УДК 323.21/.28 Галкина Елена Вячеславовна
доктор политических наук, доцент, профессор кафедры общей социологии и политологии
Северо-Кавказского федерального университета
РОЛЬ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА И БРИКС В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Galkina Elena Vyacheslavovna
D.Phil. in Political Science, Professor, General Social and Political Sciences Subdepartment, North Caucasian Federal University
THE ROLE OF SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION AND BRICS IN MODERN WORLD POLITICS: COMPARATIVE POLITICAL STUDIES
Аннотация:
В статье анализируется деятельность крупнейших международных организаций в современной мировой политике - Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС. Статья основана на материалах мировой и российской политических практик. Большое внимание в рамках функционирования этих международных структур уделяется построению безопасного общества, противодействию глобальным угрозам и рискам, так как дискуссии по этим вопросам продолжаются и в настоящее время. Так, автором проводится сравнительно-политологический анализ данных международных организаций, выделяются их сходства и различия.
Ключевые слова:
Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС, мировая политика, политический экстремизм, терроризм, противодействие терроризму, безопасность, международная безопасность, региональная безопасность, глобальные проблемы.
Summary:
The article examines the activities of the international organizations in the contemporary world politics - the Shanghai Cooperation Organization and BRICS. The article is based on the global and Russian political practices. Special attention in the framework of these international organizations is paid to establishing the safe society, the countering global threats and risks, as the discussions on these issues are continuing. Thus, the author performs the comparative political analysis of these international organizations, and highlights their similarities and differences.
Keywords:
Shanghai Cooperation Organization; BRICS; world politics; political extremism; terrorism; security; international security; regional security; global issues.
Современная мировая политика не может обойтись без тех механизмов, которые бы обеспечивали ее безопасность. Суверенные государства в настоящее время не вполне справляются с этой задачей, на помощь приходят новые акторы мировой политики - международные организации, которые активно работают как на международном, так и региональном уровне. Так, крупнейшей региональной организацией, которая обеспечивает безопасность на постсоветском пространстве, а также на территории Центральной Азии, является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).
ШОС - региональная межправительственная организация, куда входят 6 государств: Россия, Китай, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Узбекистан. Она была создана 15 июня 2001 г. в г. Шанхае (Китай). Цель ее создания - стабилизация обстановки в Центральной Азии, укрепление дружбы и добрососедства между государствами, развитие сотрудничества в политической, военной, экономической, научной и других сферах. Общая территория стран-участниц ШОС -3/5 всей территории Евразии. Население - 1/4 всего Земного шара [1].
В г. Бишкеке 16 августа 2007 г. государствами - членами ШОС был подписан Договор долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Данный договор призван способствовать дальнейшему развитию между государствами - членами ШОС отношений стратегического партнерства на основе твердого соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, уважения исторического опыта и национальных особенностей друг друга. Зафиксированные в нем договоренности отражают общее стремление государств - членов ШОС придать новое качество и динамику разностороннему взаимодействию по таким ключевым направлениям, как укрепление мира, безопасности и стабильности, расширение экономического сотрудничества, углубление связей в области культуры, образования, здравоохранения, науки.
На сегодняшний день в рамках организации осуществляется борьба с сепаратизмом (чеченским, афганским и др.), меры по реализации региональной безопасности, борьба с международным экстремизмом и терроризмом, наркотрафиком. Военные учения стран ШОС «Мирная миссия» прошли в 2005, 2007, 2013 гг. Россия намерена использовать эти учения как противовес посягательствам НАТО и США на единоличное управление миром.
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Федеральный закон «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества» о региональной антитеррористической структуре [2]. Федеральный закон был принят Государственной думой 27 июня 2008 г. и одобрен Советом Федерации 4 июля 2008 г.
В рамках ШОС разработана долгосрочная программа до 2020 г. по созданию зоны свободной торговли. Совместный бюджет организации на 2006 г. составил 3,8 млн долларов. Создается новая Московско-Шанхайская модель миропорядка. Тезисно она состоит из следующих положений: сфера компетенции - политико-экономические отношения; характер - демократичность; ценностная определенность - справедливость; характер взаимодействий - рациональность.
Китай претендует на роль лидера в этой организации, при лидирующей роли России в настоящее время. И сближение России с Китаем видится некоторым политологам и политикам (например, А. Козыреву, С. Кара-Мурзе, Л. Шевцовой и т. д.) как невыгодным и даже опасным для нее. Во-первых, учитывая многократно превосходящий экономический и демографический потенциал КНР, Россия может выступать лишь в роли младшего партнера. Во-вторых, подобное сотрудничество (которое к тому же сопровождается сотрудничеством со «странами-изгоями») может быть расценено США как направленное на противостояние с Америкой и Западом в целом. Самостоятельную же внешнюю политику на мировой арене Россия не может проводить: для этого у нее нет ресурсов [3, с. 208-209].
Кандидатами на вступление в Шанхайскую организацию сотрудничества являются Монголия, Индия, Иран, Пакистан, Бангладеш и др. ШОС также сотрудничает с НАТО в совместной борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, в целом по вопросам обеспечения региональной безопасности.
Так, ШОС способствует миру в регионе Центральной Азии, обеспечивая региональную безопасность, которая характеризуется как такое состояние международных отношений в той или иной части мира, при котором в результате комплекса совместно принятых мер и заключения международного договора или соглашения обеспечивается поддержание мира и сотрудничество стран и народов, решение спорных проблем, отказ от применения силы или угрозы силой. Региональная безопасность является важным условием и серьезным фактором международной безопасности в том случае, когда договоры и соглашения по безопасности совместимы с целями и принципами ООН. Вопросами обеспечения региональной безопасности занимаются помимо ШОС и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др.
Еще одним крупнейшим актором мировой политики являются - транснациональные объединения, которые интегрируют свои усилия по всему миру, и возникают интегрированные транснациональные международные организации. Примером интегрированных объединений выступает БРИКС. Изначально эта мощная международная организация называлась БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Стремление целого ряда крупных развивающихся стран вступить в нее или установить с ней долговременные партнерские связи стало ярким подтверждением растущего авторитета объединения. 23 декабря 2010 г. Южно-Африканская Республика стала его новым участником. Участие ЮАР в БРИКС (такова новая аббревиатура объединения) способствовало дальнейшему повышению его политического веса в мире, в том числе с учетом той важной роли, которую Южная Африка играет в Африканском союзе [4]. Присоединение к объединению, в котором уже участвуют государства Европы, Азии и Латинской Америки, также и одной из ведущих стран Африки укрепляет его глобальный характер, отвечает перспективным тенденциям мирового развития, включая становление полицентричной международной системы.
Входящие в БРИКС страны занимают довольно высокие позиции в экономических, социальных, политических и военных рейтингах. Так, экономика Китая является второй по величине экономикой мира, в то время как Индия - четвертая в мире по темпам роста ВВП. По внешней торговле (объем экспорта и импорта), а также по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций китайская экономика также на втором месте в мире. КНР вышла на первое место в мире по величине валютных резервов, которые к марту 2012 г. составили 3,305 трлн долл. [5, с. 191]. Бразилия, Россия, Индия и Китай входят в первую десятку стран мира по объему трудовых ресурсов, военно-стратегическому потенциалу, золотовалютным резервам [6, с. 66-67]. ЮАР -первая среди экспортеров алмазов в мире.
БРИКС усиливает свое влияние на планете, в том числе и в сфере обеспечения всех видов безопасности. Саммит этой транснациональной организации прошел в конце марта 2012 г. в Нью-Дели, продемонстрировав миру приверженность модели многополярного мира.
Представляется, что интегрированное объединение БРИКС является самым перспективным проектом по координации действий различных центров силы в мире, так как этот формат сочетает политическую волю, подкрепленную экономическим фундаментом, и использует инструментарий «мягкой силы».
Так, Большая Европа остается приоритетным регионом для России в политическом, экономическом, финансовом и культурном планах, а в силу своей географической и цивилизационной специфики Россия может играть роль страны-моста между другими крупнейшими мировыми игроками и в формате БРИКС, и в треугольнике Россия-БРИКС-ЕС [7].
По прогнозам американских ученых, к 2025 г. восемью крупнейшими экономиками мира будут в нисходящем порядке: США, Китай, Индия, Япония, Германия, Великобритания, Франция и Россия [8, с. 36]. Следовательно, позиции Италии, Канады в «Большой восьмерке» могут занять Китай и Индия? Как нам представляется, вряд ли. Последние два государства усиливают свое влияние в другой международной транснациональной организации БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), что свидетельствует о том, что напряженность между основными акторами в многополярном мире высока.
Россия участвует в работе более чем 130 международных организациях различного уровня. Наша страна входит в состав главных международных акторов на мировой арене. Ее геополитический имидж сопоставим с присутствием России в международных структурах различного уровня [9, с. 45].
Сравнение ШОС И БРИКС построим на основе шкалы наибольшего сходства и наибольшего различия. В основе метода исследования классиков политической методологии Дж. Мангейма и Р.К. Рича [10].
Сначала выделим общие характеристики этих двух структур:
1) обе организации участвуют в системе обеспечения безопасности;
2) в рамках организаций постоянно ведется борьба с экстремизмом и терроризмом;
3) активное задействование различных форм многосторонней дипломатии, включая совместное решение глобальных проблем;
4) наличие ресурсов у государств - членов этих организаций;
5) активное членство Российской Федерации в шОс и БРИКС;
6) Китай, как одна из самых мощных экономик мира, является членом и одной, и другой международной структуры;
7) рост влияния этих организаций в современном мире;
8) стремление новых членов «попасть» в эти международные организации.
Выделим кардинальные различия анализируемых организаций:
1) ШОС - это прежде всего региональная межправительственная структура, а БРИКС -транснациональная, интегрированная группа стран, объединенных общими целями и задачами;
2) ШОС имеет значимый вес на территории Центральной Азии, а БРИКС - во всем мире;
3) БРИКС более молодая организация, на наш взгляд с большими потенциальными возможностями, чем ШОС;
4) ШОС имеет военную составляющую (определенным образом сопоставимую с НАТО), в отличие от БРИКС, ориентированную на сферы экономики и политики. Странами - участницами ШОС проводятся военные учения для обеспечения безопасности в регионе;
5) ШОС активно работает с молодежью. Так, проводится Форум молодежных лидеров стран - участниц Шанхайской организации сотрудничества, молодое поколение строит диалоговые площадки по взаимодействию с межправительственными структурами. БРИКС эту работу только начала.
Таким образом, сравнительно-политологический анализ деятельности БРИКС и ШОС показал их значимую роль в современной мировой политике, выявил многочисленные сходства, однако и представил существенные отличия этих двух структур, продемонстрировав их мощный потенциал для будущего развития.
Ссылки:
1. Официальный сайт ШОС [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://sectsco.org (дата обращения: 02.01.2014).
2. Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. www.kremlin.ru (дата обращения: 02.01.2014).
3. Галкина Е.В. Гражданское общество в политическом пространстве современной России : дис. ... д-ра полит. наук. Краснодар, 2010.
4. Лавров А. БРИКС хочет быть влиятельнее // Новая политика : интернет-журнал [Электронный ресурс]. 11Р1_: www.no-vopol.ru (дата обращения: 29.03.2012).
5. Дробот Г.А. Мировая политика : учебник для бакалавров. М., 2014.
6. Айрапетян А.М. БРИКС как элемент нового формирующегося мирового порядка // Материалы VII Международного конгресса «Мир через языки, образование, культуру: Россия - Кавказ - мировое сообщество»; 14-18 октября 2013 г. Пятигорск, 2013. С. 66-71.
7. Громыко А.А. Изменяющаяся геометрия полицентричности // Сравнительная политика. 2012. № 2 (8).
8. Мир после кризиса. Глобальные тенденции - 2025: меняющийся мир : доклад Национального разведывательного совета США / под ред. Г. Павловского. М., 2009.
9. Галкина Е.В. Международные отношения и внешняя политика изучаемого региона (страны) : учеб. пособие. Ставрополь, 2014.
10. См.: Мангейм Дж., Рич Р.К. Политология. Методы исследования : пер. с англ. / пред. А.К. Соколова. М., 1997.