Научная статья на тему 'Художественные особенности пермской деревянной скульптуры в аспекте историографии'

Художественные особенности пермской деревянной скульптуры в аспекте историографии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
856
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРМСКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА / ХРАМОВАЯ ПЛАСТИКА / ИКОНОСТАС / ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / PERM WOODEN SCULPTURE / TEMPLE SCULPTURE / ICONOSTASIS / PROVINCIAL ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Власова Ольга Михайловна

Художественные особенности пермской деревянной скульптуры особенно ярко выступают при сравнении памятников Прикамья с произведениями других регионов. Пермской пластике присуща яркая образность, высокий монументализм, блестящее мастерство исполнения. Возникнув на пограничной территории, между Европой и Азией, пермская деревянная скульптура стала проводником оригинальных образцов храмовой пластики на Восток, в зауральские и сибирские регионы. В каждом из этих регионов можно найти близкие и отдаленные, но убедительные аналогии пермским произведениям. В настоящее время назрела острая необходимость переоценки ценностей в отношении провинциального искусства, создавшего богатейший слой общерусских духовных ценностей. В связи с новым подъемом православного искусства России провинциальная культура, как представляется, будет основным источником для поиска национального своеобразия и оригинальных художественных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic features of Perm wooden sculpture appear vividly in the comparison of Perm monuments with works in other regions. Perm sculptures have a very bright imagery, high monumentalism, and brilliant craftsmanship. Having been originated on the border between Europe and Asia, Perm wooden sculpture became a conductor of original temple sculpture specimens in the East, to the Trans-Ural and Siberian regions. In each of these regions there can be found close or distant, yet convincing analogies to Permian works. Currently, there is an urgent need in reappraisal of the provincial art that created a rich layer of the all-Russian cultural values. In connection with the new rise of the Russian Orthodox art, provincial culture, as it seems, will be the primary source for the research of the national identity and original artistic ways.

Текст научной работы на тему «Художественные особенности пермской деревянной скульптуры в аспекте историографии»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 37 (252). Филология. Искусствоведение. Вып. 61. С. 166-171.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРМСКОЙ ДЕРЕВЯННОЙ СКУЛЬПТУРЫ В АСПЕКТЕ ИСТОРИОГРАФИИ

О. М. Власова

Художественные особенности пермской деревянной скульптуры особенно ярко выступают при сравнении памятников Прикамья с произведениями других регионов. Пермской пластике присуща яркая образность, высокий монументализм, блестящее мастерство исполнения. Возникнув на пограничной территории, между Европой и Азией, пермская деревянная скульптура стала проводником оригинальных образцов храмовой пластики на Восток, в зауральские и сибирские регионы. В каждом из этих регионов можно найти близкие и отдаленные, но убедительные аналогии пермским произведениям. В настоящее время назрела острая необходимость переоценки ценностей в отношении провинциального искусства, создавшего богатейший слой общерусских духовных ценностей. В связи с новым подъемом православного искусства России провинциальная культура, как представляется, будет основным источником для поиска национального своеобразия и оригинальных художественных решений.

Ключевые слова: пермская деревянная скульптура, храмовая пластика, иконостас, провинциальное искусство.

Историография высокого русского иконостаса существует длительный, более чем столетний период и представлена значительным количеством разного рода публикаций. Среди них следуют выделить издания, отражающие историю развития высокого русского иконостаса на Руси и в России, издания, посвященные историко-культурной эволюции Предура-лья, издания по истории храмостроительства в пермском Прикамье в XVII - начале XX века.

Огромное значение для раскрытия темы играют капитальные труды ученых дореволюционного времени, семантически значимые труды ученых послевоенных десятилетий, современные изыскания искусствоведов, религиоведов и культурологов, а также региональные и краевые исследования по истории и искусству Пермского края.

Источником непреходящей ценности является классическое многотомное издание «История русского искусства» под редакцией И. Э. Грабаря, трехтомное издание «Русское декоративное искусство» под редакцией А. И. Леонова и Н. Н. Померанцева (1962-1963) , отдельные труды Г. К. Вагнера, Н. Н. Померанцева, А. К. Че-калова и других авторов, погруженных в сферу древнерусской скульптуры.

Особенно значимыми для раскрытия изучаемой темы являются издания, в которых представлена общая историческая ситуация и эво-

люция русских иконостасов, например, книга «Иконостас. Происхождение - развитие - символика», в которой используются материалы международного симпозиума, изданные в 2000 году. Сборник включает в себя 28 статей и является первым изданием, всецело посвященным проблеме становления высокого русского иконостаса. Кроме того, авторы задаются целью «...на конкретных примерах рассмотреть иконостас как особое духовное явление, ярко демонстрирующее многообразие, преемственность и историзм христианской традиции»1.

Для раскрытия темы чрезвычайно информативным оказался трехтомник «Православные храмы» (Православные храмы : в 3 т. / авт.-сост. М. Ю. Кеслер. Т. 1 : идея и образ. МДС 31-9. 2003 /АХЦ «Арххрам». М. : ФГУП ЦПП, 2007), а также книга «Высокий русский иконостас» (Высокий русский иконостас / сост. Т. Н. Кудрявцева, В. А. Федоров. М. : Пульс, Патриаршие пруды, 2004), которая, кроме современного материала, содержит переиздание классических трудов Н. А. Сперовского, Н. И. Троицкого и Л. А. Успенского. Бесценным иконографическим источником, и в отношении к древнерусской скульптуре, на все времена остаются труды Н. П. Кондакова: «Иконография Христа» (СПб, 1905); «Иконография Богоматери» (в 2 т. СПб., 1914-1915); «Русская икона» (тт. 1-^. Прага, 1928-1933).

Архитектура рассматривается автором данной статьи как основной элемент храмового синтеза искусств, поэтому сквозная линия эволюционных процессов в храмовом зодчестве проходит через весь материал. Наиболее глубокий стилистический анализ провинциальной храмовой архитектуры Нового и Новейшего времени содержится, на наш взгляд, в книгах Е. А. Борисовой, В. В. Кириллова, Е. И. Кириченко, В. В. Косточкина, В. Я. Рудченко и других.

Ураловедение - особая страница в исследованиях храмовой архитектуры Прикамья. Здесь следует упомянуть издание «История Урала с древнейших времен до 1861 года», особенно разделы, посвященные истории архитектуры и изобразительного искусства2. История отдельных заводов и заводских поселков пермского Прикамья, где строились церкви и создавался храмовый декор, описана в работе Н. С. Алферова «Зодчие старого Урала: первая половина XIX века», в которой приведены данные примерно о 40 заводах Урала. В своей книге Н. С. Алферов установил общие тенденции и закономерности развития уральской промышленной архитектуры, выявил стилистические и временные отличия в архитектуре Урала и Центральной России. Немалую лепту в изучение архитектуры пермского Прикамья внесли

А. С. Терехин, В. В. Косточкин, А. М. Раскин, Г. Д. Канторович, А. И. Маковецкий, Л. С. Ра-фиенко, В. В. Шилов, В. Г. Шумилов, М. С. Зва-гельская и другие.

Местные ремесла играли главенствующую роль в развитии «иконостасного дела», поэтому наибольшую ценность для нашего исследования представляют работы, в которых приводятся данные о развитии иконостасной резьбы на территории Урала. Это, в первую очередь, труды Н. Н. Серебренникова3, Б. В. Павловского, Ю. А. Гончарова, Н. А. Гончаровой, Е. И. Егоровой, Н. В. Казариновой, Г. Д. Канторовича, Л. В. Перескокова, А. П. Крохалевой и других.

Особенности становления и развития художественной резьбы в пермском Прикамье в конце XVIII - начале XX века, как считают многие авторы, связаны с общей исторической ситуацией. Уже в XVII веке Урал становится крупнейшим промышленным центром России. Природные условия (наличие рек и лесов, мощные залежи железных и медных руд), в соединении с социально-экономическими предпосылками (доступность рабочей силы, невы-

сокие цены), благоприятствовали развитию горнозаводской промышленности, а вместе с ней - каменного зодчества, особенно широко развернувшегося в XVIII веке. Во вновь образованных горнорудных поселках - в Кыну, Очере, Кусье-Александровске, Пожве, Ныт-ве, Чермозе, Лысьве, Пашии, Бисере, Кизеле, Полазне - строились храмы и промышленные сооружения, развивалось декоративно-прикладное искусство. Наличие огромных лесных массивов способствовало первоочередному развитию деревообрабатывающих ремесел и, в частности, высокого искусства художественной резьбы, предназначенной для украшения храмов.

Иконографический и стилистический анализ пермских собраний деревянной храмовой пластики, а также обширный историографический материал говорят о полном соответствии эволюции пермской пластики всем тенденциям, проявляющимся в русском церковном искусстве на протяжении XVII-XIX веков. Картина, которую выстраивают скульптуры и скульптурные комплексы, сохранившиеся в Пермском регионе, необычайно сложна. Она говорит о перестройке всей художественной системы древнерусского пластического ансамбля, перемещающегося, главным образом, на алтарную стену и постепенно разрушающего «тябловую» структуру иконостаса.

Основная мощь скульптурной декорации с XVIII века сосредоточивается в центральном прясле иконостаса, где доминирует христоло-гическая тематика евангельского цикла и особо акцентируется тема Страстей Господних. Скульптура захватывает всю вертикаль иконостаса от Распятия с предстоящими до Царских врат, отмечающих «лиминальную» границу алтаря и наоса. Занимая иконостас, скульптура свободно выходит в пространство храма, насыщая его особой «телесной» энергией, создавая специфический вариант храмового синтеза искусств, в котором пластическая составная является одной из главных систем.

Стилистическая, типологическая, функциональная, технологическая специфика резного иконостаса в пермском Прикамье наиболее ярко проступает на рубежах XVIII-XIX века и Х1Х-ХХ века. Это - время квинтэссенции развития пластических форм в первом случае и апогея плоскостной орнаментации - во втором.

Наименее разработана проблематика храмовой пластики XIX века. Процесс сущностных изменений особенно активно протекает во

второй половине столетия, наиболее сложной поры в эволюции храмовой пластики. Содержание этого процесса в основных чертах проявляется достаточно очевидно. От пластической насыщенности храмов в «золотой век» развития деревянной скульптуры храмовая декорация вновь возвращается к плоскостности, орнаментальности, сдержанности композиций. В стилистике неовизантийского и неорусского стиля, в эклектике и модерне архитекторы и скульпторы возвращаются к уже отработанным, когда-то найденным формам, по-новому объединяя и обыгрывая привычные элементы храмовой декорации.

Возникнув на пограничной территории, между Европой и Азией, пермская деревянная скульптура стала проводником оригинальных образцов храмовой пластики на Восток, в зауральские и сибирские регионы. В каждом из этих регионов можно найти близкие и отдаленные, но убедительные аналогии пермским произведениям иконостасной скульптуры. Продолжая размышления о характере местных вариантов храмовой пластики, следует заметить, что пластика везде развивается в зависимости от местных потребностей и условий. В то же время оригинальные местные памятники связаны общим инвариантом культуры, являя собой системное единство. Поэтому выделение «общего» и «оригинального», «особенного», в данном случае не должно означать расчленения, тем более противопоставления региональных явлений. Своеобразие региональной пластики проявляется в частной конкретизации общих закономерностей, базирующихся на общности культурного наследия4. Следовательно, специфику эволюции каждого регионального варианта храмовой пластики можно понять лишь в их соотнесении, а не вычленении из общего процесса. Более того, с большей или меньшей уверенностью на нашем материале можно говорить о последовательном распространении скульптурных форм с Запада на Восток, точнее, от юго-западных границ Российской империи до отдаленных регионов Сибири.

Как считает В. Г. Пуцко, пермская деревянная скульптура как историко-художественное явление изучена наиболее обстоятельно. Изначально поставлены вопросы об ее взаимосвязях со скульптурой других регионов и, соответственно, вопросы об ее уникальности. Прежде всего, в работах современных исследователей пермская пластика дистанцируется по отно-

шению к европейской. В работах В. Г. Пуц-ко, А. М. Кантора, В. Я. Римкуса выявляются тесные взаимосвязи пермской и европейской скульптуры. Исследователи, в частности, неопровержимо доказывают миграцию форм и приемов барокко в центрально-русские области через Польшу, Белоруссию, Украину.

Украинские параллели к памятникам пермской скульптуры наиболее очевидны. Об этом говорит сопоставление пермского материала с материалом, опубликованным С. А. Та-ранушенко, В. Ф. Любченко, С. К. Килессо,

В. Г. Пуцко, А. Ю. Кондратюк. Так, С. А. Та-ранушенко исследует иконостасы Пятницкой церкви в Львове (1644), церкви Елецкого монастыря в Чернигове (1670), Великой церкви Киево-Печерской лавры (1685), Николаевского собора в Киеве (1696), барочной церкви под Ровно (1730), Преображенской церкви под Со-рочинцами (ок. 1732), Михайловской церкви с. Бездрик и некоторых других5. Памятники этого почти столетнего периода развития, как мы считаем, имеют аналогии и в центральнорусских областях, и в Предуралье. Через Смоленск, Рязань, Москву барочные формы распространялись на Волгу и Каму.

Особенно интересно сравнить решения де-исусного ряда украинских церквей с резным деисусным рядом из собрания Пермской художественной галереи. Апостольский Деисус, как называется эта иконография, изображает апостолов в рост, с орудиями своих страданий, перенесенных за Учителя (меч, копье, стрела). Чаще изображен крест и книга или свиток - символы проповеди. Об актуализации идеи церкви в теме апостольского служения в русских апостольских деисусах конца XVII века убедительно пишет Г. С. Колпакова6. В коллекции Пермской художественной галереи хранятся резные фигуры из неоконченного Апостольского деисуса конца XVIII века (инв. № ПГХГ, ДС-12-ДС-20), где иконография, типология и пластическое решение неглубоких, но активно проработанных рельефов кажутся наиболее близкими западноевропейским произведениям стиля барокко.

Верхневолжские памятники близки пермской пластике по структуре, иконографии, образному решению. Верхневолжские иконостасы и храмовую пластику в разное время исследовали В. М. Рудченко, В. Г. Пуцко, В. М. Ша-ханова. Наибольшее количество иконостасов, как считает В. М. Рудченко, сохранилось в Верхнем Поволжье, в Ярославской, Костром-

ской, Тверской и Ивановской областях. Руд-ченко отмечает сложный декор иконостасов из Успенского собора Горицкого монастыря в Пе-реславле-Залесском, из Зачатиевского собора Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом, иконостас из церкви Николы Надеина в Ярославле 7, в чем-то очень близких пермскому материалу, как-то: резные фигуры и орнаменты Спасо-Преображенского собора города Перми, иконостасная резьба Богоявленской церкви города Соликамска, группы предстоящих из села Нижнечусовские городки (инв. № ПГХГ, ДС-52) и села Усть-Боровое, или Усть-Боровское (инв. № ПГХГ, ДС-53, ДС-54), которые созданы с глубоким пониманием самой сути барокко - его пластической мощи, бурной динамики, повышенной экспрессии выражений. Между фигурами предстоящих, достаточно самостоятельными в пространстве, возникает пластическая, динамическая, эмоциональная взаимосвязь. Крупные размеры, подвижные позы и развитые объёмы фигур значительно усиливают этот эффект.

Но есть аналогии пермской храмовой пластике и в Среднем Поволжье, где церковная пластика начала развиваться после падения Казанского ханства и создания Казанской епархии. А. И. Мордвинова пишет о храмовой скульптуре Чувашии, отмечая наличие в ней и уникальных, и типологически повторяемых образов, аналогичных скульптурам других областей (в частности, Нижегородской) 8. Особенно интересны параллели в художественных решениях скульптур Христа в темнице. И в Чувашии, и в Прикамье это одинаково крупные, мощные, выполненные почти в человеческий рост фигуры, воплощающие «мужицкие» образы страдающего Христа.

Иногда западноевропейские заимствования идут «кружным», но изначальным для Урала северным путем. Освоение русскими Прикамья стало наиболее активным с середины XVI века, когда по царским жалованным грамотам здесь была образована вотчина Строгановых. Колонизация прикамских земель началась с Севера, поэтому связи с северными землями были главными несколько веков подряд, с XII по XVII век. Северные территории Пермского края заселялись быстрее и развивались наиболее интенсивно. Позднее стали осваиваться и территории Нижней Камы 9

Северные параллели пермской деревянной скульптуре мы обнаружили в трудах А. К. Че-калова, И. Н. Ухановой, Н. В. Мальцева,

Т. А. Кольцовой. А. К. Чекалов рассматривал вопрос о храмовой скульптуре исключительно во взаимосвязи с народной резьбой по дереву. В этом он выступает единомышленником И. В. Евдокимова, В. П. Выголова, Г. Н. Бочарова. Другие исследователи Севера в полной мере оценивают самостоятельность и специфичность фигуративной храмовой пластики. Н. В. Мальцев и Т. М. Кольцова посвятили целый ряд работ выявлению особенностей северной резьбы и ее связям с Центральной Россией. Но, по нашему мнению, много параллелей можно найти также между северной и пермской деревянной скульптурой, особенно в популярных статуях Св. Николы Можайского. Близки северной пластике киотные изображения Св. Николы Можайского из села Дубровское (инв. № ПГХГ, ДС-174) из деревни Кро-хово (инв. № ПГХГ, ДС-180), из села Сретенское (инв. № ПГХГ, ДС-176), села Миндули (инв. № ПГХГ, ДС-181), села Монастырь (инв. № ПГХГ, ДС-243). Эти нарядные, многоцветные статуи «северной» традиции ещё раз подтверждают близость древнерусской пластики к иконе и являют собой синтез двух «разноречивых» искусств - скульптуры и иконописи.

Через Урал, по реке Чусовой, а затем по известным сибирским трактам (например, по легендарной Бабиновской дороге) искусство резьбы из Пермской епархии распространялось в зауральские регионы. Если проводить зауральские параллели, то очевидно, что художественная резьба развивалась, прежде всего, в крупных торговых и промышленных городах

- в Екатеринбурге, Ирбите и Верхотурье. «Наряду с местными мастерами над выполнением заказов для уральских церквей трудились и приезжавшие на лето для промыслов артели московских, ярославских, суздальских, вятских резчиков. Разрозненные сведения о пришлых артелях прослеживаются по архивным документам, начиная со второй половины XVIII века. С середины XIX века появляются в регионе первые частные иконостасно-резные и иконописно-иконостасные мастерские, наиболее крупными и жизнеспособными из них оказались предприятия Н. Г. Старикова и П. О. Кожевникова (оба - в Екатеринбурге)»10.

Стилистическая эволюция архитектурных форм Екатеринбурга напоминает пермскую эволюцию. Оба города, основанные в 1723 году, имели ясно выраженный промышленный и регулярный характер застройки, оба города переживали длительное влияние столичных

архитектурных конструкций и форм. Что касается особенностей становления и последовательности развития стилевых направлений, то в Екатеринбурге, как и в Перми, «наблюдается более длительная, чем в столицах, устойчивость и некоторая запоздалая инерция в развитии классицизма.» Эклектика расцветает «в 1840-1850-е годы, а утверждение модерна относится к середине первого десятилетия XX века. К тому же на рубежах периодов происходит смешение стилевых направлений: классицизма - с эклектикой, эклектики - с модерном, и т. д.»11.

Поскольку оба города относились к одной и той же Пермско-Соликамской епархии, формы храмовых сооружений имели еще больше сходных черт. Такие мастера «иконостасного дела», как П. Д. Баталов, А. С. Бахрушев, Е. И. Брезгин, И. С. Козлов, И. Ф. Тарин и многие другие, работали над созданием иконостасов и в Екатеринбурге, и в Перми 12. Особенно характерны совпадения художественных решений иконостасов Богоявленской церкви города Соликамска и Свято-Николаевской церкви в селе Быньги Свердловской области (особенно близки Царские врата этих иконостасов).

Распространение традиций и форм происходило во многом благодаря постоянной миграции мастеров «иконостасного дела» - резчики, позолотчики, иконописцы часто входили в артели, перемещавшиеся из одного места в другое. Именно благодаря такому артельному способу работы можно проследить миграцию отдельных явлений от западных границ Российской империи до сибирских и дальневосточных районов.

Дальние сибирские параллели пермской скульптуре дают возможность проследить работы Н. Г. Велижаниной из Иркутска и Н. И. Исаевой, подробно изучившей красноярскую пластику. Н. И. Исаева считает, что храмовой скульптурой был особенно богат Енисейско-Ангарский регион с центром в городе Енисейске, где храмовое зодчество развивалось в первой половине XVIII века, и Южно-Енисейский регион, с центром в городе Красноярске, где строительство церквей велось в основном в конце XVIII - начале XIX века. Особый интерес в качестве источника аналогий вызывает иконостас Спасского собора Спасского монастыря города Енисейска (третья четверть XVIII века) 13. Сама Скиния в виде орнаментированного шатра напоминает аналогичное изображение в иконостасе Спа-

со-Преображенского собора города Перми, а предстоящие Скинии ангелы - группу предстоящих Распятию Святых из города Соликамска (инв. № ПГХГ, ДС-26).

Отмечая особенности пермской деревянной скульптуры в сравнении с другими региональными «школами», произведения которых представлены в музеях Москвы и Санкт-Петербурга, Новгорода и Пскова, Архангельска и Вологды, Переславля-Залесского и Моршанска, Рязани и Курска, Костромы и Саратова, Тобольска и Омска, Иркутска и Красноярска, следует отметить яркую образность, монументализм построений, блестящее мастерство исполнения. Не случайно, выделяя пермскую деревянную скульптуру среди прочих явлений храмового искусства, Г. К. Вагнер писал: «Среди произведений пермской скульптуры есть самые разнохарактерные образы - лирические, эпические, а подчас совершенно потрясающие по драматизму. По существу, они и представляют величественный эпилог древнерусской скульптуры, на протяжении семи-восьми веков хранившей секрет настоящего одухотворенного монументализма... Развиваясь на окраине Руси, уходя корнями в местную древность, она в XVИ-XVШ веках даже в чисто религиозной сфере сумела удержать единство глубокого содержания и монументальной формы»14.

Наиболее важный вывод, вытекающий из вышесказанного, состоит в том, что в настоящее время назрела острая необходимость переоценки ценностей в отношении провинциального искусства, создавшего богатейший слой общерусских духовных ценностей. В связи с новым подъемом православного искусства России провинциальная культура, как представляется, будет основным источником для поиска национального своеобразия и оригинальных художественных решений в сфере высокого искусства русской храмовой пластики.

Примечания

1 Лидов, А. М. Иконостас : итоги и перспективы исследования // Иконостас : происхождение

- развитие - символика : междунар. симп. (4-6 мая 1996 г.) : Москва, ГТГ : тез. докл. / ред.-сост. А. М. Лидов. М., 1996. С. 10.

2 Культура и быт населения Урала в XII-XVII вв. : архитектура и искусство // История Урала с древнейших времен до 1861 г. М., 1989. С.247-251.

3 О биографии Н. Н. Серебренникова см.: Бу-дрина, А. Г. Дело всей жизни / А. Г. Будрина, Г. А. Поликарпова. Пермь, 1991.

4 Как считает А. В. Липатов, основа сходства развития двух макрорегионов новой европейской цивилизации - западного и восточного

- это общность мировосприятия, опирающегося на общность определенного культурного наследия (античность в ее христианском переосмыслении). См.: Липатов, А. В. Древнеславянские письменности и общеевропейский литературный процесс : к проблеме исследования литератур как системы // Барокко в славянских культурах. М., 1982. С. 47.

5 Таранушенко, С. А. О Украjинском иконостасу XVШ-XIX века // Зборник за ликовне умет-ности. 1975. № 11. С. 119, 123.

6 Колпакова, Г. С. Иконография «Традицио ле-гис» и апостольский чин в русских иконостасах XVII-XVIII вв. : попытка нового осмысления // Русское церковное искусство Нового времени : сб. ст. / отв. ред. А. В. Рындина. М., 2004. С. 49.

7 Рудченко, В. М. Иконостасы XVIII - первой половины XIX в. в храмах верхневолжских областей // Памятники русской архитектуры и монументального искусства : стиль, атрибуции, датировки. М., 1983. С. 216.

8 См.: Мордвинова, А. И. Деревянная церковная скульптура в Чувашии XVI-XX веков : автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 2004. С.12-13.

9 См. труды по истории Пермского края: Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 2000; История Урала / под ред. д-ра ист. наук Ф. С. Горового. Т. I. Пермь, 1963; Чагин, Г. Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVII - первой половине XIX века. Пермь, 1995.

10 Гончаров, Ю. А. Об искусстве «церковной рези» на Урале XVII - начала XX века / Ю. А. Гончаров, Н. А. Гончарова // Древнерусская традиция в культуре Урала : материалы науч.-практ. конф. (28-30 апреля 1992 г.). Челябинск, 1992. С. 55-71. С. 58.

11 Власюк, А. И. О своеобразии архитектуры русских провинциальных городов в 18401910-е годы // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1983.

С. 253-254.

12 Гончаров, Ю. А. Мастера и мастерские церковного искусства на Урале XVII - начала XX века : материалы к словарю / Ю. А. Гончаров, Н. А. Гончарова // Уральская икона : живописная, резная и литая икона XVIII - начала XX в. Екатеринбург, 1998. С. 249-339.

13 Исаева, Н. Н. Деревянная скульптура и орнаментальная резьба иконостасов Приенисейско-го края XVШ-XIX вв. : сводный кат. Красноярск, 2000. С. 37.

14 Вагнер, Г. К. Скульптура Древней Руси // Триста веков искусства. М., 1976. С. 262.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.