(CC) (
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-2-84-91 УДК 334.72:332.14(045) JEL H25, L26, L31
Роль социального предпринимательства в развитии территории
Г. В. Колодняя
Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-2227-7671
АННОТАЦИЯ
Предмет исследования - влияние предпринимательства на решение социальных проблем современного общества. Цель работы - выявление скрытого потенциала социального предпринимательства в развитии территории. В статье раскрывается экономическая сущность социального предпринимательства, определяются критерии его отнесения к социальному бизнесу. Рассматриваются особенности социального предпринимательства как бизнеса, являющегося коммерчески успешным и одновременно решающего, наряду с государством, назревшие социальные проблемы. Обосновываются причины привлечения государством социальных предпринимателей к реализации отдельных задач социальной политики.
В качестве метода исследования использовался институциональный подход. Рассмотрены процесс формирования института социального предпринимательства в современной России, влияние традиций и отмечено, что в дореволюционной России деятельность социальных предпринимателей была связана с обучением, приобретением профессиональных навыков и трудоустройством социально уязвимых групп населения. В статье дается оценка степени воздействия формальных институтов на процессы становления социального предпринимательства в современной России. Анализируются факторы, способствующие активизации отечественного социального предпринимательства в современных условиях, одним из которых является франчайзинг. Применение метода case study позволило проанализировать успешные социальные предпринимательские проекты в ряде российских регионов, раскрыть особенности их применения в процессе восстановления утраченного потенциала территории и возрождения забытых национальных традиций. Сделаны выводы о том, что в последние 10-15 лет институт социального предпринимательства стал играть заметную роль в смягчении степени остроты социальных проблем, имеющихся в современном российском обществе, и он способен заложить основы устойчивого развития территории и формирования гармоничного пространства. Ключевые слова: социальное предпринимательство; предпринимательская «бдительность»; успешные предпринимательские практики; социальное государство; развитие территории; франчайзинг
BY 4.0
Для цитирования: Колодняя Г. В. Роль социального предпринимательства в развитии территории. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(2):84-91. DOI: 10.26794/1999-849Х-2021-14-2-84-91
ORiGiNAL PAPER
The Role of Social Entrepreneurship in the Development of the Territory
G.V. Kolodnyaya
Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-2227-7671
ABSTRACT
The subject of the research is the consideration of the influence of entrepreneurship on the solution of social problems of modern society. The purpose of the work is to identify the hidden potential of social entrepreneurship in the development of the territory. The article reveals the economic essence of social entrepreneurship, defines the criteria for its classification as a social business. The article considers the features of social entrepreneurship as a business that is commercially successful and at the same time solves, along with the state, urgent social problems. The reasons for the state's involvement of social entrepreneurs in the implementation of certain tasks of social policy are substantiated.
© Колодняя Г. В., 2021
An institutional approach was used as a research method. Having studied the process of formation of the institute of social entrepreneurship in modern Russia, the influence of traditions is considered, it is noted that in pre-revolutionary Russia the activity of social entrepreneurs was associated with training, acquisition of professional skills and employment of socially vulnerable groups of the population. The article assesses the degree of influence of formal institutions on the processes of formation of social entrepreneurship in modern Russia. The factors contributing to the activation of domestic social entrepreneurship in modern conditions, one of which is franchising, are considered. The use of the case study method made it possible to analyze successful social entrepreneurial projects in a number of Russian regions, to reveal the features of their application in the process of restoring the lost potential of the territory and reviving forgotten national traditions. It is concluded that in the last 10-15 years, the Institute of social entrepreneurship has begun to play a significant role in mitigating the severity of social problems in modern Russian society. Social entrepreneurship can lay the foundations for the sustainable development of the territory and the formation of a harmonious space. Keywords: social entrepreneurship; entrepreneurial "vigilance"; successful business practices; social state; territory development; franchising
For citation: Kolodnyaya G. V. The role of social entrepreneurship in the development of the territory. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2021;14(2):84-91. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2021-14-2-84-91
ВВЕДЕНИЕ
Сформированная на протяжении последних нескольких десятилетий в большинстве национальных экономик социально ориентированная модель экономики предусматривает тесное взаимодействие рыночных и государственных факторов. Несмотря на то, что рыночный механизм является основой рыночных отношений и в большинстве случаев способен выполнять свои функции самостоятельно в качестве саморегулирующейся системы, в его работе принимает участие государство, создающее условия для эффективного функционирования рынка, а также обеспечивающее баланс интересов всего общества и разрешение возникающих социальных противоречий.
Известно, что соотношение степени участия рыночного механизма и государства в экономике претерпевало несколько раз существенную трансформацию. Либеральную модель экономики с минимальным участием государства сменила модель социального рыночного хозяйства с более ярко выраженными позициями государства благодаря популяризации идей Дж. М. Кейнса [1-6]. Эволюция роли государства в национальных экономиках происходила в направлении становления социального рыночного хозяйства или модели так называемого социального государства [7, с. 474], в которой государство восполняет так называемые пробелы рынка, занимаясь созданием общественных благ (public goods), наряду с обеспечением благоприятных условий для свободного функционирования рыночного механизма.
Долгое время типичной для национальных экономик являлась модель, в которой приори-
тет отдавался государству при создании товаров, предназначенных для коллективного потребления. Тенденцией последних десятилетий стало существенное расширение масштабов деятельности по предоставлению общественных благ за счет эффективного участия предпринимателей.
СПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ К АНАЛИЗУ ИНФОРМАЦИИ
Теоретическое обоснование причин успешной предпринимательской деятельности представлено в работах представителей австрийской школы, в частности в научных трудах Ф. Хайека (Friedrich Hayek), считающего важным составляющим успеха предпринимателей их умение находить на рынке полезную информацию, позволяющую делать выбор в сторону эффективного бизнеса. Предприниматель обладает исключительной способностью не только чутко улавливать поступающие сигналы о возникающих неравновесных ситуациях на рынке, но и своевременно реагировать на них. Через призму цен предприниматель анализирует «рассеянную» среди множества экономических субъектов информацию и использует ее при принятии решения [8-10]. На основании информации, заложенной в ценах, он принимает решение о движении в нужном направлении, например устанавливает, какие блага выгоднее всего производить, какой товар будет пользоваться спросом на рынке в недалеком будущем, какие функциональные качества товара являются принципиально важными для потребителя, как
наилучшим образом проинформировать потребителя о новинках и т.д.
Умение предпринимателя «расшифровывать» полученную на рынке информацию другой представитель австрийской школы И. Кирцнер (I. Kirzner) считает первоосновой успешной предпринимательской деятельности. Ученый анализирует способность предпринимателя «улавливать» необходимую информацию и раскрывать ее истинный смысл. Это качество предпринимателя И. Кирцнер называет «бдительностью» (alertness), полагая, что талант предпринимателя в первую очередь проявляется в предвидении будущего развития событий, следовательно, в умении воспринимать новые конкурентные возможности, предоставляемые рынком, которые остаются незамеченными другими игроками, с тем, чтобы использовать их для прибыльного ведения дел [11, 12]. Можно сделать вывод о том, что выбор, сделанный в пользу создания услуг социальной направленности, является результатом лучшей осведомленности предпринимателей об имеющей место ситуации на рынке. Посредством механизма цен предприниматель получает информацию от рынка о наличии неудовлетворенного спроса или возникшем неравновесии, а значит, о необходимости создания благ, связанных с удовлетворением общественных нужд.
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО?
Возникновение интереса бизнеса к социальной сфере как общемирового тренда последних десятилетий вызвано рядом причин [13, с. 103104]:
• расширением набора доступных для населения государственных социальных программ;
• ростом спроса на социальные услуги со стороны населения;
• недостатком финансовых ресурсов в условиях хронического дефицита бюджетов многих государств;
• неспособностью государства оказывать социальные услуги в полной мере.
В результате сложившейся ситуации государство, сохраняя за собой главенствующую роль в проведении социальной политики и определении приоритетов социально-экономического развития национальной экономики, стало при-
влекать бизнес к решению отдельных задач социальной сферы, получая тем самым положительные эффекты от такой деятельности благодаря увеличению объема оказываемых услуг в социальной сфере, появлению новых рыночных ниш и сегментов, возрастанию количества рыночных игроков, стимулированию конкуренции на рынке социальных услуг.
Несмотря на сложность проведения четкой границы между социальным и несоциальным бизнесом, в последнее время были определены критерии отнесения бизнеса к разряду социального предпринимательства, особенностью которого является организация жизнеспособного бизнеса, работающего на коммерческой основе и одновременно решающего важные социальные проблемы общества, т.е. берущего на себя наравне с государством ответственность за разрешение назревших общественных проблем.
Принято выделять три основных критерия, характеризующих деятельность социальных предприятий:
• цель деятельности, состоящую не в извлечении экономической выгоды, а в удовлетворении социальной потребности или разработке решения (уменьшение остроты) конкретной социальной проблемы;
• экономическая устойчивость и инновационная деятельность;
• создание качественно новых продуктов (услуг) или качественно новых моделей их предоставления [13, с. 106].
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Российский институт социального предпринимательства отличается от мирового аналога наличием богатых традиций, заложенных более двух столетий назад. Например, Е. Г. Мамонтова (1847-1908), супруга известного предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова наряду с созданием школ для крестьянских детей, занималась организацией столярных мастерских в подмосковном селе Абрамцево с целью приостановки миграционных процессов разоряющихся
1 С. И. Мамонтов (1841-1918), владелец Троицкой и Ярославской железных дорог, был основателем «Частной оперы».
крестьян в город через механизм возрождения народного промысла в форме резьбы по дереву. В организованных ею мастерских крестьян обучали ремеслу, что позволяло зарабатывать им на жизнь и получать доход, достаточный для материального обеспечения семьи.
Предпринимательская деятельность С. Т. Морозова (1862-1905) имела аналогичную направленность. Русским предпринимателем, возглавлявшим Никольскую мануфактуру, был организован Музей кустарных изделий (1885 г.), работа которого была непосредственно связана с популяризацией промыслов в дореволюционной России, помогая наладить снабжение ремесленников-кустарей образцами и рисунками, а также поддерживая кооперацию в промыслах. Он инициировал обучение кустарей через систему филиалов мастерских, находящихся в различных регионах страны, привлекал к обучению кустарей известных русских художников, во многом способствовал укреплению художественных промыслов через применение экономических инструментов, активно используя систему кредитования. С. Т. Морозов выступил организатором первых земских учебных мастерских: корзиночной в Го-лицыно и игрушечной в Сергиевом-Посаде.
Начало возрождения отечественного социального предпринимательства можно отнести к 2000-м гг. — периоду создания социальных биз-несов во многих регионах России. Круг накопившихся в масштабах всей страны и не решенных государством проблем, касающихся нехватки детских садов, медицинских и реабилитационных центров, студий и кружков специализированного и дополнительного образования, центров социального обслуживания и т.д., обусловил появление новых социальных проектов, инициируемых частным бизнесом. Дополнительным импульсом к развитию социального предпринимательства в российских регионах стало создание специализированного фонда по поддержке социального предпринимательства — Фонда региональных социальных программ или Фонда «Наше будущее» В. Алекперова (2007 г.), положив начало институционализации социального предпринимательства в современной России. В этот период были установлены критерии отнесения проектов к социальным и началась поддержка социальных предпринимателей в различных формах: в виде предоставления беспроцентных займов
(до 40 млн руб. на срок до 10 лет), консультирования, обучения, оказания помощи в продвижении и реализации продукции и др.
Предприниматель обладает исключительной способностью не только чутко улавливать поступающие сигналы о возникающих неравновесных ситуациях на рынке, но и своевременно реагировать на них
Полагаем, что реализация Федерального закона от 26.07.2019 № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятий "социальное предпринимательство" и "социальное предприятие"» (далее — Закон № 245-ФЗ) будет способствовать дальнейшему развитию института социального предпринимательства в нашей стране и осуществляться в направлении формирования экосреды, комфортной для работы социальных предприятий. До принятия этого закона социальные предприниматели могли воспользоваться мерами государственной поддержки как субъекты малого и среднего бизнеса, предусмотренными национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» через центры «Мой бизнес».
Определенная работа в области поддержки социально значимых проектов осуществляется Фондом поддержки социальных проектов Агентства стратегических инициатив (далее — АСИ), которым запущена бесплатная обучающая он-лайн-программа для молодых предпринимателей, не имеющих опыта в реализации проектов в социальной сфере. При Фонде АСИ работает акселератор, помогающий социальному предпринимателю принимать верные решения. Деятельность акселератора АСИ направлена на повышение бизнес-компетенций предпринимателей, поиск новых каналов монетизации, оказание помощи в определении узких мест и потенциальных то-
чек роста компании, «упаковку» проектов для привлечения инвесторов.
Необходимо отметить важную роль франчайзинга в процессе становления отечественного института социального предпринимательства, поскольку применение данной бизнес-модели позволяет снижать риски для начинающих предпринимателей и уменьшать вероятность банкротства бизнеса. Это достигается благодаря тому, что успешная и отработанная до мелочей бизнес-модель социального проекта с алгоритмом
Полноценное развитие современного общества осуществляется при условии эффективного функционирования института социального предпринимательства
прописанных шагов передается франчайзером не имеющему опыта предпринимательской деятельности франчайзи2 для трансляции. В технологии учитывается множество нюансов, с которыми сталкивался франчайзор и от которых через использование франшизы «защищен» франчайзи. Положительным фактором, оказывающим влияние на повышение устойчивости бизнеса, организованного по франчайзингу, выступает цифровизация. Применение информационных технологий, средств связи и интернета делает возможным общение между франчайзером и франчайзи в формате 24/7, что упрощает взаимодействие партнеров, облегчает контроль над действиями франчайзи, следовательно, снижает риски принятия ошибочных решений.
Заметными трендами последних лет в нашей стране стали устойчивая динамика роста рынка франчайзинга с ежегодным приростом в 10-15% и повышение популярности франшиз, имеющих социальную направленность и связанных с дошкольным образованием, оказанием медицин-
2 Франчайзи — актор в лице самостоятельной фирмы или предпринимателя, который приобретает у франчайзо-ра право на ведение бизнеса под его брендом, использует его бизнес-модель (технологию), проходит обучение у франчайзора, получает консультации по ведению бизнеса.
ских услуг, уходом и досугом для людей пожилого возраста, предоставлением услуг в сфере спорта, семейного досуга.
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Общепризнанной аксиомой является утверждение, согласно которому полноценное развитие современного общества осуществляется при условии эффективного функционирования института социального предпринимательства. Начав свою деятельность с решения конкретных проблем определенной группы потребителей, социальный бизнес трансформировался в институт преодоления проблем социально уязвимых категорий населения при обязательном использовании нестандартных подходов и принятии нетривиальных решений. Социальное предпринимательство направляет свою деятельность в русло решения проблем, традиционно являющегося прерогативой государства. Работая в рамках выполнения миссии: «Сделать мир лучше!», социальные предприниматели действуют в следующих сферах:
• возрождение культурных традиций;
• социализация людей с ограниченными возможностями;
• трудоустройство незащищенных групп населения;
• образование, просвещение;
• ответственное отношение к ресурсам;
• развитие института семьи;
• спорт и здоровье.
При оценке роли института социального предпринимательства в современной России необходимо иметь в виду значительные изменения, произошедшие с ним в течение последних 10-15 лет. Деятельность института социального предпринимательства стала приобретать более видимые очертания. Социальные предприниматели пытаются найти разрешение имеющихся в обществе социальных проблем или смягчить их остроту, используя инструменты бизнеса и действуя по всей территории России [14-15]. Наиболее весомыми, на наш взгляд, являются трансформации, происходящие на уровне территорий.
Backgraund современного российского предпринимательства насчитывает множество примеров, иллюстрирующих влияние успешных
социальных проектов на восстановление утраченного потенциала территории, снятие остроты социальных проблем небольшого поселка, села или провинциального городка Следовательно, он отличается стремлением гармонизировать окружающий мир [14-15]. Показателен пример предпринимателя А. Георгиева из Санкт-Петербурга, выкупившего подлежащую банкротству фабрику народного промысла «Крестецкая строчка»3 (1860) и осуществившего реконструкцию производства. Важно отметить, что реализация предпринимательского проекта позволила возродить народный промысел с более чем полуторавековой историей, обеспечить занятостью 150 работников поселка и близлежащих населенных пунктов. Предприниматель планирует расширение сферы деятельности фабрики4: организацию интерактивных экскурсий с проведением мастер-классов, продолжение сотрудничества с известными модельными домами в части использования крестецкой строчки как вида отделки.
Более подробно хотелось бы остановиться на примере Коломны, небольшого подмосковного города, в котором успешная реализация предпринимательского социального проекта сумела принципиальным образом изменить ситуацию в регионе и заложить основы для устойчивого развития территории. Проект по созданию музея «Коломенская пастила» в Коломне сыграл роль своеобразного триггера новых предпринимательских бизнесов малого формата, связанных с возрождением традиций древнего города. Предпринимательскому тандему Е. Дмитриевой и Н. Никитиной (2009 г.) удалось вернуть Коломне утраченное в XX в. имя центра пастильного производства, которым город славился в дореволюционное время. В процессе работ по организации музея был восстановлен утерянный рецепт популярного в прошлом лакомства — коломенской пастилы и реконструирована технология производства десерта XVII в.
Следует отметить, что проект по организации музея «Коломенская пастила» сыграл важную
3 Фабрика ручного производства «Крестецкая строчка» находится в поселке Крестцы Новгородской области. В советский период количество работающих на фабрике составляло 600 человек. Во время банкротства количество занятых сократилось до 6 человек. Фабрика является единственным в области предприятием, имеющим статус народного художественного промысла. URL: http://www.krstrochka.ru.
4 Расширение производства и сфер деятельности позволяет
увеличить занятость на фабрике до 300 человек.
роль интегратора, поскольку превратился в некий «центр притяжения», объединяющий вокруг себя общественность города в лице жителей Коломны, администрации города, представителей бизнеса, творческих людей, изъявивших желание принять участие в восстановлении музея. Администрацией города было выделено на льготных условиях здание для будущего музея, находящееся в исторической части города. Одно из малых предприятий Коломны бесплатно осуществило подведение инженерных коммуникаций в музей. Коломенскими кузнецами — художниками было воссоздано оборудование по проектам XIX в. Жители города принесли в музей старинную медную утварь.
Организация музея «Коломенская пастила» стала начальным звеном процесса формирования туристического кластера. Историческое возрождение территории в виде Коломенского посада активизировало создание множества новых креативных предпринимательских проектов: воссоздание фабрики по производству пастилы ручной работы5, изготовление упаковки для лакомства, открытие литературного кафе «Лажеч-никовъ», организация музейного театра, издание музейного журнала, проведение литературного арт-фестиваля «Антоновские яблоки», съемка ви-диороликов, небольших художественных и мультипликационных фильмов.
В данном случае сработал эффект акселератора, характерный для кластерной формы организации бизнеса. Его действие проявляется в создании множества новых креативных предпринимательских проектов, идея появления которых зародилась под влиянием успешного якорного проекта — музея «Коломенская пастила». Впоследствии в Коломне стали возникать интерактивные бизнес-проекты малого формата, пользующиеся большой популярностью среди туристов, путешественников и гостей города. Это Музей
5 Музей «Коломенская пастила» — это первый в отечественной музейной практике опыт реконструкции промышленной технологии кондитерского производства и уникальный для России формат знакомства с национальными культурными традициями. Одновременно производство является своего рода лабораторией, в которой создаются новые вкусы. В настоящее время фабрикой пастилы разработано и производится 37 видов пастилы по восстановленным рецептам — точной реконструкции рецептов XVII, XIX и начала XX вв., собранных сотрудниками Музея в национальной библиотеке имени Ленина.
«Калачная», Музей кондитерская кухмейстера П. П. Шведова, Музей парфюмерии и мыловарения «Душистые радости», музей-мастерская «Дом посадских ремесел», Дом самовара, Музей любимой игрушки, Музей «Коломенский патефон», деятельность которых стала определять исторический профиль Коломенского посада, подчеркивать его самобытность.
Создание неординарного, грамотно интегрированного в специфику развития региона и учитывающего историческое прошлое социального проекта повысило привлекательность города для путешественников, что незамедлительным образом отразилось на увеличении туристического потока. Количество туристов, посещающих Коломну за год, превысило 1,5 млн чел., ежегодно поток туристов увеличивается на 15%. Высокие показатели по туризму — результат трансформации города в масштабный туристический центр с развитой инфраструктурой. В Коломне создано более 40 музеев, работают кафе, рестораны, го-
стиницы, гостевые дома. Благодаря музею «Коломенская пастила» город получил более 100 новых рабочих мест, а с учетом мультипликационного эффекта количество рабочих мест возросло четырехкратно6.
Деятельность по возрождению территории Коломенского посада продолжается. В плане предпринимательниц предусмотрено восстановление садов, которыми раньше славился город7. Осуществляется работа по созданию Центра социальных инноваций, в котором предполагается объединить лучшие российские и зарубежные практики, лаборатории, образовательные курсы, франшизы.
6 Действие мультипликационного эффекта проявляется в следующем: от одного рабочего места, созданного в сфере туризма, появляются четыре новых рабочих мест в смежных инфраструктурах города (гостиничной, общественного питания, транспортной, инженерной).
7 Расширяющиеся масштабы производства коломенской пастилы требуют большего количества яблок.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Булгаров М. А., Кондакова Л. Д., Мурашкина А. А. Роль государства в экономике: эволюция взглядов // Эпомен,- 2019.- № 24. - С. 59-68. - ISSN 2686-6722.
2. Добрынин Л. А., Марковская Е. И. и др. Взаимодействие государства и бизнеса.— Санкт-Петербург: Издательство СбПГЭУ, 2014. - 192 с. - ISBN 978-5-9978-0675-0.
3. Кейнс Дж. М. Избранные произведения.- Москва: Экономика, 1993.- 343 с.- ISBN 5-282-01544-7.
4. Колодняя Г. В. Возможность применения кейнсианских идей при решении проблем современной российской экономики // Теоретическая экономика. - 2019. - Т. 49. - № 1. - С. 10-15. -ISSN 2221-3260.
5. Серегина С. Ф. Роль государства в экономике. Синергетический подход. - Москва: Дело и Сервис, 2002.- 288 с.- ISBN 5-8018-0156-1.
6. Танци В. Роль государства в экономике: эволюция концепций // МЭ и МО. - 1998. - № 10. - С. 54. -ISSN 0131-2227.
7. Пикетти Т. Капитал в XXI веке. - Москва: Ад Маргинем Пресс, 2016.- 592 с. - ISBN 978-5-91103252-4.
8. Хайек Ф. А. Индивидуализм и экономический порядок. - Москва: Изограф, 2001. - ISBN 978-591603-030-3.
9. Хайек Ф. А. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения.- 1989. - № 12. - С. 6-14. - ISSN 0131-2227.
10. Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма.- Москва: Новости, 1992.
11. Кирцнер И. М. Конкуренция и предпринимательство.- Москва: Юнити-Дана, 2001.- ISBN 5-23800266-1.
12. Kirzner I. The Primacy of Entrepreneurial Discovery. In Austrian Economics. Hillsdale, Michigan, 1991.
13. Московская А. А., Соболева И. В. Социальное предпринимательство в системе социальной политики: мировой опыт и перспективы России // Проблемы прогнозирования. - 2016. - Т. 27. - № 6. -С. 103-111. - ISSN 0868-6351.
14. Дельфины капитализма. 10 историй о людях, которые сделали все не так и добились успеха. - Москва: «Манн, Иванов и Фербер», 2017. - 272 с. - ISBN 978-5-00100-870-5.
15. Дельфины капитализма 2.0. Еще 8 историй о людях, которые сделали все не так и добились успеха. - Москва: Эксмо, 2020. - 224 с. - ISBN 978-5-04-111557-9.
REFERENCES
1. Bulgarov M. A., Kondakova L. D., Murashkina A. A. The role of the state in the economy: the evolution of views. Epomen. 2019;(24):59-68. (In Russ.).
2. Dobrynin L. A., Markovskaja E. I. Interaction between the state and business. St. Petersburg: publishing house SbPGJeU; 2014. 192 p. (In Russ.).
3. Kejns Dzh. M. Selected works. Moscow: Jekonomika, 1993. 343 p. (In Russ.).
4. Kolodnjaja G. V. The possibility of applying Keynesian ideas in solving the problems of the modern Russian economy. Teoreticheskaja jekonomika = Theoretical economics. 2019;49(1):10-15. (In Russ.).
5. Seregina S. F. The role of the state in the economy. A synergistic approach. Moscow: Delo i Servis; 2002. 288 p. (In Russ.).
6. Tanci V. The role of the state in the economy: the evolution of concepts. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Eœnomy and International Relations. 1998;(10):54. (In Russ.).
7. Piketti T. Capital in the XXI century. Moscow: Ad Marginem Press; 2016. 592 p. (In Russ.).
8. Hajek F. A. Individualism and economic order. Moscow: Izograf; 2001. (In Russ.).
9. Hajek F. A. Competition as an opening procedure. Mirovaja ekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija = World Eœnomy and International Relations. 1989;(12):6-14. (In Russ.).
10. Hajek F. A. Pernicious arrogance. The errors of socialism. Moscow: Novosti; 1992. (In Russ.).
11. Kircner I. M. Competition and Entrepreneurship. Moscow: Juniti-Dana; 2001. (In Russ.).
12. Kirzner I. The Primacy of Entrepreneurial Discovery. In Austrian Economics. Hillsdale; Michigan, 1991.
13. Moskovskaja A. A., Soboleva I. V. Social entrepreneurship in the system of social policy: world experience and prospects of Russia. Problemy prognozirovanija = Problems of forecasting. 2016;27(6):103-111. (In Russ.).
14. Dolphins of capitalism. 10 stories about people who did everything wrong and succeeded. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber; 2017. 272 p. (In Russ.).
15. Dolphins of Capitalism 2.0. 8 more stories about people who did everything wrong and achieved success. Moscow: Jeksmo; 2020. 224 p. (In Russ.). 16. Kolodnjaja G. V. Social entrepreneurship: russian model. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economics and entrepreneurship. 2019;(9):672-675. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Галина Владимировна Колодняя — доктор экономических наук, доцент, профессор Департамента
экономической теории, Финансовый университет, Москва, Россия
ABOUT THE AUTHOR
Galina V. Kolodnyaya — Dr. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Prof., Department of Economic Theory, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia [email protected]
Статья поступила 17.12.2020; принята к публикации 20.02.2021. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 17.12.2020; accepted for publication 20.02.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.