Тихонова А.С. // Экономика и предпринимательство - 2015 г. - № 7.
6. Капрунина М.А. Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в России / Капрунина М.А., Савинова С.Ю., Шубнякова Н.Г. // Современные проблемы науки и образования - 2014 г. - № 2.
7. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р (в ред. От 6.03.2015 г. N 373-р) / Собрание законодательства РФ - 2015 г.
Кожина Е.В.,
доцент кафедра экономики Сохарева Н.А.,
к. э.н.
доцент кафедра экономики «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова» Россия, г. Северодвинск РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
В статье рассматривается роль и значение социальной ответственности бизнеса. Отражены основные подходы и составляющие социальной ответственности, а также проблемы развития данной сферы в нашей стране.
Ключевые слова: социальная ответственность,
предпринимарельство, человеческие ресурсы.
THE ROLE OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS IN CONTEMPORARY SOCIETY
The article discusses the role and importance of corporate social responsibility. It reflected the basic approaches, components and criteria for evaluation of social responsibility, as well as the main problems of development of this sector in our country.
Keywords: social responsibility, predprinimarelstvo, human resources.
В современном обществе роль предпринимательства уже не ограничивается отчислением государству доли прибыли в виде налогов, созданием рабочих мест и материальных ценностей. Необходима непосредственная ориентация предпринимателя на повышение качества жизни граждан. Достигнув в своем развитии определенного уровня бизнес начинает осознавать необходимость активного участия в социальной жизни своего города, региона, государства. В развитом обществе предприниматель сам понимает высокую социальную значимость бизнеса.
Ни одна коммерческая организация не может существовать вне связи с окружающей средой, а среда, в свою очередь, - это город, страна, люди, которые там живут. Сущность социальной ответственности заключается во влиянии внешней среды на развитие бизнеса и повышение роли взаимной ответственности работодателя и работника. Таким образом, социальная ответственность представляет собой своеобразный вклад бизнеса в собственный фундамент.
Существуют различные подходы к понятию социальной ответственности. Представители, так называемого, традиционного подхода, выдвинутого американским экономистом Милтоном Фридманом, относят к социально ответственным любые действия предпринимателя, не выходящие за рамки закона. Другие, основываясь на этическом подходе Питера Друкера, считают, что социальная ответственность приемлема только в том случае, если она является непременным условием достижения целей бизнеса. Сторонники социально-этической позиции считают, что организация несёт моральную ответственной как перед своими сотрудниками, так и перед всеми людьми, на кого оказывает воздействие ее деятельность, поэтому бизнес должен добровольно следовать глобальным интересам общества и выделять часть своих доходов на его совершенствование.
Единые критерий оценки социальной ответственности бизнеса в нашей стране пока отсутствуют. Принято выделять две составляющие социальной ответственности: внешнюю и внутреннюю.
К внутренней социальной ответственности относят практику поведения организации в отношении своего персонала, развития человеческих ресурсов компании: стабильность и поддержание уровня заработной платы, безопасность труда, дополнительное социальное и медицинское страхование работников, программы подготовки и повышения квалификации, помощь сотрудникам в критических ситуациях. Многие организации уже поняли, что вложения в развитие человеческих ресурсов приносит наибольшую финансовую отдачу компании.
Внешняя составляющая социальной ответственности до сих пор вызывает большое количество споров. Очень часто её отождествляют с благотворительностью, однако это только один из критериев, хотя, по мнению исследователей, именно данное направление является наиболее характерным для большинства компаний нашей страны. Отдельно выделяется такой показатель, как уплата налогов. К внешней социальной ответственности бизнеса относят также ответственность перед потребителями товаров и услуг, готовность оказать помощь пострадавшим в кризисных ситуациях, охрану окружающей среды.
Таким образом, можно выделить три уровня социальной ответственности субъектов бизнеса:
- базовый уровень: выплата зарплаты и налогов, создание рабочих
мест;
- уровень корпоративной ответственности: адекватные условия труда и жизни работников, обеспечение жильем, бесплатное лечение;
- высший уровень: охрана окружающей среды, благотворительность.
Различные уровни социальной ответственности являются
комбинациями требований и ожиданий к бизнесу со стороны общества и государства и социальной активности предпринимателя. Чем выше уровень социальной ответственности бизнеса, тем больше добровольно принятых на себя обязательств.
Любой бизнес создается с целью получения прибыли, но функционирует он при этом не в замкнутом пространстве, а в конкретной среде при существующих условиях и обстоятельствах с учетом установленных правил. Чтобы иметь возможность успешно развиваться, бизнес обязан эти правила соблюдать. Создание среды подобного рода является основной задачей государства, которое при этом ограничено ресурсами, предоставляемыми ему бизнесом и обществом. Общество в свою очередь должно быть обеспечено всеми необходимыми благами, чтобы иметь возможность развиваться, быть образованным и квалифицированным, воспитывать здоровых детей, заботиться о старших поколениях. Получается замкнутый круг, формирующий отношения партнерства между государством, обществом и экономикой. Следовательно, социальная ответственность бизнеса - явление обоюдное, определяющее взаимные обязательства всех субъектов трудовых и соцально-экономических отношений.
Со стороны предпринимателя социальная ответственность выражается в стремлении найти компромисс между получением прибыли и заботе об интересах своего персонала и общества в целом. При этом она должна строиться на принципах добровольности и полного отсутствия принуждения к ней со стороны государства, поскольку, по мнению предпринимателей, суть социальной ответственности - в выполнении бизнесом своих основных функций, а не в принятии на себя бремени решения социальных проблем страны и регионов.
Таким образом, социальная ответственность бизнеса представляет собой добровольный, выходящий за рамки определенного
законодательством минимума, вклад компании в развитие общества. В России, к сожалению, эта сфера пока недостаточно развита. Неадекватное выполнение бизнесом своих функций формирует негативное общественное отношение к его деятельности. Следует отметить, что на сегодняшний день в России формируется новый экономически активный слой, способный разделить с государством бремя социальной ответственности. Российские предприятия осуществляют множество социальных проектов, разрабатываются отечественные «стандарты социальной ответственности», многие российские компании публикуют нефинансовую социальную отчетность.
Вместе с тем, социальная ответственность предпринимателя
начинается не с создания благоприятного образа компании в глазах общественности, а с построения взаимовыгодных, доверительных отношений со своим персоналом. Одним из направлений повышения общественной репутации предпринимательства является преодоление трудностей взаимоотношений предпринимателя и наемного работника, что требует решения рада проблем:
- отсутствие представительных органов работников в организациях и, как следствие, коллективных и трудовых договоров, что делает наемного работника незащищенным и бесправным.
- повышенная интенсивность эксплуатации бизнесом наемной рабочей силы без адекватного повышения вознаграждения за труд.
Только тогда методы использования человеческого ресурса будут соответствовать целям реализации национальных проектов и смогут стать фактором позитивной социальной динамики России.
Использованные источники:
1. Мокеева Е.В., Кожина Е.В., Сохарева Н.А. . Социальная ответственность бизнеса: сущность и основные тенденции реализации в современной России // Экономика и предпринимательство: международный научный журнал. -2015. - №3 (ч.2) (56-2). - С. 960-964
2. Рыбакова Т. За что в ответе // Социальный капитал. Ответственность и открытость. Тематическое приложение к газете Коммерсантъ. - 2014. № 94 (3 июня) 2014. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2484158
Колесник Д.А. студент 2 курса
факультет «Продюсирования, экономики и управления» Санкт-Петербургский институт кино и телевидения
Россия, г. Санкт-Петербург ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО. ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Статья посвящена изучению истории развития государственно-частного партнерства в России. Знакомясь с историей государственно-частного партнерства (ГЧП) чаще всего ссылаются на зарубежный опыт данной формы взаимодействия. ГЧП - взаимодействие государства и частного сектора (бизнеса) на кратко- или долгосрочных условиях с целью решить общественно важные задачи на взаимовыгодных условиях, это своего рода альтернатива приватизации.
ГЧП в России имеет длительную историческую протяженность, так генезис ГЧП можно проследить в разные периоды развития страны с помощью других похожих форм сотрудничества, как под давлением общего политического курса государства, так и под воздействием общих тенденций социально-экономического развития. На данный момент ближе формирование современного понятия ГЧП, которому способствовали