Научная статья на тему 'Роль символа в формировании образа современного православного храма'

Роль символа в формировании образа современного православного храма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
121
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль символа в формировании образа современного православного храма»

УДК 726.54.036.01

Н.М. Шавалиева, Е.В. Савельева

РОЛЬ СИМВОЛА В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО

ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА

Современное храмостроительство предполагает современное видение. Возникает вопрос: каково оно, современное видение? Ведь оно должно отражать и социальный заказ, и характер эпохи. Архитектуры не бывает вне времени, поэтому ее называют «историей в камне». Архитектура должна быть эпохальной, соответствовать своему времени, в том числе и культовая архитектура как один из основных типов официальной архитектуры во все времена. Анализ студенческих работ по культовой христианской архитектуре в целом и православной в частности показал, насколько символ определяет качество архитектуры, отражая при этом современное религиозное представление. При разработке учебного проекта культового сооружения в рамках образовательной программы студенты сталкиваются с рядом затруднений: как отразить современное отношение человека к церкви тогда, как церкви всегда строились и строятся в соответствии с определенным каноном. Христианской символикой наполнено все церковное богослужение, вся жизнь церкви. Через символы верующим приоткрывается всегда живущая в церквях духовная реальность. Православная символика не просто иллюстрирует Божественную литургию - в первую очередь она раскрывает духовные истины, содержащиеся в Евангелии и учении Церкви, сообщает догматическое видение Церкви о мире небесном и земном, о Боге, Его отношении к миру и человеку. Иными словами, в земных вещественных знаках и образах церковная символика являет догматическую картину мира, содержащуюся в православном вероучении. Церковный символ соответствует своему небесному или божественному первообразу, имеет в себе благодатное присутствие Божие и тем самым исполняет свое предназначение.

Церковная символика выражается в следующем: трехчастная структура храма, три окна в алтаре -троичность Божества; свет из окон - свет миру, Восток-Свет правды; полумрак в притворе - земное, грешный мир, область мрака, ада; продолговатая форма храма

- спасительное прибежище, (корабль); колокольня -образ корабельной мачты; цельная массивная форма храма, узкие окна (в алтаре) - образ донжона крепости

- неодолимость церкви «Вратам ада»; крест на главе храма - спасение через Слово.

В то время как в Европе католическая ветка христианства прошла путь упрощения формы в архитектурном облике храма, в России политические условия не позволяли этому развитию иметь место. Наблюдается некая архаичность в большинстве

строящихся православных сооружений. Нельзя опережать развитие и трансформацию христианской идеологии, но, как ни странно, заказчик церкви - народ, с его мировоззрением и отношением к религии. Так или иначе, в каждом конкретном случае архитектурное решение оказывает влияние на эволюцию традиций храмостроительства. Например, в решении интерьера храма в наше время нет особого смысла использовать богатые украшения: современного человека не удивить роскошью интерьера - материальным содержанием, он требует духовного содержания и для него важна суть храма как специально предназначенного места, где верующий найдет необходимое ему состояние духовного утешения. Мы мыслим и воспринимаем архитектурные образы через сложную систему ассоциаций. В нее включена наша эмоциональная сфера.

Студенческие проекты культовых зданий часто отличны от традиции: традиция не отвечает современным религиозным представлениям авторов. Учебные проекты идут вразрез с каноническим церковным искусством: не используются

классические формы плана и фасадов, в моделировании архитектурного объема отсутствуют величественные масштабы, но сохраняются при этом наиважнейшие параметры качества, которые должен нести православный храм. Это обосновывается более желанием подчеркнуть индивидуальность задуманного образа объекта, нежели просто неосведомленностью или духовным невежеством. На наш взгляд, суть веры не зависит от внешней оболочки, а зависит от настроения, глубины веры, проникновенности места, где человек обращается к Богу, - самого храма.

Рассмотрим особенности формообразования современного православного храма на примере учебного проекта культового сооружения - Храм Покрова Богоматери (см. приложение). По замыслу автора этот храм посвящен памяти воинов-подводников легендарного «Курска», погибших в морской катастрофе, и эта церковь должна стать местом, куда бы приходили матери детей, чья жизнь неминуемо связана с морским флотом и воинским долгом. Здесь явно проявляется целый ряд символов. Изначально на образное композиционное решение повлиял образ Богоматери. Ярко подчеркнута тема моря. В облике храма можно увидеть волны, набегающие, накрывающие маленький квадратный объем входной группы и мачту, возвышающуюся над ним и несущую в своей верхней точке крест - символ православной церкви. Плавность и обтекаемость

Приложение

формы, линии волн подчеркивают мягкость материнского образа. Так, в планировке сохраняется трехчастность. Церковь разделяется на три части по примеру скинии Моисеевой и храма Соломонова, в которых было по три части.

Приходя в храм, человек должен уединяться от внешнего мира для диалога с Богом, в храме этому способствуют глухие протяженные стены молитвенного зала, простота интерьера. Стремление как можно больше приблизить человека к религиозному очищению и ясности духа выражено пространством молитвенного зала, отсутствием окон на наружной стене и расположением их в перекрытии и алтарной части. Уход от канона оправдан обращением к церковной символике, ведь для автора главным было создание места, несущего определенное значение, т.е. места для духовной деятельности человека, а не выполнение общепринятой системы канонов.

Литература

1. Православные храмы. В трех томах. Том 1. Идея и образ. МДС 31-9.2003/ АХЦ «Арххрам». - М.: ФГУП ЦПП, 2004.

2. Православные храмы. В трех томах. Том 2. Православные храмы и комплексы: пособие по проектированию и строительству (к СП 31-103-99). МДС 31-9.2003 / АХЦ «Арххрам». - М.: ФГУП ЦПП, 2005.

3. Православные храмы. В трех томах. Том 3. Примеры архитектурно-строительных решений. МДС 319.2003/ АХЦ «Арххрам». - М.: ФГУП ЦПП, 2005.

4. Журнал “Архитектура: строительство и дизайн”, 2005, №>2 (39).

5. Журнал “Проект Россия: религия”, 2001, .№4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.