Научная статья на тему 'РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИМУЛЯЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SIMULATION TRAINING / SIMULATION EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / CONTINUING MEDICAL PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов А.Х., Аграновский М.Л., Козимжонова И.Ф., Салиев М.М., Азимова Г.А.

Переход на стандарты нового поколения требует от медицинских образовательных организаций перестройки взглядов на процесс обучения студентов и акцентирование внимания на профессионализме будущего медицинского работника - профессиональных компетенциях. Страх выпускников перед пациентами, недовольство пациентов приобщении с неопытным персоналом, ограничение доступа студентов в процедурные кабинеты при прохождении практики, психологическая боязнь выполнения процедуры. Нельзя не обратить на внимание на недостаток времени для отработки каждого практического навыка, что ведет к высокому риску для здоровья пациента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов А.Х., Аграновский М.Л., Козимжонова И.Ф., Салиев М.М., Азимова Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SIMULATION TRAINING IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS MEDICAL VOCATIONAL EDUCATION

Resume: The transition to a new generation of standards requires medical educational institutions to restructure their views on the student learning process and to focus on the professionalism of the future medical professional - professional competencies. The fear of graduates in front of patients, the dissatisfaction of patients communicating with inexperienced staff, the restriction of students' access to treatment rooms during practice, the psychological fear of performing the procedure. One cannot but pay attention to the lack of time for practicing each practical skill, which leads to a high risk to the patient’s health.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 614.2:37.047

Каримов А.Х.

Аграновский М.Л.

Козимжонова И. Ф.

Салиев М.М.

Азимова Г.А.

Муминов Р.К. кафедра психиатрии и наркологии Андижанский государственный медицинский институт

Узбекистан

РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Резюме: Переход на стандарты нового поколения требует от медицинских образовательных организаций перестройки взглядов на процесс обучения студентов и акцентирование внимания на профессионализме будущего медицинского работника - профессиональных компетенциях.

Страх выпускников перед пациентами, недовольство пациентов приобщении с неопытным персоналом, ограничение доступа студентов в процедурные кабинеты при прохождении практики, психологическая боязнь выполнения процедуры. Нельзя не обратить на внимание на недостаток времени для отработки каждого практического навыка, что ведет к высокому риску для здоровья пациента.

Ключевые слова: симуляционное обучение, симуляционные образовательные технологии, непрерывное медицинское профессиональное образование.

Karimov A.Kh.

Agranovsky M.L.

Kozimjonova I.F.

Saliev M.M.

Azimova G.A.

Muminov R.K.

Department of Psychiatry and Addiction Andijan State Medical Institute

Uzbekistan

THE ROLE OF SIMULATION TRAINING IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS MEDICAL VOCATIONAL EDUCATION

Resume: The transition to a new generation of standards requires medical educational institutions to restructure their views on the student learning process and to focus on the professionalism of the future medical professional -professional competencies.

The fear of graduates in front of patients, the dissatisfaction of patients communicating with inexperienced staff, the restriction of students' access to treatment rooms during practice, the psychological fear of performing the procedure. One cannot but pay attention to the lack of time for practicing each practical skill, which leads to a high risk to the patient's health.

Key words: simulation training, simulation educational technologies, continuing medical professional education.

Введение. История применения медицинской симуляции в обучении врачей насчитывает многие тысячелетия и неразрывно связана с развитием медицинских знаний и ходом научно-технического прогресса. Так, успехи химической промышленности обусловили появление пластмассовых манекенов, прогресс компьютерных технологий предопределил создание виртуальных тренажеров и симуляторов пациента [4, с 2 -4 ].

Тренинг на роботах - симуляторах пациента позволяет оценить исходный уровень командной работы и значительно его повысить в процессе обучения. В исследовании, проведенном на симуляторах при моделировании травматического шока, доказано достоверное возрастание командного мастерства в процессе тренинга [1, с 51].

Для влияния симуляционного обучения на качество освоения практических навыков сравним традиционное обучение и симуляционное обучение. Преимуществами первого являются следующие: опыт взаимодействия с разными пациентами; возможность наблюдать действия профессионалов; развитие клинического мышления; подготовка к самостоятельной деятельности. Но оно также имеет и свои недостатки: не у всех студентов есть возможность самостоятельно выполнить действие; в процессе обучения велика вероятность ошибки; нарушение права пациента на качественное оказание помощи; не всегда существует возможность педагогического контроля степени достижения компетентности (выполнения действий с его обоснованием).

Цель исследования. Изучить и оценить эффективность симуляционных технологий на базе Андижанского государственного медицинского института.

Материалы и методы исследования. Для оценки компетентности студентов применяемой модели обучения с использованием симуляционных и традиционных технологий проведено анонимное анкетирование, в котором приняли участие 49 студентов второго курса, Медицинского института по специальности Лечебное дело.

Участники исследования были поделены на две подгруппы. Первая подгруппа из 25 студентов обучалась на манекенах, фантомах и муляжах, другая подгруппа из 24 студентов под руководством преподавателей обучалась на пациентах, друг на друге, или применялся лекционный формат обучения.

Результаты и обсуждение. Симуляционное обучение это обязательный компонент в профессиональной подготовке, использующий модель профессиональной деятельности с целью предоставления возможности каждому обучающемуся выполнить профессиональную деятельность или ее элемент в соответствии с профессиональными стандартами или порядками оказания медицинской помощи.

Условия эффективного использования симуляционного обучения могут быть созданы только в специализированных учебных центрах. На кафедрах должно быть обеспечено теоретическое обоснование деятельности, обязательный контакт с пациентами, как можно большее количество клинических случаев одного и того же состояния, а также при наличии финансовых возможностей формирование отдельных практических навыков на тренажерах в учебных классах. Аттестация должна проводиться в учебных классах учебной виртуальной клиники. При этом учебный план дисциплины должны быть скорректирован с учетом этапа аттестации в Центре симуляционного обучения, методические материалы взаимосогласованные с программами и требованиями профессиональных стандартов на современном уровне.

Преимущество функционирования отдельно - выделенных центров симуляционного обучения коллективного доступа обусловлено:

В - первых, экономической целесообразностью покупки тренажеров. Ряд тренажеров, которые могли бы быть востребованы для качественной подготовки разными кафедрами, имеют очень высокую стоимость. Более дешевые тренажеры вместо покупки одного и то же наименования на разные кафедры могли бы быть закуплены в более широком ассортименте. Персонал, для технического обслуживания этих средств обучения, сконцентрирован в одном месте.

Во - вторых, возможностями проведения качественных ролевых игр, которые невозможны силами только одного преподавателя. Так, например, одной из важных целей обучения в сфере оказания медицинской помощи является необходимость формирования не просто отдельных навыков ее проведения, но и выработка четкого и уверенного поведения в целом по ситуации, а именно необходимость формирования непосредственного алгоритма поведения ситуации, требующей быстрого реагирования. Именно для этой цели мероприятий центра при участии преподавателей в качестве экспертов - это более эффективно.

В - третьих, именно в условиях специально оборудованного центра содержание обучения может быть направлено не только на освоение отдельных навыков, но и на междисциплинарное обучение, работе в команде, выработку безопасных форм профессионального поведения и навыков, общения с «пациентом». Обучение может проходить в форме учебной практики для студентов, практических занятий с использованием современных методов обучения для всех других категорий учащихся.

В - четвертых, одним из преимуществ симуляционного центра это совместное обучение врачей и медицинских сестер, позволяющее им стать настоящей командой. Для лиц, повышающих свою квалификацию прохождение совместных тренингов в имитационной палате пациента или оперблоке, может стать основой для пересмотра тактики работы, с целью повышения удовлетворенности от нее, а также и ее эффективности.

Таким образом, из данного исследования можно сказать что, обучение с помощью симуляторов является одним из эффективных методов обучения в развитии практических навыков и формировании профессиональных компетенций в медицинском ВУЗе.

Правильно организованный методический подход сотрудников кафедры, использование методических разработок алгоритмов практических навыков делают усвоение навыков быстрее, понятнее, закладывается автоматизм и правильность исполнения навыка.

Правильная организация учебного процесса практики с использованием симуляционных технологий приводит к овладению профессиональными практическими навыками на более высоком уровне. Эффективность обучения с помощью симуляционных методов подтверждается самостоятельной работой студентов в рамках учебно -практических занятий.

Тренажеры, используемые в симуляционном обучении, спасают жизнь пациентам, позволяя совершить неизбежные ошибки в период обучения не на живых людях, благодаря чему помогают стать хорошим специалистом каждому. Для этого важно понимать, что целью получения максимальной пользы от занятий с имитацией реальных ситуаций обучающимся необходимо проникнуться сценарием и действовать, как если бы перед ними был не тренажер, а настоящий пациент. Задача преподавателя всемерно способствовать тому, чтобы создавать атмосферу серьезного и ответственного отношения к занятию у каждого обучающегося.

Использование в образовательном процессе технологии симуляционного обучения позволяет повысить самооценку студентов и слушателей, предоставляет возможность каждому обучаемому неоднократно осуществить профессиональную деятельность или ее элемент в соответствии с профессиональным стандартом и порядками оказания медицинской помощи в условиях, максимально приближенных к реальной производственной среде, а значит и подготовить себя к требованиям предстоящей аккредитации.

Вывод. Внедрение в учебный процесс подготовки медицинских кадров на всех этапах непрерывного медицинского образования обучающих симуляционных курсов будет способствовать снижению врачебных ошибок, уменьшению осложнений и повышению качества оказания медицинской помощи населению.

Таким образом, методика симуляционного обучения является наиболее эффективной в подготовке специалиста к практической работе и в современном мире является единственной инновационной педагогической технологией способной уменьшить количество ошибок и повысить качество подготовки и переподготовки медицинских работников.

Использованные источники:

1. Дикман П. Симуляция и безопасность пациентов / П. Дикман, М. Мор // Материалы 1-й Всероссийской конференции по симуляционному обучению в медицине критических состояний с международным участием, Москва, 2012. — М., 2012. — С. 44-50.

2. Имитационное обучение в системе непрерывного медицинского профессионального образования / Под ред. чл. -кор. РАМН П. В. Глыбочко.

— М. : Изд-во Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, 2012. — 120 с.

3. Мурин С. Использование симуляторов в обучении : переломный момент / С. Мурин, Н. С. Столленверк // Виртуальные технологии в медицине : науч.-практич. журн. — 2010. — № 1 (5). — С. 7-10.

4. Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении / Н. Б. Найговзина, В. Б. Филатов, М. Д. Горшков [и др.] // Виртуальные технологии в медицине : науч.-практич. журн. — 2013. — № 1 (9). — С. 8.

5. Пахомова Ю. В. О роли виртуальных симуляторов в учебном процессе подготовки врачей / Ю. В. Пахомова // Медицинское образование и симуляционное обучение : конф., г. Майнц, Германия, 26-27 ноября 2011.

— Майнц, 2011.

6. Пахомова Ю. В. О роли виртуальных симуляторов в учебном процессе НГМУ / Ю. В. Пахомова // Конф., посвященная открытию симуляционного центра Российского научно-исследовательского университета им. Н.И. Пирогова, Москва, 2012. — М., 2012.

7. Пахомова Ю. В. Роль симуляционных обучающих курсов в практической подготовке медицинских кадров / Ю. В. Пахомова, И. О. Маринкин, Е. Г. Кондюрина, Е. М. Яворский // Вузовская педагогика : материалы конф. «Современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ», Красноярск, 2013. — Красноярск : Типография ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, 2013. — С. 482-484.

8. Риклефс В. П. Факторы успеха симуляционного обучения с использованием высокотехнологичных симуляторов в медицинском вузе / В. П. Риклефс, Р. С. Досмагамбетова // Материалы 1 -й Всероссийской конф. по симуляционному обучению в медицине критических состояний с международным участием, Москва, 2012. — М., 2012. — С. 78-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.