Научная статья на тему 'Роль социального партнерства в условиях модернизации российской экономики'

Роль социального партнерства в условиях модернизации российской экономики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
542
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Савина Т.Н.

В статье раскрываются сущность и содержание системы социального партнерства, что позволило автору определить его цели и задачи; показана возрастающая роль социального партнерства в решении социальных проблем современного российского общества. Анализируются основные принципы партнерских отношений; рассматриваются факторы, способствующие созданию социального партнерства; обосновывается необходимость реализации стратегии модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль социального партнерства в условиях модернизации российской экономики»

31 (88) - 2010

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

роль социального партнерства в условиях модернизации российской экономики*

т. н. савина,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономической теории

E-mail: econtheor@mail. ru

Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарева

В статье раскрываются сущность и содержание системы социального партнерства, что позволило автору определить его цели и задачи; показана возрастающая роль социального партнерства в решении социальных проблем современного российского общества. Анализируются основные принципы партнерских отношений; рассматриваются факторы, способствующие созданию социального партнерства; обосновывается необходимость реализации стратегии модернизации.

Ключевые слова: социальное партнерство, социальная справедливость, модернизация экономики.

Для Российской Федерации, экономика которой признана ведущими капиталистическими державами рыночной, в связи со снижением уровня и качества жизни в ходе экономических реформ становится особенно актуальной проблема борьбы с бедностью, социальной защиты населения, наемных работников, составляющих главную ценность ресурсного потенциала общества. Более того, в современных условиях развития России социальная сфера стала предметом интересов всего общества. Можно видеть, как государство в условиях трансформирующегося российского общества, не справляясь с возрастающей социальной нагрузкой и увеличивающимися темпами экономической модернизации, постепенно передает часть своих социальных полномочий органам местного самоуправления. В свою очередь, муниципалитет стремится переложить часть ответственности в отношении социальной нагрузки на местные обще-

* Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 10-02-00060а.

ственные организации и, главным образом, на бизнес-сообщества. Можно с уверенностью отметить, что без поддержки последних местные власти не в состоянии проводить полноценные социальные и экономические преобразования.

На взгляд автора, оптимальным и успешным решением существующих социальных проблем, а также базисом для успешного осуществления экономической модернизации страны будет создание системы социального партнерства, реализуемой посредством осуществления цивилизованной формы общественных отношений. Следует заметить, что цивилизованные отношения, обеспечивающие согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления, достигаются, прежде всего, за счет консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. При этом речь идет не о слиянии интересов, а о достижении оптимального баланса между ними, о создании такого положения, при котором любой собственник мог бы обеспечить себе стабильное получение прибыли, а наемный работник — достойные условия своего существования, соответствующие нормальному воспроизводству рабочей силы, определенному уровню и качеству жизни.

С сожалением приходится констатировать, что в данное время в отечественной науке признанным становится ресурсный подход, при котором эффективность решения социальных проблем напрямую зависит от использования всех имеющихся ресурсов территории. Данный подход нашел свое отражение

69

и в Концепции социально-экономического развития РФ до 2020 г. Однако ни в концепции, ни в законодательстве не прописан инструмент, который бы служил решению данной задачи. Необходима такая система, в рамках которой местное самоуправление, бизнес и общественные организации могли бы эффективно работать для достижения единой цели — социально-экономического благополучия членов местного сообщества. Именно такой системой, на взгляд автора, и может стать социальное партнерство, которое подразумевает открытые и прозрачные отношения.

В научной литературе социальное партнерство трактуется неоднозначно и многоаспектно. Одни понимают его как специфический тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, общностями и тщетными структурами, другие — как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями, третьи — как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов. В целом под партнерством следует понимать диалог, построенный на доверии и взаимной ответственности и ориентированный на достижение субъектами общей цели. Социальное партнерство — это лишь один из аспектов этого явления, специфика которого обусловлена рамками социальной политики. В нашем понимании социальное партнерство представляет собой объединяющее начало для трех секторов общества — частного, некоммерческого и властного. Именно в таком понимании оно становится двигателем социальных перемен и экономического развития. Говоря об экономическом развитии, следует отметить важность осознания каждым из партнеров необходимости участия двух остальных секторов. Партнерство всегда дает дополнительные преимущества, в частности, способствует обретению новых знаний и обеспечивает доступ к ним, а также дает возможность обнаружения дополнительных ресурсов, которые ранее были скрыты.

Мировой опыт свидетельствует, что субъектами социального партнерства являются наемные работники, работодатели и государство. Соответственно, институтами (организациями), представляющими их интересы, выступают профсоюзы, объединения работодателей, правительство, а также органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Объектами социального партнерства являются в первую очередь социально-

70 -

трудовые отношения между его субъектами (отношения по поводу заработной платы, занятости, управления и расширения социальных гарантий, охраны, условий, организации труда, различного рода трудовых споров и т. д.).

Обоснование роли социального партнерства в условиях модернизации российской экономики требует определения соответствующих его целей. Необходимо исходить из того, что основными целями социального партнерства должны стать:

• согласование и защита интересов различных

социальных слоев, групп и классов;

• содействие решению актуальных социальных

и экономических задач (проблем);

• стабильность развития общества;

• формирование социального правового государства и гражданского общества;

• укрепление демократии.

Как видно, социальное партнерство представляет собой процесс согласования интересов, процесс создания единого социокультурного пространства, в котором функционируют разные субъекты, согласные (невзирая на различие интересов) соблюдать общие «правила игры», партнерские нормы, взаимные договоренности. Поэтому важно иметь в виду, что политика социального партнерства не ограничивается только сферой экономических или социально-трудовых отношений. Ее реализация связана с участием в таком процессе общественных объединений, представляющих интересы различных социальных групп, слоев, органов государственной власти, местного самоуправления, принятием и выполнением договоров и соглашений, экономических и политических решений. В разработке и процессах их принятия участвуют большие группы людей, трудовые коллективы, представители населенных пунктов, территорий. В качестве организаторов переговорного или согласительного процесса чаще всего выступают властные структуры или лица, группы людей, обладающие собственностью и властью.

Общая стратегия социального партнерства в России в условиях модернизации ее экономики должна основываться, на взгляд автора, на уважении позиций и учете интересов разных сторон, использовании преимуществ переговорного процесса. Только благодаря такому подходу можно выработать единую согласованную политику в сфере социально-трудовых и экономических отношений на разных уровнях власти (федеральном, отраслевом, региональном и на предприятиях).

Можно выделить несколько групп факторов с точки зрения объективности их происхождения,

обусловивших на определенном этапе развития человеческого общества необходимость создания социального партнерства, и соответственно сформировать условия этого процесса.

Первая группа — технико-технологические факторы. Возрастающая сложность и интеллектуализация общественного труда обеспечили возрастание роли человеческого фактора производства, превращение наемного работника из простого исполнителя в образованного, активного субъекта производства, принимающего участие, в том числе и в управлении производством. Наемный работник так приобщается к производственному процессу, что он становится заинтересованным в эффективной, прибыльной работе предприятия, фирмы. Таким образом, возрастание роли квалифицированного труда в определенной степени сближает экономические интересы работодателей и наемных работников, а возникающие между ними конфликты обе стороны заинтересованы решать на основе компромисса.

Вторая группа — социально-экономические факторы. Превращение части работников в акционеров, меняющее их отношение к собственности, судьбе производства и предприятий. Это общество, где не менее 2/3 его членов составляют средние слои. К ним относится большая часть предпринимателей (представителей малого и среднего бизнеса), менеджеры различных уровней, инженерно-технические работники, люди свободных профессий и квалифицированные работники.

Третья группа — общественно-политические факторы, включающие:

• рост политической культуры масс;

• повышение роли общественных организаций и объединений, представляющих и защищающих коренные интересы работников;

• превращение профессиональных союзов во влиятельную и решающую силу;

• формирование организаций и объединений, представляющих интересы собственников, предпринимателей;

• формирование сильной социальной политики, обеспечивающей социальную защищенность всех слоев населения. К этой категории относятся передовые западные страны, где затраты на развитие социальной сферы составляют 1/3 от всего валового национального продукта. Четвертая группа — нравственно-психологические факторы, предполагающие гуманизацию общественных и в первую очередь — социально-трудовых отношений, общественное признание права каждого гражданина на достойные условия жизни и труда, достойную его оплату, а также

осознание различными социальными группами общества необходимости поиска и достижения социального мира и согласия на основе взаимных договоров и соглашений.

Кроме того, одним из необходимых условий социального партнерства является развитое гражданское общество. Для него характерны широкая сеть гражданских организаций, выражающих профессиональные и гражданские интересы людей. Основным элементом гражданского общества является правовое государство, в котором публичная власть и все граждане подчинены нормам права. Поэтому с правовой точки зрения социальное партнерство — это согласование действий его сторон на базе определенной законодательной платформы, отражающей существо правового государства.

Стоит заметить, что за последние годы в России сделано немало для формирования правовой базы развития партнерских отношений. В период с 1991 по 1999 г. принят ряд законодательных актов и положений, регламентирующих виды, формы организации и порядок регулирования социально-трудовых отношений. Это Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», Указ Президента РФ от 21.01.1997 № 29 «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», Закон РФ от 11.03.1992 № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях»; федеральные законы от 23.11.1995 № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 19.07.1998 № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» и др.

Все эти и многие другие документы, принятые в последние годы, содействуют плавному переходу от централизованного административного руководства и управления к договорному регулированию социально-трудовых отношений. Все перечисленные правовые акты учитывают реализацию следующих основных принципов партнерских отношений.

1. Равноправие. Под равноправием понимаются одинаковые, гарантируемые конституцией экономические, социальные, политические и личные права граждан, официально признанное равенство граждан. Данный принцип имеет важное значение для осуществления партнерских, договорных отношений, когда независимо от занимаемого статуса, материального положения и обладания властью идет нормальный, равноправный переговорный процесс.

- 71

2. Приоритетность. Данный принцип представляет собой первенство во времени, первые по значению в определенной совокупности вопросы, социальные, экономические и другие проблемы. Например, приоритетными в деятельности профсоюза являются вопросы защиты прав и интересов работников. А в условиях рынка эти вопросы решаются путем заключения коллективных договоров и тарифных соглашений, контрактов, в которых должны оговариваться условия продажи наемными работниками своего труда, гарантии предоставления работникам определенных условий труда и других социальных благ.

В то же время необходимо отметить, что как механизм разрешения социальных, политических и трудовых конфликтов (особенно трудовых) социальное партнерство в России с теми принципами и формами, которые существуют в Европе (Швеция и другие страны), пока что создать не удалось. В России из года в год растет число забастовок и численность в них. Так, если в 1993 г. количество предприятий, в которых проходили забастовки, составляло 264, а количество участников в них — 120 тыс. чел., то в 1998 г. эти показатели увеличились, соответственно, до 17 007 предприятий и 887,5 тыс. чел. Это состоявшийся факт, характеризующий конфликтное развитие общества, и показывает отсутствие договорного механизма, предупреждающего конфликтное развитие событий. А ведь конфликт имеет определенные стадии развития. Очевидно, что в целях его предотвращения переговорный процесс должен начинаться уже на стадии роста социальной напряженности (латентной стадии развития конфликта) [5].

3. Социальная справедливость. Понятие «социальная справедливость» содержит в себе определенные исторически конкретные представления о неотъемлемых правах и свободах человека. Это, прежде всего, требование соответствия между ролью тех или иных индивидов, социальных групп в жизни общества и их социальным положением; между их правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, общественным признанием. Несоответствие в этих отношениях оценивается как социальная несправедливость.

Этот принцип в партнерских отношениях реализуется в формах координации и распределения труда, его результатов, регулирования трудовых и социальных процессов в соответствии с законодательством. В то же время этот принцип нельзя понимать как уравнительность. Социальная справедливость проявляется в том, что средства жизни члены общества получают только за счет своего

72 -

труда, а те, кто только еще готовится к трудовой деятельности или нетрудоспособен, обеспечиваются за счет общества. В соответствии с принципом социальной справедливости различные системы заработной платы, распределения доходов строятся на принципе соответствия количеству и качеству труда. Социальная справедливость означает также фактическое, независимо от отношений собственности и власти, равноправие (равенство прав и обязанностей) всех участников переговорного процесса.

Принцип социальной справедливости содержит в себе компоненту материального обеспечения социальных гарантий, создания равных возможностей равного доступа к благам, необходимых для развития способностей человека, его достойного существования. Данный принцип сочетает в себе, с одной стороны, факторы, обеспечивающие условия для развития личности, а с другой — наиболее естественную связь между мерой участия в производственном процессе и мерой потребления. Он позволяет в государственном масштабе регулировать процесс самообеспечения человека через личную инициативу и социальную помощь нуждающимся.

Принцип социальной справедливости предполагает также осуществление государством регулирования стихийных процессов поляризации богатства, имея главной целью борьбу с бедностью, а не богатством. Ни для кого не секрет, что одним из основных социальных последствий реформ стало резкое падение жизненного уровня у большинства населения. По данным официальной статистики, 29,7 % жителей страны находятся сегодня за чертой бедности. По данным же профсоюзов, доля новых бедных, включая тех, кто и зарабатывает, но не получает (или мало зарабатывает), возросла с 37 % в 1992 г. до 80 % в 1998 г. В данном случае проблема должна решаться не путем выдачи пособий нуждающимся и внедрения иждивенчества, а путем реализации программ, призванных расширять занятость, содействовать в трудоустройстве, предоставлять гарантии равенства возможностей, подоходное налогообложение, поддерживать общественные фонды, развивать и расширять систему бесплатного здравоохранения и образования, свободное предпринимательство и т. п.

Отличительной особенностью нынешнего этапа развития нашей страны является то, что на фоне социальной бедности (многодетные и неполные семьи с детьми, семьи с иждивенцами, одинокие пенсионеры, инвалиды) усиливается экономическая бедность, когда работоспособные граждане

не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за низкой заработной платы или задержек с ее выплатой [4].

Так, суммарная задолженность по заработной плате в России увеличилась в январе 2010 г. на 15,5 % по сравнению с декабрем 2009 г. и составила 4,1 млрд руб. По данным Росстата, задолженность по зарплате на 1 февраля 2010 г. имели 0,2 млн чел., или менее 1 % работников по обследуемым видам экономической деятельности. В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 52 % приходится на обрабатывающие производства, по 12 % — на транспорт и строительство, 9 % — на сельское хозяйство [2].

При этом факторы, генерирующие экономическую бедность, таковы, что само по себе получение работы трудоспособным населением не может служить источником благосостояния по следующим причинам:

• отсутствие рынка труда в депрессивных регионах (особенно в малых городах и поселках), где экономика определяется узким кругом предприятий (а зачастую одним — градообразующим) стагнирующих отраслей промышленности;

• нормативно установленные рамки оплаты труда таковы, что не позволяют работникам официально получать достойное вознаграждение в зависимости от эффективности и качества труда [1].

В целом необходимо констатировать, что сложившаяся в стране модель бедности — прежде всего результат низкого уровня доходов от занятости. Факторы, связанные с крайне неудовлетворительной ситуацией на рынке труда, низким качеством рабочих мест, являются доминирующими среди причин дифференциации семей по статусу бедности. В этой связи российскую бедность можно определить в терминах «экономической» или «рыночной бедности» — бедности, связанной с местом конкретных категорий экономически активного населения на рынке труда [3].

Анализируя конфликтные взаимоотношения государства, предпринимателей и работников, необходимо указать на необоснованное увеличение разницы в доходах 10 % самых богатых соотечественников и 10 % малообеспеченных граждан. В начале 1990-х гг. разница в доходах не превышала 3 раз, в 1993 г. — 11 раз, в 1995 г. увеличилась до 18—20 раз, в 1999 г. в 22—24 раза. Дифференциация продолжает расти и с 2000 г., в то время как по устоявшимся международным оценкам она не должна превышать 10-кратный уровень. В резуль-

тате численность россиян, недовольных своей жизнью, в 1995 г. достигла 80 %, из них 40 % были абсолютно неудовлетворены, другие — частично. Этот показатель и сегодня составляет 60—70 % населения страны [5].

По итогам 2009 г. на долю 10 % наиболее обеспеченных россиян пришелся 31 % всех денежных доходов страны, а 10 % наименее обеспеченного населения получило 1,9 %, т. е. пропорция сложилась примерно 15,3:1 (при пороговом значении 8:1), разрыв в два с лишним раза больше критического уровня. При этом на долю богатых пришлось 8,6 трлн руб. — это больше, чем все доходы бюджета страны за 2009 г. При этом на каждого богатого в 2009 г. пришлось в среднем по 611 млн руб. годового дохода, или 50 млн руб. в месяц. А среднестатистический бедняк сводил концы с концами на 38,5 тыс. руб. в год, или чуть больше 3 000 руб. в месяц.

Налицо страшная или неоправданная стратификация общества, у нас отсутствует практически средний класс, который в мире двигает технический прогресс.

Аналитики едины во мнении, что коэффициент дифференциации доходов (децильный коэффициент) определяет предел, за которым кончается стабильность и начинается зона неустойчивости, что чревато как для власти, так и для общества. Расходятся только в том, на какой цифре этот предел располагается. Ситуация признается нормальной, пока децильный коэффициент находится ниже отметки 10:1 (дальше — тот самый предел, за которым начинается опасное повышение «температуры»).

В царской России, по различным оценкам, это отношение достигало примерно 25—30, что и послужило основой социального взрыва. В СССР этот показатель составлял от 3,5 до 4,5. В современной России, начиная с 1991 г., децильный коэффициент регулярно увеличивался (см. таблицу).

Поляризация доходов и благосостояния, возникшая в России в ходе реформирования ее экономики, является следствием влияния определенного комплекса факторов, которые в свою очередь способствуют нарастанию социальных проблем. Прежде всего — это интенсивный рост различий в оплате труда, который наблюдается в период с 1991 г. по сегодняшний день [4].

4. Четвертым важнейшим принципом социального партнерства можно считать максимальный учет интересов каждого из партнеров и особенно экономических, согласование их и по возможности более полная реализация. Закономерности общественного развития свидетельствуют о том, что в обществе не может быть единства экономических

- 73

Динамика дифференциации оплаты труда работников в РФ в 1991—2006 гг.

Показатель 1991 1994 1995 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Децильный коэффициент 4,4 9,9 10,4 13,9 13,9 14,0 14,5 15,2 14,8

Коэффициент Джини 0,317 0,439 0,454 0,395 0,397 0,397 0,403 0,409 0,405

интересов. Различные социальные группы занимают свое особое положение, место в структуре общества, в том числе и в экономической подсистеме. Гармонично и бесконфликтно общество может развиваться только в условиях согласованности экономических интересов государства, предприятия, фирмы и граждан.

Рабочие и предприниматели, работодатели (собственники) и наемные работники, государство заинтересованы в получении прибыли, развитии производства, сохранении рабочих мест, улучшении условий труда, повышении конкурентоспособности продукции, в своевременной уплате налогов. Поэтому согласование, взаимный учет интересов, их координация как раз и являются наиболее трудной задачей и в то же время важнейшим принципом жизнеспособности партнерских отношений.

Согласование интересов работников, работодателей, властных структур способствует активному вовлечению трудящихся в процесс управления, а новый тип отношений собственности — формированию среднего класса, сглаживанию поляризации в обществе, массовому вовлечению различных социальных групп, слоев в рыночные отношения. К сожалению, у большинства российских предпринимателей явно прослеживается психология краткосрочных выигрышей, достигаемых из-за безысходности и вынужденного доверия наемных работников к работодателям и властным структурам.

Современные российские предприниматели, бизнесмены, арендаторы, кооператоры зачастую не соблюдают никаких правил игры, нарушают условия цивилизованного рынка. Одним словом, отбрасывают все, лишь бы заполучить «весь капитал» за счет интересов потребителя, работника.

В цивилизованном обществе погоня за успехом ведется в контексте долгосрочной «стратегии». Каждый шаг социального партнерства должен способствовать развитию будущих отношений и расширению масштабов партнерства.

Социальное партнерство, признавая различие и слабость коренных интересов отдельных социальных групп, одновременно подразумевает осознание ими взаимозависимости и невозможности существовать друг без друга. Социальное партнерство означает предоставление различным социальным

общностям возможности участвовать в экономическом процессе, в формировании общественного мнения, процессах принятия решения.

В то же время необходимо учитывать, что в сфере экономики в условиях рынка уровень развития социального партнерства определяется чаще всего такими факторами, как многообразие форм собственности при доминирующей роли частной собственности; современное состояние производительных сил, базирующихся на передовых, прогрессивных технологиях; насыщением рынка товарами и услугами; участием (соучастием) наемных работников в управлении производством, делах фирмы, делении доходов через акции и другие ценные бумаги.

В условиях модернизации российской экономики в связи с процессом смены и перераспределения собственности происходит одновременно и смена парадигмы социального партнерства. Оно должно учитывать происходящие социально-экономические изменения и способствовать формированию и развитию цивилизованных форм социально-трудовых отношений, тщательно продуманной и сбалансированной политики в области заработной платы, сферы занятости, а также формированию необходимых условий, при которых появилась бы реальная возможность регулировать, предотвращать или разрешать социально-трудовые конфликты.

Несмотря на то, что о системе социального партнерства много пишут и говорят, однако серьезного развития (особенно на практике) она пока еще не получила. В условиях сложившейся в России экономической и социальной системы социальное партнерство, на взгляд автора, не может эффективно функционировать, прежде всего, из-за нецивилизованного поведения, необязательности и безответственности работодателей и государства и неорганизованности наемных работников. В этой связи справедливо будет отмечено, что государство за годы реформирования не выработало, к сожалению, вплоть до настоящего времени эффективной, конструктивной экономической и социальной политики, не наметило пути преодоления кризисных явлений и всевозможных угроз. Российское общество продолжает строить рыночные отношения методом проб и ошибок, слабо учитывает гро-

мадный положительный опыт развития рыночных отношений в других развитых странах.

Результаты проведенного анализа позволяют обосновать рекомендации по разработке стратегии социальной политики в России. Автор исходит из того, что в современной России должна быть создана такая социальная структура, которая гарантировала бы общественную стабильность и смогла обеспечить перелом к лучшему с точки зрения поддержания доверия в треугольнике «общество — государство — бизнес».

Бесспорно, исходя из общих закономерностей долгосрочного экономического роста, система социального партнерства способна давать видимый результат только благодаря успешной реализации стратегии модернизации. Именно модернизацион-ная стратегия подразумевает переход российского общества к желаемому образу жизни, в котором можно выделить две сферы: моральную и материальную.

Моральная сфера предполагает:

• исчезновение столь распространенной социальной розни;

• создание и функционирование многообразных саморегулируемых механизмов для решения всех типов потенциальных конфликтов. Материальная сфера, в свою очередь, предполагает:

• неантагонистическое распределение богатства между членами общества — от нынешнего показателя 25:1 (соотношение между средними доходами 10 % наиболее обеспеченного и 10 % наименее обеспеченного населения) необходимо перейти к соотношению 8:1;

• превращение образования, здравоохранения и культуры в важнейшие производственные отрасли с точки зрения как инвестиций, так и инновационного вклада в рост ВВП;

• массовый переход к обеспеченности населения комфортабельным жильем;

• получение возможности отдыха в России и за рубежом в соответствии с собственными интересами и т. п.

При этом важно помнить, что такой итог должен стать прямым следствием новой социальной политики, охватывающей все общественные группы, и нового типа государства, не пытающегося узурпировать функции гражданского общества.

Список литературы

1. Байгереев М. Анализ российской бедности: причины, особенности, методика // Человек и труд. 2001. № 8. С. 58.

2. Задолженность по зарплате в РФ за январь выросла на 15,5 % — Росстат // РИА Новости, 15.02.2010. URL: www. rian. ru/economy/20100215/ 209265439.html.

3. Лайкам К Государственные меры по регулированию дифференциации доходов и снижению бедности // Общество и экономика. 2002. № 12. С. 36

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Савина Т. Социально-экономическая ответственность бизнеса в стратегии обеспечения экономической безопасности государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 12 (45). С. 13.

5. Социальное партнерство в социально-трудовой сфере как общественное явление. URL: http: // besonus. narod. ru/partnership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.