Научная статья на тему 'Социальная активность студентов в университете: ее проявления, значение и взаимосвязь с коммуникативными навыками и установками'

Социальная активность студентов в университете: ее проявления, значение и взаимосвязь с коммуникативными навыками и установками Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная активность / студенты / университетская жизнь / роль социальной активности / учебная деятельность / коммуникативные установки / коммуникативные навыки / social activity / students / university life / the role of social activity / educational activities / communication attitudes / communication skills

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дарья В. Вашумирская

Введение. Социальная активность в рамках университетской жизни включает в себя совокупность отношений студентов, задействованных в образовательном процессе, научной деятельности, внеучебных мероприятиях, самоуправлении и межличностном общении. Актуальность изучения социальной активности обусловлена современными реалиями: общество справляется с последствиями пандемии, а университеты перешли из дистанционного в очный формат обучения. Изучение роли социальной активности в учебной деятельности позволит ответить на вопрос: «Нужно ли мотивировать студентов на общение и активную социальную жизнь?». Цель исследования – определить влияние социальной активности студентов на их успешность в ученой деятельности. Методы. В исследовании приняли участие 75 студентов в возрасте от 17 до 24 лет. Нами было использовано авторское анкетирование, направленное на определение сходства и различия между социально активными и менее социально активными студентами. Для изучения различий между ними были выбраны следующие методики: «Диагностика типа коммуникативной установки» и «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС)». Обработка эмпирических данных проводилась с помощью математической статистика (количественный анализ, корреляционный анализ по Спирмену). Результаты. Были выявлено, что общение с другими студентами влияет на чувство принадлежности к университету, и на учебную успеваемость. Степень общения оказалась отрицательно связана с общим уровнем негативных установок и положительно с уровнем коммуникативных навыков. Обсуждение результатов. В ходе анализа исследований установлено, что социальная активность студентов положительно влияет на их успеваемость в учебе, а также на их чувство принадлежности к университету. Можно сделать вывод, что необходимо способствовать студенческой социальной активности в рамках университетской жизни с помощью улучшения коммуникативных навыков студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дарья В. Вашумирская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social activity of students at the university: its manifestations, meaning and relationship with communication skills and attitudes

Introduction. Social activity within university life includes the totality of relationships among students involved in the educational process, scientific activities, extracurricular activities, self-government and interpersonal communication. The relevance of studying social activity is due to modern realities: society is coping with the consequences of the pandemic, and universities have switched from distance learning to full-time learning. Studying the role of social activity in educational activities will answer the question: “Do we need to motivate students to communicate and have an active social life?” The purpose of the study is to determine the influence of studentssocial activity on their success in academic activities. Methods. The study involved 75 students aged 17 to 24 years. We used an original questionnaire aimed at determining the similarities and differences between socially active and less socially active students. To study the differences between them, the following methods were chosen: “Diagnostics of the type of communicative attitude” and “Communicative and organizational tendencies (COS)”. Processing of empirical data was carried out using mathematical statistics (quantitative analysis, Spearman correlation analysis). Results. It was found that communication with other students affects the sense of belonging to the university and academic performance. The degree of communication turned out to be negatively related to the overall level of negative attitudes and positively related to the level of communication skills. Discussion. The analysis of studies found that students' social activity has a positive effect on their academic performance, as well as on their sense of belonging to the university. It can be concluded that it is necessary to promote student social activity within university life by improving students' communication skills.

Текст научной работы на тему «Социальная активность студентов в университете: ее проявления, значение и взаимосвязь с коммуникативными навыками и установками»

социальная психология

Научная статья УДК 159.99

https://doLorg/1021702/ncpb.2023.3.6

Социальная активность студентов в университете: ее проявления, значение и взаимосвязь с коммуникативными навыками и установками

Дарья В. Вашумирская

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация vash@sfedu.ru

Аннотация

Введение. Социальная активность в рамках университетской жизни включает в себя совокупность отношений студентов, задействованных в образовательном процессе, научной деятельности, внеучебных мероприятиях, самоуправлении и межличностном общении. Актуальность изучения социальной активности обусловлена современными реалиями: общество справляется с последствиями пандемии, а университеты перешли из дистанционного в очный формат обучения. Изучение роли социальной активности в учебной деятельности позволит ответить на вопрос: «Нужно ли мотивировать студентов на общение и активную социальную жизнь?». Цель исследования -определить влияние социальной активности студентов на их успешность в ученой деятельности. Методы. В исследовании приняли участие 75 студентов в возрасте от 17 до 24 лет. Нами было использовано авторское анкетирование, направленное на определение сходства и различия между социально активными и менее социально активными студентами. Для изучения различий между ними были выбраны следующие методики: «Диагностика типа коммуникативной установки» и «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС)». Обработка эмпирических данных проводилась с помощью математической статистика (количественный анализ, корреляционный анализ по Спирмену). Результаты. Были выявлено, что общение с другими студентами влияет на чувство принадлежности к университету, и на учебную успеваемость. Степень общения оказалась отрицательно связана с общим уровнем негативных установок и положительно с уровнем коммуникативных навыков. Обсуждение результатов. В ходе анализа исследований установлено, что социальная активность студентов положительно влияет на их успеваемость в учебе, а также на их чувство принадлежности к университету. Можно сделать вывод, что необходимо способствовать студенческой социальной активности в рамках университетской жизни с помощью улучшения коммуникативных навыков студентов.

вен^^и сс ву 4.о

75

social psychology

Ключевые слова

социальная активность, студенты, университетская жизнь, роль социальной активности, учебная деятельность, коммуникативные установки, коммуникативные навыки

Для цитирования

Вашумирская, Д. В. (2023). Социальная активность студентов в университете: ее проявления, значение и взаимосвязь с коммуникативными навыками и установками. Северо-кавказский психологический вестник, 21(3), 75-88. https://doi.org/10.21702/ ncpb.2023.3.6

Research article UDC 159.9 doi

Social activity of students at the university:

its manifestations, meaning and relationship with

communication skills and attitudes

Daria V. Vashumirskaya

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation vash@sfedu.ru

Abstract

Introduction. Social activity within university life includes the totality of relationships among students involved in the educational process, scientific activities, extracurricular activities, self-government and interpersonal communication. The relevance of studying social activity is due to modern realities: society is coping with the consequences of the pandemic, and universities have switched from distance learning to full-time learning. Studying the role of social activity in educational activities will answer the question: "Do we need to motivate students to communicate and have an active social life?" The purpose of the study is to determine the influence of students' social activity on their success in academic activities. Methods. The study involved 75 students aged 17 to 24 years. We used an original questionnaire aimed at determining the similarities and differences between socially active and less socially active students. To study the differences between them, the following methods were chosen: "Diagnostics of the type of communicative attitude"

социальная психология

and "Communicative and organizational tendencies (COS)". Processing of empirical data was carried out using mathematical statistics (quantitative analysis, Spearman correlation analysis). Results. It was found that communication with other students affects the sense of belonging to the university and academic performance. The degree of communication turned out to be negatively related to the overall level of negative attitudes and positively related to the level of communication skills. Discussion. The analysis of studies found that students' social activity has a positive effect on their academic performance, as well as on their sense of belonging to the university. It can be concluded that it is necessary to promote student social activity within university life by improving students' communication skills.

Keywords

social activity, students, university life, the role of social activity, educational activities, communication attitudes, communication skills

For citation

Vashumirskaya, D. V. (2023). Social activity of students at the university: its manifestations, meaning and relationship with communication skills and attitudes. North-Caucasian Psychological Bulletin, 21(3), 75-88. (in Russ.). https://doi.org/10.21702/ncpb.2023.3.6

Введение

Социальная активность - значимое жизненное свойство личности, которое позволяет развиваться, интегрироваться в обществе, образовывать социальные связи.

В исследованиях выделено, что социальная активность студентов влияет на развитие социальных навыков, развития социальных связей и становления личности (Гуламова, 2021; Харланова, 2011а; Харланова, 20116; Джиоева, Маргиева, 2010), однако влияние социальной активности студентов на успешность учебы отмечается в ограниченном круге исследований (Sriwiyanti, Wahyu, Siti, Yusoff, 2021).

Так, мы можем предположить, что у студентов порой нет мотивации идти на занятия - тогда встреча с друзьями и знакомыми может стать мотивацией, помимо этого, друзья могут помочь с учебой, объяснить что-нибудь или дать необходимые материалы для учебы. Возникает вопрос: стоит ли мотивировать студентов на общение и активную социальную жизнь? Этот вопрос еще более острый в наши дни, когда из-за различных событий в мире и стране общения и встреч стало в разы меньше. Более того, интересно выявить различия между более социально активными студентами и менее социально активными студентами, понять мотивацию первых и причины малой общительности вторых.

Понятие социальной активности

«Социальная активность» понимается как составная часть поведения человека в обществе, которая обуславливается его личностными свойствами (Тунгусова, 2016). В социальных науках термин «социальная активность» означает свойство личности, которое позволяет преобразовывать социальную и природную среду для своего существования (Харланова, 2011б). В психологии же активность личности рассматривается не как способность преобразовывать то, что вокруг тебя, а как способность личности изменяться, приспосабливаться и быть устойчивым к внешним воздействиям и раздражителям (Шаров, 2018). Социальная активность является новообразованием

social psychology

личности, которое интегрирует знания, опыт и отношения с окружающей средой (Реброва, 2017). Социальная активность - важнейший компонент социализации личности, необходимое условие ее деятельности и развития, реализации внутреннего потенциала.

Социальная активность тесно связана с когнитивным обучением студентов и учащихся, с процессом социализации. Было выявлено, что совместно с развитием социальной активности учащихся у них развиваются такие жизненные аспекты, как культурная осведомленность, социальная ответственность, успеваемость в учебе (Knight-McKenna, Felten & Darby, 2018). Развитие социальной активности в процессе становления личности - важная задача социальных институтов. Помимо развития жизненно важных качеств, широкий круг социальных ролей формирует устойчивую связь личности с обществом, позволяет развивающейся личности легко адаптироваться в новых условиях самостоятельной жизни.

Процессы становления личности, развитие социальных навыков, продвижение к более высокому уровню личности под влиянием социальных и педагогических факторов изучали Б. Г. Ананьев, В. Д. Шадриков, A. Н. Леонтьев, Н. М. Эгамбердиева и др. В их работах еще раз подчеркивалось, что период обучения в университете совпадает с периодом юности, когда наиболее активно идут процессы познания, в том числе социального. Происходит социальное становление за счет освоения новых навыков и знаний, расширения сферы деятельности и общения (Гуламова, 2021).

Психологические особенности студенческой молодежи

Молодежь является основным связующим звеном, которое обеспечивает преемственность поколений в духовном и интеллектуальном развитии общества. Молодые люди наследуют и развивают все важные социальные функции в обществе (Джиоева, Маргиева, 2010). Молодежь ярко направлена на завтрашний день и строит свой уклад часто опираясь на будущее, а не на настоящее. Сравнивая разные группы молодежи со студенческой молодежью, заметно, что студенты наиболее нацелены на завтрашний день, на будущее (Машрапова, 2013). Рассматривая различные аспекты социальной активности студентов нужно учитывать, что причиной ее проявления может быть желание обеспечить себя важными общественными связями, которые помогут в будущем, получить знания и навыки в процессе коммуникации, которые в дальнейшем станут опорой в профессиональной деятельности.

Студенческая молодежь характеризуется социально-психологической неустойчивостью. Студенты сталкиваются с множеством личных и социальных проблем, и все это сопряжено с активными когнитивными процессами, процессом самоактуализации и становления личности, с постоянным самоанализом. Студенты озадачены постановкой целей и планов на жизнь. Укрепление важных социальных связей, активная социальная позиция также часто связаны со стремлением приобрести значимые знакомства для благополучия в будущем (Шевцова, Еремеев, 2021).

Социальная активность в рамках университета

Е. С. Красинская отмечает что, социальная активность студентов, как правило, проявляется в трех основных сферах: в профессионально-трудовой подготовке, в общественной деятельности; в сфере досуга. Автор подчеркивает, что при изучении активности студентов больший упор делается на культурно-организаторской деятельности студентов - в ней чаще всего заинтересована активная группа студентов, которая готова к командной работе, имеет организаторские и коммуникативные навыки (Красинская, 2018).

социальная психология

Уровень вовлеченности в образовательный и творческий процесс волнует не только студентов, но и педагогический и воспитательный состав университетов, так как участливость студентов повышает уровень личных и общеуниверситетских достижений, а самое главное повышает чувство принадлежности к университету, что способствует снижению уровня отчислений с учебных заведений. Социальная активность в целом влияет на образ жизни студента, его содержания и структурной направленности, поэтому университет стремиться мотивировать студентов на социальную активность в рамках как учебной, так и творческой деятельности (Бережная, Зыкова, 2012).

Цель нашего исследования - определение влияния социальной активности студентов на их успешность в ученой деятельности.

Методы

В нашем исследовании приняло участие 75 человек, среди которых 88% девушки, 12% юноши. Возраст - от 17 до 24 лет. Все испытуемые обучаются в городе Ростов-на-Дону в Южном федеральном университете.

Чтобы изучить социальную активность, мы провели несколько опросов. Мы разработали анкету-опросник, которая позволит определить сходства и различия между социально активными и менее социально активными студентами, и подобрали методики, позволяющие выявить особенности коммуникативных установок и склонностей студентов.

Чтобы выявить различия между социально активными и неактивными студентами, были выбраны следующие методики:

- Методика «Диагностики типа коммуникативной установки», предложенная Виктором Бойко, позволяет определить наличие и степень выраженности негативных коммуникативных установок, отражающих готовность недоброжелательно относиться к большинству окружающих (Бойко, 1996).

- Методика «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС)» предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности. Авторы: В. В. Синявский, Б. А. Федоришин (Райгородский, 2001).

Обработка эмпирических данных проводилась с помощью методов математической статистики (корреляционный анализ по Спирмену).

Результаты

По итогам нашего анкетирования можно сделать выводы, что 44% студентов из числа опрошенных поддерживают контакты только лишь со своими одногруппниками и столько же (44%) поддерживают контакты не только с одногруппниками, но и со студентами других курсов и направлений (рис. 1). А 12% опрошенных поддерживают отношения с одногруппниками и со студентами своей специальности.

social psychology

Рисунок 1

Активность студентов в общении со студентами других курсов и направлений

■ по,Ещерживаютконтакты только с однотруппниками

■ по,сщерживают контакты только с сг/дентами своей специальности

■ поддерживают контакты со студентами других курсов и направлений

Чтобы выявить главные мотивы общения и социальной активности студентов у тех, кто поддерживает связи не только со своей учебной группой, мы спросили: «Какая основная причина, по которой вы поддерживаете связи со студентами других курсов и направлений?» Были получены следующие результаты:

- 32,4% студентов считают, что главной причиной общения с другими студентами является дружба, которая их связывает, общие интересы;

- 32,4% считают, что связи с другими студентами позволяют пробовать что-то новое, участвовать в студенческих мероприятиях, коллективных делах;

- 21,1% считают, что поддерживание контактов с другими студентами помогают в учебе (помощь с поиском материалов, подготовки к экзаменам и т.д.);

- 14,1% дали другие ответы (не поддерживают связи со студентами других курсов и направлений).

Активность студентов тесно связана с творческой деятельностью, многие проявляют свои организаторские и коммуникативные навыки именно в формате студенческих мероприятий. Поэтому важно в изучении социальной активности обладать знанием о том, насколько активно студенты участвуют в мероприятиях, осведомлены о них. Для этого студентам был задан вопрос: «Насколько активно вы участвуете в студенческих мероприятиях?» Данные представлены на рисунке 2.

социальная психология

Рисунок 2

Участие студентов в творческих мероприятиях

■ не участвуютв никаких мероприятиях

■ практически не участвуют

■ иногдаучаствуют

■ стараются участвовать в максимальном колличестве мероприятий

Как мы видим, не участвуют в никаких мероприятиях - 29,3% студентов; практически не участвуют, очень редко - 28%; иногда участвуют - 25,3%; стараются участвовать в максимальном количестве мероприятий - 17,3% студентов.

В ответе на вопрос: «В чем основная причина вашего малого участия или неучастия в мероприятиях?» главными причинами, по которым студенты не участвуют, были: нехватка времени, фокус на учебе, не интерес к данному деятельности, логистические проблемы, мало информации о мероприятиях, неуверенность в себе и в своих силах. Были получены следующие ответы:

- «Иногда участия мешают учебе»;

- «Мешает отсутствие времени»;

- «Не люблю большие скопления людей; шум»;

- «Лень матушка»;

- «Зачастую время мероприятия совпадает с временем учебного занятия»;

- «Я хотела бы попробовать, до этого не было времени»;

- «Иногда участвую, хотелось бы больше информации»;

- «Меня не интересует участие в мероприятиях»;

- «Из-за дистанционных занятий практически не бываю в городе»;

- «Я могу это время посвятить себя или своим близким»;

- «Замкнутость и неуверенность в своих силах»;

- «Я делаю акцент на учебе»;

- «Боюсь больших компаний, особенно незнакомых людей»;

- «Зачастую меня эти мероприятия не интересуют»;

- «Проблема в основном в дороге и распределении учебной нагрузки»;

- «Плохая организация; мало информации об этом всем».

social psychology

Чтобы определить, есть ли взаимосвязь между уровнем социальной активности студентов и чувством принадлежности к университету, мы использовали вопрос: «В какой мере вы чувствуете принадлежность к университету?» (рис. 3).

Рисунок 3

Чувство принадлежности студентов к университету

9,30%

■ Ярко ощущают принадлежность к университету

■ Слабо ощущают себя частью университетсвой жизни

■ Не чувствуютсебя частью университета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Чувствуют что являются частью университета, но порой слабо

Исходя из ответов на вопрос:

- 24% студентов ярко чувствуют себя частью университета, ощущают себя частью большой семьи;

- 38,7% чувствуют себя частью университета, но порой слабо;

- 28% студентов слабо ощущают себя частью университетской жизни;

- 9,3% студентов не чувствуют себя частью университета.

Далее студентов спросили: «Что позволяет вам чувствовать принадлежность к университету (или что, по вашему мнению, могло бы помочь вам почувствовать себя частью университета)?». Большинство студентов указало на то, что взаимодействие с преподавателями и студентами позволяет им чувствовать принадлежность к университету. Многие студенты отмечали, что из-за дистанционного обучения они перестали чувствовать себя частью «большой университетской семьи». Особое внимание студенты уделили мероприятиям, многие думают, что именно активное участие в различных студенческих мероприятиях позволило бы им ярко почувствовать себя частью университета. Помимо внеучебной деятельности, студенты отмечали, что непосредственно учеба и участие в семинарах позволяет им чувствовать себя частью университета.

В заключении мы решили узнать, связывают ли студенты успешность их учебы с наличием у них контактов с другими студентами. Полученные данные представлены на рисунке 4.

социальная психология

Рисунок 4

Роль связей со студентами на успешность учебы

^^ 4% WJU

41,30%

1

■ Никак не связано

■ Связи со студентами являются основной причиной успеваемости

■ Влияют незначительно

■ Играют важную роль в успешности учебы

Были получены следующие результаты:

- 41,3% студентов считают, что контакты со студентами играют важную роль в успешности их учебы;

- 46,7% считают, что контакты влияют незначительно;

- 8% никак не связывают успешность учебы с наличием контактов;

- 4% считают, что контакты со студентами являются основной причиной успешности их учебы.

Чтобы выявить связи между показателями, применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Данные о характере взаимосвязи общения с одногруппниками и общим уровнем негативных установок, завуалированной жестокости, открытой жестокости, обоснованным негативизмом, брюзжанием, негативным личным опытом по методике «Диагностики типа коммуникативной установки» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Взаимосвязь степени общения студентов с одногруппниками и коммуникативными установками по методике «Диагностики типа коммуникативной установки»

Шкалы, с которыми есть взаимосвязь степени общения студентов Сила связи Уровень значимости Описание

Слабая

Общий уровень негативных установок -,383** 0,01 Отрицательная

social psychology

Шкалы, с которыми есть взаимосвязь степени общения студентов

Слабая

Открытая жестокость -,336** 0,01

Отрицательная

В результате проведенного корреляционного анализа между степенью общения с одногруппниками, общим уровнем негативных установок и открытой жестокостью была обнаружена отрицательная корреляционная связь, хоть и слабая, но значимая. Это связь показывает, что чем выше общий уровень негативных установок у студентов, тем меньше они общаются со своими одногруппниками. Также, чем выше у студента уровень открытой жестокости (когда личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда), тем ниже степень общения с одногруппниками. Корреляции степени общения студентов с завуалированной жестокостью, открытой жестокостью, обоснованным негативизмом, брюзжанием, негативным личным опытом оказались статистически не значимыми.

Данные о характере взаимосвязи общения с одногруппниками и уровня коммуникативных и организаторских склонностей по методике В. В. Синявского, Б. А. Федоришина представлены в таблице 2.

Таблица 2

Взаимосвязь степени общения студентов с одногруппниками и с коммуникативными и организаторскими склонностями

_ Уровень _

Сила связи Описание

значимости

Шкалы, с которыми есть взаимосвязь степени Сила связи

общения студентов

Уровень значимости

Описание

Коммуникативные склонности

Организаторские склонности

,494*

,463**

0,01

0,01

Умеренная

Положительная Умеренная

Положительная

Статистический анализ выявил положительную взаимосвязь между уровнем коммуникативных склонностей и степенью общения студентов с одногруппниками, также была выявлена положительная взаимосвязь между организаторскими склонностями и общением с одногруппниками. Это означает, что чем выше у студента коммуникативные и организаторские склонности, тем более активно его общение с одногруппниками.

социальная психология

Обсуждение результатов

В результате исследования было выявлено, что равное количество студентов поддерживают связи как с одногруппниками, так и со студентами других курсов и направлений. Основными причинами, по которым молодые люди поддерживают связи со студентами других курсов и направлений, стали дружба между ними, возможность участвовать в студенческих мероприятиях, коллективных делах. Большая часть студентов либо не участвует вовсе в студенческих мероприятиях (29,3%), либо практически не участвуют (28%). Были выявлены основные причины, по которым студенты не участвуют в мероприятиях: нехватка времени из-за учебы, неуверенность в своих силах, отсутствие информации о мероприятиях, нелюбовь к шуму и скоплению людей.

Всего 24% опрошенных студента ярко чувствуют принадлежность к университету, при этом значительная часть студентов (28%) слабо ощущают себя частью университета. Большинство студентов указали на то, что более тесное взаимодействие с преподавателями и студентами позволяет им чувствовать принадлежность к университету. Общение с другими студентами не только влияет на чувство принадлежности к университету, но и на учебную успеваемость. Так, 41,3% студентов считают, что связи со студентами играют важную роль в успешности их учебы. Принадлежность к университету, переживание причастности к нему, кроме того, значительно повышают адаптационный потенциал студентов (Вороная, Проненко, 2022). Наши результаты согласуются с данными других исследователей, которые отмечают, что учащиеся с низкой вовлеченностью в социальное взаимодействие более уязвимы и менее склонны выполнять академические обязанности ^Ка^ЬеИог, Mensah, 2021), по мнению и. Dogan, одним из наиболее важных предикторов академического успеха является вовлеченность студентов ^одап, 2015).

Корреляционный анализ выявил, что чем выше общий уровень негативных установок у студентов, тем меньше они общаются со своими одногруппниками, чем выше у студента уровень открытой жестокости, тем ниже степень общения с одногруппниками.

Полученные результаты доказывают важность социальной активности студентов в рамках университета. Ее уровень зависит не только от личностных факторов, но и от того, насколько активно университет привлекает студентов к различным мероприятиям, взаимодействиям с группой и преподавателями.

Социальная активность имеет большое влияние на разные виды деятельности студенчества, влияет на процессы формирования его ценностных ориентаций, жизненных позиций, влияет на успешность учебы, тесноту связей со студентами и преподавателями. Социальная активность в целом влияет на образ жизни студента, его содержания и структурной направленности (Яковлева, 2011). Можно сделать вывод, что социальная активность является не только общественно полезной, но и личностно значимой. Она способствует формированию самостоятельной, ответственной и социальной зрелой личности, способствует реализации внутреннего потенциала студента (Manikandan, 2018).

Становится ясно, что активность личности определяется системой ее интересов, потребностей, стимулов, выступающих в качестве мотивов поведения. Для этого необходимо изучать интересы и потребности студентов, их мотивацию и всячески поддерживать ее. Л. В. Майкова в своей работе изучала мотивы студентов участвовать в общественной работе и деятельности. В результате исследования оказалось, что самым частым мотивом является общение (желание находится в коллективе),

social psychology

на втором месте было желание брать ответственность за какое-то общественное дело, на третьем месте желание овладеть опытом в организации (Майкова, 2011). Желание достичь социально значимых результатов, желание получить или сохранить высокий социальный статус, желание осуществлять общественную деятельность, мотив самореализации могут побуждать студентов к участию в университетской активности (Bazilenko, Вата & Lytvynenko, 2019).

Учитывая полученные результаты, рекомендацией может выступить необходимость повышения уровня социальной активности по средствам большего привлечения студентов к проводимым мероприятия. Рекомендацией будет проведение тренингов, направленных на проработку негативных установок в общении, и тренингов, направленных на развитие коммуникативных и организаторских навыков личности.

Литература

Бережная, И. Ф., Зыкова, А. О. (2012). Содержание категории «социальная активность» в психологии и педагогике. Вестник Воронежского государственного технического университета, 8(10-2), 171-177.

Бойко, В. В. (1996). Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. Информационно-издательский дом «Филинъ».

Вороная, В. Д., Проненко, Е. А. (2022). Адаптация студентов-первокурсников высших учебных заведений: смысловые аспекты и связь с онтологической уверенностью. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(6), 52-66. https://doi. огд/10.23947/2658-7165-2022-5-6-52-66

Гуламова, Н. Г. (2021). Развитие социальной активности у студентов. Наука и образование сегодня, 1, 72-73.

Джиоева, О. Ф., Маргиева, З. Г. (2010). Социальная активность как фактор социализации личности. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова, 2, 120-125.

Красинская, Е. С. (2018). К вопросу о социальной активности личности студента. Научно-практический электронный журнал Аллея Науки, 2(8), 712-717.

Майкова, Л. В. (2011). О социальной активности современных студентов. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 1-2(69), 102-107.

Машрапова, Х. К. (2013). Теоретические основания социальной активности студенческой молодежи. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 7(123), 180-184.

Райгородский, Д. Я. (2001). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Издательский Дом «БАХРАХ-М».

Реброва, Н. В. (2017). Социальная активность как фактор успешной социализации личности. В сборнике: Инновационные процессы в современной науке. В А. И. Вострецов (ред.). Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции.

Тунгусова, А. А. (2016). Формирование социальной активности: сущность и структура понятия. Новая наука: Современное состояние и пути развития, 9, 71-74.

Харланова, Е. М. (2011а). Исследование социальной активности студентов. Историческая и социально-образовательная мысль, 5(10), 173-178.

Харланова, Е. М. (2011б). Социальная активность студентов: сущность понятия. Теория и практика общественного развития, 4, 183-186.

Шаров, А. А. (2018). Представление о социальной активности студентов вуза. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, 7(4), 364-367.

Шевцова, М. М., Еремеев, Н. А. (2021). Исследование влияния личных и социальных проблем студентов на обучение. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, 55, 233-246.

социальная психология

Bazilenko, A., Barna, N., & Lytvynenko, O. (2020). Psychological factors of student's social activity. Social welfare interdisciplinary approach, 2(9), 56-66.

Dogan, U. (2015). Student Engagement, Academic Self-efficacy, and Academic Motivation as Predictors of Academic Performance. Anthropologist, 20(3), 553-561.

Knight-McKenna, M., Felten, P., Darby, A. (2018). Student Engagement with Community. New Directions for Teaching and Learning, 154, 65-74.

Manikandan, K. (2018). Student Engagement in relation to Academic stress and Self-Efficacy. Guru Journal of Behavioral and Social Sciences, 6(1), 775-784.

Sriwiyanti, S., Wahyu, S., Siti, H., Yusoff, W. (2021). Self-efficacy and student engagement in online learning during pandemic. Global Journal of Educational Research and Management, 1(4),

232-244.

References

Berezhnaya, I. F., Zykova, A. O. (2012). The content of the category "social activity" in psychology and pedagogy. Bulletin of the Voronezh State Technical University, S(10-2), 171-177. (in Russ.).

Boyko, V. V. (1996). The energy of emotions in communication: a look at yourself and others. Information and publishing house "Filin". (in Russ.).

Gulamova, N. G. (2021). Development of social activity among students. Science and Education Today, 1, 72-73. (in Russ.).

Dzhioeva, O. F., Margieva, Z. G. (2010). Social activity as a factor of personality socialization. Bulletin of the North Ossetian State University named after K. L. Khetagurov, 2, 120-125. (in Russ.).

Krasinskaya, E. S. (2018). On the issue of social activity of the student's personality. Scientific and practical electronic journal Alley of Science, 2(8), 712-717. (in Russ.).

Maykova, L. V. (2011). On the social activity of modern students. Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University. I. Ya. Yakovleva, 1-2(69), 102-107. (in Russ.).

Mashrapova, H. K. (2013). Theoretical foundations of the social activity of student youth. Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, 7(123), 180-184. (in Russ.).

Raygorodsky, D. Ya. (2001). Practical psychodiagnostics. Methods and tests. Tutorial. Publishing House "BAHRAKH-M". (in Russ.).

Rebrova, N. V. (2017). Social activity as a factor in the successful socialization of the individual. In the collection: Innovative processes in modern science. In A. I. Vostretsov (ed.). Materials of the International (correspondence) scientific-practical conference. (in Russ.).

Tungusova, A. A. (2016). Formation of social activity: the essence and structure of the concept. New Science: Current State and Ways of Development, 9, 71-74. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kharlanova E. M. (2011a). Research of social activity of students. Historical and socio-educational thought, 5(10), 173-178. (in Russ.).

Kharlanova, E. M. (2011b). Social activity of students: the essence of the concept. Theory and Practice of Social Development, 4, 183-186. (in Russ.).

Sharov, A. A. (2018). The concept of social activity of university students. News of the Saratov University. New episode. Series: Acmeology of education. Developmental Psychology, 7(4), 364-367. (in Russ.).

Shevtsova, M. M., Eremeev, N. A. (2021). Study of the influence of personal and social problems of students on learning. Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts, 55,

233-246. (in Russ.).

Bazilenko, A., Barna, N., & Lytvynenko, O. (2020). Psychological factors of student's social activity. Social welfare interdisciplinary approach, 2(9), 56-66.

Dogan, U. (2015). Student Engagement, Academic Self-efficacy, and Academic Motivation as Predictors of Academic Performance. Anthropologist, 20(3), 553-561.

Knight-McKenna, M., Felten, P., Darby, A. (2018). Student Engagement with Community. New Directions for Teaching and Learning, 154, 65-74.

social psychology

Manikandan, K. (2018). Student Engagement in relation to Academic stress and Self-Efficacy. Guru Journal of Behavioral and Social Sciences, 6(1), 775-784.

Информация о конфликте интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.