УДК 338.8:338.24
© В.А. Рубан
Управление развитием территориально-отраслевой системы на основе повышения качества использования экономических ресурсов
В статье показаны проблемы современного этапа управления развитием территориально-отраслевой системы. В качестве основы методологии предложено повышение качества использования экономических ресурсов. Ключевые слова: территориально-отраслевая система, развитие, ресурсы, качество, социальная услуга.
© V.A. Ruban
Management of development of territorial and branch system on the basis of improvement of quality of use of economic resources
In article problems of present stage of management by development of territorial and branch system are shown. As a basis of methodology improvement of quality of use of economic resources is offered.
Keywords: territorial and branch system, development, resources, quality, social service.
Известно, что экономическая система - это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг [1]. Основу экономической системы составляет отраслевая система как основной производитель материальных благ и услуг и потребитель материальных и иных ресурсов. Второй составляющей экономической системы является территориальная система, являющаяся как базой для размещения отраслевой системы, так и самостоятельной составляющей экономической системы.
Автор предлагает в рамках социально-экономических систем выделять территориально-отраслевые системы, характеризующиеся преимущественной привязкой результатов функционирования (производимых продуктов и услуг) к конкретной территории и включением потребителей в процессы производства и использования услуг.
82
Основным отличием таких систем является ориентация на внутрирегионального (внутритерриториального) потребителя, определяющего базовую часть спроса на услуги системы. Вариативная, рассчитанная на внешних к системе потребителей, часть спроса у таких систем отсутствует совсем (коммунальное хозяйство) либо незначительна (жилищное хозяйство, здравоохранение, образование и т.д.). Этот фактор позиционирует и дифференцирует территориально-отраслевые системы в рамках экономических, ограничивая возможности их развития.
Другим важнейшим фактором выделения территориально-отраслевых систем в рамках социально-экономических систем является вовлечение потребителя в производственный процесс, определяющее конечную эффективность и качество предоставляемых (потребляемых) услуг. Степень вовлечения также различна - от полного вовлечения (ЖКХ, образование, здравоохранение) до частичного (культура, транспорт и т.д.).
Территориально-отраслевая система включает в себя население, бизнес, социальную инфраструктуру и другие составляющие.
Экономические ресурсы, используемые в территориально-отраслевой системе имеют различный уровень качества. Развивая известную в экономической теории концепцию неоднородности ресурсов и перехода массовых ресурсов в качественные, автор выдвигает гипотезу о динамичном изменении качества экономических ресурсов в накопленном произведенном социальном продукте (социальной услуге). Суть этой концепции в взаимовлиянии факторов, снижающих качество социальной услуги на каждом этапе процесса «производства-потребления», возникающих в свою очередь из-за не качественности экономических ресурсов данного передела.
Таким образом, управление качеством развития будет заключаться в выявлении факторов, влияющих на экономические ресурсы и их развитие (локализацию)
Основой оценки среды жизнедеятельности человека можно считать качество территориально-отраслевой системы (как базу для обеспечения жизнедеятельности) и качество жизни (как процесс использования данной базы).
Автор считает, что качество жизни населения является проявлением качества развития территориально-отраслевой системы в целом.
Под качеством развития социально-отраслевой системы автор понимает соответствие системы как требуемым запросам потребителей-субъектов системы, так и требуемым темпам роста показателей ее функционирования. Качество развития территориально-отраслевой системы выражается в организации среды жизнедеятельности для стратегических конкурентных преимуществ, обеспечивающих экономическую и социальную привлекательность.
Автор считает, что качество развития территориально-отраслевой системы состоит из структурной, ситуационной и процессной части (рис. 1).
Структурные (ресурсные)
Качество системы
Ситуационные (территориальные)
Процессные (организационные)
Качество фондов
- Основные средства
- Оборотные средства
Качество геоэкономики
- Климат
- Территориальное расположение
Качество инвестиций
- Диверсификационные
- Стратегические
Качество кадров
- Трудовые ресурсы
- Интеллектуальные ресурсы
Качество институтов
- Нормативно-правовое
- Система поддержки
Качество инноваций
- Технологическое
- Методическое
Качество экономики
- Издержки
- Тарифы
Качество отношений
- Экономическое
- Поведенческое
Качествоинформации
- Маркетинговое
- Техническое
Рис. 1. Структура качества развития территориально-отраслевых систем
В процессе развития территориально-отраслевых систем соотношение частей качества динамически изменяется.
По мнению автора, на изменение среды жизнедеятельности влияют экономические, политические и социальные факторы (табл. 1).
Таблица 1
Показатели оценки развития территориально-отраслевой системы как среды жизнедеятельности
Факторы Показатели оценки
Качество системы Качество жизни
Экономические Конкурентоспособность Уровень доходов
Бизнес-активность Развитие рынка
Развитие инфраструктуры Уровень накоплений
Политические Безопасность Самореализация
Самодостаточность Ролевой статус
Стабильность Стабильность
Социальные Миграция Культура
Общественная активность Толерантность
Демография Правопорядок
Сущность управления качеством территориально-отраслевой системы и качества жизни населения будет в таком случае заключаться в организации целенаправленного воздействия на факторы изменения системы жизнедеятельности региона и определения изменения показателей качества и уровня жизни населения при изменении данных факторов.
В соответствии со стандартом ИСО, жизненный цикл продукции включает 11 этапов, от маркетинга до утилизации после использования [2]. В отличие от продукции природа потребления социальных услуг помимо реального масштаба времени предполагает вовлеченность потребителя в процесс формирования качества. Особенности качества социальных услуг, по мнению автора, заключаются в значительном влиянии потребителя не только как обособленного субъекта, но и наличии обратной итерационной связи технологического характера, воздействующей как на экономические, так и на технические показатели качества услуг.
Качество услуг является социально-технико-экономической характеристикой и определяется как государственными стандартами, так и требованиями (стандартами) потребителей. При этом необходимо иметь возможность обеспечить не только базовый уровень качества - качество технического соответствия, но и запросы индивидуума - качество потребителя.
Автором проведен анализ влияния потребителей на качество услуг (табл. 2).
Таблица 2
Влияние потребителя на качество социальных услуг (%)
Отрасль Проектирование Производство Потребление Интегральная оценка
Образование 20 70 80 56,67
Культура 20 20 80 40,00
Здравоохранение 20 70 80 56,67
ЖКХ 40 30 60 43,33
Транспорт 40 30 30 33,33
Связь 40 10 20 23,33
Торговля 70 50 50 56,67
Бытовое обслужи- 40 30 30 33,33
вание
Данный анализ показывает, что качество услуг во многом зависит от правильности поведения потребителя.
Автором была выявлена тенденция «лагового» изменения качества территориально-отраслевой системы: инвестиции в качество дают отдачу с запаздыванием, по времени значительно превышающим общеэкономический инвестиционный лаг. Причины этого - высокая степень некачественности, а так же и субъективные проблемы ответственности. Также существует проблема эффективности использования инвестиционных ресурсов, часть из которых уходит в текущее потребление, а не на увеличение качества.
К основным принципам формирования качества развития территориально-отраслевых систем, относятся:
- непрерывность и итерационность;
- солидарность и вовлеченность;
- гибкость и адаптация;
- ответственность и партнерство.
В регионе должны целенаправленно осуществляться процессы, направленные на рост качества территориально-отраслевой системы и качества жизни населения.
Процессы, поднимающие качество развития системы: инновационные; инвестиционные; информационные; индустриальные [3]. Процессы, поднимающие качество жизни населения: экономические; экологические; этико-ориентированные; электоральные социальные процессы.
Методология управления развитием основана на выявлении и использовании экономических ресурсов территориально-отраслевой системы и формирования на их базе социальных услуг. Она будет заключаться в выявлении, оценке, формировании, использовании и наращивании экономических ресурсов (табл. 3).
Таблица 3
Этапы управления развитием территориально-отраслевой системы
Этап управления Содержание этапа
Выявление потребностей в ресурсах Прогнозирование развития экономики Прогнозирование инноваций в экономике
Оценка наличия Оценка ресурсной базы Прогнозирование инноваций
Выявление факторов воздействия на экономические ресурсы Социальные Экономические Политические
Управление факторами воздействия на экономические ресурсы Развитие Локализация
Оценка потенциала формирования ресурсов Прогнозирование развития ресурсной базы Планирование развития ресурсной базы
Формирование социальной ответственности Определение ответственности Принятие ответственности
Формирование партнерства в использовании ресурсов Социально-экономическое партнерство Инновационно-технологическое партнерство
Использование ресурсов Повышение производительности Снижение потерь Сбережение ресурсов
Оценка эффективности использования ресурсов в системе Оценка качества процессов использования Оценка качества структуры Оценка ситуационных показателей использования
Автором проведен анализ показателей качества экономических ресурсов в территориально-отраслевой системе Республики Бурятия (табл. 4).
Таблица 4
Оценка качества экономических ресурсов на этапах производственно-эксплуатационного цикла
Отрасль Проектирование Производство Потребление Интегральная оценка
Образование 0,8 0,7 0,6 0,70
Культура 0,8 0,9 0,6 0,77
Здравоохранение 0,5 0,5 0,5 0,50
ЖКХ 0,7 0,4 0,5 0,53
Транспорт 0,6 0,6 0,8 0,67
Связь 0,8 0,8 0,8 0,80
Торговля 0,9 0,8 0,7 0,80
Бытовое обслуживание 0,6 0,7 0,6 0,63
Исходя из данных характеристик, можно выделить территориально-отраслевые системы различного типа (табл. 5).
Таблица 5
Классификация территориально-отраслевых систем по характеристикам качества экономических ресурсов
Характеристики Типы социально-экономических систем регионов
Производительность Конкурентные, с производительностью на мировом уровне
Передовые, с высокой производительностью
Средние, с общеотраслевой производительностью
Отстающие с низкой производительностью
Эффективность Оптимальные по использованию экономических ресурсов
Эффективные по использованию экономических ресурсов
Приоритетные по использованию экономических ресурсов
Отстающие по использованию экономических ресурсов
Инновационность Лидеры, на уровне мировых тенденций использования экономических ресурсов
Межрегиональные, на уровне российских тенденций использования экономических ресурсов.
Региональные, на уровне региональных тенденций использования экономических ресурсов
Консервативные, на уровне отставания от тенденций использования экономических ресурсов
Данная классификация позволяет определить направления программы развития территориально-отраслевой системы.
Литература
1. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2008. - 480 с.
2. Международный стандарт ИСО 8402:1994 (E/F/R). Управление качеством и обеспечение качества: словарь. ИСО, 1994
3. Беломестнов В.Г. Методология управления потенциалом региональных социально-экономических систем. - СПб: НПК РОСТ, 2005. - 228 с.
Рубан Владимир Алексеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, (3012)211400. Адрес: 670013, Улан-Удэ, а/я 8014, e-mail: [email protected]
Ruban Vladimir Alekseevich, Phd, associate professor, department of finance and credit, East-Siberian State University of Technologies and Manage-ment.(3012)211440, 670013, Ulan-Ude, e-mail [email protected]