Научная статья на тему 'Роль службы коммерциализации технологий как посредника в инновационной деятельности вуза'

Роль службы коммерциализации технологий как посредника в инновационной деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
629
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖБА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОСРЕДНИК / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ / COMMERCIALIZING OF TECHNOLOGIES SERVICE / INNOVATIVE INTERMEDIARY / INNOVATIVE ACTIVITY / COMMERCIALIZING / SCIENTIFIC ELABORATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коробов Сергей Александрович, Коршунова Вероника Сергеевна

Статья раскрывает основную идею функционирования службы коммерциализации технологий как посредника в сфере взаимодействия вуза, бизнеса и государства. Авторы поднимают вопросы, связанные с проблемами коммерциализации инновационных разработок вузовских ученых, и обосновывают актуальность введения в структурный состав университета подразделения, ответственного за продвижение инновационных проектов и ориентированного на создание дохода от использования результатов научных исследований, выполняемых в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the basic idea of functioning technologies service commercializing as an intermediary in the sphere of interaction of high school, business and the state. The authors bring up the problems of commercializing innovative elaborations of high school scientists. They also substantiate the necessity to introduce into the structure of the university a new division responsible for implementing innovative projects and focusing on benefiting from the scientific researches results obtained in high school.

Текст научной работы на тему «Роль службы коммерциализации технологий как посредника в инновационной деятельности вуза»

© С.А. Коробов, В.С. Коршунова, 2009

ш

УДК 338.24:378 ББК 65.291.551-21

РОЛЬ СЛУЖБЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ

КАК ПОСРЕДНИКА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

С.А. Коробов, В.С. Кортунова

Статья раскрывает основную идею функционирования службы коммерциализации технологий как посредника в сфере взаимодействия вуза, бизнеса и государства. Авторы поднимают вопросы, связанные с проблемами коммерциализации инновационных разработок вузовских ученых, и обосновывают актуальность введения в структурный состав университета подразделения, ответственного за продвижение инновационных проектов и ориентированного на создание дохода от использования результатов научных исследований, выполняемых в вузе.

Ключевые слова: служба коммерциализации технологий, инновационный посредник, инновационная деятельность, коммерциализация, научные разработки.

Наиболее успешная коммерциализация научных проектов осуществляется, как правило, при эффективном взаимодействии предпринимательского, научного и государственного секторов экономики.

Английский экономист Г. Бэннок в начале 1980-х гг. доказал, что из 70 важнейших изобретений ХХ в. более половины были сделаны малыми фирмами и самостоятельными изобретателями [10, с. 69]. Действительно, именно малые фирмы, отдельные предприниматели и независимые изобретатели, как правило, представляют собой первичный источник технических идей и инноваций, лежащих в основе бурного роста мировой промышленно развитой экономики.

В условиях переориентации экономики на инновационный путь развития, ключевым параметром которого является качественная информационная база, возрастает роль высших учебных заведений как в процессе генерирования новых знаний и создания инновационных продуктов, так и в процессе сбора и обобщения информации об имеющихся интел-

лектуальных ресурсах, вариантах их коммерческой реализации, перспективных инвесторах и покупателях.

В современных условиях существует целый ряд субъективных факторов, мешающих вузовским разработчикам инноваций полностью реализовать потенциал собственных научно-технических разработок.

Так, недостаток экономического образования ученых и изобретателей проявляется в неумении составить бизнес-план и оценить коммерческий потенциал работы. Технологические предприниматели часто начинают с того, что обращаются к инвесторам, имея на руках сырой продукт, сырой бизнес-план или вообще не имея ничего, кроме разработок. Как правило, инвесторы отказываются вкладывать в разработчика, который имеет смутное представление о модели бизнеса и цели привлечения инвестиций, не хочет признавать за инвестором и приглашенными менеджерами право на бизнес-решения и при этом наделен непомерными амбициями и свято верит в свою непогрешимость [1, с. 72].

Неосведомленность относительно юридических вопросов оформления прав на объекты интеллектуальной собственности и особенностей их купли-продажи приводит к тому, что большинство разработчиков не дают инфор-

мацию о своей идее и не представляют ее на экспертизу [6, с. 122], так как опасаются потерять авторские права на разработку при раскрытии ее технологических характеристик перед инвесторами.

Некоторые авторы утверждают, что их разработка изменит мир, и поэтому имеют тяготение к определенной гигантомании и требуют инвестирования в огромных объемах без четкого экономического обоснования [4, с. 11]. При этом они не знают или не учитывают ситуацию на рынке, которая сегодня может быть такова, что даже исключительная разработка оказывается невостребованной: или она стоит слишком дорого, или вообще не нужна.

Значительные препятствия на пути коммерциализации разработок создает недооценка российскими учеными и инженерами роли менеджмента. Как правило, коммерциализацией научных исследований занимаются те же специалисты, которые их разрабатывают. В то же время опыт коммерциализации в развитых странах показывает, что ученый не обязан быть хорошим организатором и руководителем, причем в сфере, существенно отличающейся от научной.

Перечисленные проблемы рыночной реализации научно-технических разработок объективно доказывают необходимость функционирования в вузе эффективного инновационного посредника, выступающего промежуточным объединяющим звеном между рынком и инноваторами, оказывающего помощь ученым в продвижении их новинок на рынок и способствующего в целом развитию системы коммерциализации научно-технических разработок вузовских ученых.

В странах Европейского Союза стимулирование инноваций приобрело особое значение в контексте сформулированной в Лиссабоне (2000 г.) стратегической цели Евросоюза - «превратить к 2010 г. европейскую экономику в наиболее конкурентоспособную и динамичную в мире». Для достижения этой цели национальные правительства и наднациональные органы управления ЕС создают правовые, организационные и экономические механизмы, которые способствуют формированию благоприятной инновационной среды, мотивации участников инновационного процес-

са к модернизации производства, превращению результатов научных исследований и разработок в конкурентоспособные товары и услуги [7, с. 58-59].

Опыт развитых европейских стран показывает, что основное достояние вуза заключается в его интеллектуальной собственности, коммерческая реализация которой является стимулом и дополнительным источником доходов. Для практической реализации политики в вопросах эффективного управления интеллектуальной собственностью в большинстве зарубежных институтов созданы офисы коммерциализации технологий, отвечающие за лицензирование и трансферт технологий.

Одной из особенностей сложившейся в Великобритании схемы передачи технологий является создание консорциумов промышленных производств, вузов и научных организаций для проведения совместных исследований в сфере НИОКР. Так, в большинстве университетов организации-посредники рынка инноваций, получившие название Industrial Liaison Officers (ILO), представлены в качестве небольших служб, организованных на основе совместительства ученых-разработчи-ков [5, с. 32]. Условия создания и финансирования ILO, принципы взаимодействия данных служб с разработчиками и университетом-учредителем могут различаться: одни финансируются только за счет средств факультетов университета, другие - в основном за счет привлеченных средств; в одних есть собственные юристы и патентные поверенные, в других - прибегают к услугам специализированных бюро. Но всех их объединяют значительная роль разработчиков, создание в рамках университета и выполняемая функция - управление интеллектуальной собственностью университета [8].

Центр коммерциализации технологий Imperial Innovations - одна из ведущих британских компаний, созданных на базе Лондонского Империал Колледжа и занимающихся трансфертом технологий. Она ответственна за защиту и менеджмент интеллектуальной собственности, произведенной учеными Империал Колледжа с целью вывода инновационных продуктов на рынок и обеспечения дохода колледжу. Imperial Innovations пре-

доставляет услуги развития бизнеса и трансферта технологий, включая стратегическое партнерство университета с промышленностью, патентование, лицензирование, инкубацию спин-аут дочерних компаний. Imperial Innovations помогает ученым колледжа реализовывать полный коммерческий потенциал их работы. Одновременно с этим благодаря взаимодействию с Imperial Innovations бизнес может получить доступ к знаниям Империал Колледжа, что помогает решать возрастающие технологические задачи и в связи с этим получать конкурентные преимущества [5, с. 34].

В Германии функции инновационных посредников между научными лабораториями и компаниями выполняют научные общества, а также совместные исследовательские ассоциации в промышленности при содействии правительства. Так, существуют более чем 190 трансфертных агентств и несколько сотен других источников технологической информации: офисы технологического трансферта при университетах, Национальном исследовательском центре, Фраунгоферовском институте, обществе Макса Планка, Garching Innovation GmbH; бизнес-инкубаторы, демонстрационные и прикладные центры и т. п. Эти организации ФРГ связаны с инфраструктурами Европейского Союза: CORDIS - Community R&D Information System (база данных на бумаге и в режиме on-line); VALUE - EU Relay Centres; EIC - European Innovation Convention; EUROPARTENARIAT; MINT - Managing the Integration of New technology [2, с. 318].

Правительство Франции и власти на местах уделяют много внимания созданию научных парков (технополисов). С середины 1980-х гг. в стране существует разветвленная сеть специализированных региональных центров инноваций и передачи технологий (Centres Regionaux d’Innovations et de Transfert de Technologies - CRITT), организующих совместную работу всех участников данного процесса на региональном уровне [3].

Необходимо отметить, что в большинстве западноевропейских стран функции инновационного посредника все более активно берет на себя государство, которое играет значительную роль в создании государственно-частной информационной инфраструктуры,

центров по кооперации университетов и бизнеса, инновационных центров по передаче новых технологий малому и среднему бизнесу. При этом роль государства в развитии инновационной системы основывается на стимулировании инновационного развития, создании условий для коммерциализации знаний и вывода новых продуктов и услуг на рынки. Главным принципом такого подхода является развитие во взаимодействии трех систем: бизнеса, государства и науки.

Использование европейского опыта представляется полезным для России в процессе формирования основанной на знаниях экономики, в которой основными факторами развития становятся образовательный, научный и инновационный потенциал. Во многих научноисследовательских институтах и вузах имеется огромное количество научных разработок, по своим возможностям не уступающим зарубежному уровню. В некоторых вузах имеются уникальные разработки и технологии, вызывающие большой интерес своим высоким техническим и коммерческим уровнем.

К сожалению, этот потенциал практически не используется для получения коммерческой выгоды для институтов и их сотрудников, поскольку результаты научных разработок и исследований крайне редко используются для создания новых товаров и технологий. Поэтому на сегодняшний день имеются лишь некоторые удачные примеры коммерциализации российских разработок, при этом, как правило, за рубежом.

Спецификой научной сферы в России является относительная изолированность научных организаций и вузов не только от бизнес-сектора, но и друг от друга. Так, в 2005 г. в рамках 24 регионов России был проведен социологический опрос в 501 организации, представляющей академическую, вузовскую науку и организации ведомственной принадлежности. Результаты опроса показали, что 40,6 % научных организаций выполняют исследовательские проекты самостоятельно, 16,4 % сотрудничают с академическими НИИ, 13,1 % - с отраслевыми НИИ, 8 % - с вузами и только 0,8 % - с предприятиями [9, с. 97]. Эти данные подтверждают тот факт, что оптимальное развитие сотрудничества науки с промышленностью нельзя обеспе-

чить без включения органичной частью в инновационную инфраструктуру университетов служб по коммерциализации технологий. При этом в обязанности подобных инновационных посредников должно входить выполнение разнообразных функций:

- формирование стратегии коммерциализации разработок вуза;

- защита интеллектуальных прав собственности вуза;

- оценка «патентной чистоты» инновационных разработок вузовских ученых;

- предоставление юридической помощи в оформлении прав на интеллектуальную собственность;

-разработка маркетингового плана коммерциализации инновации;

- продвижение инновационных продуктов вуза на рынок;

- поиск потенциальных партнеров и инвесторов и ведение переговоров с целью создания партнерств для совместного бизнеса и др.

Механизмы взаимодействия служб коммерциализации технологий со структурными подразделениями вуза должны формироваться при организации совместной работы с отделом научных исследований, юридическим отделом, международным отделом, службой обеспечения государственной и служебной тайны, бухгалтерией, отделом кадров, управлением по информатизации и телекоммуникации.

Службы коммерциализации технологий могут представлять собой подразделения вуза без прав юридического лица с функциями обслуживания администрации вуза, представителей предприятий, органов исполнительной власти, отдельных ученых, инженеров, изобретателей, предпринимателей и всех, кто интересуется коммерциализацией интеллектуальных ресурсов вуза. Поскольку одним из важнейших и необходимых действий при развитии инновационной деятельности современного университета является профессиональное развитие научных работников и преподавателей в области менеджмента инноваций, особое место в деятельности служб коммерциализации должны занимать организация и проведение просветительских и образовательных мероприятий, миссия которых - формирование менталитета инновационной экономики.

Для того чтобы максимально эффективно использовать потенциал вузовских разработчиков и обеспечивать механизм управления интеллектуальной собственностью, необходимо организовывать работы по коммерциализации научных разработок на профессиональном уровне. Поэтому службы коммерциализации технологий должны быть укомплектованы специалистами, способными осуществлять отбор конкурентоспособных разработок, обеспечивать сильную правовую защиту объектов интеллектуальной собственности, проводить патентные и маркетинговые исследования, осуществлять бизнес-планирование, учет нематериальных активов вуза.

Службы коммерциализации технологий работают в непосредственном контакте с исследователями. Поэтому от руководителя службы требуется не только знание научных основ проводимых разработок, но и опыт управления и коммерческой деятельности, а также сотрудничества с конкретным коллективом ученых, у которых он должен пользоваться доверием. Поскольку такого специалиста с комплексным исследовательским, управленческим и коммерческим опытом найти непросто, отбор, подготовка и организация его работы должна стать одной из основных задач руководства вуза на длительный период.

В современных условиях в российских университетах имеются центры инноваций, центры коммерциализации результатов научных исследований, центры коммерциализации научно-технических разработок, центры коммерциализации научных исследований и разработок, инновационные центры и др. Несмотря на подобное разнообразие, цель деятельности у них схожая - формирование эффективной системы управления инновационной деятельностью университета и обеспечение коммерциализации результатов вузовских научных исследований и разработок. Повседневная работа подобных подразделений организуется так, чтобы не пропустить возможность использования перспективных технологий, которые, вероятно, в будущем будут иметь рынок и большую общественную значимость. Поэтому фактически данные службы помогают руководству обосновывать и выполнять управленческие решения по формированию внебюджетных источников развития вуза.

В целом службы коммерциализации технологий способствуют более эффективному использованию научного потенциала вуза. Организация подобного подразделения позволяет изменить отношение сотрудников вуза к проблеме коммерциализации результатов научной деятельности. Это происходит благодаря тому, что в обязанности сотрудников службы коммерциализации технологий входит как работа с существующими объектами интеллектуальной собственности, так и постоянное стимулирование исследователей к работе с направлениями, имеющими спрос на рынке.

Эффективно функционирующие службы коммерциализации технологий являются важным элементом механизма реализации программы регионального развития, поскольку привлекают инвесторов в регион и способствуют созданию на этой основе успешного партнерства между местными и зарубежными предпринимателями, с одной стороны, и вузом - с другой стороны.

Таким образом, службы коммерциализации технологий вуза следует рассматривать как неотъемлемые компоненты национальной инновационной системы. Их деятельность достигает наибольшей эффективности, если создана институциональная (организационная) и методическая связь с другими видами инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, такими как фонды льготного финансирования, технопарки, специализированные подразделения органов исполнительной власти и пр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аммосов, Ю. Как доехать до края залива / Ю. Аммосов // Эксперт. - 2005. - N° 48. - С. 70-74.

2. Борохович, Л. Ваша интеллектуальная собственность / Л. Борохович, А. Монастырская. -СПб. : Питер, 2001. - 478 с.

3. Дагаев, А. Передача технологий из государственного сектора в промышленность как инструмент государственной инновационной политики / А. Дагаев. - Режим доступа: http: //www.vasilievaa.narod.ru/ptpu/13_5_99.htm.

4. Дризе, Ю. Оденем идею / Ю. Дризе // Поиск. - 2002. - № 49. - С. 11.

5. Ермасов, С. В. Развитие инновационного предпринимательства в транзитивной экономике / С. В. Ермасов. - Саратов : Издат. центр СГСЭУ, 1999.- 228 с.

6. Ивлев, Б. И. Помехи для ориентации на инновации / Б. И. Ивлев // ЭКО. - 2004. - № 11. - С. 116-122.

7. Клавдиенко, В. Стимулирование инновационной активности в странах ЕС: национальный и наднациональный аспекты / В. Клавдиенко // Проблемы теории и практики управления. -2007.- № 10. - С. 58-69.

8. Черевикина, М. Ю. Посредники инновационного рынка. Опыт СО РАН: проблемы и решения / М. Ю. Черевикина, Ю. В. Лобурец. - Режим доступа : http: //www. econom.nsc. ru/eco/Arhiv/ReadStatiy /2002_12/Cherevikina. htm.

9. Шереги, Ф. Э. Наука в России. Социологический анализ / Ф. Э. Шереги, М. Н. Стриханов. -М. : ЦСП, 2006. - 347 с.

10. Bannok, G. The economics of small firms. Return from the Wilderness / G. Bannok. - Oxford : Basil Blackwell Publisher, 1981. - 130 p.

THE ROLE OF COMMERCIALIZING TECHNOLOGIES SERVICE AS AN INTERMEDIARY IN INNOVATIVE ACTIVITY OF HIGH SCHOOL

S.A. Korobov, V.S. Kortunova

The article reveals the basic idea of functioning technologies service commercializing as an intermediary in the sphere of interaction of high school, business and the state. The authors bring up the problems of commercializing innovative elaborations of high school scientists. They also substantiate the necessity to introduce into the structure of the university a new division responsible for implementing innovative projects and focusing on benefiting from the scientific researches results obtained in high school.

Key words: commercializing of technologies service, innovative intermediary, innovative activity, commercializing, scientific elaborations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.