Научная статья на тему 'РОЛЬ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
106
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / LOCAL GOVERNMENTS / SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS / SOCIAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бровченко Наталья Валентиновна

В статье проводится анализ теории и практики развития социально ориентированных некоммерческих организаций, как одного из важных институтов гражданского общества. Рассматриваются современные проблемы деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, связанные, как правило, с отсутствием поддержки со стороны органов местного самоуправления. Автором предлагаются пути решения данных проблем на уровне муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бровченко Наталья Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role socially oriented non-profit organizations in the realization of powers of local self-government bodies

The article analyzes the theory and practice of the development of socially oriented non-profit organizations as one of the important institutions of civil society. Modern problems of activity of socially oriented non-profit organizations connected, as a rule, with lack of support from local governments are considered. The author suggests ways to solve these problems at the level of municipalities.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ БРОВЧЕНКО Наталья Валентиновна,

кандидат юридических наук, старший преподаватель юридического факультета Оренбургского государственного аграрного университета. E-mail: natalya-ureva@mail.ru

Краткая аннотация: В статье проводится анализ теории и практики развития социально ориентированных некоммерческих организаций, как одного из важных институтов гражданского общества. Рассматриваются современные проблемы деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, связанные, как правило, с отсутствием поддержки со стороны органов местного самоуправления. Автором предлагаются пути решения данных проблем на уровне муниципальных образований.

Abstract: The article analyzes the theory and practice of the development of socially oriented non-profit organizations as one of the important institutions of civil society. Modern problems of activity of socially oriented non-profit organizations connected, as a rule, with lack of support from local governments are considered. The author suggests ways to solve these problems at the level of municipalities.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, социально ориентированные некоммерческие организации, социальные проблемы.

Keywords: local governments, socially oriented non-profit organizations, social problems.

Основной задачей, стоящей перед Российской

ги НКО наиболее востребованы населением. СО НКО участвуют в решении многих социальных проблем на местном уровне, которые характерны для различных групп населения. Среди приоритетных проблем, решением которых занимаются некоммерческие организации, следует отметить следующие: проблемы здоровья, социального сиротства, проблемы развития и качества инфраструктуры здравоохранения, образования, материальные проблемы, проблемы незащищенности прав граждан, социальной некомпетентности и социальной реабилитации, проблемы попадания в трудную жизненную ситуацию и другие. СО НКО взаимодействуют с различными социальными группами, которым необходима социальная поддержка: детьми, пожилыми людьми, людьми с ограниченными возможностями здоровья, людьми с алкогольной и наркотической зависимостью, больными СПИДом и ВИЧ-инфицированнными, военнослужащими, бездомными, ветеранами и т.д. Так, в городе Оренбурге на сегодняшний день функционирует 73 СО НКО[3], основными видами деятельности которых являются: предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам (Благотворительный фонд «Офицеры Оренбуржья»); деятельность в области спорта (Оренбургская областная общественная организация «Союз боевых единоборств», Региональная общественная организация «Федерация дзюдо Оренбургской области»); предоставление дошкольного образования (Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Карапузы», Автономная некоммерческая общеобразовательная организация «Академическая школа «Платон») и среднего общего образования (Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Оренбургская епархиальная православная гимназия име-

Федерацией, как социальным государством, является создание благоприятных условий для достойной жизни каждого гражданина страны. Для создания таких условий государство может осуществлять социально ориентированный характер экономики и осуществлять соответствующую бюджетную политику. Местное самоуправление функционирует исходя из конституционных характеристик социальной государственности, в связи с чем, призвано во взаимосвязи с органами государственной власти обеспечивать достойные условия жизни человека. Однако не всегда органы местного самоуправления способны решить все социальные проблемы населения. В современных условиях большое значение приобретает новый вид некоммерческих организаций - социально-ориентированных (далее - СО НКО), деятельность которых направлена на производство общественных благ и осуществляется за счет материальных и нематериальных ресурсов. СО НКО, наряду с малым бизнесом, способны наиболее четко идентифицировать и удовлетворять потребности общества. Однако, в отличие от субъектов малого бизнеса, как коммерческих структур, СО НКО способны более эффективно противодействовать развитию социальных проблем, что, по мнению Фофановой А.Ю., определяет значительную заинтересованность общества и государства в их развитии [1, с. 162].

На сегодняшний день подавляющее большинство

некоммерческих организаций относятся к социально ориентированным. По данным, опубликованным в докладе Общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества за 2018 год, за 2017 год было зарегистрировано 142641 СО НКО (всего НКО в 2017 году зарегистрировано - 223000) [2, с. 62]. Именно социальные услу-

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

ни Святого Праведного Иоанна Кронштадского») и другие.

Следует отметить, что для успешной деятельности СО НКО, необходимо, прежде всего, взаимодействие с ними органов местного самоуправления. В таком случае решение проблем социальной сферы станет по-настоящему действенным. Одним из факторов такого взаимодействия выступает поддержка некоммерческих организаций органами местного самоуправления. Поддержка СО НКО, осуществляющих деятельность на территории муниципальных образований, выступает необходимым инструментом решения задач социально-экономического и культурного развития муниципалитета и местного сообщества в силу особой актуальной и потенциальной роли СО НКО в жизнедеятельности муниципального образования. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] установил, что оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям является одним из вопросов местного значения, который в соответствии со ст. 14, 15, 16 данного закона должны решать органы местного самоуправления городского поселения, муниципального района и городского округа. Полномочия органов местного самоуправления по оказанию поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляются в пределах, установленных ст. 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [5]. Часть 3 ст. 31.1 вышеуказанного закона предусматривает различные формы оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, которые осуществляются как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления. К таким формам относятся: 1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций; 2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах; 3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций; 4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов.

Вышеперечисленные формы поддержки, как правило, предусматриваются в муниципальных программах. Анализ практики оказания муниципальной поддержки орга-

нами местного самоуправления г. Оренбург социально ориентированным некоммерческим организациям показал, что основными формами такой поддержки являются: аренда, безвозмездное пользование, финансовая поддержка, информационная поддержка и консультативная поддержка. Так, в качестве финансовой поддержки деятельности Оренбургского городского и районных Советов общественной организации пенсионеров, инвалидов-ветеранов войн, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов в соответствии муниципальной программой, принятой администрацией г. Оренбурга 10 ноября 2014 г. № 2673-п «Социальная поддержка жителей города Оренбурга» на 20152019 годы»[6] в 2019 г. было запланировано выделение из местного бюджета 13130000 рублей, в предыдущие годы предусмотрена аналогичная сумма. Другие формы поддержки, предусмотренные действующим законодательством, в г. Оренбурге не используются.

Необходимо обратить внимание на то, что в Докладе о состоянии гражданского общества в РФ за 2018 год отмечено, что по России муниципальные программы по поддержке СО НКО приняты только в 23 % муниципальных районов и городских округов. Отсутствие поддержки со стороны органов местного самоуправления значится в числе наиболее сложных проблем и трудностей, с которыми сталкиваются СО НКО в своей работе. К сожалению, на практике не реализуется положение законодательства, согласно которому органы местного самоуправления должны оказывать поддержку СО НКО в приоритетном порядке, что в значительной степени тормозит их развитие.

Немаловажной проблемой развития социально ориентированных некоммерческих организаций является отсутствие ресурсных центров на местном уровне. Из доклада Общественной палаты Оренбургской области за 2017 год известно, что в 2017 году по Оренбургской области ресурсные центры для СО НКО действовали только в городе Оренбурге. Этого явно недостаточно, ведь ресурсные центры могли бы, помимо оказания консультационных услуг, создавать условия для совместных проектов, помогать обмениваться положительным опытом, тиражировать лучшие практики социального служения.

Кроме того, пока СО НКО не в полной мере способствуют повышению социальной активности населения. Об этом говорят результаты исследования, проведенного в г. Оренбурге в 2017 г., согласно которому 34% опрошенных полагают, что деятельность некоммерческих организаций не приносит ни вреда, ни пользы и она не заметна для большинства граждан. Население плохо осведомлено об их деятельности и их функциях. Только 13% опрошенных считают, что основной функцией общественных организаций является

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2019. № 6(174)

поддержка социальных инициатив, поддержка общественных инициатив, защита общественных интересов. Видят пользу от НКО для себя лично 14% опрошенных как от организации, занимающейся благотворительностью. Ничего не знают о деятельности НКО 40% респондентов [7].

Представляется, что для решения проблем, связанных с оказанием поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям органами местного самоуправления можно было бы рекомендовать принятие следующих мер. К числу рекомендуемых мер информационной поддержки СО НКО, которые могут быть предусмотрены в нормативных правовых актах муниципальных образований, в первую очередь, на наш взгляд, необходимо отнести создание Интернет-ресурсов (информационного портала для СО НКО) в целях поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, либо обеспечение размещения информации для СО НКО муниципального образования на региональном информационном портале, объединяющем и представляющем в сети Интернет общественно значимую информацию о реализации государственной (муниципальной) политики в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

С целью оптимизации осведомленности населения о деятельности СО НКО необходимо существенно усиливать информационно-коммуникационную деятельность СО НКО, развивать связи с общественностью, расширять практику реализации специальных проектов, стратегий позиционирования в региональном пространстве, активизировать взаимодействие со средствами массовой информации (далее - СМИ). Органы местного самоуправления могут предоставлять СО НКО возможность публиковать информацию о своих проектах (деятельности), в том числе анонсы мероприятий, приглашения, обращения к целевым груп-

Библиография:

1. Кондратьева Д.А., Фофанова А.Ю. Некоммерческие организации (НКО) и их роль в решении социальных проблем // Международный научный журнал «Символ науки». - 2016. - № 2. - С. 162.

2. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2018 год. - М.: Общественная палата Российской Федерации, 2018. - с. 189.

3. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей муниципальной поддержки муниципального образования «город Оренбург» // Официальный сайт администрации г. Оренбург: www.orenburg.ru (дата обращения 15.04.2019).

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003.- № 40. - Ст. 3822.

5. О некоммерческих организациях. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 145.

6. Об утверждении муниципальной программы «Социальная поддержка жителей города Оренбурга» на 2015-2019 годы. Постановление администрации г. Оренбурга от 10 ноября 2014 г. № 2673-п // www.orenburg.ru (дата обращения 15.04.2019).

7. Доклад о состоянии гражданского общества в Оренбургской области за 2017 год. Оренбург, Общественная палата Оренбургской области, 2018. [Эл. ресурс]. Режим доступа: http: // orenpalata.ru /docs/ED-2017.doc (дата обращения 16.04.2019).

пам, пресс-релизы и другую информацию на информационных ресурсах в сети Интернет местной администрации и СМИ, учредителями (соучредителями) которых являются органы местного самоуправления, либо которые получают субсидии из местного бюджета.

С целью стимулирования развития детальности СО НКО и создания недискриминационных налоговых условий деятельности некоммерческих организаций в сравнении с государственными (муниципальными) учреждениями и коммерческими организациями, СО НКО могут предоставляться налоговые льготы по местным налогам и сборам. На наш взгляд, с учетом финансовых возможностей муниципального образования, для СО НКО, а также лиц, осуществляющих благотворительную деятельность, оправданным был бы отказ от взимания земельного налога либо льготы по уплате земельного налога путем внесения соответствующих изменений в решения, которыми вводится в действие земельный налог на территории муниципального образования.

В целом, можно отметить, что органы местного самоуправления стремятся содействовать развитию СО НКО, привлечь их к решению социальных вопросов на местном уровне. Однако, несмотря на большую роль некоммерческих организаций в решении социально значимых и социально полезных задач граждан, в реализации их деятельности имеются проблемы, осложняющие им доступ к оказанию услуг в сфере социального обслуживания. Наличие проблем в деятельности СО НКО является следствием недостаточно проработанного федеральным законодательством механизма оказания поддержки СО НКО органами местного самоуправления. Как представляется, совершенствование предусмотренных законодательством мер поддержки на местном уровне будет способствовать развитию и оптимизации деятельности СО НКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.