Научная статья на тему 'Роль символов и символики цвета в создании художественных образов в творческом наследии С. Косенкова'

Роль символов и символики цвета в создании художественных образов в творческом наследии С. Косенкова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
790
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛ / МИФ / ЖИВОПИСЬ / ГРАФИКА / ЦВЕТ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ТВОРЧЕСТВО С.С. КОСЕНКОВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Реш О.В.

Художественный образ является основой всех видов искусства, в том числе живописи и графики, воплощая замысел художника-творца в зримый образ на картине. Использование различных символов и символики цвета как средств выражения художественного образа является важной составляющей для передачи смысла и содержания в творческом наследии белгородского художника С.С. Косенкова. Структура его символов многогранна и рассчитана на активную внутреннюю работу зрителя, делая его сопричастным к происходящему на картине. Применение символов в произведениях, посвященных теме детства придает работам С.С. Косенкова глубокий, философский смысл, разгадать который, под силу не каждому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SYMBOLS AND SYMBOLICS OF COLOUR IN CREATION OF ARTISTIC IMAGES IN CREATIVE HERITAGE S. KOSENKOVA

An artistic image is the basis for all kinds of art, including painting and drawing, embodying the idea of the artist-creator in the visible image of the painting. The use of various symbols and symbolism of color as a means of expression of the artistic image is integral to conveying the meaning and content of the creative heritage of Belgorod artist S.S. Kosenkova. Structure of its characters is versatile and is designed for the active inner workings of the Viewer, making it a partner to what is happening in the picture. The use of characters in works devoted to the theme of childhood-attached works of S.S. Kosenkova deep philosophical meaning, unravel that, under force.

Текст научной работы на тему «Роль символов и символики цвета в создании художественных образов в творческом наследии С. Косенкова»

УДК 7.071.1

РОЛЬ СИМВОЛОВ И СИМВОЛИКИ ЦВЕТА В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ С. КОСЕНКОВА

О.В. Реш

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: Olesya-Resh@yandex.ru

Художественный образ является основой всех видов искусства, в том числе живописи и графики, воплощая замысел художника-творца в зримый образ на картине. Использование различных символов и символики цвета как средств выражения художественного образа является важной составляющей для передачи смысла и содержания в творческом наследии белгородского художника С.С. Косенкова. Структура его символов многогранна и рассчитана на активную внутреннюю работу зрителя, делая его сопричастным к происходящему на картине. Применение символов в произведениях, посвященных теме детства - придает работам С.С. Косенкова глубокий, философский смысл, разгадать который, под силу не каждому.

Ключевые слова: символ, миф, живопись, графика, цвет, художественный образ, творчество С.С. Косенкова.

Создание художественного образа в искусстве, в частности в его видах - живописи и графике, выступает продуктом отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека посредством различных символов и символики цвета. «Этот процесс начинается с чувственной ступени познания, ощущения, восприятия, представления; на уровне мышления - понятия, суждения, умозаключения. Материальной формой воплощения образа выступают практические действия, язык, различные знаковые модели. По содержанию образ объективен в той мере, в какой он адекватно отражает предмет»1.

Важной особенностью изобразительных искусств является то, что художественный образ, формируемый в них передается с помощью изображения. Из этого следует, что для художника обязательно присутствие некоего визуального материала, чтобы материализовать какие-либо предметы или явления.

Как известно из всех видов изобразительных искусств именно живопись обладает художественно-выразительными средствами, среди которых важное место занимает цвет. Кроме того, живопись дает возможность художнику не только в одно и тоже время изображать обычные объекты и символы, но и сочетать их в целостном изобразительном пространстве, в котором предметы и символы могут взаимодействовать друг с другом как сущности одного порядка.

Помимо цвета живопись обладает и другими художественно-выразительными средствами. К ним относятся: колорит - цветовая, живописная согласованность; рисунок - изображение форм окружающего нас предметного мира, их характерных особенностей; композиция - организация картины, составление, сочетание в ней элементов в единое целое, вычленение главного. От композиции зависит общее впечатление, последовательность восприятия произведения. Эти средства выразительности в любой

1 Караваева С.В. Символика как средство выражения художественного образа в станковой живописи //URL: http ://polenovchtenia. org.ru/?page_id=122.

художественной картине органично связаны, нерасторжимы, но в различных жанрах живописи они могут использоваться художником по-разному.

Большое значение в создании образа имеет символ и символика цвета. Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего, т.е. зрителя. «Смысл символа нельзя дешифровать простым усилием рассудка, в него надо «вжиться», а, чтобы это сделать - символ необходимо знать. Существует родство между символом и мифом; символ и есть миф, он унаследовал его социальные и коммуникативные функции. Изучая символ, мы не только разбираем и рассматриваем его как объект, но одновременно позволяем его создателю апеллировать к нам: так художник не только вызывает чувства в зрителе, но и делает его сопричастным к происходящему на картине»2.

Художественно-выразительными средствами живописи можно передать не только специфику материального мира, например, мира природы, но и процессы и явления мира человеческого, его духовный мир. Такая амбивалентность была присуща и творческому методу белгородского художника С.С.Косенкову - реализм здесь сходится с символизмом.

С.С. Косенков - гениальный художник ему подвластны и живопись, и графика. Искусство графики для него является одним из любимых и чаще всего используемых видов искусства. «Если что-то писать о себе, о творчестве, о графике, то надо озаглавить свое писание - «Нэвклидово пространство». Этюды о многомерном пространстве разума и бесконечном времени чувства. Изобразительное искусство - это чувственная геометрия. Под углом «нэвклидова» взгляда все становится совсем иным и только моим. Графика, благодаря аскетичности выразительных средств, вынуждена обратиться к внутренней сущности явления и предмета»3. Так говорил С.С. Косенков о графике.

Несмотря на всю палитру технических возможностей графики, С.С. Косенков не ограничивался только ею, он уделял внимание и живописи, вот что пишет он в своем дневнике о живописи, сравнивая ее с графикой: «Живопись, живопись, живопись!!! Графика, при всей ее масштабности, разнообразии выразительных средств, приемов, возможностей всяческих смещений и совмещений и пр., ближе к интеллектуальной или концептуальной системе мышления и в этом, безусловно, главное ее достоинство. И глубинной сущности бытия она (графика) может лишь коснуться на уровне разума, логики, интеллекта; раскрыть же и стать не изображением на языке понятий, а быть сутью всего сущего без суждения, быть самой плотью, дающей начало всему миру вещей, имен, названий, возникающих на уровне непосредственных чувств - воплотить все это дано только живописи. Сюжет, жанр, натюрморт, пейзаж здесь не играют роли. Диалектика видимости и реальности, игры, условности и раскрепощенной чувственности, глубинная ясность и внешняя усложненность (и наоборот), внутренняя правда и внешнее правдоподобие, скрытая ирония и величайшая скорбь - все это может сочетаться в живописи в самых невероятных диалектических сочетаниях. И главное: все это помножено на выразительную мощь цвета. Я говорю только о самых величайших требованиях к искусству живописи и искусству графики»4.

Живописные и графические работы С.С. Косенкова проникнуты философским видением жизни, они позволяют современникам взглянуть на мир его глазами. Художнику удалось раскрыть в своем творчестве самые важные темы человеческой жизни - это материнство и детство. С помощью средств, доступных художнику - это

2 Караваева С.В. Символика как средство выражения художественного образа в станковой живописи [Электронный ресурс] / URL: http://polenovchtenia.org.ru/?page_id=122. Дата обращения 10.09.2016.

3 Лукьянова Т.А. Станислав Косенков. Графика. Живопись. Дневники. Альбом. СПб: ООО Первый издательско-полиграфический холдинг, 2011. С. 8.

4 Там же, с. 54.

линия, штрих, цветовое пятно, он с легкостью передал всю гамму красок психологических переживаний детей, их боль или радость, характер, отношения друг с другом и со зрителем.

Исследуя тему детства в творчестве С.С. Косенкова, Е. Шаронова обращает наше внимание на символичность цвета и образов, к которым умело прибегает художник для передачи зрителю трагизма и утраты военного и послевоенного времени. «Жизнь после катастрофы и предчувствие новой, с чем неизбежно живет свидетель страшных событий, - в листах С.С. Косенкова восстают образ, звук, запах той эпохи. Мы смотрим на эти произведения и воспринимаем ту реальность не в лоб - нет здесь солдат, идущих в бой, покалеченных, убитых, нет танков, не взрываются снаряды, но чувства наши не менее остры. А, незаметно, погружаемся и в частную, очень интимную историю художника, появившегося на свет в год начала Великой Отечественной и потерявшей в ее огне отца. И поколения, обреченного стать сильным и обретшего ореол святости, ибо что, как не святость, есть героическая саморастрата, жертва во имя других?»5. Сам С.С. Косенков писал в своем дневнике: «Мое обращение к теме детства, теме памяти, деревни, своих истоков - тема неисчерпаемая»6. Это главная творческая установка на всю жизнь. Тема войны, тема детских отношений, тема матери, социального разрушения, распада человеческих отношений - важнейшие для художника, неделимые на серии и циклы, и недораскрытые им так, что можно сказать: «Вот и все».

Можно ли говорить о военной теме, не затрагивая детскую, и наоборот? Можно ли говорить о социальном разрушении, не ставя главным вопросом отношения между людьми, а главное - в семье - отношение к детям, их будущему? Так же невозможно провести резкую границу между работами С.С. Косенкова и сказать, что это цикл работ посвящен военной теме, а этот детской или социальной. Все очень взаимосвязано и неразрывно.

В 1974 году, после поездки в родную деревню, С.С. Косенков записал в своем дневнике: «Вчера был в деревне Моего Детства. Она еще глубже запала мне в Душу. Что это и как можно говорить об этом? У меня нет слов, я не мог говорить о самом искреннем в моей жизни. Были Простота, Простор и ясность. Ясность и простота вместе ходят» . Зачем С.С. Косенков поехал туда, для чего это нужно? Думается, для того, чтобы освежить память о «своем Детстве», перечувствовать то, что пережил, передумал, перестрадал тогда, будучи ребенком.

Тяжелые воспоминания военного детства художника не могли не затронуть его творчества. С.С. Косенков изображает детей в различных техниках. В 1976 году на свет появляется серия цветных линогравюр под названием «Детство». В произведениях этой серии наиболее ярко запечатлен трагизм войны. Так, например, работа «У калитки. Ожидание». На картине изображен хрупкий, светловолосый мальчик, который стоит во дворе своего дома, опершись о плетень. Он только что бегал, играл, был занят своими мальчишескими делами, но - миг, и он застыл у открытой калитки, как будто что-то кольнуло в сердце, улыбка сошла с его лица, и такая тоска-печаль в глазах, что комок подходит к горлу. Детство проходит, жизнь идет свои чередом, а опоры нет. Мать рядом, да, она защитит, поймет, спасет, но она так же одинока и так же ждет. Мы понимаем, что эти двое - мать и сын - настолько близки и так бережно относятся друг к другу, что не

5 Шаронова Е. С.С. Косенков. Смотрящий в бездну [Электронный ресурс] / URL: http://www.belpressa.ru/news/news/s-kosenkov-smotryashij-v-bezdnu10492/. Дата обращения - 10.09.2016.

6 Косенкова А.К. Патриотическое слово Косенкова // Сборник материалов IV региональной научно-практической конференции Развитие личности через музыку, язык, общение. Белгород: Политера, 2010. С. 15.

7 Лукьянова Т.А. Станислав Косенков. Графика. Живопись. Дневники. Альбом. СПб: ООО Первый издательско-полиграфический холдинг, 2011. С. 12.

могут поделиться своим горем, своей утратой. Оба чувствуют одно и то же, но разбередить душу другого - значит, сделать больно самому родному, а этого нельзя делать, как не уставал повторять С.С. Косенков: «...нельзя делиться с болью своей болью». Защита одна - ты сам, да, может, еще этот плетень, который как родного человека обнимает мальчик, и которому одному можно доверить свою тревогу - он один защита и опора.Не по себе становится от изображенной трагедии, а от того, что этот ребенок мудр и глубок, что он уже сейчас в своем всепонимании гораздо сильнее взрослого. Повторимся: «Ясность и простота вместе ходят».

Еще одна работа, на которой необходимо остановиться - цветная линогравюра «Борозда памяти» из серии «Прохоровское поле» (1984 г.). Эта гравюра С.С. Косенкова, как представляется, перекликается с картиной М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Такой же хрупкий мальчик в центре изображения, «как былинка, он еще только произрастает., но эта хрупкость, эта нежность, это произрастание, он отнюдь не свидетельствует о слабости, несовершенстве или неполноценности» . Мальчик сидит среди одуванчиков, сам как большой цветок, но одуванчики не свежие - золотые, сияющие солнцем, а пушистые, серебристые, отцветшие, горящие тихим огоньком свечи. И ребенок держит такой огонек в руке, как на панихиде. Мы понимаем, что, несмотря на очень юный возраст, этот маленький человек - личность, личность осознающая свое предназначение: нести свет памяти не одного поколения. Этот свет не угаснет, так как его оберегает, и будет оберегать сама жизнь, дарованная свыше. Высокая спелая пшеница закрывает этот островок детства, открытости, роста от всех ветров, бед и напастей. За полосой хлеба - уходящая далеко за горизонт борозда, усеянная фотографиями. Это память земли: ничья жизнь не была напрасной, этих людей уже нет - кого унесла война, кого голод и разруха, да мало ли что могло случиться, но одуванчики разлетелись, они горят ровным мягким светом и осуществляет свое духовное подвижничество ребенок. Здесь ребенок перетягивает на себя функцию взрослого, перекрывает его.

Такое понимание детской темы и ее воплощение можно назвать «высшей точкой в изображении детского возраста»9. Вспоминается мысль Ф.М. Достоевского, что «Дети -образ Христов на Земле». Если в работах С.С. Косенкова 70-х и 80-х гг. эта мысль идет как бы в подтексте, только понимается, то в рисунке 1990-го года «Голод 1933 года» из серии «Чернобыль России - деревня» она прямо иллюстрируется.

Иллюстрации к произведениям Б.Н. Прасолова тоже трагичная тема в творчестве С.С. Косенкова. «Школа», «Два берега», «Поклон родному дому», «Качели I», «Лодка» -в каждой из этих композиций ярко выражены смыслы, мотивы, интонации поэта, художник заключил в мощные визуальные образы, создал «не картинки к тексту, а то, что чувствуешь всеми фибрами своей души», выстроил свою вселенную, но по законам Б.Н. Прасолова.

Следующий сюжет, взятый С.С. Косенковым, очевиден - «Положение во гроб». При первом взгляде на рисунок появляется гнетущее ощущение от увиденного. Но присмотревшись пристальнее, мы начинаем понимать, что не все так безнадежно. Лицо женщины, опускающей тело умершего ребенка во гроб, печально, но светло. Перед нами Богородица: С.С. Косенков использует иконописный канон изображения Приснодевы -тонкие черты лица, вытянутая фигура, тонкие руки, богородичное одеяние. Она не смотрит на нас, она вся там. Ее ребенок еще на руках, не спеленат, не изолирован от нее, но саван уже приготовлен, он рядом с гробом. Душа ребенка уже отлетает, возносится;

8 Барышникова В.А. Человек в пространстве и времени Станислава Косенкова // Информационно -научный сборник Белгородского государственного художественного музея. Вып.1. Белгород: Белгородская областная типография, 2014. С. 52.

9 Там же.

приоткрыт вход в тот, горний мир: резким, белым лучом света, исходящего от руки ангела/души, как бы расколот дверной косяк. Тему крестного пути подчеркивает и деревянный крест в центре листа, и фигуры двух людей, стоящих за спиной Богородицы. Кто они? Пожилая женщина - Анна? Мать Марии? Мужчина - кто-то из апостолов?

С.С. Косенков как бы создает новую, современную иконографию. Об этом говорит нам изображение Иконы Владимирской Богоматери, а, так же, сожженный остов храма, но отраженный в воде светлым и нерушимым.

С.С. Косенков, раскрывая тему «Детство», поднимает главный вопрос этой темы -ответственность. Ответственность за все, но самое главное - ответственность за ребенка. Эту ответственность несут взрослые, так как в детях заключено очень многое. Это не только сила, но и будущее. У С.С. Косенкова тема войны и мира, тема выживания, памяти, тема жертвенности проецируется через детей. Обращаясь к сюжету «мать и дитя» напрашивается вывод, что это, прежде всего, тема спасения мира. Богородица отдала своего сына, так же и миллионы матерей потеряли своих детей ради мира на земле.

Изучение темы детского одиночества позволяет заключить, что дети разделяют социальную участь взрослых людей, несут те же самые социальные нагрузки, что и взрослые, то есть, дети разделяют всякую участь. Поэтому раскрытие темы «Детство» идет очень высоко. Эти дети - спасители мира, только они могут его спасти.

Анализируя работы художника С.С. Косенкова из серий: «Детство», «Стога», «Прохоровское поле», удивляешься силе цвета, с помощью которой художник смог передать свои чувства. Наличие в картинах С.С. Косенкова оттенков фиолетового, голубого, синего, золотого цветов заставляют нас задуматься над тем, что художник пытался передать зрителю символику цвета русской иконы, ее духовные и религиозные смыслы.

Одним из центральных образов у художника выступает образ неба - неба его Родины, для создания которого художник использует нежно-голубые, прозрачные оттенки. Образ неба должен вселять в зрителя надежду на светлое будущее, каким видимо для художника представляется подрастающее поколение. Для примера обратимся к его работам: «Голова мальчика», 1975 г. (К., гуашь), «Мальчик с приподнятыми руками», 1975 г. (К., гуашь) - эти работы не сколько показывают личность детей, сколько их души. Работа «Две фигуры в красном интерьере», 1975 г. (К., гуашь) демонстрируют образ матери и ребенка, их любовь друг к другу, душевное тепло и заботу. Вся работа выполнена в красных и немного золотых тонах.

Цветная линогравюра «22 июня», столь же лаконична, как и ее название. В центре графического листа - группа людей, охваченная страшным испугом, если не сказать -ужасом. Эта эмоция легко «прочитывается», хотя фигуры лишь силуэтно обозначены, художник не дает детальной прорисовки глаз, волос, одежды. Что их так испугало? В предрассветном небе - странное плотное облако, очертаниями своими повторяющее почти скульптурные очертания группы людей; именно на него указывает одна воздетая рука, именно вид этого облака (а может быть, не только вид, но и звук? Звук взрыва?) приводит одну из женщин в полуобморочное состояние, и она бессильно оседает на землю. Удивительно, но художнику удалось передать плавный ритм этого движения, а очертания фигуры, наклон головы, выделенные к тому же темным контуром, вызывают в памяти ассоциацию с евангельским сюжетом успения богородицы.

Люди на земле и облако в небе образуют своеобразную композиционную вертикаль, которая и передает трагическую напряженность момента, обозначенного датой - «22 июня». Завораживающий фиолетовый цвет в линогравюрах художника, доступный, казалось бы, только живописи, но никак не графике, придает удивительную глубину его работам.

Цветная линогравюра «Домой» (из серии «Детство») как будто легко поддается сюжетному, «литературному» пересказу: вечер конца лета - военного или послевоенного, усталая семья, где «всего мужиков то» - один мальчик, возвращается после тяжелого трудового дня домой; мальчик устал, но детство берет свое, и он забавляется, балансируя на ходу лопатой. Можно, конечно, остановиться и на этом уровне прочтения, но для художника важна прежде всего «философия изобразительной формы, которая в сочетании с сюжетом создает совершенно свое, новое содержание»10. И это «новое содержание», которое нельзя свести к «картинке из жизни», здесь, безусловно, присутствует. Возникает ощущение, что герои этого сюжета не просто спускаются с пригорка - они одни в целом свете на планете Земля, и за полукруглой линией горизонта, к которой им непостижимым образом удалось приблизиться, нет ничего - фиолетовая пустота, космический холод. Нельзя не согласиться с С.А. Минаковым, утверждающим, что «никогда у С.С. Косенкова земля не была просто пейзажем, но всегда - обобщающим, диалектическим началом»11.

Еще более определенно образ земли как планеты возникает в линогравюре, посвященной памяти отца художника, пропавшего без вести. Круг, сфера, шар издавна трактуются как символ вечности, единения, совершенства; именно так и воспринимается зрителем золотисто-охристая гора с уютными домиками на ее округлой вершине на фоне бледно-зеленого неба. Но круто сбегающая вниз дорога стремится к обрыву - в черноту, в никуда; на краю обрыва, на границе между бытием и небытием, на мольберте, как последняя дань сына отцу, портрет Степана Егоровича Косенкова («Светлой памяти отца, Косенкова Степана Егоровича, пропавшего безвести, посвящается» из серии «Память» 1980 г.). Так глубоко-личный, автобиографический сюжет наполняется глубоким философским смыслом: вечное противостояние жизни и смерти и благодарная человеческая память, как бы удерживающая на краю бездны павших, сделавших все, чтобы жизнь продолжалась. И она продолжается - именно этим оптимистическим настроением проникнута цветная линогравюра «Окопы зарастают.». Затягиваются, покрываются свежей зеленью раны земли, поднимается новый дом на пригорке, резвятся на его склоне мальчики - один из них даже пытается пройтись на руках. «Нужна вера в свет» - в этом С.С. Косенков был убежден. Именно поэтому дети и детство - сквозная тема тревожного творчества художника; ведь пока есть дети - есть и надежда.

Однако не только детские образы звучат трагично в графике С.С. Косенкова, так же трагичен цикл работ, посвященный «Чернобылю», «Жизнь прожить.». Эти работы проникнуты одиночеством, ожиданием, тревогой, ужасом войны и разрухи. Графика передает наилучшим образом на контрасте черного и белого, светлого и темного тревожные воспоминания из жизни С.С. Косенкова. Когда он хотел заставить зрителя думать, он обращался к графике. Графика имеет свойство передавать четкий замысел художника, смысл произведения, не отвлекая зрителя на цвет. «Цвет не является сущностью предмета, он являет лишь отражение действий высших космических сил: воздействие светом определенной длины волны на то или иное тело и способность тела поглощать те или иные световые волны, их вибрацию. Притом цветом выразить одновременно сущность тела, предмета или сущность космоса в абсолюте невозможно: либо явную видимость предмета, либо тайную сущность космоса. Предмет, поглощая фиолетовые, красные и синие и являясь по своей сущности фиолетовым, - нам являет лишь внешнюю видимость, противоположную сущному - желтый цвет, отброшенный

10 Лукьянова Т.А. Станислав Косенков. Графика. Живопись. Дневники. Альбом.: ООО Первый издательско-полиграфический холдинг, 2011. С. 46.

11 Минаков С.А. Не пыль с цветка снимая, но тяжесть с плеч [Электронный ресурс] / URL: http:// www.rusk.ru/st.php?idar=111974. Дата обращения 10.09.2016.

предметом. Единство поглощаемой и отражаемой энергии: внешнюю видимость и космическую сущность - удалось в какой-то мере выразить лишь Ван Гогу. Притом и воспринял, и выразил очень эмоционально, загнав при этом свою психику. Его психику, его энергию поглотил космос»12.

Все сказанное выше позволяет говорить о том, что у С.С. Косенкова тема войны и мира, тема выживания, памяти, тема жертвенности проецируется через детей. В таких работах как: «Безотцовщина» из серии «Жизнь прожить...» (П. карандаш 1988 г.), «Два берега» из серии «Жизнь прожить.» (Б. карандаш, 1988 г.), «У калитки. Ожидание» из серии «Детство» (1975 г., цв. Линогравюра) одномоментно созданное художником пространство и бесприютно, и уютно, ведь на руинах возводят новый мир, на когда-то полыхающих полях начинает снова колоситься рожь, рождаться хлеб, но их раны-борозды будут болеть, пока память жива. И вот на этом пограничье между жизнью и смертью существуют в основном дети и женщины, в смирении чего-то или кого-то ждущие. Что принесет тревожно-напряженное ожидание - новое горе или новую радость? Вот вроде бы дети играют, но из-за холма виднеется остов дома (все, что осталось после кровавого пира войны), и уже обманчивым кажется первоначально возникшее ощущение беспечности («Окопы зарастают», цветные линогравюры из серии «Детство», 1975-1976). Зыбким, призрачным выглядит беззаботная мечтательность мальчика. Рядом с ним куст чертополоха - не ровен час уколется, долго будет саднить («Незабываемое»). Чертополох мы встретим и в «Детях войны» (серия цветных линогравюр «Память», 1980) - четверо детей изображены стоящими как бы в самом центре мясистого чертополошьего куста, будто прорастают из него. Чертополох символизирует мучения, страдания, но в то же время - стойкость и мужество. Содержание символа у мастера, тоже противоречиво. Интересно, что не всегда понятно, реальный ребенок перед нами, или его бесплотный дух, или воспоминание самого мастера о навсегда ушедшем, как, например, в «Моей деревне». Много в детских образах С.С. Косенкова от мироконцепции Ф.М. Достоевского - его дети тоже «беззащитны, безгрешны, ангелоподобны. И именно в них сокрыта колоссальная надежда на наше спасение»13.

Таким образом, даже в самой «светлой» работе С.С. Косенкова присутствует тяжесть воспоминаний о тяжелом детстве. Художник посредством символов и цветовых решений передал нам историю своего военного детства, личную боль и трагедию семьи, а также трагедии многих маленьких мальчишек и девчонок таких же, как и он сам. Война, боль, одиночество, потеря, тяжелый труд - вот тема трагичных работ С.С. Косенкова.

Список литературы

1. Барышникова В.А. Человек в пространстве и времени Станислава Косенкова / В.А. Барышникова // Информационно-научный сборник Белгородского государственного художественного музея. Вып.1 / Управление культуры Белгородской области, Белгородский художественный музей; [отв. за вып. Лукьянова Т.А.; ред.: Лукьянова Т.А., Свиридова Н.В.]. - Белгород: Белгородская областная типография, 2014. - С. 51-60.

2. Волошин М. Чему учат иконы? / Лики творчества «Литературные памятники». - Л.: Наука, 1988. - С. 76.

12

Лукьянова Т.А. Станислав Косенков. Графика. Живопись. Дневники. Альбом. СПб: ООО Первый издательско-полиграфический холдинг, 2011. С. 126.

13 Барышникова В.А. Игра с образами [Электронный ресурс] / URL: http://www.belpressa.ru/news/news/god-literatury-knigi-nashego-detstva07543/. Дата обращения 10.09.2016.

3. Караваева С.В. Символика как средство выражения художественного образа в станковой живописи / С.В. Караваева, В.Ю. Колонтаев // URL: http://polenovchtenia.org.ru/?page_id=122. - Дата обращения -10.09.2016.

4. Косенкова А.К. Патриотическое слово Косенкова // Сборник материалов IV региональной научно-практической конференции Развитие личности через музыку, язык, общение. - Белгород: Политера, 2010. - С. 15.

5. Лукьянова Т.А. Станислав Косенков. Графика. Живопись. Дневники. Альбом / Т.А. Лукьянова. - СПб: ООО Первый издательско-полиграфический холдинг, 2011. - 304 с.

6. Минаков С.А. Косенков навсегда (размышления о художнике) / С.А. Минаков // Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции Актуальные вопросы развития отечественного изобразительного искусства в провинции / Управление культуры Белгородской области, Белгородский художественный музей; [авт.-сост.: Витохин А.Д., Половина Г.А., Пушкарева В.С., Свиридова Н.В.; отв. за вып. Лукьянова Т.А.]. - Белгород: Сигма, 2011. - С. 68-71.

7. Минаков С.А. Не пыль с цветка снимая, но тяжесть с плеч [Электронный ресурс] / URL: http:// www.rusk.ru/st.php?idar=111974. Дата обращения - 10.09.2016.

8. Шаронова Е. С.С. Косенков. Смотрящий в бездну [Электронный ресурс] / URL: http://www.belpressa.ru/news/news/s-kosenkov-smotryashij-v-bezdnu10492/. Дата обращения - 10.09.2016.

ROLE OF SYMBOLS AND SYMBOLICS OF COLOUR IN CREATION OF ARTISTIC IMAGES IN CREATIVE HERITAGE

S. KOSENKOVA

O. V. Resh

Belgorod state Institute of arts and culture e-mail: Olesya-Resh@yandex.ru

An artistic image is the basis for all kinds of art, including painting and drawing, embodying the idea of the artist-creator in the visible image of the painting. The use of various symbols and symbolism of color as a means of expression of the artistic image is integral to conveying the meaning and content of the creative heritage of Belgorod artist S.S. Kosenkova. Structure of its characters is versatile and is designed for the active inner workings of the Viewer, making it a partner to what is happening in the picture. The use of characters in works devoted to the theme of childhood-attached works of S.S. Kosenkova deep philosophical meaning, unravel that, under force.

Keywords: symbol, myth, painting, graphics, color, artistic image, creativity S.S. Kosenkova.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.