Научная статья на тему 'Развитие системы социального партнерства как механизмасоциально-экономической модернизации'

Развитие системы социального партнерства как механизмасоциально-экономической модернизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕР НИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пшеничный Сергей Павлович

В статье рассматривается роль и место института социального партнерства в современной России. Выделяются и анализируются эко номические интересы субъектов социального партнерства, разбираются механизмы их согласо вания. Особое внимание уделено анализу функций системы и условий, способствующих утверж дению социального партнерства в качестве механизма социально-экономической модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the System of Social Partnership as a Mechanism of Social and Economic Modernization

The paper deals with the role of the institution of social partnership in modern Russia. The author distinguishes and analyzes economic interests of subjects of social partnership and mechanisms of their coordination. Attention is focused on the functions of system and conditions of establishing social partnership as a mechanism of social and economic modernization.

Текст научной работы на тему «Развитие системы социального партнерства как механизмасоциально-экономической модернизации»

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 4

Экономика

УДК 331.105.64

Развитие системы социального партнерства как механизма социально-экономической модернизации

Пшеничный С.П.

Ассистент кафедры управления человеческими ресурсами Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье рассматривается роль и место института социального партнерства в современной России. Выделяются и анализируются экономические интересы субъектов социального партнерства, разбираются механизмы их согласования. Особое внимание уделено анализу функций системы и условий, способствующих утверждению социального партнерства в качестве механизма социально-экономической модернизации.

Ключевые слова: социальное партнерство, экономические интересы, социально-экономическая модернизация.

Социальное партнерство как институт, сложившийся в Европе после Второй мировой войны, обеспечивающий взаимодействие основных классов общества, согласование и реализацию их экономических интересов, давно признается в качестве одного из факторов стабильного экономического развития. В процессе становления данного института был проделан путь от марксистского понимания, утверждавшего, что стоимость переменного капитала увеличивается лишь посредством эксплуатации живого труда [1, c. 568] и предусматривавшего только один путь разрешения противоречий между трудом и капиталом - пролетарскую революцию, уничтожение частной собственности и самого класса собственников, построение бесклассового общества, к социал-демократической концепции общественного развития с идеей не революционного, а реформаторского преобразования отношений, обеспечивающих оптимальную реализацию основных интересов обеих сторон воспроизводственного процесса.

В отечественной практике преобладает узкий подход к социальному партнерству, которое рассматривается преимущественно как технология регулирования социально-трудовых отношений в организациях. В широком смысле оно понимается как специфический вид общественных отношений между профессиональными, социальными группами, слоями, классами, их общественными объединениями, органами власти и бизнесом.

74

Место социального партнерства в системе экономических отношений определяется через анализ его функций, к которым, по нашему мнению, следует отнести:

• Согласование экономических интересов социальных партнеров;

• Реализация экономических интересов социальных партнеров;

• Формирование оптимальной структуры рынка труда;

• Урегулирование конфликтов в сфере социально-трудовых отношений;

• Контроль за исполнением договоренностей, достигнутых социальными партнерами;

• «Катализатор» экономического развития государства;

• Поддержание социальной стабильности в обществе.

Предложенный выше перечень функций кардинально отличается от функций социального партнерства, рассматриваемых в традиционной экономической науке [2]. Остановимся на наиболее важных из них, с точки зрения социально-экономической модернизации, связанной с формированием предпосылок для построения экономики постиндустриального типа.

Главной в этом смысле является функция формирования оптимальной структуры рынков факторов производства. Социальное партнерство путем

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 4

Экономика

взаимодействия между представителями наемных работников, предпринимателей и государства способствует оптимизации структуры рынка труда, значение которого в свете изменений роли человеческого капитала в воспроизводственном процессе неуклонно возрастает.

Функция урегулирования конфликтов, декларируемая большинством исследователей, лишь отчасти присуща системе социального партнерства. Сама система взаимодействия может предложить конфликтующим сторонам некоторый набор инструментов, снижающих остроту противоречий, стимулирующих изменение экономического поведения партнеров. При этом система социального партнерства не может иметь легитимных рычагов, всегда позволяющих разрешить конфликтную ситуацию.

Неотъемлемой функцией социального партнерства является функция контроля за исполнением достигнутых договоренностей. Можно справедливо предположить, что отсутствие контроля за исполнением достигнутых договоренностей неминуемо приводит к асоциальному поведению, приводящему к экономической неэффективности и, в конечном счете, к разрушению системы.

Функция катализатора экономического развития реализуется за счет выработки согласованной позиции субъектов коррелирующей с направлением экономического развития. Сбалансированное развитие системы экономических отношений между государством, работодателями и наемными работниками, которые являются основными участниками воспроизводственного процесса, приводит к повышению общей эффективности экономической системы.

Последняя из рассматриваемых функций - поддержание социальной стабильности в обществе. Социальная стабильность является одним из условий существования рассматриваемой системы, следовательно, в целях самосохранения эффективно работающая система будет также способствовать поддержанию социальной стабильности в обществе.

Для реализации рассмотренных функций нами выделены следующие важные блоки, которые должны быть включены в структуру системы социального партнерства.

Ключевым блоком, с точки зрения согласования позиций, является блок, включающий в себя отраслевую трехстороннюю комиссию, объединения работодателей и профсоюзов предприятий отрасли и государство в лице представителей соответствующих министерств и ведомств. На уровне отрасли возможно наилучшим образом выявить позиции представителей субъектов социального партнерства по важным вопросам развития экономических отношений и путям реализации экономических интересов. При этом существенной является возможность учесть специфику развития того или иного сектора экономики. Результатом согласования позиций ста-

новится заключение отраслевого трехстороннего соглашения. Отдельно стоит обратить внимание на необходимость постоянно действующих комиссий, анализирующих текущую ситуацию в различных сферах экономики и координирующих выработку единого мнения по соответствующим вопросам.

Важным блоком являются внутрикорпоративные механизмы, необходимые для реализации экономических интересов соответствующего субъекта социального партнерства. К их числу следует отнести как уже имеющиеся инструменты (механизмы подготовки и переподготовки персонала, механизмы социальной политики и т.д.), так и новые, направленные на формирование внутри коллектива новых социально-экономических взаимосвязей с целью повышения эффективности процесса производства и повышения качества жизни персонала. В ходе реализации возможно проведение консультаций между субъектами, также каждый партнер имеет возможность оценить ход проводимых изменений. Как правило, достигнутые на уровне предприятий соглашения фиксируются в соответствующем трехстороннем договоре. В случае несогласия одного из партнеров с ходом реализации соглашений для урегулирования возникших разногласий также может быть использован механизм переговорного процесса внутри предприятия, если же разногласия носят принципиальный характер, может быть задействован механизм комиссии по урегулированию спорных ситуаций на отраслевом уровне.

Следует отметить, что отраслевые объединения социальных партнеров, взаимосвязанные с соответствующими структурами в рамках предприятий, обеспечивают систему механизмом обратной связи, позволяющим корректировать позиции по ключе -вым вопросам, влияющим на реализацию экономических интересов социальных партнеров.

В некоторых странах, в том числе и в России, в структуре социального партнерства выделяется федеральный уровень. Как правило, на данном уровне согласуются интересы представителей работодателей, наемных рабочих и государства по наиболее общим вопросам экономического и социального развития, а также по вопросам развития системы социального партнерства. Поскольку заключаемые в рамках данного уровня соглашения носят сугубо рамочный характер, по нашему мнению, его наличие является опциональным и обуславливается сложившейся структурой экономических, социальных, культурных связей на соответствующей территории.

Конкретная реализация структуры социального партнерства в разных странах, на наш взгляд, обуславливается состоянием производительных сил, степенью концентрации производства, типом рыночного хозяйства и принципами экономической политики государства. Перечисленные выше характеристики определяются характером взаимоотно-

75

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 4

Экономика

шений между социальными партнерами и структурой их экономических интересов.

Главным экономическим интересом государства является формирование и эффективное распределение бюджетных и внебюджетных фондов, направленное на развитие территории. Реализация этого интереса связана с наличием устойчивого расширенного воспроизводства, достижимого в условиях формирования постиндустриальной экономики лишь за счет реализации человеческого потенциала, улучшения качества жизни и наличия компаний, активно производящих инновации. Главными детерминантами этих категорий являются уровни благосостояния, образования, здравоохранения.

Активное развитие структуры экономических интересов компании происходит на этапе «зрелости», когда в рамках стратегического планирования происходит осознование экономических интересов и формулирование целей компании, направленных на развитие. Проведенный автором анализ показал, что готовность взаимодействовать с обществом и учитывать интересы других участников воспроизводственного процесса возрастает пропорционально степени удовлетворенности первичных потребностей компании. Подтверждение указанному тезису можно найти и у других исследователей. Так, М.В. Маракулин отмечает, что «...предприятие в настоящее время не может существовать в отрыве от социального мнения» [3, с. 25-31]. Компаниями, активно взаимодействующими с обществом, спонсируется строительство социально значимых объектов, реализуются программы помощи малоимущим, выделяются средства на различные стипендии и гранты, стимулирующие экономическое развитие. Ведущие корпорации инвестируют достаточно большие средства в развитие образовательных, экологических, энергосберегающих, медицинских и других перспективных технологий, синтезирующих конкурентные преимущества как для них самих, так и для других субъектов экономической деятельности [4, с. 8-13]. В России соответствующие инициативы представлены существенно слабее и в основном компаниями сырьевого сектора.

Формирование экономических интересов наемных работников хорошо вписывается в общую систему потребностей человека. К экономическим интересам наемного работника относятся содержание себя и своей семьи, наличие стабильной работы и накопление материальных благ, профессиональный и карьерный рост, гарантии социально-экономической защищенности в старости. Таким образом, реализация экономических интересов наемных работников сопряжена с необходимостью формирования системы по накоплению и эффективному использованию человеческого капитала и развитием таких сфер как здравоохранение и образование.

Резюмируя сказанное ранее, отметим, что и у государства, и у бизнеса, и у наемных работников потребность в участии в социально-партнерском диалоге возникает на этапе реализации экономических интересов, соответствующих верхним уровням иерархии потребностей. Важным выводом в этой связи является то, что система социального партнерства является и должна рассматриваться как система, направленная на экономическое развитие, а не как система, обеспечивающая исключительно процесс перераспределения материальных благ и социальных гарантий в пользу поддержания жизненного уровня малообеспеченных слоев населения.

При реализации обозначенных выше экономических интересов наемных рабочих, предпринимателей и государства, складывается та или иная структура социального партнерства. Большинство исследователей выделяют три основные модели социального партнерства [5]. Первая из них (Швеция, Финляндия, Норвегия, Бельгия) характеризуется активным вмешательством государства в трудовые отношения и их регулирование. Кроме того, в этой модели считается важным трехуровневость партнерства. Вторая модель (Канада, США, Япония, ряд стран Латинской Америки) социального партнерства отличается одноуровневостью. Она ограничивается заключением коллективных договоров в основном на уровне предприятий. Третья модель типична для Центральной Европы (Германия, Австрия и др.). Она может рассматриваться как промежуточная между первой и второй моделями. В третьей модели главный акцент в социальном партнерстве ставится на его отраслевом уровне.

В качестве основного критерия разделения указанных моделей более оправдано использовать характер реализуемых экономических интересов, который во многом определяется этапом экономического развития [6, с. 130]. При этом глубина переговорного процесса является производной характеристикой от двух вышеназванных. Так, в постиндустриальной экономике на первый план выходят формирование человеческого капитала как основного «локомотива» экономического развития и внедрение инноваций как результат применения этого экономического ресурса. Анализируя экономику стран, относимых к первой группе, можно отметить ее индустриальный тип развития, для стран, относимых ко второй группе, характерна высокая степень сформированности постиндустриального типа экономики, для стран третьей группы - переходный тип экономики.

Мы предлагает выделять несколько различных уровней социального партнерства в зависимости от уровня развития экономики (рис. 1).

Далее перейдем к анализу условий, которые необходимы для развития системы социального партнерства как механизма, обеспечивающего со-

76

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 4

Экономика

Рис. 1. Социальное партнерство (СП) на различных этапах экономического развития1

циально-экономическую модернизацию. Нами предполагается, что имеют место необходимые условия для формирования системы социального партнерства, такие как: 1) сформированность объединений, представляющих интересы наемных работников и работодателей; 2) сформированность правового поля, регулирующего взаимоотношения между указанными группами, а также государством. При этом следует отметить, что некоторые важные для развития системы условия полностью или частично отсутствуют.

Наиболее важным условием для эффективного развития системы является наличие добровольного общественного сектора. Сектор по производству общественных благ можно разделить на принудительный, в котором затраты на производство общественных благ выделяются одним актором под непосредственным давлением другого, и добровольный, где такое давление отсутствует. Возможность реализовать экономические интересы оказывает непосредственное влияние на активность или пассивность хозяйствующих субъектов. Для отстаивания своих интересов предприниматели объединяются, создавая различные союзы, ассоциации или иные структуры. При этом бизнес получает ряд конкурентных преимуществ, связанных с обладанием знаниями и информацией, внедрением новых технологий, подготовкой кадров [7].

В современной России имеет место отсутствие долгосрочных экономических интересов у представителей малого и среднего бизнеса и сложившееся мнение, что государство лишь наживается на бизнесе. Преобладание частнособственнических интересов, характерное для российской действительности, является существенным препятствием для повышения уровня заинтересованности объединений предпринимателей и профсоюзов в участии в социальнопартнерских отношениях.

Следующим условием является сформирован-ность среднего класса. По оценкам ПРООН, приведенным в отчете о развитии человеческого потенциала за 2009 г. [8, c. 176-196], уровень населения, живущего за чертой бедности в России, составляет 19,6 %, а ежегодный прирост ВВП на душу населе-

1 Составлено автором, на основе проведенного исследования.

ния составляет всего 1,2 %. Приведенные цифры указывают на наличие значительных социальных групп, характеризующихся низким уровнем жизни и существенной дифференциацией в уровне доходов. Широкое распространение таких групп снижает возможности по формированию среднего класса и развитию так называемых «точек роста».

Еще одним важным условием является изменение мотивации и отказ от патерналистского поведения. Годы советского правления сформировали в людях безусловный рефлекс, что государство, требуя беспрекословного подчинения и карая за инакомыслие, в тоже время является гарантом полной социальной защищенности и уверенности в будущем. Этим определяется несформированность в современной России институтов гражданского общества и отсутствие гражданских инициатив, которые во многом определяют успешность развития системы социального партнерства, необходимых для успешной социально-экономической модернизации.

Резюмируя, отметим, что система социального партнерства является важным механизмом, способствующим социально-экономической модернизации, но отсутствие некоторых условий, обеспечивающих его эффективное функционирование, обуславливает наличие ограничений по использованию данного инструмента в экономике современной России.

Литература:

1. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том III. Гл. 2. - М.: Изд-во политической литературы, 1983. - 712 с.

2. Шулус А. Социальное партнерство - российская модель. // Информационно-аналитический портал «Нефть России». - 2007. - № 2. - URL: http://www.oilru.com/sp/15/644/ (дата обращения: 15.12.2011).

3. Маракулин М.В. Управление компромиссами как фактор конкурентоспособности компании // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. - № 4. - С. 25-31.

4. Сотрудничество Microsoft с российской системой образования. - М.: Корпорация Microsoft (Microsoft Corporation), 2010. - 15 с.

77

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 4

Экономика

5. Лутохина Э.А. Социальное партнерство и его модели в зарубежных странах (опыт и уроки) // Белорусский электронный журнал международного права и международных отношений. - 2003. - № 1. - URL: http://www.beljoumal.evolutio.info (дата обращения: 10.12.2011).

6. Валитов Ш.М., Мальгин В.А. Взаимодействие власти и бизнеса: сущность, новые формы и тенденции, социальная ответственность. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2009. - 130 с.

7. Пайл У. Российские бизнес-ассоциации: кто и зачем в них участвует? // CIPE.ORG: сайт Центра международного сотрудничества и предпринимательства. - URL: http://www.cipe.org/publications/ fs/pdf/071706_russian.pdf (дата обращения 13.11.2011).

8. Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие / Доклад о развитии человека 2009. ПРООН. - М.: Изд-во «Весь мир», 2009. -С. 176-196.

Development of the System of Social Partnership as a Mechanism of Social and Economic Modernization

S.P. Pshenitchny

Kazan (Volga Region) Federal University

The paper deals with the role of the institution of social partnership in modern Russia. The author distinguishes and analyzes economic interests of subjects of social partnership and mechanisms of their coordination. Attention is focused on the functions of system and conditions of establishing social partnership as a mechanism of social and economic modernization.

Key words: social partnership, economic interests, social and economic modernization.

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.