Научная статья на тему 'Скульптурный декор в иконостасах классицизма (на материале прикамских коллекций)'

Скульптурный декор в иконостасах классицизма (на материале прикамских коллекций) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
810
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКОНОСТАС / ПЕРМСКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА / ХРАМОВЫЙ СИНТЕЗ ИСКУССТВ / СКУЛЬПТУРНЫЙ ДЕКОР / ICONOSTASIS / PERM WOODEN SCULPTURE / TEMPLE SYNTHESISOF ARTS SCULPTURE DECORATION / TECTONIC STRUCTURE OF ICONOSTASIS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Власова О. М.

В провинции «золотой век» иконостасной скульптуры охватывает вторую половину XVIII первую половину XIX века. Именно в этот период иконостасы Прикамья предельно нагружаются пластикой, претерпевающей стилистические изменения согласно «духу эпохи». В XIX веке ведущим стилистическим направлением становится классицизм, получивший разнообразные стилевые модификации в резьбе и скульптуре иконостасов. Многие описанные здесь памятники впервые попадают в орбиту научного изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCULPTURAL DECORATION IN ICONOSTASES OF THE CLASSICISM PERIOD (ON THE MATERIAL OF THE PRIKAMYE COLLECTIONS)

The Golden age of iconostasis sculpture in the province captures the second part of the 18th and the first part of the 19th centuries. Particularly in that period iconostases of Prikamye are loaded with plastic, that changes their style according to the spirit of the era. In the 19th century classicism becomes the leading style that received various modifications in carving and sculptures on iconostasis. Lots of monuments that are described here for the first time fall into the orbit of our studies.

Текст научной работы на тему «Скульптурный декор в иконостасах классицизма (на материале прикамских коллекций)»

УДК 73/76 (719)

СКУЛЬПТУРНЫЙ ДЕКОР В ИКОНОСТАСАХ КЛАССИЦИЗМА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРИКАМСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ)

© О. М. Власова

Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Россия, 614000 г. Пермь, ул. Ленина, 56.

Тел./факс: +7 (342) 210 15 07.

E-mail: vlasovaom@yandex.ru

В провинции «золотой век» иконостасной скульптуры охватывает вторую половину

XVIII — первую половину XIX века. Именно в этот период иконостасы Прикамья предельно нагружаются пластикой, претерпевающей стилистические изменения согласно «духу эпохи». В

XIX веке ведущим стилистическим направлением становится классицизм, получивший разнообразные стилевые модификации в резьбе и скульптуре иконостасов. Многие описанные здесь памятники впервые попадают в орбиту научного изучения.

Ключевые слова: иконостас, пермская деревянная скульптура, храмовый синтез искусств, скульптурный декор.

История высокого русского иконостаса, сложившегося в XV веке, изучена с достаточной полнотой. Иконостас переходного периода, от Средневековья к Новому времени, проходит первоначальную стадию осмысления [1], причем довольно редко исследователи обращаются к иконостасам русской провинции. Скульптура, играющая значительную роль в тектонической структуре иконостасов Нового времени, практически не рассматривается. Это касается и Прикамья, в первую очередь, Пермского края, и его центра - Перми. Хотя такое яркое художественное явление, как пермская деревянная скульптура, получило в настоящее время признание и широкую известность. В музейных и частных собраниях Пермского края сохранилось множество вариантов иконостасной резьбы - от рельефа до круглой скульптуры, от древнерусской традиции до модерна. Но идентифицировать эти памятники с конкретными, дошедшими до нашего времени иконостасами, практически невозможно.

Как и все регионы России, Прикамье переживало бурные исторические катаклизмы. Деятельность Строгановых на протяжении Х^Х1Х веков для экономики и культуры края была структурообразующей. Они развивали местную промышленность, культуру, храмостроительство. В конце XVII

- начале XVIII века в истории России начинается новая эпоха. Реформы Петра I, направленные на превращение Московского государства в могущественную империю, дали мощный толчок развитию зодчества. Архитекторам пришлось решать ряд совершенно новых задач - возведение новых городов по заранее составленному плану (Петербург, Екатеринбург, Пермь и другие), постройка крепостей, арсеналов, госпиталей, библиотек...

В конце XVIII века на Урале, в том числе и в Прикамье, складывается самый крупный промышленный район России: здесь выплавлялось четыре пятых всего русского чугуна и железа. Развитие металлургии на Урале обусловило появление новых типов построек, сооружений и населенных

пунктов. За столетие, с 1700 по 1800 годы, было возведено 186 предприятий. В Прикамье возникли Мотовилихинский, Верхний и Нижний Юговские, Очерский, Пожевской, Чермозский, Добрянский, Суксунский и другие заводы, окруженные заводскими поселками. Не будет преувеличением сказать, что в XVIII - начале XIX веков в Прикамье были заложены основы отечественной промышленной архитектуры [2].

В Прикамье создается принципиально новый для России тип поселения: город-завод, который объединяет промышленные здания, устройства и поселок с четко выраженной, геометрически правильной (регулярной) планировкой. На примере Егошихинского медеплавильного завода - будущего города Перми - можно составить представление о типичном уральском городе-заводе, центром которого оказывается плотина, пруд, заводские постройки и поселение, обнесенное крепостью. Уральские строители при возведении городов-заводов проявили удивительное чувство ансамбля, связанного единством технологических, стилевых и градостроительных требований. Архитектуре заводов были присущи цельность, простота, сдержанность приемов и форм. Все значимые постройки возводятся в формах главенствующего направления

- русского классицизма. Только в XIX веке классицизм развернул в провинции все свои архитектурно-пластические возможности [3].

На уральских заводах в начале XIX века работала большая группа архитекторов, многие из которых получили образование в Санкт-Петербургской Императорской академии художеств. Так, выдающемуся русскому архитектору классицизма А. Н. Воронихину (1759-1814), уроженцу Прикамья и крепостному Строгановых, принадлежит Никольская церковь и дом Голицыных в с. Новое Усолье. Пост архитектора Уральского (Пермского) горного правления занимал И. И. Свиязев (1797-1875), будущий академик архитектуры. Как и Воронихин, он происходил из семьи строгановских крепостных. Окончив Пермскую гимназию в 1815 году, Свиязев

поступил в Петербургскую Академию художеств, которая впоследствии и выкупила его из крепостной зависимости. С 1822 года в течение десяти лет Свиязев работал в Перми. В 1832 году архитектор переехал в Петербург и начал работать в Горном институте в качестве преподавателя [4].

Образование губернии с центром в Егошихин-ском заводе, который был переименован в город Пермь (1781), сыграло свою положительную роль в деле развития края. В губернском городе Перми каменное строительство, прежде всего заводское и храмовое, велось особенно широко. По благословению епископа Варфоломея, на Егошихинском заводе вместо первоначальной деревянной в 1757 году была заложена каменная церковь Петра и Павла. По решению Синода, в связи с учреждением губернского города и Пермского наместничества, церковь была преобразована в Градо-Пермский Петропавловский собор. Духовное управление было переведено из Соликамска в Пермь.

Петропавловский собор представляет собой довольно редкий на Урале памятник русского провинциального барокко, хотя колокольня была построена уже в классицистическом стиле. Храмовая часть перекрыта сомкнутым четырехгранным сводом, в центре и по углам которого возвышаются восьмигранные башенки, также перекрытые куполами с декоративными луковичными главами. По сторонам купола на фоне свода размещены декоративные фронтоны, включенные в общий ритм композиции пятиглавия и колокольни. Стены храмовой части украшены слегка выступающим легким антаблементом, тягой, разделяющей этажи, вертикалями спаренных пилястр. С восточной стороны к храмовой части примыкает пятигранная алтарная апсида, а с западной стороны трапезная соединяется с колокольней, сооруженной по принципу «восьмерик на четверике». В отличие от столичных храмов пермский собор весьма скромен и строг в декоративном убранстве.

Важнейшее значение для развития архитектуры Перми имела постройка огромного кафедрального Спасо-Преображенского собора (1798-1830), который стал главным духовным центром Пермского края и архитектурной доминантой бурно развивающегося губернского города. В этом сооружении также прослеживается несколько стилистических линий, в первую очередь, классицистической и барочной.

Естественно, во всех новых церквах строились высокие резные иконостасы, обильно насыщенные скульптурой разных форм - от барельефа до крупной объемной пластики. Роль скульптуры в ансамбле православного храма синодального периода (конкретно в 1830-е годы) отражает единственный из полностью сохранившихся интерьеров К. Ф. Тона интерьер церкви Императорской академии художеств. В каталоге К. А. Ухтомского 1858 года упоминаются ныне утраченные фигуры двух мо-

лящихся ангелов над иконостасом работы С. И. Г альберга, изображения отцов церкви: Г риго-рия Богослова, Иоанна Златоуста и Василия Великого - Ф. П. Толстого, а также «Распятие» -А. Р. фон Бока, за которое в 1856 году он получил большую золотую медаль и звание классного художника [5].

Яркую параллель классицистическому решению иконостаса можно найти в работах А. В. Рын-диной, пишущей об иконных окладах первой трети XIX в., которым присущи прозрачная ясность конструктивных решений, чутье к соразмерности частей целого, «уважение» к плоскости [6].

Памятники искусства и культуры Прикамья позволяют проследить всю эволюцию высокого иконостаса на «переломе эпох», от XVII до начала XX века. Сохранившиеся иконостасы Прикамья эволюционируют по общей для России схеме, но с небольшим отставанием по времени и некоторыми региональными особенностями в трактовке «стилей эпохи». Древнерусская традиция представлена в иконостасах г. Чердыни (ц. Иоанно-Богословская); барочная - в памятниках Соликамска (ц. Богоявленская), Усолья, Перми (собор Спасо-

Преображенский); классицистическая - в иконостасах церквей пос. Пашия Горнозаводского района, с. Романово Соликамского района, с. Полыгарец Кун-гурского района. Пример эклектики - иконостасы Петропавловской церкви с. Павловского и Иоанно-Предтеченской церкви с. Култаево Пермского района.

Структура иконостаса на протяжении XVII-

XVIII веков развивается от тябловой к «рамочной», затем к сплошной, наподобие фахверховой, которая организуется как стена с четким выделением центральной вертикальной оси. Яркий пример такой конструкции - иконостас Спасо-Преображенского собора г. Перми, где в настоящее время расположена Пермская государственная художественная галерея [7]. В отличие от древнерусских тябловых иконостасов он не разделен на ярусы и представляет собой огромную сплошную поверхность с крупными живописными вставками. Целостному восприятию иконостаса не мешает даже углубление центрального прясла. «Стена» иконостаса украшена двухслойной резьбой (один слой - в левкасе, другой - накладной) и листовой позолотой. Крупные травные орнаменты связывают воедино все части иконостаса, включая силуэтные фигуры «Распятия с предстоящими», резные фигуры пророков Аарона и Моисея, рельефные изображения херувимов и серафимов.

Декоративные элементы иконостасов всегда соответствуют «стилю эпохи». Барокко предпочитает «травные» орнаменты сложных переплетающихся форм, крупные объемные элементы в виде раковин, виноградных лоз, пальметт, вьюнков и цветочных розеток. В классицизме возникает интерес к геометрическим орнаментам, к декоративным

элементам, имитирующим ордерные конструкции, к мотивам римского декора: вазонам, лентам, лавровым венкам и т.д. С 1820-х годов в декоре иконостасов господствует ампир, с середины XIX века -ретроспективизм (историзм) и выходящая из него эклектика [8].

На переходном этапе от барокко к классицизму возник, очевидно, иконостас действующей Петропавловской церкви пос. Павловский Очерского района, где сохранились царские врата более раннего времени, возможно, конца XVIII века. Свободная орнаментальная композиция Царских врат, сочный рельеф и обилие барочных элементов не мешают внедрению свойственных классицизму лавровых венков, ленточных перетяжек, «сухариков» и прочих деталей. Это стилистическое смешение указывает на некую замедленность в освоении принципов классицизма провинцией [9].

В иконостасе Сретенской церкви с. Романово, выполненном в 1867 в мастерской Брезгиных [10], явно преобладают классицистические черты. Во-первых, иконостас представляет «сокращенный» иконографический вариант - построено всего два яруса икон с арочным навершием над центральным пряслом. Во-вторых, ему присуща строгая метрическая организация, лаконичность орнаментов, легкость общего пластического решения. Ритмическая организация «сквозных» царских врат основана на принципе повторения вертикальных арочных звеньев с наложенными на «тяги» равноконечными крестами, «пронзенными» перекрестными «пиками». В остальном декоре иконостаса мотив креста заменен мотивом четырехлепестковой розетки, очертания которой повторяются в рамках-квадрифолиях для икон. Мотив зеркально повторенного волютообразного завитка, в свою очередь, напоминает волюты капителей упрощенного композитного ордера. Полуциркульные арки, овы, ромбы, круги и «сухарики» - наиболее повторяемые элементы декора, в котором прослеживается стремление к лаконизму и простоте построения. Длительное сохранение классицистических традиций в резьбе иконостасов подтверждает и архитектурно-декоративное решение иконостаса церкви Казанской Божьей Матери в г. Осе (1882), где главенствующими элементами являются те же круги, решетки, полуциркульные арки и пр. [11].

Если барочная фигуративная пластика занимает в иконостасе важное место, определяя его пространственно активный характер, то в классицизме скульптура имеет более локальное, но и более конструктивное применение. Иконостас вместе со скульптурой строится как общая центричная композиция, связанная воедино крупным декоративным ордером и ритмикой орнаментальных мотивов. Яркий пример такого решения - иконостас Троицкой церкви пос. Пашия Горнозаводского района (верхний храм, I четверть XIX в.). Полуциркульный фронтон венчает высокое центральное прясло; че-

тыре сдвоенные колонны, объединяющие два основных яруса икон, завершены раскрепованным антаблементом (космитом) - над каждым крылом -фигура коленопреклоненного ангела. Среди декоративных элементов преобладают венки, цветочные розетки, ветви олив [12].

В классицизме не только сокращается и «очищается» структура иконостаса, но кардинально изменяются орнаментальные элементы, появляются элементы строгих геометрических форм - ромбы, прямоугольники, треугольники, многогранники, круги, дуги, овалы. Орнаменты другой группы построены по принципу сочетания производных форм (круг, полукруг, овал, розетка, сложные формы, составленные из сегментов круга) [13].

Начиная с середины XIX века в Прикамье часто существовал симбиоз разных стилистических направлений. Эклектика, распространенная в провинциальной архитектуре второй половины XIX века, предполагает неограниченное число вариаций из элементов разных конструкций и форм. Тем не менее, и в этом явлении все равно преобладают классицистические мотивы. Классицизм, как и барокко, претерпевает в иконостасной пластике разнообразные претворения, вплоть до самых гротескных и примитивизирующих модификаций. Ряд примеров таких «пограничных» решений дает коллекция церковных чертежей из собрания ПГХГ, где в фонде рисунка насчитывается более 100 чертежей, относящихся к церковной архитектуре. Это чертежи Евстафия Брезгина (трехъярусный «рамочный» иконостас с «кассетированными» царскими вратами, инв. № ПГХГ, Р-403), Христофора Безрукова (четырехъярусный иконостас с композицией «Распятия с предстоящими» и двумя фигурами коленопреклоненных ангелов, 1863 год, инв. № ПГХГ, Р-1073), чертеж с фрагментом иконостаса работы В. А. Швецова (инв. № ПГХГ, Р-1076) и др.

Во второй половине XIX - начале XX века появляются некие эклектические структуры, сохраняющие примат классицизма. Например, в иконостасе церкви с. Полыгарец Кунгурского района барочные элементы укладываются в ячейки, определенные классицистическим принципом построения. В архитектурных членениях иконостаса применяется руст, овы, поребрик и прочие элементы классицистического декора. Характерна «сетчатая» композиция царских врат, их многопрофильное полуциркульное навершие. В каждую ячейку композиционной «сетки» симметрично уложены завитки растительного орнамента, имеющие обобщенную и статичную форму.

Модерн не получает особого развития в организации иконостасной «стены». В иконостасах, ориентированных на модерн, используются псевдорусские формы, происходит секуляризация пластики, наблюдается возвращение к «добарочному» принципу соединения архитектурных и пластических форм. Одним из ярких произведений модерна

с классицистическими реминисценциями является иконостас, спроектированный П. Н. Мумриковым в 1913 году для пермской единоверческой церкви (инв. № ПГХГ, Р-1071). Здесь использованы стрельчатые завершения иконных киотов, орнаменты с побегами вьюнка и дубовыми листьями, витые колонки в декорации царских врат, известная «елочка» в обрамлениях икон местного ряда и пр.

Фигуративная резьба прикамских иконостасов укладывается в ту же обрисованную нами схему.

XIX век до сих пор считается непростой порой для русской деревянной скульптуры. Начавшееся в XVIII столетии расслоение стилей, уровней, форм стремительно продолжается, наметившиеся процессы размежевания прогрессируют. Барокко не исчезает, обретая все новые вариации. Классицизм сменяется академизмом, в который вкрапляются «атавистические» элементы барочной, преимущественно орнаментальной резьбы. После произошедшей переоценки позднего храмового искусства нельзя не признать, что в «академическом» направлении возникли свои достижения и шедевры [14].

Распространение академических форм начинается в деревянной скульптуре достаточно поздно, в конце XVIII века, параллельно с расцветом архитектуры раннего классицизма. В пермской коллекции своего рода эталонным произведением может считаться огромное «Распятие» из с. Сиринское (инв. № ПГХГ, ДС-60). Очевидно, что в этом произведении с особенной силой и ясностью развернута некая академическая «программа», реализовавшаяся во множестве аналогичных по типу Распятиях из коллекции ПГХГ (инв. № ПГХГ, ДС-72, ДС-73, ДС-74 и др.).

Одно из ярчайших проявлений классицизма в Прикамье - творчество скульптора Дмитрия Тито-вича Домнина. Несравненно самобытны и вдохновенны его главные произведения: «Господь Саваоф», коленопреклоненные ангелы, голова херувима (инв. № ПГХГ, ДС-83, ДС-84, ДС-85, ДС-86). «Господь Саваоф» - выдающийся памятник иконостасной пластики редкого иконографического извода [15]. Бог Отец изображен как прекрасный молодой человек с обаятельной, даже чувственной внешностью. Лик его дышит покоем и силой, поражая классичностью черт, гармонией форм, мягкостью проработки. Так же пластичен и выразителен декор облаков и перистого «сияния», исходящего от когда-то позолоченной статуи.

«Судя по сохранившейся части фронтона, скульптура с покоряющим архитектурным великолепием завершала декор алтарной стены» [16]. Треугольная композиция фронтона, повторенная в треугольнике нимба, который символизирует Троицу, переводит изображение в сферу надмирно-го бытия, словно подтверждая непрерывность древнерусской традиции. Символика Троицы в данном случае была обязательной, так как первоначальный деревянный храм г. Лысьвы был посвящен

именно Троице и поставлен в 1799 году, хотя фигура Господа Саваофа была выполнена несколько позднее, в первой четверти XIX века [17]. В том же ключе выполнены две фигуры коленопреклоненных ангелов из Нижнечусовских городков, где жесткая симметрия зеркального построения спорит с «классической» моделировкой голов.

Из примыкающих к произведениям Домнина скульптур наиболее интересны изображения Господа Саваофа (инв. № ПГХГ, ДС-82) и ангелов из с. Ильинского (инв. № ПГХГ, ДС-80, ДС-81). Фигура Господа Саваофа изображена во весь рост возлежащей на облаках в свободной асимметрической позе. Величаво благословляющая рука увлекает за собой чуть развернутый торс. В том же спокойном, величавом состоянии изображены два летящих ангела из комплекса с ильинским «Господом Саваофом». Все как будто взято от академических образцов, но передано с теми неточностями, которые придают наивному искусству особую характерность. Скульптура «Господь Саваоф» и фигуры ангелов из с. Ильинского представляют собой своеобразный и качественный вариант провинциального классицизма, еще не утратившего своей крепкой «почвенной» связи с барокко. К ним, как ни к каким другим, более всего подходит понятие «барочного классицизма», широко распространенного в иконостасах конца XVIII - начала XIX века [18].

Однако в классицизме, как и в группе барочных скульптур, имеются максимально близкие «чистому» стилю изображения, хотя, как правило, это скульптуры, связанные не с иконостасом, а с другими элементами храмового ансамбля, в первую очередь, с престолом и алтарем.

Наибольшей близостью «академическим» образцам отличаются небольшие позолоченные фигуры ангелов из Перми совершенно профессионального исполнения (инв. № ПГХГ, ДС-304, ДС-305). Эти фигуры вызывают ассоциации с самыми блестящими произведениями русского классицизма точностью пропорций, «классической» полнотой объемов, грациозностью движений и поз.

«Усекновенная глава Св. Иоанна Предтечи» из д. Копылово (инв. № ПГХГ, ДС-241) принадлежит к произведениям такого же рода. Академический натурализм предельно усиливает психологическую экзальтацию образа, столь популярного в деревянной скульптуре XVIII-XIX веков. Чеканные формы, тонко проработанные детали, сложная хорошо продуманная композиция изобличают руку профессионального мастера. Характерно, что здесь тоже использовалась позолота «на полимент», превращающая композицию в подобие металлического рельефа. Подобное решение мы видим в композиции «Христос во гробе» (инв. № ПГХГ, ДС-242). Полуфигура Христа, выполненная с совершенной натуралистичностью форм, помещена в неглубокий киот и окружена многочисленными атрибутами Страстей, проработанных до мельчайших подроб-

ностей. Другой стилистикой отличается резное изображение «Христа в терновом венце» (инв. № ПГХГ, ДС-365) [19], выполненное в традициях академической резьбы. Голова Христа, склоненная вправо, имеет мягкие плавные очертания и достаточно детальную проработку объемов. Лик отмечен скорбным, но спокойным и умиротворенным выражением. Особое обаяние придает рельефу серебристая «текстура» ничем не покрытого дерева.

Более поздняя рельефная икона Св. благоверного великого князя Александра Невского (инв. № ПГХГ, ДС-314) представляет собой сложный сплав древнерусских, барочных, классицистических черт. По пластике это многослойный рельеф с объемно вырезанной фигурой и барельефными атрибутами. Вместо полихромной росписи использованы позолота и серебрение - отсюда мощные светотеневые эффекты, присущие обычно литому металлическому рельефу, например, древнерусских ковчегов-мощевиков [20].

Анализ пермского материала показывает, что в русле классицистических традиций возникло немало новых форм, но - и это, быть может, еще важнее

- произошло возвращение к древним иконографическим изводам, получившим новое осмысление и новое претворение. Это касается многих традиционных иконографических схем, начиная с Деисуса, Собора апостолов, Евхаристии, Тайной вечери, Распятия и заканчивая такими редкими в изобразительном искусстве иконографическими изводами, как, например, «Даяние закона» (ТгаёШо ^1з; инв. № ПГХГ, ДС-159). Последний иконографический сюжет как бы подтверждающий божественное происхождение христианских заповедей и легитимность земной церкви, был широко распространен в искусстве доиконоборческого периода [21]. Тема вселенского торжества Закона, божественной Премудрости, соединения небесной и земной Церкви, воплотившаяся в этой иконографии, безусловно, была особенно актуальной в период укрепления и расширения российской государственности в конце XVIII - начале XIX века. Не случайно, что эта композиция появляется и среди пермских памятников этого времени.

С XVIII века началось «проницание русской культуры идеями государства и духом нарождавшегося абсолютизма. В последующем веке это было наследовано низовым ремесленным искусством» [22]. Пермские классицистические скульптуры из дерева, к какому бы уровню они ни принадлежали, также выражают «государственную» упорядоченность, академическую нормативность, жесткую регламентированность этого имперского стиля. Эмблематизм мышления, дидактичность сюжетов и рациональность художественных решений, свойственных классицизму, проявились во многих памятниках пермской деревянной скульптуры, которым, подчас сложно дать стилистическую характеристику [23].

Новые аспекты в скульптуре позднего русского иконостаса хорошо высвечивают произведения из частной коллекции В. Н. Селиванова (Пермь) [24]. Эта коллекция, насчитывающая три десятка памятников, и по иконографическому составу, и по формальным признакам отражает всю специфику позднего храмового декора. Практически все опубликованные Селивановым произведения -фрагменты иконостасных композиций, решенных в разной стилистике - от барокко до примитива. Преобладают изображения Небесных Сил: серафимов, херувимов и ангелов - «ныне силы небесные с нами невидимо служат» - что говорит о новом интересе к идее религии-связи, к теме «преемства благодати», такой актуальной для Византии [25]. В ряде памятников этой коллекции ощущаются чисто местные особенности резьбы: примитивизация стилистических черт, многочисленные деформации в передаче объемов, активизация эмоционального строя.

Рассмотренная нами храмовая пластика Прикамья, связанная с традициями классицизма, демонстрирует явный интерес к ранним пластам древнерусской иконографии, к особо сложным богословским программам, связанным с текстами литургии. Прослеживается стремление к созданию пространственных композиций и даже - к развертыванию неких сакральных экспозиций в реальном пространстве внешнего мира («Даяние закона»). Наблюдается также явный интерес к святым русского пантеона, получившим известность в Новое и Новейшее время.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иконостас: Происхождение - развитие - символика. Международный симпозиум 4-6 мая 1996 года. Москва, ГТГ: Тезисы докладов / М., 1996. 752 с.

2. Терехин А. С. Архитектура Прикамья ХVI-XIX вв. Пермь: Кн. изд-во, 1970. С. 26-27.

3. Евангулова О. С. Изобразительное искусство в России 1-й четверти XVIII века. М.: Издательство МГУ, 1987. С. 237.

4. Терехин А. С. Жизнь и творчество архитектора И. И. Свиязева. Пермь: Изд-во «Пушка», 2002. С. 188.

5. Мозговая Е. Б. Скульптурный ансамбль церкви Академии художеств / Русское церковное искусство Нового времени. М.: Индрик, 2004. С. 147.

6. Рындина А. В. Некоторые аспекты типологии и стилистики русских иконных окладов Нового времени / Русское церковное искусство Нового времени. Сб. статей. М.: Индрик,

2004. С. 115-116.

7. Пестова А. И. Иконостас Спасо-Преображенского собора бывшего Пыскорского монастыря / Искусство пермских вотчин Строгановых. Пермь: изд-во «Рейкьявик», 2007. С. 58-75.

8. Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. М., 2000. С. 210.

9. Каптерева Т. П. Об особенностях маргинального развития стиля. Испания и Португалия в Средние века и эпоху Возрождения // Искусствознание. Вып. 2/06. М., 2006. С. 280-281.

10. Брезгин О. П., Лыгин В. Г. Иконостас церкви села Романово: история создания // Русский мир, вып. №3. Дом в культурных традициях Пермского Прикамья. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Строгановские чтения» 15-18 сентября 2006 г. Березники, Усолье, 2007. С. 59-67.

11. Чагин Г. Н., Шилов А. В. Уездные провинции Кунгур, Оса, Оханск. Пермь: Книжный мир, 2007. С. 282.

12. Коржавкина Л. Ф. Альбом князя Сергея Михайловича Голицына - произведение ювелирного искусства и исторический источник / Княжеский род Голицыных в Усолье // Ко-новаловские чтения. Вып. 5. Материалы краеведческих чтений 2003 года. Пермь: Пермское книжное издательство,

2005. С. 67.

13. Чагина Е. В. Художественный металл в архитектуре Пермского Прикамья конца XVIII - начала XX века. М., 2008. С. 122-123.

14. Кириченко Е. И. О взаимосвязях России и Запада в архитектуре в новое время (Зодчество России в контексте мировой архитектуры) // Вопросы искусствознания. Вып. 23/93. М., 1993. С. 17-18.

15. Сакович А. Г. Библия Василия Кореня (1569) и русская иконографическая традиция XVI-XIX века / Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв. М., 1976. С. 97.

16. Серебренников Н. Н. Пермская деревянная скульптура. Материалы предварительного изучения и опись. Издание художественной галереи Пермского гос. обл. музея. 214 стр. С картой и 60 иллюстрациями. Пермь, 1928. С. 33.

17. Власова О. М., Лыгин В. Г. К вопросу об авторстве пермской деревянной скульптуры: Д. Т. Домнин // Древнерусская скульптура. Научный сборник. Вып. 5: Запад-Россия-Восток. Диалог культур. М.: МГМ «Дом Бурганова», 2008. С. 116-122.

18. Рудченко В. М. Иконостасы XVIII - первой половины

XIX в. в храмах верхневолжских областей / Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Стиль, атрибуции, датировки. М.: Наука, 1983. С. 218.

19. Красилин М. М. Памятники искусства XVI - начала XX в. в немузейных собраниях Москвы. Каталог-I. // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. Сб. Трудов ВНИИР, №12. М., 1989. С. 79.

20. Журавлева И. А. Ковчеги-мощевики конца XVI - первой трети XVII в. из Благовещенского собора Московского Кремля // Древнерусская скульптура. Научный сборник. Вып. 1. М., 1991. С. 111-112, 116-117.

21. Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-

XX века. Государственный Русский музей. Italy, Tonti (Napoli), 2000. С. 121.

22. Тарасов О. Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995. С. 311.

23. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Л., 1973. С. 207.

24. Деревянная храмовая скульптура из коллекции В. Н. Селиванова // Авт.-сост. О. М. Власова. Пермь, 2010. 152 с.

25. Колпакова Г. С. Иконография «Традицио легис» и апостольский чин в русских иконостасах XVII-XVIII вв. Попытка нового осмысления / Русское церковное искусство Нового времени. Сб. статей. М.: Индрик, 2004. С. 44.

Поступила в редакцию 02.02.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.