УДК 614.2:37.047
Ахрорхонов Р.А.
Яхудаев Э.М.
Абдулхакова Р.М. кафедра пропедевтика детских болезней и поликлинической педиатрии Андижанский государственный медицинский институт
РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПЕДИАТРИИ
Резюме: Вопрос качественной и эффективной подготовки медицинских кадров является сегодня очень актуальным. В настоящее время признано, что совершенствовать подготовку специалистов позволят компетентностный подход к образовательной деятельности и реализация идеи непрерывного профессионального образования.
Компетентностный подход в обучении — это формулирование целей обучения учащегося, т.е. его компетенций, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность с обязательным созданием условий в процессе обучения для воспроизведения этой деятельности и ее элементов.
Непрерывное профессиональное образование подразумевает формирование и поддержание уровня этих компетенций на протяжении всей профессиональной жизни специалиста как на вузовском, так и на послевузовском этапах обучения.
Ключевые слова: симуляционная технология, врач общей практики, педиатрия.
Akhrorhonov R.A.
Yakhudaev E.M. Abdulkhakova R.M.
Department of Propedeutics of Childhood Diseases and
outpatient pediatrics Andijan State Medical Institute
THE ROLE OF SIMULATION TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF THE GENERAL PRACTICE IN THE DIRECTION OF
PEDIATRICS
Resume: The issue of high-quality and effective training of medical personnel is very relevant today. It is now recognized that the competence-based approach to educational activities and the implementation of the idea of
continuous professional education will allow improving the training of specialists.
A competency-based approach to learning is the formulation of student learning goals, i.e. his competencies, allowing to successfully carry out professional activities with the obligatory creation of conditions in the learning process for the reproduction of this activity and its elements.
Continuing professional education implies the formation and maintenance of the level of these competencies throughout the professional life of a specialist, both at the university and postgraduate stages of education.
Key words: simulation technology, general practitioner, pediatrics.
Актуальность. В настоящее время во многих медицинских вузах внедряется обучение, основанное на применении симуляционных технологий[3]. Вопрос обучения медицинских работников высокой квалификации является очень актуальным. В этой связи внедрение симуляционных технологий в обучении интернов и клинических ординаторов рассматривается как необходимость в осуществлении учебного процесса[1].
Подготовка молодых специалистов сопряжена со многими трудностями[4]. Пациент зачастую отрицательно реагирует на контакт со студентом, так как выполнение отдельных манипуляций сопряжено с определенным риском[2]. Известно, что менталитет «европейского пациента» только к 5-6 курсу позволяет студенту что-либо делать своими руками.
Цель исследования. В связи с этим, к образовательным стандартам подготовки и переподготовки врача общей практики предъявляются всё более высокие требования, а от медицинских образовательных учреждений требуется усиление практической подготовки обучающихся при сохранении высокого уровня теоретических знаний. С этой целью все более часто в медицинских образовательных учреждениях применяются симуляционные технологии
Методы исследования. При подготовке и переподготовке врача общей практики в
АГМИ используются многие из симуляционных технологий разного уровня реалистичности: Визуальные: классические учебники, учебные пособия, электронные учебники, обучающие компьютерные игры. Тактильные: тренажеры, реалистичные фантомы органов, манекены для сердечно-лёгочной реанимации и другие, с помощью которых идет выработка практического навыка. Реактивные: манекены низшего класса реалистичности, применяемые для оценки действий обучаемого и воспроизведения моторики базового навыка. Автоматизированные: видеооборудование и манекены среднего класса реалистичности.
Результаты исследования. Переподготовка врачей-терапевтов или врачей-педиатров по специальности «врач общей практики» не снижает актуальность проблемы. В связи со спецификой будущей работы особой востребованностью при обучении в лаборатории практического обучения у врачей общей практики пользуются следующие симуляционные технологии: «Первичный и вторичный туалет новорожденного», «Искусственная вентиляция легких», «Непрямой массаж сердца», «Удаление инородного тела при аспирации», «Техника внутривенных манипуляций» и другие. Особенно важен и тот факт, что в процессе работы на тренажерах и реалистичных фантомах органов у обучаемого имеется возможность выявить ошибки и обсудить их с преподавателем, следовательно, достичь более высокой компетентности и безопасности ещё до применения процедуры у постели ребенка. Несомненно, что применяемые симуляционные технологии позволяют решать важные этические проблемы по безопасности пациента. В нашем институтее навыки клинической работы по педиатрии студенты - будущие врачи
общей практики свои первые практические навыки приобретают в лаборатории практического обучения, оснащенной тренажерами и компьютеризированными манекенами, позволяющими моделировать определенные клинические ситуации. Приобретение студентами практических навыков клинической работы по педиатрии в лаборатории практического обучения, до применения их на реальных пациентах, является правилом при подготовке врача общей практики.
Получивший устойчивый практический навык студент или врач общей практики в процессе работы на манекене, более уверенно и грамотно реализует его на пациентах. Таким образом, владение врачом общей практики современными компетентностными и практикоориентированными лечебными технологиями, позволит обеспечить качество жизни пациентов после проведенного лечения, что повысит уровень здравоохранения в целом, а также демографический потенциал государства.
Вывод. Таким образом, проведенные исследования психоэмоционального уровня студентов при прохождении стандартного имитационного модуля диктуют необходимость дальнейшего изучения данной проблемы. Несмотря на чувство эмоционального напряжения, явлений дезадаптации при работе с виртуальным тренажером, студенты предпочитают видеть результаты своих манипуляций.
Наибольшая ценность данного метода обучения состоит в создании безопасной и надежной образовательной среды для обучения практическим навыкам и умениям. Симуляционные технологии в медицине являются новым форматом обучения с активным практическим акцентом, эффективно формирующим опыт практической деятельности
будущих врачей через погружение в реальность практического здравоохранения.
Использованные источники:
1. Дикман П. Симуляция и безопасность пациентов / П. Дикман, М. Мор // Материалы 1-й Всероссийской конференции по симуляционному обучению в медицине критических состояний с международным участием, Москва, 2012. — М., 2012. — С. 44-50.
2.Мурин С. Использование симуляторов в обучении : переломный момент / С. Мурин, Н. С. Столленверк // Виртуальные технологии в медицине : науч.-практич. журн. — 2010. — № 1 (5). — С. 7-10.
3.Пахомова Ю. В. Роль симуляционных обучающих курсов в практической подготовке медицинских кадров / Ю. В. Пахомова, И. О. Маринкин, Е. Г. Кондюрина, Е. М. Яворский // Вузовская педагогика : материалы конф. «Современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ», Красноярск, 2013. — Красноярск : Типография ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, 2013. — С. 482-484.
4.Риклефс В. П. Факторы успеха симуляционного обучения с использованием высокотехнологичных симуляторов в медицинском вузе / В. П. Риклефс, Р. С. Досмагамбетова // Материалы 1 -й Всероссийской конф. по симуляционному обучению в медицине критических состояний с международным участием, Москва, 2012. — М., 2012. — С. 78-82.