УДК 37 ББК 74
Чиркова Елена Владимировна
преподаватель Астраханский социально-педагогический колледж
г. Астрахань Chirkova Elena Vladimirovna Lecturer
Astrakhan Socio-Pedagogical College Astrakhan
Подготовка будущих педагогов к созданию ситуации успеха Future Teacher’s Training for Success Situation Creating
В статье рассматривается вопрос о развитии профессиональной направленности будущих педагогов. В основе данной проблемы автор видит отрицательное или неопределенное отношение к профессии,
несформированность уверенности в себе как субъекте педагогической деятельности. Решение данной проблемы автор видит в создании ситуации успеха в процессе обучения.
The matter of future teachers’ professional development is considered in this article. At the heart of this problem the author sees the negative and indefinite attitude of the students to their future profession, their self-confidence as the subjects of pedagogical activity is not formed yet. The solution of this problem the author sees in creating the situation of success during training process.
Ключевые слова: Успех, ситуация успеха, профессиональная
направленность, уверенность в себе.
Key words: success, situation of success, professional direction, selfconfidence.
Политические и социальные преобразования в обществе, формирование рыночных механизмов и новых сфер деятельности поставили молодежь перед необходимостью сознательного выбора собственной позиции, целей и средств самоосуществления в быстро изменяющихся условиях жизни, нахождения своего места в мире профессий, осмысления социально-профессиональной роли, ценностного отношения к труду. Зачастую профессиональное становление рассматривалось педагогикой и психологией в контексте выбора профессии. Однако актуальным является его исследование как длительного процесса развития личности во взаимодействии объективных и субъективных факторов в ходе подготовки профессионала. Современные требования профессионального образования ориентируют студентов на самостоятельное присвоение ценностей, поиск личностного смысла в осваиваемой профессии, формирование индивидуального стиля деятельности, построение
профессиональных перспектив, что актуализирует необходимость профессионального становления.
По мнению многих педагогов и психологов, сложность осуществления данного процесса заключается в том, что увеличивается количество студентов, имеющих неопределенные ценностные представления об осваиваемой специальности; слабо выраженные социально-профессиональные навыки анализа информации о рынке труда и осуществления субъективной избирательности в способах выбора и освоения
профессии. Данный аспект проявляется при подготовке будущих педагогов, задачей в деятельности которых является формирование способности подрастающего поколения к достижению успеха в жизненном и профессиональном становлении.
В настоящее время особенно остро стоит проблема обеспечения дошкольных образовательных учреждений профессиональными педагогическими кадрами, способными к эффективному решению воспитательно-образовательных задач. Сложность решения данной проблемы на современном этапе обусловлена многими социально-экономическими факторами.
Воспитательно-образовательная работа в детском саду базируется на ключевых позициях гуманизации целей и принципов педагогической работы с детьми. Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером общения и взаимодействия взрослого с ребенком. Анализ исследований показывает, что особенности взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста влияют на психо-эмоциональное и личностное развитие ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и др.); тип отношений к детям и стиль руководства ими определяют взаимоотношения в детском обществе, его структуру, обеспечивают состояние удовлетворенности и психологического комфорта детей в детском саду (Л.Н. Башлакова, Н.А. Березовий, Я. Л. Коломинский, В. Д. Калишенко, А.Б. Николаева и др.). Поэтому у воспитателей, организующих взаимодействие с детьми, должны быть сформированы профессионально значимые личностные качества, теоретические и практические знания, умения и навыки,
мотивационно-ценностные отношения, определяющие профессиональную готовность к взаимодействию, основанному на индивидуальном подходе к ребенку, и успешность его осуществления.
Практика показывает, что, с одной стороны, повышаются требования к педагогу - воспитателю, работающему с маленьким ребенком, подчеркивая социальную значимость и востребованность его профессии, а, с другой стороны, - низкий уровень профессиональной готовности воспитателей к взаимодействию с детьми. Отсюда возникает значимость проблемы формирования у будущих воспитателей готовности к взаимодействию с детьми как условия эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса, повышения профессионального мастерства, гуманизации и сотрудничества с детьми, родителями, коллегами.
В системе профессионального образования большое внимание уделяется среднему звену, которое находится в тесном взаимодействии со сферой труда и направлено на подготовку специалистов-практиков, способных эффективно реализовывать непосредственно сам процесс деятельности. Именно этот образовательный уровень призван обеспечить подготовку практикоориентированных специалистов в сфере дошкольного образования.
Активизация процесса формирования готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми способствует комплекс педагогических условий, включающий: активное использование форм, методов и средств,
обусловливающих эффективное формирование компонентов готовности; специальное обучение студентов технологии взаимодействия с детьми; целенаправленное руководство со стороны методиста по педпрактике.Все выше сказанное, привело к осознанию необходимости педагогической помощи студенту в формировании готовности к созданию ситуации успеха в работе с дошкольниками.
Много говорят о значении ситуаций успеха, а готовы ли учителя работать так, чтобы не навредить ребенку? Как сделать обучение интересным? Какова роль ситуации успеха? Знают ли они приемы создания ситуаций успеха? Если знают, то, как часто применяют их на практике? На эти и другие вопросы мы постараемся дать ответы в нашем исследовании.
В последнее время достаточно изучено значение мотива достижения успеха, влияющего на активность субъекта в овладении знаниями. В педагогике категории «успех» и «ситуация успеха» исследовались А.С. Белкиным, Е.В. Коротаевой, А.А. Реаном, Н.Е. Щурковой, В.Ю. Питюковым. Психологи Ф. Хоппе, Д. Маккеланд утверждают, что стремление к успеху или мотив его достижения является важным фактором освоения профессии, так как способствует достижению эффективных результатов в любом виде деятельности. Субъект, мотивированный на успех, обладает большей настойчивостью при достижении цели, социальной смелостью, способностью к построению карьеры.
Педагогами в практике среднего педагогического профессионального образования (колледжа) используется технология создания ситуации успеха. Однако анализ полученных результатов позволил выявить, что неоднократно повторяющийся успех может вызывать деформацию развития личности. Преодоление данного феномена осуществлялось с помощью ситуации неуспеха, так как эмоции неудовлетворенности ориентируют к переосмыслению «Я-образа» и имеющегося опыта, к преодолению трудностей в ходе освоения социально-педагогической деятельности. Между тем и часто переживаемый неуспех приводит к снижению мотива достижения успеха, желанию прекратить освоение профессиональной деятельности, так как позволяет студенту полагать, что он малоспособен к ней.
Современная образовательная ситуация в системе образования характеризуется актуализацией проблемы создания особых условий для развития и проявления успешности будущих педагогов. Это связано, в первую очередь, с необходимостью потребность современного общества в подготовке целеустремленных, активных, творческих, успешных педагогов.
Таким образом, если определить главный смысл подготовки будущих педагогов, то он состоит в том, чтобы создать каждому студенту ситуацию успеха, которая способствует развитию уверенности в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости. Создание ситуации успеха начинается с отношения к студенту как к личности, что предусматривает способность и умение педагога ставить себя в положение
студента, проникаться его состояниями, чувствами. Другими словами, правильно организованная система подготовки будущих педагогов представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развивать или сформировать потребности и способности каждого студента, что в конечном итоге позволяет сделать более успешной, результативной и эффективной деятельность, которая является значимой для него.
Выяснив, важность использования ситуации успеха, перейдем к рассмотрению некоторых типов ситуаций успеха, которые используются наиболее часто в практической деятельности.
1. Неожиданная радость - это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности воспитанника превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость -это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога. Педагог должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов. Трудно говорить о каких-то специальных приемах создания неожиданной радости. Но что-то общее все-таки существует. Можно выявить определенные закономерности, разработать своеобразные алгоритм педагогических действий.
2. Общая радость состоит в том, что бы воспитанник достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной педагогом или спонтанной, заметной или незаметной.
Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость - это, прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.
3. Радость познания. Нужно вспомнить о мотивах - внутреннего побудителя к деятельности, отражающего потребности личности. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родится без серьезных причин. Ее главное условие - общение. Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы педагога, формирующего радость познания.
Нужно помнить, что: успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается; ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость; ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.
Ситуация неуспеха - это субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому.
Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха, заключается в создании условий личного индивидуального развития ребенка. Вопрос о ее создании не может подниматься педагогом, если им не учитывается перспектива ее перехода в ситуацию успеха, если педагог не верит в своего воспитанника, не питает оптимизма относительно его успеха. Удовлетворение от личностных достижений должно сопровождать его на протяжении довольно значительного периода, возможно, даже стать привычным для него.
Таким образом, невозможно отрицать тот факт, что успешных детей воспитывают успешные взрослые. Люди, занимающиеся педагогической профессией, одной из самых массовых, публичных и социальновостребованных, испытывают на себе особые нагрузки в плане предъявления своих успехов обществу, в связи с тем, что реальный результат педагогической деятельности «оттянут во времени». Но это только одна сторона медали -«внешняя успешность». Мы считаем, что основанием для оценки педагога как успешного, служит гармоничное соотношение внешней и внутренней успешности. Под внутренней успешностью мы понимаем внутреннюю удовлетворенность педагога своей деятельностью и ее результатами.
Современная образовательная ситуация в системе образования характеризуется актуализацией проблемы создания особых условий для развития и проявления успешности будущих педагогов. Это связано, в первую очередь, с необходимостью потребность современного общества в подготовке целеустремленных, активных, творческих, успешных педагогов.
Библиографический список
1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя / А. С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991. - С. 168
2. Бондарь Е. И. Создание ситуации успеха - условие развития одаренной личности / Е. И. Бондарь и др. // Одаренный ребенок. - 2008. - N 3 (май-июнь). - С. 93-99.
3. 3. Питюков В. И. Основы педагогической технологии. - М.: 1997. - С. 20-27
Bibliography
1. Belkin, A.S. Situation of Success. How To Create It: Teacher’s Book / A.S. Belkin. -М.: Education, 1991. - P. 168.
2. Bondar, E.I. Creating a Situation of Success As a Condition of a Gifted Person’s Development / E.I. Bondar, et al. // Gifted Child. - 2008. - № 3 (May-June). - P. 93-99.
3. Pityukov, V.I. Bases of Pedagogical Technology / V.I. Pityukov. - М., 1997. - P. 20-27.