УДК 37.048.45
Мельникова Татьяна Борисовна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия
Организация работы с абитуриентами во ВГУЭС: Отдел довузовских образовательных программ центра «Абитуриент»
Повышение качества подготовки выпускников высших учебных заведений становится всё более актуальной задачей и на уровне образовательного учреждения, и на уровне государства. Для её достижения необходимо начинать с того момента, когда будущий студент является абитуриентом и стоит перед выбором профессии и учебного заведения. Задача вуза - так организовать своё взаимодействие со школьниками и абитуриентами, чтобы в этот вуз пришли более подготовленные и мотивированные учащиеся. В данной статье описаны организация и направления работы с абитуриентами во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса.
Ключевые слова и словосочетания: работа с абитуриентами, профориентация, отдел довузовских образовательных программ, Центр «Абитуриент», ВГУЭС.
С каждым годом всё более актуальным становится вопрос о качестве подготовки выпускников образовательных учреждений, особенно остро это касается вузов. 24 августа 2011 г. состоялась встреча председателя Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина с активом Российского союза ректоров, на которой обсуждались вопросы относительно высшего образования. В.В. Путин отметил, что «качественное, современное образование - это залог устойчивого развития нашей с вами страны, основа для самореализации конкретного человека, основа для расширения социальных и экономических возможностей всех граждан страны, стратегический ресурс России, который мы должны укреплять и в полной мере использовать. Именно благодаря сильной высшей школе страна наша с вами не раз добивалась успехов, выигрывала в глобальной конкуренции на самых сложных поворотах истории...» [3].
Одним из способов обеспечения качества образования является привлечение и отбор лучших абитуриентов, имеющих высокий балл ЕГЭ, заинтересованных в обучении и развитии.
Политика Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) направлена на привлечение в вуз лучших абитуриентов, так как именно они станут лучшими студентами и будут определять уровень университета, двигать его вперед, а затем станут востребованными специалистами и достойными гражданами своей страны.
С каждым годом сотрудники университета в своей работе используют все более новые и современные способы и формы работы не только со студентами, но и с абитуриентами. Во время приемной кампании абитуриент может подать заявление на поступление он-лайн, что очень удобно для поступающих из других городов России, а также на сайте ВГУЭС задать интересующий его вопрос председателю приёмной комиссии Клименко Светлане Афанасьевне.
После окончания приёмной кампании начинается следующий учебный год - новый виток работы с абитуриентами и школьниками. И здесь незаменимыми являются сотрудники отдела довузовских образовательных программ Центра «Абитуриент» ВГУЭС. Эта команда профессионалов в течение года проводит множество профориентационных мероприятий, направленных как на знакомство с университетом и его специальностями, так и на помощь в выборе профессии.
Профессиональная ориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии. В профориентации традиционно выделяют следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвеще-ние, профдиагностика и профконсультация [5].
Получить консультацию о поступлении во ВГУЭС и специальностях можно в течение всего года, обратившись лично либо по телефону в центр «Абитуриент».
Несколько раз в год университет широко открывает свои двери и встречает абитуриентов из школ города и края. Председатель приёмной комиссии Клименко С.А. отмечает: «Интерес к университету огромен: ребят интересует не только выбор направлений подготовки и условия поступления, но и сам университет. ВГУЭС - один из немногих вузов России, в котором осуществляется практико-ориентированное обучение. ВГУЭСу по праву есть чем гордиться: университет сегодня реализует интереснейшие образовательные программы, в которых нуждается рынок труда. Мы проанализировали перспективы развития региона, систематизировали запросы работодателей и открыли ряд новых уникальных и востребованных специальностей» [1].
На протяжении ряда лет во время школьных каникул на базе университета при поддержке Управления образования по работе с муниципальными учреждениями администрации г. Владивостока проходят профильные смены и пользуются большой популярностью у школьников. Каждый
школьник выбирает для себя проект, в котором хотел бы поучаствовать. Например: «Школа бизнеса», «Школа права и управления», «Мода и дизайн», «В мире туристического бизнеса», «Современные информационные технологии», организованные преподавателями институтов, а также «Шаги к мастерству» - проект Профессионального лицея ВГУЭС. Во время занятий ребята полностью погружаются в учебный процесс, получают теоретические знания и приобретают навыки. В течение недели участник проекта приходит и занимается в университете, погружается в студенческую среду, знакомится с преподавателями, а самое главное - может понять, подходит ли ему данное направление, хотел бы он связывать с ним свою профессиональную деятельность или стоит попробовать что-то другое.
Для более эффективного взаимодействия «Школа - ВУЗ» был создан Образовательный округ ВГУЭС, в который входят образовательные учреждения Приморского края. На данный момент в составе округа 78 школ. На базе университета несколько раз в год проводятся встречи с руководителями образовательных учреждений, входящих в Образовательный округ ВГУЭС, в форме совещаний, конференций по актуальным темам, например: «Профориентационная диагностика и консультирование школьников в системе непрерывного образования» (2011 г.). Руководители образовательных учреждений приглашают сотрудников университета для проведения профориентационных встреч со старшеклассниками, на которых школьники могут узнать условия поступления в вуз, происходит знакомство со специальностями университета, проходят открытые уроки, мастер-классы, деловые игры, организованные преподавателями университета. Для посещения школ других городов организуются выездные «Дни ВГУЭС». Такое взаимодействие направлено на формирование профессионально-образовательной среды, в которой будут созданы условия для профессионального самоопределения школьников [4].
Также одной из форм взаимодействия со школами являются экскурсии на кафедры всех институтов в зависимости от запроса школы либо профиля класса. Во ВГУЭС активно реализуется практико-ориентированное обучение, поэтому на каждой кафедре созданы и оборудованы учебные лаборатории. Например, на кафедре экологии и природопользования можно посетить химическую лабораторию; на кафедре частного права создан зал судебных заседаний, в нем проходят не только занятия для студентов, на которых можно смоделировать и разыграть судебное заседание, но и реальные уголовные дела, свидетелями которого могут быть студенты; кафедра туризма и гостинично-ресторанного бизнеса может пригласить в лабораторию «Технологии гостиничного обслуживания», состоящую из гостиничного номера с холлом и стойкой администратора, где студенты вырабатывают навыки качественного обслуживания клиентов, в том числе и
работы в соответствующих компьютерных программах. Блок по организации и управлению ресторанным сервисом полностью воспроизводит современный ресторан с баром, кухней и оборудованием.
На базе Центра «Абитуриент» в течение учебного года проходят подготовительные курсы по подготовке к ГИА (русский, математика) и ЕГЭ - все предметы, заявленные как вступительные испытания во ВГУЭС. Организуются курсы продолжительностью 8 месяцев, 4 месяца и 2 недели. Основная цель - подготовка слушателей к успешной сдаче экзаменов.
Центр «Абитуриент» ВГУЭС является региональным представительством Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (г. Москва), в 2011 г. занял второе место во всероссийском конкурсе «Лучший региональный организатор дистанционного тестирования -2011». Это означает, что в течение года около тысячи школьников прошли компьютерное тестирование по модулям «Профнавигатор» и «Проф-ориентатор», получили профессиональную помощь в выборе профессии, профиля обучения, высшего учебного заведения на основе комплексной диагностики своих интересов, личностных качеств и способностей [2].
Такая организация работы с абитуриентами уже приносит университету свои плоды. В рейтинге РИА Новости и НИУ «Высшая школа экономики» ВГУЭС занял 273 место. РИА Новости и Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) в рамках совместного проекта «Общественный контроль за процедурами приема в вузы как условие обеспечения равного доступа к образованию» по заказу Общественной палаты России опубликовали мониторинг качества приема студентов, зачисленных в 2012 году по результатам ЕГЭ на бюджетные места в государственные вузы. В мониторинг вошли 507 вузов. Из данных рейтинга видно, что ВГУЭС выбирают абитуриенты, чей средний балл ЕГЭ составил 61, что соответствует твердой четверке. В этом рейтинге ВГУЭС опередил такие вузы, как Московский государственный университет приборостроения и информатики, Тюменский нефтегазовый университет, Московский государственный университет путей сообщения, а среди дальневосточных вузов ВГУЭС -в числе лидеров [6].
1. Абитуриенты выбирают ВГУЭС: сотни выпускников пришли на День открытых дверей [Электронный ресурс] // Официальный сайт Владивостокского государственного университета экономики и сервиса
24.01.2012. Режим доступа: http://www.vvsu.ru/latest/article/10251630/ аЬ-iturienty_vybirayut_vgues_sotni (дата обращения 10.10.2012).
2. Автономная некоммерческая образовательная организация общего и дополнительного образования «Дальневосточный центр непрерывно-
го образования», Центр «Абитуриент» Владивостокского государственного университета экономики и сервиса [Электронный ресурс] / Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». Режим доступа: http://teletesting.ru/modules/region/index.php?op=viewarticle&artid=429 (дата обращения 10.10.2012).
3. Владимир Путин: Качественное, современное образование - залог устойчивого развития нашей страны [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации 24.08.2011. Режим доступа: http://минобрнауки.рф (дата обращения 10.10.2012).
4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 - 11 классы) / Н.С. Пряжников. - М.: ВАКО, 2005. - 288 с. (Педагогика. Психология. Управление).
5. Кравчук Л.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников в образовательном процессе системы довузовской подготовки: дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Кравчук. - Хабаровск, 2008. - 275 с.
6. Рейтинг, проведенный Высшей школой экономики, показал преимущества ВГУЭС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Владивостокского государственного университета экономики и сервиса
07.09.2012. Режим доступа: http://www.vvsu.ru/latest/article/10321860/ геу^ ing_provedennyy_vysshey_shkoloy/ (дата обращения 10.10.2012).