Научная статья на тему 'Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки: вопросы терминологии'

Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки: вопросы терминологии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
846
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ТЕРМИНЫ / TERMS / ДЕФИНИЦИИ / DEFINITIONS / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NONCOMMERCIAL ORGANIZATIONS / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SOCIALLY ORIENTED NONCOMMERCIAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамедов Эльшан Фахраддинович

На основе анализа российского законодательства рассматриваются некоторые вопросы определения таких терминов, как социально ориентированные некоммерческие организации и реестр социально ориентированных некоммерческих организаций получателей поддержки. Особая роль отведена оценке регионального законодательства о некоммерческих организациях. Исследуются проблемы, связанные с несовершенством указанных терминов, возникающие в процессе взаимодействия органов власти и некоммерческих организаций. Отмечено, что решением имеющихся в данной сфере проблем может стать создание единого реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, функции по формированию и ведению которого могут быть возложены на общественные палаты. Предлагаются рекомендации по внесению изменений в федеральный закон «О некоммерческих организациях».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGISTER OF SOCIALLY ORIENTED NONCOMMERCIAL ORGANIZATIONS - BENEFICIARIES: TERMINOLOGICAL ISSUES

Based on the analysis of Russian legislation the article discusses some issues concerning definitions of the following terms: “socially oriented noncommercial organizations” and “register of socially oriented noncommercial organizations beneficiaries”. Specific role is given to the evaluation of regional laws on noncommercial organizations. The problems associated with the imperfection of the specified terms arising under the interaction between the authorities and noncommercial organizations are studied. The author emphasizes that creation of a single register of socially oriented noncommercial organizations can solve these problems. The Public Chambers can be authorized to compile and keep up the register. It is proposed to introduce some changes in the Federal law “On noncommercial organizations”.

Текст научной работы на тему «Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки: вопросы терминологии»

УДК 34

РЕЕСТР СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ - ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ПОДДЕРЖКИ: ВОПРОСЫ ТЕРМИНОЛОГИИ

© Э.Ф. Мамедов1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

На основе анализа российского законодательства рассматриваются некоторые вопросы определения таких терминов, как социально ориентированные некоммерческие организации и реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки. Особая роль отведена оценке регионального законодательства о некоммерческих организациях. Исследуются проблемы, связанные с несовершенством указанных терминов, возникающие в процессе взаимодействия органов власти и некоммерческих организаций. Отмечено, что решением имеющихся в данной сфере проблем может стать создание единого реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, функции по формированию и ведению которого могут быть возложены на общественные палаты. Предлагаются рекомендации по внесению изменений в федеральный закон «О некоммерческих организациях».

Ключевые слова: законодательство; термины; дефиниции; гражданское общество; некоммерческие организации; социально ориентированные некоммерческие организации.

REGISTER OF SOCIALLY ORIENTED NONCOMMERCIAL ORGANIZATIONS - BENEFICIARIES: TERMINOLOGICAL ISSUES E.F. Mamedov

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Based on the analysis of Russian legislation the article discusses some issues concerning definitions of the following terms: "socially oriented noncommercial organizations" and "register of socially oriented noncommercial organizations -beneficiaries". Specific role is given to the evaluation of regional laws on noncommercial organizations. The problems associated with the imperfection of the specified terms arising under the interaction between the authorities and noncommercial organizations are studied. The author emphasizes that creation of a single register of socially oriented noncommercial organizations can solve these problems. The Public Chambers can be authorized to compile and keep up the register. It is proposed to introduce some changes in the Federal law "On noncommercial organizations". Keywords: legislation; terms; definitions; civil society; noncommercial organizations; socially oriented noncommercial organizations.

Одними из наиболее значимых показателей развития любой страны, в том числе и России, являются соблюдение гражданских прав и уровень благосостояния граждан. Для улучшения указанных показателей российским государством в настоящее время предпринимаются определенные попытки осуществления экономической, политической и правовой модернизации. Успех данных попыток тесно связан с активной позицией граждан в управлении обществом, построением диалога «на равных» между государством и реально действующими институтами гражданского общества. В этой связи необходимо отметить, что наиболее объемным и разнообразным по представительству институтом гражданского общества является некоммерческий сектор или некоммерческие организации (НКО).

Основным законом, осуществляющим правовое регулирование сектора НКО, является Федеральный закон РФ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [1] (далее - Федеральный за-

кон). Принятие данного закона послужило становлению комплексного регулирования правового статуса НКО. Однако существует мнение, что активизация некоммерческого сектора должна осуществляться в направлениях совершенствования законодательства об НКО. Так, на конференции «Российское некоммерческое законодательство и международная практика», прошедшей в Москве в конце апреля 2009 г., были выделены направления, касающиеся непосредственно российского законодательства об НКО. Было отмечено, что «необходимо упростить язык законодательства, удалить внутренние противоречия, унифицировать терминологию и устранить неточности там, где есть возможность произвольного толкования норм» [2]. Некоторые авторы также отмечают, что «отечественное законодательство об НКО находится в постоянном развитии, главным направлением которого выступают совершенствование юридической техники и заполнение пробелов правового регулирования» [3]. Несмотря на то что данные утверждения были сдела-

1Мамедов Эльшан Фахраддинович, специалист по учебно-методической работе кафедры государственно-правовых дисциплин, тел.: 89500805932, e-mail: vetenim@rambler.ru

Mamedov Elshan, Specialist on Teaching and Studies of the Department of State-Legal Disciplines, tel.: 89500805932, e-mail: vetenim@rambler.ru

ны несколько лет назад, они остаются актуальными и по сей день. Продемонстрируем вышесказанное на наглядном примере.

Согласно Федеральному закону некоммерческой организацией является «организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками» (ст. 2). Данное понятие остается неизменным с 1996 г. Однако современные изменения, происходящие в России, потребовали определенных реформ в области социальной политики в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики. В этой связи в 2010 г. Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» [4] введено понятие социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО), под которыми признаются «некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона» (ст. 2.1). К подобным видам деятельности относятся:

- социальная поддержка и защита граждан;

- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

- охрана окружающей среды и защита животных;

- охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

- оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

- профилактика социально опасных форм поведения граждан;

- благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

- деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаган-

ды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

- развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

- деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

- проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

- участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

- социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

- мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ.

Следует также отметить, что для признания НКО социально ориентированной федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов муниципальных образований предусматривается возможность установления иных видов деятельности, направленных на решение социальных проблем, развитие гражданского общества. Так, в соответствии со ст. 7 Закона Иркутской области от 8 апреля 2011 г. № 37-О3 «Об областной государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций» [5] (далее - Закон Иркутской области) к подобным видам деятельности относится:

- укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактика экстремизма и ксенофобии;

- организация и осуществление деятельности территориального общественного самоуправления;

- участие в охране общественного порядка и оказание содействия органам, уполномоченным осуществлять охрану общественного порядка;

- участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (в случае осуществления указанного вида деятельности общественными объединениями пожарной охраны, созданными в соответствии с федеральным законодательством);

- участие в обучении населения навыкам безопасного поведения и спасания людей на водных объектах, организация и обеспечение функционирования общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения на водоемах.

Таким образом, можно предположить, что для

признания той или иной НКО социально ориентированной необходимо принятие соответствующего регионального или муниципального нормативного правового акта.

На первый взгляд представляется, что, исходя из общих целей НКО, каждая из них может признаваться социально ориентированной. Однако анализ законодательства позволяет отметить следующее. Дело в том, что статус «социально ориентированные» предполагает получение НКО определенных льгот, а в некоторых случаях прямой поддержки со стороны органов власти. В соответствии с Федеральным законом поддержка СО НКО может осуществляться в форме: финансовой, имущественной, информационной, консультационной и иных видов поддержки. Здесь необходимо отметить, что согласно нормам действующего законодательства полномочия по оказанию государственной поддержки СО НКО имеют совместный характер. Иными словами, законодательством предусматривается возможность учета региональных и муниципальных программ поддержки СО НКО.

Для предотвращения возможных злоупотреблений при распределении бюджетных средств, например при оказании финансовой поддержки, законодатель наделил органы власти полномочиями по формированию и ведению федеральных, государственных и муниципальных реестров СО НКО, получивших тот или иной вид поддержки. Наличие подобных реестров следует рассматривать как средство контроля над использованием предоставленных субсидий СО НКО для осуществления ими деятельности в рамках реализации целевых программ. В свою очередь, при отсутствии законодательного определения указанных реестров их создание и ведение сопровождается наличием определенных проблем.

Несмотря на то что в ст. 31.2 Федерального закона речь идет именно о получателях поддержки, на практике все же возникают ситуации, когда представители различных НКО высказывают органам власти свое недовольство по поводу отсутствия их организаций в таких реестрах, в то время как они осуществляют деятельность, предусмотренную указанной статьей. Представляется, что в связи с отсутствием в Федеральном законе законодательной дефиниции реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, подобные недовольства вполне оправданы.

В отличие от федерального законодателя по вопросу определения понятия реестра социально ориентированных некоммерческих организаций в региональном законодательстве некоторых субъектов РФ сложилась положительная практика. Так, в Законе Ярославской области от 6 декабря 2012 г. № 56-з «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ярославской области» [6] содержится определение государственного реестра социально ориентированных некоммерческих организаций Ярославской области, под которым понимается «сводный перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших

государственную поддержку в соответствии с настоящим Законом» (ст. 2). В Законе Орловской области от 1 декабря 2011 г. № 1ЗО6-ОЗ «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Орловской области» [7] реестр социально ориентированных некоммерческих организаций Орловской области определяется как «перечень социально ориентированных некоммерческих организаций области, получающих поддержку со стороны органов исполнительной государственной власти области для реализации социально ориентированных проектов и программ на территории области» (ст. 2). В Законе Иркутской области под областным государственным реестром социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей областной государственной поддержки, понимается «учетный документ, содержащий список социально ориентированных некоммерческих организаций, действующих на территории области и получающих областную государственную поддержку в соответствии с настоящим Законом, и сведения о них» (ст. 2). Следует обратить внимание на то, что в первых двух примерах в определяемых понятиях отсутствует ключевая формулировка «получателей поддержки», однако в самих дефинициях она содержится.

Таким образом, единственным основанием для включения в подобные реестры является получение того или иного вида поддержки со стороны органов власти, а не сам факт осуществления организацией социально ориентированной деятельности в соответствии с учредительными документами. Однако необходимо отметить, что если та или иная НКО не получала поддержки от органов власти и ее нет в реестре, это не означает, что она не является социально ориентированной и не может получать поддержку в дальнейшем.

Еще одной проблемой, возникшей в связи с появлением в законодательстве об НКО нормы о ведении и формировании реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, является то, что орган, ответственный за его формирование и ведение, законодательно не определен.

В Иркутской области относительно формирования и ведения указанных реестров сложилась неоднозначная ситуация. Согласно ст. 8 Закона Иркутской области областной реестр ведется уполномоченным Правительством Иркутской области исполнительным органом государственной власти области в соответствии с федеральным законодательством. Этой же статьей предусмотрено, что органы государственной власти области, иные государственные органы области ежегодно направляют информацию об НКО, которым предоставлена областная государственная поддержка, уполномоченному органу в установленном им порядке. В данном случае совершенно неясно, о каком именно исполнительном органе государственной власти идет речь. В свою очередь на официальном портале Иркутской области размещен реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, ответственным за формирование которого является

Управление губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям.

Следует отметить, что наряду с Законом Иркутской области на территории муниципальных образований региона действуют муниципальные правовые акты, регламентирующие порядок формирования и ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки. К таким документам, например, относятся: Решение Думы Ангарского муниципального образования от 29 марта 2013 г. № 328-50рД «Об утверждении Положения об оказании имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории Ангарского муниципального образования» [8], Постановление администрации города Шелехова от 24 октября 2011 № 469па «Об утверждении порядка ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки в городе Шелехове» [9] и др.

Необходимо обратить внимание на то, что в некоторых регионах России на официальных порталах размещается информация о единых реестрах социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки. Подобная практика сложилась в Алтайском крае. Так, на официальном сайте Алтайского края размещен краевой реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей государственной поддержки, в котором содержится информация о краевых, региональных, межрегиональных и городских НКО, получивших тот или иной вид поддержки [10].

Таким образом, решением рассмотренных выше проблем может стать, во-первых, создание единого (федерального, регионального) реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, функции по формированию и ведению которого могут быть возложены, например, на Общественную палату Российской Федерации, а также на региональные общественные палаты. В данном случае речь идет не о получателях поддержки, а об НКО, осуществляющих социально ориентированную деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Подтверждением же статуса может быть размещение ежегодного публичного отчета о деятельности НКО. Во-вторых, необходимо формирование единого реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки. Представляется, что подобный реестр должен быть размещен в сети Интернет на официальных порталах субъектов Российской Федерации. Создание указанного реестра будет способствовать систематизации данных, полу-

ченных от органов власти регионального и муниципального уровней, относительно оказанной ими поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.

Для устранения рассмотренных законодательных пробелов в части разграничения понятий некоммерческие организации, социально ориентированные некоммерческие организации, а также определения понятия реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки необходимо внести следующие изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»:

- п. 2.1 ст. 2 изложить в следующей редакции: «Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона, и получающие государственную поддержку в формах и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления»;

- п. 1 ст. 31.2 изложить в следующей редакции: «Под реестром социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки в настоящем Федеральном законе понимается перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших поддержку со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для реализации социально ориентированных проектов и программ».

Внесение указанных изменений, на наш взгляд, будет способствовать повышению правового регулирования, осуществляемого Федеральным законом «О некоммерческих организациях», законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, регулирующими отношения, направленные на оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.

Статья поступила 25.12.2015 г.

Библиографический список

1. О некоммерческих организациях: федер. закон от права. 2010. № 3.

12.01.1996 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

2. «Законодательство об НКО» // Информационный бюллетень. 2009. № 10.

3. Карпун К.М. Современный этап развития некоммерческих организаций в РФ: федеральное законодательство и практика функционирования // Актуальные проблемы российского

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: фе-дер. закон от 5.04.2010 г. № 40-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 15. Ст. 1736.

5. Об областной государственной поддержке социально

ориентированных некоммерческих организаций: закон Иркутской области от 8.04.2011 г. № 37-ОЗ // Ведомости ЗС Иркутской области. 2011. № 32. Т. 1.

6. О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ярославской области: закон Ярославской области от 6.12.2012 г. № 56-з // Документ-Регион. 2012. 11 декабря.

7. О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Орловской области: закон Орловской области от 1.12.2011 г. № 1306-ОЗ // Орловская правда. 2011. 3 декабря.

8. Об утверждении Положения об оказании имущественной

поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории Ангарского муниципального образования: решение Думы Ангарского МО от 29.03.2013 г. № 328-50-рД // Ангарские ведомости. 2013. № 19.

9. Об утверждении порядка ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки в городе Шелехове: постановление администрации города Шелехова от 24.10.2011 г. № 469па // Шеле-ховский вестник. 2011. № 42.

10. Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс]. URL: http://www.altairegion22.ru/gov/administra-tion/isp/request/nko/ (24 февр. 2015).

УДК 316

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ © М.А. Михайлова1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Раскрыто содержание понятия социокультурная активность как термин производный от философско-социальных понятий активность и социальная активность. Дана обобщенная характеристика социокультурной активности личности. Особое внимание уделено сущности и специфике социально-культурной активности пожилых людей. В статье также затронута проблема развития социально-культурной активности пожилого человека на современном этапе развития общества. Данная проблема недостаточно изучена и требует дальнейших исследований.

Ключевые слова: активность; социальная активность; социокультурная активность; структура и функции социокультурной активности; сущность и специфика социокультурной активности; пожилые люди.

NATURE AND SPECIFICS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY OF ELDERLY PEOPLE M.A. Mikhailova

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article reveals the content of the concept of "socio-cultural activity" as a term derived from philosophical and social concepts of "activity" and "social activity". It gives a generalized description of the social an d cultural activity of a person. Particular attention is paid to the nature and specifics of socio-cultural activity of elderly people. The article also treats the problem of old people socio-cultural activity stimulation at the present stage of society development. This problem is poorly understood and requires further research.

Keywords: activity; social activity; socio-cultural activity; structure and functions of socio-cultural activity; nature and specifics of socio-cultural activity.

Понятие социально-культурной активности личности, её сущность и специфика находят отражение в трудах таких исследователей, как Е.А. Ануфриев [5], Г.С. Головлёва [8], Ж.В. Хозина [21], В.Д. Шапиро [24], Н.В. Шарковская [25-28], Е.В. Щанина [29] и др. Анализ этих и других работ позволяет считать данный вопрос актуальным, требующим дальнейшего изучения и систематизации научных знаний в данной области.

Трактовка понятия социокультурная активность осуществляется в науке через последовательное рассмотрение терминов активность и социальная активность .

Во многих справочных изданиях активность описана как общая категория, особое свойство всех живых систем, их специфическая характеристика и показатель уровня деятельности. Общая активность определяется интенсивностью и объёмом взаимодействия

человека со средой [15, 16, 18, 19]. Активность личности характеризуется как значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели. То есть активность понимается и как деятельность, и как качество личности, выражающее степень интенсивности её деятельности [1].

Выделяют две подсистемы активности:

1) внутреннюю, связанную с основными типологическими свойствами, с качествами личности (направленность, целеустремлённость);

2) внешнюю, которая характеризует динамику поведения личности, интенсивность ее деятельности и является своеобразной энергетической мерой [2].

Социальная активность исследуется Е.М. Канда-линой [10] как устойчивое свойство личности и совокупность социально значимых действий, направленных на интенсивное, осознанное взаимодействие человека с социальной средой, осуществляющееся в

1Михайлова Мария Александровна, аспирант, тел.: 89041177883, e-mail: Mary-kriss@yandex.ru Mikhailova Maria, Postgraduate, tel.: 89041177883, e-mail: Mary-kriss@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.