ния музыкальных произведений. Эта функция сходна с терапевтической.
Коммуникативная функция проявляется в том, что хоровое творчество собирает для общения людей, объединённых одной целью - любовью к хоровой музыке [3].
Таким образом, хоровое творчество - это специфический вид искусства, имеющий огромный потенциал для развития личности каждого, кто принимает участие в его реализации. Одним из важнейших факторов, лежащих в его основе, является творческое сотрудничество, сотворчество композитора, хормей-
стера, участников хора. Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что деятельность каждого участника хора требует коллективных усилий, а поведение человека в коллективе имеет свои закономерности. Для успешного участия в хоре каждый хорист, должен обладать определенной долей конформизма, которая вместе с опытом перерастает в умение согласовывать свои действия с действиями партнера. Любой коллектив в ходе своего развития проходит ряд стадий развития, и сплоченный коллектив музыкантов отличает единство во мнениях, взглядах и установках.
Библиографический список
1. Баранов, Б.В. Курс хороведения. - М., 1991.
2. Брыкалова, О.Г. Развитие базовой культуры студентов педагогического вуза на основе компетентностного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Сочи, 2011.
3. Козырева, И.В. Педагогические условия обеспечения творческого сотрудничества в музыкальной среде: дис. ... канд. пед. наук. -Карачаевск, 2006.
Bibliography
1. Baranov, B.V. Kurs khorovedeniya. - M., 1991.
2. Brihkalova, O.G. Razvitie bazovoyj kuljturih studentov pedagogicheskogo vuza na osnove kompetentnostnogo podkhoda: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Sochi, 2011.
3. Kozihreva, I.V. Pedagogicheskie usloviya obespecheniya tvorcheskogo sotrudnichestva v muzihkaljnoyj srede: dis. ... kand. ped. nauk. -Karachaevsk, 2006.
Статья поступила в редакцию 09.11.14
УДК 378
Uvarova N.N. GIST NETWORK COMMUNITIES OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY. The article points to the need to create a stable environment for professional communication - online communities as an essential element of training of teachers and the formation of a positive image of the educational institutions of different levels. The author comes to the conclusion that the use of different resources and capabilities allows each participant network professional communities to choose their own career path. Network community of teachers helps teachers at a convenient time, having access to the Internet, to communicate with their colleagues and associates, which contributes to raising the level of professional culture, broadens the mind.
Key words: community, education community, and educational activities and professionalism.
Н.Н. Уварова, канд. пед. наук, доц., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: n.n.uvarova@mail.ru
РОЛЬ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье указывается на необходимость формирования устойчивой среды профессионального общения -сетевых сообществ, как важнейшего элемента повышения квалификации преподавателя и формирование положительного имиджа образовательного учреждения разного уровня. Автор приходит к выводу, что использование различных ресурсов и возможностей позволяет каждому участнику сетевых профессиональных сообществ выбрать собственную траекторию профессионального роста. Сетевое сообщество учителей помогает учителям в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками, что способствует повышению уровня профессиональной культуры, расширяет кругозор.
Ключевые слова: сообщество, педагогическое сообщество, педагогическая деятельность, профессионализм.
Одним из основных направлений модернизации системы высшего образования в России является качество подготовки педагогических кадров. Наряду с глубокими знаниями преподаваемого предмета, а также в области педагогики, психологии будущие учителя должны обязательно овладевать современной информационной культурой. Перспективным средством формирования информационно-коммуникационной компетентности учителей, как в ходе повышения квалификации, так и в процессе педагогической деятельности, является организация педагогических сетевых сообществ [1].
Развитие инфокоммуникационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются социальные объединения - сетевые сообщества. Данный ресурс может стать отличным помощником будущего педагога в сфере его профессиональной деятельности. Создание сетевых сообществ позволят преподавателю не только расширить географию своего профессионального общения, но
и обогатить свой профессиональный опыт по актуальным проблемам.
Социальные сетевые сервисы могут широко использоваться в образовании. Их применение возможно в различных предметных областях. Изменилось отношение к интернету в целом, и учителя начинают применять сервисы сети Интернет в образовательных и воспитательных целях, при внеклассной работе и творческой деятельности [2].
Среда профессиональных сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе компетентность, толерантность, критическое мышление.
Изучив работы авторов Кулагина В.П., Кузнецова Ю.М. [3], можно сделать вывод о том, что использование таких ресурсов и возможностей позволяет каждому участнику сетевых профессиональных сообществ выбрать собственную траекторию профессионального роста. Для самообразования педагога очень важно
общение с коллегами. Сетевое сообщество учителей помогает учителям в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками. А это повышает уровень профессиональной культуры.
Цель педагогического сообщества определяется создателями сообщества, в дальнейшем может корректироваться под воздействием мнения членов сообщества. Цель всегда лежит в области решения профессиональных задач, стоящих перед системой образования.
Основными видами педагогических сетевых сообществ являются: монопредметные, надпредметные, мультипредметные, федеральные, региональные, муниципальные, школьные сообщества [4].
Средством в данном случае будет являться набор инструментов, позволяющих управлять контентом сообщества. Наиболее предпочтительным средством коммуникаций в системе подготовки и методической поддержки являются интернет-технологии и социальные сети, позволяющие создать профессиональное сетевое сообщество с участием всех заинтересованных лиц: педагогов, психологов, социальных работников, методистов, преподавателей системы дополнительного образования, родителей. Профессиональное сетевое сообщество представляет собой интерактивную площадку для обмена опытом, получения консультаций, рекомендаций по вопросам обучения, воспитания и развития учащихся. Основой и ключевой особенностью виртуального социально-педагогического сообщества является откры-
Библиографический список
тое обсуждение, общение группы людей при помощи информационной сети Интернет.
Работа профессиональных сетевых социально-педагогических сообществ показывает высокую активность участников и значительный профессиональный интерес к обсуждаемой в сообществах тематике. Создание сетевого сообщества позволяет педагогу получить навыки использования дистанционных форм обучения, наработать информационную базу ресурсов по актуальным проблемам. Социальные сети, объединяющие педагогов, обеспечивают формирование системы общественной оценки и рецензирования современных образовательных технологий и способствуют созданию условий самореализации педагогов, их профессионального роста и обмена эффективными педагогическими практиками.
Современный педагог рассматривает Интернет не только как базу данных, но и как определенный инструмент и механизм своей профессиональной деятельности. Существующие интернет-технологии позволяют педагогу оперативно получать необходимую информацию, размещенную на сайтах образовательного назначения, и активно обмениваться опытом с коллегами посредством электронной почты, web - конференции, форумов и чатов. Таким образом, одна из основных характеристик модернизации образования как системы - это формирование устойчивой среды профессионального общения, как важнейшего элемента повышения квалификации преподавателя и формирование положительного имиджа образовательного учреждения в целом [5].
1. Патаракин, Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. - М., 2006.
2. Кулагин, В.П. Социальные сетевые сообщества в системе общего образования / В.П. Кулагин, Е.Н. Ястребцева, Н.М. Оболяева, Ю.М. Кузнецов // Информатизация образования и науки. - 2009. - № 2.
3. Кулагин, В.П. Интернет-технологии и социальные сети в системе подготовки и методической поддержки работников образования / В.П. Кулагин, Н.М. Оболяева, Ю.М. Кузнецов // Информатизация образования и науки. - 2010. - № 3(7).
4. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. - М., 2007.
5. Уварова, Н.Н. Роль имиджа вуза в профессиональной деятельности педагога // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XIV Международной научно-практич. конф.: в 2 т. - М., 2013. - Т. II.
Bibliography
1. Patarakin, E.D. Setevihe soobthestva i obuchenie. - M., 2006.
2. Kulagin, V.P. Socialjnihe setevihe soobthestva v sisteme obthego obrazovaniya / V.P. Kulagin, E.N. Yastrebceva, N.M. Obolyaeva, Yu.M. Kuznecov // Informatizaciya obrazovaniya i nauki. - 2009. - № 2.
3. Kulagin, V.P. Internet-tekhnologii i socialjnihe seti v sisteme podgotovki i metodicheskoyj podderzhki rabotnikov obrazovaniya / V.P. Kulagin, N.M. Obolyaeva, Yu.M. Kuznecov // Informatizaciya obrazovaniya i nauki. - 2010. - № 3(7).
4. Patarakin, E.D. Socialjnihe servisih Veb 2.0 v pomothj uchitelyu. - M., 2007.
5. Uvarova, N.N. Rolj imidzha vuza v professionaljnoyj deyateljnosti pedagoga // Sovremennihe problemih gumanitarnihkh i estestvennihkh nauk: materialih XIV Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf.: v 2 t. - M., 2013. - T. II.
Статья поступила в редакцию 10.11.14
УДК 378
Abdurazakova D.M., Ismailovа S.A. PREPARING STUDENTS FOR THE REALIZATION OF CHILDREN'S RIGHTS IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION. The work outlines the issues of preparing students for the realization of the rights of children in pre-school educational institutions, using the specific courses, the purpose of which is the formation of readiness of students to the protection of children's rights. The authors share their experience in the implementation of elective courses "The United Nations Convention on the rights of the child" and "Methods of study of the Convention on the rights of the child" on the basis of the Department of Preschool Education in Dagestan State Pedagogical University. The authors define the task of a future teacher as being ready to teach to organize the upbringing and education in a preschool by building a favorable moral and legal space that would facilitate the development of an every child. The legal, or law, space is meant the creation of a democratic style of life, which is actually a model of our modern civil society, where the freedom in action is limited only by freedom of other members of the society.
Key words: children's rights, protection and realization of children's rights, educational organization, Convention on the rights of the child of the United Nations Organization.
Д.М. Абдуразакова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. теории и методики обучения праву, декан факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала; С.А. Исмаилова, магистрант ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: timop2012@mail.ru