УДК 94
ПИЛИЛЯН Елена Константиновна, Дальневосточный Федеральный университет, г. Владивосток, Россия elkonpil@gmail.com
ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ КАК СПОСОБ СТИМУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО БИЗНЕСА ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ СУБЪЕКТОВ СОВРЕМЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ЭТАПА
Статья знакомит с очередным этапом модернизации страны на инновационной основе в субъектах юга Дальнего Востока России: от задач, определенных стратегическими задачами регионального развития в 2000 г., до ситуации спустя пятнадцатилетний период, рассматривая механизмы решения проблем в продвижении к цели при взаимодействии власти и бизнеса. Современный исторический этап развития российского предпринимательства характеризуется повышенным вниманием государства и общественности к вопросам активизации и стабилизации нового социального слоя общества, призванного быть опорой социально-экономической безопасности страны. Учитывая стратегические интересы России к рынкам стран АТР и приоритетное направление развития дальневосточных субъектов в этом направлении, что предопределяется активным формированием соответствующего азиатско-тихоокеанскому рынку предпринимательского корпуса, необходимо особое внимание уделять профессиональной подготовке и переподготовке предпринимателей Дальнего Востока России. Современные требования в области инновационного развития экономики требуют формирования у предпринимателей инновационного мышления и, следовательно, применения соответствующих технологий обучения. Эти процессы нашли отражение в реформировании системы образования в России, однако бизнес с первых дней формирования рыночных отношений должен быть укомплектован кадрами соответствующего требованиям рынка качества, а потому, учитывая непродолжительную историю становления современного российского предпринимательского корпуса, государство и бизнес используют опыт развитых стран, создают национальные модели инновационных технологий обучения предпринимателей, стремясь ускорить эти процессы. Социальный бизнес - сравнительно новое явление на современном рынке России, однако, благодаря возможности этого направления бизнеса решить многие проблемы, определяется его поддержка государством и обществом. Для более успешного развития социального бизнеса требуется определенная подготовка предпринимателей и информированность общества об этой области деятельности бизнеса. Именно эти аспекты определяют целесообразность и актуальность представленного исследования. Интерес представляет опыт применения инновационных технологий обучения предпринимателей социальному бизнесу как на федеральном уровне, так и в дальневосточных субъектах страны.
Ключевые слова: социальный бизнес, инновационные технологии, активные и интерактивные методы обучения, развивающие технологии обучения, проектные методы обучения.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-69-71
PILILYAN Elena K., Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia elkonpil@gmail.com
INNOVATIVE TEACHING OF ENTREPRENEURS AS A WAY TO STIMULATE SOCIAL BUSINESS OF THE RUSSIAN FAR EAST ENTITIES OF THE CONTEMPORARY HISTORICAL STAGE
The paper covers on the current stage of the national modernization on innovative basis in the regions of the southern Russian Far East: from the tasks designated by the strategic tasks for regional development in 2000 to the situation fifteen years later, considering the mechanisms seeking to solve problems in achievement of target via cooperation of government and businesses. The contemporary historical stage of the Russian entrepreneurship is characterized by increased attention of the government and public to the issues related to activation and stabilization of the new social stratum called to support the socioeconomic security of the country. Taking into account the strategic interests of Russia in the Asia-Pacific markets and the priority development of the Far-Eastern regions in those areas as predetermined by active establishment of entrepreneur's community compliant with the Asia-Pacific market, it is required to stress on professional training and retraining of the Far-Eastern entrepreneurs. The contemporary requirements in connection with innovative development of economy demand for establishment in entrepreneurs of innovative thinking and therefore, applying respective educational technologies. Those processes are reflected in the establishment of education system in Russia, however, any business since the first days of market operation should be run by respective quality staff and therefore, taking into account the short background of establishment of the contemporary Russian entrepreneurship's community, government and businesses use the experience of developed countries, creating national models of innovative education technologies to train entrepreneurs and striving to enhance those processes. Social business is a relatively new phenomenon on the contemporary Russian market, however, due to the ability of that kind of business to solve a lot of problems its support by government and public is determined. For more successful development of social business, certain training of entrepreneurs is required as well as public informing of that business activity. These are the aspects which identify the feasibility and urgency of this research. Of interest is the experience of applying innovative educational techniques for entrepreneurs to teach them social business both at the federal level and in the Russian Far East.
Keywords: social business, innovative technologies, active and interactive methods of education, developing educational technologies, project education methods
К современным инновационным педагогическим технологиям относят развивающие технологии обучения, которые помогают научить обучающихся активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых невозможно не научиться; стимулируют творческие способности; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию [1].
Исторические науки
Historical Sciences
Вопросам исследования инновационных технологий и методов современного образования посвящены труды таких исследователей, как Б.С. Гершунский, Ю.Д. Гранин, А.М. Новиков, В.А. Сластенин, в исследованиях которых цели современного образования соотносятся с ценностями общества и вызовами XXI века, педагогические технологии и активные формы организации обучения исследуются в работах В.П. Беспалько, И.Л. Бим, А.А. Вербицкого, методы бизнес-образования рассматривают С.Л. Володина, Л.И. Евенко, С.Р. Филонович и др., проблемы межкультурного обучения исследуют Н.Д. Гальскова, В.В. Сафонова, особенности высшего образования для взрослых рассматривают М.Л. Белоножко, Е.Ф. Хиту. Однако вопросы региональных аспектов обучения предпринимателей социального бизнеса и факторы, определяющие особенности этих процессов, особенно в таком отдаленном регионе, как Дальний Восток, требуют более пристального изучения.
Особое место в инновационных технологиях отводится активным методам обучения, так как они способствуют: эффективному усвоению знаний; формируют навыки практических исследований, позволяющие принимать профессиональные решения; позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков активной деятельности; формируют ценностные ориентации личности; повышают познавательную активность.
Организация «мозгового штурма» решает двойственную задачу: с одной стороны, участники формулируют множество рабочих гипотез, полезных для профессиональной деятельности, в то время как экспертные группы доказывают важность решения взятой из реальной действительной ситуации и таким образом получают опыт профессиональной деятельности. Этому же способствует и анализ конкретных ситуаций (case-study) - активный метод, характеризующийся следующими признаками: наличие конкретной ситуации; разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуации; публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуации с последующим оппонированием; подведение итогов и оценка результатов занятий, то есть обучающиеся ощущают себя на таких занятиях участниками социальных действий.
На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях, в активных специалистах с умением конструировать, оценивать, рационализировать [2].
Для обучения современного предпринимательского корпуса проводятся проблемные лекции, семинары, все рассмотренные выше активные методы, а также проектные методы обучения. Учитывая, что финансовые средства для развития бизнеса, особенно для некоммерческих, нон-профитных организаций, можно получить благодаря грантовой поддержке на конкурсной основе, предприниматели вынуждены осваивать проектную деятельность. В период 2013-2015 гг. в Приморском и Хабаровском краях созданы определенные инфраструктурные условия для обучения предпринимателей на муниципальном уровне. Так муниципальное казенное предприятие - Центр развития и поддержки предпринимательства г. Владивостока - в рамках реализации муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке на 2014-2018 г.», утвержденной в 2013 г., провела более 90 мероприятий по обучению предпринимателей всех уровней в форме семинаров-консультаций, мастер-классов, круглых столов, блиц-тренингов, бизнес-сессий, встреч с руководителями департаментов и иностранными представителями бизнеса в рамках круглых столов по насущным вопросам начала и успешного ведения бизнеса в условиях современной рыночной ситуации на внутреннем рынке и рынке АТР [3]. Представители регионального отделения общественной организации предпринимателей «Опора России» организовали выездное недельное обучение предпринимателей в отдаленных районах Приморского края в 2016 г. Различные проблемы предпринимателей рассматриваются на круглых столах, встречах с представителями бизнеса и администрации, организованным представительством АНО «Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ).
В Хабаровском крае Ассоциация «Краевой центр содействия предпринимательству» организовала обучение более 500 молодых жителей Хабаровского края не старше 30 лет по программе «Ты - предприниматель». Программа обучения предпринимателей насыщена проведением мероприятий в форме международных конференций, семинаров, бизнес-классов, мастер-классов, психологических тренингов, встреч с успешными предпринимателями.
На федеральном уровне реализуется институт наставников (в международной терминологии - менторов), который широко применялся в России в советское время, однако, применительно к рыночным условиям, его тоже можно отнести к инновационным технологиям обучения. В течение двух лет организациями поддержки социального бизнеса - Центрами инноваций социальной сферы (ЦИСС) - обобщается практический опыт тиражирования отдельных лидерских практик в различных регионах, укрупняя и систематизируя первоначальную инициативу в
области социального предпринимательства. Отмечается, что приоритетными становятся проекты, в которых ярко выражена консалтинговая или инфраструктурная составляющая, а также проекты, в основе которых лежат практические решения злободневных социальных проблем. В настоящее время реализуется решение создания Ассоциации представителей центров инноваций для продвижения социального предпринимательства. Внедряются методы обучения предпринимателей непосредственно на предприятиях, формируются бизнес-школы, бизнес-инкубаторы, в которых обучение проходит непосредственно в процессе формирования бизнеса.
Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда [4].
Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, все больше отстает от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000. - С. 240.
2. Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики : Уч. пособие. - М.: Гардарики, 2005. - С. 382.
3. Официальный сайт администрации города Владивостока [электронный ресурс] Сайт центра развития предпринимательства Приморья www.vlc.ru. (дата обращения: 23.01.2016).
4. Сорокин Н.Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов // Социс. - 2005. - № 8. - С. 120-125.
REFERENCES
1. Guzeev V.V. Planning the results of education and educational technology. [Planirovanie rezul'tatov obrazovaniya i obrazovatel'naya tekhnologiya]. Moscow: National education, 2000. P. 240.
2. Zhukov G.N. Fundamentals of General professional pedagogics. [Osnovy obshchey professional'noy pedagogiki]. Textbook. Moscow: Gardariki, 2005. P. 382.
3. Official site of administration of Vladivostok. website of center for entrepreneurship development of Primorye. Available at: www.vlc.ru. (accessed: 23.01.2016).
4. Sorokin N.D. About innovative methods in teaching sociology courses. [Ob innovatsionnykh metodakh v prepodavanii sotsiologicheskikh kursov]. Sotsis, 2005, No. 8, Pp. 120-125.
Информация об авторе
Пилилян Елена Константиновна, кандидат исторических наук, доцент, Дальневосточный Федеральный университет, г. Владивосток, Россия elkonpil@gmail.com
Получена: 07.04.2016
Для цитирования статьи: Пилилян Е.К. Инновационное обучение предпринимателей как способ стимулирования социального бизнеса дальневосточных субъектов современного исторического этапа. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 2. Часть 2. с. 69-71. Сок 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-69-71
Information about the author
Pililyan Elena K., Candidate of Historical Sciences, Assistant professor, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia elkonpil@gmail.com
Received: 07.04.2016
For article citation: Pililyan E.K. Innovative teaching of entrepreneurs as a way to stimulate social business of the Russian Far East entities of the contemporary historical stage. [Inno-vatsionnoe obuchenie predprinimateley kak sposob stimulirovaniya sotsial'nogo biznesa dal'nevostochnykh sub"ektov sovremennogo istoricheskogo etapa]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Tom 8. № 2. Vol. 2. Pp. 69-71.
doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-69-71