Л.П. Черникова УДК 327 (470+510)
РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Аннотация
В статье кратко освещается история российско-китайских отношений, характеризуются этапы, специфика связей между странами, реакция российской дипломатии на особые условия китайской стороны, основанные на доктрине китаецентризма. Строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) и освоение Маньчжурии показало переход к доминированию России в отношениях. Революция и гражданская война в России привели к тому, что этот проект был продолжен в паритетном советско-китайском варианте. Агрессия Японии в Китае привела к продаже КВЖД, а с началом второй мировой войны ситуация в отношениях вынудила СССР балансировать между невмешательством в китайско-японский конфликт, и соблюдением договоренностей с Японией о ненападении. После победы коммунистов СССР оказывает экономическую и политическую помощь КНР. Нарушение баланса в отношении России и Китая приводит к конфронтации и разрыву отношений, которые восстанавливаются в 1980-е годы. В 1990-е годы была заложена основа современных паритетных отношений между странами.
Во второй части статьи автор рассматривает современное состояние российско-китайских отношений, анализирует изменения в мире после распада СССР, участие двух стран в ШОС и БРИКС. Во взаимоотношениях внутри этих организаций происходит смена акцентов и целей двух стран. Для России участие в ШОС основано на стратегических и геополитических задачах, а КНР отдает приоритет экономическому освоению региона Центральной Азии.
Ключевые слова: российско-китайские отношения, этапы и специфика, современное состояние, организации ШОС и БРИКС
Larisa P. Chernikova
RUSSIAN-CHINESE RELATIONS. HISTORY AND MODERNITY
Abstract
The article briefly discusses the history of Russian-Chinese relations and characterizes this history's steps, specific relations between the countries, as well as the reaction of Russian diplomacy to China's special conditions based on the doctrine of Sino centrism. Construction and development of the Chinese Eastern Railway (CER) in Manchuria demonstrated the transition to Russian domination in two countries relationships. The revolution and civil war in Russia have led to the fact that this project has been continued in the parity Soviet-Chinese version. Japan's aggression in China resulted in the sale of the CER, and with the beginning of the Second World War the situation in relations between countries forced the USSR to balance between non-interference in the Sino-Japanese conflict and compliance with the agreements of nonaggression with Japan. After the victory of the Communists the USSR has rendered the economic and political assistance to the PRC. Imbalance and no rapprochement between countries lead to confrontation and the breakdown of relationships, which are restored in the 1980s. In the 1990s the foundation of modern parity relations between our countries has been laid.
In the second part of the article the author examines the current state of Russian-Chinese relations, analyzes the changes in the world after the collapse of the Soviet Union, the participation of the two countries in the organizations of the SCO and BRICS. In the relationship within these organizations one feels the coming change of emphasis and goals of the two countries. For Russia and the CIS countries participating in the SCO is based on strategic and geopolitical objectives, while China gives priority to economic development of the Central Asian region.
Key words: Russian-Chinese relations stages and specific steps, the current state, organizations SCO and BRICS
Черникова Лариса Петровна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, e-mail: [email protected]
Larisa Chernikova, Cand. Sc. (History), Senior Researcher at the Institute of Oriental Studies, the Russian Academy of Sciences, e-mail: [email protected]
© Черникова Л.П., 2015
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2015/2 (68)
Русско-китайские отношения представляют собой особый исторический феномен: по сравнению с другими странами они имеют наиболее длительную историю. В 2018 году этим отношениям исполнится 400 лет, несмотря на то, что межгосударственные связи не единожды разрывались и восстанавливались. Обзор всей истории российско-китайских отношений дает картину нескольких важных тенденций исторического характера:
1. На первом этапе взаимоотношений наши страны разделяла обширная территория, которую академик В.С. Мясников образно назвал «контактной зоной двух цивилизаций» [10]. В ходе территориального сближения обоих государств контактная зона постепенно поглощалась ими, что привело к формированию общей границы России с Китаем, которая в отличие от большинства государственных границ сложилась не в результате войн, а благодаря дипломатическим усилиям сторон. Длился этот этап условно с 1618 по 1689 г. Несмотря на наличие противоречий в отношениях, обеим сторонам было выгоднее сохранять мир, чем вступать в военное противостояние.
2. Специфику российско-китайских отношений определяло различие в ценностных ориентирах двух цивилизаций: во внешней политике Китая приоритет отдавался политическим интересам, Россия стремилась обеспечить устойчивые экономические связи с Цинской империей. Но при этом действовали специфические факторы межцивилизационного контакта. Китай считал все страны зависимыми от себя как более развитой цивилизации, экономическую вторичность этих стран закономерной, доктрина китаецен-тризма длительное время довлела во внешней политике. Китай стремился выстроить все свои международные связи по вертикали — от высшего к низшему. Политическая культура России основывалась на нормах христианской морали и европейской традиции, предполагавшей равенство всех суверенных государств (горизонтальные связи с партнерами) [11]. Постоянное изменение форм взаимоотношений позволяло всегда поддерживать их на практическом уровне.
Таким образом, при установлении отношений двух стран естественно сложилась своеобразная система координат, в которой горизонтальную линию образовывали европейские традиции и методы, а вертикальную — китайские. В результате взаимодействия сторон фор-
мировалась, как вектор развития, третья линия, вобравшая в себя элементы того и другого подхода. Здесь нередко играла свою роль третья сила, ибо на первых порах взаимодействия на протяжении длительного периода осуществлялось при активном участии народов-медиаторов (монголов, маньчжуров, киргизов, казахов, народов Приамурья и Приморья).
3. Русская дипломатия категорически отвергла попытки навязать России статус «вассала» империи Цин. В дальнейшем на взаимоотношения двух стран влияла неравномерность их экономического развития. Однако со второй половины XIX в., после проигранных цинами опиумных войн, России удалось добиться отношений с Китаем на основе равенства. В XVII — XIX вв. Россия и Китай были вполне сопоставимыми по основным политическим, экономическим и культурным параметрам феодальными державами. Поэтому их взаимодействие в политической области с русской стороны рассматривалось как контакт равных субъектов международных отношений, т.е. по горизонтали.
4. В начале ХХ века в России и в Китае произошли незавершенные буржуазные революции, что сближало страны в эмпирическом ответе на вызовы современности. С другой стороны, наряду с капиталистическими державами Россия проводила свою экономическую политику, результатом чего стало строительство КВЖД и закрепление за Российской империей Маньчжурии как сферы влияния на северо-востоке Китая. Можно сказать, что в этот период вектор взаимодействия двух держав несколько исказился (Россия рассматривала Китай уже не как равноправного партнера), однако последующие февральская и октябрьская революции изменили картину мира.
5. Наличие в Китае совместного предприятия КВЖД, большого числа бывших российских подданных, эмигрантов и советских граждан оказывало влияние на советско-китайские отношения, которые с 1920 по 1949 гг. можно охарактеризовать как нестабильные, сопровождавшиеся внешнеполитическими конфликтами, разрывами отношений, высылкой советских дипломатов, закрытием консульств, продажей КВЖД японской стороне в 1935 г.
6. Период с 1950 по 1964 гг. можно обозначить как интернациональную политическую и экономическую помощь Новому Китаю. Этот
период наиболее крепкой дружбы, опеки со стороны СССР закончился разрывом отношений и военным конфликтом на Даманском в 1969 г.. Слишком сильное сближение двух стран показало, насколько сильны цивилизационные и идеологические разногласия сторон, а также продемонстрировало большие стратегические просчеты и нежелание вникать в специфику китайской культуры со стороны советских руководителей. Тем не менее, Договор о дружбе 1950 года расторгнут не был, так как ни одна из сторон не придавала дипломатическому этикету серьёзного значения [13].
7. С начала 1980-х годов начался период восстановления советско-китайских отношений, завершившийся визитом М.С. Горбачева в 1989 г. в Китай и нормализацией отношений между странами [2, с. 5]. Эта встреча в верхах существенно оздоровила обстановку в Азиатско-Тихоокеанском регионе того времени. С распадом СССР Китай проявил озабоченность причинами потери власти КПСС и создал в стране сеть научно-исследовательских центров по изучению опыта СССР. В 1990-е годы прошел ряд встреч и визитов глав государств, были подписаны несколько Деклараций о долгосрочном развитии отношений и т.д. Важным шагом к сближению стала совместная Декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанная на высшем уровне в апреле 1997 г.
В июле 2000 г. новый президент России В.В. Путин подтвердил, что Китай является стратегическим партнером России, была декларирована разделяемость позиций на международной арене, стремление стран к поддержанию и укреплению многополярного мира. В середине июля 2001 г. в Москве президентом России В.В. Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем был подписан российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве [5]. Он действует по настоящее время.
Последний период отношений между РФ и КНР (с 1990-х гг.) официально характеризуется как равноправный, стратегический, долгосрочный, с упором на военно-политическое сотрудничество [8]. Однако настоящий характер этих отношений и их перспектива представляются несколько иными. Это хорошо видно на примере взаимодействия наших держав в международных организациях, таких как сотрудничество в АТР, организациях ШОС и БРИКС.
Действительно, говорить о российско-китайских отношениях на современном этапе приходится с точки зрения сотрудничества в мировых и региональных объединениях и группах. Самыми рейтинговыми в СМИ последних 8-10 лет стали организации ШОС и БРИКС. Крупнейшей региональной организацией, инициированной КНР в 2001 г. с целью создания стратегического регионального союза на территории Центральной Азии, является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). В эту региональную межправительственную организацию вошли 6 государств: Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан. Целью была объявлена стабилизация региона Центральной Азии, укрепление сотрудничества между государствами в политической, военной, экономической, научно-культурной и других сферах. Условно организация охватывает территорию 3/5 Евразии с населением 1/4 всего земного шара. За прошедшие годы подписаны договоры о стратегическом партнерстве, проведены совместные военные учения (2005, 2007, 2013 гг.), организованы встречи и кооперация многочисленных экономических, научно-культурных, военных организаций. В рамках организации ШОС работает специальная образовательная программа университетов ШОС, готовящая специалистов по сотрудничеству в разных сферах. Это долгосрочная, многоцелевая, прочная программа, которая имеет перспективу на десятки лет вперед.
В рамках этой программы декларируются и постепенно осуществляются принципы соблюдения норм международного права, уважения исторического опыта и национальных особенностей стран-участников. Так, ведется борьба с сепаратизмом (афганским, чеченским, уйгурским и т.д.), проводятся меры по региональной безопасности, борьба с международным экстремизмом и терроризмом, наркотрафиком.
За «нулевые» годы также были уже внесены изменения, происходящие под влиянием быстро меняющихся реалий времени: расширены и углублены структуры антитеррористической деятельности ШОС, прописаны полномочия сторон, проведена огромная работа по сопоставлению и коррекции законодательной базы этой структуры, поскольку законы постсоветских государств с 1991 г. претерпели существенные изменения.
В этом отношении позиции РФ и КНР не имеют существенных отличий. Можно сказать, что ШОС заявила себя как новая Московско-Шанхайская модель миропорядка. Военные учения проводились как противовес посягательствам НАТО и США на единоличное управление миром [3]. Новая шосовская модель тезисно выглядит так: сферой основной компетенции являются политико-экономические отношения; по характеру ей свойственна демократичность; по основным ценностям — принципы справедливости, а по характеру взаимоотношений и взаимодействий — рациональность.
По мнению российского исследователя А.Ю. Баранова, «американские эксперты уповают на то, что Пекин, идя на контакт с Россией, в первую очередь стремится разыграть в своих целях "российскую карту", но не заинтересован в расширении российского политического влияния в АТР. Тем не менее, ежегодные встречи глав государств ШОС и двусторонние контакты на высшем уровне демонстрируют стремление и российской, и китайской стороны к взаимодействию в ряде ключевых сфер в политике и экономике в АТР и за его пределами» [1, с. 57-59].
За время существования организации были проведены 14 ежегодных встреч глав государств-членов ШОС, 8-10 июля такая встреча состоится в г. Уфа.
Продумана за эти годы и программа (до 2020 г.) по созданию зоны свободной торговли, был рассмотрен и существенно дополнен совместный бюджет организации (в связи с начавшимся мировым кризисом). Китай в связи с ростом своей экономики претендует на роль лидера в этой организации, при праве председательства России в организации ШОС и претензии на лидерство в ней. В связи с этим некоторые ученые (А. Козырев, С. Кара-Мурза, Л. Шевцова и др.) считают невыгодным для России сближение с Китаем, приводя ряд аргументов в пользу этой позиции:
1. КНР имеет многократно превосходящий РФ экономический и демографический потенциал, при котором Россия может выступать лишь в роли младшего партнера. Китай считает организацию именно буфером в продвижении его экономических интересов, а если и существуют приоритеты в области безопасности, -то эти приоритеты должны делиться поровну: между экономической и антитеррористической
направленностью ШОС [7]. Москва рассматривает экономическую интеграцию в зоне ШОС как более отдаленную цель, тогда как в настоящее время речь может идти только об отдельных субрегиональных интеграционных проектах между двумя или тремя странами с сопоставимыми экономиками. Пекин же настаивает на создании единого интеграционного пространства в рамках ШОС уже в ближайшее время. Снятие торговых барьеров между странами ШОС создаст благоприятные условия для резкого увеличения предложения китайских товаров и откроет перед Центральной Азией не радужную перспективу стать придатком китайской экономики [14].
2. Существует опасность провокации противостояния с Америкой и Западом в целом (поскольку подобное сотрудничество еще и сопровождается сотрудничеством со «странами-изгоями»). Китай, Пакистан, Иран и Индия не в последнюю очередь рассматривают ШОС как инструмент противодействия американскому военному присутствию в данном регионе, что, с его точки зрения, составляет угрозу безопасности этих стран [6, с. 257-258]. Самостоятельную же внешнюю политику на мировой арене Россия не может проводить: для этого у нее нет ресурсов [3]. Нельзя забывать, что ШОС сотрудничает с НАТО в совместной борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, а также в целом по вопросам обеспечения региональной безопасности.
3. Несмотря на общие позиции по многим вопросам Центральной Азии, у России имеется существенное противостояние с самим КНР, поскольку он «подминает» под себя партнеров своими экономическими возможностями, вытесняя Россию с центральноазиатского рынка. Россия, рудиментарно все еще неся имперское мышление, не может примириться с вытеснением ее позиций в Центральной Азии. Она настаивает на сохранении традиционной активности ШОС в области борьбы с проявлениями «трех зол» (по терминологии ШОС): терроризма, экстремизма и сепаратизма и предпринимает усилия для того, чтобы сдерживать предложения Пекина по интенсификации экономического сотрудничества в рамках ШОС. Впрочем, Китай может быть не заинтересован в наращивании военной, антитеррористической составляющей в отличие от России и стран Центральной Азии, поскольку Китай в основном решил проблему (уйгурского) терроризма [9].
4. Нельзя забывать о культурных и цивили-зационных различиях между Россией — исторически ориентированной на Запад, и Китаем, становящимся примером подражания для азиатских партнеров, ставшим глобальным центром в Восточной Азии и претендующим на эту же роль в Центральной Азии. Россия стремится к более тесной интеграции на основе делегирования части суверенитета государств региона наднациональным органам (ОДКБ, ЕврАзЭС), Китай же не намерен делить суверенитет ни с кем другим.
5. Несмотря на специально созданные антитеррористические, антиэкстремистские структуры, актуальным в регионе является и вопрос стабильности, который по-прежнему остаётся нерешённым. У многих стран-соседей имеются существенные претензии, в том числе территориальные, друг к другу [12].
Кандидатами на вступление в ШОС являются Афганистан, Бангладеш, Индия, Иран, Монголия, Пакистан и др. страны. Пока эти страны не включены в состав организации, они работают в ней как страны-наблюдатели. Это существенно оздоровляет обстановку: такой механизм позволяет ознакомиться с основными сферами деятельности, принимать участие в саммитах и работе некоторых органов, подготавливать своих специалистов и изменения в собственном законодательстве, учитывая условия вступления в ШОС. Голосовать и принимать решения такие государства пока не могут.
Еще одной новой организацией трансглобального масштаба стало объединение БРИКС. Интересно, что ее поначалу «заметили» западные специалисты-аналитики, с целью анализа развивающихся стран и рынков, объединившие Россию, Индию, Китай и Бразилию в список акторов мирового развития БРИК. Позднее сюда вошла и Южная Африка (2010, современная аббревиатура ЮАР). Эту организацию отличает широкий масштаб всепланетного влияния, что делает ее в будущем одной из организаций уровня ООН. Здесь Китай и Россия также играют серьезную роль, а членство в ШОС делает этих партнеров еще более значимыми, поскольку у них уже имеется опыт взаимодействия и реакции на современные события планеты. Как отмечает Е.В. Галкина, «интегрированное объединение БРИКС является самым перспективным проектом по координации действий различных центров силы в мире,
так как этот формат сочетает политическую волю, подкрепленную экономическим фундаментом, и использует инструментарий "мягкой силы"» [3]. Поскольку страны БРИКС представляют все части света, кроме Европы, в силу своей географической и цивилиза-ционной специфики Россия может играть роль страны-медиатора (посредника) между крупнейшими мировыми игроками как в формате БРИКС, так и в треугольнике Россия-БРИКС-ЕС [4].
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.Ю. Треугольник США-РФ-КНР и ШОС // Азия и Африка сегодня. - 2009. - № 9.
2. Вестник МИД СССР. - 1989, 15 июня. -№ 11 (45).
3. Галкина Е.В. Роль Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС в современной мировой политике: сравнительно-политологическое исследование // Теория и практика общественного развития. 2014, № 6. - URL: http://cyberleninka. ru/article/n/rol-shanhayskoy-organizatsii-sotrudnichestva-i-briks-v-sovremennoy-mirovoy-politike-sravnitelno politologicheskoe-issledovanie
4. Громыко А.А. Изменяющаяся геометрия поли-центричности // Сравнительная политика. - 2012. -№ 2 (8).
5. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. URL: http://www.rg.ru/2009/ 03/20/russia-kitai-dok.html
6. Кольтюков А.А. Влияние Шанхайской организации сотрудничества на развитие и безопасность Центрально-Азиатского региона // Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития: Материалы кругл. стола. М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2008.
7. Куртов А. Неоднозначность активности Китая в Центральной Азии. URL: http://www.webcitation. org/60qvt4jiU
8. Лидеры России и Китая: Влияние ШОС и БРИКС на геополитической арене возрастает. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-i-kitay-konstruk-tivnoe-partnerstvo obraschennoe-v-xxi-vek#ixzz3alF5bqYl
9. Лузянин С.Г. Пятеро против одного. Приоритеты России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества не совпадают. URL: http:// www.webcitation.org/60qvteo0Y
10. Мясников В.С. Три нормы и пять прельщений. URL: http://www.china-voyage.com/2011/01/tri-normy-i-pyat-prelshhenij/
11. Мясников В.С. Россия и Китай: конструктивное партнерство, обращенное в XXI век // Известия Восточного Института. 1996, № 3. URL: http://cyber-leninka.ru/article/n/rossiya-i-kitay-konstruktivnoe-partnerstvo-obraschennoe-v-xxi-vek
12. По мнению российского экономиста Р.Ю. Андреещева. URL: http://migsu.rane.ru/about/faces/ andreeshchev-roman-yurevich
13. Советско-китайский «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи». URL: https://ru. wikipedia.org/wiki/sovetsko_kotaisky_dogovor_o_ drujbe.
14. Шанхайская организация сотрудничества. URL: http://ru.rfwiki.org/shanghaiskaya_organizaciya_ sotrudnichestva
REFERENCES
1. Baranov A.Y. Treugolnik SSHA-RF-KNR i SHOS [Triangle US-Russia-China and the SCO]. Aziia i Afrika segodnia — Asia and Africa today, 2009, no. 9. (In Russ.).
2. Vestnik MID SSSR [The Ministry of Foreign Affairs of the USSR]. Bulletin number 11 (45), June 15, 1989 (In Russ.).
3. Galkina E.V. Rol' Shankhaiskoi organizatsii sotrud-nichestva i BRIKS v sovremennoi mirovoi politike: sravnitel'no-politologicheskoe issledovanie [The role of the Shanghai Cooperation Organization and BRICS in the modern world-term policy: a comparative study of political science]. In: Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia [Theory and Practice of Community Development], 2014, no. 6. Available at: http://cyberleninka.ru/ article/n/rol-shanhayskoy-organizatsii-sotrudnichestva-i-BRICS-v-sovremennoy-mirovoy-politike-sravnitelno-politologicheskoe-issledovanie (In Russ.).
4. Gromyko A.A. Izmeniaiushchaiasia geometriia politsentrichnosti [Variable geometry of polycentriicty]. Sravnitelnaia politika — Comparative politics, 2012, no. 2(8). (In Russ.).
5. Dogovor o dobrososedstve, druzhbe i sotrudnichestve mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Kitaiskoi Narodnoi Respub-likoi [The Treaty of Good-Neighborliness, Friendship and Cooperation between the Russian Federation and the People's republic of China]. Available at: http://www.rg.ru/2009/03/20/ russia-kitai-dok.html (In Russ.).
6. Kol'tiukov A.A. Vliianie Shankhaiskoi organizatsii sotrudnichestva na razvitie i bezopasnost' Tsentralno-Azi-atskogo regiona [Influence of the Shanghai Cooperation Organization on the development and security of Central Asia]. In: Shankhaiskaia organizatsiia sotrudnichestva:
k novym rubezham razvitiia: Materialy krugl. stola [Shanghai Cooperation Organization: the new frontiers of development: materials of a round table discussion]. Moscow, Institute of the Far East, Russian Academy of Sciences, 2008. (In Russ.).
7. Kurtov A. Neodnoznachnost' aktivnosti Kitaia v Tsentralnoi Azii [Ambiguity of China's activity in Central Asia]. Available at: http://www.webcitation.org/60qvt4jiU (In Russ.).
8. Lidery Rossii i Kitaia: Vliianie ShOS i BRIKS na geopoliticheskoi arene vozrastaet [The leaders of Russia and China: The Impact of the SCO and BRICS increases in the geopolitical arena]. Available at: http://cyber-leninka.ru/article/n/rossiya-i-kitay-konstruktivnoe-partnerstvo-obraschennoe-v-xxi-vek#ixzz3alF5bqYl (In Russ.).
9. Luzianin S.G. Piatero protiv odnogo. Prioritety Rossii i Kitaia v ramkakh Shankhaiskoi organizatsii sotrudnichestva ne sovpadaiut [Five against one. The priorities of Russia and China in the framework of the Shanghai Cooperation Organization are not the same]. Available at: http://www.webcitation.org/60qvteoOY
10. Miasnikov V.S. Tri normy ipiat'prel'shchenii [The three standards and five seductions]. Available at: http://www.china-voyage.com/2011/01/tri-normy-i-pyat-prelshhenij/ (In Russ.).
11. Miasnikov V.S. Rossiia i Kitai: konstruktivnoe partnerstvo, obrashchennoe v XXI vek [Russia and China: a constructive partnership facing the XXIst century]. Izvestiia Vostochnogo Instituta — Proceedings of the Oriental Institute, 1996, no. 3. Available at: http://cyber-leninka.ru/article/n/rossiya-i-kitay-konstruktivnoe-partn erstvo-obraschennoe-v-xxi-vek (In Russ.).
12. Po mneniiu rossiiskogo ekonomista R.Iu. An-dreeshcheva [According to the Russian economist R.Y. Andreeschev]. Available at: http://migsu.rane.ru/about/ faces/andreeshchev-roman-yurevich (In Russ.).
13. Sovetsko-kitaiskii «Dogovor o druzhbe, soiuze i vzaimnoi pomoshchi» [The Chinese-Soviet «Treaty of Friendship, Alliance and Mutual Assistance»]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/sovetsko_kotaisky_do-govor_o_ drujbe (In Russ.).
14. Shankhaiskaia organizatsiia sotrudnichestva [The Shanghai Cooperation Organization]. Available at: http://ru.rfwiki.org/shanghaiskaya_organizaciya_sotrud-nichestva (In Russ.).