%
<n
тН
о
(N
УДК 332.1 ББК 65.04
В.М. Багинова В.А. Рубан
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СБАЛАНСИРОВАННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА
Рассматриваются проблемы сбалансированного развития территориально-отраслевых экономических систем региона. Показано, что основой такого развития является социальная ответственность субъекта.
Ключевые слова: баланс; территориально-отраслевая экономическая система; развитие; потенциал; социальная ответственность.
V.M. Baginova V.A. Ruban ROLE OF SOCIAL RESPONSIBILITY IN SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION
The article deals with problems of sustainable development of territorial and industry-specific economic systems of the region. It demonstrates that social responsibility of the economic entity is the basis for the development.
Keywords: balance; territorial and industry-specific economic system; development; potential; social responsibility.
SSI
Zsl
KS г
g|l'
H5i
НА
ОЙ"
%<s ^ 1
5s 1
^ n £
S I
8s! ИН 25 о
ChO!
£sl|
E40 I ЙИ-І See
К
H
H
о
H
PQ
CO
H
Под балансом понимается соотношение взаимосвязанных показателей элементов системы. Обычно данные показатели носят количественный характер. В экономике сущность балансирования сводится к достижению равновесия, уравновешиванию элементов системы или совокупности их воздействия на конечный результат. Под балансом развития территориально-отраслевой экономической системы автор понимает такое задействование социального и экономического потенциала, которое позволит обеспечить стратегический рост привлекательности.
В настоящее время можно отметить как внутренний дисбаланс в составляющих элементах потенциала (в социальном и экономическом), так и внешний дисбаланс между данными элементами.
Это привело к тому, что в некоторых системах наблюдается избыточность социального потенциала (при резкой потере экономического). В результате мощности потенциала не используются и становятся не эффективными. Примером здесь является ЖКХ, мощность которого в некоторых поселениях задействована не более чем на 10%.
Причиной внешнего дисбаланса является также не рациональная структура инвестиций. В отраслевой структуре инвестиций РБ в последние годы наблюдается ярко выраженная тенденция увеличения доли инвестиций в отрасли, оказывающие услуги: здравоохранение, образование, коммунальное хозяйство, государственное управление. В целом рост доли инвестиций в эти отрасли увеличился с 40% в 2006 г. до 50% в 2009 г. Анализ инвестиций по источникам финансирования также показывает, что наибольшая доля инвестиций — около 45% — приходится на бюджетные средства, которые в основном направлялись в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности. В этих условиях возникает проблема обеспечения качества
© В.М. Багинова, ВА. Рубан, 2012
%
СО будущего экономического роста. Возник инвестиционный «перегрев» в
социальный потенциал [1].
Автор считает, что сбалансированность развития, как экономичес-М| кая категория, носит дуалистический характер, определяемый соотно-
^ шением объективной и субъективной составляющих.
5^ Сбалансированность развития принимает объективный характер в
ограничениях и нормативных рамках (законах, стандартах и т.д.), устанавливаемых в правовом поле на уровне субъекта оценивающего и управляющего сбалансированностью развития. В качестве таких субъектов выступают органы власти (государственной и муниципальной), субъекты мезоуровня (прежде всего, отраслевые нормы и стандарты), корпорации и предприятия, общественные организации, население. Объективность критериев сбалансированности развития устанавливаемых субъектами относительна, так как их установление основано на стратегии и политике развития, а также ограничениях технического, финансового и другого характера. В связи с чем, только малая доля критериев сбалансированности развития признана на международном уровне в качестве стандартов международных отношений. В частности, данные критерии достаточно хорошо разработаны в области товарообмена.
Субъективный характер сбалансированность развития принимает из-за разницы методологических подходов к определению ее сущности, а также целей, стратегий, методов, механизмов и инструментов управления ею.
Сбалансированность развития является одной из характеристик развития социально-экономической системы, наряду с устойчивостью, стабильностью, конкурентоспособностью и т.д. В зависимости от постановки цели исследования проблемы каждая из перечисленных характеристик может являться основной (обобщающей), а все остальные — частными характеристиками [2].
Поставив во главу угла сбалансированность развития можно опреде-; лить остальные характеристика через ее призму:
1. Устойчивость — это такое состояние социально-экономической ой § системы, которое гарантирует определенный уровень сбалансированнос-
^ ^ | ти развития в любых условиях.
рЙ! 2. Стабильность — это такое состояние социально-экономической
о*! системы, которое гарантирует заданные темпы развития при сохране-
в ^ | нии уровня сбалансированности развития.
§к§ 3. Конкурентоспособность — это такое состояние социально-эконо-
в мической системы, которое гарантирует сбалансированность развития
з выше, чем в других оцениваемых системах.
к®Э Сбалансированность развития, как и многие другие экономические
категории (например, цена, качество, потенциал и т.д.) проявляется только в момент возникновения к ней интересов со стороны субъектов 23 экономических отношений.
На управление сбалансированностью развития влияют также специфические факторы (региональные, корпоративные, личностные). К региональным субъективным факторам можно отнести менталитет населения, философское и религиозное мировоззрение, этнические особенности, национальные традиции (в том числе, привычки в потреб-со лении продуктов и услуг) и др. К корпоративным факторам относится
Н политика менеджмента, уровень социальной ответственности собствен-
ника, политические амбиции и др.
Автор считает, что в основу концепции управления сбалансированностью развития должна лежать социальная ответственность субъекта.
О
н
%
тН
о
<М
«К1
2нё Яч >
МнЗ|
нйе
«31
оК
^ 1
5к 1
^ Л £ ё§! ь Е
« цт I
8Н! й§ о
ЕнО а
*МЦ МО I £И4
нее
и
н
н
о
н
м
со
Н
Под социальной ответственностью в целом понимается осознание субъектом своей роли в экономических и социальных отношениях общества и обеспечение баланса интересов при достижении общей цели развития.
В области сбалансированности развития социальная ответственность будет заключаться в формировании системы интегрированного управления субъектами социально-экономической системы в рамках баланса взаимных воздействий, не нарушающих и восстанавливающих функционирование социально-экономической системы (в случае наличия возмущений) в целом, а также отдельных ее элементов.
Социальная ответственность проявляется в разных континуумах, основными из которых являются отношения в техническом, экономическом и политическом проявлениях сбалансированности развития.
Известно, что ответственность — это отношение зависимости человека или организации от чего-то, что воспринимается им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Одной из таких частных форм ответственности является социальная ответственность — склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей и социального целого, а не в узкоэгоистических интересах, придерживаться принятых норм и исполнять ролевые обязанности [3].
Нам представляется, что ответственность в рыночной экономике формируется в результате участия субъекта в социальном процессе.
На субъект социального процесса оказывают влияние внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам относятся: традиции, тенденции, политика и конъюнктура социальных процессов в государстве. Именно внешняя среда оказывает первоначальное побуждающее влияние на ответственность субъектов.
К внутренним факторам относятся: потребности, интересы, политика и стратегии субъектов социального процесса. Изменение понимания ответственности у субъектов происходит, прежде всего, из-за смены текущих и стратегических потребностей участников.
Территориально-отраслевая экономическая система — это определенная упорядоченная совокупность субъектов экономической деятельности, объединенная между собой экономическими и не экономическими интересами. Экономические интересы — побудительные мотивы хозяйственной деятельности субъектов территориально-экономической системы, обусловленные их местом в системе отношений собственности и общественного разделения труда.
В качестве побудительных мотивов экономической деятельности для всех субъектов экономического процесса могут быть интересы не экономического характера, прежде всего:
- политические интересы, выраженные в развитии государства и корпорации;
- социальные интересы, выраженные в развитии общества;
- интересы индивидуумов, выраженные в развитии семьи и личности.
Таким образом, автор считает что «социальная ответственность» —
это понимание необходимости и взятие на себя обязательств субъектами территориально-экономической системы в рамках совокупного эффективного использования экономических ресурсов при предоставлении и использовании услуг в ходе социального процесса.
Признаки классификации ответственности и их формы достаточно широки (табл.).
Ключевым в данной классификации является то, что ответственность формируется совокупностью административно-нормативных, экономи-
%
тН
о
<М
ко-организационных и этико-психологических методов, позволяющих обеспечить качество развития территориально-экономической системы. Формы социальной ответственности
«351
2нё Яз =
Н£ї
«Зі
Ен^ І
Ой"
^ 1
5к 1
^ Л £ ё§|
« VI
8Н! Й§ О
УЛ*
ЕнО а
£мц
МО I £И4
Н®Є
И
н
н
о
н
м
со
Н
Признаки классификации Формы
По субъекту Личная
Групповая (общественная)
Корпоративная
Государственная (муниципальная)
По источнику Долг
Обязательства
Договор
Инициатива
По методу регулирования Административно-нормативная
Экономико-организационная
Этико-психологическая
По проявлению Активная
Пассивная
По персонификации Индивидуальная
Солидарная
По последствиям Экономическая
Правовая
Психологическая
По реализации Независимость
Подчинение партнерство
Важным является также необходимость использования методов партнерства при реализации ответственности субъектов.
В основу новой экономической парадигмы развития территориально-отраслевых экономических систем должны быть заложены следующие принципы:
1. Ответственность за базовые услуги. Социальные услуги в базовой части гарантированы для любого потребителя в любой части территории, в вариативной части дифференцированы, исходя из планово-рыночных возможностей субъектов рынка социальных услуг (государства, муниципалитетов, социальных учреждений, бизнеса, общественных организаций и населения).
2. Консолидированная финансовая ответственность. Финансовые взаимоотношения на рынке социальных услуг основаны на распределении государством потоков средств заработанных в результате использования человеческого потенциала в виде: непосредственных платежей населения, социальных налогов и социальных затрат предприятия из прибыли, затрат бюджетов всех уровней в виде полученных в виде прямых и косвенных налогов с населения и бизнеса. До сих пор все реформы (например, в ЖКХ, здравоохранении и т.д.) сводятся к перераспределению финансов по уровням и субъектам, что не несет долгосрочного эффекта. Очевидно, что стоит вернуться к проблеме солидарного финансирования с распределением обязанностей. В этом плане интересно развитие и перенос методов программно-проектного менеджмента на текущее функционирование и развитие социальной инфраструктуры.
3. Ответственность за качество услуг и процессов. Ключевой задачей системы социальных услуг является оформление понятий качества услуги на нормативном уровне. При этом, важнейшей частью стандарта качества услуги (процесса) является определение базовой части стандарта качества (задаваемой государством) и вариативной части стандарта качества (задаваемой потребителем).
%
(N
тН
О
(N
SS1
2нё Яч >
g|l'
«31
оК %<s ^ 1
5s 1
^ Л £ g§!
S I
8s! Й§ о
ЕнО а
£яц
МО I £И4
See
К
н
н
о
н
PQ
со
Н
4. Солидарная ответственность. Существенной составляющей партнерства является включение потребителя в процесс на всех этапах. В настоящее время включение потребителя в процесс происходит в директивной форме с предоставлением ему обязанностей. Ярким примером является навязывание идеологии энергосбережения, где потребитель обязан взять на себя контрольные функции по объемам услуг. Данный подход требует изменения идеологии отношений «производитель — государство — потребитель» и придание потребителю определенных полномочий и других возможностей участника производственной системы, в том числе, возможно, и стимулирования энергосбережения через снижение индивидуального тарифа.
5. Стратегическая ответственность. Вопрос стоит о формировании доступности, достаточности, обеспеченности и эффективности социальных услуг с позиций баланса интересов всех субъектов экономики и создание системы регулирования рынка социальных услуг.
Под достаточностью понимается наличие и прогноз необходимого для общества объема социальных услуг в течение всего стратегического планового периода. Доступность определяется техническими возможностями социальной инфраструктуры и экономическими возможностями потребителя. Под обеспеченностью автор понимает возможность оперативного реагирования социальной инфраструктуры на изменение текущего спроса потребителей, а также наличие мощностей на пиковые периоды спроса. Эффективность услуг определяется как ожидаемыми доходами и расходами на социальные услуги, так и стратегическим эффектом для субъектов.
Список использованной литературы
1. Беломестнов В.Г. Потенциал экономического роста регионов / В.Г. Беломес-тнов, А.А. Унгаев, В.А. Рубан. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ. — 2011. — 271 с.
2. Беломестнов В.Г. Методология управления потенциалом региональных социально-экономических систем / В.Г. Беломестнов. — СПб.: НПК РОСТ, 2005. — 228 с.
3. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 505 с.
References
1. Belomestnov V.G. Potentsial ekonomicheskogo rosta regionov / V.G. Belomest-nov, A.A. Ungaev, V.A. Ruban. — Ulan-Ude: Izd-vo VSGUTU. — 2011. — 271 s.
2. Belomestnov V.G. Metodologiya upravleniya potentsialom regional’nykh sotsial’no-ekonomicheskikh sistem / V.G. Belomestnov. — SPb.: NPK ROST, 2005. — 228 s.
3. Kratkii psikhologicheskii slovar’ / L.A. Karpenko, A.V. Petrovskii, M.G. Yaroshevskii. — Rostov n/D: Feniks, 1998. — 505 s.
Информация об авторах
Багинова Виктория Матвеевна — доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов и кредита, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Рубан Владимир Алексеевич — кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов и кредита, Восточно-Сибирский государственный университета технологий и управления, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Authors
Baginova Viktoria Matveevna — Doctor of Economics, Professor, Chairholder, Chair of Finance and Credit, East-Siberian State University of Technologies and Management, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
Ruban Vladimir Alekseevich — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Finance and Credit, East-Siberian State University of Technologies and Management, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].