Научная статья на тему 'Роль социального интеллекта в процессе психологической адаптации старшеклассников'

Роль социального интеллекта в процессе психологической адаптации старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
948
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА / СТАРШЕКЛАССНИКИ / СРЕДА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / SOCIAL INTELLIGENCE / STRUCTURE OF INTELLIGENCE / HIGH SCHOOL STUDENTS / ENVIRONMENT / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PERSONAL SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TRAITS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Григорьева Марина Владимировна

В работе представлены результаты эмпирического исследования, доказывающего роль и значение социального интеллекта в адаптационном процессе. Обоснована роль комплексных когнитивных структур личности в процессе приспособления к окружающей среде. Показано, что интеллектуальная активность человека оказывает решающее влияние на саморегулирующие процессы взаимодействия личности и среды, наделяет содержанием и придает направление данным процессам. В качестве методологической основы исследования взята трехмерная модель социального интеллекта Дж. Гилфорда, исходя из которой социальный интеллект это результат применения операции «познание» к содержанию поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Григорьева Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents results of the empirical research showing relevance of the social intelligence in the adaptation process. The author substantiates the role of personal complex cognitive structures in the process of adaptation to the environment. It is shown that human intellectual activity has decisive influence on the self-regulating processes of interaction between a person and environment, it provides content and sets direction to these processes. As a methodological basis of the research the author took Guilford’s three-dimensional model of social intelligence, according to which social intelligence is the result of applying the operation of cognition to the content of behavior.

Текст научной работы на тему «Роль социального интеллекта в процессе психологической адаптации старшеклассников»

УДК 159.9:37.015.3 Григорьева Марина Владимировна

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии и психодиагностики

Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация:

В работе представлены результаты эмпирического исследования, доказывающего роль и значение социального интеллекта в адаптационном процессе. Обоснована роль комплексных когнитивных структур личности в процессе приспособления к окружающей среде. Показано, что интеллектуальная активность человека оказывает решающее влияние на саморегулирующие процессы взаимодействия личности и среды, наделяет содержанием и придает направление данным процессам. В качестве методологической основы исследования взята трехмерная модель социального интеллекта Дж. Гилфорда, исходя из которой социальный интеллект - это результат применения операции «познание» к содержанию поведения.

Ключевые слова:

психологическая адаптация, социальный интеллект, структура интеллекта, старшеклассники, среда, коммуникативная компетентность, социально-психологические свойства личности.

Grigorieva Marina Vladimirovna

D.Phil. in Psychology, Professor, Educational Psychology and Psychodiagnostics Department, Saratov State University

THE ROLE OF SOCIAL INTELLIGENCE IN THE PROCESS OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Summary:

The article presents results of the empirical research showing relevance of the social intelligence in the adaptation process. The author substantiates the role of personal complex cognitive structures in the process of adaptation to the environment. It is shown that human intellectual activity has decisive influence on the self-regulating processes of interaction between a person and environment, it provides content and sets direction to these processes. As a methodological basis of the research the author took Guilford's three-dimensional model of social intelligence, according to which social intelligence is the result of applying the operation of cognition to the content of behavior.

Keywords:

psychological adaptation, social intelligence, structure of intelligence, high school students, environment, communicative competence, personal social and psychological traits.

Интеллектуальная активность человека оказывает решающее влияние на саморегулирующие процессы взаимодействия личности и среды, наделяет содержанием и придает направление данным процессам. Развитый интеллект проявляется в универсальной адаптивности [1]. Исследователи отмечают в первую очередь адаптационное значение интеллекта для человека. Интеллект, как полагал В. Штерн, есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям [2]. Приспособительный акт, по Штерну, - это решение жизненной задачи, принятой субъектом как восстановление равновесия в системе «личность - среда» и осуществленной посредством действия с мысленным («ментальным») эквивалентом объекта, «действия в уме» [3]. Благодаря этому решение некоторой проблемы взаимодействия с миром субъект осуществляет в реальности без пробных действий, достаточно быстро, правильно и одноразово: проба, проверка гипотез осуществляются во «внутреннем плане действия» [4].

Подход, обосновывающий выделение так называемого социального интеллекта, вытекает из трехмерной модели интеллекта Дж. Гилфорда, достаточно подробно описанной в отечественной литературе по психодиагностике [5]. Социальный интеллект в модели Дж. Гилфорда - это результат применения операции «познание» к содержанию поведения. Исходя из этого, социальный интеллект является когнитивным компонентом коммуникативной сферы личности, непосредственно влияющей на успешность взаимодействий индивида с социальной средой.

В современной психологии достаточно сильна традиция изучения составляющих характеристик того или иного явления. В связи с этим в структуре социального интеллекта как части общей адаптационной способности нами выделяются следующие переменные: способность к эмпатии, коммуникативно-вербальная, перцептивно-невербальная, перцептивно-интерактивная компетентности, рефлексия.

Теоретический анализ литературы позволил констатировать недостаточную разработанность проблемы влияния показателей социального интеллекта на результат социально-психоло-

гической адаптации, особенно в аспекте качественной интерпретации взаимосвязи этих двух социально-психологических феноменов. С целью определения роли данных характеристик в адаптационном процессе старшеклассников нами было проведено исследование. В нем приняли участие старшеклассники в возрасте 16-17 лет в количестве 100 человек. Использовались следующие методики: диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, определение уровня перцептивно-невербальной компетентности (Г.Я. Розен), измерение социального интеллекта, диагностика перцептивно-интерактивной компетентности (модифицированный вариант Н.П. Фе-тискина), методика А.В. Карпова, позволяющая диагностировать рефлексию.

Корреляционный анализ результатов исследования позволил нам выявить наличие связи уровня притязаний и перцептивно-невербальной компетентности (r = 0,35 при р < 0,05). Высокому уровню притязаний соответствуют высокие баллы по методике Г.Я. Розена, определяющей степень выраженности умения налаживать отношения и понимать контекст общения. Это может свидетельствовать о влиянии перцептивно-невербальной компетентности на эффективность процесса общения и социально-психологической адаптации. Успех в общении, как и успех в какой-либо другой деятельности, может являться одним из факторов, существенно влияющих на уровень притязаний, его повышение. Это подтверждает факт того, что умение правильно распознавать невербальную компоненту речи сопровождают достаточно высокий уровень притязаний, уверенность в своих силах, постановка трудных целей и настойчивость в их достижении, уверенность в успехе социально-психологической адаптации. Низкий уровень притязаний характерен для испытуемых с более низким уровнем перцептивно-невербальной компетентности, так как неумение понимать контекст общения, негативно отражающееся на результатах процесса коммуникации, не является причиной увеличения уровня притязаний, а наоборот, способно повлиять на его понижение. Соответственно, низкий уровень перцептивно-невербальной компетентности, вероятно, может считаться показателем низкого уровня притязаний и не способствует социально-психологической адаптации.

Обнаружено наличие обратной связи между значением расхождения самооценки и уровня притязаний и уровнем развития эмпатийных способностей (r = -0,36 при р < 0,01). Чем значительнее разница между уровнем притязаний и самооценкой, тем хуже развита эмпатия у респондентов. Стоит упомянуть, что различие между самооценкой и притязаниями мы рассматриваем как степень различия между Я-идеальным и Я-реальным и в то же время как показатель удовлетворенности собой. Предполагаем, что удовлетворенность собой может являться фактором, оказывающим влияние на уровень эмпатии у испытуемых, который, несомненно, является одним из факторов, осуществляющих эффективность общения и успешность построения отношений. Низкому уровню эмпатийных способностей соответствует резкий разрыв между уровнем самооценки и притязаний. Разница между уровнем притязаний и самооценкой меньше при высоких эмпатийных способностях, так как благодаря им возникает меньше трудностей в общении, быстрее достигается взаимопонимание с окружающими и повышается способность к социально-психологической адаптирован-ности. Высокий уровень эмпатии, позволяющий в достаточной мере распознать эмоциональные проявления в поступках других людей, сопровождается небольшим значением расхождения самооценки и уровня притязаний, достаточно высокой удовлетворенностью собой.

Также было подтверждено наличие связей между баллами по шкале S тест-опросника самоотношения В.В. Столина и результатами, полученными с помощью методики диагностики социального интеллекта: композитной оценкой (r = 0,43 при р < 0,01), субтестами «Истории с завершением» (r = 0,32 при р < 0,05), «Группы экспрессии» (r = 0,32 при р < 0,05), «Вербальная экспрессия» (r = 0,5 при р < 0,001). Высокие значения по шкале S, которая подразумевает интегральное позитивное самоотношение, соответствуют высоким баллам по субтестам методики диагностики социального интеллекта. Самоотношение как один из компонентов Я-концепции формируется в процессе восприятия и оценки окружающих людей, сравнения с ними, на основе которого складывается определенное отношение к себе. В связи с этим социальный интеллект, под которым понимается система интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей, можно рассматривать в качестве фактора, тесно связанного с самоотношением. Высокий уровень социального интеллекта сопровождается высокими значениями по шкале S тест-опросника В.В. Столина, яркой выраженностью данного признака, а именно положительным отношением к себе. С уменьшением значений по шкале S понижается и уровень социального интеллекта, следствием чего могут быть трудности в понимании поведения людей, его прогнозировании, что снижает возможности социальной адаптации. Соответственно, для низкого уровня способностей к познанию поведения (плохая ориентация в общепринятых нормах и правилах поведения, плохая невербальная самопрезентация, низкий уровень умений понимать контекст общения) характерны

низкие баллы по шкале Б тест-опросника самоотношения В.В. Столина и отрицательное отношение к себе. Позитивное самоотношение, таким образом, является значимым внутренним положительным фактором социально-психологической адаптации личности.

Корреляционный анализ результатов исследования позволил выявить наличие связи между аутосимпатией и уровнем рефлексии (г = 0,33 при р < 0,05). Чем значительнее величина значений по шкале «Аутосимпатия», соответствующая положительному отношению к собственному Я, тем выше уровень рефлексии, характеризующийся наиболее полным пониманием сущностных особенностей своей личности, стремлением к самоанализу и самонаблюдению. Аутосимпатия, как видно, является основой самопознания через сравнение с другими. Высокому уровню рефлексии, который сопровождает наличие положительных установок в адрес собственного Я и, как правило, адекватная самооценка, соответствуют высокие баллы по данной шкале тест-опросника самоотношения, доверие к себе и одобрение собственного Я. С уменьшением баллов по шкале «Аутосимпатия» уровень рефлексивности уменьшается. Вероятно, наличие данной связи можно объяснить тем, что рефлексия обеспечивает достаточное осознание и оценку своих свойств, качеств, принимаемых решений и анализ своих действий и поступков. Соответственно, рефлексия в зависимости от результатов подобного анализа играет значительную роль в формировании положительного или отрицательного самоотношения. Низкий уровень рефлексии, в свою очередь, предполагает низкие баллы по шкале «Аутосимпатия», что свидетельствует о готовности к самообвинению и видении в себе преимущественно недостатков, а это значительно снижает показатели социально-психологической адаптации по внутренним критериям.

Выявлено, что чем значительнее выражен признак по шкале «Ожидание положительного отношения от других», тем выше уровень социального интеллекта. Можно предположить, что достаточно высокий уровень социального интеллекта, проявляющийся в способности правильно и адекватно воспринимать социальные ситуации, их возможные последствия, способен оказывать влияние на ожидание положительного отношения от других, формирование более реалистичных и положительных представлений о впечатлении, которое производит человек на окружающих. Высокие способности к познанию поведения других людей соответствуют высоким баллам по шкале, отражающей ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих. Низкая выраженность признака по шкале «Ожидание положительного отношения от других» предполагает низкие способности в оценивании состояния и чувств людей по их невербальным проявлениям, чувствительность к невербальной экспрессии.

Было подтверждено наличие связей между самооценкой и показателями перцептивно-интерактивной компетентности, а именно с суммарным баллом (г = 0,44 при р < 0,01) и с показателями по шкалам «Взаимопознание» (г = 0,38 при р < 0,01) и «Взаимопонимание» (г = 0,3 при р < 0,05). С ростом значений самооценки увеличивается уровень коммуникативной интерактивности и баллы по шкалам «Взаимопознание» и «Взаимопонимание». Высокой выраженности способностей к взаимопознанию и взаимопониманию соответствует высокая адекватная самооценка. Достаточно адекватная оценка себя, своих качеств и достижений как элемент Я-концеп-ции, вероятно, играет большую роль в успешности познания и понимания другого. Это подтверждает факт того, что Я-концепция играет важную роль в поведении человека, его взаимодействии с другими людьми и в адаптационном процессе в целом. Низкой же самооценке соответствует низкая степень адекватности оценки личностных особенностей партнеров по взаимодействию, неумение понять точку зрения другого человека. Для испытуемых с низкими способностями к взаимопознанию и взаимопониманию, которые достаточно часто попадают в трудные социальные ситуации, характерна низкая самооценка.

Была обнаружена взаимосвязь между уровнем притязаний и результатами, полученными с помощью методики диагностики перцептивно-интерактивной компетентности: с суммарным баллом (г = 0,32 при р < 0,05) и с данными по шкале «Взаимопознание» (г = 0,3 при р < 0,05). Достаточно высокому уровню притязаний соответствует высокий уровень коммуникативной интерактивности и высокая степень адекватности оценки личностных особенностей партнеров по общению, что, несомненно, оказывает влияние на эффективность взаимодействия и способствует социально-психологической адаптации. Высокая степень адекватности оценки личностных особенностей предполагает наличие у испытуемых высокого уровня притязаний, который характеризуется постановкой трудных целей и настойчивостью в их достижении. Низкий уровень перцептивно-интерактивной компетентности и низкие баллы по шкале «Взаимопознание», характерные для испытуемых, придающих меньшее значение мнению других и отличающихся отсутствием гибкости поведения, сопровождают низкий уровень притязаний как возможный результат неудач в общении с окружающими. Недостаточно высокий уровень притязаний соответствует низкому уровню перцептивно-интерактивной компетентности. При этом индивид в процессе со-

циально-психологической адаптации чувствует некомпетентность в социальных взаимодействиях, его действия негибки в силу неумения вовремя замечать конфликтную или проблемную ситуацию или действовать в этой ситуации. Все это значительно снижает адаптационные способности и возможность достижения социально-психологической адаптированности.

Была выявлена связь между результатами, полученными по шкале «Самопонимание» тест-опросника самоотношения В.В. Столина, и баллами по субтесту «Вербальная экспрессия» методики диагностики социального интеллекта (r = 0,34 при р < 0,05). Это свидетельствует о том, что высокие значения по шкале «Самопонимание» соответствуют высоким способностям к познанию поведения, предполагающим высокую чувствительность к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений. Высокий уровень социального интеллекта предполагает достаточную степень понимания себя. Испытуемым, для которых характерен низкий уровень самопонимания как компонента самоотношения, в целом свойственны сравнительно низкие способности к опознанию смыслов вербальных сообщений в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Недостаточные способности к познанию и пониманию собственного поведения, которые могут стать причиной ошибки в интерпретации слов собеседника, сопровождаются низкой степенью самопонимания.

Таким образом, обобщив результаты, полученные на различных этапах исследования, можно констатировать значительную роль социального интеллекта личности в адаптационном процессе.

Ссылки:

1. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.

2. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. СПб., 1997.

3. Там же.

4. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М., 1983.

5. Анастази А. Психологическое тестирование : в 2 т. / под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского ; пер. с англ. Т. 1. М., 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.