АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
УДК 72.03 DOI: 10.31675/1607-1859-2018-20-4-9-19
М.И. АКИМОВА, Е.М. САЛЬНИКОВ, Новосибирский государственный
архитектурно-строительный университет (Сибстрин) АРХИТЕКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ ЧАСОВЕН
Рассмотрена архитектурная типология часовен на примере Новосибирской и Томской областей. В результате проведенного анализа часовен выявлены критерии их дифференциации: по градостроительному, архитектурно-художественному признаку, форме плана, типу покрытия, количеству глав, основному конструктивному материалу, наружному декору и функциональному назначению. Пересмотрена и расширена существующая типологическая таблица часовен, приведенная в пособии к СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов». Исследования показали, что, несмотря на сильное влияние традиционного подхода к православной архитектуре, появляются новаторские малые храмы.
Ключевые слова: часовня; малый храм; архитектура; типология; новаторство.
Для цитирования: Акимова М.И., Сальников Е.М. Архитектурная типология часовен // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2018. Т. 20. № 4. С. 9-19.
M.I. AKIMOVA, E.M. SAL'NIKOV,
Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering ARCHITECTURAL TYPOLOGY OF CHAPELS
The paper presents a study of chapel typology on the example of Novosibirsk and Tomsk regions. The analysis of existing chapels includes their architectural style, attachment to other buildings, roofing, the number of domes, construction materials, functional purpose and temperature conditions. Based on the analysis, the existing typological table of chapels is revised and amended. Studies show that despite the strong influence of the traditional approach to Orthodox architecture, innovative small churches are being built.
Keywords: chapel; small church; architecture; typology; innovation.
For citation: Akimova M.I., Sal"nikov E.M. Arkhitekturnaya tipologiya chasoven [Architectural typology of chapels]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2018. V. 20. No. 4. Pp. 9-19. (rus)
© Акимова М.И., Сальников Е.М., 2018
Введение
Храмовая архитектура занимает значительную часть ценного архитектурного наследия России. Масштабное возведение храмов началось после принятия князем Владимиром христианской веры в Х в. В ходе развития общества, науки, изменения культурно-исторического фона за десять прошедших веков функциональное наполнение и архитектура храмов подвергались изменениям и переосмыслению. Сформировалась русская православная храмовая архитектура со своими особенностями и традициями. Важное место в ней занимают часовни. И.П. Канаев в своем диссертационном исследовании «Архитектура современных православных малых храмов и часовен» на примере Москвы рассматривает архитектурно-планировочные принципы формирования часовен и малых храмов вместимостью до трехсот человек. Роль часовен в архитектурно-планировочной среде города рассматривает Н.Г. Благо-видова в учебном издании «Часовни в архитектурно-планировочной среде города». Архитектурно-художественным проектно-реставрационным центром Московского Патриархата АХЦ «Арххрам» был выпущен свод правил «Здания, сооружения и комплексы православных храмов», а также пособие к нему в трех томах. Однако изучению православных часовен посвящено немного трудов, и в них отсутствует типология, способная охватить все существующее многообразие часовен.
Целью настоящей работы является расширение существующей типологии на основе анализа часовен Томской и Новосибирской областей.
Часовни - малые церкви без алтарей [1]. Согласно архитектурному терминологическому словарю часовней называют небольшую христианскую культовую постройку без алтаря, в которой служат «часы», пришедший из древних времен элемент суточной православной службы [2]. Иная версия по этимологическому происхождению слова гласит, что часто в часовнях размещался колокол, в который ударяли ежечасно [3]. В отличие от храма часовня не рассчитана на совершение литургии из-за отсутствия алтаря. Таким образом, часовни являются малыми храмами с меньшей функциональной наполненностью.
В России архитектура часовен почти полностью идентична архитектуре православных храмов. Традиционная православная архитектура России начала свое формирование в Х в. и стала преемницей Византии. Храмостроитель-ству учились у византийских зодчих, их приглашали возводить новые каменные храмы. С появлением храмовой архитектуры на Руси начался творческий поиск новых форм, со временем были созданы свои собственные архитектурные стили, выработаны уникальные архитектурные формы и архитектурно-декоративные приемы. Так, в XVI в. сформировался национальный русский архитектурный стиль «шатровый» или «столбовой», представляющий собой вид соединенных в одну церковь нескольких отдельных церквей, из которых каждая имеет вид столба или шатра, увенчанных куполом и главкой [4]. К столбовым часовням относится Часовня Трех Святителей в деревне Кавгоре Кондопожского района.
Традиция в храмовой православной архитектуре имеет большое значение, поэтому наиболее распространенными архитектурными стилями часовен
являются византийский, древнерусский, русский, неорусский, псевдорусский, готический, эклектика, барокко и модерн. Для часовен, возведенных после 1990-х гг., характерна стилизация архитектурных традиционных стилей минувших эпох.
Так, надкладезная часовня при соборе Александра Невского (2002 г.) в Новосибирске, выполненная из красного кирпича, стилизована под византийский стиль (рис. 1, а).
Рис. 1. Часовни Новосибирской области
Древнерусский, русский, псевдорусский и неорусский стили относились к архитектуре России разных эпох. Так, древнерусский охватывает исторический промежуток от крещения Руси до времен правления Петра I, русский -XIX в., псевдорусский - XIX - начало XX в., а неорусский - начало XX в. [5]. Стили объединяет богатая декорация, воспроизводившая мотивы русского зодчества. Более половины всех часовен имеют ярко выраженную принадлежность к мотивам и приемам русской архитектуры - «традиционной православной архитектуре».
Примерами таких часовен служат: часовня Спаса Нерукотворного Образа на Умреве, Новосибирская область (1990-е гг.) (рис. 1, б); часовня кладбищенская в с. Завьялово, Новосибирская область (2000-е гг.) (рис. 1, в); часовня Николая Чудотворца (1993 г.) в центре г. Новосибирска (рис. 1, г); часовня во имя Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира в Новосибирске (2007 г.) (рис. 1, д); часовня Преображения Господня в г. Асино, Томская область (2009 г.) (рис. 2, а); часовня в с. Зоркальцево, Томская область (конец 1990-х гг.) (рис. 2, б); часовня Иверской иконы Божией Матери в Томске (2002 г.) (рис. 2, в); часовня у родника «Божья роса» в Томске (2003 г.) (рис. 2, г) и т. д.
Рис. 2. Часовни Томской области
Неорусскому стилю присуще не точное копирование отдельных деталей, декоративных форм или объемов, а обобщенность мотивов, творческая стилизация мотивов древнерусского зодчества [6]. В начале XX в. в неорусское направление стали проникать мотивы популярного в светском зодчестве стиля модерн, что привело к плавности форм зданий, ставшей одной из особенностей неорусского стиля [5].
Примерами часовен, стилизованных под неорусский стиль, служат: часовня иконы Божией Матери Владимирской в Новосибирске (2005 г.) (рис. 3, а); часовня в честь Иверской иконы Божией Матери на Клещихинском кладбище в Новосибирске (2015 г.) (рис. 3, б); часовня в честь Сретения Господня, Новосибирская область (2016 г.) (рис. 3, в); часовня иконы Божией Матери «Благодатное Небо» в Новосибирске (2017 г.); часовня Преображения Господня в Ярлыковском сквере Томска (2003 г.) (рис. 3, г).
Рис. 3. Стилизация под неорусский стиль (а - г); стилизация под конструктивизм (Э)
Часовня Георгия Победоносца в Сквере Славы г. Новосибирска (2002 г.) стилизована под конструктивизм, что весьма необычно для храмовой православной архитектуры (рис. 3, Э). Она имеет резкие «рубленые» формы, восьмигранный барабан с псевдоокнами, на котором находится позолоченный купол. Часовня облицована темно-серой штукатуркой. Совокупность формы и цвета создает образ массивного камня.
Уникальной часовней является часовня в честь святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских - главного символа любви и верности, возведенная в строящемся поселке Элеонор в Томске в 2012 г. (рис. 4, а) [7]. Часовня выполнена из металла и представляет собой каркас маленькой шатровой часовенки с двумя шатрами и главами. Она не имеет внутреннего пространства и представляет собой металлическое узорочье. В ее центре находится икона Петра и Февронии. Однако такое металлическое узорочье не является чем-то новым. Так, еще в XIX в. к 900-летию крещения Руси, в 1888 г., настоятель Владимир Кожевников предложил на территории Северского железоделательного завода Пермской губернии (ныне Свердловской области) возвести металлическую часовню. Спустя шесть лет была возведена часовня Преображения Господня (рис. 4, б). При советской власти, как и многие храмы, она была разрушена, а в 2001 г. восстановлена по сохранившейся фотографии и чертежам [8] (рис. 4, в).
Рис. 4. Часовни в стиле металлическое узорочье
На основе проведенного анализа часовен Томской и Новосибирской областей были определены критерии их дифференциации:
1. По типу архитектурной формы:
- Сени или навес. Такие часовни, чаще круглые или многогранные, представляют собой пространство с перекрытием, опирающимся на колонны (часовня иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в с. Венгерово, Новосибирская область; надкладезная часовня при соборе Александра Невского в Новосибирске; часовня над родником «Божья роса» в Томске).
- Часовня-столп. В данную группу входят все часовни, не имеющие внутреннего пространства для пребывания в нем посетителей. К таким часовням в равной степени относятся и множество придорожных крестов, и часовенки на кладбищах и т. д. (часовня Георгия Победоносца при Бердском кадетском корпусе, Новосибирская область; часовня в честь Сретения Господня у Бердского шоссе, Новосибирская область).
- Часовня-здание. Часовни, имеющие внутреннее замкнутое пространство для посетителей:
а) одноярусная. Часовни с перекрытием и стенами, образующими один неделимый объем или ярус (часовня Иверской иконы Божией Матери в Томске; часовня Спаса Нерукотворного Образа на Умреве, Новосибирская область);
б) многоярусная. Часовни, представляющие собой пирамиду из уменьшающихся кверху объемов здания (часовня Гурия и Варсонофия Казанских у Татарска, Новосибирская область; часовня Михаила Архангела в с. Фе-досово, Новосибирская область).
2. По отношению к другим зданиям:
- Отдельно стоящие.
- Пристроенные (часовня Всех Святых Сибирских при соборе Вознесения Господня в Новосибирске).
- Встроенные (часовня Казанской иконы Божией Матери в здании пансионата ветеранов труда, г. Бердск, Новосибирская область; часовня во имя великомученика Георгия Победоносца в областном пункте военного комиссариата, Новосибирская область).
3. По форме плана:
- Прямоугольная. Форма плана в своем большинстве имеет прямые углы. Подразделяется:
а) на квадратную. Форма плана напоминает квадрат (часовня Спаса Нерукотворного Образа на Умреве, Новосибирская область; часовня Николая Чудотворца у Каргата, Новосибирская область; Иверская часовня в Томске);
б) крестовую. Форма плана напоминает крест с различными пропорциями (часовня Николая Чудотворца в Новосибирске; часовня иконы Божией Матери Споручницы Грешных при Дорожной клинической больнице в Новосибирске; часовня Гурия и Варсонофия Казанских у Татарска, Новосибирская область).
- Дополненная террасой, верандой или галереей. Это часовня Параскевы (Пятницы) в с. Венгерово, Новосибирская область; Иверская часовня в Томске; часовня Преображения Господня в г. Асино, Томская область; часовня иконы Божией Матери «Споручница Грешных» при Дорожной клинической больнице в Новосибирске.
- С развитыми углами. То есть углы часовни представляют собой вертикальные карнизы (надкладезная часовня при соборе Александра Невского в Новосибирске; часовня иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Михаило-Архангельском монастыре в Новосибирске; часовня Владимира равноапостольного при Бюро судебно-медицинской экспертизы в Новосибирске; часовня Домны Томской в Томске).
- Круглая. Нередко форма таких часовен представляет собой окружность с незначительными отклонениями от контура окружности.
- Многогранные:
а) шестигранные;
б) восьмигранные (часовня над родником «Божья роса» в Томске; часовня в с. Зоркальцево, Томская область; часовня Георгия Победоносца в Сквере Славы в Новосибирске; часовня иконы Божией Матери «Живонос-ный Источник» в монастыре Иоанна Предтечи в Новосибирске).
- Смешанные. Такие часовни сочетают в себе различные формы плана (прямоугольные, круглые и многогранные) без ярко выраженного доминирования одной формы над другой (часовня Всех Святых Сибирских при соборе Вознесения Господня в Новосибирске. План представляет собой восьмиугольник, развитый до креста; часовня Преображения Господня в г. Асино, Томская область).
4. По типу покрытия:
- Шатровое. Покрытие часовни представляет собой подобие, как правило, шести- или восьмигранного шатра (часовня над родником «Божья роса» в Томске; часовня в с. Зоркальцево, Томская область; часовня Владимира равноапостольного при Бюро судебно-медицинской экспертизы в Новосибирске).
- Купольное. Основной объем часовни перекрывает купол (Иверская часовня в Томске; часовня Феодора Томского в Богородице-Алексеевском монастыре, Томск; часовня иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в монастыре Иоанна Предтечи в Новосибирске; часовня Николая Чудотворца в Новосибирске; надкладезная часовня при соборе Александра Невского в Новосибирске).
- Скатное. Перекрытие, при котором основной объем перекрывается скатной крышей (часовня Анны Пророчицы в Буготаке, Новосибирская область; часовня Спаса Нерукотворного Образа на Умреве, Новосибирская область).
- Смешанное. Представляет собой комбинацию различных типов покрытия в одном храме без явного доминирования одной формы над другой (часовня Преображения Господня в г. Асино, Томская область; часовня Всех Святых Сибирских при соборе Вознесения Господня в Новосибирске).
5. По количеству глав:
- Без глав (часовня в г. Тогучине, Новосибирская область).
- Одна глава (часовня Георгия Победоносца на Каштаке в Томске; часовня Луки, архиепископа Крымского, при НИИ патологии кровообращения в Новосибирске).
- Две главы (часовня Всех Святых Сибирских при соборе Вознесения Господня в Новосибирске; часовня святым Петру и Февронии в Томске).
- Три главы (часовня при Заельцовском кладбище г. Новосибирска; часовня Николая Чудотворца в Новосибирске).
6. По основному конструктивному материалу:
- Из кирпича (часовня Владимира равноапостольного при Бюро судебно-медицинской экспертизы в Новосибирске; часовня надкладезная при соборе Александра Невского в Новосибирске; часовня в Тогучине, Новосибирская область).
- Из дерева (часовня Илии Пророка в Новосибирске; кладбищенская часовня в честь иконы Божией Матери «Благодатное Небо» в г. Оби, Новосибирская область; часовня в с. Зоркальцево в Томской области).
- Из бетона (часовня иконы Божией Матери «Благодатное Небо» в Новосибирске; часовня в честь Иверской иконы Божией Матери на Клещихин-ском кладбище в Новосибирске).
- Из металла (часовня святым Петру и Февронии в Томске).
- Из других материалов. Например, множество часовенок на кладбищах выполнено из мрамора.
7. По наружному декору стен:
- Белокаменная кладка с декором из резного камня.
- Известковая обмазка по каменной или кирпичной кладке (часовня иконы Божией Матери «Споручница Грешных» при Дорожной клинической больнице в Новосибирске; часовня Николая Чудотворца в Новосибирске; часовня Преображения Господня в Ярлыковском сквере Томска; часовня над родником «Божья роса» в Томске).
- Кирпичное узорочье.
- Металлическое узорочье (часовня в честь святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Томске).
- Штукатурная декорация в стиле русского барокко.
- Классический ордер.
8. По функциональному назначению:
- Водосвятные. Они устраиваются над колодцами, водоемами, скважинами и другими источниками воды в виде навесов или закрытых сооружений площа-
дью от 4 до 30 кв. м1. Вода является немаловажной составляющей в православном богослужении. К такому виду относится надкладезная часовня при соборе Александра Невского в Новосибирске, часовня иконы Божией Матери «Живо-носный Источник» в Искитиме и часовня над родником «Божья роса» в Томске.
- Погребальные. Такие часовни устраиваются над погребальными камерами и могилами в виде открытых или закрытых сооружений площадью от 2 до 10 кв. м2. Кладбищенские часовни могут иметь характерный развитый притвор для отпевания и поминовения усопших и совершения поминальных панихид, в том числе и наиболее массовых, совершаемых несколько раз в году в дни особого поминовения усопших [9]. Примером погребальной часовни является часовня Георгия Победоносца в Барабинске - большая кирпичная одноглавая кладбищенская часовня.
- Мемориальные. Они отмечают значимые для церкви места, также они устраиваются в память о каких-либо событиях. К ним в равной степени относятся и все погребальные часовни.
Часовни, расположенные в мемориальном комплексе, очень часто выполняют роль памятника. Они сооружаются рядом с братскими могилами и на кладбищах: в первом случае часовни являются лишь акцентом архитектурной композиции мемориального комплекса, а во втором - их возводят для выполнения отпевания и поминовения усопших. На кладбищах часовни обычно не имеют своей отдельной территории, а располагаются среди могил или примыкают к храму [10].
Мемориальные часовни подразделяются:
- на часовни в честь памяти о святых (часовня во имя святого преподобного Геннадия, Новосибирская область; часовня Святого Сергия Радонежского при музее Н.К. Рериха в Новосибирске; часовня святым Петру и Февро-нии в Томске);
- часовни в память о знаменательной дате (часовня в честь Сретения Господня на Бердском шоссе в Новосибирской области. Она возведена в честь 300-летия г. Бердска);
- часовни в память об утраченной церкви (церковь-часовня Бориса и Глеба в Москве. Была возведена в память о стоявшем на Арбатской площади храме Бориса и Глеба, известного с 1483 г.);
- часовни - хранители икон (Новосибирск: часовня иконы Божией Матери Владимирской, часовня иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в монастыре Иоанна Предтечи и т. д.) [9].
- Богослужебные. Часовни, принадлежащие к данному типу, чаще всего возводятся в случае отсутствия храма или для размещения в них чтимых икон. Их вместимость составляет от 5 до 50 человек3. Богослужебные часовни являются образом церквей, представляя собой по сути малые храмы. Они необходимы в тех местах, где люди испытывают особую тягу в совершении религиозных обрядов, молитв, например часовни при больницах и пансионатах:
а) приходские (часовня Матроны Московской в Новосибирске);
1 СП 31-103-99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов. М., 2000.
2 Там же.
3 Там же.
б) монастырские (часовня иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в монастыре Иоанна Предтечи в Новосибирске);
в) крестильные. Такой может быть любая водосвятная часовня;
г) часовни при учреждениях (часовня Параскевы Пятницы в административном корпусе городской Новосибирской больницы № 25; часовня Пантелеймона Целителя на территории новосибирской клинической больницы № 1) [9].
9. По температурному режиму:
- Отапливаемые. Такими часовнями являются почти все встроенные в другие здания часовни, например часовня при здании Бердского пансионата ветеранов труда.
- Неотапливаемые. К ним относятся все закрытые часовни без отопления (часовня Спаса Нерукотворного Образа на Умреве, Новосибирская область); все открытые часовни и часовни-столпы.
Существует традиция возводить часовни в местах, где начинается строительство храма. Христиане собирались в часовне на молитву о благополучном и скором возведении новой церкви. Случалось и так, что часовня впоследствии становилась алтарем и к ней пристраивались приделы, возводилась колокольня, и небольшая часовенка превращалась в полноценный красивый храм. Также часовни могут располагаться и на территории монастыря или храма. Как правило, в таком случае они имеют «вспомогательное» назначение, при этом главные службы проводятся в храме. Полноценное использование такой часовни происходит только тогда, когда главный храм еще закрыт. Примером такой часовни служит часовня Всех Святых Сибирских при соборе Вознесения Господня в Новосибирске.
В пособии по проектированию и строительству православных храмов «МДС 31-9.2003: Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству (к СП 31-103-99)» приведена типология часовен со следующими критериями дифференциации: по форме плана, по типу покрытия и по форме завершения стены4.
На основе анализа часовен Новосибирской и Томской областей и типологии из пособия была составлена типологическая таблица часовен (таблица).
Типологическая таблица часовен
;>;......- Пряиоу оаооодН ООО с „ООО О С: О о-:> Кругл, я ООО Щ- Тип а й о »итсктурнои м кй
& Ж А й га и га! й Г/Г Г.Т Сх Г, Е И и ;; а
А А А
| м / А ПпИ и га А А
,А А
1 АА^з П^П й й (о!
1 4 (¡гт-т) А А г& '1
4 СП 31-103-99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов. М., 2000.
Заключение
Количество культовых христианских построек, возведенных разными народами, велико и характеризуется большим архитектурным разнообразием. Существующие часовни на территории Новосибирской и Томской областей являются очень молодыми, возраст которых не превышает 30 лет. Но даже такое небольшое количество новых часовен уже выходит за рамки существующей типологии часовен. В пособии по проектированию и строительству «МДС 31-9.2003: Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству (к СП 31-103-99)» приводятся только отдельные примеры композиционных решений часовен, в то время как в реальности их намного больше.
Хорошо развитая типология позволяет архитекторам эффективно подбирать те или иные архитектурные формы, местоположение в городской среде и стили для возведения зданий, способствует более доступному изучению, фиксации материала и систематизации накопленного архитектурного и градостроительного опыта. Она вносит значительный вклад в искусство реставрации зданий и сооружений. Архитектурная типология является инструментом творческого метода, поэтому разработанная типология обеспечивает динамичное развитие архитектуры. Кроме того, со временем в православной храмовой архитектуре появляются новые оригинальные часовни и храмы, что свидетельствует о необходимости существования подробной типологии часовен с постоянным ее развитием и расширением. Изучение типологии часовен также дает понимание истинного их назначения, традиций и обозначает вектор дальнейшего развития.
В ходе исследования часовен удалось значительно расширить представленную в пособии «МДС 31-9.2003: Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству (к СП 31-103-99)» типологию часовен, выделив новые критерии дифференциации.
Библиографический список
1. Часовни // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Условия доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Часовни (дата обращения: 07.05.2018).
2. Хаялина Ф.Р. Архитектура. Терминологический словарь. ИПК ГОУ ОГУ, 2008. 202 с.
3. Этимологический словарь. Часовня // СОТО. МЕ. Условия доступа: https://gufo.me/ dict/krylov/часовня (дата обращения: 07.05.2018).
4. Эволюция храмовой архитектуры // Студопедия. Условия доступа: https://studopedia.su/ 14_51889_evolyutsiya-hramovoy-arhitekturi.html (дата обращения: 07.05.2018).
5. Кеслер М.Ю. Развитие храмостроительства на Руси с IX по XX век // РусАрх. Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры. Условия доступа: http://rusarch.ru/kesler2.htm (дата ообращения: 07.05.2018).
6. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX - начала XX века. М.: Наука, 1971. 240 с.
7. Состоялось освящение памятника-часовни святым Петру и Февронии // Православие в Томске. Условия доступа: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/1289/ (дата обрщения: 07.05.2018).
8. Часовня в честь Преображения Господня // Свердловская область. Условия доступа: http://semantic.uraic.ru/post/postbrowse.aspx?o1=10769&q=true&f=p (дата обрщения: 07.05.2018).
9. Масленникова Д.С. Архитектурно-символические и градостроительные аспекты проектирования православных часовен. Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского государственного университета. 2009. 28 с.
10. Благовидова Н.Г. Часовни в архитектурно-планировочной среде города. М.: Архитекту-ра-С, 2006. 136 с.
REFERRENCES
1. Chasovni. Entsiklopedicheskii slovar' Brokgauza i Efrona [Chapels. The Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary]. Available: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Часовни (accessed May 7, 2018). (rus)
2. Khayalina F.R. Arkhitektura. Terminologicheskii slovar' [Architecture. Terminological dictionary]. Orenburg State University. 2008. P. 202. (rus)
3. Etimologicheskii slovar'. Chasovnya [Etymological dictionary. Chapel]. Available: https://gufo.me/dict/krylov/часовня (accessed May 7, 2018). (rus)
4. Evolyutsiya khramovoi arkhitektury [Evolution of church architecture]. Available: https://studopedia.su/14_51889_evolyutsiya-hramovoy-arhitekturi.html (accessed May 7, 2018). (rus)
5. Kesler M.Yu. Razvitie khramostroitel'stva na Rusi s IX po XX vek [Development of church construction in Russia in the 9-20th centuries]. Available: http://rusarch.ru/kesler2.htm (accessed May 7, 2018). (rus)
6. Borisova E.A., Kazhdan T.P. Russkaya arkhitektura kontsa XIX - nachala XX veka [Russian architecture late in the 19 and early 20th century]. Moscow. 1971. P. 240. (rus)
7. Sostoyalos' osvyashchenie pamyatnika-chasovni svyatym Petru i Fevronii [Consecration of Saint Peter and Fevronia Chapel Monument]. Available: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/ 1289/ (accessed May 7, 2018). (rus)
8. Chasovnya v chest'Preobrazheniya Gospodnya [Chapel in honor of Transfiguration]. Available: http://semantic.uraic.ru/post/postbrowse.aspx?o1=10769&q=true&f=p (accessed May 7, 2018). (rus)
9. Maslenikova D.S. Arkhitekturno-simvolicheskie i gradostroitel'nye aspekty proektirovaniya pravoslavnykh chasoven [Architectural-symbolic and town-planning aspects of Orthodox chapel design]. Metodicheskie ukazaniya k vypolneniyu kursovogo proekta dlya studentov 2-go kursa spetsial'nostei 270301.65 Arkhitektura i 270302.65 Dizain arkhitekturnoi sredy [Methodological guidelines for term project for second-year students trained in Architecture Programme and Architectural Space Design Programme]. Khabarovsk: Pacific National University, 2009. 27p. (rus)
10. Blagovidova N.G. Chasovni v arkhitekturno-planirovochnoi srede goroda [Chapels in architectural and planning space]. Moscow: Arkhitektura-S. 2006. 136 p. (rus)
Сведения об авторах
Акимова Мария Игоревна, канд. искусствоведения, доцент, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 630008, г. Новосибирск, ул. Ленинградская, 113, amari-83@mail.ru
Сальников Евгений Михайлович, магистрант, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 630008, г. Новосибирск, ул. Ленинградская, 113, ceoltoir_og@mail.ru
Authors Details
Mariya I. Akimova, PhD, A/Professor, Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering, 113, Leningradskaya Str., 630008, Novosibirsk, Russia, amari-83@mail.ru
Evgenii M. Sal'nikov, Undergraduate, Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering, 113, Leningradskaya Str., 630008, Novosibirsk, Russia, ceoltoir_og@mail.ru