Научная статья на тему 'Организация работы с абитуриентами во ВГУЭС: отдел довузовских образовательных программ Центра «Абитуриент»'

Организация работы с абитуриентами во ВГУЭС: отдел довузовских образовательных программ Центра «Абитуриент» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТА С АБИТУРИЕНТАМИ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ОТДЕЛ ДОВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ЦЕНТР «АБИТУРИЕНТ» / ВГУЭС / CENTER "ENROLLEE" / WORK WITH SCHOOL LEAVER / CAREER GUIDANCE / DEPARTMENT OF PREUNIVERSITY EDUCATIONAL PROGRAMS / VSUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Татьяна Борисовна

Повышение качества подготовки выпускников высших учебных заведений становится всё более актуальной задачей и на уровне образовательного учреждения, и на уровне государства. Для её достижения необходимо начинать с того момента, когда будущий студент является абитуриентом и стоит перед выбором профессии и учебного заведения. Задача вуза так организовать своё взаимодействие со школьниками и абитуриентами, чтобы в этот вуз пришли более подготовленные и мотивированные учащиеся. В данной статье описаны организация и направления работы с абитуриентами во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work organization with entrants in VSUES: Department of preuniversity educational programs of the center "Enrollee"1

Improvement of quality of training university graduates becomes more and more actual task, both at the level of educational institution, and at the level of the state. For its achievement we need to began with the moment, when future student is school leaver and choosing the profession and university The aim of the university is to organize it’s communication with scholars and school leavers, to promote the most training and motivated pupils to enter that university. In that article author describe the organization and activity with school leavers in Vladivostok State University of Economics and service (VSUES).

Текст научной работы на тему «Организация работы с абитуриентами во ВГУЭС: отдел довузовских образовательных программ Центра «Абитуриент»»

УДК 37.048.45

Мельникова Татьяна Борисовна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия

Организация работы с абитуриентами во ВГУЭС: Отдел довузовских образовательных программ центра «Абитуриент»

Повышение качества подготовки выпускников высших учебных заведений становится всё более актуальной задачей и на уровне образовательного учреждения, и на уровне государства. Для её достижения необходимо начинать с того момента, когда будущий студент является абитуриентом и стоит перед выбором профессии и учебного заведения. Задача вуза - так организовать своё взаимодействие со школьниками и абитуриентами, чтобы в этот вуз пришли более подготовленные и мотивированные учащиеся. В данной статье описаны организация и направления работы с абитуриентами во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса.

Ключевые слова и словосочетания: работа с абитуриентами, профориентация, отдел довузовских образовательных программ, Центр «Абитуриент», ВГУЭС.

С каждым годом всё более актуальным становится вопрос о качестве подготовки выпускников образовательных учреждений, особенно остро это касается вузов. 24 августа 2011 г. состоялась встреча председателя Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина с активом Российского союза ректоров, на которой обсуждались вопросы относительно высшего образования. В.В. Путин отметил, что «качественное, современное образование - это залог устойчивого развития нашей с вами страны, основа для самореализации конкретного человека, основа для расширения социальных и экономических возможностей всех граждан страны, стратегический ресурс России, который мы должны укреплять и в полной мере использовать. Именно благодаря сильной высшей школе страна наша с вами не раз добивалась успехов, выигрывала в глобальной конкуренции на самых сложных поворотах истории...» [3].

Одним из способов обеспечения качества образования является привлечение и отбор лучших абитуриентов, имеющих высокий балл ЕГЭ, заинтересованных в обучении и развитии.

Политика Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) направлена на привлечение в вуз лучших абитуриентов, так как именно они станут лучшими студентами и будут определять уровень университета, двигать его вперед, а затем станут востребованными специалистами и достойными гражданами своей страны.

С каждым годом сотрудники университета в своей работе используют все более новые и современные способы и формы работы не только со студентами, но и с абитуриентами. Во время приемной кампании абитуриент может подать заявление на поступление он-лайн, что очень удобно для поступающих из других городов России, а также на сайте ВГУЭС задать интересующий его вопрос председателю приёмной комиссии Клименко Светлане Афанасьевне.

После окончания приёмной кампании начинается следующий учебный год - новый виток работы с абитуриентами и школьниками. И здесь незаменимыми являются сотрудники отдела довузовских образовательных программ Центра «Абитуриент» ВГУЭС. Эта команда профессионалов в течение года проводит множество профориентационных мероприятий, направленных как на знакомство с университетом и его специальностями, так и на помощь в выборе профессии.

Профессиональная ориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии. В профориентации традиционно выделяют следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвеще-ние, профдиагностика и профконсультация [5].

Получить консультацию о поступлении во ВГУЭС и специальностях можно в течение всего года, обратившись лично либо по телефону в центр «Абитуриент».

Несколько раз в год университет широко открывает свои двери и встречает абитуриентов из школ города и края. Председатель приёмной комиссии Клименко С.А. отмечает: «Интерес к университету огромен: ребят интересует не только выбор направлений подготовки и условия поступления, но и сам университет. ВГУЭС - один из немногих вузов России, в котором осуществляется практико-ориентированное обучение. ВГУЭСу по праву есть чем гордиться: университет сегодня реализует интереснейшие образовательные программы, в которых нуждается рынок труда. Мы проанализировали перспективы развития региона, систематизировали запросы работодателей и открыли ряд новых уникальных и востребованных специальностей» [1].

На протяжении ряда лет во время школьных каникул на базе университета при поддержке Управления образования по работе с муниципальными учреждениями администрации г. Владивостока проходят профильные смены и пользуются большой популярностью у школьников. Каждый

школьник выбирает для себя проект, в котором хотел бы поучаствовать. Например: «Школа бизнеса», «Школа права и управления», «Мода и дизайн», «В мире туристического бизнеса», «Современные информационные технологии», организованные преподавателями институтов, а также «Шаги к мастерству» - проект Профессионального лицея ВГУЭС. Во время занятий ребята полностью погружаются в учебный процесс, получают теоретические знания и приобретают навыки. В течение недели участник проекта приходит и занимается в университете, погружается в студенческую среду, знакомится с преподавателями, а самое главное - может понять, подходит ли ему данное направление, хотел бы он связывать с ним свою профессиональную деятельность или стоит попробовать что-то другое.

Для более эффективного взаимодействия «Школа - ВУЗ» был создан Образовательный округ ВГУЭС, в который входят образовательные учреждения Приморского края. На данный момент в составе округа 78 школ. На базе университета несколько раз в год проводятся встречи с руководителями образовательных учреждений, входящих в Образовательный округ ВГУЭС, в форме совещаний, конференций по актуальным темам, например: «Профориентационная диагностика и консультирование школьников в системе непрерывного образования» (2011 г.). Руководители образовательных учреждений приглашают сотрудников университета для проведения профориентационных встреч со старшеклассниками, на которых школьники могут узнать условия поступления в вуз, происходит знакомство со специальностями университета, проходят открытые уроки, мастер-классы, деловые игры, организованные преподавателями университета. Для посещения школ других городов организуются выездные «Дни ВГУЭС». Такое взаимодействие направлено на формирование профессионально-образовательной среды, в которой будут созданы условия для профессионального самоопределения школьников [4].

Также одной из форм взаимодействия со школами являются экскурсии на кафедры всех институтов в зависимости от запроса школы либо профиля класса. Во ВГУЭС активно реализуется практико-ориентированное обучение, поэтому на каждой кафедре созданы и оборудованы учебные лаборатории. Например, на кафедре экологии и природопользования можно посетить химическую лабораторию; на кафедре частного права создан зал судебных заседаний, в нем проходят не только занятия для студентов, на которых можно смоделировать и разыграть судебное заседание, но и реальные уголовные дела, свидетелями которого могут быть студенты; кафедра туризма и гостинично-ресторанного бизнеса может пригласить в лабораторию «Технологии гостиничного обслуживания», состоящую из гостиничного номера с холлом и стойкой администратора, где студенты вырабатывают навыки качественного обслуживания клиентов, в том числе и

работы в соответствующих компьютерных программах. Блок по организации и управлению ресторанным сервисом полностью воспроизводит современный ресторан с баром, кухней и оборудованием.

На базе Центра «Абитуриент» в течение учебного года проходят подготовительные курсы по подготовке к ГИА (русский, математика) и ЕГЭ - все предметы, заявленные как вступительные испытания во ВГУЭС. Организуются курсы продолжительностью 8 месяцев, 4 месяца и 2 недели. Основная цель - подготовка слушателей к успешной сдаче экзаменов.

Центр «Абитуриент» ВГУЭС является региональным представительством Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (г. Москва), в 2011 г. занял второе место во всероссийском конкурсе «Лучший региональный организатор дистанционного тестирования -2011». Это означает, что в течение года около тысячи школьников прошли компьютерное тестирование по модулям «Профнавигатор» и «Проф-ориентатор», получили профессиональную помощь в выборе профессии, профиля обучения, высшего учебного заведения на основе комплексной диагностики своих интересов, личностных качеств и способностей [2].

Такая организация работы с абитуриентами уже приносит университету свои плоды. В рейтинге РИА Новости и НИУ «Высшая школа экономики» ВГУЭС занял 273 место. РИА Новости и Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) в рамках совместного проекта «Общественный контроль за процедурами приема в вузы как условие обеспечения равного доступа к образованию» по заказу Общественной палаты России опубликовали мониторинг качества приема студентов, зачисленных в 2012 году по результатам ЕГЭ на бюджетные места в государственные вузы. В мониторинг вошли 507 вузов. Из данных рейтинга видно, что ВГУЭС выбирают абитуриенты, чей средний балл ЕГЭ составил 61, что соответствует твердой четверке. В этом рейтинге ВГУЭС опередил такие вузы, как Московский государственный университет приборостроения и информатики, Тюменский нефтегазовый университет, Московский государственный университет путей сообщения, а среди дальневосточных вузов ВГУЭС -в числе лидеров [6].

1. Абитуриенты выбирают ВГУЭС: сотни выпускников пришли на День открытых дверей [Электронный ресурс] // Официальный сайт Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

24.01.2012. Режим доступа: http://www.vvsu.ru/latest/article/10251630/ аЬ-iturienty_vybirayut_vgues_sotni (дата обращения 10.10.2012).

2. Автономная некоммерческая образовательная организация общего и дополнительного образования «Дальневосточный центр непрерывно-

го образования», Центр «Абитуриент» Владивостокского государственного университета экономики и сервиса [Электронный ресурс] / Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». Режим доступа: http://teletesting.ru/modules/region/index.php?op=viewarticle&artid=429 (дата обращения 10.10.2012).

3. Владимир Путин: Качественное, современное образование - залог устойчивого развития нашей страны [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации 24.08.2011. Режим доступа: http://минобрнауки.рф (дата обращения 10.10.2012).

4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 - 11 классы) / Н.С. Пряжников. - М.: ВАКО, 2005. - 288 с. (Педагогика. Психология. Управление).

5. Кравчук Л.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников в образовательном процессе системы довузовской подготовки: дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Кравчук. - Хабаровск, 2008. - 275 с.

6. Рейтинг, проведенный Высшей школой экономики, показал преимущества ВГУЭС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

07.09.2012. Режим доступа: http://www.vvsu.ru/latest/article/10321860/ геу^ ing_provedennyy_vysshey_shkoloy/ (дата обращения 10.10.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.