Научная статья на тему 'РОЛЬ СНГ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ МОЛДО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ'

РОЛЬ СНГ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ МОЛДО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
73
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / СНГ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ткач Анатолий Викторович

Данная статья посвящена анализу роли СНГ в процессе формирования и укрепления политико-правовых основ и нормативно-правовому регулированию двусторонних отношений Республики Молдова и Российской Федерации на протяжении всего периода взаимоотношений в качестве независимых государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ткач Анатолий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СНГ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ МОЛДО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

 РОЛЬ СНГ В ПРОЦЕССЕ

ФОРМИРОВАНИЯ

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ

ВЕСТНИК НАУКИ ОСНОВЫ МОЛДО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ

И ТВОРЧЕСТВА

Ткач Анатолий Викторович, Молдавский государственный университет, г. Кишинёв

E-mail: Tcaci_anatoli@mail. ru

Аннотация. Данная статья посвящена анализу роли СНГ в процессе формирования и укрепления политико-правовых основ и нормативно-правовому • регулированию двусторонних отношений Республики Молдова и Российской Федерации на протяжении всего периода взаимоотношений в качестве независимых государств.

Ключевые слова: политико-правовая основа, двусторонние отношения, сотрудничество, Республика Молдова, Российская Федерация, СНГ.

Провозглашение независимости Республики Молдова в августе 1991 года открыло новые возможности в качестве независимого участника международных отношений, в тоже время перед государством возникли новые задачи, в частности, выстраивание двусторонних отношений с Российской Федерацией и формирование политико-правовой основы.

Политическая обстановка в Республике Молдова предшествовавшая Приднестровскому конфликту и сами события 1992 года отразились на политическом характере двусторонних отношений и развитии договорно-правовой базы. В результате, руководство Республики Молдова в отношениях с Российской Федерацией в значительной степени сфокусировалось на экономическом и политическом прагматизме. Реализации данного курса способствовало членство Республики Молдова в Содружестве Независимых Государств, в рамках которого Молдова, с одной стороны, развивала двусторонние отношения с другими государствами-участниками СНГ, но в тоже время активно укрепляла двусторонние отношения и договорно-правовую базу с Россией.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

С момента вступления Республики Молдова в СНГ в декабре 1991 года, её участие ограничивалось экономическим сотрудничеством, исключая сотрудничество в военно-политической сфере, по причине несоответствия принципам суверенитета и независимости Республики Молдова. Экономическая интеграция в Содружество стала приоритетным направлением сотрудничества, основанным на торгово-экономических интересах Молдовы с государствами постсоветского пространства, в первую очередь с Россией, взаимоотношения с которой являлись приоритетными в рамках СНГ [5].

Выбор в качестве приоритетных направлений внешней политики, сотрудничество с Российской Федерацией в частности и странами СНГ в целом, нашёл своё отражение в Концепции внешней политики Республики Молдова 1995 года. В соответствии с частью первой Концепции для Республики Молдова «очень важными являются развитие и углубление отношений с Российской Федерацией и другими странами СНГ». Среди основных направлений внешней политики Республики Молдова в четвёртой части Концепции, прежде всего, отмечены отношения со странами СНГ, а также «учитывая особенности исторического развития и геополитическое положение Республики Молдова, • приоритетными для неё являются двусторонние отношения с Российской Федерацией». В четвёртой части Концепции также зафиксировано, что «политическая стабильность и успех политических и экономических реформ в Республике Молдова в большей степени будут зависеть от характера этих отношений» [4].

Выбранный Республикой Молдова внешнеполитический курс оправдал себя, и участие в Содружестве стало продуктивной платформой для развития двусторонних отношений и укрепления политико-правовой основы молдо-российских отношений. В период с момента провозглашения независимости Молдовы и установления дипломатических отношений с Россией в апреле 1992 года по 2001 год, когда был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Российской Федерацией, политико-правовая база значительно расширилась благодаря усилиям, предпринятыми сторонами в рамках СНГ

Согласно реестру, подписанных международных документов о межрегиональном и приграничном сотрудничестве государств - участников СНГ, на уровне правительств Республики Молдова и Российской Федерации за отмеченный выше период было подписано 9 соглашений в следующих сферах: экономического сотрудничества, свободной торговли, производственной кооперации, налоговой, трудовой деятельности, социальной защиты, безвизовых поездок и пограничных вопросов. На межведомственном уровне за аналогичный период было подписано 5 соглашений и протоколов в сферах: здравоохранения,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

сельского хозяйства, таможенного и пограничного контроля. Правительство Республики Молдова за этот же период подписало 22 соглашения с регионами Российской Федерации, касающиеся торгово-экономического, социально-культурного, научно-технического и правового сотрудничества, а также было заключено 7 соглашений в аналогичных сферах сотрудничества между регионами Республики Молдова и регионами Российской Федерации [3].

На момент подписания базового двустороннего договора в 2001 году, политико-правовая основа двусторонних отношений в наиболее важных сферах сотрудничества насчитывала 43 двусторонних документа, подписанных благодаря усилиям сторон в рамках СНГ. В условиях ограниченного формата сотрудничества Республики Молдова в рамках СНГ, исключающего военно-политические форматы кооперации, параллельно развивалась политико-правовая база молдо-российских отношений вне рамок Содружества. За первые 10 лет в рамках двусторонних отношений на межправительственном и межведомственном уровнях было заключено 92 соглашения, включающих: сотрудничество оборонного и военно-технического характера, энергетическое сотрудничество, денежно-кредитные взаимоотношения, транспортное • сообщение, а также интенсивное развитие социально-культурной и гуманитарной кооперации [1].

После подписания Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Российской Федерацией, условно, начался новый этап двусторонних отношений, основывающийся на Договоре и также на многочисленных действующих соглашениях в областях сотрудничества, представляющих интерес для обеих сторон. Не смотря на нестабильный характер двусторонних отношений после 2003 года, сотрудничество Молдовы и России в рамках СНГ продолжалось, расширяя двустороннюю нормативно-правовую базу.

В период с 2001 по 2017 годы, согласно реестру, подписанных международных документов о межрегиональном сотрудничестве государств -участников СНГ, на межправительственном уровне между Республикой Молдова и Российской Федерацией было заключено 5 соглашений и 3 протокола. Среди подписанных документов стоит отметить важное для Молдовы на тот период, Соглашение о поставках российского природного газа в Республику Молдова и его транзите по территории Республики Молдова от 29 ноября 2001 года. В гуманитарной сфере важными шагами стали: подписание Соглашения о взаимном признании документов об образовании от 3 марта 2003 года, а также Протокол к Соглашению от 30 ноября 2000 года о взаимных безвизовых поездках граждан Республики Молдова и граждан Российской Федерации от 7 марта 2006 года. На межведомственном уровне с 2001 по 2017 годы было

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

подписано 6 документов, затрагивающих сотрудничество: между пограничными службами, по вопросам миграции, в области просвещения и на межрегиональном уровне. За аналогичный период Правительство Республики Молдова заключило 6 соглашений с рядом регионов Российской Федерации, затрагивающих торгово-экономическую, научно-техническую, гуманитарную и культурную области сотрудничества. В этот же период было подписано 7 соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между регионом Республики Молдова (автономным территориальным образованием Гагаузия) и семью регионами Российской Федерации [3].

В рамках СНГ, в период с 2001 по 2017 политико-правовая база молдо-российских отношений пополнилась 27 соглашениями и протоколами, подписанными на разных уровнях и в разных областях сотрудничества. За аналогичный период политико-правовая база молдо-российских отношений пополнилась 42 двусторонними документами, заключенными вне рамок СНГ.

Кризис в двусторонних отношениях, начавшийся в 2003 году и реконфигурация внешнеполитического вектора Республики Молдова в пользу • углубленного сотрудничества с Европейским Союзом и ухудшение отношений с традиционным стратегическим партнёром сохранил внешнеполитический прагматизм молдавского руководства. В целях укрепления сотрудничества со странами СНГ и Российской Федерацией в частности, 18 октября 2011 года Республика Молдова подписала Договор о зоне свободной торговли СНГ.

В условиях проводимого Молдовой комплексного внешнеполитического курса на европейскую интеграцию сотрудничество Республики Молдова в рамках СНГ является приоритетным аспектом реализации торгово-экономическим интересов. После подписания Договора о зоне свободной торговли СНГ, Начальник Главного управления торговой политики Министерства экономики Республики Молдова Инга Ионесий подчеркнула, что «документ не противоречит внутренней и внешней политики Республики Молдова и процессу европейской интеграции» [2].

Заключение

За прошедшие 27 лет взаимодействия в качестве независимых государств, между Молдовой и Россией была заложена внушительная политико-правовая база, на основе которой осуществляется эффективное взаимодействие во всех сферах двустороннего сотрудничества. Данный отрезок времени можно условно разделись на два периода.

Для первого периода характерными процессами стали: выстраивание дипломатических отношений и формирование политико-правовых основ сотрудничества в качестве независимых государств с учётом общего

«

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

исторического прошлого; активное участие Республики Молдова в СНГ, позволившее укрепить договорно-правовую основу молдо-российских отношений, и способствовало экономической интеграции Молдовы на пространстве СНГ.

Второй период развития политико-правовой базы двусторонних отношений начинается с 2003 года. Отправной точкой, повлиявшей на динамику сотрудничества, стали: срыв подписания «Меморандума Козака» и активизация сотрудничества Республики Молдова с Европейским Союзом, предусматривающая реконфигурацию внешнеполитического вектора. Внешнеполитический «разворот» Республики Молдовы был оправдан с точки зрения стремления интегрироваться в европейское сообщество с целью реализации национальных интересов. В тоже время, внешнеполитическая реконфигурация не соответствовала декларируемым принципам гибкой, взвешенной внешней политики Молдовы и стратегическому партнёрству с Россией и негативно отразилась на двусторонних отношениях.

Подписав в 2011 году Договор о зоне свободной торговли СНГ и в 2014 году Соглашение об ассоциации с ЕС, Республика Молдова стала фактическим • участником двух интеграционных объединений. Данный формат сотрудничества предоставил Молдове уникальные перспективы реализации своих политических и экономических интересов, при условии проведения предсказуемой внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, соблюдении заключенных договоров и принятых обязательств.

Литература:

1. Ministerul Afacerilor Externe si Integrarii Europene al Republicii Moldova [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.mfa.gov.md/img/ docs/Lista-Tratate-Bilaterale_24_11_15.pdf

2. Интернет портал СНГ. Для Молдовы вступил в силу Договор о свободной торговле с пятью странами СНГ [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.e-cis.info/news.php?id=5001

3. Интернет портал СНГ. Реестр подписанных международных документов о межрегиональном и приграничном сотрудничестве государств - участников СНГ [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.e-cis.info/ page.php?id=19901

4. Постановление Парламента Республики Молдова от 08.02.1995 Nr. 368-XIII «Об утверждении Концепции внешней политики Республики Молдова» // Monitorul Oficial al Republicii Moldova Nr. 020.

5. Турко Т. Молдо-российские отношения в контексте добрососедства // Moldoscopie: (probleme de analiza politica) - 2012. - № 2 (LVII). С. 183-202

»

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.