Существующие в настоящее время промышленные предприятия занимают территорию, не соответствующую сегодняшним производственным мощностям. В связи с этим необходима оптимизация застройки центральной части города — района Электромашины, Стекольного завода, Судостроительного завода, ЛВРЗ и других предприятий — с точки зрения сокращения производственных площадей, создание на их месте социальной и жилищных зон, а также зон озеленения. Общая площадь может составить в пределах 1 млн м2.
Ускоренный инновационный сценарий предусматривает, что к 2027 г. уровень обеспеченности населения жильем достигнет 29 м2 на одного жителя.
К ключевым механизмам реализации жилищной программы относятся: строительство муниципального социального жилья, поддержка предпринимателей для создания жилого фонда под наем, оптимизация деятельности управляющих компаний, формирование доступных условий для ипотеки, компенсация процентной ставки и др.
Развитие коммунальной инфраструктуры предполагает рост благоустройства. В 2014 году 91 % городского жилищного фонда оборудован водопроводом, канализацией и центральным отоплением, 90 % — горячим водоснабжением. До 2027 г. эти показатели планируется увеличить до значений 94 и 95 %, соответственно.
К основным механизмам развития коммунальной инфраструктуры относятся: акционирование коммунальных компаний с продажей акции населению вновь вводимого жилья; создание муници-пально-частных партнерств с привлечением средств населения через облигации и др. Согласно росту населения города увеличивается численность занятых в городской инфраструктуре: жилищном, коммунальном, энергетическом, транспортном, торговом и других секторах экономики.
Ориентация на новые виды скоростного городского транспорта и повышение плотности застройки на старогородских территориях и развитие транспортной сети исходя из преимущественного использования индивидуального автотранспорта являются стратегическими альтернативами.
Таким образом, развитие экономико-социальных локальных территориальных систем города основано на комплексном подходе к размещению предприятий экономики, расселению населения и инфраструктурному обеспечению.
Литература
1. Территориальная организация общества. — URL: http://allendy.ru/regecon/86-terr-org.html
2. Федоров Г. М. Регион как территориальная система. — URL: http://journals.kantiana. ru/upload/iblock/ 22a/bgvzzvaeiogmaw %20nu.ld._20-27.pdf
3. Малов В. Ю. Локальные территориальные системы / ред. М. К. Бандман; Акад. наук СССР. Сиб. отд-ние. Ин-т экономики и организации промышленного производства. — Новосибирск: Наука, 1992. — 149 с.
4. URL: http://big-archive.ru/geography/geography_of_the_USSR/56.php
5. Рубан В. А. Развитие территориально-отраслевых социально-экономических систем: теория и практика. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2013. — 315 с.
6. Цыренов Д. Д. Статистическая оценка места муниципального образования в экономическом пространстве Республики Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — Т. 2, № 1. — С. 34-37.
7. Беломестнов В. Г., Айдаев Г. А. Инновационное развитие промышленного комплекса региона // Вестник ВСГУТУ. — 2012. — № 1(36). — С. 10.
8. Дашицыренов Ч. Д., Беломестнов В. Г. Территориальные организационно-экономические ресурсы развития социально-экономических систем региона // Вестник ВСГУТУ. — 2013. — № 5(44). — С. 158-162.
9. Улан-Удэ — стратегия социально-экономического развития до 2020 г. / Г. А. Айдаев, В. Г. Гаврилов, З. Г. Сангадиев, В. Г. Беломестнов; Администрация г. Улан-Удэ. — Улан-Удэ, 2009.
УДК 330.341
ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА
© Березовский Павел Васильевич, аспирант Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления
Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В. Е-mail: baikal.tex@mail.ru
© Рубан Владимир Алексеевич, доктор экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В. Е-mail: vlalru@inbox.ru
В работе раскрыто понятие качества экономических и социальных ресурсов региона и показано, что оно определяет возможность повышения качества и уровня жизни населения, безопасность проживания. Раскрыта сущность технологического и эксплуатационного партнерства субъектов в процессе формирования услуг. Показано, что значительное влияние потребителя на качество услуг является экономической сущностью и спецификой территориально-отраслевых социально-экономических систем. Качество использования экономических и социальных ресурсов можно оценить по показателям производительности, эффективности и инновационности. Разработана классификация территориально-отраслевых социально-экономических систем регионов по характеристикам качества экономических и социальных ресурсов. Показано, что в области повышения качества использования экономических и социальных ресурсов программа развития должна рассматривать в первую очередь проблему энергоэффективности и производительности труда в экономике.
Ключевые слова: ресурсы, качество, партнерство, регион, энергоэффективность.
FORMATION OF QUALITY OF ECONOMIC AND SOCIAL RESOURCES IN THE REGION
Berezovsky Pavel V., Research Assistant, East-Siberian State University of Technologies and Management
40 V, Klyuchevskaya, Ulan-Ude, 670013, Russia
Ruban Vladimir A., DPhil in Economics, A/Professor, department of finances and credit, East-Siberian State University of Technologies and Management 40 V, Klyuchevskaya, Ulan-Ude, 670013, Russia
The paper reveals the concept of quality of economic and social resources of the region and it is shown that it determines the possibility of improving the quality and standard of population living, security of residence. The essence of technological and operational partnership of subjects is revealed in the process of shaping services. It is shown that a significant impact on the quality of customer service is made by the economic essence and specificity of territorial and sectoral socioeconomic systems. The quality of the economic and social resources can be assessed in terms of productivity, efficiency and innovation. The classification of territorial and sectoral socioeconomic sistems of the regions is worked out according to quality characteristics of the economic and social resources. It is shown that in the field of improving the quality of the use of the economic and social resources, the development program should primarily consider a problem of energy efficiency and productivity in the economy. Keywords: resources, quality, partnership, region, energy efficiency.
Качество ресурсов является социально-технико-экономической характеристикой и определяется как государственными стандартами, так и требованиями (стандартами) потребителей. При этом необходимо иметь возможность обеспечить как базовый уровень качества — качество технического соответствия, так и запросы индивидуума — качество потребителя.
Качество экономических и социальных ресурсов определяет возможность повышения качества и уровня жизни населения, безопасность проживания.
С другой стороны, именно качество ресурсов задает возможности для обеспечения экономического развития на должном уровне, определяя эффективность и производительность [1].
Экономические и социальные ресурсы имеют свойство развиваться по различным критериям, в том числе и по качеству. Немаловажным фактором, влияющим на процесс развития, являются различные виды партнерских отношений субъектов, использующих и влияющих на ресурсы.
Под технологическим партнерством авторами понимается участие субъекта в процессе формирования услуг. Экономические и социальные ресурсы, используемые в территориально-отраслевой социально-экономической системе региона, имеют различный уровень качества. Развивая известную в экономической теории концепцию неоднородности ресурсов и перехода массовых ресурсов в качественные, авторы выдвигают гипотезу о динамичном изменении качества экономических и социальных ресурсов в накопленном произведенном продукте (услуге). Суть этой концепции заключается во взаимовлиянии факторов, подталкивающих и снижающих качество на каждом этапе процесса «про-
изводства - потребления», возникающих, в свою очередь, из-за некачественности экономических и социальных ресурсов данного передела [2].
Под эксплуатационным партнерством мы понимаем участие субъекта в формировании качества и эффективности использования экономических и социальных ресурсов. Важнейшим фактором выделения территориально-отраслевой социально-экономической системы региона в рамках социально-экономических систем является вовлечение потребителя в производственный процесс, определяющий конечную эффективность и качество предоставляемых (потребляемых) услуг. Степень вовлечения также различна — от полного вовлечения (ЖКХ, образование, здравоохранение) до частичного (культура, транспорт и т. д.) [3]. По мнению авторов, именно значительное влияние потребителя на качество услуг является экономической сущностью и спецификой территориально-отраслевых социально-экономических систем.
Оценка качества ресурсов является достаточно сложной проблемой. С одной стороны, практически во всех видах деятельности существуют внутренние стандарты качества продукции и производства, разработанные в том числе в рамках проектирования систем менеджмента качества [4]. С другой стороны, качество проявляется только в момент потребления, т. е. фактически качество оценивается потребителем, при этом зачастую совсем не по тем показателям, что у производителей.
В рамках нашего исследования предусматривается выявить именно удовлетворенность потребителя, так как она будет определять привлекательность конкретного субъекта для потенциального стратегического партнерства. Для исследования данных показателей качества наиболее подходящими являются экспертные методы.
Несмотря на субъективизм экспертного подхода, именно он отражает мнение населения по большему виду потребляемых товаров и услуг.
Следует учитывать также тот фактор, что в некоторых случаях между этапом производства и потребления ресурсов происходит временной интервал, в процессе которого ресурсы могут менять свое качество под воздействием естественных процессов утери качества.
Авторами проведен экспертный опрос показателей качества экономических и социальных ресурсов в территориально-отраслевой социально-экономической системе Республики Бурятия (табл. 1).
Таблица 1
Оценка качества экономических и социальных ресурсов на этапах производства - потребления
Отрасль Производство Потребление Интегральная оценка
Сфера образования 0,7 0,6 0,65
Сфера культуры и спорта 0,9 0,6 0,75
Сфера медицины 0,5 0,5 0,50
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,4 0,5 0,45
Транспортная инфраструктура 0,6 0,8 0,7
Коммуникации и связь 0,8 0,8 0,80
Сфера торговли 0,8 0,7 0,75
Сфера бытового обслуживания 0,7 0,6 0,65
Качество ресурсов непосредственно влияет на состояние экономической системы, определяя ее привлекательность.
Особой проблемой является оценка качества социальных ресурсов, под которыми авторы понимают, прежде всего, интеллектуальный потенциал, деловую и общественную активность, ответственность и другие факторы состояния развития общества в территориально-отраслевой социально-экономической системе региона.
Качество использования экономических и социальных ресурсов можно оценить по показателям производительности, эффективности и инновационности.
Под производительностью авторы понимают степень задействования ресурсов в экономических процессах (коэффициент использования); под эффективностью — выпуск продукции на единицу ресурса (коэффициент отдачи); под инновационностью — уровень новизны ресурсов как комплексной характеристики, отражающей соответствие применяемых ресурсов мировым и общероссийским тенденциям.
Исходя из данных характеристик, можно выделить территориально-отраслевые социально-экономические системы различного типа (табл. 2).
Таблица 2
Классификация территориально-отраслевых социально-экономических систем регионов по характеристикам качества экономических и социальных ресурсов
Характеристики Типы территориально-отраслевых социально-экономических систем регионов
Производительность Конкурентные, с производительностью на мировом уровне
Передовые, с высокой производительностью
Средние, с общеотраслевой производительностью
Отстающие, с низкой производительностью
Эффективность Оптимальные, по использованию экономических и социальных ресурсов
Эффективные, по использованию экономических и социальных ресурсов
Приоритетные, по использованию экономических и социальных ресурсов
Отстающие, по использованию экономических и социальных ресурсов
Инновационность Лидеры на уровне мировых тенденций использования экономических и социальных ресурсов
Межрегиональные, на уровне российских тенденций использования экономических и социальных ресурсов
Региональные, на уровне региональных тенденций использования экономических и социальных ресурсов
Консервативные, на уровне отставания от тенденций использования экономических и социальных ресурсов
Предложенная классификация позволяет сформировать программу повышения привлекательности и конкурентоспособности территориально-отраслевой социально-экономической системы региона на основе формирования стратегического партнерства и выбора стратегической позиции субъектов в рамках партнерских отношений.
По мнению авторов, в области повышения качества использования экономических и социальных ресурсов в экономике должна быть рассмотрена в первую очередь проблема ресурсоэффективности.
Одним из важных направлений повышения качества использования экономических и социальных ресурсов является снижение энергоемкости ВРП, особенно в бизнес-среде. Промышленное производство составляет 23 % от объема ВРП республики и около 50 % от объема потребления топливно-энергетических ресурсов. Следовательно, большое влияние на энергоемкость ВРП имеет уровень потребления топливно-энергетических ресурсов на промышленных предприятиях [5].
Существенное влияние на превышение энергоемкости ВРП оказали факторы структуры производства и «северности» экономики, связанной с повышенными энергетическими потребностями. Помимо этого причинами низкой энергоэффективности в промышленном комплексе Республики Бурятия стали моральный и физический износ оборудования на предприятиях республики; большие потери тепловой и электрической энергии при транспортировке от источника к потребителю; большие потери при потреблении энергоносителей; отсутствие энергосберегающего поведения.
Повышение энергоэффективности в промышленном комплексе Республики Бурятия можно рассматривать как одно из направлений снижения энергоемкости ВРП (табл. 3).
Таблица 3
Показатели энергоемкости ВРП [6]
Показатели 2010 2015 2020 2025
ВРП (в текущих ценах), млрд р. 136,1 227,7 383,7 530,2
Потребление топливно-энергетических ресурсов по РБ, т у. т. 6 026 624 5 317 800 6 349 600 7 285 000
Энергоемкость ВРП, т у. т. / млрд р. 44 280,9 23 354,4 16 548,3 13 740,1
Темпы роста, % 52,7 70,9 83,0
Р. В. Грачев. Принципы стратегического управления в культурной сфере
Эффективное развитие экономики невозможно без разработки и внедрения ресурсосберегающих программ, основными целями которых будут создание комплексной системы энергосбережения, оптимизация энергопотребления, формирование у населения энергосберегающего образа хозяйствования.
Ресурсосбережению, по мнению автора, также будут способствовать следующие мероприятия:
• Создание системы лимитов потребления энергии на собственные нужды предприятий энергетического сектора. На ряде предприятий большие потери энергии происходят из-за отсутствия понимания необходимости энергосбережения. Предприятие, потребляя собственные услуги, в какой-то мере является таким же покупателем, как и другие потребители. Для стимулирования энергосбережения и снижения затрат на собственные нужды возможно введение системы учета и установления лимитов расходов. Все затраты сверх лимитов должны относиться на убытки предприятия.
• Уменьшение непроизводственных потерь. Одним из существенных резервов экономии ресурсов является налаживание системы нормирования, учета и контроля потребления других материальных ресурсов. Сложившаяся на ряде предприятий практика увеличения неосновных видов деятельности отвлекает на себя часть ресурсов, однако их списание происходит по затратам на основной вид деятельности, т. е. ложится на тариф. Очевидно, что такие затраты должны учитываться отдельно.
Таким образом, предложенные авторами мероприятия позволяют увеличить качество использования экономических ресурсов.
Литература
1. Беломестнов В. Г. Проблемы управления экономическим потенциалом социально-экономических систем // Проблемы современной экономики. — 2005. — № 1-2. — С. 86-89.
2. Рубан В. А. Методология управления качеством развития территориально-отраслевых систем на основе партнерства // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. — СПб.: ЦНИТ Астерион, 2012. — № 2(42). — С. 274-277.
3. Дашицыренов Ч. Д., Беломестнов В. Г. Территориальные организационно-экономические ресурсы развития социально-экономических систем региона // Вестник ВСГУТУ. — 2013. — № 5(44). — С. 158-162.
4. Цыренов Д. Д. Оценка качества профессионального образования с учетом критерия занятости: теория и практика // Проблемы современной экономики. — 2011. — № 3. — С. 315-318.
5. О Концепции промышленной политики Республики Бурятия на период 2012-2017 гг. и до 2025 г. — URL: http://www.minpromtorg.govrb.ru/ (дата обращения: 13.11.2014).
6. О стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Бурятия на перспективу до 2030 г.: постановление Правительства Республики Бурятия от 15 мая 2009 г. № 177.
УДК 330.4:7
ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
© Грачев Роман Владиславович, директор концертного зала «Крокус Сити Холл»
Россия, 143400, Москва, МКАД, бб-й км. E-mail: info@crocus-hall.com
Изложены принципы стратегического управления применительно к культурной сфере.
Ключевые слова: стратегическое управление, культурная сфера, программы, проекты.
STRATEGIC PRINCIPLES OF MANAGEMENT IN CULTURAL SPHERE
Grachev Roman V., director of the Concert hall «Crocus Qty Hall»
MCAR, бб km, Moscow, 143400, Russia
The principles of strategic management regarding the cultural sphere are stated.
Keywords: strategic management, cultural sphere, programs, projects.
Целевые ориентиры развития социокультурной среды и одной из ее составляющих — сферы концертно-выставочных услуг — автор изложил в [1], сделав акцент на стратегическое управление.
Вне зависимости от радиуса разрабатываемой стратегии необходимо учитывать проблемы всех уровней, так как они взаимосвязаны: проблемы национального масштаба явно влияют на характер и содержание жизнедеятельности человека, независимо от его места проживания, региональные проблемы могут являться общими для большинства регионов Российской Федерации, а те проблемы со-