Научная статья на тему 'Роль ситуации успеха в развитии творческой личности студента в процессе хореографической деятельности'

Роль ситуации успеха в развитии творческой личности студента в процессе хореографической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
599
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Ю. А.

В статье дается обзор работ российских и зарубежных педагогов по проблемам педагогики успеха, проводится сравнительный анализ понятия ситуация успеха. Также определяются условия создания ситуации успеха в хореографической деятельности и типы ситуаций успеха, продуктивные для развития творческой личности студента в хореографической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of success in student creativity development in choreography

The article presents a review of works of Russian and foreign educational specialists on pedagogic of success and a comparative analysis of the term "situation of success". The conditions for creating a situation of success in choreography are specified as well as the types of situation of success fostering the development of creative personality in students in the field of choreography.

Текст научной работы на тему «Роль ситуации успеха в развитии творческой личности студента в процессе хореографической деятельности»

Процент выполненных заданий

№ £ І Іроцеїіт выполвеввыхзадана! аОалл ИТ) по кггорн №сги в 2№ году

ЦТ и ЕГЭ не менялись, поэтому все отмеченные недостатки использованных Федеральным центром тестирования подходов к обработке учебных достижений учащихся сохраняются и поныне.

Еще одним аргументом в пользу изменения модели шкалирования ЕГЭ и ЦТ, применяемой Федеральным центром тестирования, является то, что ее нельзя применять при оценке собственных вступительных экзаменов вузов по тем предметам, по которым они не участвуют в эксперименте по ЕГЭ. Так, если, к примеру, оценивать экзамен по рисунку, который проводится в ОмГТУ на специальность «дизайн» по стобалльной шкале с позиций ФЦТ, то надо за 20 %

выполненных заданий выставлять 40 баллов, а за 90 % заданий — только 80 баллов. В противном случае этот экзамен будет иметь иной весовой коэффициент по сравнению с остальными. А как это можно объяснить абитуриентам и их родителям?

Проведенный анализ позволяет сделать выводы:

— невозможно подобрать простую аналитическую зависимость, которая бы приводила в соответствие шкалы ЦТ и ЕГЭ;

— контингент абитуриентов, зачисляемых в вузы в соответствии с действующими рекомендациями по переводу тестовых баллов ЦТ и ЕГЭ в отметки по пятибалльной шкале, существенно отличается от контингента, зачисляемого непосредственно по сумме тестовых баллов ЦТ и ЕГЭ, что вносит элемент несправедливости при приеме, граничащий с нарушением законодательного положения по обеспечению равенства прав в доступе и получении высшего образования;

— рейтинг является более объективным показателем при проведении конкурса по сравнению с суммой баллов как по стобалльной, так и по пятибалльной шкале или суммарным процентом выполненных заданий. Но в ближайшем обозримом будущем этот показатель вряд ли будет разрешен для нормативного использования;

— федеральные органы управления образованием в период эксперимента по введению ЕГЭ должны дать вузам конкретные рекомендации по шкалированию результатов ЕГЭ и собственных вузовских вступительных испытаний с целью приведения их в сопоставимый вид и устранения выявленных проблем.

ПОЛЕЖАЕВ Виктор Дмитриевич, декан, доцент каф. довузовской подготовки.

Дата поступления статьи в редакцию: 20.12.2006 г.

© Полежаев В.Д.

УДК 7928 Ю. А. КИСЕЛЕВА

Челябинская государственная академия культуры и искусств

РОЛЬ СИТУАЦИИ УСПЕХА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье дается обзор работ российских и зарубежных педагогов по проблемам педагогики успеха, проводится сравнительный анализ понятия «ситуация успеха». Также определяются условия создания ситуации успеха в хореографической деятельности и типы ситуаций успеха, продуктивные для развития творческой личности студента в хореографической деятельности.

Успех в образовательном процессе является мо- дента в особенности — этот вывод признается сегод-гучей движущей силой развития и реализации потен- ня в качестве одной из педагогических аксиом. Ре-циальных возможностей личности вообще, а у сту- шение проблемы личностно-ориентированного обра-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

зования, способствующего актуализации творческого потенциала личности, невозможно в современных условиях без специально созданных педагогом условий, при которых результаты деятельности личности либо совпадают, либо превосходят ее ожидания, т.е. вне ситуации успеха [5].

Применительно к теме нас интересует роль ситуации успеха в развитии творческой личности студента в процессе хореографической деятельности.

Итак, деятельность - это совокупность действий человека, побуждаемых определенными мотивами и направленных на достижение поставленной цели.

Деятельность человека разнообразна. В зависимости от тех или иных признаков деятельности возможна различная классификация. Одним из важнейших признаков является способ достижения результатов (самостоятельно или подражательно) и характеристика самого результата (как представлена в нем объективная или субъективная новизна и оригинальность). По нему как раз и различают репродуктивную и продуктивную (творческую) деятельность.

В общем понимании творческая деятельность (творчество) рассматривается как деятельность по созданию определенного результата (образа, вещи, признака, чувства) процесса, не имеющего аналогов. Она может носить объективный и субъективный характер. Объективный — это когда созданный результат процесса оригинален и не повторяет чего-либо, имеющегося в опыте других людей. Субъективный — это когда результат процесса является новым, оригинальным для данного человека или он не знал о существовании аналогичных результатов или процесса.

Для того чтобы творческая деятельность способствовала развитию личности, педагогу дополнительного образования необходимо правильно организовать творчество студентов с четким обозначением цели, мотива действий. В основе этого лежит кропотливая и большая подготовительная работа по изучению мотивов и целей студентов, уровня их развития (готовности) к осуществлению данного вида творческой деятельности, определению системы мер, способствующих формированию положительной мотивации к творческой деятельности у студентов, которые ее не имеют и с целью эффективности образовательного процесса. Способы мотивации могут быть различными. Это и создание ситуаций успеха, и новизна, и занимательность, и эмоциональность общения, и разнообразные активные формы совместной работы педагога со студентами, и осмысление студентами выполняемой работы, и регулярная оценка результатов деятельности, и возможность самовыражения и т. д.

Рассмотрим, что такое ситуация успеха и некоторые советы по ее применению.

Ситуация успеха понимается как совокупность целенаправленных, специально созданных педагогом условий, при которых результаты деятельности личности либо совпадают, либо превосходят ее ожидания [7].

Ситуация успеха — это особенное состояние удовлетворения физического и психического напряжения исполнителя дела, созидателя явления. Это качественность сделанного, которое отмечается им самим, а не зрителями происходящего. Ощущение успеха рождается у субъекта деятельности, сумевшего преодолеть свой страх, растерянность, неумение, застенчивость, непонимание, робость, затруд-

нение и т. д. Ситуация успеха — некий взлет человека, своеобразный прыжок на ступень выше в своем личностном развитии. Средство осознания ситуации успеха нужно педагогу для развития студентов. Мера успеха, разумеется, будет различной, переживание его каждым студентом будет неодинаковым по силе, глубине и объему.

Ситуация успеха достигается только тогда, когда сама личность определяет этот успех (радость переживания на пути к успеху, а потом результат деятельности).

В последние годы большое внимание уделяется проблемам педагогики успеха, которые нашли свое отражение в работах В. А. Аверина, А. С. Белкина, У. Глассера, Е. С. Заир-Бек, Л. С. Илюшина, Е. И. Казаковой, А. Р. Лопатина, А. П. Тряпицыной и др.

Методологические принципы исследования проблемы успеха присутствуют в работах К. А. Абуль-хановой - Славской, И. С. Кона, Л. Н. Когана, Г. Туль-чинского, Н. Цибра и др.

Психологическое видение проблемы успеха мы находим в работах некоторых отечественных психологов: В. Г. Асеева, В. К. Вилюнаса, Л. С. Выготского, В. И. Ковалева, А. Д. Леонтьева, Л. С. Рубинштейна, Б. М. Теплова и др. В их исследованиях в фокусе внимания оказываются потребностно - мотивационная и эмоционально - волевая сферы, которые являются основой активности и направленности развивающегося человека [7].

Анализ литературы показывает, что, с социально-психологической точки зрения, успех понимается как оптимальное соотношение между ожиданием окружающих, личности и результатом ее деятельности.

Обоснование ситуации успеха (неуспеха) как педагогического средства нашло свое отражение в работах В.Ю Питюкова, Н.Е. Щурковой, которые под ситуацией успеха понимают собственное переживание удовлетворения от процесса и результата (все целиком или какой-то части) самостоятельно выполненной деятельности [4,6].

Назначение ситуации успеха Н.Е. Щуркова видит в инициировании физических и духовных сил личности, в максимальном развитии ее способностей. «Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, ибо в познании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, что он стоит на определенном уровне, и то, что он чего-то стоит как человек. К тому же, ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть не что иное, как счастье в одной его разновидности» [6].

Выделяя условия создания ситуации успеха, ученые подчеркивают необходимость в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными (речевыми) и невербальными (мими-ко-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как и открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий студенту справиться с поставленной перед ним задачей (А. Р. Лопатин, В. Ю. Питюков, Н. Е. Щуркова и др.) [4,6].

И.А. Ларионовой ситуация успеха рассматривается как целенаправленное сочетание психолого-пе-дагогических приемов, которые способствуют осознанному включению каждого студента в активную деятельность в зависимости от индивидуальных возможностей, обеспечивают положительный эмоци-

ональный настрой студентов на выполнение учебной задачи и адекватному восприятию своей деятельности [3].

Переложив методику И.А. Ларионовой применительно к нашей теме, можно сказать, что условиями реализации ситуации успеха в хореографической деятельности будут являться следующие положения:

- перед началом урока по хореографии следует освободить студента от психологического зажима (применить упражнения по восстановлению дыхания, сопровождающиеся спокойной, мелодичной речью);

- предложенное для выполнения упражнение должно быть доступным, а трудности должны нарастать постепенно (шаг за шагом по мере уверенного выполнения студентом предыдущего упражнения);

- при организации хореографической деятельности следует учитывать особенности каждого студента (педагогу желательно заранее осведомиться о физическом и эмоциональном состоянии танцора);

- студент должен приложить усилия для преодоления самого себя, своего неумения, неопытности (не всегда определенные движения или танцевальные связки получаются с первого раза, зачастую танцору приходится потратить много эмоциональных и физических сил для достижения желаемого результата);

- затраченные студентом усилия непременно должны быть оценены педагогом, а ученик должен уверовать в свои возможности и способности (педагог должен уметь не только грамотно делать замечания по поводу допущенных ошибок или неточностей в исполнении, но и объективно и справедливо поощрять успехи исполнителя);

- хореографическая (постановочная либо исполнительская) деятельность должна приносить удовлетворение, а для этого необходимо, чтобы она скрывала в себе элементы творчества как созидательного усилия (педагог должен постоянно акцентировать внимание студента на осознанное и вдумчивое исполнительство, ведущее к конечной цели, понятной не только педагогу, но и самому танцору);

- в случае удачного выполнения задания (наиболее применимо к постановочной деятельности) оцениванию подлежит не вся работа в целом, а только одна деталь: интересный композиционный прием, необычный способ, оригинальное оформление костюма или декораций, самостоятельный поиск сюжета, музыкального сопровождения и видеоматериала и т.д., в чем и заключается личная заслуга учащегося, его индивидуальность;

- педагогу следует верить в студента, в оптимистическую перспективу его развития.

И. А. Ларионова [3] также выделяет следующие ситуации успеха для студентов: «успех - признание результата», «успех - признание другими», «успех -

преодоление трудностей», «успех - осуществления назначения».

На различных этапах взаимодействия выделенные ситуации успеха реализуют функции поисковой деятельности студентов, подкрепления и закрепления усилий самой личности, самоопределения и саморазвития, удовлетворения самой деятельностью.

Пользуясь терминологией А.С. Белкина [2], можно выделить следующие типы ситуаций успеха, продуктивные для развития творческой личности студента в хореографической деятельности:

- ситуация предвосхищаемого успеха, актуализирующая поисковую деятельность студента, направленная на осознание потребности в достижениях, появления интереса и побуждения к деятельности;

- ситуация констатируемого успеха, направленная на подкрепление и закрепление усилий самой личности, стимулируемых действиями авторитетного для студента лица и коллектива;

- ситуация обобщающего успеха, направленная на самопреодоление и саморазвитие, самореализацию.

Таким образом, мы определились в понимании ситуации успеха, выявили ее роль и возможности в развитии творческой личности студента в процессе хореографической деятельности.

Библиографический список

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. — М.: Академия, 2000. - 186 с.

2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создавать. — М., 1991. - 169 с.

3. Ларионова И.А. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель - ученик»: Автореф. дис. ... канд. пед. наук /И.А. Ларионова. — Екатеринбург, 1996. — 25 с.

4. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учеб.- метод. пособие. — М., 2001. — 188 с.

5. Смирнова Л.В. Генезис феномена «ситуация успеха» в истории отечественной педагогики: Дис. .канд. пед. наук. /Л.В. Смирнова. - Екатеринбург, 2001. — 218 с.

6. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. — М., 1998. — 249 с.

7. Ястребов В.В. Ситуация успеха как средство формирования мотивации достижения у подростков: Дис. .канд. пед. наук. /В.В. Ястребов. — Волгоград, 2004. — 208 с.

КИСЕЛЕВА Юлия Алексеевна, аспирант.

Дата поступления статьи в редакцию: 10.11.2007 г. © Киселева Ю.А.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.