Научная статья на тему 'Роль словообразования (модальных глаголов долженствования) в контексте преподавания тундренного диалекта юкагирского языка'

Роль словообразования (модальных глаголов долженствования) в контексте преподавания тундренного диалекта юкагирского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮКАГИРСКИЙ ЯЗЫК / СОСТАВНЫЕ МОДАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лукина Маргарита Петровна

Сегодня совершенствование преподавания юкагирского языка значительно осложняется недостаточной изученностью языка в лингвистическом плане. В условиях современной ситуации утраты родного языка юкагирами, овладение морфологическими средствами образования модальных глаголов, выражающими множество значений в юкагирском языке, дает возможность построения грамматически правильно оформленной речи и способность к общению на юкагирском языке. Основной задачей обучения тундренному юкагирскому языку, ориентированного на учащихся, не владеющих родным языком, является формирование и развитие коммуникативных умений, обеспечивающих практическое владение языком. Статья раскрывает особенности морфологического способа образования модальных глаголов со значением долженствования при помощи самостоятельно не функционирующего служебного слова =мораw= в тундренном диалекте юкагирского языка. Результатом исследования является вывод о том, что при обучении тундренному юкагирскому языку учащихся, не владеющих родным языком, первостепенную роль играет овладение способами словообразования модальных глаголов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль словообразования (модальных глаголов долженствования) в контексте преподавания тундренного диалекта юкагирского языка»

Роль словообразования

(модальных глаголов долженствования) в контексте преподавания тундренного диалекта юкагирского языка

Лукина Маргарита Петровна,

к. филол. н., научный сотрудник, сектор северной филологии, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, margarita-lukina@yandex.ru

Сегодня совершенствование преподавания юкагирского языка значительно осложняется недостаточной изученностью языка в лингвистическом плане. В условиях современной ситуации утраты родного языка юкагирами, овладение морфологическими средствами образования модальных глаголов, выражающими множество значений в юкагирском языке, дает возможность построения грамматически правильно оформленной речи и способность к общению на юкагирском языке. Основной задачей обучения тундренному юкагирскому языку, ориентированного на учащихся, не владеющих родным языком, является формирование и развитие коммуникативных умений, обеспечивающих практическое владение языком. Статья раскрывает особенности морфологического способа образования модальных глаголов со значением долженствования при помощи самостоятельно не функционирующего служебного слова =мораш= в тундренном диалекте юкагирского языка. Результатом исследования является вывод о том, что при обучении тундренному юкагирскому языку учащихся, не владеющих родным языком, первостепенную роль играет овладение способами словообразования модальных глаголов. Ключевые слова: юкагирский язык, составные модальные глаголы, словообразование.

о

п ^

СО ^

0

сч

ю

01 2

Юкагиры - коренной малочисленный народ, проживающий в Республике Саха (Якутия) двумя локальными группами: в с. Нелемное Верхнеколымского улуса и в с. Андрюшкино Нижнеколымского улуса. В местах компактного проживания юкагиров практически отсутствует языковая среда, уходят из жизни последние носители языка и культуры. Юкагирский язык, в настоящее время, относится к исчезающим языкам мира. Реальными носителями юкагирского языка и культуры являются около 30 человек. Лингвисты различают верхнеколымский (колымский) и нижнеколымский (тундрен-ный) диалекты юкагирского языка.

Актуальность возрождения и сохранения родного языка для юкагирского народа вызвана тем, что от овладения родным языком зависит будущее этноса. Совершенствование работы по обучению юкагирскому языку осложняется такими факторами, как: 1) недостаточная лингвистическая изученность юкагирского языка; 2) отсутствие учебно-методической литературы по обучению родным языкам учащихся, не владеющих им; 4) отсутствие специалистов.

Способы образования слов в юкагирском языке многообразны, так как словообразование соотносится как с лексикой, так и с грамматикой. Овладение морфологическими средствами образования модальных глаголов, выражающими множество значений в юкагирском языке, дает возможность построения грамматически правильно оформленной речи.

Категория модальности в силу многогранной трактовки представляет большой интерес в лингвистике, так как каждый язык имеет свои отличительные особенности в способах образования значений модальности.

Настоящая статья посвящена раскрытию особенностей способов образования модальных значений при помощи самостоятельно не функционирующего в юкагирском языке «неполнозначного» слова =мораw=.

История изучения указанных слов в юкагирском языке вызывает большой интерес в силу различного подхода к трактовке данной проблемы. Исследователями юкагирского языка архаичные «неполнозначное» слово =мораw= наряду с

=льэл=, включалось в состав суффиксов наклонений. О количестве наклонений в юкагирском языке и о формах наклонений существуют разные точки зрения, представленные в основном работах Е.А. Крейновича и Г.Н. Курилова. Так, Е. А. Крейнович в первой своей работе выделил 7 форм наклонений: изъявительное, сослагательное (суффикс ат), желательное (суффикс =бу,=бунь), несомненное (суффикс =мори), долженствовательное (суффикс =мора№), очевидное (суффикс =льэл), повелительное (суффикс =к) [1, С. 124-129]. Г.Н. Курилов в работе «Современный юкагирский язык» выделяет 8 форм наклонений: изъявительное, повелительное, сослагательное, желательное, очевидное, долженствовательное, обязующее, предположительное [2, С. 152-163]. Далее, Г.Н. Курилов дает объяснение сложному строению долженствовательного наклонения: «Долженство-вательное наклонение глагола имеет сложное строение. Он образуется от основы глагола со значением результативности действия при помощи именного слова мораw со значением «долженствование», оглаголенного посредством суффикса обладания =ньэ» [2, С. 161]. Г.Н. Курилов в этой же работе «Современный юкагирский язык» в разделе «Служебные глаголы» пишет: «Служебные глаголы как особая часть речи до этого не выделялись. Некоторые их представители рассматривались при морфологическом анализе глагольных слов. Между тем они обладают такими специфическими особенностями, которые не позволяют их относить полностью ни к лексическим, ни к грамматическим единицам. Они все еще находятся в длительном пути превращения от знаменательных слов к грамматическим средствам (аффиксам). Поэтому в современном юкагирском языке они, в основном, выполняют роль своеобразных словообразовательных средств, которые в определенных ситуациях могут взять на себя функции слов, хотя и служебных» [2, С. 203].

Отсутствие единой точки зрения по вопросу грамматической категории наклонения в юкагирском языке, по-нашему мнению, объясняется в значительной степени сложностью самой проблемы, связанной с развитием грамматического строя юкагирского языка, а именно с появлением модальных составных глаголов. Мы имеем в виду модальные составные глаголы, одними из компонентов которых являются «неполнозначные» модальные слова =мораw=, =мори=, =бунь=, которые являются архаичными словами.

Своеобразием лексического значения составных модальных глаголов в тундренном диалекте юкагирского языка является выражение ими не действия, а отношения к действию, при этом отношения модального т. е. его необходимости, возможности или желательности. Этим своеобразием значения обусловлено то, что модальный компонент =мораw= глаголов, выполняет в предложении лишь одну синтаксическую функцию — функцию первого члена модальных составных глаголов, присоединяясь к основе полнозначных глаголов.

Из группы составных модальных глаголов, первыми следует назвать глаголы с компонентом =мораw=. Общее значение данного «неполно-значного» слова - значение необходимости, но в различных условиях контекста на него могут наслаиваться различные оттенки такие, как долженствование, обязательность, неизбежность, вынужденность и т. п. Глаголы с компонентом =мораw= по сравнению с модальными глаголоми с компонентом =мори=, имеющего также значение необходимости, являются наиболее категоричными. Употребление компонента =мораw= предполагает невозможность несовершения действия, на необходимость выполнения.

1) глаголы с компонентом =мора^/= большей частью передают необходимость, обусловленную объективными причинами. Эта необходимость заключается в обязательности или неизбежности каких-то процессов или явлений, вызванных определенными фактами объективной действительности или возникающих при определенных условиях. Следующий отрывок текста может служить иллюстрацией выражения глаголов с компонентом =мора^/= объективной необходимости действия или состояния, в значении долженствования, причем необходимость действия очевидна: Тан эwриэнур, маархуонь тит-тэ ча^адьэлдиэлэк, титтэ льэгулуол, титтэ уор-пэ чамумуйуолмораwлэгулF)анэ нуунунна. «Так живя, они своими силами только, своей едой, находили еду, для того, чтобы своих детей вырастить (должны)».

2) Для употребления глаголов с компонентом =мораw= в значении необходимости или неизбежности характерен определенный синтаксический контекст. Таким контекстом является присутствие компонента =мораw= в глаголах в предшествующем предложении, если есть предложения причины или условия, которые обосновывают необходимость совершения действия или наличия определенного состояния. Например: Мэтул эл лиwэль-эник, тэн мэт мэр индьэйуолмораwньэйэн-. «Меня не отвлекайте, я должна шитьем заниматься».

3) Необходимость, выраженная компонентом =мора^/=, может быть также связана: с определенной целью, для осуществления которой нужно выполнить другое действие, или со следствием, результатом, для достижения которого следует выполнить другое действие. Например: Искуолэ уорпэк кэ-луйуолмораwньэнул. Тинэмэйану^урэйсэн. «Школьники должны прийти. Давеча попросил их собрать».

4) В сочетании с отрицанием глаголы с компонентом =мораw= не передают значения, противоположного его значению в утвердительной форме, т. е. означает не отсутствие необходимости, а необходимость несовершения действия. Например: Тиндаалэмит чии Ла-бунмэдэну^аса^анэйуолпэги эл йанаспэйрэйуол-мораwньэйли. «Мы не должны забывать, что раньше наш народ жил на берегу реки Ла-бунмэдэну».

5) Поскольку отрицательная форма глагола =мораw=передает значение необходимости несовершения действия, она часто употребляется для

выражения запрещения. Например; Йэрпэйэ^а-аль^алэн эл силF)алэсуолмораwньэ. «Нельзя сушить рыбу под открытым солнцем».

6) Следующие примеры показывают, что составные модальные глаголы с компонентом =мораw= выражают уверенность говорящего лица в том что, действие в будущем обязательно произойдет. При переводе предложений можно было бы добавить слово "обязательно", например: Тэтул пуньуолмораw лукунбурэбэ^а, эгуойиэ ха-наар мэквткэйтэли. «К той земле, местности, где тебя обязательно должны убить, завтра доедем». Ааwэйуолгинмораwwаайинэр; лэвдэйуолгинмо-раwwаайинэр. «Отдельно приготовили место, где (он) будет спать; отдельно приготовили место, где (он) будет есть». Хадьир, тан нимэди-эвиэйуолмораw сэмэланул^а кууттэрэйнунуй. «Вот выгоняем (гусей линных) в сторону берега (реки), где будет сделан загон».

В отличие от составных модальных глаголов с компонентом =мори=, который употребляется при предстоящих действиях, модальные глаголы с компонентом =мораw= употребляются не только в формах будущего времени, но и в формах настоящего и прошедшего времен:

7) употребление в значении настоящего времени: Нэмэн лиwэдиикйэдэйл, анмалъ^инь мэт виэйуолмораwF)ат виэнрукунэк wиэнаамэн. «Что же за потеха появилась, стала делать (я) совсем другое, не то, что должна была изготовить»;

8) употребление в значении прошедшего времени; Маархан сукун^а эдиэйуолмораw лачилпэ чиwиэмэлэ. «Изготовил дрова, предназначенные быть сожженным, для них на год».

В приведенных примерах, в составных глаголах «виэйуолмораwF)ат» и «эдиэйуолмораw» суффикс -йуол является показателем страдательного залога; в данном случае употреблен в значении «быть изготовленным» и «быть сожженным». Употребление их с модальными глаголами с =мора^/=, который употребляется в значении «должно быть», дает следующий перевод данных слов: «то, что должно было быть изготовленным» и «то, что должно было быть сожженным». В первом случае долженствование указывает на предназначение действия, а во втором на предназначение предмета.

9) В следующем примере к составному модальному глаголу с компонентом =мораw= присоединена основа глагола -нол «быть»: Льуку монийуол^а кудэриэнунна, хандьэльэдэwйуолмораwнол, эwри лэйкэнуол. «В маленький желудок (оленя) складывают (жир), предназначенный для зимней еды».

10) Высказывания с составными модальными глаголами с компонетом =мораw= часто выражают безвременность, т.е. свойства неограниченные конкретными временными рамками, например: Хайчиэтэги мони; «Мэт мона^аруолмо-

— раwноллэн квткэсун. «Дедушка (его) сказал: «Я ч- считаю затруднительным для себя то, что должно § быть сказано мною тебе». Нэмэмонуолмораw щ эwльэдаF)а маархуонь тудэ йуоло^орэмлэ. «Только 2 голову почесал из-за того, что не было того, что

должен был сказать».

Итак, «неполнозначное» слово =Mopaw= по своему лексическому значению и ряду структурных признаков, - способности присоединяться с основе полнозначных глаголов, выполняя служебную функцию, в тундренном диалекте юкагирского языка, относится к модальным. Составные модальные глаголы с компонентом =Mopaw=, наравне с морфологическими формами наклонений, составляют ядро семантической категории модальности в тундренном диалекте юкагирского языка. Своеобразием лексического значения составных модальных глаголов с компонентом =морав= является выражение ими не действия, а отношения к действию, при этом отношения модального.

Таким образом, овладение морфологическими способами образования глаголов со значением долженствования при помощи самостоятельно не функционирующего слова =Mopaw= в тундренном диалекте юкагирского языка при обучении юкагирскому языку, является базой для формирования продуктивной речевой деятельности, для развития коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих практическое владение языком.

Литература

1. Крейнович Е. А. Юкагирский язык, Изд. Акад. Наук СССР, 1958. 288 с.

2. Курилов Г. Н. Современный юкагирский язык. Учебное пособие. Якутск, 2006. 280 с.

The role of word formation (modal verbs of duty) in the context

of teaching the tundra dialect of the Yukaghir language Lukina M.P.

Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the

North Russian Academy of Sciences Today, the improvement of the teaching of the Yukagir language is significantly complicated by the insufficient knowledge of the language in linguistic terms. In the current situation of the loss of the native language of the Yukagirs, mastering the morphological means of education of modal verbs expressing a multitude of meanings in the Yukagir language makes it possible to construct grammatically correctly formed speech and the ability to communicate in the Yukagir language. The main task of teaching the Tundra Yukagir language, which is oriented towards students who do not speak their native language, is the formation and development of communicative skills that ensure practical knowledge of the language. The article reveals the peculiarities of the morphological mode of formation of modal verbs with the meaning of duty with the help of an independently not functioning service word = mora = in the tundra dialect of the Yukaghir language. The result of the study is the conclusion that when learning students of the Yukagir tundra language who do not speak their native language, the primary role is played by mastering the methods of word formation of modal verbs. Keywords: yukagir language, compound modal verbs, word

formation. References

1. Kreynovich E. A. Yukaghir language, Prod. Academician. Sciences of the USSR, 1958. 288 pages.

2. Kurilov G. N. Modern Yukaghir language. Manual. Yakutsk, 2006.

280 pages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.