РОЛЬ
ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ в воспитании патриотизма не стоит недооценивать
Юлия Ананьевна Агафонова,
преподаватель мировой художественной культуры и журналистики лицея № 1548 г. Москвы, младший научный сотрудник лаборатории медиаобразования Института содержания и методов обучения РАО
В последние десятилетия с экранов телевизоров, с высоких трибун, от родителей и учителей часто приходится слышать, что современные подростки — это потерянное поколение. В 20—30-х годах XX века потерянным поколением называли на Западе молодых ребят, которые вернулись с фронтов Первой мировой войны морально и физически искалеченными. Многие из них так и не смогли приспособиться к мирной жизни...
В
конце прошлого столетия этот термин зазвучал вновь и относился уже к поколению 80-х, 90-х годов. Актуален он и сейчас... Социальное расслоение общества, резкое снижение воспитательного воздействия культуры, искусства и образования, и как следствие — девальвация духовных ценностей, эгоизм, равнодушие, цинизм и немотивированная агрессивность сегодня широко распространены в молодёжной среде.
Обществу нужны патриоты
Отрадно, что сегодня о патриотизме и военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения вспоминают и говорят всё чаще, а любовь к Родине становится мощным эмоциональным побудительным мотивом в общественном сознании. В отечественном искусстве, в том числе в кинематографе, очевиден повышенный
интерес к отечественной истории, к национальным героям, лучшим людям нашей Родины. Средствами искусства формируется устойчивая система идеалов и принципов, которые становятся нравственным побудителем, определяющим поведение человека.
Сегодня современному обществу, как никогда, нужны патриоты — интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные на самопожертвование во имя спасения жизни своих сограждан. Российское государство, остро осознавая эту потребность, приняло государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы». В Концепции программы были сформулированы цель, задачи и принципы патриотического воспитания, его теоретические основы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.
Важнейшую роль в военно-патриотическом воспитании молодёжи всегда играли средства массовой информации. Информационный потенциал молодёжных газет и журналов в деле воспитания патриотизма широко использовался в советский период. На таких изданиях, как «Комсомольская правда» и «Пионерская правда», журналах «Костёр» и «Юность» воспитывалось не одно поколение советских детей. К сожалению, большинство современных молодёжных изданий проблемы просвещения и воспитания (в том числе патриотического) своих читателей понимают очень однобоко. Их глянцевые страницы пестрят публикациями, из которых подросток может узнать гламурные новости и сплетни из жизни звёзд шоу-бизнеса, но не более того...
Школьные СМИ
Задачи патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня наиболее эффективно решают многочисленные школьные СМИ. По данным статистики, ежегодно в России выходит более трёх миллионов школьных газет. Существует портал, объединяющий все школьные СМИ России — Ьир://'". portal.lgo.ru
Круг читателей одного школьного издания может насчитывать от ста до нескольких тысяч человек: самих подростков, их родителей, родственников, педагогов, молодёжь из близлежащих районов.
Те, кто занимается выпуском школьных газет и руководит ими, прекрасно знают, что школьные издания — это издания особые. Они радикально отличаются от тех красочных изданий, которыми завалены сегодня прилавки газетных киосков. Далёкие по форме от совершенства, часто наивные по содержанию, они, тем не менее, сообщают новости, которые бывают гораздо важнее информации в глянцевых журналах. Миссия школьных изданий — просветительская, педагогическая, воспитательная. И самый важный результат работы школьных редакций — качественные изменения, которые происходят с теми, кто создаёт школьные газеты и кто их читает.
Обычно школьные СМИ создаются силами самих школьников, увлечённых журналистской
профессией. Любое школьное издание становится творческой лабораторией, в которой происходит то, о чём когда-то говорил Адольф Дистервег, — «связывание знаний и умений» будущих журналистов. Здесь на основе самостоятельной работы и практического изучения технологического процесса создания печатного издания моделируются условия для развития творческих способностей будущих «акул пера». Создаётся уникальная творческая обучающая среда, которая помогает будущим журналистам систематизировать и закреплять приобретённые ранее профессиональные умения и навыки; стимулирует их интерес к развитию интеллектуальных способностей и творческих сил. Обучающий результат такой работы выражается в накоплении будущими работниками печати профессионального опыта.
Работа в школьных изданиях стимулирует познавательную активность старшеклассников, развивает их самостоятельность, ответственность за ход и итоги коллективной работы, вырабатывает умение преодолевать трудности; помогает избавляться от подростковых комплексов. В коллективной работе над школьной газетой формируются нравственные ценности, осознаётся любовь к Родине.
Патриотическое воспитание в любой школьной газете ориентировано и на самих будущих журналистов, и на их читателей. Собирая материалы о школьных музеях боевой славы, военно-патриотических кружках, старшеклассники учатся извлекать и отбирать факты, работать с различными источниками информации, делать обобщения и выводы, давать объяснения, использовать и излагать полученную ранее информацию, письменно формулировать свои мысли. Такой метод самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения будущих журналистов живым и увлекательным, воспитывает чувство патриотизма.
Статьи в школьной газете воздействуют на читательскую аудиторию гораздо сильнее, чем
публикации в любом другом (даже молодёжном) издании, ведь они написаны «своими о своих». Статьи ровесников вырабатывают у старшеклассников способность к рефлексии, создают благотворную почву для отстаивания прав, мнений, взглядов, оценок. Это особенно важно в период ранней юности, когда формируются мировоззрение, патриотические убеждения, характер, происходит жизненное самоопределение растущего человека.
Лицейская газета
Уже семь лет в лицее № 1548 г. Москвы издаётся газета «Н.А.Ш.Е.» («Независимое авторское школьное единство»). Одна из приоритетных задач этого школьного издания — патриотическое воспитание лицеистов. Изначально газета была ориентирована на интересы интеллектуальной молодёжи, которая понимает, что сидеть на лавочке с бутылкой пива — не самое лучшее занятие...
Практически сразу в одном из первых номеров газеты лицеисты начали обсуждать темы патриотизма, определяя патриотизм как гордость за свой народ, любовь к родителям, к друзьям, к родным местам, к своей школе. Корреспондент газеты «Н.А.Ш.Е.», тогда ещё ученица 10-го класса, обратилась к ребятам с вопросом: что значит для них
слово «патриотизм» и можно ли воспитать любовь к Родине? Патриотами считали себя все лицеисты, а большинство ребят сошлись во мнении, что патриотическим воспитанием должны заниматься, в основном, семья и школа.
«Если вы любите свой город — любите свою страну. Любите страну — любите целую планету. Любите свой мир, а, следовательно, жизнь вообще».
Для того, чтобы подростки понимали, как страшны любые проявления национализма, в газете помещаются статьи о скинхедах — псевдопатриотах и их идеологии. Автор статьи «Бритоголовые идут!» написал, что «настоящий патриот — это не бритый под бильярдный шар человек, а человек, знающий и любящий свою страну, её культуру и народ. А всех «скинов» на самом деле вместо любви к Родине объединяет любовь к насилию, тяжёлому року, пиву и футболу.».
Музей
ПЕСНЯ ВОЕННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ
От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли.
С лейкой и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.
Без глотка, товарищ,
Песню не заваришь,
Так давай по маленькой нальем.
Выпьем за писавших,
Выпьем за снимавших,
Выпьем за шагавших под огнем!
Есть, чтоб выпить, повод —
За военный провод,
За У-2, за эмку, за успех.
Как пешком шагали,
Как плечом толкали,
Как мы поспевали раньше всех.
Большинство статей в газете «Н.А.Ш.Е.» — о событиях в родной школе. Такие патриотические мероприятия, как открытие уникального музея фронтовых кинооператоров, смотр строя и песни, посвящённый Дню защитника Отечества, регулярные встречи лицеистов с ветеранами, широко освещаются на страницах «нашей» газеты.
Ребята пишут о героях-фронтовиках, которых с каждым годом становится всё меньше и меньше... В одной из таких тематических статей авторы рассказали о Герое Советского Союза, капитане I ранга Ю.П. Филипьеве, который многие годы был куратором лицея № 1548. Юрий Петрович 45 лет своей жизни отдал морской службе, служил командиром подводной лодки, а после того как вышел в отставку, этот храбрый, мужественный, неунывающий человек стал желанным гостем у лицеистов.
В майских номерах школьной газеты публикуются эссе, очерки и рассказы лицеистов об их дедушках, бабушках и других родственниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Накануне празднования 65-летия Великой Победы лицеисты приняли активное участие в конкурсе
фронтовых кинооператоров
От ветров и водки
Хрипли наши глотки,
Но мы скажем тем, кто упрекнет:
«С наше покочуйте,
С наше поночуйте,
С наше повоюйте хоть бы год!»
Там, где мы бывали, Нам танков не давали — Но мы не терялись никогда. На пикапе драном И с одним наганом Первыми въезжали в города. Так выпьем за победу, За нашу газету. А не доживем, мой дорогой, Кто-нибудь услышит, Снимет и напишет, Кто-нибудь помянет нас с тобой!
Константин Симонов
«Нити памяти», который проводит Гуманитарный институт телевидения и радиовещания совместно с Комитетом общественных связей при Правительстве Москвы, Департаментом образования г. Москвы, фондом «Русский мир», молодёжным центром «Галактика» при Департаменте семейной и молодёжной политики Москвы. Цель конкурса — внести в историческую летопись нашей страны страницы биографий людей, переживших войну, запечатлеть историю Отечественной войны в лицах и судьбах. Сделать это важное дело предстоит именно молодёжи, тем, кому принадлежит будущее страны и общества. Организаторы конкурса «Нити памяти» уверены, что ребята смогут «обогатить историю бесценным материалом, уникальной летописью времени, которая позволит сохранить для потомков память о людях, о времени, об истории страны». Ученики лицея с энтузиазмом включились в эту работу. Лучшие материалы были напечатаны в школьной газете.
«Служу Отечеству!»
В этом году, обсуждая февральский номер «нашей» газеты, редакция решила открыть новую рубрику «Служу Отечеству» и познакомить читателей с такой стороной жизни выпускников и учителей лицея № 1548, как служба в рядах Вооружённых Сил. Цель этих публикаций в том, чтобы показать, как
Фотостудия «Иллюзион»
Фотовыставка лицеистов «День Победы нашими глазами»
Фото Петра Беленкина
11
Любовью к Отечеству пронизаны фотоработы, представленные на ежегодной выставке лучших работ Московского городского конкурса художественной фотографии среди учащихся образовательных учреждений г. Москвы и Московской области «От созерцания — к творчеству», которая проходила в стенах лицея № 1548. Об этом знаменательном событии и его участниках юные корреспонденты рассказывали в своих публикациях читателям школьной газеты.
в годы армейской службы раскрываются лучшие мужские качества характера наших защитников Родины. Теперь лицеисты смогут больше узнать от непосредственных «очевидцев событий» о военной службе, прочитать армейские воспоминания, увидеть любопытные фотографии, сделанные в период прохождения воинской службы. В качестве журналиста с выпускниками работает учитель ОБЖ, заместитель директора А.Ю. Корчинский, а с учителями — ученики лицея, корреспонденты газеты «Н.А.Ш.Е.».
Культурные традиции
Как известно, любовь к Родине — это любовь к своему языку, к своей культуре. В лицее к культурным традициям относятся бережно. Каждый год, 19 октября,
Автор фото — лицеист Яков Гуткин
всё лицейское братство торжественно отмечает День лицеиста. В этот день у корреспондентов школьной газеты очень много работы: надо посмотреть, как проходят необычные мастер-классы, которые дают учителя и старшеклассники, успеть сфотографировать юных барышень и кавалеров, фланирующих по третьему этажу, но самое главное, побывать на самом настоящем балу! Уроки в этот день под стать пушкинской эпохе: история костюма, этикет, забавы и досуг русских дворян, история танца, традиции псовой охоты, дуэльный кодекс... Весь лицей в этот день неузнаваемо преображается, теряется ощущение реального времени и кажется, что все вдруг по мановению волшебной палочки перенеслись в начало XIX века. Столько впечатлений — только успевай записывать на диктофон!
После таких праздников в рядах лицейского братства обычно ощущается небывалый подъём и единение: «Все мы — одна большая и дружная семья. И ученики, и наши люби-
мые педагоги. Конечно, впереди у нас ещё много трудностей, но если мы — едины, то всё сможем преодолеть». Так пишут десятиклассники о Дне лицеиста.
Но не только о лицее пишут юные корреспонденты: их интересуют молодёжные проблемы, выставки, качественное кино, хорошая музыка, книги.
Одно из приоритетных направлений работы школьного издания — патриотическое воспитание школьников на основе отечественной художественной культуры, впитавшей опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений. Такие темы позволяют открыть широкий простор для патриотического воспитания и творчества учащихся.
Рубрика «Кинолента» посвящена, в основном, отечественным фильмам и творчеству известных режиссёров. Интересно, что такой отбор в пользу отечественного кино был сделан десятиклассниками, которые твёрдо убеждены в том, что «примитивность и вульгарность американских кинокартин» больше не интересны российской молодёжи. Рецензии на известные российские фильмы, такие как «Возвращение» (режиссёр А. Звягинцев) и «Прогулка» (режиссёр А. Учитель), очень заинтересовали и вызвали живейший отклик читателей «нашей» газеты.
Замечательный русский художник В. Поленов писал в своих воспоминаниях, что «чувство патриотизма рождается в путешествиях». И неважно, далёкие или близкие эти путешествия: главное, что в них рождается гордость за интересных и талантливых людей, преклонение перед историческим прошлым нашей Отчизны. Свои каникулы ученики и учителя лицея № 1548 предпочитают проводить активно и познавательно, поэтому самые увлекательные путешествия совершаются обычно именно в дни осенних или зимних каникул. Свои впечатления от поездок ребята описывают на страницах школьной газеты: путешествия в старинный русский город Углич, посещение очаровательных городков Мышкина и Борисо-Глебска, экскурсии в музей авиации в Монино и в музей военной формы в посёлке Бахчиванджи, поездка по местам боёв под деревней Крюково и на Премиловские высоты под г. Дмитровом...
В школьной газете освещается деятельность лицейской изостудии «Общий горизонт», корреспонденты пишут о выставках и конкурсах рисунков, в которых участвуют воспитанники студии. К юбилею битвы под Москвой талантливые лицеисты успешно участвовали в городском конкурсе рисунка в художественном лицее при Суриковском институте, и материал о конкурсе был помещён на страницах газеты.
Каждая премьера в лицейском театре «Ат-то» — всегда яркое событие в культурной
жизни лицея: корреспонденты газеты «Н.А.Ш.Е.» присутствуют на каждой премьере и затем публикуют свои впечатления и интервью с режиссёром и актёрами в школьной газете.
«Наши учителя»
Одна из рубрик газеты — «Наши учителя»: будущие журналисты рассказывают своим читателям о педагогах, которыми гордится лицей, например, об учителе истории В.В. Кисилевой. О ней корреспондент газеты написала: «Вера Викторовна учит нас не только истории, у неё мы учимся любить свою Родину, верить и преодолевать себя, радоваться маленьким и большим победам». С любовью написаны материалы о классных руководителях: Т.А. Шуина, Т.И. Яковлева, Н.А. Морковина, Н.Ю. Смирнова, С.В. Минаева и другие классные руководители стали за эти годы героями многочисленных статей и интервью, опубликованных в лицейской газете.
* * *
У любого, даже самого маленького школьного издательства огромный потенциал для того, чтобы воспитывать у современного юношества чувство патриотизма, гражданственности, формировать национальное самосознание, уважение к историческому и культурному наследию народа, к человеческой личности. Участвуя в издании школьной газеты или читая её, наши дети учатся любить и уважать — друзей и одноклассников, учителей, школу, родной город, страну. Как написал корреспондент лицейской газеты, «Родина не вокруг тебя, она — внутри нас, в нашем сердце, памяти и душе. У неё героическое прошлое и поистине великое будущее». Если наше подрастающее поколение будет это осознавать, значит, оно больше никогда не будет потерянным поколением. НО