УДК 330.567.2(470) ББК 65.012.1(2Рос) К 26
Ю.А. Карпенко
Соискатель Российской академии государственной службы при Президенте
Российской Федерации, г. Москва. Тел.(495) 436 08 10, e-mail: karpenko@ur.rags.ru.
Совершенствование государственного регулирования денежных доходов домохозяйств в России
(Рецензирована)
Аннотация. Основой государственного регулирования денежных доходов домохозяйств является проводимая политика доходов в целом, социальная политики и политика экономического роста, целевыми установками которых является повышение уровня и качества жизни в стране. В этой связи представляется важным исследовать функции и механизмы государственного регулирования денежных доходов домохозяйств.
Ключевые слова: экономический рост, социальная политика, политика
экономического роста, государственное регулирование экономики, доходы домохозяйств, типы домохозяйств, уровень жизни, качество жизни.
Yu.A. Karpenko
Competitor for Candidate degree of the Russian Academy of Public Service at the President
of the Russian Federation, Moscow. Ph. (495) 436 08 10, e-mail: karpenko@ur.rags.ru.
Perfection of state regulation of household monetary income in Russia
Abstract. The policy of incomes as a whole in the country, social policy and a policy of the economic growth is the basis for the state regulation of monetary incomes of households. The main purpose of them is increase of standard of living and quality of life in the country. In this connection the author considers it a very important object to investigate the functions and mechanisms of state regulation of household monetary incomes.
Keywords: economic growth, social policy, a policy of economic growth, state regulation of economy, incomes of households, types of households, a standard of living, quality of life.
Государственное регулирование денежных доходов домохозяйств следует рассматривать как основу проведения политики доходов в целом, социальной политики и политики экономического роста, целевыми установками которых является повышение уровня и качества жизни в стране.
В этом смысле функциями государственного регулирования денежных доходов домохозяйств являются [1]:
- регулирующая, связанная с формированием (образованием) доходов домохозяйств и непосредственно касающаяся всех слоев населения и типов домохозяйств. При помощи экономических и правовых инструментов государство устанавливает и гарантирует минимальный размер заработной платы, периодически пересматривает размер минимальных тарифных ставок и окладов в зависимости от стоимости жизни и роста инфляции, проводит индексацию доходов;
- стимулирующая, которая направлена на предпринимательскую инициативу и рост предпринимательских доходов. Домохозяйство является своеобразной сферой аккумуляции, формирования и использования доходов членов семьи, так как независимо от источников формирования доходов членов семьи, в итоге доходы сводятся в доходах домохозяйства. Государственные меры должны быть направлены на поддержку экономической активности домохозяйств и в стимулировании их к самообеспечению;
- поддержание приемлемого уровня дифференциации доходов. Поляризация
доходов между наемным трудом и предпринимательской деятельностью, регионами, отраслями, на предприятиях различных форм собственности является следствием слабой государственной политики регулирования доходов. Характер мер, выбираемых государством для регулирования дифференциации, зависит от ее темпов и масштабов. Основная целевая установка здесь состоит в следующем: нижний предел дифференциации должен
превосходить физиологический минимум, а при наличии значительного среднего класса активизируется предпринимательская и трудовая деятельность, что обеспечивает рост доходов. Государство поддерживает сложившуюся ситуацию рамками социальной и финансовой помощи наименее обеспеченным слоям населения (пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и т.д.);
- социальной защищенности, которая направлена на самую уязвимую категорию домохозяйств: нетрудоспособное население, временно не работающие по объективным причинам, многодетные семьи, одинокие матери, семьи с детьми-инвалидами, а также государственные служащие с фиксированными доходами;
- перераспределительная, направленная на сдерживание бедности. Активно реализуется данная функция в периоды, когда имеет место резкое и длительное падение доходов у значительной части населения, а также с возрастанием дефицитности бюджета и нарастанием внешней и внутренней задолженности государства. Актуальна данная функция также в переходный трансформационный период. Необходимость государственного вмешательства состоит и в том, что данные процессы способствуют увеличению масштабов бедности.
В экономической литературе присутствует и другая классификация функций регулирования денежных доходов домохозяйств: стабилизационная функция, функция распределения ресурсов и функция распределения доходов (перераспределительная функция) [2].
Стабилизационная функция направлена на повышение занятости и повышение доходов населения, расширение налоговой базы и увеличение средств, направляемых на социальные нужды и развитие социальной сферы.
Под функцией распределения ресурсов подразумеваются финансовые ресурсы, которые аккумулируются на счетах соответствующих внебюджетных фондов, осуществляющих владение, распоряжение и использование ресурсов в строгом соответствии со своими уставными целями и задачами. При этом, на наш взгляд, совершенно справедливо утверждение, что проблема дефицита финансов и денежных ресурсов для социальнотрудовой сферы (доходной части бюджетов всех уровней, невыплаты заработной платы, пенсий, стипендий, сложности финансового обеспечения развития культуры, образования, науки, здравоохранения, различных программ и т.д.) связана, прежде всего, с решением проблем развития производства [3].
К первоочередным задачам государственной политики регулирования денежных доходов можно отнести:
- получение большинством населения доходов, обеспечивающих безбедное существование;
- достойную заработную плату;
- пенсионное обеспечение;
- удовлетворение комплексных, наиболее значимых общественных потребностей населения (здравоохранение, образование, культура);
- социальную защиту нетрудоспособных и малообеспеченных членов общества;
- повышение уровня жизни;
- обеспечение товарно-денежного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
- сдерживание темпов инфляции.
Совокупность эффективных форм и организационных структур политики
регулирования денежных доходов населения (домохозяйств) призвана обеспечить приемлемый уровень формирования и развития финансового потенциала домохозяйств.
В России проблематика регулирования денежных доходов различных групп домохозяйств продолжает оставаться в центре внимания. Во-первых, в процессе реформирования не была учтена значимость социальных факторов и проблем жизненного уровня населения, что повлекло за собой глубокое расслоение общества; во-вторых, неравенство в распределении доходов в России обусловило расширение масштабов бедности и других острых социальных и экономических проблем; в-третьих, рост социального расслоения ведет к политической и социальной нестабильности, которые, в свою очередь, становятся основой снижения инвестирования и экономического роста страны.
В целях настоящего исследования представляется целесообразным рассмотреть совершенствование государственного регулирования денежных доходов домохозяйств по следующим направлениям:
совершенствование регулирования заработной платы;
- совершенствование механизма социальных трансфертов, в том числе и пенсионного обеспечения;
- совершенствование регулирования доходов от предпринимательской деятельности;
- совершенствование индивидуального налогообложения;
- совершенствование денежно-кредитных отношений в механизме регулирования доходов домохозяйств.
Совершенствование регулирования заработной платы. В рыночной экономике не может быть нерыночной заработной платы при рыночных ценах на товары и услуги, так как это не только не обеспечивает нормального воспроизводства рабочей силы и ведет к недопотреблению и бедности, но и нарушает единство всего воспроизводственного процесса [4]. Действительно, при низком заработке взимается низкий налог, уменьшается потребительский спрос, становится недоступным потребительское кредитование, основная налоговая нагрузка ложится на предприятия. Исходя из этого посыла, главными задачами этого направления являются установление и обеспечение государственных гарантий в области оплаты труда и уровня жизни населения, что подразумевает как минимум отсутствие просроченной задолженности по заработной плате, установление и регулярный пересмотр прожиточного минимума, обеспечение заработной платы не ниже прожиточного минимума.
Для стимулирования трудовой деятельности и повышения значимости заработной платы в источниках доходов домохозяйств должна устанавливаться зависимость повышения заработной платы от финансового состояния предприятий и уровня инфляции, зависимость заработной платы руководителей государственных предприятий от тарифной ставки первого разряда персонала и прибыльности предприятия. При этом главным источником роста заработной платы является повышение производительности труда на основе инновационной модернизации производства.
Ликвидация диспропорции в оплате труда сыграла бы позитивную роль в экономике. Реформа доходов населения должна рассматриваться как исходное условие эффективного проведения экономических реформ в России. Основой составляющей налоговых доходов является фонд оплаты труда, так как около 70 % налоговых доходов прямо или косвенно связано с фондом оплаты труда. И это при том, что заработная плата в России является одной из самых низких в мире. Около 30 % бедных составляют семьи, где все трудоспособные граждане имеют регулярную оплачиваемую работу. Отсюда и высокая нагрузка на доходы населения и бизнеса.
Решением проблемы должно стать повышение минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума в несколько раз, освобождение от налогообложения доходов ниже двукратной величины прожиточного минимума на каждого члена семьи и восстановление прогрессивной шкалы налогообложения, переход на «белые зарплаты».
Отметим, что по проекту Концепции долгосрочного развития Российской Федерации
(до 2020 г.) предусматривается повышение официальной заработной платы в структуре доходов населения при сохранении опережающего роста заработной платы по сравнению с производительностью труда и снижении неформальных трудовых доходов [5].
Другой метод увеличения зарплаты - демократизация экономических отношений методом перехода работников предприятий из наемников в собственники, когда каждый работник является полноправным совладельцем своего рабочего объекта. Все большее число граждан развитых стран являются акционерами различных компаний. Именно они играют активную роль множества «тактических инвесторов» [6].
Совершенствование механизма социальных трансфертов, в том числе и пенсионного обеспечения. Социальные трансферты обеспечивают социально уязвимую категорию домохозяйств финансовой поддержкой, снижая остроту проблемы бедности, открывая и расширяя доступ к социально значимым благам.
В развитых странах центр тяжести в механизме социальных трансфертов перемещается от так называемых пассивных трансфертов (прямых денежных выплат) к активным, связанным с расходами государства на образование, науку, здравоохранение (инвестиции в человеческий капитал). Переход к активным трансфертам имеет много общего с капитальными затратами, которые носят долгосрочный характер.
В России система социальных трансфертов представлена собственно денежными выплатами социального характера отдельным категориям граждан, программами социальной помощи и активизацией в последнее время активных форм социальных трансфертов -инвестиций в человеческий капитал. Существенно повысить эффективность реализации социальных программ и косвенных социальных трансфертов возможно при помощи изменения форм и методов работы органов социальной защиты населения. Основные меры должны быть направлены на следующее:
- создание единой системы обеспечения занятости и социальной защиты населения;
- обеспечение координации деятельности органов социальной защиты населения, органов службы занятости и органов, осуществляющих предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи на основе совместного планирования и реализации социальных программ;
- использование единых информационных баз данных о бедных домохозяйствах;
- развитие форм частно-государственного партнерства, позволяющих объединить средства государства и частных благотворителей;
- обеспечение эффективного взаимодействия органов социальной защиты населения и органов службы занятости населения с негосударственными организациями, деятельность которых направлена на оказание помощи нуждающимся категориям, а также с представителями делового сообщества;
- усиление адресного характера предоставления социальных трансфертов, учитывающего как совокупные доходы, так и особенности различных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
- развитие системы мониторинга бедности и контроля за эффективностью и результативностью социальных программ и предоставления социальных трансфертов на основе единых методических подходов.
Примечания:
1. Государственные и муниципальные финансы: учебник / под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. М., 2003. С. 160.
2. Ахинов Г.А., Камилов Д.А. Политика государства в сфере распределения доходов населения. М., 2006. С. 11-16.
3. Траектория и перспективы социально-экономических реформ в России: материалы науч.-практ. конф. М., 1999. С. 128.
4. Аганбегян А. Снижение реальной зарплаты - это подножка экономическому росту
// Экономические стратегии. 2007. № 5-6. С. 24.
5. Проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года // Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Ц^: www.economy.gov.ru.
6. Миронов С.М. Шаг за шагом - дорогой жизни: сб. изб. авт. ст. с интервью. М., 2006. С. 160.