СВ .Савина
Обоснование ьониепиии формирования новой модели современной социальной политики
Рыночные отношения как объективная реальность влияют на спрос и предложение труда и его оплату. Нарушение рациональных пропорций выводит рыночную экономику из равновесия, вызывая кризисы, связанные с производством товаров и его потреблением за счет средств, полученных за труд.
Социальная политика, как правило, включает два блока проблем. Первый — это обеспечение всем трудоспособным гражданам благоприятных возможностей для предпринимательства и труда, что предполагает: либерализацию бизнеса, поощрение малого предпринимательства, регулирование трудовых отношений, поддержание занятости.
Второй блок — обеспечение соответствующего уровня развития страны, благосостояния для всех членов общества, предусматривающее: перераспределение доходов в обществе, назначение пенсий и пособий нетрудоспособным, малообеспеченным, безработным гражданам, современный уровень предоставления образо-
вательных и медицинских услуг населению.
В настоящее время развитые западные государства направляют значительные денежные средства в социальную сферу, а такие, как Германия, Франция, Япония, Швеция, основой государственной политики считают максимальную социальную ориентацию хозяйственного развития. При этом они затрачивают большие средства на реализацию социальных программ, что позволяет называть их экономику социально ориентированной. Последняя предполагает эффективное производство, требующее решения таких сложных, взаимосвязанных проблем, как достижение максимальной экономической эффективности производства и наибольшей социальной результативности хозяйственной деятельности. Результатом такого производства и отражением его эффективности становятся получаемые доходы, отражающие уровень благосостояния населения.
Характеристика изменений уровня жизни населения Российской Федерации в целом определяется со-
Таблица 1
Распределение населения Российской Федерации по среднедушевым денежным доходам, %
Категории обеспеченности населения Годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Наиболее нуждающиеся (ниже 29,0 27,5 24,6 20,3 17,6 17,7 15,2 13,3 13,1
бюджета прожиточного мини-
мума (БПМ)
Низко обеспеченные 55,5 53,9 54,3 53,8 52,2 52,3 50,1 47,8 48,2
(от 1 до 3 БПМ)
Обеспеченные ниже среднего 14,2 16,6 18,6 22,2 25,1 25 27,8 30,1 30,2
уровня (от 3 до 7 БПМ)
Среднеобеспеченные 1,1 1,7 2 2,9 3,8 3,8 4,9 6,1 6,0
(от 7 до 11 БПМ)
Высокообеспеченные 0,2 0,4 0,5 0,8 1,3 1,3 1,9 2,7 2,5
(выше 11 БПП)
Источник: [1]. С. 36-44.
стоянием динамики распределения среднедушевых денежных доходов среди населения (табл. 1).
Из табл. 1 вытекает, что в рассматриваемый период удельный вес наиболее нуждающегося населения сократился примерно в 2 раза — с 29,0% в 2000 г. до 13,1% в 2008 г. Это сокращение (пусть и разными темпами) наблюдалось на протяжении всего рассматриваемого периода, что свидетельствует о его стабильности. Оно обусловлено не только сокращением доли наименее оплачиваемых работников, но и повышением размеров социальных выплат. Удельный вес низкообеспеченного населения, хотя и незначительно, также сократился с 55,5 до 48,2%. Его динамика оказалась менее стабильной и была достигнута в результате роста доходов от предпринимательской деятельности в домохозяйствах, представленных в этом слое россиян. В совокупности в двух нижних по доходам группах россиян в 2008 г. находилось примерно
60% населения от общей его численности. Это свидетельствует о том, что в нашей стране большинство продолжают составлять плохообеспеченные люди (что нельзя признать нормальным), одну треть — россияне, обеспеченные ниже среднего уровня (их удельный вес вырос более чем вдвое), средне- и высокообеспеченные — только 8,5% от общей численности населения (хотя от низкой исходной базы в 1,3% их рост может показаться внушительным) [1. С. 6—22].
Повышение доходов, как видим, происходило в рассматриваемом периоде во всех без исключения слоях населения. Однако у основной массы россиян это перемещение произошло в две группы с доходами ниже, чем у группы среднеобеспеченного населения, что свидетельствует о недостаточности мер, предпринимаемых в области повышения его доходов.
Объектом социальной политики непосредственно выступают минимальный уровень заработной платы
и прожиточный минимум, который необходим для поддержания жизнедеятельности человека и ниже которого наступает состояние бедности.
Стабильное повышение минимального уровня в 2000—2009 гг., который устанавливается государством, говорит о положительной динамике данного показателя. Однако его размер пока не достиг прожиточного минимума. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. № 259 величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации установлена в размере 5144 руб., для трудоспособного населения — 5562, пенсионеров — 4091, детей - 4922 руб. [2].
Сближение минимальной заработной платы с прожиточным минимумом, а затем с минимальным пот-
ребительским бюджетом возможно только на основе повышения эффективности производства, так как это потребует формирования дополнительных источников доходов бюджета и хозяйствующих субъектов в реальном секторе экономики. Что касается среднемесячной заработной платы, то в номинальном выражении она растёт достаточно существенно, хотя уровень увеличения реальной начисленной заработной платы намного ниже.
В большинстве российских регионов остро стоят вопросы снижения социально-экономического неравенства. Если оценивать уровень жизни населения по таким индикаторам, как уровень абсолютной бедности (по доходам) и покупательная способность (денежных доходов), то наихудшее положение наблюдается в республи-
Таблица 2
Заработная плата на территории Российской Федерации в период 2000-2009 гг.
Годы Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. Соотношение средней заработной платы 10% работников с наибольшей и 10% - с наименьшей заработной платой Минимальный размер оплаты труда, месяц принятия Отношение минимального размера оплаты труда к среднемесячной начисленной заработной плате, %
2000 2223,4 34,0 132 (июль) 5,9
2001 3240 39,6 300 (июнь) 9,2
2002 4360 30,5 450 (май) 10,3
2003 5498 30,0 600 (октябрь) 10,9
2004 6739 26,4 600 8,9
2005 8555 24,4 800 (сентябрь) 9,4
2006 10633,9 25,3 1100 (май) 10,3
2007 13593 22,1 2300 16,9
2008 17290 - 2300 (сентябрь) 13,3
2009 20300 14,3 4330 (январь) 21,3
(Первое
полугодие)
Источники: Труд и занятость в России // Статсборник. М.: Росстат:
2005 г. - сведения за 2000-2004 гг. Табл. 8.33. С. 484;
2009 г. - сведения за 2005-2009 гг. Табл. 8.25. С. 418 и табл. 8.6. С. 385.
Таблица 3
Регионы, имеющие наименьшие социальные индикаторы по уровню абсолютной бедности и покупательной способности их населения
Наименование регионов Социальные индикаторы, свидетельствующие о социальном неблагополучии регионов
Уровень абсолютной бедности по доходам, % Покупательная способность денежных доходов
Республика Калмыкия 38,5 1,54
Республика Ингушетия 38,4 1,42
Республика Тыва 31,6 1,73
Источник: Рассчитано ВЦУЖ на основе данных Росстата // Статсборник. М.: Росстат, 2009.
ках Калмыкия, Ингушетия и Тыва (табл. 3).
В то же время в среднем по России уровень абсолютной бедности, определяемой по официальному прожиточному минимуму по доходам, составляет 13,4%, а покупательная способность денежных доходов населения — 3,25.
Наименьший уровень абсолютной бедности по доходам в Ненецком автономном округе — 5,6%, а наивысшая покупательная способность населения — в Тюменской области — 6,11. Подобный межрегиональный разрыв, безусловно, недопустим.
В настоящее время оценивать успешность социальной политики надо по результативности решения задачи преодоления абсолютной бедности, определяемой по официальному прожиточному минимуму. Для этого предстоит задействовать механизмы повышения первичных денежных доходов, прежде всего оплаты труда у полных семей с экономически активным населением и адресной социальной поддержки неполных домохозяйств с детьми до прожиточного минимума.
В развитых странах Запада с конца
1930-х годов принимались законодательные акты, определявшие предел, ниже которого падение жизненного уровня населения считалось недопустимым. При отсутствии у человека заработной платы или ее мизерном уровне западные государства берут на себя обязательства по социальным выплатам, которые выполняют роль компенсационных механизмов. В их бюджетах предусмотрены большие расходы на социальные программы. На государственный сектор возложена задача обеспечения конкретного в каждой стране стандарта благосостояния. Таким образом, решение социальных задач осуществляется, как правило, с помощью механизма перераспределения доходов через государственный бюджет. При этом, с одной стороны, государство сосредоточивает в своих руках налоги с доходов граждан, с другой — реализует социальную политику, выплачивая пособия и осуществляя отчисления на медицинское, социальное страхование и т.д. В результате значительная часть денежных средств перераспределяется и возвращается населению в виде трансфертных платежей.
Система социальной защиты населения любой страны не ограничивается только поддержкой малообеспеченных слоев населения. Она распространяется и на тех, кто включен в общественное производство путем законодательного регламентирования продолжительности рабочего времени (с переходом на почасовую оплату эта проблема практически исчерпала себя), продолжительности и порядка предоставления отпусков, установления минимальных ставок оплаты труда, определения прав работника при найме и увольнении, по охране труда и т.д.
Уровень и возможности социальной политики зависят от экономического развития страны. Именно поэтому в рыночной экономике она весьма тонкий инструмент, с одной стороны, способствующий социальной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой — не подрывающий стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда.
Высокая современная значимость социальных проблем, обусловившая трансформацию оценок качества жизни, потребовала ориентации на международные стандарты, которые определяют данное понятие как достаточно емкое, многопланово оценивающее совокупность факторов жизнедеятельности человека.
Рыночные методы хозяйствования и управления экономикой предполагают тесную связь формирования уровня доходов и его различий по отраслям, категориям работников и территориям страны с осуществлением целенаправленной политики на рынке труда. В вопросах организации оплаты труда в первичном звене — на предприятиях, в организациях и учреждениях различных отраслей
и форм собственности — существенную роль играют механизмы оплаты по тарифу, рациональные подходы к применению форм и систем заработной платы. Принципиально важными представляются методы обеспечения связи последней (как основного источника доходов работников наемного труда) со стоимостью, условиями, интенсивностью и напряженностью труда, а главное — с его результативностью. Стимулирование трудовой активности граждан способно сформировать базу для роста эффективности функционирования экономики, с которым, в конечном счете, связаны уровень доходов населения и создание предпосылок для последующего его роста.
Поскольку механизмы формирования и регулирования доходов и заработной платы применительно к условиям современной отечественной экономики находятся в процессе трансформации, безусловный интерес представляет опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой в сфере политики доходов и его использование с учетом специфики рынка. Изучение его выступает важнейшей предпосылкой действия макро- и микроэкономических механизмов регулирования доходов и заработной платы. При этом функции распределения передаются непосредственным производителям или частному владельцу предприятия. Только собственник самостоятельно распоряжается как средствами производства, так и результатами труда. Принятие законов о собственности, о предпринимательстве определило судьбу ранее централизованно устанавливавшихся механизмов формирования заработной платы.
Децентрализованная форма распределительных отношений ориен-
тируется на стоимостные показатели, конкуренцию на рынке и отражает финансовое положение предприятия. Вместе с тем, в оплате труда главная роль отводится организованным формам рынка труда, а величина заработной платы определяется на основе затрат на воспроизводство рабочей силы с учетом спроса на нее, стоимости и цены на рынке. Вопросы оплаты решаются на уровне предприятий, а государство лишь устанавливает некоторое минимальное его значение.
С переходом к товарной форме рабочей силы все функции оплаты труда восстанавливаются и значительно расширяются. Заработная плата становится при этом главным элементом воспроизводства рабочей силы. Для предпринимателя, нанимателя рабочей силы ее социальная функция начинает играть вполне равноправную роль, наряду со стимулирующим действием.
Бюджет работника призван обеспечивать ему расходы не только на одежду и пищу, но и на покупку дома, квартиры, оплату бытовых услуг и т.д. Существуют два уровня обеспечения социальной ориентации заработной платы. Первый - регулируется государством, которое прямо устанавливает ее минимальный гарантированный уровень. Косвенное влияние связано с индексацией стоимостных характеристик уровня жизни в зависимости от инфляции и роста цен. Тем самым государство защищает трудовой доход работника от свойственной в отдельных случаях рынку тенденции экономии на затратах на рабочую силу.
Второй, основной уровень реализации социальной функции заработной платы осуществляется непосредственно на предприятиях. Если ее рассматривать с точки зрения до-
хода, требующегося для обеспечения нормального воспроизводства только самого рабочего, то наиболее распространенным будет деление всего персонала на группы по типу и величине общественных затрат на воспроизводство их рабочей силы. В таком случае оплата труда должна дифференцироваться по сложности труда и квалификации рабочих. Если же заработную плату рассматривать как доход, необходимый для обеспечения нормального воспроизводства не только трудящегося, но и его семьи, то механизм заработной платы будет строиться с учетом уровня потребления в семье работника.
При низкой цене рабочей силы возникает экономическая возможность замещения нового современного дорогостоящего оборудования дешевой рабочей силой. При этом устраняется стимул к росту эффективности производства и применению квалифицированного труда. Низкая заработная плата - это еще и деградация имеющейся системы образования, поскольку теряется смысл тратить время и финансовые средства на повышение образовательного ценза и повышение квалификации работника.
Заработная плата, таким образом, способна возродить утерянную социальную функцию. Правда, она становится лишь одним из элементов возмещения стоимости товара «рабочая сила».
Важную роль в общей сумме доходов работников играют в новых экономических условиях и резко возросшие многочисленные выплаты, доплаты предпринимателей работникам на социальные цели. Фонды социального развития заметно влияют на улучшение материальных условий их жизни, выступая одновременно фактором по-
вышения производительности труда. Стимулирующая мотивационная функция трудовых доходов работников становится главной частью механизма заработной платы и социальных стимулов интенсивного использования живого труда, реализации целей управления, стратегии хозяйствующего субъекта на перспективу. Обусловлено это не только значительной долей заработной платы в общем доходе работника (как правило, более 70%), но и стимулирующими факторами.
Для того, чтобы заработная плата соответствовала целям управленческой стратегии, развитию чувства общности у работников, воспитанию их в духе партнерства, рациональному сочетанию личных и общественных интересов, требуется изменение ее мотивационного механизма. Психологически, а затем и экономически, она должна нацеливать работника на четкое понимание взаимосвязи между требованиями к нему предприятия, фирмы и его вкладом в конечные результаты их деятельности и, как следствие, — размером собственной заработной платы.
В организации заработной платы в России сегодня доминирующее значение имеют такие экономические категории, как хозрасчетный доход, фонд оплаты труда, внутренние цены (расчетные, планово-учетные и пр.) и другие, но которые не анализируются с точки зрения формирования мотивации, побуждения к активной трудовой деятельности каждого работника. В современных условиях стимулирующая функция оплаты труда не только не расширена, но даже полностью не восстановлена. Если в плановой экономике заработная плата носила уравнительный характер и потому не выполняла стимулирую-
щей функции, то в настоящее время связь между уровнем финансового положения предприятий и заработной платой на них оказалась достаточно отдаленной. Серьезные перекосы в оплате труда наблюдаются по отраслям и внутри них по профессионально-квалифицированным группам работников. Наибольшая разница возникла между заработной платой работников предприятий и их директоров, хотя последние различными способами и приемами маскируют свои доходы. Не менее актуальны проблемы ее территориальной дифференциации, основу которых составили экономические, природно-климатические факторы, обусловливающие различия в уровнях стоимости рабочей силы, занятости населения, исторически сложившуюся разницу в уровнях оплаты работающих россиян.
Следует отметить, что огромные разрывы в размерах заработной платы несут большой разрушительный потенциал: нарастают противоречия в процессе производства между отдельными социальными группами, возникает напряженность внутри производственных коллективов. Подобные негативные последствия усиливаются тем, что такая дифференциация не имеет прямого отношения к эффективности труда и технологии производств.
Все в меньшей степени выполняя основные функции воспроизводства рабочей силы и стимулирования труда, заработная плата как экономическая категория может превратиться в вариант социального пособия, которое не связано с результатами и качеством работы, квалификацией специалиста, сложностью выполняемых операций и степенью ответственности. Это ведет к тому, что организация производства
лишается одного из мощных рычагов повышения его эффективности.
Восстановлению воспроизводственной функции заработной платы может способствовать реальное ее повышение до стоимости рабочей силы, приближение ее минимального размера к прожиточному минимуму, а затем и к потребительскому бюджету. Это должно фиксироваться в коллективно-договорных решениях и неукоснительно выполняться всеми сторонами, подписавшими соглашение. Будучи категорией не только экономической, но и социальной, она призвана обеспечить работнику достойный гражданина России социальный статус.
По мнению автора, сегодня наиболее актуально применение гибких автономных систем оплаты труда, гарантирующих работающему человеку получение минимального размера оплаты труда. А его профессионализм, квалификация, результативность работы, личностные качества могут учитываться с помощью специально разработанной системы отражающих их коэффициентов. Постоянная часть заработка призвана обеспечивать сотруднику стабильность в работе и доходах, а переменная - способствовать развитию творческих начал в трудовой деятельности и служить основой результативности его труда.
Такой подход к формированию механизма оплаты труда позволяет решить основную задачу организации заработной платы, а именно: использовать гибкие системы, определять критерии и размеры доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия, разработать системы должностных окладов служащих и специалистов, обосновать показатели и порядок премирования сотрудников.
В условиях рыночной экономики практическое осуществление мер по совершенствованию организации оплаты труда, безусловно, основывается на соблюдении таких экономических законов, как закон о возмещении затрат на воспроизводство рабочей силы и закон стоимости. Их требования определяют систему регулирования оплаты труда и таких ее принципов, как:
■ оплата по затратам и результатам труда, когда его эффективность служит основой формирования заработной платы сотрудника. Оплата в соответствии с количеством и качеством труда - это конечная цель реформы организации заработной платы;
■ повышение уровня оплаты труда на базе роста эффективности производства, производительности труда;
■ опережающий рост производительности общественного труда (повышающаяся производительность труда) по сравнению с ростом заработной платы, который призван обеспечить накопление средств для дальнейшего расширения производства;
■ материальная заинтересованность в повышении эффективности труда (следует из закона повышающейся производительности труда и закона стоимости), которая ведет к качественным изменениям в работе всего хозяйственного механизма.
Политика доходов как направление государственного регулирования - одно из средств воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости. Цена, спрос и предложение труда, норма прибыли, конкуренция, будучи факторами саморегулирования рынка труда, формируют доход населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты Запада признают факт неравенства в их распределении. При
этом под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом — общую сумму денег, заработанную или полученную другим путем в течение какого-либо периода времени.
Переход к рыночной системе хозяйствования не означает неразберихи в формировании государственных расходов, которые состоят из госзакупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.). Трансфертные платежи — это денежные выплаты после перераспределения полученных от налогоплательщиков налоговых сумм конкретным членам общества в виде пособий по безработице, в связи с инвалидностью, уходом за детьми и т.д.
Сущность политики доходов заключается в установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы, который будет способствовать выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой. Конкретная формулировка отдельных ее положений в разных странах различна. На практике не существует двух полностью идентичных вариантов развития политики доходов. Механизмы осуществления и формы ее проявления определяются:
■ социально-экономическим и политическим развитием той или иной страны;
■ степенью и характером вмешательства государства в вопросы регулирования заработной платы;
■ традициями и практикой заключения коллективных договоров;
■ социальной напряженностью в обществе и т.п.
Для России создание новой, современной модели социальной политики и использование накопленного в данной области опыта развитых стран Запада и Востока имеет огромное значение. При более конкретном его анализе предстоит по многим вопросам делать выбор между направлениями, закрепленными в практике США, стран Западной Европы и Японии. При этом ни одну, казалось бы, даже идеальную модель, функционирующую в условиях другого государства, не удастся реализовать в России в неизмененном виде.
Предстоит разработать соответствующую российским условиям концепцию социальной политики, способную решить множество существующих проблем. В том числе и проблему исторической ответственности государства за перемены в социальном положении населения в целом и отдельных составляющих его групп. Для этого требуется:
а) четко определить границы обеспечиваемых государством базовых социальных гарантий;
б) выделить главные приоритеты социальной политики, ориентированной, как заявлено, на формирование среднего класса при адресной дифференцированной помощи малообеспеченным и прогрессивном налогообложении богатых;
в) разработать конкретные механизмы смягчения заложенных в самой идее социального государства противоречий между социальным и правовым принципами российской государственности, а также достижения баланса между централизацией, правами и интересами субъектов Федерации и местного самоуправления;
г) оставить за государством право устанавливать пределы социализации и допустимой степени либерализации, открытости экономики на каждом конкретном этапе ее развития.
Самоустранение государства от регулирования социально значимых вопросов [оплаты труда во внебюджетной сфере, установления цен на общественно значимые товары (например, продукты питания) и т.п.], стремление решать достаточно широкий круг проблем рыночными методами, переложив ответственность на органы самоуправления и на самого человека, вполне естественны для рыночных экономик. И развитие структур гражданского общества становится одним из основных условий повышения ответственности человека за собственное материальное благополучие.
Для нормализации социальной ситуации в различных регионах страны целесообразно определить на федеральном уровне лишь минимальные государственные стандарты по основным видам социального обслуживания населения, в соответствии с которыми будет осуществляться политика их финансового выравнивания. Она предполагает: выравнивание условий бюджетного финансирования социально значимых расходов; поддержку социальных реформ и активного социального развития проблемных регионов; адаптацию социальных реформ к северным и другим территориям с особыми условиями проживания (пустынные, высокогорные и т.п.).
Весьма полезным в данном случае может оказаться программно-целевой метод решения социальных задач, характерных для каждого от-
дельного периода: кризиса, стабилизации, подъема экономики. На нынешнем этапе их, жестко увязанных между собой, не менее 15-20 (проблемы с продовольственными и непродовольственными товарами, развития сферы услуг, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, страхования и т.д.). По каждому направлению предстоит разработать региональные программы, учитывающие местные социальные нормативы. В число первоочередных задач законотворческой деятельности в связи с этим выдвигаются:
■ возвращение к практике социального планирования и разработки программ социальных преобразований для достижения долгосрочных многовариантных народнохозяйственных целей;
■ организационное упорядочение разработки основополагающих нормативных актов, обеспечивающих правовую базу для дальнейшего развития социальных реформ.
России предстоит овладеть методами формирования и реализации государственной социальной политики в условиях борьбы политических партий и движений, конкуренции программ. Актуальной остается проблема достижения в обществе консенсуса на возможно более широкой основе и принципах поиска согласия по отдельным конкретным вопросам рационализации ее курса.
Социальная политика современна и гуманистична лишь тогда, когда умело вбирает в себя интересы классов и различных социальных групп населения, гармонизирует их и тем самым обеспечивает стабильность общества, уверенность людей в завтрашнем дне, порождает оптимизм и желание жить и трудиться.
Литература
1. Бобков В.Н. Уровень жизни населения России: межстрановой, общероссийский и региональный контексты (2000—2009 гг.) // Социальная политика и социальное партнерство. 2010. № 10.
2. Российская газета. 27.04.2010.
3. Качество и уровень жизни населения в новой России (1991—2005 гг.) / В.Н. Бобков (рук. авт. кол.) и др. М.: Всероссийский центр уровня жизни, 2007.
3. Климантов С.Б., Ковалевич М.К. Перспективы социальной политики в бюджете 2006 г.: меняем курс или уточняем прежний // ЭКО. 2005. № 11.
4. Политика доходов и заработной платы : учебник / под ред. П.В. Савченко и Ю.П. Кокина. М.: Юристъ, 2000.
5. Роик В. Социальная модель государства: опыт западноевропейских стран выбор России // Человек и труд. 2005. № 12.
6. Социальные стандарты качества жизни : сборник статей / под общ. ред. А.В. Очировой, В.Н. Бобкова, Н.С. Григорьевой. М.: МАКС Пресс, 2008.
7. Шевяков А. Социальное неравенство, бедность и экономический рост // Общество и экономика. 2005. № 3.