Для цитирования: Умарова Н.А., Еремина И.С. Роль СМИ в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в Республике Крым (на примере телеканала «Миллет» и радио «Ватан Седасы») // Океанский менеджмент. 2021. № 3(12). С.51-54.
Умарова Н.А.
Научный руководитель: Ерёмина И.С.
РОЛЬ СМИ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕКАНАЛА «МИЛЛЕТ» И РАДИО «ВАТАН СЕДАСЫ»)
Аннотация. В статье рассматривается реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина в Республике Крым, посредством телеканала «Миллет» и радио «Ватан Седасы». В частности, затрагиваются аспекты восстановления права депортированного народа, который проживает на территории Республики Крым: сохранение языка, культуры, посредством создания первого на территории России крымско -татарского телеканала.
Ключевые слова: Конституция Республики Крым, права и свободы человека и гражданина, средства массовой информации, культурные права человека.
THE ROLE OF THE MEDIA IN THE IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN IN THE REPUBLIC OF CRIMEA (ON THE EXAMPLE OF THE MILLET TV CHANNEL AND
THE VATAN SEDASY RADIO)
Annotation. The article discusses the implementation of the constitutional rights and freedoms of man and citizen in the Republic of Crimea, through the Millet TV channel and the Vatan Sedasy radio. In particular, aspects of the restoration of the right-deported people who live in the Republic of Crimea are touched on: preserving the language and culture by creating the first Crimean Tatar television channel in Russia.
Key words: Constitution of the Republic of Crimea, human and civil rights and freedoms, mass media, cultural human rights.
Основной гарантией реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в Республике Крым, прежде всего является максимально полное информирование граждан о всех наиболее значимых процессах и явлениях, происходящих в регионе, о позиции и действиях властей, их усилиях, направленных на решение волнующих граждан вопросов и проблем. Способствование интеграции общества путем его всестороннего информирования предполагает представление точек зрения различных общественных групп и сил.
Особое место среди гарантий прав и свобод человека и гражданина занимают гарантии юридические, которые «охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина» [8, C. 147].
Гарантии личных прав человека - наиболее широко определенные Конституцией Российской Федерации. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства.
Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст. 44) -государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности [1].
Согласно Конституции? гражданин Российской Федерации вправе высказывать свои мысли и отстаивать убеждения не опасаясь притеснений со стороны государственных органов.
Этот принцип лежит в основе взаимодействия индивида с социумом, что совершенно необходимо для нормального функционирования общества. А в условиях цензуры, при наличии навязчивой идеологии это невозможно, также как и невозможны свобода творчества, выбора, прессы.
Но даже в демократическом обществе, свобода слова не безгранична. Свобода не подразумевает бесконтрольность и безответственность и регулируется рядом правовых норм [9, C. 15].
Право гражданина на информацию регулирует п.4 ст. 29 Конституции: «Каждый
имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом [1]. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Наилучшим средством реализации этого права являются средства массовой информации. Каждый гражданин вправе получать через СМИ правдивые сведения о деятельности властных структур, общественных организаций и должностных лиц, общественных организаций и должностных лиц. СМИ в свою очередь получают эти сведения по запросу в указанные органы или с помощью проведения пресс-конференций, а также другие способов [1]. Об этом говориться в законе «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Согласно ему, доступ к государственной информации осуществляется гражданами свободно, без основания своих требований.
Одним из важнейших аспектов в создании крымскотатарского телеканала явилось сохранение культуры и языка крымскотатарского народа, который подвергся депортации в 20 веке [5].
В настоящее время значимой мерой в области реабилитации крымских татар стало придание крымскотатарскому языку статуса государственного в Республике Крым. Так, В. В. Путин 18 марта 2014 г., выступая в Кремле перед депутатами Государственной думы, членами Совета Федерации, руководителями регионов России и Республики Крым, предложил сделать государственными в Республике Крым три языка: русский, украинский и крымско-татарский
АНО «Общественная крымско-татарская телерадиокомпания» (АНО «ОКТРК») была создана распоряжением Совета министров Республики Крым от 09.06.2015 № 507-р в рамках указа Президента Российской Федерации о реабилитации крымскотатарского, армянского, немецкого, греческого и других народов Республики Крым, при поддержке Главы Республики Крым [6]. В состав компании входят два медиа-ресурса: телеканал «Миллет» и радио «Ватан Седасы».
1 сентября 2015 года в Республике Крым начал работу первый на территории России крымскотатарский телеканал «Миллет», что в переводе означает «Нация».
Телерадиокомпания освещает общественно-политическую, экономическую и культурную жизнь Республики Крым, оперативно информирует о событиях на полуострове и за его пределами, на двух государственных языках: русском и крымскотатарском. Деятельность АНО «ОКТРК» способствует межнациональному, межконфессиональному согласию и стабильности на полуострове, а также направлена на успешную интеграцию Республики Крым во все сферы жизни страны [7].
Проекты телерадиокомпании направлены на сохранение и развитие национальной, культурной, языковой самобытности не только крымскотатарского народа, но и всех крымчан, на развитие крымскотатарского языка, изучение и культивирование обычаев, праздников, национальных ремесел, а также иных форм национального творчества.
Миллет в рамках своей деятельности поддерживает инициативы, направленные на интеллектуальное, духовное и физическое развитие молодежи. Способствует продвижению и поддерживает спортивные секции, кружки досуга и развития детей и молодежи, культурно-массовые мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, образования и духовного развития. Опираясь на исторический опыт прошлого поколения, телерадиокомпания особое внимание уделяет системе религиозного (в рамках популяризации традиционных ценностей ислама) и национального воспитания, а также освещает деятельность по реализации целевых федеральных, региональных и иных программ, которые направлены на развитие граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Крым. Одной из главных задач телерадиокомпании является освещение событий и проблем, происходящих в Республике Крым, а также возможный способ решения вопросов по всему спектру общественной жизни Республики Крым. Редакции организации активно работают с жителями Республики Крым для достижения уставных целей и решения поставленных задач.
Телерадиокомпания проделала большую работу по информированию граждан о Едином дне голосования. Каждый день через социальную рекламу на радио и ТВ, а также в выпусках новостей телеканал информировал граждан об их избирательном праве, о
нововведениях в избирательном процессе. Единому дню голосования также были посвящены несколько выпусков наших проектов «Повестка дня», «Крымский консенсус» и «Миллет ве заман». В проектах принимали участи чиновники, общественные деятели и ветераны национального движения крымских татар. Спикеры говорили о важности участия в общественно-политической жизни республики и страны. Таким образом, телерадиокомпании удалось повлиять на гражданскую активность в этом вопросе вызвав повышенный интерес к избирательному процессу, в частности в крымскотатарской среде.
Интеграция крымских татар в российское правовое поле на стадии завершения, и важную роль в этом процессе сыграла телерадиокомпания, став ретранслятором позитивных изменений в Республике Крым
В период избирательной компании кандидатам в соответствии с российским законодательством было предоставлено эфирное время для проведения агитации. На телеканале «Миллет», а также на «Радио Ватан седасы» проходили дебаты между представителями зарегистрированных политических сил и демонстрировалась агитационная реклама.
Ко Дню Воссоединения Крыма с Россией и ко Дню реабилитации депортированных народов Республики Крым были подготовлены специальные репортажи «Крым. Перезагрузка» о масштабных изменениях в регионе за 5 лет во всех сферах деятельности - от межнациональных отношений до развития сельского хозяйства в республике.
В настоящее время необходимо как можно полно освещать вопросы защиты прав личности в средствах массовой информации. Это способствует соблюдению законодательных актов в сфере защиты прав личности. Если население Республики будет осведомлено о своих правах, то оно будет бороться за их соблюдение. Ведь не зная прав не за что бороться. В настоящее время молодежь не меньше взрослого населения задумываются об освещении своих прав в СМИ.
СМИ не навязывают свое видение, свое решение проблемы, а обеспечивают диалог, обозначая вместе с тем и свою собственную позицию (если в этом есть необходимость), проявляя при этом терпимость к другим точкам зрения и не претендуя на роль арбитра, имея цель обеспечить конструктивный диалог различных сил, работу на общий интерес, практическое решение проблемы [4].
Принципы свободы массовой информации в более общем виде были зафиксированы и в других конституционных нормах. Так в общем контексте Конституции, интегрировав содержание других норм, норма свободы массовой информации обретает необходимую конкретность и системность. Пункт 1 статьи 29 гарантирует каждому свободу мысли и слова; пункт 3 - недопустимость принуждения человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; пункт 4 - право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Конституционные гарантии свободы массовой информации закреплены также в нормах, устанавливающих ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (пункт 3 статьи 41) [2]; в нормах, закрепляющих право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды [1] (статья 42), свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (пункт 1 статьи 44).
Пристатейный библиографический список:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 21.1.2009.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. ст. 2954.
3. Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13.01.1995 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. ст. 170.
4. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.07.2021) // Российская газета. N 32. 1992.
5. Указ Президента РФ от 21 апреля 2014 г. № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и
государственной поддержке их возрождения и развития»// https://base.garant.ru/70641266/.
6. Распоряжение Совета Министров Республики Крым от 09.06.2015 г. № 507 «О создании автономной некоммерческой организации «Общественная крымско-татарская телерадиокомпания» // Портал правительства Республики Крым. https://rk. gov. ru/ru/document/show/4605.
7. Устав автономной некоммерческой организации «Общественная крымско-татарская телерадиокомпания»// официальный сайт «Миллет». http://trkmillet.ru/.
8. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1995. 399 с.
9. Казарян К.В. Пономарева Н.В. Политико-правовая конфликтогенность российских государственно этноконфессиональных отношений. Ростов-на-Дону. ЮФУ,2010. 176 с.
Для цитирования: Усманова А.А., Ерёмина И.С. О взаимодействии органов местного самоуправления и органов государственной власти Республики Крым в контексте поправок, внесенных в Конституцию Российской Федерации // Океанский менеджмент. 2021. № 3(12). С.54-56.
Усманова А.А.
Научный руководитель: Ерёмина И.С.
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В КОНТЕКСТЕ ПОПРАВОК, ВНЕСЕННЫХ В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются положительные стороны объединения местного самоуправления и государственных органов в единую систему публичной власти. Автор считает целесообразными и необходимыми изменения, внесенные в Конституцию по инициативе Президента Российской Федерации. Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, изменения Конституции РФ; местное самоуправление, муниципальная власть, публичная власть, совершенствование местного самоуправления; Республика Крым.
ABOUT THE INTERACTION OF THE LOCAL GOVERNMENT AND PUBLIC AUTHORITIES IN THE REPUBLIC OF CRIMEA IN THE CONTEXT OF AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation. The article is devoted to the description of the positive aspects of the combining of the Local Government and Public Authorities as a unified system of public power. The author considers that the changes submitted by the President of the Russian Federation are viable and needed.
Keywords: the Constitution of the Russian Federation, the changes in the Constitution of the Russian Federation; the local authorities, the municipal authorities, the public authorities, the improvement of local authorities.
Местное самоуправление является формой участия народа в управлении территорией своего проживания; это власть, наиболее приближенная к населению.
Между теоретиками в области муниципального права актуален вопрос о взаимодействии государственных органов и муниципальных, а именно, степень независимости органов местного самоуправления в своей деятельности.
На сегодняшний день, законодательством данный вопрос регламентируется следующим образом: местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции Российской Федерации) [1].
Однако практика реализации данного нормативного предписания в действующей редакции свидетельствовала о необходимости пересмотра структуры публичной власти.
В частности, данный вопрос был упомянут Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию РФ от 15 января 2020 г.
В. В. Путиным была выражена позиция, согласно которой проблемы, возникающие в образовании, здравоохранении, да и в других сферах вызваны разрывом между государственным и муниципальным уровнями власти и такая разделённость, запутанность полномочий прежде всего отрицательно сказывается на людях [2].