально- профессиональными и отраслевыми факторами, усиливаются в зависимости от степени адаптированности населения к рыночным условиям. Уровень социальной адаптации к изменившимся экономическим условиям во многом определяется способностью индивида эффективно использовать личностный потенциал для повышения своего благосостояния.

За годы реформирования у большинства населения еще не сформировалась система ценностей, трудовой мотивации, социальных установок, адекватных потребностям рыночной экономики. Исследования российских ученых свидетельствует о том, что примерно треть населения может быть отнесена к ним и около 20% - к тем, кто ориентирован на карьеру и жизненный успех, остальная часть населения относится к промежуточному типу.

Формирующееся в условиях рынка общество является сложной социальной системой с тесным переплетением групповых и индивидуальных интересов, с множеством форм и типов потребления, качества жизни, экономического поведения, способов социальной адаптации и воспроизводства, соотношение которых и определяет конкретную социальную структуру общества на данном этапе развития.

Необходимым элементом построения модели благосостояния населения должен стать механизм, обеспечивающий создание необходимых условий, в рамках которых, с помощью государства будет приведен в действие потенциал населения, заинтересованного в развитии экономических реформ, но нуждающегося в снятии преград на пути повышения своего социального статуса и доходов. Для тех, кто в силу своего социально-экономического положения не может участвовать в общественном производстве, государство предоставляет социальную защиту.

Решение проблемы наращивания потенциала поддержки населением проводимых реформ во многом будет зависеть от ориентации экономики на повышение качества жизни широких слоев населения. Низкое качество жизни, высокая поляризация общества, недоступность социально-значимых благ дестабилизируют социально-экономическую ситуацию и выступают сдерживающим фактором проводимых экономических преобразований. Даже при недостаточно высоких темпах роста ВВП переход в стадию социальной стабилизации возможен лишь при условии обеспечения модели социальной ориентации экономики, основополагающим принципом которой является обеспечение социальной справедливости. При всей положительной динамике показателей в сфере экономики, 16-кратный в среднем разрыв в доходах населения и сохраняющийся достаточно высокий уровень бедности усиливают социальную напряженность в обществе.

Поэтому на современном этапе и в среднесрочной перспективе одной из главных целей социальной политики является увеличение реальных доходов населения, позволяющее удовлетворять необходимые материальные и социальные и потребности. Реализация этой цели будет способствовать не только сохранению и улучшению физического, трудового и интеллектуального потенциала общества, но и усилению влияния роста доходов на развитие потребительского рынка и, соответственно, на увеличение объемов производства отраслей, производящих предметы массового потребления.

В настоящее время существенное повышение заработной платы и других форм доходов является задачей первостепенной важности. Для этого необходимо увеличить размеры минимальных государственных гарантий, исходной основой которых должен выступать социальный потребительский бюджет, отражающий необходимый уровень жизнеобеспечения. По мере экономического роста и расширения доходной базы государственного бюджета необходимо планировать поэтапное приближение размеров минимальных доходов к размеру социального бюджета.

Снижению дифференциации доходов и достижению большей социальной справедливости будет способствовать изменение шкалы налогообложения. Принципы налогового перераспределения, принятые в каждой стране, наиболее полно отражаются в налогообложении индивидуальных доходов.

В абсолютном большинстве развитых стран освобождены от налогов доходы, не обеспечивающие минимальные жизненные потребности, а максимальные ставки применяются к сверхвысоким доходам, превышающим уровень, определяемый в демократических государствах как экономически и социально разумный. Так как механизм возмещения затрат на воспроизводство рабочей силы во многом определяется уровнем и методами налогового перераспределения, то при определении ставок подоходного налога необходимо осуществить переход от расчетного показателя, не имеющего экономической основы, к использованию для этих целей прожиточного минимума.

Необходимо также постепенно увеличивать уровень налогообложения сверхдоходов, снижая при этом ставки подоходного налога применительно к доходам, размер которых соответствует прожиточному минимуму, устанавливая необлагаемый минимум для доходов, уровень которых ниже прожиточного минимума.

Одним из направлений регулирующей политики доходов является формирование механизма индексации доходов при росте стоимости жизни.

Принятые во многих странах законы об индексации заработной платы и других форм доходов предусматривают очень низкие индексационные пороги - при росте цен, начиная с 0,2%. Рост цен вызывает падение покупательского спроса среднеобеспеченных, прежде всего малообеспеченных слоев, которые нуждаются в индексации в большей мере, чем население со средними и тем более высокими доходами.

С другой стороны, для роста производства представляет опасность падение массового спроса на товары повседневного спроса. Поэтому при росте цен на основные продукты питания и товары первой необходимости должна

осуществляться индексация низких доходов и, прежде всего доходов, размер которых находится ниже официальной черты бедности.

Негативные последствия социальных диспропорций в уровнях доходов, как уже отмечалось, усилили процессы демотивации труда. Для преодоления этих негативных тенденций необходимо создать равные условия для воспроизводства рабочей силы на межотраслевом и внутриотраслевом уровнях, между частным и государственным секторами, а также внутри предприятий (организаций). В этих целях необходимо минимум оплаты труда как основного регулятора заработной платы довести до реально значимой величины -не ниже уровня прожиточного минимума трудоспособного работника.

В условиях финансовых ограничений приближение к нему должно осуществляться поэтапно. Повышение минимального размера заработной платы до реально значимой величины явится фактором восстановления основных функций заработной платы.

Особо важная роль его заключается в установлении объективной дифференциации оплаты по труду, если при ее регулировании придерживаться установленных соотношений между минимальной и средней заработной платой, минимальным и максимальным уровнями в различных отраслях и секторах экономики, а также внутри предприятий и организаций.

Особое воздействие социальных факторов на экономическое развитие происходит через формирование и развитие человеческого потенциала. Именно такие его социальные компоненты, как здоровье, образование, профессионально-квалификационный уровень напрямую связаны с экономическими показателями - трудовой активностью, ростом доходов, формированием конкурентоспособности рабочей силы.

В свою очередь, качество человеческого потенциала находится в непосредственной зависимости от функционирования и развития социального комплекса - отраслей образования, здравоохранения, жилищно-коммунального сектора, культуры, функционирование которых зависит от состояния экономики.

Период становления и развития рыночных отношений негативно отразился на финансировании социального комплекса, для функционирования которого недостаточно рыночного механизма.

Основной причиной недоступности медицинской помощи для 78% до-мохозяйств является отсутствие денег для получения платных услуг, из 47,7% домохозяйств, не удовлетворенных жилищными условиями, 72,4% не имеют возможности для их улучшения и т.д.

Все большему количеству людей становятся недоступны качественные социальные услуги, влияющие на воспроизводство человеческого капитала (образование, здравоохранение, культура), без которых возможности повышать свой социальный статус и уровень благосостояния резко сужаются.

Поэтому государство должно выступать гарантом сохранения отраслей, осуществляющих социальное воспроизводство населения, и обеспечения социально-гарантированного минимума жизненных благ.

Главным в развитии социальной сферы на данном этапе является сохранение объектов социального комплекса и поддержание сложившегося объема и качества предоставляемых услуг, особенно в области образования и здравоохранения, развитие которых должно входить в систему национальных приоритетов страны.

Важнейшим показателем, определяющим ресурсную базу социального воспроизводства населения, является доля государственных расходов в ВВП, направляемых на образование, здравоохранение, науку, обеспечение экологической безопасности.

Во многих экономически развитых странах в последние годы постоянно растут расходы государства на эти цели, в среднем они составляют по здравоохранению от 7 до 14% ВВП, образованию - 5-7%.

Из социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы.

1. Степень социальной поддержки населения, в первую очередь это касается бесплатного или льготного предоставления социально значимых благ и услуг (образование, здравоохранение, культура), не является прямой функцией уровня экономического развития, хотя, естественно, зависит от него.

2. Существует прямая зависимость между уровнем многих социальных индикаторов развития нации и масштабами перераспределительной деятельности государства - это, в частности, подтверждается многочисленными в последние годы исследованиями международных организаций (например, расчеты индекса развития человеческого потенциала).

3. Общество всегда стоит перед выбором - рост личных доходов (низкий уровень налогов и других изъятий из личных доходов) или повышение уровня удовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей всего общества (или его значительной части).

4. Идеология государственной политики в социальной сфере по отношению к центральному вопросу - степени вмешательства государства в социальную сферу - претерпевает циклические изменения не только в зависимости от экономических возможностей общества, но и в соответствии с реакцией массового избирателя на изменение акцентов в политике, затрагивающей его интересы.

Для всех стран «золотым периодом» в развитии социальной деятельности государства были 60-70-е годы. В эти годы наиболее благоприятного развития доля расходов на социальные цели в валовом национальном продукте в США и развитых странах Европы удвоилась и достигла в начале 80-х годов: 21% - в США; 24% - в Англии; 30%--во Франции; 31,5% - в Германии; более трети - в Швеции и Дании. В 80-е годы маятник качнулся в другую сторону.

Во всех развитых странах в эти годы происходил пересмотр масштабов, форм организации и финансирования социальных программ. Причины пересмотра, как правило, одинаковые - это необходимость увеличения гибкости предоставления выплат, усиления их способности соответствовать потребностям, расширения потребительского выбора, сокращения присутствия

государства в экономике и обществе, усиления контроля над государственными расходами.

Реализация модели благосостояния, основной целью которой является повышение уровня и качества жизни, станет завершающим этапом для формирования модели социального рыночного хозяйства. Переход к социально ориентированной рыночной экономике потребует ограничения социальных рисков и диспропорций в основных сферах жизнеобеспечения населения и создания необходимых условий, способствующих социальной ориентации экономического развития.

К наиболее важным направлениям необходимо отнести:

❖ обеспечение минимальных государственных гарантий, финансируемых из бюджета, исходной основой которых является минимальный социальный бюджет, отражающий социально необходимый уровень жизнеобеспечения населения;

❖ реализацию региональных и целевых программ по борьбе с бедностью и безработицей;

❖ развитие системы регулирования заработной платы, на основе коллективных договоров и тарифных соглашений в системе социального партнерства и устранение на этой основе высокой дифференциации в уровнях оплаты труда;

❖ усиление роли минимальной заработной платы как инструментального воздействия на экономические и социальные процессы;

❖ совершенствование системы взимания подоходного налога на основе изменения шкалы налогообложения индивидуальных доходов;

❖ формирование механизма индексирования доходов малообеспеченных слоев при росте цен на важнейшие продукты питания и социально значимые услуги;

❖ усиление государственного контроля за формированием издержек и обоснованностью цен на предметы первой необходимости;

❖ поддержка и развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей воспроизводство человеческого капитала на основе государственного финансирования в пределах фиксированной доли в процентах к ВВП;

❖ обеспечение доступности социально значимых благ и услуг, прежде всего медицинского обслуживания, образования, жилья на уровне минимального социального стандарта.

Итак, государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы является установление гарантированного минимума.

Социальная ориентация экономики предполагает ее подчинение задачам развития личности. Социальная справедливость в сфере экономики - соответствие системы экономических отношений представлениям, которые господствуют в данном обществе.

Социальная политика есть система мер государства, направленных на смягчение неравенства в распределении доходов, урегулирование противоречий между участниками рыночной экономики.

Таким образом, на современном этапе и в среднесрочной перспективе одной из главных целей социальной политики государства является увеличение реальных доходов населения, позволяющее удовлетворять необходимые материальные и социальные потребности. Реализация этой цели будет способствовать не только сохранению и улучшению физического, трудового и интеллектуального потенциала общества, но и усилению влияния роста доходов на развитие потребительского рынка и, соответственно на увеличение объема производства отраслей, производящих предметы массового потребления.

В свою очередь, добиться сокращения социальной дифференциации населения возможно, используя механизм налоговой политики государственного и общественного контроля, а также формирование механизмов индексации доходов при росте стоимости жизни.

_Литература_

1. Ахтямова П.Р. Социальная дифференциация общества и ее интересов // Социол. Исслед. 1998. № 8. С.67-68.

2. Бизнес. Ежемесячный журнал. 1994. № 6.

3. Васильева А.С. Динамика социальной дифференциации. Реф. Сборник // Институт социологии - М., 1990.

4. Заславская Т.И. Социальная структура и гражданское общество // Социол. Исслед. 2001. № 8. С. 3-11.

5. Калинина Г.С. Так жить можно? // Смена - 2002. № 8. С. 32-41.

6. Кошанов А., Гайсина С. Социально-экономическая дифференциация общества: основные проблемы ее регулирования // Общество и экономика 2002. № 3-4.

7. Матвиенко В.А. Социальная сфера и социальная политика в России: акт задачи // Общество и экономика 1998. № 8-9.

8. Парсонс Т.В. Система современных обществ // Аспект-Пресс, 1997. С. 270.

9. Современная экономика: Уч.пос. - Ростов-на-Дону «Феникс», 2005

10. Стрижкова Л.М. Качество жизни в российских регионов // Экономист. 2002. № 10. С. 67-76.

11. Тихонова Н.Е. Социальная структура российского общества // Общественная наука и современность 2000. № 4.

12. Экономика: Уч./Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко. - М: Проспект, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.