Научная статья на тему 'Новая профориентация как средство изменения миграционных настроений молодых дальневосточников'

Новая профориентация как средство изменения миграционных настроений молодых дальневосточников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТТОК МОЛОДЁЖИ / YOUTH OUTFLOW / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL DIAGNOSTICS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / CAREER CHOICE / РАБОТА ПО НАЙМУ / EMPLOYMENT / РЫНОК ТРУДА / LABOUR MARKET / ПОДГОТОВКА К САМОЗАНЯТОСТИ / SELF-EMPLOYMENT PREPARATION / БИЗНЕС-ПРОЕКТЫ / BUSINESS PROJECTS / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / AND SOCIAL PROJECTS / VOCATIONAL-ORIENTED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поличка Н.П.

В статье предлагается новая система профориентации учащихся, основной целью которой является уменьшение оттока молодёжи из регионов Дальнего Востока. Для этого в систему включены три блока: профессиональная диагностика, подготовка к работе по найму и подготовка к самозанятости. В ходе обучения учащиеся самостоятельно анализируют ситуацию на рынке труда как дальневосточных, так и других регионов. А результатом изучения основ самозанятости являются бизнес-проекты и социальные проекты учащихся, основанные на региональной дальневосточной специфике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW VOCATIONAL-ORIENTED EDUCATION AS A MEANS OF THE YOUTH'S MIGRATORY MOOD IN THE FAR EAST

The article offers a new system of students' vocational-oriented education which aims to reduce the youth outflow from the Far East regions. For this purpose three clusters are included into the system: professional diagnostics, employment and self-employment preparation. While training the students on their own analyze the situation at the labour market in both Far Eastern regions and other ones. The result of studying of self-employment bases are business projects and students' social projects considering the Far Eastern regional specific character.

Текст научной работы на тему «Новая профориентация как средство изменения миграционных настроений молодых дальневосточников»

Международный информационно-аналитический журнал «CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (06). Сентябрь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК [37.048.45+331.548:374.32]: [331.556.2:159.942.5(571.6)]

ББК 74.200.52+65.248

П508

Н. П. Поличка Хабаровск, Россия

НОВАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ИЗМЕНЕНИЯ МИГРАЦИОННЫХ НАСТРОЕНИЙ МОЛОДЫХ ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКОВ

В статье предлагается новая система профориентации учащихся, основной целью которой является уменьшение оттока молодёжи из регионов Дальнего Востока. Для этого в систему включены три блока: профессиональная диагностика, подготовка к работе по найму и подготовка к самозанятости. В ходе обучения учащиеся самостоятельно анализируют ситуацию на рынке труда как дальневосточных, так и других регионов. А результатом изучения основ самозанятости являются бизнес-проекты и социальные проекты учащихся, основанные на региональной дальневосточной специфике.

Ключевые слова: отток молодёжи, профессиональная ориентация, профессиональная диагностика, выбор профессии, работа по найму, рынок труда, подготовка к самозанятости, бизнес-проекты, социальные проекты.

N.P. Polichka Khabarovsk, Russia

NEW VOCATIONAL-ORIENTED EDUCATION AS A MEANS OF THE YOUTH'S MIGRATORY MOOD IN THE FAR EAST

The article offers a new system of students' vocational-oriented education which aims to reduce the youth outflow from the Far East regions. For this purpose three

© Поличка Н. П., 2015

clusters are included into the system: professional diagnostics, employment and self-employment preparation. While training the students on their own analyze the situation at the labour market in both Far Eastern regions and other ones. The result of studying of self-employment bases are business projects and students' social projects considering the Far Eastern regional specific character.

Key words: youth outflow, vocational-oriented education, professional diagnostics, career choice, employment, labour market, self-employment preparation, business projects, and social projects.

Начиная с 2012 года, пенсионного возраста достигло многочисленное поколение 50-х годов, а в трудоспособный возраст вступает малочисленное поколение 90-х годов. В связи с этим с 2013 года в регионах Дальневосточного федерального округа начинается стремительное сокращение экономически активного населения, что уже приводит к проблемам обеспечения рабочей силой как существующих, так и вновь создаваемых рабочих мест. Численность выходящих на рынок труда покрывает лишь половину от численности выходящих на пенсию, что составляет примерно 350-400 тыс. человек.

При этом по данным статистики Дальний Восток продолжает стремительно терять своё население, значительную долю среди выезжающих составляет молодёжь в возрасте от 18 до 30 лет, которая родились на Дальнем Востоке и получила здесь хорошее образование. А её место занимают мигранты из стран ближнего и дальнего зарубежья с низким уровнем образования.

Проведённый по заказу Дальневосточного научного центра местного самоуправления в 2010 году анализ настроений миграционной молодёжи Хабаровского и Приморского краёв показал, что почти половина студентов не имеют желания постоянно жить и работать на территории своего проживания. При этом за последние годы ситуация не улучшается и теперь уже до 60-70 % студентов планируют покинуть Дальний Восток. Около 70 % школьной молодёжи в 2010 году были ориентированы на проживание и работу в дальневосточном регионе, но за последние годы количество таких школьников также уменьши-

лось, однако существенный разрыв в миграционных настроениях школьников и студентов пока ещё сохраняется. Это позволяет сделать вывод о том, что задачу закрепления молодёжи на Дальнем Востоке надо начинать решать в школе.

Анализ причин отъезда молодёжи из Хабаровского края в 2010 году показывал, что в качестве основной причины своих миграционных настроений школьники называли «трудно найти работу». В последние годы к этому мнению добавилось ещё «отсутствие перспектив на Дальнем Востоке». И как выяснилось, такие установки являются следствием либо вообще отсутствия в школах профориентационной работы, либо её низкой эффективности. В результате судьбоносное решение о выборе будущей профессии школьники и их родители принимают в полном информационном вакууме, ориентируясь не на перспективы социально-экономического развития региона и муниципалитета, в котором живут, а на моду и собственные идеалистические представления о востребованных на рынке труда профессиях, которые, в большинстве своём, не имеют ничего общего с реальностью. В итоге более 90 % выпускников городских школ делают выбор в пользу «модных» профессий и высшего образования, в то время как на рынке труда доля специалистов с высшим образованием составляет не более 35-45 %.

Высшая школа, поставленная в рыночные условия, отвечает на данный «спрос» соответствующим «предложением» и выпускает специалистов, заведомо обречённых на безработицу. По данным Росстата1 уровень молодёжной безработицы в разы превышает уровень безработицы взрослого населения как в городе, так и на селе.

1 http://www.gks.ru/bgd/free/b04 03/IssWWW.exe/Stg/d05/13a.htm

Рис. 1. Уровень безработицы по возрастным группам и виду поселения

в декабре 2014 года

В декабре 2014 года молодёжь до 25 лет среди безработных составляла 26 %, в том числе в возрасте 15-19 лет - 3,5 %; 20-24 - 22,5 %. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (31,5 %) и 20-24 (13,8 %). По сравнению с декабрем 2013 г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 3 процентных пункта, в возрасте 20-24 - на 1,5 процентных пункта (Рис. 1).

Аналогичная структура безработицы наблюдается и в регионах Дальневосточного федерального округа, что вынуждает молодёжь покидать Дальний Восток, а за молодёжью впоследствии едут и родители.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным государственным образовал

тельным стандартом среднего (полного) общего образования одной из основных целей школы является формирование выпускника «подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества».

2 Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413

Что делать?

Чтобы остановить или, как минимум, уменьшить отток молодёжи с Дальнего Востока необходимо построить новую систему профориентации в образовательных организациях (общеобразовательных и профессионального образования), которая будет:

- ориентироваться на перспективы социально-экономического развития регионов и муниципалитетов Дальневосточного федерального округа;

- демонстрировать перспективы жизни и работы на Дальнем Востоке;

- способствовать осознанному выбору профессии.

Заметим, что задачу «возрождения школьной профориентации» поставил в своём Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года Президент РФ В. В. Путин. Для её решения 25 апреля 2014 года на заседании у Заместителя Председателя Правительства РФ О. Голодец был принят «Комплекс мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии», включающий в себя следующие мероприятия:

1.1 Организация взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере молодёжной политики, органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения и работодателей по вопросам организации работы по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций.

1.6 Сбор и распространение лучших практик, проектов, содействующих профессиональному самоопределению молодёжи (премия «Траектория»).

1.8 Организация проведения Единого дня профессионального самоопределения в общеобразовательных организациях.

Таким образом, предлагаемый подход к изменению миграционных настроений молодёжи может быть актуален не только для Хабаровского края и Дальневосточного федерального округа, но и для любого другого региона страны, в котором наблюдается отток молодёжи.

Новая система профориентации школьников

Представляется, что новая система профориентации в общеобразовательных

организациях должна включать в себя следующие обязательнее блоки (Рис. 2):

Рис. 2. Новая система профориентации в общеобразовательных организациях Охарактеризуем каждый блок данной системы: 1.1 Внедрение современных методик профессиональной диагностики, профессионального просвещения и профессионального консультирования. Сегодня в России существует много различных методик для профессиональной диагностики как детей, так и взрослых. Наиболее эффективными методиками профессиональной диагностики, профессионального просвещения и профессионального консультирования признаны сегодня программные комплексы, информационные материалы и технологии, разработанные специалистами Центра тестиро-

вания и развития «Гуманитарные технологии» Московского государственного университета.

В частности, к их числу относится программный комплекс «Профориента-тор»3, который ориентирован на работу со старшеклассниками (учениками 7-11 классов), рассматривающими вопрос о выборе профессии и соответствующего высшего или среднего специального учебного заведения, а также с выпускниками школ, еще не имеющими опыта работы.

«Профориентатор» позволяет совместить анализ интересов, способностей и личностных качеств учащихся в рамках диагностики их профессиональных склонностей.

1.2 Организация тренингов личностного развития. Тренинги личностного роста - это занятия, которые направлены на увеличение потенциала человека, на раскрытие и совершенствование тех качеств, которые помогают ему добиться успеха в различных областях. Целью тренинга является изменение жизненной позиции на привычные вещи, изменение привычных стереотипов мышления и поведения, которые мешают человеку стать счастливее и успешнее.

2.1 Формирование умения ориентироваться в ситуации на рынке труда своего и других регионов, а также в профессиях, востребованных на рынке труда. Традиционно профориентация в образовательных организациях ориентирует подрастающее поколение только на работу по найму. Для этого старшеклассников водят на экскурсии в центры занятости, на действующие предприятия, они принимают участие в ярмарках вакансий.

Специалисты ДВНЦМС разработали другую педагогическую концепцию образовательной программы для данного блока, которая предполагает выполнение учащимися самостоятельных аналитических работ для изучения ситуации на рынке труда как в регионе своего проживания, так и в других регионах, которые интересны старшеклассникам. Для этого разработан краткий курс, включающий в себя:

3 По материалам Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

- понятие рынка труда; основные субъекты рынка труда; факторы, влияющие на рынок труда;

- рынок труда в территории проживания и в других территориях России: состояние и перспективы развития.

Как показала практика, курс может преподаваться в рамках изучения следующих предметов: информатика, обществознание, экономическая география, экономика и др. При этом данные о состоянии рынка труда в городе и/или регионе учащиеся могут получать из различных источников, размещённых в сети Интернет. Это сайты органов государственной власти России, Хабаровского края и других регионов (Государственная служба статистики по (http://habstat.gks.ru), Государственной службы занятости (http://uprzan.khv.ru/)) и cайты кадровых агентств (Работа в Хабаровске (http://www.rabota27.ru/), Портал SuperJob (http: //habarovsk. superj ob. ru) и др.).

В частности, на сайте Комитета по труду и занятости населения Хабаровского края имеется раздел «Вакансии», в котором фиксируются все заявленные от работодателей вакансии на текущий момент. Для знакомства с ситуацией на рынке труда учащимся даётся задание проанализировать этот раздел и составить «горячую десятку» вакансий. Кроме того, на этом же сайте можно получить информацию о ситуации на рынке труда любого муниципального образования края. При этом, по каждой вакансии «кликом» можно получить ещё информацию как о самой профессии, так и условиях работы в конкретной организации, которая объявила о данной вакансии.

Таким образом, статистические и аналитические материалы, размещенные на данных сайтах, позволяют не только получить информацию о текущем состоянии рынка труда, но также проследить динамику её изменений, а также узнать о специфике каждой профессии, которая сегодня востребована на рынке труда.

Помимо данной информации, в рамках курса, можно ещё предложить учащимся проанализировать стратегии и программы социально-экономического развития региона, федерального округа и страны. В этом случае учащиеся смо-

гут делать краткосрочные и долгосрочные прогнозы изменений на рынке труда в определенной (привлекательной/предпочтительной) профессиональной области, выбранной ими с учетом своих индивидуальных способностей и потребностей.

Для изменения миграционных настроений молодёжи и для более детального знакомства с профессиями, востребованными на рынке труда региона своего проживания, представляется целесообразным изготавливать и показывать школьникам и студентам видеофильмы о приоритетных отраслях социально-экономического развития региона, имеющих следующий типовой сценарий:

- общая информация о приоритетной отрасли (состояние, перспективы развития, основные предприятия);

- на примере одного предприятия отрасли знакомство с устройством и работой предприятия, с перспективами развития, с основными профессиями сотрудников, условиями их работы, социальным пакетом и имеющимися вакансиями (текущими и в перспективе);

- информация об учебных заведениях, где можно получить основные профессии в данной отрасли.

Презентация данной концепции прошла в Институте развития образования Хабаровского края на курсах повышения квалификации педагогов школ в апреле 2014 года и получила высокую оценку слушателей. Многие педагоги выразили желание вести в своих школах такую образовательную программу.

2.2 Информирование об учреждениях профессионального образования, где можно получить профессии, востребованные на рынке труда. Для дидактического обеспечения данного блока могут быть использованы ежегодно издающиеся Справочники для поступающих в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Однако как показала практика, целесообразно готовить информационные материалы, ориентированные на конкретные профессии, востребованные на рынке труда региона, а также для отдельных контингентов учащихся, имеющих специфические способности и (или) возможности.

В частности, НП «Дальневосточные правовые ресурсы» в 2014 году подготовил брошюру «Профессиональное образование для глухих и слабослышащих». В ней даётся описание 30 профессий, в которых могут работать глухие и слабослышащие люди, а также даётся информация об образовательных учреждениях.

3.1 Подготовка к самозанятости в предпринимательской деятельности. В ходе выполнения аналитических работ по изучению ситуации на рынках труда зачастую многие старшеклассники приходят к выводу «Хочу, могу, но не надо!». Это означает, что при подготовке подрастающего поколения к взрослой жизни необходимо познакомить учащихся с другой стратегий трудовой профессиональной деятельности - с самозанятостью и предпринимательством. Люди, самостоятельно обеспечивающие себя работой, могут вести собственное дело в различных отраслях (промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг и т. д.), а также к самозанятым сегодня относятся лица свободных и творческих профессий (писатели, художники, артисты...).

Однако в ходе анализа программ и учебной литературы, рекомендованной сегодня для школы, обнаружилось, что ни один школьный предмет и учебник не даёт знаний об этой второй стратегии профессиональной трудовой деятельности.

Для решения данной проблемы в 2011 году специалистами ДВНЦМС и педагогами в гимназии № 3 г. Хабаровска разработан Межпредметный курс для образовательных организаций «Основы самозанятости и предпринимательства», который с тех пор успешно преподаётся в гимназии. Результатом изучения курса являются бизнес-проекты самозанятости (индивидуального предпринимательства или создания малого предприятия), которые разрабатываются учащимися (иногда совместно со взрослыми) на основе их интересов. При проектировании учащиеся используют знания и умения, полученные при изучении учебных предметов (технология, информатика, биология и т. д.), в системе дополнительного образования, во внеурочной деятельности и (или) в семье.

Как показала практика, преподавать данный курс могут учителя-предметники, которые изъявили желание и прошли повышение квалификации по специальной образовательной программе, разработанной специалистами ДВНЦМС.

После изучения курса выпускники гимназии выходят в самостоятельную жизнь:

- с аттестатом о среднем образовании;

- с бизнес-проектом для предпринимательской деятельности в месте своего проживания.

3.2 Подготовка к самозанятости в некоммерческой деятельности. Для информирования учащихся о возможностях самозанятости в некоммерческом секторе разработан и преподаётся в гимназии № 3 г. Хабаровска практико-ориентированный курс для старшеклассников «Основы участия детей и молодёжи в общественной жизни». Необходимость разработки данного курса продиктована не только задачей профориентации учащихся, а также задачей реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в котором заключительным разделом Стратегии является «VII. Дети -участники реализации национальной стратегии». Одной из первоочередных мер по реализации раздела «VII. Дети - участники реализации национальной стратегии» определено «Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях».

В содержание курса «Основы участия детей и молодёжи в общественной жизни» включены:

- основы местного самоуправления;

- основы некоммерческой деятельности;

- социальное проектирование для решения актуальных проблем молодёжи.

При этом в ходе освоения социального проектирования учащиеся готовят

социальные проекты, направленные на решение проблем, которые выявлены

самими учащимися в месте своего проживания.

ВЫВОД. Практика внедрения описанной выше системы профориентации в ряде общеобразовательных организаций Хабаровского края выявила большой интерес к этим новым знаниям не только детей, но и их родителей. При этом система создает более благоприятные условия для осознанного выбора будущей профессии, в том числе в регионе своего проживания, а также оказывает положительное влияние на миграционные настроения хабаровской молодёжи в пользу жизни и работы на Дальнем Востоке.

Библиографический список

1. Комплекс мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального образования, с учётом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии. М.: Поручение О. Голодец. 22 апреля 2014 г. ОГ-П8-2956. 7 л.

2. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года // [Электронный ресурс]. - 2013. URL: http://base.garant.ru/70534308/ (дата обращения: 02.06.2015).

3. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) // [Электронный ресурс]. -2014. СПС: КонсультантПлюс (дата обращения: 02.06.2015).

4. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // [Электронный ресурс]. - 2014. СПС: КонсультантПлюс (дата обращения: 02.06.2015).

5. Федеральная служба государственной статистки // [Электронный ресурс]. - 2013. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/13a.htm (дата обращения: 02.06.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.