DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-85-90
Т.В. Игнатова - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону, [email protected],
T.V. Ignatova - Doctor of Economic Science, Professor, Head of Cathedra of Economic Theory and Entrepreneurship, South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA, Rostov-na-Donu;
Г.В. Трофимов - аспирант кафедры экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону, [email protected];
G.V. Trofimov - aspirant of Cathedra of Economic Theory and Entrepreneurship, South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA, Rostov-na-Donu, Russia.
МЕСТО КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА THE PLACE OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS IN THE IMPLEMENTATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECTS
Аннотация. В данной статье раскрыт процесс развития сущности корпоративной социальной ответственности, устанавливая механизм её применения в системе государственно-частного партнёрства в Российской Федерации и в других странах мира. Установлено, что корпоративная социальная ответственность рассматривается с различных точек зрения, и её анализируют в рамках множества разнообразных теоретических концепций. На данный момент в российском государстве корпоративную социальную ответственность рассматривают исключительно с точки зрения благотворительности. Однако, эта концепция уже устарела. В настоящий период времени предприниматели и государство стараются использовать механизм корпоративной социальной ответственности для повышения своего престижа в глазах общества.
Abstract. In this article, the authors study the process of development of the essence of corporate social responsibility, establishing the mechanism of its application in the system of public-private partnership in the Russian Federation and in other countries of the world. It is established that corporate social responsibility is considered from various points of view, and it is analyzed within the framework of a variety of theoretical concepts. At the moment, in the Russian state, corporate social responsibility is considered exclusively from the point of view of charity. However, this concept is already outdated. At the present time, entrepreneurs and the state are trying to use the mechanism of corporate social responsibility to increase their prestige in the eyes of society.
Ключевые слова: социальные отношения, государственно-частное партнёрство, корпоративная социальная ответственность, управление, бизнес.
Keywords: social relations, public-private partnership, corporate social responsibility, management, business.
Введение
В современных условиях государство не может односторонне обеспечивать комплексный процесс социально-экономического развития на своей территории. Это говорит о том, что появляется потребность, связанная с использованием современных экономических и институциональных технологий. Благодаря этим технологиям можно создавать стабильный процесс развития всего общества.
Во многих зарубежных государствах институт социальной ответственности бизнеса является результатом интенсификации деятельности транснациональных компаний. Они применяют данный институт для повышения престижа своих компаний, а также этот механизм способствует снижению напряжённости их деятельности. Постепенно все эти процессы привели к тому, что социальная ответственность стала компонентом контрольных действий, проводимых со стороны гражданского общества и государства. Изначально социальная ответственность бизнеса существовала исключительно в качестве инициативы от предпринимателей.
Методология исследования
Используя экономический подход нужно отметить, что социальная ответственность бизнеса состоит в формировании комплексной поддержки для развития технологических инноваций и новых продуктов, а также услуг. Помимо этого, предприниматели создают новые рабочие места, выплачивают дивиденды своим акционерам, своевременно и в полном объёме заработную плату персоналу. В рамках данного направления бизнес является базовым экономическим субъектом в системе общественных отношений.
Институциональная сущность корпоративной социальной ответственности бизнеса заключается в том, что необходимо уважать действующие законодательные акты, и организовывать свою работу только в гармонии с перечнем общественных и государственных правил. Общество ожидает, что бизнес может соблюдать все основные законы и реализовывать свою экономическую миссию [1].
С помощью этического подхода к рассмотрению социальной ответственности бизнеса можно анализировать эту категорию на базе индивидуальных особенностей и характерных черт морали, которую учитывают предприниматели. Этическая сторона несения ответственности предпринимателей включает в себя ряд уникальных видов деятельности. Их очень часто не прописывают в правовых актах государственного и локального уровня. Общество, являясь в определённой степени контролёром бизнеса полагает, что каждый предприниматель сможет реализовывать свою деятельность на рынке при учёте таких позиций. Зачастую ответственность предпринимателей установлена в составе принципов гуманизма, убеждений религиозного характера.
Известный экономист Милтон Фридман активно продвигал концепцию корпоративного эгоизма. Автор считал, что целью бизнеса выступает исключительно повышение уровня прибыли в ходе организации предпринимательской деятельности. Концепция гласит, что необходимо выполнять исключительно те обязательства социального уровня, которые государство сможет прямо предъявлять каждому бизнесмену. Фактически, его концепция является элементом неоклассического подхода. Концепция не определяет добровольные, намеренные и социально-ответственные затраты, поскольку они не приводят к увеличению показателя валовой прибыли предприятия. Сама социальная ответственность бизнеса создаёт множество проблем, ущемляя свободы экономического и общественного содержания. В итоге, любые блага от функционирования бизнесменов в рамках корпоративной социальной ответственности некоторые стейкхолдеры не смогут приобрести.
Если в компании существует процесс разделения управленческой деятельности между менеджерами и собственниками, то корпоративную социальную ответственность необходимо анализировать с точки зрения агентской теории. Собственники желают в первую очередь произвести увеличение капитализации своего предприятия, и формируют цели стратегического характера. Управленческий персонал сосредоточен на объёме получаемой прибыли за каждый отчётный период времени. В итоге, разница между установленными целями от собственников и управленцев приводит к созданию так называемых агентских издержек.
Ещё одна теория, которая связана с развитием корпоративной социальной ответственности бизнеса, называется попечительской. Её следует сравнить с агентской теорией. Основное отличие попечительские теории от агентской в том, что предприниматели стараются сосредоточить своё внимание на организационных целях, а свои собственные убеждения находятся на втором плане. Таким образом, менеджеры компании получают большее количество шансов достигать установленных стратегических и тактических целей [2].
В результате можно сказать о том, что в настоящий период времени присутствует органическая связь между предпринимателями и общественностью. Именно на основе данного тезиса следует анализировать корпоративную социальную ответственность. Частная сторона в этой системе отношений обладает большим объёмом действий для принятия комплексных решений по всем актуальным категориям и видам деятельности. Эти участники стараются повышать благосостояние общества, увеличивая тем самым свою популярность. Примером
организации подобных изменений являются программы обучения внутри компании, мероприятия по увеличению уровня грамотности населения и благотворительная деятельность.
В современном мире не представляется возможным рассматривать деятельность предпринимателей без соблюдения ими всех принципов корпоративной социальной ответственности. Например, Всемирный банк разработал перечень требований к заёмщикам, которые должны в полном объёме соблюдать корпоративную социальную ответственность. Но, компаниям следует в полном объёме соблюдать баланс между позициями, определяющими социальную ответственность предпринимателей и теми фактами, на основе которых такие программы не должны выступать в качестве подмены современного государства в процессе реализации им социальной политики.
Корпоративная социальная ответственность российского бизнеса в условиях новой реальности
На территории Российской Федерации институт корпоративной социальной ответственности сегодня находится на стадии своего образования. В настоящий период времени нет качественных моделей взаимодействия между предпринимателями, гражданским обществом и государством. Однако, государство в последние годы делает множество попыток, связанных с привлечением предпринимателей к реализации социальных программ. Бизнес тратит большое количество денежных ресурсов для развития внутренней социальной политики, так как это позволит повысить их престиж [3].
Полагаем, что благодаря использованию технологий государственно-частного партнёрства появится возможность привлекать бизнес в процессы образования внешней социальной ответственности. В этом аспекте государственно-частное партнёрство нужно анализировать как сферу вмешательства государственной системы в экономику. При этом, такой процесс осуществляется не на основе воли самого государства, а в большей степени благодаря работе предпринимателей. Бизнесмены на добровольной основе вовлекаются в этот процесс. Таким образом, на наш взгляд государственно-частное партнёрство является набором комплексных операций на длительной основе, которые создаются между предпринимателями и государством. Определённые результаты деятельности в виде продуктов и услуг создаются на совместном уровне, а также дальнейшее риски распределяются между всеми участниками. Ресурсы и издержки также следует распределять, учитывая сформированные программы действий.
Основываясь на этом определении, необходимо выделить несколько характерных черт института государственно-частного партнёрства:
1) участниками в данном соглашении выступают государство и предприниматели;
2) юридическая составляющая является базой для взаимодействия участников;
3) между участниками существует равноправный характер организации комплексного взаимодействия;
4) основной характеристикой партнёрства будет общественная и публичное направленность всех основных действий;
5) участники консолидируют все свои ресурсы для развития соглашения и реализации проектов.
Сегодня предпринимательское сообщество старается активно использовать мировые ценности, и понимание корпоративной социальной ответственности кардинально меняется. В Российской системе корпоративной социальной ответственности имеется две важных характерных черты:
1) каждый хозяйствующий субъект устанавливает собственную социальную ответственность полностью самостоятельно, так как не имеется конкретных ориентиров в среде предпринимателей, на которые можно опираться;
2) корпоративная социальная ответственность предпринимательства в большей степени зависит от так называемого личностного фактора. В этом случае понимаются действия, на основе которых человек руководствовался в ходе создания таких мер [4].
Стандарты развития корпоративной социальной ответственности
В международном сообществе существует перечень уникальных стандартов, которые способствуют развитию корпоративной социальной ответственности. Эти стандарты создаются для того, чтобы систематически анализировать поведение предпринимателей и повышать их активность. Самыми известными стандартами являются следующие:
1) ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности». В данном документе имеется перечень ключевых начал и принципов несения предпринимателями корпоративной социальной ответственности. На практике многие зарубежные компании при заключении соглашений о государственно-частном партнёрстве обязательно должны принимать к сведению эти стандарты;
2) ISO 14000;
3) CSR/KC0-2008.
Соответственно, при участии в реализации проектов в сфере государственно-частного партнёрства с учётом принципов корпоративной социальной ответственности, есть возможность активно интегрироваться в мировое сообщество, поскольку Российские компании смогут предоставлять всю необходимую отчётность.
Активное увеличение численности используемых технологий государственно-частного партнёрства в корпоративной ответственности бизнеса по реализация социальной политики для многих компаний представляет особенный интерес, так как это приводит к увеличению репутации. Репутация предпринимателей устанавливается на базе комплексного взаимодействия со всеми участниками, которые в этом заинтересованы. Таким образом, репутация любого предприятия напрямую воздействует на рыночную стоимость, сотрудничество с инвесторами, и на спрос на различные товары. В результате, именно репутация является важным буфером для предприятий при наличии кризисных ситуаций. Фирмы в этом аспекте смогут максимально эффективно сдерживать свою работу, и при малейшем изменении обстановки максимально быстро реагировать на сложившуюся ситуацию [5].
Практическая реализация разнообразных проектов в сфере корпоративной социальной ответственности бизнеса создаёт для предпринимателей множество выгод. Они связаны с активным развитием инфраструктурного комплекса и грамотность населения повышается. Подобные проекты по увеличению грамотности населения создают для предпринимателей набор потенциальных лиц, которые могут стать работниками. Также существует корреляция между использованием практик в области корпоративной социальной ответственности и объёмом получаемой прибыли хозяйствующим субъектом. Ещё одним важнейшим преимуществом считается прямая зависимость между успешным выполнением проектов в сфере корпоративной социальной ответственности и отношениями с органами власти.
На рынке социальных услуг следует указать на наличие трёх ключевых направлений, по которым можно совершенствовать связь предпринимателей и государства:
1) бизнес является альтернативой, в рамках которой предприниматели смогут финансировать проекты из собственного бюджета, получая дополнительные льготы, преимущества;
2) рынок разнообразных социальных услуг считается полноценным конкурентным пространством;
3) частная сторона является равноправным партнёром, и может реализовывать свои проекты наравне с государством [6].
Представляется возможным предположить, что наиболее эффективным и реалистичным будет третье направление, так как в нём проявляются все необходимые элементы государственно-частного партнёрства. Бизнес и органы власти заключают между собой соглашение, в рамках которого закреплены все обязательства и гарантии. Общество в этом случае также является полноценным участником, поскольку оно становится двигателем для совершенствования партнёрских отношений, учитывая принципы корпоративной социальной ответственности. Дальнейшим шагом в этой системе отношений является развитие гражданского общества, так как оно сможет контролировать взаимодействие между бизнесом и государством. Благодаря внедрению сдержек и противовесов создаётся уникальная система, в
рамках которой государство получает всю ответственность за построение институциональной среды, а бизнес тем самым реализует социальные механизмы.
На основании организации партнёрства с предпринимателями есть возможность увеличить эффективность предоставления различных услуг со стороны государства и инфраструктура тем самым улучшается. Государство как партнёр сможет вносить новейшие элементы и ориентировать участников на развитие общих целей. Кроме этого, власти могут привлекать общество к реализации таких проектов, и тем самым гарантируются новые приоритеты. Соответственно, все проекты государственно-частного партнёрства, построенные на основе привлечения частной стороны, бенефициаров и государственных партнёров, в основном положительно воздействуют на процесс социально-экономического развития страны.
Все основные возможности повышения эффекта от привлечения корпоративной социальной ответственности бизнеса на основе государственно-частного партнёрства можно увидеть при помощи рассмотрения работы американской некоммерческой организации «RTI International». Представленная компания осуществляет комплексные исследования и предоставляет научно-технические услуги на территории Гватемалы, Никарагуа и Индонезии. Проекты в этих странах были созданы для развития института государственно-частного партнёрства. Все мероприятия в этой сфере созданы на основе инициативы агентства Соединённых Штатов Америки по международному развитию. Проектные мероприятия в представленных трёх государствах говорят о том, каким образом сотрудничество с обществом и местными органами власти позволит всем фондам предпринимателей в сфере корпоративной социальной ответственности обеспечивать процесс социально-экономического развития. Всё это позволит применять данные инструменты в рамках международной практики.
Корпоративная социальная ответственность и государственно-частное партнерство
В Российской Федерации около 12 % всех проектов относятся к социальной сфере. Этот показатель, на наш взгляд, является достаточно незначительным, поскольку в коммунальной и энергетической сферах проекты государственно-частного партнёрства занимают около 85 %, а в транспортной сфере около 6 %. Уполномоченные органы власти выпустили соответствующие нормативно-правовые акты, которые позволяют обеспечивать полноценный анализ проектов и выявлять в них элементы корпоративной социальной ответственности. Данными нормативными актами являются:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года «О порядке проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта ГЧП, МЧП и определения их сравнительных преимуществ»;
2. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 ноября 2015 года № 894 «Об утверждении методики оценки эффективности проектов государственно-частного партнёрства, проекта муниципально-частного партнёрства и определения их сравнительного преимущества».
В соответствии с вторым представленным документом социальная эффективность любого проекта будет зависеть от нескольких основополагающих факторов:
1) хотя бы одна цель или задача конкретного проекта должна в полном объёме соответствовать целям и задачам программ, разрабатываемых на государственном и муниципальном уровнях;
2) как минимум два показателя проекта должны соответствовать значениям целевых параметров, отражённых в составе государственных и муниципальных программ, разработанных органами власти в России.
Выводы и рекомендации
В результате можно сказать о том, что в процессе определения социальной эффективности от выполнения различных проектов, учитывается исключительно соответствие программ и мероприятий, которые определены в государственных документах. Иностранный опыт оценивания экономического и социального эффекта от реализации таких проектов состоит в получении денежных и количественных результатов.
Среди российских предпринимателей определение сущности социальной ответственности бизнеса сталкивается с достаточно сложным стереотипом. Его суть в том, что социальная ответственность предпринимателей перед обществом завершается исключительно на соблюдении действующих правовых норм. Помимо этого, предприниматели рассматривают все социальные расходы с точки зрения безвозвратных потерь, и их невозможно вернуть.
Социальная сфера в современном мире является важной основой для развития государственно-частного партнёрства. Она выступает в качестве площадки для совершенствования инвестиционной деятельности, и государство как участник этого взаимодействия, выбирает наиболее рентабельные проекты. В эти проекты предприятия смогут вкладывать денежные средства, повышая свою корпоративную социальную ответственность и престиж. Частная сторона также может привлекать различные ресурсы интеллектуального содержания, расширяя свой имидж, выходя на международную арену. При этом, государство в итоге решает множество важных задач социального уровня, практически не привлекая бюджетные средства.
С помощью института государственно-частного партнёрства есть возможность вывести корпоративную социальную ответственность на более современный уровень, развивая тем самым филантропию и благотворительность. При помощи применения государственно-частного партнёрства и его механизмов бизнес, имеющий высокий уровень социальной ответственности, сможет резко уменьшить неравенство в обществе, справляясь с многими проблемами на уровне локального характера. Социальные услуги будут более доступными, но государство при этом по-прежнему сможет нести ответственность за эту сферу.
Источники:
1. Карпенко Е. М. Социальная ответственность как фактор устойчивого развития //Инновационные перспективы Донбасса. 2021. С. 122-128.
2. Лопатина И. Ю. и др. Современные формы реализации государственно-частного партнерства //Сфера услуг: инновации и качество. 2021. №. 52. С. 73-81.
3. Плотников В. А. Партнерство государства и бизнеса в современных условиях: перспективы трансформации //Управленческое консультирование. 2021. №. 7 (151). С. 29-38.
4. Рахманов С. П. Институт корпоративной социальной ответственности в России: тенденции развития //Фундаментальные и прикладные аспекты развития современной науки. 2020. С. 375-380.
5. Тарасова Е. В., Кретова А. В. Развитие форм государственно-частного партнерства через корпоративную социальную ответственность. - Диссертация. -2019. - 225с.
6. Янцен А. В., Доронина П. Н. Социальная ответственность государства в сфере обеспечения социальной защиты населения //Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. №. 7 (47). С.274-277. References:
1. Karpenko E. M. Social responsibility as a factor of sustainable development //Innovative perspectives of Donbass. 2021. pp. 122-128.
2. Lopatina I. Yu. et al. Modern forms of public-private partnership implementation //Service sector: innovation and quality. 2021. №. 52. Pp. 73-81.
3. Plotnikov V. A. Partnership of the state and business in modern conditions: prospects for transformation //Management consulting. 2021. №. 7 (151). Pp. 29-38.
4. Rakhmanov S. P. Institute of Corporate social responsibility in Russia: development trends //Fundamental and applied aspects of the development of modern science. 2020. pp. 375-380.
5. Tarasova E. V., Kretova A.V. Development of forms of public-private partnership through corporate social responsibility. - Dissertation. -2019. -225p.
6. Yanzen A.V., Doronina P. N. Social responsibility of the state in the sphere of ensuring social protection of the population //Skif. Questions of student science. 2020. №. 7 (47). Pp.274-277.