Научная статья на тему 'Роль системы образования в социально-экономическом развитии Хабаровского края'

Роль системы образования в социально-экономическом развитии Хабаровского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕФОРМЫ / EDUCATIONAL REFORM / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE COMPONENT OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / REGIONAL COMPONENT / КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / FEDERAL ACADEMIC STANDARDS OF GENERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поличка Нина Петровна

Реформы, которые проходят в стране, требуют от граждан усвоения новых знаний и умений: управлять своей недвижимостью (собственным домом или квартирой в многоквартирном доме); инвестировать свои пенсионные накопления, чтобы обеспечить достойную старость; получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде; владеть основами информационной безопасности, финансовой грамотности, самозанятости; сохранять своё здоровье и т. д. Для этого необходима новая система непрерывного просвещения населения и адаптации его к новым условиям жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the educational system in the socio-economic development of Khabarovsk krai

The reforms being held in our country demand that citizens should get new knowledge and skills: to manage their own property (a house or apartment in a block of flats); to invest their pension savings to provide a decent old age; to get state-owned and municipal services in the electronic form; to know the grounds of information security, financial literacy and self-employment; to build up your health, etc. This requires a new system of continuous education of the population and its adaptation to the new conditions of life.

Текст научной работы на тему «Роль системы образования в социально-экономическом развитии Хабаровского края»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 1 (08). Март 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 37.014.5:37.018.2:332.145(571.62X045)

ББК 74.200 : 65.497-4 : 65.012.2

П508

Н. П. Поличка Хабаровск, Россия

РОЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Реформы, которые проходят в стране, требуют от граждан усвоения новых знаний и умений: управлять своей недвижимостью (собственным домом или квартирой в многоквартирном доме); инвестировать свои пенсионные накопления, чтобы обеспечить достойную старость; получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде; владеть основами информационной безопасности, финансовой грамотности, самозанятости; сохранять своё здоровье и т. д. Для этого необходима новая система непрерывного просвещения населения и адаптации его к новым условиям жизни.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, образовательная составляющая реформы, государственные образовательные стандарты общего образования, региональный компонент, компонент образовательного учреждения.

N. P. Polichka Khabarovsk, Russia

THE ROLE OF THE EDUCATIONAL SYSTEM IN THE SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF KHABAROVSK KRAI

The reforms being held in our country demand that citizens should get new

knowledge and skills: to manage their own property (a house or apartment in a block

of flats); to invest their pension savings to provide a decent old age; to get state-

owned and municipal services in the electronic form; to know the grounds of infor© Поличка H. П., 2016

mation security, financial literacy and self-employment; to build up your health, etc. This requires a new system of continuous education of the population and its adaptation to the new conditions of life.

Key words: socio-economic development, educational reform, Federal academic standards of general education, the regional component, the component of the educational institution.

Реформы, которые проходят в стране, требуют от граждан усвоения новых знаний и умений. В частности, нам предлагают:

- управлять своей недвижимостью (собственным домом или квартирой в многоквартирном доме);

- инвестировать свои пенсионные накопления, чтобы обеспечить достойную старость;

- получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде;

- владеть основами информационной безопасности, финансовой грамотности, самозанятости;

- сохранять своё здоровье и т. д.

Таким образом, большинство реформ, которые сегодня осуществляются в стране, имеют «образовательную составляющую».

В принципе здесь ничего нового нет, потому что всегда реформы требовали от граждан овладения новыми знаниями и умениями. Традиционно, до перестройки, эта задача решалась в трудовых коллективах, где осуществлялась экономическая, политическая, партийная, комсомольская, профсоюзная учёбы, которые обеспечивали лекторы крайкомов партии, общества «Знание» и т. д. То есть, принималось «постановление партии правительства» и буквально через неделю лекторы этих организаций уже «мчались по стране и трудовым коллективам» + подключались ещё средства массовой информации. А для руководителей организаций ещё существовали Университеты марксизма-ленинизма, Высшие партийные школы, которые также транслировали новые знания, нужные для реализации реформ, осуществляемых Правительством. И эта система

работала достаточно успешно, в результате чего практически все граждане были в курсе всех изменений, которые проводились в стране.

Однако сегодня вся эта система разрушена, и нет никаких инструментов, кроме средств массовой информации, для трансляции новых знаний и умений в народ. А задача трансляции новых знаний в народ как была, так и осталась, и решать её нужно.

Очевидно, что «в одну реку дважды не войдёшь», поэтому, ни о каком возрождении различных видов учёбы в трудовых коллективах для продвижения государственных реформ и подготовки граждан к жизни в новых условиях, говорить не приходится. А потому необходимо искать какие-то другие средства. Причём, эти средства должны быть достаточно разветвленными и позволять дотянуться до максимально большого количества людей. Это могут сделать только какие-либо сети организаций.

Мы провели анализ существующих сегодня сетей организаций, которые непосредственно контактируют с народом. Есть СМИ, но сегодня они работают только на хозрасчете. Они не могут «дотянуться» до максимального количества людей, потому что, если мне что-то не нравится, я просто выключаю телевизор. Есть ещё сеть учреждений культуры. Это Дома культуры, библиотеки, которые сегодня распространяются вплоть до сельских местностей. Есть сеть приходов Русской православной церкви, которые могли бы по некоторым направлениям деятельности служить транслятором знаний. Есть крупные банки, например, Сбербанк, который сегодня ставит во всех своих филиалах точки доступа к Интернету, где можно подключаться к различным вебинарам. Есть органы местного самоуправления.

Но самая разветвлённая сеть - это система образования, и, в первую очередь, школы, потому что через школу проходят все. При этом, если грамотно формулировать домашнее задание для школьников, то, в принципе, можно дотянуться и до всех членов их семей, чтобы знания, которые мы хотим передать школьникам, транслировались ещё и в семью. Поэтому из всех этих сетей, которые наиболее эффективно могут решать задачу трансляции новых знаний и

умений в народ, мы считаем систему образования и, в первую очередь, школу, потому что, как говорил С. Михалков: «Сегодня дети, завтра народ».

Кстати, во многих книжках по управлению написано, что вкладывание в систему образования дает достаточно большой и устойчивый эффект, но не сразу, а по прошествии пяти-шести лет. Несмотря на это, вложение в детей и в молодёжь используется даже в бизнесе в качестве успешных маркетинговых стратегий. В частности, так сделала компания Макдональдс, которая в качестве главной идеи для своего продвижения провозгласила: «Продай ребёнку - продашь всей семье». И результат распространения этой компании по миру мы сегодня все видим.

Для продвижения государственных реформ и подготовки граждан (детей и членов их семей) к жизни в новых условиях в общеобразовательной школе имеются достаточно широкие ресурсы. А именно: примерный учебный план старшей школы (10-11-й класс), который ещё несколько лет будет служить основой для построения учебного процесса, имеет федеральный компонент, региональный компонент и компонент учебного заведения. Задача регионального компонента и компонента образовательного учреждения состоит в том, чтобы приблизить процесс образования школьников к потребности региона, где осуществляется это обучение, а также к потребностям личности. И это огромный ресурс в 740 часов за два года (29 % учебного плана), за которые можно подготовить к жизни не только школьников, но и передать необходимые знания в народ, используя этот ресурс.

Примерный учебный план старшей школы (10-11 кл.) для универсального обучения (непрофильное обучение)

Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения %

I. Федеральный компонент 51 71%

II. Региональный (национально-региональный) компонент (по усмотрению субъекта Российской Федерации 4 (140 часов за 2 года ) 5,5%

III. Компонент образовательного учреждения Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность 17 (600 часов за 2 года) 23,5%

ИТОГО 72 100%

Рис. 1 Примерный учебный план старшей школы (10-11 кл.)

В частности, с 2011 г. мы внедряем в школах края курс «Основы самозанятости и предпринимательства», который, на мой взгляд, очень важен для любого гражданина, живущего в рыночной экономике, а потому это знание должно в перспективе стать базовым и войти в федеральный компонент. Объем этого курса всего 36 часов, то есть 1 час в неделю в 10-м или в 11-м классе.

Обращаю ваше внимание, что ресурс, о котором мы сейчас говорим, уже оплачен бюджетом, поэтому никаких дополнительных средств на реализацию идеи вовлечения школы в просвещение народа сегодня не требуется. Конечно, для того чтобы внедрять в рамках регионального и школьного компонентов какие-то новые учебные дисциплины, курсы, краткосрочные программы, необходимо провести краткосрочное обучение учителей. Но на это тоже всегда есть запланированные в региональных бюджетах средства на повышение квалификации педагогических работников и необходимо, чтобы просто курсы с такой тематикой появились в госзадании региональных Институтов развития образования или других организаций, способных провести такое обучение. Одним словом, для того чтобы система образования стала проводником реформ, осуществляющихся в стране в целом и в регионах, нужна только полити-

ческая воля руководства страны и руководства регионов. Необходимо в рамках федерального компонента или, как минимум, регионального компонента, который надо возвращать в законодательство и в полномочия органов государственной власти субъектов федерации, формировать новые учебные дисциплины, соответствующие реформам, осуществляющимся в стране.

На данной «ромашке» обозначены основные реформы, имеющие «образовательную составляющую» и требующие от народа новых знаний, умений. Зелёным цветом выделены учебные курсы, которые сегодня уже построены и в экспериментальном режиме внедряются в школах края. И нужна только политическая воля, чтобы они тиражировались в более глобальном масштабе. Жёлтым цветом показана новая дисциплина «Финансовая грамотность», к внедрению которой мы приступаем в этом году.

Рис. 2 Реформы и задачи социально-экономического развития с образовательной составляющей

Кратко о построенных и внедряемых в Хабаровском крае курсах.

Межпредметный курс «Основы самозанятости и предпринимательства», который мы построили в 2011 -м году. Построен курс с педагогами Гимназии № 3 г. Хабаровска и там же внедрялся в экспериментальном режиме. Затем он тиражировался в ПТУ и техникумы, распространяется по другим школам и, на наш взгляд, имеет очень хорошие результаты по внедрению этого курса.

Курс «Основы участия молодёжи в общественной жизни». В рамках этого курса дети знакомятся с местным самоуправлением как с основой демократического государства через изучение практики решения вопроса местного значения (задачи местной власти) «организация мероприятий по работе с детьми и молодёжью» в своём муниципальном образовании.

Таблица 1

Тема 1 Россия - демократическое государство

+

Тема 2 Местное самоуправление как основа демократического государства

7

+

Тема 3 Молодежь и ее правовой статус в современном демократическом обществе

7

+

Тема 4 Участие молодежи в жизни местного сообщества

15

+

Тема 5 Решение молодежных проблем силами

молодых людей путем социального проектирования

10

+

Тема 6 Взаимодействие старшеклассников с государственно-общественными органами

управления образовательным учреждением по

5

решению проблем школьной молодежи

Тема 7 Правовое обеспечение государственной молодежной политики в России

3

+

Тема 8 Взаимодействие молодежи с органами государственной власти по проблеме разработки и принятия молодежной политики

14

+

Об этой задаче местной власти можно очень легко рассказывать детям и молодёжи, потому что «это про них». У детей возникает большой интерес к данной теме, они с удовольствием идут на публичные слушания для того, чтобы посмотреть, какие мероприятия планируются, какие бюджетные средства выделяются на их осуществление. Они с большим интересом знакомятся с соответствующими структурами в органах местного самоуправления, которые занимаются этой работой. Поэтому особых проблем с мотивацией здесь нет.

В том же курсе есть ещё две темы: участие молодёжи в жизни местного сообщества и социальное проектирование, которые также вызывают большой интерес детей, потому что перед ними ставится задача - придумать решение проблемы, которую ты сам сформулировал. То есть, допустим, ты в чём-то недоволен жизнью вокруг себя, что-то тебе в ней не нравится, вот и придумывайте, что с этим делать. В результате, дети сами ставят себе задачи и сами придумывают решения. И решения бывают достаточно нетривиальные. Я раз в год хожу на защиту таких социальных проектов, и каждый раз у меня культурный шок, потому что никакие взрослые не могли бы придумать такие решения, которые сегодня могут придумать дети. Поэтому в этой работе развиваются творческие умения, дети вовлекаются в жизнь местных сообществ и начинают понимать, что их качество жизни зависит, в первую очередь, от них самих.

Следующий курс, который у нас развивается достаточно активно - «Новая профориентация». Он, с одной стороны, инициирован Посланием Президента

РФ 2013-го года, в котором неожиданно Президент сказал, что нужно возрождать в школах профориентацию. А с другой - моим внуком, который однажды пришёл и спросил меня: «Кто такие секретарь-машинистка и председатель профсоюзного комитета?». Как выяснилось, их класс водили в Центр занятости и тестировали по профдиагностике по программе 1992 г. и там, соответственно, были такие профессии.

Рис. 3 Система профориентации в образовательных организациях В результате, мы занялись всей проблематикой профориентации и начали с профдиагностики. Выяснилось, что самая современная на сегодня система профдиагностики - это система, разработанная в Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии» Московского госуниверситета. Мы направили туда специалиста, который обучился и получил сертификат, а компания «Мегафон» помогла нам купить первую программу по профдиагностике. В итоге мы построили первый блок в нашей новой системе. Но оказалось, что его невозможно просто так передать на внедрение в школы, потому что диагностика детей проходит в индивидуальном порядке, желательно с родителями, и не всегда школьному психологу родители могут рассказать какие-то тонкости в ситуациях со своим ребёнком. Поэтому наиболее эффективное решение - это суще-

ствование Независимых центров профдиагностики, с которыми школа заключает договоры. Мы создали такой центр, который сегодня работает в Хабаровске и по заказам непосредственно граждан либо конкретных организаций мы выезжаем и осуществляем такую диагностику.

Второе направление профориентации - это подготовка к работе по найму. Это то традиционное, что всегда было в школе, а именно: водили детей на экскурсии на конкретные предприятия, ходили на ярмарки вакансий, в центры занятости и так далее. Мы ничего из этого не убираем и не отвергаем. Пусть всё остаётся. Но в рамках этого блока мы ещё включили задачу по анализу ситуации на рынке труда, которую решат сами дети в ходе самостоятельной аналитической работы. Это сегодня сделать достаточно просто, потому что вся информация открыта и на сайтах федеральных и региональных служб занятости. Собирается и систематизируется вся информация о рынке труда, и детям просто нужно показать, как можно пользоваться этой информацией. И, в результате, они сами могут провести такой анализ с помощью современных информационных технологий по любой специальности, которая их интересует и в любой территории, которая их интересует.

В чем суть анализа? Допустим, детям дается задание проанализировать ситуацию на рынке труда своего региона. Его задача - выйти на сайт службы занятости, зайти в раздел вакансии и просто скачать оттуда все вакансии, которые сегодня существуют и там обозначены. Это достаточно большой массив информации, если речь идет, например, о крае - примерно 20 страниц текста. Там какие-то вакансии в единичном масштабе (один-два), а где-то требуется достаточно большое количество специалистов.

Поэтому перед учащимися ставится задача: выбрать из этого массива «горячую десятку» - наиболее востребованные на сегодня профессии. Причем, можно зайти в любую из этих профессий, «дотянуться» до конкретной организации, которая объявляет эту вакансию, и выяснить все условия, которые предлагает эта организация.

Как правило, у детей в результате этой работы наступает культурный шок, потому что там не то, что у них в голове по поводу востребованных профессий. Это не те профессии, в которых они хотят получать профессиональное образование, а по тем, которые им интересны, указанные зарплата и условия работы их не устраивают. И тогда у детей возникает мысль: уехать в Питер, в Москву _ В этом случае даётся аналогичная задача о рынке труда, но теперь уже того региона, куда они хотят уехать. А в результате получается картина, аналогичная ситуации на рынке труда Хабаровского края, но ещё с большим уровнем конкуренции. Эту же информацию мы предлагаем и родителям на родительских собраниях в 10-м и 11-м классе, когда они, совместно со своими чадами, пытаются определиться, куда пойти учиться.

Данная технология позволяет без какого-либо давления на детей, а просто путём предоставления информации к размышлению, которую они сами и добыли, заставить задуматься детей и их родителей о будущей трудовой деятельности. Данный блок профориентации сегодня апробирован на уроках информатики, экономической географии, обществознания, везде проходит успешно и вызывает большой интерес у школьников, поскольку заставляется задуматься над полученными результатами в контексте миграционных намерений школьников и их родителей.

Зачастую, то, что сегодня востребовано на рынке труда в качестве наёмного труда, детей не устраивает, то, чем бы они хотели заниматься сегодня, не нужно на рынке труда. Однако это не значит, что ты не можешь себя реализовать в профессии, которая тебе по душе. Это говорит только о том, что место наемного специалиста ты не найдёшь, и поэтому тебе нужно готовиться к самозанятости, если ты всё-таки собираешься заниматься тем видом деятельности, которая тебе нравится. Таким образом, задача школы - рассказать детям о другой стратегии трудовой деятельности: о самозанятости и предпринимательстве. Поэтому, с нашей точки зрения, система профориентации должна быть сегодня дополнена блоком «Подготовка к самозанятости». Причём в коммерческой деятельности и в некоммерческом секторе, поскольку некоммерческая деятель-

ность сегодня тоже очень востребована. Эти курсы существуют, и на сегодняшний день сформировался достаточно интересный и успешный опыт их преподавания.

В частности, по заказу Министерства образования и науки Хабаровского края уже второй год новую профориентацию «в такой упаковке» через специальную подготовку учителей мы внедряем в школах, находящихся в местах компактного проживания коренных малочисленных народов. Там сегодня достаточно высокий уровень безработицы, нет предприятий, которые бы принимали в качестве наемных специалистов людей, которые живут на этих территориях. И поэтому население надо готовить к самозанятости, так как для самозанятости там непочатый край возможностей. В частности, это развитие традиционных видов деятельности, которые должны осуществляться на условиях самозанятости. Второе, надо развивать систему бытового обслуживания, которая сегодня полностью разрушена в этих поселениях. То есть, подстричься, пошить, отремонтировать,... там сегодня громадная проблема. А это тоже возможности для самозанятости и малого предпринимательства.

Но этому никто сегодня не учит ни взрослых, ни детей. Поэтому идея обучению самозанятости детей, которые обучаются в школах, находящихся в местах компактного проживания коренных малочисленных народов, может так же иметь достаточно хороший экономический эффект.

Традиционно, когда мы говорим детям о профориентации, мы ориентируемся на те справочники профессий, которые издаются и предлагаются детям, где и на какую профессию можно обучиться. Но есть ещё достаточно большой контингент детей с ограниченными возможностями, для которых типовые справочники «Куда пойти учиться» не подходят, им нужны специализированные.

Два года назад мы реализовали проект по проблемам развития глухих и слабослышащих детей, в ходе которого собрали информацию о тех профессиях, которыми могут овладеть эти дети, и где этим профессиям можно научиться. В результате проведённого анализа была подготовлена и опубликована брошюра,

в которой описаны эти профессии и города, где можно получить такое образование. Попутно выяснилось, что на Дальнем Востоке нет учреждений профессионального обучения, специализированных для глухих и слабослышащих детей. Это означает, что:

- либо им надо ехать в другие территории и там получать профессию;

- либо учиться в обычных учебных заведениях по этим специальностям, но с помощью сурдопереводчика.

Однако по законодательству у нас положено только 20 часов сурдоперевода на каждого ребенка, которых очевидно не хватит для получения профобразования. Таким образом, либо надо формировать группы из таких детей, что позволит собрать необходимое количество часов для сурдоперевода, либо ставить вопрос об увеличении гарантированного государством количества часов для сурдоперевода в контексте получения профессионального образования для глухих и слабослышащих детей.

Следующий курс, который разработан и внедряется в ряде школ края - это «Здоровое питание школьников». Задача сохранения здоровья нации через пропаганду здорового образа жизни, в том числе обеспечения здорового питания, поставлена во всех стратегических документах. Вместе с тем, в школьных курсах биологии, химии и т. д. этой теме отводится не более 10 часов за 11 лет обучения в школе. Поэтому специалистами ДВНЦМС и Хабаровского государственного медицинского университета был разработан соответствующий курс, создан сайт, установлены контакты с федеральными министерствами и благотворительными организациями (компания «Нестле» предоставляет большое количество методических и ученых материалов, по которым учатся дети) и т. д.

Ещё одна задача - обеспечение финансовой грамотности населения. 28 августа 2015 года в газете Коммерсант была опубликована статья «В какой экономической реальности живут россияне», которая очень чётко описала существующую проблему: «Земля стоит на трех слонах, мыши самозарождаются в сыре, в болоте живет кикимора - такими были бы представления россиян об окружающем мире, если бы они были на том же уровне, на каком находятся их

представления об экономической реальности. Они верят в рубль, недвижимость и знать не хотят о налогах и обязательствах государства».

Осознавая эту проблему, Министерство финансов Российской Федерации 2 года назад инициировало проект «повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансовой грамотности в Российской Федерации», который сегодня реализован в пилотном режиме в ряде регионов страны. Но, уже начиная с 2015 года, он переходит в режим тиражирования не в пилоте, а по заявкам регионов. Поэтому мы провели соответствующие встречи с Министерством финансов Хабаровского края, предложили им совместно начать реализацию этого проекта и получили добро. Сегодня мы разрабатываем новый проект и приглашаем школы края к участию в нём.

Если в предыдущих курсах нам приходилось самим разрабатывать содержание обучения, то здесь ничего разрабатывать не нужно. Есть 2 программы, они рассчитаны для детей и для взрослых (особенно пенсионеров, поскольку они в наибольшей степени страдают от своей финансовой безграмотности) и для них разработан огромный пакет учебных материалов. Кроме того, мы подготовили двух специалистов в Московском Институте планирования финансов, который является оператором этого проекта по подготовке региональных тьюторов, и готовы к началу реализации проекта.

Данные проекты доказывают, что система образования сегодня может и должна рассматриваться как один из главных ресурсов развития человеческого потенциала и социально-экономического развития села, района, города, региона, страны. А потому надо перестать смотреть на неё только как на расходную статью бюджета. Но это возможно только в том случае, если мы ее сделаем таковым ресурсом, потому что сегодня основное содержание школьного образования сконцентрировано в федеральном компоненте, а он, как выясняется, никакого отношения к решению проблем развития страны почти не имеет.

Заметим, что осознание роли образования в развитии страны было даже после октября 1917 года, в годы Гражданской войны и разрухи государства. Об

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

этом свидетельствуют слова Н. К. Крупской «Капитализм с самых первых шагов встал лицом к лицу с необходимостью дать рабочим массам хотя бы элементарную грамотность: без этого трудно было управлять массами, регулировать их труд, правильно инструктировать их, нельзя было наладить жизнь крупных торгово-промышленных центров. Капиталисты поняли, что грамотность масс — одно из условий успешного развития крупной промышленности. И, поняв это, приняли все меры к тому, чтобы добиться поголовной грамотности... А мы? Мы ведь не какая-нибудь буржуазная страна. Мы держим руль на коммунизм, хотим перестроить всю жизнь по-новому... Но поняли ли мы, что всеобщая грамотность — необходимое условие развития крупной промышленности, необходимое условие для первых шагов по пути к социализму?» и принятые в 1919 и 1920 гг. Декреты Совнаркома РСФСР.

Яркие подтверждения тому, что образование может являться главным ресурсом развития страны, есть и в мировой практике, о чём говорил Майкл Мил-кен (американский финансист, филантроп, занимается поддержкой образования, здравоохранения), который приезжал в Россию на форум в 2012 году. В своём выступлении он сравнил Сингапур и Ямайку, которые были абсолютно одинаковыми, когда получили независимость от Англии, то есть доход на душу населения одинаковый, и географические, и экономические условия одинаковые. Но Ямайка сосредоточились на использовании природных ресурсов и туризма, а Сингапур видел свое будущее в образовании граждан и поддержке лучших и самых умных жителей. И сегодня, по прошествии лет, мы можем видеть результаты реализации той и другой стратегии. Конечно, никому сегодня не придет в голову сравнивать эти страны, потому что ВВП на душу населения в Сингапуре превышает показатели США. Из этого можно сделать вывод, что все-таки будущее любой страны основано на образовании людей. Таким образом, содержание образования, то есть обучение и воспитание должны соответствовать приоритетам социально-экономического развития страны. Это совершенно очевидный вывод из того, что сказал Майкл Милкен.

В противном случае, все будет как в интермедии Райкина: «Забудьте школу, как кошмарный сон, вас там учили всему чему угодно, только не тому, чему надо».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.