Научная статья на тему 'Роль социального согласия в преодолении конфликтности российского общества'

Роль социального согласия в преодолении конфликтности российского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
347
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль социального согласия в преодолении конфликтности российского общества»

НАУКА.ТЕОРИЯ._2006,01

ПРАКТИКА. -

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО СОГЛАСИЛ В ПРЕОДОЛЕНИИ КОНФЛИКТНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

ЧЕРНИКОВА Е.И.,

кандидат экономических наук,доцент кафедры теории и истории кооперативного движения, зав. докторантурой и аспирантурой Белгородского университета потребительской кооперации

ТРУНОВ А.А.,

кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы и документоведения БУПК

Жизнь современного российского обще-ства представляет собой сложнейшую диалектику конфликтов и консенсусов, противоборства и поисков согласия. По существу, социальная структура российского общества способствует порождению многих социальных конфликтов. Ведь чем более неоднородной она становится, тем более дифференцированным становится российское общество, тем разнообразнее и сложнее становятся существующие в нем предпосылки возникновения социальных конфликтов. Основная трудность при этом заключается не в социальной дифференциации как таковой, а в необходимости создания адекватных механизмов разрешения социальных конфликтов.

В свое время Э.Дюркгейм обоснованно указывал на ячеистый характер традиционных обществ с механической солидарностью, почти лишенных информационного обмена. Информация накапливалась преимущественно в локальных, статичных интерсубъективных комплексах мифологического, религиозного сознания, названных им «структурами коллективных представлений» [1]. Объема накопленной таким образом информации хватало ровно настолько, чтобы обеспечить существование элементарных социальных систем, осуществление регулярной и простой деятельности. На этом фоне весьма показательны многие отличия современного дифференцированного общества. Специализация, плюрализм социальных систем требуют более интенсивного информационного обмена, который обеспечивается институ-

ционализацией подсистем, отвечающих за производство информации.

При этом абсолютная стабильность социальной системы практически невозможна, ведь по существу она предполагает не только полную неподвижность составляющих ее элементов, но и их изоляцию от внешних воздействий. Поэтому можно говорить лишь о социальных системах с относительно высокой степенью стабильности. Однако чрезмерно высокая степень социальной стабильности предполагает жесткую сопротивляемость практически любым социальным изменениям.

В условиях становления постиндустриальной цивилизации с научно-информационным типом производства насилие как средство достижения общественно значимых целей окончательно дискредитировало себя. Вероятно, поэтому перспективная задача практической деятельности конфликтологов была сформулирована вполне своевременно. Эта задача, по словам А.В.Дмитриева, состоит в следующем: «Мы должны определить то, что конфликтно, и подвести его к примирению, неважно, будь оно временное или достаточно постоянное» [2]. Представляется, что с научной точки зрения такая постановка задачи наиболее корректна, особенно если учитывать, что еще сравнительно недавно в нашей стране господствовал идеологический миф о бесконфликтности общественных отношений [3]. Под прикрытием этого мифа многие реально существующие в стране конфликты игнорировались.

Конфликт - это всегда сложный, много-

2006'01

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

плановый социально-психологический феномен. В нем участвуют индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства, группы государств, объединенные теми или иными целями, интересами. Конфликты возникают по самым различным мотивам. Между тем эмоциональность восприятия конфликта в обыденном мышлении хорошо известна. Ничего удивительного в этом нет, поскольку это вполне закономерная реакция людей, привыкших жить скорее чувствами, нежели разумом. Именно эмоциональное восприятие конфликтов, присущее абсолютному большинству людей, мешает их рационально-инструментальному анализу и последующему технологическому разрешению с наименьшими потерями и с наибольшими выгодами для всех конфликтующих сторон. Поэтому важно учитывать не только негативные, но и позитивные последствия конфликтов.

Современная теория конфликта включает в себя целый ряд парадигм [4]. Весьма характерно, что практически все они исходят из полезности и желательности конфликтов в обществе в силу тех позитивных функций, выполнить которые может только социальный конфликт. Более того, конфликт дисфункционален только для тех социальных структур, которые недостаточно или вовсе нетерпимы к конфликту. Стабильности подобных социальных структур угрожает не конфликт как таковой, а сама эта жесткость системы, способствующая аккумуляции агрессии и направляющая ее вдоль одной оси, когда конфликт время от времени вырывается наружу. Поэтому нельзя смотреть на конфликт только лишь как на проявление социальной дисфункции, пытаясь под видом поддержания общественной стабильности лишить его естественного и законного места в системе общественных трансформаций. Между тем игнорирование конфликтного потенциала российского общества, попытки не замечать существующие и зреющие в нем многочисленные конфликты, удерживать их в латентной стадии, подавлять их, могут дать прямо противоположный результат.

Конфликт всегда представляет собой актуализировавшееся противоречие, воплощенные во взаимодействии людей и противостоящие друг другу ценности, установки, мотивы, потребности, интересы, идеалы, убеждения. Для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в их столкновении. Только через это столкновение противоречие проявляет

себя. Основное предназначение конфликта состоит в том, чтобы через него появлялась реальная возможность рационально разрешать противоречия человеческой жизнедеятельности, включая и многочисленные социальные проявления этих противоречий. Поскольку конфликты являются механизмом разрешения противоречий, постольку они же выступают важнейшим источником развития человека и общества.

Основные способы преодоления конфликтов практически те же самые, что и способы разрешения противоречий: это проигрыш одной из сторон, проигрыш обеих сторон в пользу какой-то третьей стороны, наконец, взаимный компромисс конфликтующих сторон. Диалектическое «соединение противоположностей», допустимое и применяемое в разрешении противоречий, является часто наиболее плодотворным средством разрешения конфликтов, особенно когда стороны, казалось бы, непримиримы.

Лучший способ преодоления конфликтов, не унижающий ни одну из сторон, не оставляющий одну из них в положении соперника, противника - это сотрудничество, согласие путем взаимных уступок. Согласие намного эффективнее, чем противоборство и борьба до «полной и окончательной победы», которая чаще всего оказывается непрочной, иллюзорной, обреченной на реванш в новом конфликте. Согласие обладает свойством всеобщности, оно отражает и выражает универсальный закон бытия и познания, оно органически включено во все известные человеку явления материального и духовного мира, во всеобщий характер пространства, времени, сущности, содержания, формы и других свойств бытия, что позволяет найти в согласии философско-логическую природу.

Согласие является многомерным теоретическим понятием, активно используемым рядом естественных и социальных наук, а также в социальном опыте, поведении и познании мира каждым человеком. По своей природе оно представляет собой категорию философского познания, выступает принципом взаимодействия в природе, живой и разумной реальностях, способом соединения противоположностей, средством разрешения противоречий и преодоления конфликтов. Чем больше свободы в обществе, тем больше требуется и согласия между людьми, иначе свобода, стимулирующая индивидуализм, конкуренцию и соперничество, порождает столь мощные конфликты, что

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2006'01

общество просто не в состоянии преодолеть естественно-природную «войну всех против всех» и начинает разрушаться.

Всякий национально-государственный организм опирается на некое смысловое, мировоззренческое обоснование своего существования. Очевидно, что в России пока еще отсутствует осуществляемое на должном уровне стратегическое проектирование ее политической судьбы. Россия в настоящее время является не субъектом, а скорее объектом сразу нескольких стратегических проектных комплексов. Вопрос тем временем становится все более актуальным - разговор все чаще заходит о самом праве: историческом, метафизическом, да просто о праве России на существование в качестве значимого и суверенного субъекта исторического творчества. Нельзя слишком долго жить на природную ренту, проживать наследство будущих поколений, гордиться исключительно прошлыми заслугами. Однако эти задачи нельзя решить без обретения положительного идеала.

Противостоять нынешней конфликтности российского общества может лишь та или иная форма социального согласия. Мысль, творчество, интеллектуальные усилия, чувство предельной ответственности - все это энергии, сопричастные поиску согласия в российском обществе. Очевидно, что сам характер актуальных вызовов российскому обществу и государству, которые в основе своей не столько продуцируются прошлым, сколько исходят из будущего, указывает на необходимость энергичных действий, пре-

жде всего, в сфере конфликтологической культуры, способной вырабатывать управленческие решения, соответствующие наступившим временам. Требуется мобилизация и реформация всего профессионального конфликтологического сообщества, ответственного за разработку стратегических установок, кардинальное обновление самого формата, языка, стилистики экспертизы социальных конфликтов.

Подводя общий итог, можно сделать вывод о том, что роль социального согласия в преодолении конфликтности российского общества чрезвычайно велика. Важнейшее значение имеет достижение согласия по многим общесоциальным и общенациональным вопросам. Современному российскому обществу необходимо обозначить принципы согласия, выяснить, с какими идеями, положениями согласны если не все, то почти все или многие политические партии, общественные движения, большинство граждан страны. Прочного и надежного согласия можно достигнуть путем диалога, дискуссий, взаимоуступок. К согласию лучше всего приближаться, совместно добиваясь конкретных практических результатов, продвигающих страну вперед, чтобы люди видели, что их совместные действия дают позитивные результаты. Необходимо заняться организацией созидательных, ощутимых и видимых каждым человеком реальных дел, обеспечивающих подъем экономики, развитие духовности, повышение образования, укрепление здоровья, улучшение качества жизни людей.

Литература

1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии: Пер.с фр. - М.:

Наука, 1990. С. 104.

2. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: Общее и особенное. - М.: Гардарика, 2002. С. 9.

3. Глухова А.В. Еще раз про конфликт // Социологические исследования. 2003. № 8. С. 149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.