Научная статья на тему 'Роль социальной активности студентов в рамках университетской жизни'

Роль социальной активности студентов в рамках университетской жизни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная активность / студенты / университетская жизнь / роль социальной активности / университетская молодежь / social activity / students / university life / the role of social activity / university youth

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дарья В. Вашумирская

Введение. В статье рассматривается вопрос взаимосвязи социальной активности студентов с их успешностью в учебной деятельности. Важность рассмотрения этой темы заключается в том, что в психологической науке недостаточно изучено то, как социальная активность студентов влияет на успешность их учебы. Во введении автор рассматривает актуальность изучения социальной активности студентов в рамках университетской жизни. Изучение социальной активности в рамках университетской жизни имеет особое значение, так как она включает в себя совокупность отношений, характерных для вузовских учащихся, задействованных в образовательном процессе, также научной деятельности, внеучебных мероприятиях, самоуправлении и межличностном общении с другими студентами. Современные реалии, в которых совсем недавно общество начало справляться с последствиями пандемии коронавируса, вновь актуализировали вопрос о важности развития социальной активности. Многие студенты начинали свое обучение в карантинное время, а значит их социальная активность была снижена общественными ограничениями. Именно поэтому особенно важно обратить внимание на роль социальной активности студентов в их учебной деятельности, так как изучение данной темы позволит ответить на вопрос: «нужно ли мотивировать студентов на общение и активную социальную жизнь». Цель: изучить роль социальной активности студентов в рамках университетской жизни. Теоретическое обоснование. Автор рассматривает понятие социальная активность и значение социальной активности в успешной социализации личности, также анализируются психологические особенности студенческой молодежи как социальной группы. Результаты. В данном разделе автор делает выводы о связи социальной активности с успешностью в учебе у студенческой молодежи. Обсуждение результатов. Автор приходит к выводу о том, что высокий уровень социальной активности положительно сказывается на студенческую жизнь молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дарья В. Вашумирская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Social Activity of Students in the Framework of University Life

Introduction. The article deals with the issue of the relationship between the social activity of students and their success in educational activities. The importance of considering this topic lies in the fact that our psychological science has not sufficiently studied how the social activity of students affects the success of their studies. In the introduction, the author considers the relevance of studying the social activity of students in the framework of university life. The study of social activity within the framework of university life is of particular importance, since it includes a set of relationships characteristic of university students involved in the educational process, as well as scientific activities, extracurricular activities, self-government and interpersonal communication with other students. Modern realities, in which quite recently the society began to cope with the consequences of the coronavirus pandemic, and the teams began to move from the remote format to the facetoface format, once again actualized the issue of the importance of developing social activity. Many students began their studies during quarantine, which means that their social activity was reduced by social restrictions. That is why it is especially important to pay attention to the role of students' social activity in their educational activities, since the study of this topic will allow answering the question: "is it necessary to motivate students to communicate and have an active social life?" Purpose: to study the role of social activity of students in the framework of university life. Theoretical justification. The author examines the concept of social activity and the importance of social activity in the successful socialization of the individual, also analyzes the psychological characteristics of student youth as a social group. Results. in this section, the author draws conclusions about the relationship between social activity and academic success among students. Discussion. the author comes to the conclusion that a high level of social activity has a positive effect on the student life of young people.

Текст научной работы на тему «Роль социальной активности студентов в рамках университетской жизни»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/1021702/ncpb2023.2.6

Роль социальной активности студентов в рамках университетской жизни

Дарья В. Вашумирская'

1 Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация E-mail: vash@sfedu.ru

Аннотация

Введение. В статье рассматривается вопрос взаимосвязи социальной активности студентов с их успешностью в учебной деятельности. Важность рассмотрения этой темы заключается в том, что в психологической науке недостаточно изучено то, как социальная активность студентов влияет на успешность их учебы. Во введении автор рассматривает актуальность изучения социальной активности студентов в рамках университетской жизни. Изучение социальной активности в рамках университетской жизни имеет особое значение, так как она включает в себя совокупность отношений, характерных для вузовских учащихся, задействованных в образовательном процессе, также научной деятельности, внеучебных мероприятиях, самоуправлении и межличностном общении с другими студентами. Современные реалии, в которых совсем недавно общество начало справляться с последствиями пандемии коронавируса, вновь актуализировали вопрос о важности развития социальной активности. Многие студенты начинали свое обучение в карантинное время, а значит их социальная активность была снижена общественными ограничениями. Именно поэтому особенно важно обратить внимание на роль социальной активности студентов в их учебной деятельности, так как изучение данной темы позволит ответить на вопрос: «нужно ли мотивировать студентов на общение и активную социальную жизнь». Цель: изучить роль социальной активности студентов в рамках университетской жизни. Теоретическое обоснование. Автор рассматривает понятие социальная активность и значение социальной активности в успешной социализации личности, также анализируются психологические особенности студенческой молодежи как социальной группы. Результаты. В данном разделе автор делает выводы о связи социальной активности с успешностью в учебе у студенческой молодежи. Обсуждение результатов. Автор приходит к выводу о том, что высокий уровень социальной активности положительно сказывается на студенческую жизнь молодых людей.

SOCIAL PSYCHOLOGY

Ключевые слова

социальная активность, студенты, университетская жизнь, роль социальной активности, университетская молодежь

Для цитирования

Вашумирская Д. В. (2023). Роль социальной активности студентов в рамках университетской жизни. Северо-Кавказский психологический вестник, 21(2), 60-68. https:// doi.Org/10.21702/ncpb.2023.2.6

The Role of Social Activity of Students in the Framework of University Life

Daria V. Vashumirskaya1*

1 Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation * E-mail: vash@sfedu.ru

Abstract

Introduction. The article deals with the issue of the relationship between the social activity of students and their success in educational activities. The importance of considering this topic lies in the fact that our psychological science has not sufficiently studied how the social activity of students affects the success of their studies. In the introduction, the author considers the relevance of studying the social activity of students in the framework of university life. The study of social activity within the framework of university life is of particular importance, since it includes a set of relationships characteristic of university students involved in the educational process, as well as scientific activities, extracurricular activities, self-government and interpersonal communication with other students. Modern realities, in which quite recently the society began to cope with the consequences of the coronavirus pandemic, and the teams began to move from the remote format to the face-to-face format, once again actualized the issue of the importance of developing social activity. Many students began their studies during quarantine, which means that their social activity was reduced by social restrictions. That is why it is especially important to pay attention to the role of students' social activity in their educational activities, since the study of this topic will allow answering the question: "is it necessary to motivate students to communicate and have an active social life?" Purpose: to study the role of social activity of students in the framework of university life. Theoretical justification. The author examines the concept of social activity and the importance of social activity in the successful socialization of the individual, also analyzes the psychological characteristics of student

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

youth as a social group. Results. in this section, the author draws conclusions about the relationship between social activity and academic success among students. Discussion. the author comes to the conclusion that a high level of social activity has a positive effect on the student life of young people.

Keywords

social activity, students, university life, the role of social activity, university youth

For citation

Vashumirskaya D. V. (2023). The Role of Social Activity of Students in the Framework of University Life. North-Caucasian Psychological Bulletin, 21(2), 60-68. (in Russ.). https:// doi.org/10.21702/ncpb.2023.2.6

Введение

Социальная активность является очень значимым жизненным свойством личности, которое позволяет ей развиваться, интегрироваться в обществе, образовывать социальные связи. Особое значение социальная активность имеет в рамках университетской жизни, ведь учеба в университете включает в себя, помимо образовательного процесса, научную деятельность, внеучебные мероприятия, самоуправление и межличностное общении с другими студентами.

В современных реалиях, когда университеты только отказываются от формата дистанционного обучения полностью или частично, все сильнее видна разница между социально активными студентами и менее активными. Общительные и активные студенты выходят на первый план: придумывают различные офлайн или онлайн активности, создают беседы для общения, организовывают встречи и т.д. Студенты, в меньший степени проявляющие социальную активность, напротив, становятся все менее общительными. Отсюда возникают вопросы, ответы на которые помогут лучше узнать и понять студентов, а значит лучше организовать, усовершенствовать работу, как студенческого совета, так и педагогического состава. Так один из вопросов, который возникает при виде студентов, в меньший степени проявляющих социальную активность, - это то, как социальная активность студентов влияет на их чувство приверженности к университету. Другой вопрос: как это влияет на учебу, ведь можно предположить, что студенты, которые не привязаны к коллективу, не общаются с одногруппниками и другими студентами на дружеском или товарищеском уровне испытывают трудности с учебой. В психологической науке недостаточно изучено то, как социальная активность студентов влияет на успешность их учебы. Можно предположить, что у студентов иногда нет мотивации идти на занятия, а встреча с друзьями и знакомыми часто становится этой мотивацией, так же друзья часто могут помочь с учебой, объяснить что-нибудь, дать необходимые материалы. Так же многие студенты связывают университетские годы именно с общением в неучебной деятельности, тепло вспоминая свой университет и других студентов. Отсюда возникает вопрос: «стоит ли мотивировать студентов на общение и активную социальную жизнь?»

Теоретическое обоснование

Временем детального и глубокого изучения проблемы формирования социальной

SOCIAL PSYCHOLOGY

активности учащейся молодежи можно считать период конца XX - начало XXI вв. Тогда возникло множество подходов в изучении социальной активности, это было вызвано реформами в сфере образования и большими изменениями в обществе в целом (Бережная, Зыкова, 2012).

Проанализировав работы в данной теме, можно сделать вывод, что понятие «социальная активность» рассматривалась с двух подходов: деятельностного и личностного. Первые ученые, в их числе Е. М. Бабосов, Г. Е. Зборовский, Е. М. Токарев, С. С. Фролов понимали социальную активность как меру, степень, характеристику целенаправленной деятельности человека, связанную с преобразованием общественной среды и формированием социальных качеств личности. Представители личностного подхода, к ним относятся Е. А. Якуба и А. А. Кратко, считали, что социальная активность - это определенное системное качество личности, в котором выражается и реализуется уровень ее социальности, другими словами, глубина и полнота связей с социумом (Каргаполова, 2014).

Изучение социальной активности в педагогике имело особое значение, она рассматривалась, как важнейшая задача воспитания личности. Данную проблему активно изучали такие ученые, как Е. А. Ануфриев, Г. А. Караваев, А. Н. Ломов, Т. Н. Мальковская, В. А. Сластенин и др. (Бережная, Зыкова, 2012). Изучение социальную активности студентов можно увидеть в работах Н. Г. Гуламова, Е. С. Красинской, А. А. Шарова, Л. В. Майкова и др. Однако в ходе исследования нами данной темы не были обнаружены исследования, где бы рассматривалась взаимосвязь социальной активности студентов и их чувства принадлежности к университету, так же был мало изучен факт влияния социальной активности студентов на успешность их учебы. Понятие «социальная активность» является многогранным и емким, так как рассматривает в себе психологические, социологические и нравственные стороны личности.

Для того, чтобы дать определение социальной активности, нужно дать определение термину «активность». Впервые понятие «активность» ввел А. Ф. Лазурский, он опирался на учения В. М. Бехтерева, которые говорил о значимости социальной сферы (Тунгусова, 2016). Этот термин имеет разные значения, так с общефилософской позиции, активность - многообразие способов, различных мер и форм взаимодействия, которые обеспечивают единство, развитие и взаимный переход идеального и материального. В психологии «активность» представляет собой множество форм взаимодействия, в ходе которого индивид существует и осуществляет развитие как субъект (Шаров, 2018).

В общем социально-психологическом смысле «социальная активность» понимается как составная часть поведения человека в обществе, которая обуславливается его личностными свойствами. В социальных науках термин «социальная активность» также означает свойство личности, которое позволяет преобразовывать социальную и природную среду для своего существования. В психологии же активность личности рассматривается не как способность преобразовывать то, что вокруг тебя, а напротив способность личности изменяться, приспосабливаться и быть устойчивым к внешним воздействиям и раздражителям (Шаров, 2018).

Изучив определения социальной активности с точки зрения различных научных отраслей, можно сделать вывод, что несмотря на различия в этих понятиях, прослеживается общая идея о том, что активность - это добровольная и сознательная деятельность человека.

Если говорить о социальной активности, как о показателе успешной социализации личности, то стоит определить, что в науке понимается под понятием

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

социализация. Человек с самого рождения, погружаясь в культуру, социальные нормы, обучаясь и взаимодействия с социумом, проходит такой важный процесс, как социализация. Благодаря социализации человек становится полноценным членом общества, он овладевает социальными ценностями и нормами, приобщается к культуре, приобретает опыт и знания.

Социализация является комплексным процессом, который включает себя несколько этапов. Так в отечественной науке чаще всего обращаются к подходу Г. М. Андреевой, которая выделяет следующие этапы социализации: дотрудовой; трудовой; послетрудовой, связанный с выходом на пенсию. Если индивид успешно овладевает важными общественными навыками на каждом из этапов, то он успешно проходит этап социализации (Джиоева, Маргиева, 2010).

Социальная активность - это важнейший компонент социализации личности, необходимое условие его деятельности и развития, реализации его внутреннего ресурса. Социальная активность является новообразованием личности, которое интегрирует знания, опыт и отношения с окружающей средой (Реброва, 2017). Также подтверждением того, что социальная активность является критерием успешной социализации, является наличие у социально активной личности таких качеств как образованность, нравственная и социальная устойчивость, способность к логическому и критическому мышлению, гражданственная ответственность, патриотизм, мобильность и профессиональное самоопределение (Майкова, 2011).

Процесс социализации тесно связан с образовательной средой. Именно образовательные учреждения позволяют индивиду овладевать важными социальным навыками. Однако в педагогике социальная активность рассматривается с разных сторон, она может выступать: целью воспитания, результатом воспитательно процесса, как средство воспитания, как устойчивая черта или качество личности, как движущая сила в развитие человека (Бережная, Зыкова, 2012). Еще с давних времен развитие социальной активности, интереса и инициативы учащихся, их самостоятельности и способности работы в коллективе является важнейшей задачей образования.

Огромный вклад в изучение становления личности в процессе образования внес Джон Дьюи. Он в начале XX века предложил модель новой школы - «школы активности», «школы труда». Суть этой модели заключалось в том, что изучение предметов не являлось целью, а лишь выступало средством развития личности учащегося, возможностью пережить новый опыт в конкретной ситуации. В такой модели очень важна заинтересованность учащегося в познавательном процессе. Модель обучения, предложенная Дж. Дьюи, выдвигала целью подготовить учащегося к жизни в обществе, сформировать его как активного члена социума.

Таким образом, социальная активность тесно связана с обучением студентов и учащихся, с процессом социализации. Было выявлено, что совместно с развитием социальной активности у них развиваются такие жизненные аспекты как культурная осведомленность, социальная ответственность, успеваемость в учебе (Knight-McKenna, Felten, Darby, 2018). Несомненно, развитие социальной активности - это важная задача социальных институтов в процессе становления личности. Помимо развития жизненно важных качеств, широкий круг социальных ролей формирует устойчивую связь личности с обществом, позволяет развивающейся личности легко адаптироваться в новых условиях самостоятельной жизни.

Мы считаем, что важно рассматривать социальную активность именно молодых людей, потому что молодежь, как социальная группа, имеет ряд особенностей. Данная группа обладает особыми психологическими, физическими, личностными

SOCIAL PSYCHOLOGY

особенностями. Молодежь также отличается особенностями общения и укладом жизни. Изучение социальной активности молодежи наиболее актуально, так как принято полагать, что социальная активность развивается прежде всего в процессе ведущей деятельности определенного возрастного периода (Харланова, 2011). Большая часть молодежи - это студенты, их ведущей деятельностью является учеба. Их общая социальная ситуация - это получение профессиональных знаний в процессе обучения в высших учебных заведениях. Это еще раз подтверждает важность изучения социальной активности студентов в рамках университетской жизни. При этом очень важно активно поддерживать процесс социализации студентов с начала 1 курса, способствовать адаптации студентов-первокурсников к группе и учебной деятельности (Вороная, Проненко, 2022).

Процессы становления личности, развитие социальных навыков, продвижение более к высокому уровню личности под влиянием социальных и педагогических факторов изучали Б. Г. Ананьев, В.Д. Шадриков, А. Н. Леонтьев, Н. М. Эгамбердиева и др. В их работах еще раз подчеркивалось, что период обучения в университете совпадает с периодом юности, когда наиболее активно идут процессы познания, в том числе социального. Происходит социальное становление за счет освоение новых навыков и знаний, расширения сферы деятельности и общения (Гуламова, 2021).

Студенческая молодежь имеет ряд психологических особенностей, которые важно понимать в процессе изучения этой группы в рамках социальной активности. Молодежь является основным связующим звеном, которое обеспечивает преемственность поколений в духовном и интеллектуальном развитии общества, молодые люди наследуют и развивают все важные социальные функции в обществе. Именно поэтому молодежь ярко направлена на завтрашний день, строят свой уклад часто опираясь на будущее, а не настоящее. Сравнивая разные группы молодежи со студенческой молодежью, заметно, что студенты наиболее нацелены на завтрашний день, на будущее (Машрапова, 2013). Из этого следует, что, рассматривая различные аспекты социальной активности студентов, нужно учитывать, что причиной ее проявления может быть желание обеспечить себя важными общественными связями, которые помогут в будущем, получить знания и навыки в процессе коммуникации, которые в дальнейшем станут опорой в профессиональной деятельности.

Б. Г. Ананьев указывал на то, что студенческий возраст относится к сензитивному периоду становления личности. Это означает, что студенты находятся на том этапе жизни человека, когда существуют наиболее благоприятные условия для развития и формирования у него определенных психологических свойств личности, моделей поведения. Сензитивный период является периодом наивысшей возможности для эффективного развития какой-либо стороны личности. В это время наблюдается рост и консолидация интеллектуальных, мыслительных ресурсов человека (Шевцова, Еремеев, 2021).

Помимо развития когнитивных функций, в юношеский период происходит важнейшая качественная трансформация - формирование ценностного отношения. В это время молодая личность открывает для себя свой собственный внутренний мир, научается углубляться в собственные переживания, распознавать их. К молодому человеку приходит осознание собственной уникальности, его личность претерпевает заметный рост умственной активности, что происходит благодаря формированию системы логических структур и формальных операций (Машрапова, 2013). Наконец, в этот период свой жизни человек осваивает систему основных социальных ролей, учится жить в системе ограниченной правовой ответственности, все это способствует его социальному развитию.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Обсуждение результатов

Проанализировав научную литературу по заданной теме, мы пришли к выводу, что социальная активность может рассматриваться как собственная способность изменяться, самовыражаться, приспосабливаться к внешним изменениям, а главное поддерживать связь с окружающим миром.

Для того, чтобы рассматривать социальную активность молодежи в рамках университетской жизни, важно понимать, что студенческая молодежь имеет ряд психологических особенностей. Одной из ярких особенностей молодого возраста является то, что большая часть их мыслей и действий направлено на их будущее, в этот период они озадачены постановкой целей и планов на жизнь, студенты наиболее нацелены на завтрашний день, на будущее (Машрапова, 2013). Укрепление важных социальных связей, активная социальная позиция также часто связана со стремлением приобрести значимые знакомства для благополучия в будущем. Об этом же говорила Н. Г. Гуламова, подчеркивая, что период обучения в университете совпадает с периодом юности, когда наиболее активно идут процессы познания, в том числе социального. Происходит социальное становление за счет освоение новых навыков и знаний, расширения сферы деятельности и общения (Гуламова, 2021).

Если рассматривать социальную активность в рамках университета, то видно, что социальная активность студентов, как правило, проявляется в трех основных сферах: в профессионально-трудовой подготовки, в общественной деятельности; в сфере досуга. В научной литературе, при изучении активности студентов больший упор делается на культурно-организаторской деятельности студентов, так как данное направление характеризуется тем, что в нем чаще всего заинтересована активная группа студентов, которая готова к командной работе, имеет организаторские и коммуникативные навыки. Так И. А. Яковлева утверждает, что социальная активность в целом влияет на образ жизни студента, его содержания и структурной направленности (Яковлева, 2011).

Уровень вовлеченности в образовательный и творческий процесс волнует не только студентов, но и педагогический и воспитательный состав университетов, так как участливость студентов повышает уровень личных и общеуниверситетских достижений. Социальная активность в целом влияет на образ жизни студента, его содержания и структурной направленности, поэтому университет стремиться мотивировать студентов на социальную активность, как в рамках учебной, так и творческой деятельности.

Заключение

Таким образом, социальная активность имеет высокую значимость в период обучения в университете. Развитие высокого уровня социальной активности студентов может положительно сказаться как на досуговой, так и на учебной деятельности студентов.

Литература

Бережная, И. Ф. & Зыкова, А. О. (2012). Содержание категории "социальная активность" в психологии и педагогике. Вестник Воронежского государственного технического университета, 8(10-2), 171-177.

Вороная В. Д., Проненко Е. А. (2022). Адаптация студентов-первокурсников высших учебных заведений: смысловые аспекты и связь с онтологической уверенностью.

SOCIAL PSYCHOLOGY

Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(6), 52-66. https://doi. org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-52-66

Гуламова Н. Г. (2021). Развитие социальной активности у студентов. Наука и образование сегодня, 1, 72-73.

Джиоева, О. Ф. & Маргиева, З. Г. (2010). Социальная активность как фактор социализации личности. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова, 2, 120-125.

Красинская, Е. С. (2018). К вопросу о социальной активности личности студента. Аллея Науки, 2(8), 712-717.

Майкова, Л. В. (2011). О социальной активности современных студентов. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 1-2(69), 102-107.

Машрапова, Х. К. (2013). Теоретические основания социальной активности студенческой молодежи. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 7(123), 180-184.

Прюс, Ф., Перевозкина, Ю. М. & Перевозкин, С. Б. (2021). Человек и вопросы его социализации в современном мире. Развитие человека в современном мире, 2, 7-21.

Реброва Н. В. (2017). Социальная активность как фактор успешной социализации личности. В сборнике: Инновационные процессы в современной науке. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А. И. Вострецова (с. 519-523).

Тунгусова, А. А. (2016). Формирование социальной активности: сущность и структура понятия. Новая наука: Современное состояние и пути развития, 9, 71-74.

Харланова, Е. М. (2011). Исследование социальной активности студентов. Историческая и социально-образовательная мысль, 5(10), 173-178.

Харланова, Е. М. (2011). Социальная активность студентов: сущность понятия. Теория и практика общественного развития, 4, 183-186.

Шаров, А. А. (2018). Представление о социальной активности студентов вуза. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, 7(4), 364-367.

Шевцова, М. М. & Еремеев, Н. А. (2021). Исследование влияния личных и социальных проблем студентов на обучение. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, 55, 233-246.

Bazilenko, A., Barna, N. & Lytvynenko, O. (2020). Psychological factors of student's social activity. Social welfare interdisciplinary approach, 2(9), 56-66.

Dogan, U. (2015). Student Engagement, Academic Self-efficacy, and Academic Motivation as Predictors of Academic Performance. Anthropologist, 20(3), 553-561.

Knight-McKenna, M., Felten, P. & Darby, A. (2018). Student Engagement with Community. New Directions for Teaching and Learning, 154, 65-74.

Manikandan, K. (2018). Student Engagement in relation to Academic stress and Self-Efficacy. Guru Journal of Behavioral and Social Sciences, 6(1), 775-784.

Sriwiyanti S., Saefudin W. & Yusoff S. H. M. (2021). Self-efficacy and student engagement in online learning during pandemic. Global Journal of Educational Research and Management, 1(4), 232-244.

References

Bazilenko, A., Barna, N. & Lytvynenko, O. (2020). Psychological factors of student's social activity. Social welfare interdisciplinary approach, 2(9), 56-66.

Berezhnaya, I. F. & Zykova, A. O. (2012). The content of the category "social activity" in psychology and pedagogy. Bulletin of the Voronezh State Technical University, S(10-2), 171-177.

Dogan, U. (2015). Student Engagement, Academic Self-efficacy, and Academic Motivation as Predictors of Academic Performance. Anthropologist, 20(3), 553-561.

Dzhioeva, O. F. & Margieva, Z. G. (2010). Social activity as a factor of personality socialization. Bulletin of the North Ossetian State University named after K. L. Khetagurov, 2, 120-125.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Gulamova N. G. (2021). Development of social activity among students. Science and Education Today, 1, 72-73.

Kharlanova, E. M. (2011). Research of social activity of students. Historical and socio-educational thought, 5(10), 173-178.

Kharlanova, E. M. (2011). Social activity of students: the essence of the concept. Theory and Practice of Social Development, 4, 183-186.

Knight-McKenna, M., Felten, P. & Darby, A. (2018). Student Engagement with Community. New Directions for Teaching and Learning, 154, 65-74.

Krasinskaya, E. S. (2018). On the issue of social activity of the student's personality. Alley of Science, 2(8), 712-717.

Manikandan, K. (2018). Student Engagement in relation to Academic stress and Self-Efficacy. Guru Journal of Behavioral and Social Sciences, 6(1), 775-784.

Mashrapova, H. K. (2013). Theoretical foundations of the social activity of student youth. Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, 7(123), 180-184.

Maykova, L. V. (2011). On the social activity of modern students. Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University. I. Ya. Yakovleva, 1-2(69), 102-107.

Pryus, F., Perevozkina, Y. M. & Perevozkin, S. B. (2021). Man and questions of his socialization in the modern world. Human Development in the Modern World, 2, 7-21.

Rebrova N. V. (2017). Social activity as a factor in the successful socialization of the individual. In the collection: Innovative processes in modern science. Materials of the International (correspondence) scientific-practical conference. Under the general editorship of A. I. Vostretsov (pp. 519-523).

Sharov, A. A. (2018). The concept of social activity of university students. News of the Saratov University. New episode. Series: Acmeology of Education. Developmental Psychology, 7(4), 364-367.

Shevtsova, M. M. & Eremeev, N. A. (2021). Study of the influence of personal and social problems of students on learning. Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts, 55, 233-246.

Sriwiyanti S., Saefudin W. & Yusoff S. H. M. (2021). Self-efficacy and student engagement in online learning during pandemic. Global Journal of Educational Research and Management, 1(4), 232-244.

Tungusova, A. A. (2016). Formation of social activity: the essence and structure of the concept. New Science: Current State and Ways of Development, 9, 71-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Voronaya V. D., Pronenko E. A. (2022). Adaptation of first-year students in higher education: meaning aspects and relation to ontological security. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology, 5(6), 52-66. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-52-66

Информация о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.