Научная статья на тему 'РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К УВЕЛИЧЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К УВЕЛИЧЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕТИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пухов Д.Н., Царева А.В., Малинин А.В.

Цель исследования - выявление факторов влияния семьи, способствующих повышению уровня физической активности учащихся подростков возрастной группы 15 лет. Методика и организация исследования. Эксперимент основан на данных анкетного опроса школьников обоих полов возрастной группы 15 лет, проведенного в 2022 г. с использованием методологии международного проекта Health Behaviour in School-aged Children (HBSC). Для проведения исследования сотрудниками ФГБУ СПбНИИФК был разработан специальный веб-сервис, позволяющий осуществлять процедуру опроса, а также обрабатывать и анализировать полученные результаты с использованием облачной базы данных. В рамках исследования анализировались ответы на вопросы относительно объема физической активности школьников в течение недели, а также их субъективные оценки вовлеченности семьи в различные виды совместной активности. Для оценки уровня достоверности различий использовался критерий χ2. Результаты исследования и выводы. Полученные данные позволили выявить виды совместной семейной деятельности, участие в которых оказывает влияние на уровень физической активности 15-летних школьников. На основании сравнения групп минимальной и максимальной вовлеченности в занятия физической активностью были выявлены наиболее влиятельные факторы воздействия на уровень физической активности, различия в воздействии данных факторов у мальчиков и девочек, а также факторы, не оказывающие прямого воздействия. Для девочек наиболее влиятельными факторами оказались возможности укрепления семейной солидарности. Для мальчиков значимыми оказались факторы целенаправленной физически активной деятельности в семье: участие в играх и совместный спорт. Наибольшее воздействие на обе группы оказывают совместные семейные занятия спортом и участие в некомпьютерных играх.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пухов Д.Н., Царева А.В., Малинин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SOCIAL SUPPORT OF THE FAMILY IN THE FORMATION OF MOTIVATION TO INCREASE THE PHYSICAL ACTIVITY OF SCHOOL-AGE CHILDREN

Objective of the study was to identify factors of family influence that contribute to an increase in the level of physical activity of adolescent students in the age group of 15 years. Methods and structure of the study. The experiment is based on data from a questionnaire survey of schoolchildren of both sexes in the age group of 15 years, conducted in 2022 using the methodology of the international project Health Behavior in School-aged Children (HBSC). To conduct the study, the employees of the Saint-Petersburg scientific-research institute for physical culture developed a special web service that allows you to carry out the survey procedure, as well as process and analyze the results using a cloud database. The study analyzed answers to questions about the amount of physical activity of schoolchildren during the week, as well as their subjective assessments of family involvement in various types of joint activity. To assess the level of significance of differences, the χ2 test was used. Results and conclusions. The data obtained made it possible to identify types of joint family activities, participation in which affects the level of physical activity of 15-year-old schoolchildren. Based on the comparison of groups of minimal and maximal involvement in physical activity, the most influential factors influencing the level of physical activity, differences in the impact of these factors in boys and girls, as well as factors that do not have a direct impact, were identified. For girls, the most influential factors were opportunities to strengthen family solidarity. For boys, factors of purposeful physical activity in the family turned out to be significant: participation in games and joint sports. Both groups are most affected by joint family sports and participation in non-computer games.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К УВЕЛИЧЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОМ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К УВЕЛИЧЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК/UDC 37.062.5

Поступила в редакцию 19.07.2023 г.

Д.Н. Пухов1

Кандидат экономических наук А.В. Царева1 А.В. Малинин1

1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

ROLE OF SOCIAL SUPPORT OF THE FAMILY IN THE FORMATION OF MOTIVATION TO INCREASE THE PHYSICAL ACTIVITY OF SCHOOL-AGE CHILDREN

D.N. Pukhov1 PhD A.V. Tsareva1 A.V. Malinin1

1Saint-Petersburg scientific-research institute for physical culture, St. Petersburg

Информация для связи с автором: skorobey64@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - выявление факторов влияния семьи, способствующих повышению уровня физической активности учащихся подростков возрастной группы 15 лет.

Методика и организация исследования. Эксперимент основан на данных анкетного опроса школьников обоих полов возрастной группы 15 лет, проведенного в 2022 г. с использованием методологии международного проекта Health Behaviour in School-aged Children (HBSC). Для проведения исследования сотрудниками ФГБУ СПбНИИФК был разработан специальный веб-сервис, позволяющий осуществлять процедуру опроса, а также обрабатывать и анализировать полученные результаты с использованием облачной базы данных. В рамках исследования анализировались ответы на вопросы относительно объема физической активности школьников в течение недели, а также их субъективные оценки вовлеченности семьи в различные виды совместной активности. Для оценки уровня достоверности различий использовался критерий х2. Результаты исследования и выводы. Полученные данные позволили выявить виды совместной семейной деятельности, участие в которых оказывает влияние на уровень физической активности 15-летних школьников. На основании сравнения групп минимальной и максимальной вовлеченности в занятия физической активностью были выявлены наиболее влиятельные факторы воздействия на уровень физической активности, различия в воздействии данных факторов у мальчиков и девочек, а также факторы, не оказывающие прямого воздействия. Для девочек наиболее влиятельными факторами оказались возможности укрепления семейной солидарности. Для мальчиков значимыми оказались факторы целенаправленной физически активной деятельности в семье: участие в играх и совместный спорт. Наибольшее воздействие на обе группы оказывают совместные семейные занятия спортом и участие в некомпьютерных играх.

Ключевые слова: физическая активность, дети школьного возраста, вовлеченность в занятия физической культурой и спортом, взаимоотношения в семье.

Abstract

Objective of the study was to identify factors of family influence that contribute to an increase in the level of physical activity of adolescent students in the age group of 15 years.

Methods and structure of the study. The experiment is based on data from a questionnaire survey of schoolchildren of both sexes in the age group of 15 years, conducted in 2022 using the methodology of the international project Health Behavior in School-aged Children (HBSC). To conduct the study, the employees of the Saint-Petersburg scientific-research institute for physical culture developed a special web service that allows you to carry out the survey procedure, as well as process and analyze the results using a cloud database. The study analyzed answers to questions about the amount of physical activity of schoolchildren during the week, as well as their subjective assessments of family involvement in various types of joint activity. To assess the level of significance of differences, the x2 test was used.

Results and conclusions. The data obtained made it possible to identify types of joint family activities, participation in which affects the level of physical activity of 15-year-old schoolchildren. Based on the comparison of groups of minimal and maximal involvement in physical activity, the most influential factors influencing the level of physical activity, differences in the impact of these factors in boys and girls, as well as factors that do not have a direct impact, were identified. For girls, the most influential factors were opportunities to strengthen family solidarity. For boys, factors of purposeful physical activity in the family turned out to be significant: participation in games and joint sports. Both groups are most affected by joint family sports and participation in non-computer games.

Keywords: physical activity, school-age children, involvement in physical culture and sports, family relationships.

Введение. Исследование мотивации к физической активности и занятиям физической культурой и спортом детей и подростков школьного возраста с необходимостью должно учитывать особенности соответствующего возрастного периода, физиологические, психологические и социальные характеристики различных периодов детского и подросткового возраста, а также особенности переживаемых в эти периоды возрастных кризисов. Подростковый возраст является особенно значимым с точки зрения увеличения учебных нагрузок, возрастания

ожиданий от школьной успеваемости, изменения взаимоотношений с семьей и сверстниками, адаптации к физическим, социальным и эмоциональным переменам, связанным с взрослением и половым созреванием, а также большей самостоятельности и ответственности. В данной работе рассматриваются факторы влияния семьи на уровень физической активности девочек и мальчиков 15-летнего возраста.

Хотя границы подросткового возраста и время прохождения кризисов взросления каждого школьника индивидуальны,

именно период 15 лет обозначается во многих отечественных и международных исследованиях как особое, кризисное время развития. Проблемы периодизации подросткового возраста исследовали Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Авдеева, В. Г. Казанская, С. А. Березин, И. В. Дубровина, Л. С. Славина и пр.

Основываясь на концепции изменения ведущих форм деятельности, Д. Б. Эльконин разделяет подростковый возраст на два этапа: средний школьный возраст, когда определяющей деятельностью является общение (11-15 лет), и старший школьный возраст (15-17 лет), где ведущими являются учебная и профессиональная деятельность. Кризис 15 лет, по мнению Элько-нина, является периодом перехода от преобладающего интереса к общению к практически-ориентированной деятельности [1].

Данные международных исследований также отмечают специфику 15-летнего возраста, выявляя рост таких явлений, как снижение удовлетворенности собственной жизнью, рост жалоб на состояние здоровья, снижение самооценки психического благополучия (особенно у девочек) и увеличение трудностей переживания школьной нагрузки [2].

Цель исследования - выявление факторов влияния семьи, способствующих повышению уровня физической активности учащихся подростков возрастной группы 15 лет.

Методика и организация исследования. Важность оценки влияния семейного взаимодействия на 15-летних школьников определяется необходимостью изучить роль семьи в период, когда у подростков формируются навыки независимости, ответственности и принятия «взрослых» решений и выявить те аспекты семейного взаимодействия, которые оказывают влияние на уровень физической активности подростков. В 2022 г. сотрудниками ФГБУ СПбНИИФК был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 462 мальчика и 418 девочек 15 лет из школ Екатеринбурга, Чебоксар, Иркутска и Иркутской области. Анкетирование проводилось с использованием опросной методологии международного проекта Health Behaviour in School-aged Children (HBSC). Процедура анкетирования осуществлялась с помощью разработанного ФГБУ СПбНИИФК специального программного обеспечения для сбора, обработки и анализа анкетных данных. При оценке влияния факторов воздействия семьи использовалась оценка уровня достоверности различий по критерию х2.

Для определения уровня вовлеченности школьников в физическую активность в ходе анкетирования был задан вопрос «Сколько дней за последние 7 дней ты занимался физически активной деятельностью не менее 60 мин в день? Пожалуйста, посчитай общее время всех видов активности за каждый день недели». Согласно полученным данным (см. рисунок), среди девочек наибольшее число занимается физически активной деятельностью 2 (19,6%) или 3 (21,8%) дня в неделю, наиболее физически активными, т.е. занимающимися 7 дней в неделю, оказались только 7,9% девочек. В группе мальчи-

7 дней 6 дней 5 дней 4 дня 3 дня 2 дня

1 день 0 дней

13,2

10,0 ~ 10,8

12,7

14,3

21,8

24,2

15.8

И 19,6

И 11,5

10

15

20

25

30

□ Мальчики □ Девочки

Уровень вовлеченности в занятия физической активностью мальчиков и девочек 15 лет (%)

ков наибольшее число практикуют физическую активность 3 дня в неделю (24,2%), практически поровну занимаются 2 дня (15,8%) и 4 дня (14,3%). Однако значительное число мальчиков - 13,2% - занимаются все 7 дней в неделю.

С целью выявления факторов семейной деятельности, влияющих на физическую активность школьников, для дальнейшего сравнения из групп опрошенных мальчиков и девочек были выделены две подгруппы: минимально вовлеченные (занимающиеся 0-1 день в неделю) и максимально вовлеченные (занимающиеся 6-7 дней в неделю). В этих подгруппах были проанализированы ответы на вопросы, отражающие вовлеченность школьников в различные виды совместной деятельности, каждый из которых рассматривался как отдельный фактор. Частота видов совместной с семьей деятельности оценивалась по пятизначной шкале со значениями «Никогда», «Реже раза в неделю», «Раз в неделю», «Почти каждый день», «Каждый день». На третьем этапе был проведен анализ выделенных факторов в группах минимально и максимально вовлеченных в физическую активность мальчиков и девочек методом построения таблиц сопряженности и расчета достоверности различий с использованием критерия х2.

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные данные позволили сделать сравнение между группами максимально и минимально вовлеченных в физическую активность мальчиков и девочек и провести оценку достоверности различий. Таким образом, были выявлены различия в воздействии на подростков тех или иных факторов семейной деятельности: факторы, не оказывающие воздействие (различия групп недостоверны), факторы, оказывающие воздействие (различия достоверны как для мальчиков, так и для девочек) и факторы, оказывающие влияние на подростков определенного пола. Результаты представлены в таблице.

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Таблица 1. Достоверность различий в воздействии факторов семейной деятельности в группах максимальной и минимальной вовлеченности в физическую активность 15-летних школьников по критерию х2

Вид семейной деятельности Результат оценки достоверности

Мальчики Девочки

«Смотрим вместе телевизор или видео» Различия недостоверны Различия недостоверны

«Играем вместе в помещении» Различия достоверны (р<0,01) Различия достоверны (р<0,05)

«Играем вместе в компьютерные игры» Различия недостоверны Различия недостоверны

«Едим вместе» Различия недостоверны Различия достоверны (р<0,05)

«Гуляем вместе» Различия недостоверны Различия достоверны (р<0,05)

«Ходим куда-либо вместе» Различия недостоверны Различия достоверны (р<0,01).

«Ходим вместе в гости к друзьям или родственникам» Различия недостоверны Различия достоверны (р<0,01)

«Занимаемся вместе спортом» Различия достоверны (р<0,01) Различия достоверны (р<0,01)

«Сидим и разговариваем о чем-либо вместе» Различия недостоверны Различия недостоверны

86

http://www.teoriya.ru

№10 • 2023 Октябрь | October

Для группы мальчиков значимыми оказались всего два фактора - участие в совместных играх (не компьютерных) и совместные семейные занятия спортом, при этом достоверность воздействия данных факторов максимальна (р<0,01). Воздействие остальных факторов на вовлеченность мальчиков в физическую активность не подтвердилось. Для девочек наиболее значимыми (р<0,01) оказались факторы «Ходим куда-либо вместе», «Ходим вместе в гости к друзьям или родственникам» и «Занимаемся вместе спортом». Также на группу девочек оказывают воздействие факторы участия в совместных играх, совместном употреблении пищи и прогулках (р<0,01). Ни в одной группе не подтвердилось влияние на вовлеченность в физическую активность совместных компьютерных игр, совместного просмотра телевидения и видео и общих разговоров.

Вывод. Анализ достоверности различий позволяет выявить факторы влияния семьи на вовлеченность школьников в физическую активность, а также определить различия во влиянии факторов на мальчиков и девочек. Для девочек наиболее влиятельными оказались возможности укрепления семейной солидарности: семейные прогулки, совместные поездки к родственникам, совместный прием пищи и игры (некомпьютерные). Для мальчиков значимыми оказались только два фактора целенаправленной физически активной деятельности в семье: участие в играх и совместный спорт. Просмотр

телевизора и видео, компьютерные игры и семейные разговоры в обоих случаях воздействия не оказывают.

Таким образом, в период кризиса взросления и выхода из подросткового возраста сохраняется значительное влияние семьи и ее установок на здоровый образ жизни, особенно важными становятся организованные совместные действия и виды совместной активности, обеспечивающие живой пример, солидарность и социальную поддержку для подростков в период перехода к юношескому возрасту.

Литература

1. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды. - Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - С. 66-86.

References

1. Elkonin D.B. K probleme periodizatsii psikhicheskogo razvitiya v dets-kom vozraste [On the problem of periodization of mental development in childhood]. Psikhicheskoye razvitiye v detskikh vozrastakh: izbranny-ye psikhologicheskiye trudy. Moscow: Institut prakticheskoy psikhologii publ.; Voronezh: NPO MODEK publ., 1997. pp. 66-86.

2. Inchley J., Currie D., Budisavljevic S., Torsheim T., Jastad A., Cosma A. et al. V tsentre vnimaniya zdorovye i blagopoluchiye podrostkov. Rezultaty issledovaniya «Povedeniye detey shkolnogo vozrasta v ot-noshenii zdorovya» (HBSC) 2017/2018 gg. v Yevrope i Kanade [Focus on adolescent health and well-being. Results of the Health Behavior in School-aged Children (HBSC) survey 2017/2018 in Europe and Canada]. Mezhdunarodnyy otchet. Vol. 1. Osnovnyye rezultaty. Copenhagen: Yevropeyskoye regionalnoye byuro VOZ publ., 2020. p. 8.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕРРЕНКУРА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Доктор педагогических наук, доцент Ю.В. Богинская1

1Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Симферополь

УДМ^С 796.01

Ключевые слова: терренкур, специальная медицинская группа, адаптивная двигательная рекреация, нарушения опорно-двигательного аппарата.

Введение. В Крымском федеральном университете им. В. И. Вернадского ежегодно увеличивается количество студентов с инвалидностью, не только приехавших на обучение, но и желающих воспользоваться лечебно-оздоровительными ресурсами Крыма. Такие возможности предоставляют климатотерапия и ландшафтотерапия, в том числе и терренкуры. Терренкур полезен при восстановлении после травм, для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Насыщенный фитонцидами воздух, благоприятный микроклимат Южного берега Крыма позволяют проводить дозированные физические нагрузки в виде пешеходных прогулок круглогодично. Важно отметить, что для такой категории, как студенты с ДЦП, необходимо учитывать рельефные возможности и доступность терренкуров, особенно в горной местности. Особая ценность терренкура состоит в том, что это дозированная лечебная ходьба на свежем воздухе [2, с. 29].

Цель исследования - анализ возможностей терренкуров Южного берега Крыма, доступных для студентов с детским церебральным параличом (ДЦП).

Методика и организация исследования. Физиологические параметры, индивидуальные характеристики биоэлектрической активности мозга и мышц, психоэмоциональное состояние 12 студентов с ДЦП до и после терренкуров оценивалось с помощью комплекса беспроводного мониторинга электрофизиологических сигналов «Колибри».

POSSIBILITIES OF TERRENKUR IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES WITH STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP

Dr. Hab., Associate Professor Yu.V. Boginskaya1 1V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol

Поступила в редакцию 01.08.2023 г.

Результаты исследования и их обсуждение. Параметрами для анализа доступности терренкуров для студентов с ДПЦ выступили: рельеф местности и метеорологических изменений посезонно, крутизна подъемов и спусков, характер растительности. Наиболее доступными и оздоровительными для студентов с ДЦП были определены такие терренкуры, как Царская (Солнечная) тропа, Массандровский парк [1, с. 30], Никитский ботанический сад (с зонами эфирномасличных растений).

Результаты проведенного исследования показали, что у студентов специальной медицинской группы после серии терренкуров улучшились показатели психоэмоционального состояния: самочувствие, активность и настроение. Показатели сердечнососудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата будут проанализированы после завершения серии осенних терренкуров, так как требуют более длительного исследования.

Выводы. В результате исследования отобраны три наиболее доступных и эффективных для обучающихся с ДЦП терренкура. Важно отметить, что проводимые зимние и весенние терренкуры повысили и посещаемость занятий по физической культуре среди студентов специальной медицинской группы. Литература

1. Гавенко Т.В. Сезонные особенности микроклимата парков ЮБК на примере Массандровского парка и терренкура в нем / Т.В. Гавенко // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Биология. Химия. - 2017. - №4. - С. 28-46.

2. Макарова Э.В. Эффективность применения терренкура в процессе учебных занятий физической культурой и спортом со студентами-инвалидами / Э.В. Макарова, Р.К. Ханбабаев, В.И. Дубатовкин, Е.Н. Олейник, С.Ю. Никитченко // Глобальный научный потенциал. - 2018. - № 10 (91). - С. 29-32.

Информация для связи с автором: yuliya-boginskaya@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.