Научная статья на тему 'Роль интерактивного и симуляционного обучения для проведения циклов "Ультразвуковая диагностика"'

Роль интерактивного и симуляционного обучения для проведения циклов "Ультразвуковая диагностика" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДИАГНОСТИКА / СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙ СИМУЛЯЦИОННЫЙ КУРС / ПРЕПОДАВАНИЕ / ULTRASOUND DIAGNOSTICS / SIMULATION TRAINING / TRAINING SIMULATION COURSE / TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кляритская Ирина Львовна, Стилиди Елена Игоревна, Максимова Елена Владимировна, Мошко Юрий Александрович, Кривой Валерий Валентинович

Современный уровень развития технологии и методологии симуляционного обучения, в том числе авторские методики, успешно применяющиеся сегодня на базе Медицинской академии им. С.И. Георгиевского ФГАО.УВ.О. «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», позволили реализовать качественно новый вид практической подготовки и объективной оценки уровня практических знаний и умений симуляционный тренинг реалистичное моделирование сценариев патологических состояний, медицинских манипуляций, оперативных вмешательств и иных клинических ситуаций. Для каждого обучающего симуляционного курса в ходе проведения занятия разработана методика преподавания, направленная на эффективную отработку практических навыков и умений, доведения их до автоматизма, формирование у обучающихся клинического мышления и профессиональных компетенций. В реализации программ первичной переподготовки и повышения квалификации «Ультразвуковая диагностика» в Медицинской академии им. С.И. Георгиевского успешно используются не только симуляционные, но и дистанционные, электронные и интерактивные образовательные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кляритская Ирина Львовна, Стилиди Елена Игоревна, Максимова Елена Владимировна, Мошко Юрий Александрович, Кривой Валерий Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of interactive and simulation training for "Ultrasound diagnostics" cycles

The modern level of development of technology and methodology of simulation training, including the author's methods, successfully used today on the basis of the Medical Academy named after S.I. Georgievsky of V.I. Vernadsky Crimean Federal University, allowed to implement a qualitatively new type of practical training and objective assessment of the level of practical knowledge and skills simulation training realistic modeling of scenarios of pathological conditions, medical manipulations, surgical interventions and other clinical situations. For each training simulation course in the course of the lesson developed teaching methods aimed to effective development of practical skills and abilities, bringing them to automatism, the formation of clinical thinking and professional competencies in students. In the implementation of the primary programs of retraining and improvement of qualification «Ultrasound diagnostics» in Medical Academy named after S.I. Georgievsky successfully used not only simulation, but also remote, electronic and interactive educational technologies.

Текст научной работы на тему «Роль интерактивного и симуляционного обучения для проведения циклов "Ультразвуковая диагностика"»

Оригинальные исследования

Роль интерактивного и симуляционного обучения для проведения циклов «Ультразвуковая диагностика»

И.Л. Кляритская, Е.И. Стилиди, Е.В. Максимова, Ю.А. Мошко, В.В. Кривой

The role of interactive and simulation training for "Ultrasound diagnostics" cycles

I.L. Kliaritskaia, E.I. Stilidi, E.V. Maksimova, Y.A. Moshko, V.V. Kryvy

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Медицинская академия имени С.И. Георгиевского, г. Симферополь

Ключевые слова: ультразвуковая диагностика, симуляционное обучение, обучающий симуляционный курс, преподавание

Резюме

Роль интерактивного и симуляционного обучения для проведения циклов «Ультразвуковая диагностика»

Современный уровень развития технологии и методологии симуляционного обучения, в том числе авторские методики, успешно применяющиеся сегодня на базе Медицинской академии им. С.И. Георгиевского ФГАО.УВ.О. «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», позволили реализовать качественно новый вид практической подготовки и объективной оценки уровня практических знаний и умений — симуляционный тренинг — реалистичное моделирование сценариев патологических состояний, медицинских манипуляций, оперативных вмешательств и иных клинических ситуаций.

Для каждого обучающего симуляционного курса в ходе проведения занятия разработана методика преподавания, направленная на эффективную отработку практических навыков и умений, доведения их до автоматизма, формирование у обучающихся клинического мышления и профессиональных компетенций.

Кляритская Ирина Львовна - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой терапии, гастроэнтерологии, кардиологии и общей врачебной практики (семейной медицины) факультета подготовки медицинских кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования Медицинской академии имени С.И. Георгиевского Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского». Контактная информация: klira3@yandex.ru, 295051, Республика Крым, г. Симферополь, б-р Ленина 5/7, Медицинская академия имени С.И. Георгиевского

Стилиди Елена Игоревна - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры терапии, гастроэнтерологии, кардиологии и общей врачебной практики (семейной медицины) факультета подготовки медицинских кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования Медицинской академии имени С.И. Георгиевского Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского». Контактная информация: aleandreeva1@gmail.com, 295051, Республика Крым, г. Симферополь, б-р Ленина 5/7, Медицинская академия имени С.И. Георгиевского

Максимова Елена Владимировна - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры терапии, гастроэнтерологии, кардиологии и общей врачебной практики (семейной медицины) факультета подготовки медицинских кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования Медицинской академии имени С.И. Георгиевского Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского». Контактная информация: HelenMaksimovatt@mail.ru, 295051, Республика Крым, г. Симферополь, б-р Ленина 5/7, Медицинская академия имени С.И. Георгиевского

Мошко Юрий Александрович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры терапии, гастроэнтерологии, кардиологии и общей врачебной практики (семейной медицины) факультета подготовки медицинских кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования Медицинской академии имени С.И. Георгиевского Федерального государственного автономного образовательногоучреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского». Контактная информация: E-mail:crmtj@mail.ru, 295051, Республика Крым, г. Симферополь, б-р Ленина 5/7, Медицинская академия имени С.И. Георгиевского

Кривой Валерий Валентинович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры терапии, гастроэнтерологии, кардиологии и общей врачебной практики (семейной медицины) факультета подготовки медицинских кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования Медицинской академии имени С.И. Георгиевского Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского». Контактная информация: E-mail: valeriy-kryvy@mail.ru, 295051, Республика Крым, г. Симферополь, б-р Ленина 5/7, Медицинская академия имени С.И. Георгиевского

-Крымский терапевтический журнал-

В реализации программ первичной переподготовки и повышения квалификации «Ультразвуковая диагностика» в Медицинской академии им. С.И. Георгиевского успешно используются не только симуляционные, но и дистанционные, электронные и интерактивные образовательные технологии.

Ключевые слова: ультразвуковая диагностика, симуляционное обучение, обучающий симуляцион-ный курс, преподавание

Abstract

The role of interactive and simulation training for "Ultrasound diagnostics" cycles

I.L. Kliaritskaia, E.I. Stilidi E.V. Maksimova, Y.A. Moshko, VV Kryvy

The modern level of development of technology and methodology of simulation training, including the author's methods, successfully used today on the basis of the Medical Academy named after S.I. Georgievsky of V.I. Vernadsky Crimean Federal University, allowed to implement a qualitatively new type of practical training and objective assessment of the level of practical knowledge and skills — simulation training — realistic modeling of scenarios of pathological conditions, medical manipulations, surgical interventions and other clinical situations.

For each training simulation course in the course of the lesson developed teaching methods aimed to effective development of practical skills and abilities, bringing them to automatism, the formation of clinical thinking and professional competencies in students.

In the implementation of the primary programs of retraining and improvement of qualification «Ultrasound diagnostics» in Medical Academy named after S.I. Georgievsky successfully used not only simulation, but also remote, electronic and interactive educational technologies. Keywords: ultrasound diagnostics, simulation training, training simulation course, teaching

В новой социальной ситуации в России на фоне глобализации и экологизации мышления, демократизации общества и становления открытой рыночной экономики, гуманизации и информатизации всех сторон жизни общества сфера высшего профессионального образования претерпевает существенные изменения - профессиональное образование в XXI веке предстаёт как целостный процесс личностного и профессионального развития специалиста. Повышению качества и модернизации медицинского образования в Российской Федерации посвящён ряд научных симпозиумов.

Появление инноваций в образовании всегда обусловлено потребностью практики. Переориентация цели высшего медицинского образования повлекла за собой изменение стратегии образовательной деятельности, и сейчас в высшей профессиональной школе на смену стратегии обучения приходит стратегия развития. Требования к профессиональной подготовке и личностным качествам врача постоянно повышаются, и чтобы им соответствовать инновационное развивающее обучение учитывает ряд существенных организационно-методических аспектов.

В процессе профессионального обучения слушатели циклов повышения квалификации (ПК) и профессиональной переподготовки (ПП) должны приобретать компетентностный опыт, а для этого педагогу необходимо опираться на имеющийся у обучающихся опыт и уровень развития.

Поскольку развивающее обучение возможно

только при самостоятельных усилиях обучающихся, то возникает необходимость одновременного обучения слушателей методам, техникам, навыкам самообразования.

Инновационная образовательная стратегия развития подразумевает и изменение ролевых позиций преподавателя и слушателей циклов ПК и ПП. Соответственно педагогики сотрудничества преподаватель при проведении занятий остаётся ведущим, но сознательно отказывается от традиционной информативно-контролирующей функции в учебном взаимодействии, а обеспечивает активизацию познавательного интереса и устремлений слушателей за счёт организации эффективной учебной деятельности для каждого обучающегося.

Рассматривая слушателя цикла как субъект учебной деятельности, приходится учитывать, что обучающийся включается в образовательный процесс с разной степенью активности.

Уровни активности учащихся подразделяют в соответствии с известной классификацией методов обучения на репродуктивно-подражатель-ный, поисково-исполнительский и творческий. Воспроизводящий уровень характеризуется способами выполнения действий по образцу, когда обучающийся старается понять, запомнить, воспроизвести полученные знания. Интерпретирующий уровень подразумевает не только понимание учебного материала, но и способность применить знания и освоенные способы деятельности в новых учебных условиях. На творческом уровне активность обучающихся проявляется в готовности к выявлению

междисциплинарных связей, самостоятельному поиску решения проблем и выявления таких проблем.

В научно-педагогической и психологической литературе существуют разные взгляды на источники активности обучающегося. Распространена точка зрения, что искать источники активности следует в самом человеке, его мотивах и потребностях.

Другие учёные обнаруживают источники активности в естественной среде, окружающей человека, и выявляют факторы, стимулирующие активность обучающихся.

К таким факторам, принято относить:

• познавательный и профессиональный интерес;

• творческий характер учебно-познавательной деятельности;

• состязательность;

• игровой характер проведения занятий;

• эмоциональное воздействие указанных факторов.

Ряд исследователей видит источники активности во взаимосвязи их с личностью преподавателя и способами его работы.

В качестве способов активизации обучения исследователи выделяют:

• проблемность, взаимообучение, исследование, индивидуализацию и самообучение, механизм самоконтроля и саморегулирования;

• создание условий для новых и более высоких форм мотивации, к которым относят стремление к самоактуализации своей личности, или мотив роста по А. Маслоу;

• овладение обучающимися современными эффективными средствами для реализации своих установок на активное освоение новых видов деятельности, знаний и умений;

• интенсификацию умственной работы учащегося как за счет более рационального использования времени учебного занятия, так и за счёт более эффективного общения слушателя цикла с преподавателем, обучающихся между собой.

Инновационные методы обучения слушателей циклов ПП и ПК «Ультразвуковая диагностика»

Потребность в новых тактических подходах для решения стратегических образовательных задач, поиски эффективных источников учебно-познавательной активности обратили внимание педагогов на инновационные методы обучения.

Инновационные методы обучения позволяют:

• развить у слушателей циклов клиническое и критическое мышление,

• сформировать опыт творческой и инновационной деятельности,

• совершенствовать компетенции,

• научить работать на опережение,

• стимулировать развитие не только учащегося, но и преподавателя.

Особенности инновационного обучения - это открытость будущему, направленность на личность и ее развитие, творческий подход, партнерский тип отношений, взаимопомощь, умение работать в команде, сотворчество, мотивированность в достижении целей, креативное решение задач, акцент на личностно-ориентированный подход.

Интерактивные методы обучения по дисциплине «Ультразвуковая диагностика»:

• деловые, ролевые игры - метод обучения, позволяющий обучающимся выступить в различных профессиональных ролях (узкий специалист, эксперт) и создать на занятии проблемную ситуацию;

• метод мозгового штурма - оперативный метод продуцирования идей и решений в групповой работе на основе стимулирования творческой активности, при котором обучающимся предлагается высказать, возможно, большее количество вариантов решения ситуации, включая заполнение протокола ультразвукового исследования, формирование заключения и рекомендации выполнения уточняющих действий для правильного установления диагноза;

• метод групповой дискуссии - беседа, которая направлена на обучение слушателей цикла анализу профессиональных ситуаций, формирование навыков формулирования проблемы, развитие умения взаимодействовать с другими участниками, а также формирование навыков коллективного принятия решений по различным профессиональным проблемам;

• решение проблемы «один на один», когда обучающемуся предлагается самостоятельно заполнить протокол ультразвукового исследования;

• Кейс-стади - групповое обсуждение вопросов проблемного характера, позволяющих продемонстрировать навыки самостоятельного мышления и умение принимать решения;

• тестирование - метод педагогического измерения, представляющий собой совокупность взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих надежно и валидно оценить знания и другие интересующие педагога характеристики обучающегося;

• Метод PBL (problem based learning - проблемно-ориентированное обучение (ПОО) - метод обучения, в ходе которого слушатель будет овладевать компонентами компетентности по различным блокам дисциплины в процессе самостоятельной работы над поставленной проблемой;

• Метод TBL (teambasedlearning - обучение в малых группах) - командный метод обучения, позволяющий развить у обучающихся навыки работы в

команде.

Проблемное обучение является одним из наиболее перспективных направлений развития творческих способностей личности, необходимых будущему специалисту-медику, обучению решению нестандартных задач, в ходе которого обучающиеся усваивают новые знания, умения и навыки. Главным итогом данного метода обучения является формирование профессионального мышления врачей. Проблемное обучение формирует у специалиста: возможность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему; способность выдвинуть гипотезу, найти или изобрести способ ее проверки; собрать данные, проанализировать их, предложить методику их обработки; способность увидеть проблему в целом, все аспекты и этапы ее решения, а при коллективной работе - определить меру личного участия в решении проблемы. Проблемное обучение побуждает молодых специалистов искать пути и средства их решения. Решение проблемы требует включения творческого мышления, использования результатов научных исследований.

Использование CBL-технологии для проведения циклов ПП и ПК «Ультразвуковая диагностика»

CBL-технология широко используется на клинических кафедрах, для развития у будущих врачей компетентностного подхода в диагностике и лечении.

При методике CBL обучающиеся учатся решать конкретные клинические ситуации, проблемы, учатся находить признаки и объединять их в клинические синдромы, выявлять ведущий синдром. Для данной технологии обучения сотрудники кафедры разработали клинические ситуации по следующим модулям:

1. Физико-технические основы ультразвука,

ультразвуковая диагностическая аппаратура.

2. УЗД заболеваний органов пищеварительной

системы

3. Ультразвуковая диагностика в уронефрологии.

4. УЗД в гематологии

5. УЗД заболеваний поверхностно расположенных

органов, мягких тканей и суставов.

6. УЗД в акушерстве

7. УЗД в гинекологии

8. УЗД заболеваний сердца

9. УЗД заболеваний сосудистой системы

10. УЗД лимфатической системы

11. оперативные вмешательства под контролем ультразвука

Являясь одним из активных методов обучения, CBL способствует вовлечению врачей в процесс обучения, требует от обучающихся выполнения значимых действий и размышлений о проблеме. Данная технология обучения способствует генерации новых идей, творчеству обучающихся, коллективному решению сложных задач.

Преимуществами метода CBL перед традиционными являются: рост успеваемости обучающихся, появление позитивного отношения к процессу обучения, укрепление долговременной памяти, появление концептуального мышления, мотивации в обучении, улучшение навыков решения проблем. CBL относится к неигровым имитационным активным методам обучения врачей. При решении клинической ситуации, предложенной преподавателем, слушатели учатся совместно анализировать клиническую ситуацию, находить проблемы больного, давать оценку клинико-лабораторным методам обследования и устанавливать ведущий синдром у больного. Данная технология обучения берет начало с юридических и бизнес-школ XIX века. В настоящее время этот метод обучения широко и с успехом применятся при обучении медицинских работников, педагогов. Смысл метода в том, что обучающемуся преподносятся не готовые знания, а он сам должен выработать пути решения проблемы, сам ищет знания, необходимые для решения проблемы. CBL отличается от ранее использованных методов обучения тем, что обучающийся в процессе обсуждения проблемы равноправен с другими обучающимися и преподавателем. При обучении по технологии CBL врачи получают не только знания, но и приобретают профессиональные навыки, навыки коммуникаций. Технология CBL заключается в следующем: преподавателем разрабатываются несколько клинических случаев, которые должны отражать реальную клиническую ситуацию по конкретной теме занятия. При этом преподаватель исполняет роль руководящего коллеги, который задает вопросы, поддерживает дискуссию, при необходимости направляет обучающихся, т.е. выполняет роль диспетчера сотворчества обучающихся.

Характеристики case-study технологии: развивают навыки принятия решений и решения проблем; помогают связать теорию и практику, повышают уровень критического мышления, стимулируют навыки работы в команде, помогают понять сложность реальных ситуаций, помогают вырабатывать различные точки зрения.

В связи с вышеизложенным, к некоторым темам дисциплины «Введение в клиническую медицину» сотрудниками кафедры были составлены клинические случаи. Технология CBL состоит в следующем: перед началом занятия, проводимого по технологии CBL, преподаватель объясняет обучающимся цели и задачи занятия. Целью занятия является: на основе интеграции фундаментальных и клинических дисциплин, понимания физиологических процессов и патофизиологических механизмов формирования основных клинических синдромов обучить слушателей основам клинического обследования больных в норме и патологии.

Задачи занятия: научиться распознавать симптомы заболеваний внутренних органов; научиться выделять основные синдромы при заболеваниях внутренних органов; научиться выявлять особен-

ности ведущего синдрома и на его основе уметь выставлять предварительный диагноз; научиться составлять протокол УЗ обследования больного; научиться составлять заключение УЗ обследования больного.

После ознакомления с целями и задачами занятия преподаватель разъясняет методику и форму проведения занятия, затем проводит тестирование обучающихся для определения готовности к занятию. Для быстрой оценки результатов тестовых заданий сотрудниками кафедры были подготовлены чек-листы для внесения обучающимися своих ответов и трафареты для их оценки. После определения уровня подготовленности врачей к занятию группа обучающихся делится на подгруппы по 4-5 человек (методом случайной выборки). Командам предоставляются разные клинические задачи, соответствующие целям и задачам занятия. Далее члены команды обсуждают проблему, принимают единое диагностическое решение, и один из участников группы докладывает результаты обсуждения. Суммарная оценка занятия по технологии СBL равна оценке по правильности решения заданного задания, учитывается также активность обучающихся, их умение вести дискуссию, предлагать интересные идеи решения проблемы. Индивидуальная оценка отвечающего равняется общей командной оценке. Составлены также шаблоны оценок ответов команд к каждому клиническому случаю. Нами подготовлены 35 клинических случаев по 10 перечисленным выше модулям согласно плану изучения дисциплины.

Использование метода «цепочка» для проведения циклов ПП и ПК «Ультразвуковая диагностика»

Пример устного опроса по методу «цепочка» проводится на практическом занятии «Ультразвуковая диагностика заболеваний печени». Методическое обеспечение: 7 карточек с вопросами. Слушателям дается задание раскрыть проблему (тему занятия, видеофрагмент УЗИ печени) по следующим вопросам: «Доступы», «Размеры печени», «Структура паренхимы», «Анэхогенные образования», «Гипоэхогенные образования», «Гиперэхогенные образования», «Сосуды печени». Ответы на вопросы должны быть лаконичными и четкими. Если обучающийся затрудняется с ответом или неточно и не полностью отвечает на вопрос, то преподаватель «передает» карточку другому обучающемуся, учитывая желание учащегося. По окончании опроса обучающиеся подсчитывают количество карточек с вопросами друг у друга. У кого их нет, тот считается не полностью подготовленным к занятию, и итоговая оценка по окончании занятия снижается на 1 балл. У обучающегося, набравшего более 1 карточки, итоговый балл может быть увеличен на 0,5-1, в зависимости от сложности вопроса. В этом решении могут принять участие все слушатели. Для фикси-

рования ответов используется предварительно нарисованная таблица.

Роль симуляционного обучения для проведения циклов ПП и ПК «Ультразвуковая диагностика»

Требования Государственных образовательных стандартов по вузовской, послевузовской и последипломной подготовке направлены на введение в учебный процесс обучающих симуляционных курсов, обеспечивающих отработку практических навыков и умений интернами, клиническими ординаторами, врачами и специалистами здравоохранения циклов профессиональной подготовки и переподготовки, отработку навыков работы в команде, развитие клинического мышления и формирование профессиональных компетенций специалистов.

Современный уровень развития технологии и методологии симуляционного обучения, в том числе авторские методики, успешно применяющиеся сегодня на базе Медицинской академии им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», позволили реализовать качественно новый вид практической подготовки и объективной оценки уровня практических знаний и умений — симуляционный тренинг — реалистичное моделирование сценариев патологических состояний, медицинских манипуляций, оперативных вмешательств и иных клинических ситуаций. Значительным преимуществом симуляционного тренинга, по сравнению с традиционной системой подготовки, является возможность многократной отработки определенных упражнений и действий, доведения их до автоматизма, а также обеспечение объективного контроля качества оказания медицинской помощи по результатам выполнения тренинга.

В структуру программ подготовки специалистов на послевузовском этапе в 2018-2019 учебном году были введены обучающие симуляционные курсы. На базе Симуляционного Центра (СЦ) Медицинской академии (МА) имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», начиная с сентября 2018 года, успешно реализуются симуляционные образовательные технологии подготовки медицинских кадров по программе ПП «Ультразвуковая диагностика». СЦ МА имени С.И. Георгиевского оснащен современным симуляционным оборудованием, что позволяет проводить обучающие симуляционные курсы по направлению «Ультразвуковая диагностика». Для каждого обучающего симуляционного курса в ходе проведения занятия разработана методика преподавания, направленная на эффективную отработку практических навыков и умений, доведения их до автоматизма, формирование у обучающихся клинического мышления и профессиональных компетенций.

В реализации программ ПП и ПК «Ультразвуковая диагностика» в МА имени С.И. Георгиевского ФГАОУ

ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» успешно используются не только симуляционные, но и дистанционные, электронные и интерактивные образовательные технологии. Для всех обучающихся организован обязательный входной тестовый контроль уровня знаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование интерактивных тренажеров, роботов-пациентов и виртуальных симуляторов:

• позволяет воссоздать реальную контролируемую ситуацию по отработке навыков оказания медицинской помощи;

• позволяет моделировать различные клинические ситуации, в том числе редкие клинические сценарии;

• дает возможность для многократной отработки определенных упражнений и действий;

• обеспечивает контроль качества оказания медицинской помощи по результатам выполнения тренинга;

• обеспечивает индивидуальный подход в подготовке обучающихся.

Литература

1. Дикман П. Симуляция и безопасность пациентов / П. Дикман, М. Мор // Материалы 1-й Всероссийской конференции по симуляционному обучению в медицине критических состояний с международнъгм участием, Москва, 2012. — М., 2012. — С. 44-50.

2. Имитационное обучение в системе непрерывного медицинского профессионального образования / Под ред. чл.-кор. РАМН П. В. Глыбочко. — М.: Изд-во Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, 2012. — 120 с.

3. Мурин С. Использование симуляторов в обучении: переломный момент / С. Мурин, Н. С. Столленверк // Виртуальные технологии в медицине: науч.-практич. жуурн. — 2010. — № 1 (5). — С. 7-10.

4. Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении / Н. Б. Найговзина, В. Б. Филатов, М. Д. Горшков [и др.] // Виртуальные технологии в медицине: науч.-прак-тич. жуурн. — 2013. — № 1 (9). — С. 8.

5. Пахомова Ю. В. Роль симуляционных обучающих курсов в практической подготовке медицинских кадров / Ю. В. Пахомова, И. О. Маринкин, Е. Г. Кондюрина, Е. М. Яворский // Вузовская педагогика: материалы конф. «Современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ», Красноярск, 2013. — Красноярск: Типография ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, 2013. — С. 482-484.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.