Научная статья на тему 'РОЛЬ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАЗВИТИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ РОССИИ'

РОЛЬ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАЗВИТИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCIENTIFIC RESEARCH / СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / NETWORK IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION / MODEL OF NETWORK IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS / МОДЕЛИ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анохина Елена Михайловна, Белозёров Сергей Анатольевич

В статье рассмотрены пути активизации научно-исследовательской деятельности в вузах России на основе использования традиционных и новых моделей сетевой формы реализации образовательных программ. Цель. Структурировать основные модели сетевой формы реализации образовательных программ и обосновать их роль в повышении эффективности и качества высшего образования на основе развития научно-исследовательской деятельности в вузах России. Задачи. Выявить подходы к определению понятия «сетевая форма реализации образовательных программ»; выделить периоды развития сетевых форм обучения в России, определить роль сетевых форм реализации образовательных программ в развитии научных исследований и повышении качества образования выпускников, сделать предложения по развитию и расширению перечня моделей сетевого взаимодействия вузов. Методология. В настоящей работе использованы общенаучные методы исследования: анализа и синтеза, сравнительного и статистического анализа, систематизации, на основе которых показана необходимость развития сетевых образовательных программ для углубления взаимодействия образования с наукой и производством; роль сетевых образовательных программ и пути их использования в развитии научной деятельности в вузах России. Результаты. Вузам предлагается расширить практику сетевого обучения и, наряду с реализацией сетевого обучения на основе традиционных моделей, особое внимание уделить взаимодействию с другими организациями на основе моделей 2.4 «Образовательная базовая организация - академический институт - предприятие» и 2.5 «Образовательная базовая организация - органы государственного управления», позволяющих реализовать совместные научно-образовательные проекты, научные исследования и экспериментальные разработки; организовывать лаборатории, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность; организовывать базовые кафедры, осуществляющие образовательную деятельность на основе использования реальных достижений науки и практики. Выводы. Исследование роли сетевых форм реализации образовательных программ в развитии научно-исследовательской деятельности вузов позволило показать необходимость их развития в вузах России, выявить наиболее актуальные для современного периода развития страны модели сетевого взаимодействия и увидеть перспективные направления влияния высшей школы на социально-экономическое развитие страны, в том числе в пространственном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анохина Елена Михайловна, Белозёров Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Network Implementation of Educational Programs in the Development of Scientific Research in Russian Universities

This study examines the ways of facilitating scientific research in Russian universities based on the traditional and new models of network implementation of educational programs. Aim. This study aims to structure the major models of network implementation of educational programs and substantiate their role in improving the efficiency and quality of higher education thorugh the development of scientific research in Russian universities. Tasks. This study determines approaches to the definition of “network implementation of educational programs”; identifies periods in the development of network education in Russia; determines the role of network implementation of educational programs in the development of scientific research and improvement of the quality of education; proposes new directions for creating models of network cooperation between universities. Methods. This study uses general methods of scientific cognition: analysis and synthesis, comparative and statistical analysis, and systematization. Based on these methods, the study shows the necessity of developing educational programs in order to promote deeper cooperation between education, science and production, as well as the role of network educational programs and their application in the development of scientific research in Russian universities. Results. This study proposes to expand the practice of network education, dedicating particular attention to cooperation with other organizations based on model 2.4 “Educational base organization - academic institution - enterprise” and model 2.5 “Educational base organization - government authorities”, which allows for the implementation of joint scientific and educational projects, scientific research and experimental developments, establishment of laboratories carrying out scientific and technological activities, and specialized departments carrying out educational activity using actual achievements of science and practice. Conclusion. The examination of the role of network implementation of educational programs in the development of scientific research in universities shows the necessity of development of such implementation in Russian universities, identifies the networking models that are more relevant to the current period of the country's development, and proposes potential directions for the impact of higher education on the country's socio-economic development (including the spatial aspect).

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАЗВИТИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ РОССИИ»

Роль сетевой формы реализации образовательных программ в развитии научно-исследовательской деятельности в вузах России

The Role of Network Implementation of Educational Programs in the Development of Scientific Research in Russian Universities

УДК 378.1

Анохина Елена Михайловна

доцент Санкт-Петербургского государственного университета,

кандидат географических наук

191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 62

Elena M. Anokhina

St. Petersburg State University

Chaykovskogo Str. 62, St. Petersburg, Russian Federation, 191123

Белозёров Сергей Анатольевич

заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук, профессор 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 62

Sergey A. Belozyorov

St. Petersburg State University

Chaykovskogo Str. 62, St. Petersburg, Russian Federation, 191123

В статье рассмотрены пути активизации научно-исследовательской деятельности в вузах России на основе использования традиционных и новых моделей сетевой формы реализации образовательных программ. Цель. Структурировать основные модели сетевой формы реализации образовательных программ и обосновать их роль в повышении эффективности и качества высшего образования на основе развития научно-исследовательской деятельности в вузах России. Задачи. Выявить подходы к определению понятия «сетевая форма реализации образовательных программ»; выделить периоды развития сетевых форм обучения в России, определить роль сетевых форм реализации образовательных программ в развитии научных исследований и повышении качества образования выпускников, сделать предложения по развитию и расширению перечня моделей сетевого взаимодействия вузов. Методология. В настоящей работе использованы общенаучные методы исследования: анализа и синтеза, сравнительного и статистического анализа, систематизации, на основе которых показана необходимость развития сетевых образовательных программ для углубления взаимодействия образования с наукой и производством; роль сетевых образовательных программ и пути их исполь-

зования в развитии научной деятельности в вузах России.

Результаты. Вузам предлагается расширить практику сетевого обучения и, наряду с реализацией сетевого обучения на основе традиционных моделей, особое внимание уделить взаимодействию с другими организациями на основе моделей 2.4 «Образовательная базовая организация — академический институт - предприятие» и 2.5 «Образовательная базовая организация — органы государственного управления», позволяющих реализовать совместные научно-образовательные проекты, научные исследования и экспериментальные разработки; организовывать лаборатории, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность; организовывать базовые кафедры, осуществляющие образовательную деятельность на основе использования реальных достижений науки и практики.

Выводы. Исследование роли сетевых форм реализации образовательных программ в развитии научно-исследовательской деятельности вузов позволило показать необходимость их развития в вузах России, выявить наиболее актуальные для современного периода развития страны модели сетевого взаимодействия и увидеть перспективные направления влияния высшей школы на социально-эконо-

ш мическое развитие страны, в том числе в про-

^ странственном аспекте.

m Ключевые слова: высшее образование, на-

о

т учно-исследовательская деятельность, сете-

2 вая форма реализации образовательных про-

о грамм, интеграция науки и образования,

модели сетевой формы реализации образовательных программ

This study examines the ways of facilitating scientific research in Russian universities based on the traditional and new models of network implementation of educational programs. Aim. This study aims to structure the major models of network implementation of educational programs and substantiate their role in improving the efficiency and quality of higher education thorugh the development of scientific research in Russian universities. Tasks. This study determines approaches to the definition of "network implementation of educational programs"; identifies periods in the development of network education in Russia; determines the role of network implementation of educational programs in the development of scientific research and improvement of the quality of education; proposes new directions for creating models of network cooperation between universities.

Methods. This study uses general methods of scientific cognition: analysis and synthesis, comparative and statistical analysis, and sys-tematization. Based on these methods, the study shows the necessity of developing educational programs in order to promote deeper cooperation between education, science and production, as well as the role of network educational programs and their application in the development of scientific research in Russian universities,

Results. This study proposes to expand the practice of network education, dedicating particular attention to cooperation with other organizations based on model 2.4 "Educational base organization - academic institution - enterprise" and model 2.5 "Educational base organization - government authorities", which allows for the implementation of joint scientific and educational projects, scientific research and experimental developments, establishment of laboratories carrying out scientific and technological activities, and specialized departments carrying out educational activity using actual achievments of science and practice. Conclusion. The examination of the role of network implementation of educational programs in the development of scientific research in universities shows the necessity of development of such implementation in Russian universities, identifies the networking models that are more relevant to the current period of the country's development, and proposes potential directions for the impact of higher education on the country's socio-economic development (including the spatial aspect). Keywords: higher education, scientific research, network implementation of educational programs, integration of science and education, model of network implementation of educational programs

Актуальность формирования новых моделей сетевой формы реализации образовательных программ для развития вузовской науки

Современный период социально-экономического развития России, характеризующийся усиливающимися процессами международной конкуренции, переходом к постиндустриальному развитию с доминированием высокотехнологичных видов деятельности, предъявляет особые требования к научно-технологическому развитию страны, качеству человеческого капитала, а также «влияет на формы организации государственного управления, развитие бизнеса, состояние гражданского общества и т. д.» [1]. В этих условиях научно-технический прогресс во многом определяется не только объемом расходов на развитие науки и образования, но и существующими формами их организации, их взаимосвязями, в том числе с производственной деятельностью и эффективностью применяемых образовательных технологий.

Основные результаты, достигнутые в совершенствовании новых направлений и тенденций в развитии образования в России, были закреплены в федеральном законе № 273-Ф3 (ред. от 29 июля 2017 г.) «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в действие 1 сентября 2013 г. Важными инновациями, ориентированными на закрепление изменений и тенденций развития высшего профессионального образования, в федеральном законе стали:

• раскрытие понятия и закрепление возможности сетевой формы реализации образовательных программ;

• раскрытие понятия и закрепление возможности реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

• определение цели и форм интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании. В соответствии с федеральным законом

№ 273-Ф3, «сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций» [2].

Вузы России накопили определенный опыт в использовании отдельных традиционных моделей сетевой формы реализации образовательных программ (использование ресурсов организаций и предприятий для проведения практик и стажировок студентов, реализация образовательных программ совместно с зару-

бежными вузами), новые модели сетевого взаимодействия только начали формироваться.

Развитие моделей сетевого взаимодействия с отечественными и зарубежными образовательными организациями, а также иными видами организаций позволит реализовать задачи, поставленные перед наукой и высшей школой России в указах президента страны, государственных программах, программах развития вузов, федеральных, региональных и отраслевых стратегиях.

Определение понятия «сетевая форма обучения» в отечественных и зарубежных исследованиях и состояние нормативно-правового регулирования процесса в России

Понятие «сетевая форма реализации образовательных программ» было конкретизировано в федеральном законе № 273-Ф3. Однако анализ имеющихся исследований, посвященных сетевой форме организации образовательных программ, позволил выделить два основных подхода к его определению. Во многих публикациях под термином «сетевое обучение» имеется в виду электронное обучение, преимущественно дистанционное, основанное на использовании различных интернет-технологий [3; 4]. Такого же мнения придерживаются и многие зарубежные ученые, публикующие исследования по сетевому взаимодействию в образовании. В одной из наиболее известных работ по развитию сетевого обучения в образовании отмечается, что оно представляет собой такую форму обучения, при которой информационные и коммуникационные технологии используются для того, чтобы установить связи между учащимися, между учащимися и преподавателями (тьюторами), между учебным сообществом и учебными ресурсами [5]. Схожий подход используется Центром изучения современных образовательных технологий Ланкастерского университета (Великобритания). Начиная с 1998 г. в этом центре проводятся конференции по сетевому обучению, материалы которых публикуются на специальном сайте (http:// www.networkedlearningconference.org.uk/).

Иного мнения относительно сущности сетевой формы реализации образовательных программ придерживаются ряд российских исследователей [6-8]. Например, Н. А. Яковлева описывает две модели сетевого обучения, предполагающие не только дистанционную форму взаимодействия участников:

• модель реализации совместных образовательных программ путем сетевой подготовки и переподготовки;

• модель междисциплинарного обучения и выравнивания качества обучения за счет «под-

тягивания» к уровню более сильных универ- ^ ситетов в отдельных областях знаний [6]. < К настоящему времени в основном сформи- о рована нормативно-правовая основа, регули- 3 рующая процессы организации сетевой формы ш реализации образовательных программ. Основным документом является федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором наряду с определением сетевой формы реализации образовательных программ, приведенным выше, содержится перечень видов организаций, которые могут осуществлять взаимодействие [2]. Федеральный закон не ограничивает перечень организаций, привлекаемых к реализации образовательных программ в сетевой форме, а позволяет образовательной организации на этапе разработки программы самостоятельно оценить степень достаточности собственного ресурса или необходимость привлечения ресурса организации-партнера. В законе определены и цели интеграции организаций. Особое внимание уделено (ст. 72) целям интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности, среди которых названы:

• кадровое обеспечение научных исследований;

• повышение качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования;

• привлечение обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников;

• использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности.

В ст. 72 закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплены сложившиеся в высшей школе и перспективные направления и формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности, лежащие в основе формирования сетевых форм обучения:

1) привлечение образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, работников научных организаций и иных организаций, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, а также научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования, на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной (научно-исследовательской) деятельности;

2) осуществление образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, и научными организациями и иными организациями,

^ осуществляющими научную (научно-исследо-< вательскую) деятельность, совместных на-о учно-образовательных проектов, научных 3 исследований и экспериментальныхразрабо-ш ток, а также иных совместных мероприятий;

3) создание в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

4) создание образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Вторым по значимости документом, регламентирующим развитие сетевых форм образовательной деятельности, является письме Минобрнау-ки России от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» [9], в котором подробно рассмотрены все процессы и основные модели сетевого обучения. Большое количество проектов документов о сетевой образовательной деятельности, включая проект «Положения о сетевом образовании» [10], размещено на портале Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (Ьйр:/Д§овуо. ги), а также на интернет-сайтах вузов.

Несмотря на наличие основных документов по сетевой форме реализации образовательных программ, многие правовые нормы, в частности регламентирующие договорные отношения между организациями — участниками образовательного процесса в сетевой форме, а также финансовые аспекты реализации образовательных программ требуют конкретизации.

Роль и значение сетевой формы реализации образовательных программ в развитии научных исследований в вузах России

Развитие сетевой формы реализации образовательных программ особенно актуально для России, поскольку, несмотря на то что в со-

ветский период основная часть научных исследований традиционно проводилась в академических и отраслевых научных организациях, удельный вес сектора высшего образования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки всегда был значителен. Например, в СССР в 1975 г. в системе высшей школы было занято более 1/3 всех научных работников страны, почти половина докторов и кандидатов наук, а также свыше 55 000 аспирантов; кроме того, в нее входили свыше 60 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, около 1300 научно-исследовательских лабораторий, секторов и т. п. [11]. В 1990-е гг. значительная часть существовавших в советский период при вузах научно-исследовательских институтов и лабораторий были утрачены. В 2015 г. удельный вес сектора высшего образования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки в РФ составил 9,6%, увеличившись на 4,2% по сравнению с 1995 г. [12, с. 191]. Несмотря на рост по сравнению с 1995 г., удельный вес сектора высшего образования в общем объеме внутренних затрат на фундаментальные и прикладные исследования и разработки остается небольшим (рис. 1).

По мнению многих исследователей, такое положение вузовской науки в период доминирования экономики знаний и определяющего значения качества человеческого капитала для обеспечения экономического роста является сдерживающим фактором социально-экономического развития России. Среди важнейших факторов роста производительности труда в стране называются качество профессионального образования и квалификация кадров [13; 14]. В этих условиях развитие сетевых форм образовательной деятельности, обеспечивающих тесную интеграцию образовательной деятельности с деятельностью научных организаций, предприятий, органов федерального и регионального управления, становится особенно актуальным.

В настоящее время в России существуют две укрупненные модели реализации образовательных программ в сетевой форме.

Модель 1 — интеграция образовательных программ: «образовательная организация — образовательная организация»;

Модель 2 —использование в процессе реализации образовательных программ ресурсов иных организаций: «образовательная базовая организация — иная организация» [9].

Анализ развития сетевой формы обучения в вузах России позволил выделить следующие этапы.

I этап — подготовительный. На этом этапе появляется потребность в привлечении к образовательному процессу ресурсов иных ор-

Динамика удельного веса сектора высшего образования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки в России в 1995—2015 гг. по видам работ

Проценты 30 * 25 20 15 10 5 0

J3 # ^ ^ ^ / ^ ^ ^ А А Год

- - фундаментальные исследования

Прикладные исследования —А - Разработки

Рис. 1. Удельный вес сектора высшего образования в общем объеме внутренних затрат на фундаментальные и прикладные исследования и разработки в России в 1995-2015 гг.

Источник: [12, с. 195].

ганизаций (не ведущих образовательную деятельность), которые являются базами практик для студентов, оформляются договорные отношения с организациями — базами практик. Реализуется преимущественно одна из разновидностей модели 2 сетевой формы обучения.

II этап — существование преимущественно не оформленных нормативными актами форм сетевого обучения, относящихся к Моделям 1 и 2. На этом этапе продолжается использование ресурсов других организаций в качестве баз практик и формируются совместные с зарубежными вузами образовательные программы.

III этап — существование регламентированных нормативными актами форм сетевого обучения, относящихся к Моделям 1 и 2. Развитие разнообразных инновационных форм сетевого обучения в рамках Модели 2.

Первым опытом реальной реализации сетевого взаимодействия федеральных вузов по Модели 1 стал проект Балтийского федерального университета им. И. Канта. Осенью 2013 г. в Калининграде было подписано соглашение между девятью федеральными вузами о реализации сетевых образовательных программ (создан так называемый «Клуб девяти»). С 2014/15 учебного года Балтийский федеральный университет одним из первых объявил набор на сетевые образовательные программы, перечень которых и нормативные документы размещены на сайте университета [15].

В настоящее время многие вузы России реализуют сетевые образовательные программы, информация о которых представлена на их интернет-сайтах. Однако большинство вузов находятся на втором этапе реализации сете-

вых образовательных программ и не уделяют внимания более глубокому взаимодействию с академическими институтами, бизнесом, консалтинговыми организациями, органами государственного и муниципального управления.

Структура моделей сетевых форм реализации образовательных программ в России

На основе анализа материалов «Методических рекомендаций по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ» [9], публикаций, посвященных моделям взаимодействия организаций при реализации сетевых образовательных программ [7], а также изучения опыта ведущих вузов России по использованию в учебном процессе ресурсов других организаций можно предложить следующую иерархическую структуру моделей.

Модель 1 — вариант интеграции образовательных программ: «образовательная организация — образовательная организация»:

• Модель 1.1. Образовательная программа, предусматривающая идентичную структуру и содержание образовательных программ в каждом вузе-партнере по согласованному учебному плану (параллельное изучение одних и тех же дисциплин/модулей, использование общих методов обучения, экзаменационных процедур, критериев оценки результатов);

• Модель 1.2. Образовательная программа, состоящая из сравнимых основных модулей/ курсов, которые осуществляются каждым вузом самостоятельно, и вариативных моду-

^ лей, предоставляемых каждым вузом-парт-

< нером на выбор обучающимся;

о • Модель 1.3. Образовательная программа,

< предусматривающая в рамках единой со-ш гласованной образовательной программы

изучение обучающимися модулей/курсов, которые осуществляются каждым вузом самостоятельно, и вариативных модулей, предоставляемых каждым вузом партнером на выбор обучающимся.

Модель 2 — использование ресурсов иных организаций: «образовательная базовая организация — иная организация»:

• Модель 2.1. «Образовательная базовая организация — иная организация» с включением модулей других организаций;

• Модель 2.2. «Образовательная базовая организация — иная организация» с расширенным выбором дисциплин;

• Модель 2.3. «Образовательная базовая организация — предприятие»;

• Модель 2.4. «Образовательная базовая организация — академический институт — предприятие»;

• Модель 2.5. «Образовательная базовая организация — органы государственного управления».

Каждая из моделей сетевых форм реализации образовательных программ «имеет особенности реализации и преимущества, определенные в "Методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ"» [7] и может быть использована при реализации образовательных программ в вузах России.

В «Методических рекомендациях» проанализирована особенность реализации каждой из моделей, уделено внимание последовательности организации учебной деятельности при их реализации. Новыми для вузов являются последние две модели в рамках укрупненной модели 2 «Образовательная базовая организация — иная организация».

Сетевая форма реализации образовательных программ по модели 2.4 «Образовательная организация — академический институт — предприятие» предполагает использование в учебном процессе ресурсов предприятий, научно-исследовательских организаций, включая институты Российской академии наук, и консалтинговых компаний. «Результатом такого взаимодействия являются совместные исследования и внедрение их результатов в профессиональную деятельность. Участие в этом процессе обучающихся формирует у них качества, необходимые для инновационной профессиональной деятельности» [9].

В последние годы получила распространение модель 2.5 «Образовательная базовая организа-

ция — органы государственного управления». Она расширяет структуру моделей сетевого обучения, представленную в «Методических рекомендациях». Использование потенциала государственных служащих в образовательном процессе существенно расширяет возможности профессиональной подготовки. В процессе совместной работы над решением поставленных учебных задач используются фундаментальные разработки ученых, а опыт работников органов государственного управления позволяет выстроить учебный процесс с учетом необходимости решения актуальных задач, стоящих перед страной, регионами. Такое взаимодействие перерастает в совместные исследования и внедрение их результатов в профессиональную деятельность. Участие в этом процессе обучающихся формирует у них качества, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взаимодействие с иными (не занимающимися образованием) организациями в рамках моделей 2.4 и 2.5 позволит вузу реализовать перспективные направления и формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности, изложенные в ст. 72 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

• реализация совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок;

• организация лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность;

• организация базовых кафедр, осуществляющих образовательную деятельность на основе использования реальных достижений науки и практики.

Взаимодействие с предприятиями, научными организациями, органами государственного управления федерального и регионального уровней в рамках сетевой реализации образовательных программ, использование ресурсов этих организаций позволит образовательной организации значительно нарастить объем научных исследований и успешно участвовать в конкурсах на получение госзаказов.

Выводы, теоретические и практические перспективы исследования

В условиях обостряющейся международной конкуренции, возрастающих требований к уровню научно-технологического развития страны и качеству человеческого капитала предъявляются повышенные требования к развитию науки, образования, производства, формам их интеграции. Сетевая форма реализации образовательных программ, реализуемая на основе разных моделей, способна внести существенный

вклад в этот процесс, создавая условия для роста объемов научных исследований, выполняемых высшей школой, и повышения качества подготовки кадров.

В настоящее время большинство вузов России используют преимущественно традиционные модели сетевой формы образования: взаимодействие с предприятиями для организации учебных, исследовательских и производственных практик студентов, а также организация совместных с зарубежными вузами образовательных программ. Перечисленные в федеральном законе № 293-Ф3 возможные формы взаимодействия образования, науки и производства и соответствующие им модели взаимодействия используются ограниченным числом вузов, что не позволяет увеличивать объемы научных исследований в вузах как за счет продвижения своих разработок, так и за счет привлечения для их выполнения ресурсов сторонних организаций, не способствует актуализации теоретических и практических составляющих реализуемых образовательных программ.

Вузам предлагается расширить практику сетевого обучения и, наряду с реализацией сетевого обучения на основе традиционных моделей, особое внимание уделить взаимодействию с другими организациями на основе моделей 2.4 и 2.5; реализовывать совместные научно-образовательные проекты, научные исследования и экспериментальные разработки; организовывать лаборатории, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность; организовывать базовые кафедры, осуществляющие образовательную деятельность на основе использования реальных достижений науки и практики. В перспективе формирующаяся в России сеть федеральных, научно-исследовательских, опорных вузов, реализующих обучение на основе использования разнообразных сетевых моделей, включая инновационные, будет способствовать образованию региональных научно-образовательно-производственных комплексов, эффективно функционирующих в развитых странах мира. Исследования, посвященные формированию научно-образовательно-производственных комплексов, а также оценке эффективности сетевых образовательных программ, уже ведутся [8; 16; 17], и сделанные в статье предложения могут способствовать их развитию.

Литература

1. Зайцева П. В. Теоретические основы функционирования сетевых форм взаимодействия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// resources.krc.karelia. ru/krc/doc/publ2010/mef_2009_057-60.pdf.

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (последняя редакция): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/.

3. Поначугин А. В., Ворошилова О. С. Сетевое об- ^ учение: «за» и «против» // Молодой ученый. 2016.

№ 8 (112). С. 148-152. 2

4. Богомолов А. Н. Сетевое обучение и формы реализации в учебном процессе: [Электронный Si ресурс]. Режим доступа: http://www.russia.edu. q ru/information/met/rfl/2473.

5. Goodyear P., Banks S., Hodgson V., McConnell D. (eds). Advances in Research on Networked Learning. N.Y.: Springer Science & Business Media, 2004. 248 p.

6. Яковлева Н. А. Сетевое обучение в современной педагогике // Современная педагогика. 2016. № 12 (49). С. 54-59: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2016/12/6544.

7. Весна Е. Б., Гусева А. И. Модели взаимодействия организаций при сетевой форме реализации образовательных программ // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10934.

8. Логинов Е. Л., Ефремов Д. Н. Сетевая интеграция образовательных, научных и производственных структур на основе расширения специализированного информационно-организационного сервиса в рамках образовательно-научно-производственной сети // Приоритеты России. 2014. № 17 (254). С. 2-11: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ipr-ras.ru/articles/loginov14-05.pdf.

9. О методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»): Письмо Минобрнауки России от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=185451.

10. Положение о сетевой форме реализации образовательных программ. Проект: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/upload-files/setev/Polozh_Setev_vzaimodeistvie.pdf.

11. Кулаков А. А. СССР. Научные учреждения // Большая советская энциклопедия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/bse/129065/СССР#.

12. Индикаторы науки: 2017: Стат. сб. / Ю. Л. Войни-лов и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2017. 304 с.

13. Величко О. Сказку сделать былью // Эксперт Северо-Запад. 2017. № 9-11 (746): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expert.ru/dossier/ author/olga-velichko/.

14. Семин И. Производительность труда — национальный приоритет // Эксперт. 2017. № 34 (1040): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// expert.ru/expert/2017/34/proizvoditelnost-truda---natsionalnyij-prioritet/.

15. Сетевая форма реализации образовательных программ // Официальный сайт Балтийского федерального университета им. И. Канта: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kantiana.ru/ education/www/index.php?sphrase_id=391202.

16. Исаев И. Ю., Лукашевич М. Л. Рынок экономико-управленческого персонала: пути интеграции образования, производства и консалтинга // Стратегия развития и экономическая политика: Научный альманах Экономич. совета при Губернаторе Санкт-Петербурга. 2015. № 4. С. 72-81.

17. Гусева А. И., Весна Е. Б. Оценка результативности и эффективности сетевых образовательных

^ программ // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6: [Электронный ресурс]. Ре-со жим доступа: http://www.science-education.ru/ S 113-11000.

ш

° References

1. Zaytseva P. V. Teoreticheskie osnovy funktsion-irovaniya setevykh form vzaimodeystviya [Theoretical bases of functioning of network forms of interaction]. Ekonomika rossiyskikh regionov: Mat. II Molodezh. ekonomicheskogo foruma, Petrozavodsk, 12-13 noyab. 2009 g. [Economics of Russian regions: Proc. 2nd Youth Economic Forum, Petrozavodsk, Nov. 12-13, 2009]. Petrozavodsk, RAS Karelian Research Center Publ., 2010, pp. 57-60. Available at: http:// resourc-es.krc.karelia.ru/krc/doc/publ2010/mef_2009_057-60.pdf.

2. On Education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (last version). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/. (in Russ.).

3. Ponachugin A. V., Voroshilova O. S. Setevoe obu-chenie: "za" i "protiv" [Network training: pros and cons]. Molodoy uchenyy, 2016, no. 8 (112), pp. 148-152.

4. Bogomolov A. N. Network training and forms of its implementation in the educational process. Available at: http://www.russia.edu.ru/information/met/ rfl/2473. Accessed September 03, 2017. (in Russ.).

5. Goodyear P., Banks S., Hodgson V., McConnell D., eds. Advances in research on networked learning. N.Y.: Springer Science+Business Media, 2004. 248 p.

6. Yakovleva N. A. Setevoe obuchenie v sovremennoy pedagogike [Network learning in modern pedagogy]. Sovremennaya pedagogika, 2016, no. 12 (49), pp. 54-59. Available at: http://pedagogika.snauka. ru/2016/12/6544.

7. Vesna E. B., Guseva A. I. Modeli vzaimodeystviya organizatsiy pri setevoy forme realizatsii obra-zovatel'nykh programm [Models of interaction between organizations in the network form of implementing educational programs]. Sovremennye prob-lemy nauki i obrazovaniya, 2013, no. 6. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=10934.

8. Loginov E. L., Efremov D. N. Setevaya integratsi-ya obrazovatel'nykh, nauchnykh i proizvodstvennykh struktur na osnove rasshireniya spetsializirovan-nogo informatsionno-organizatsionnogo servisa v ramkakh obrazovatel'no-nauchno-proizvodstvennoy seti [Network integration of educational, scientific

and industrial structures on the basis of the expansion of a specialized information and organizational service within the educational-scientific-production network]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost', 2014, no. 17 (254), pp. 2-11.

9. Letter of the Ministry of Education and Science of Russia of August 28, 2015, No. AK-2563/05 "On methodological recommendations" (together with "Methodological recommendations for the organization of educational activity using network forms for the implementation of educational programs"). Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=185451. (in Russ.).

10. Regulations on the network form of the implementation of educational programs. Project. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/setev/Polozh_Setev_ vzaimodeistvie.pdf. (in Russ.).

11. Kulakov A. A. Scientific institutions. The Great Soviet Encyclopedia. Available at: http://dic.aca-demic.ru/dic.nsf/bse/129065/CCCP#. (in Russ.).

12. Voynilov Yu. L., Gorodnikova N. V., Gokhberg L. M. et al. Indikatory nauki: 2017: Statisticheskiy sbornik [Indicators of science: 2017. Statistical collection]. Moscow: HSE Publ., 2017. 304 p.

13. Velichko O. Skazku sdelat' byl'yu [Make a fairy tale happen]. Ekspert Severo-Zapad, 2017, no. 9-11 (746). Available at: http://expert.ru/dossier/au-thor/olga-velichko/.

14. Semin I. Proizvoditel'nost' truda - natsional'nyy prioritet [Labor productivity - a national priority]. Ekspert, 2017, no. 34 (1040). Available at: http:// expert.ru/expert/2017/34/proizvoditelnost-truda---natsionalnyij-prioritet/.

15. The network form of the implementation of educational programs. Immanuel Kant Baltic Federal University. Available at: https://www.kantiana.ru/ education/www/index.php?sphrase_id=391202. (in Russ.).

16. Isaev I. Yu., Lukashevich M. L. Rynok ekonomiko-upravlencheskogo personala: puti integratsii obra-zovaniya, proizvodstva i konsaltinga [Market of economic and management personnel: Ways of integration of education, production and consulting]. Strategiya razvitiya i ekonomicheskaya politika: nauchnyy al'manakh Ekonomicheskogo soveta pri Gubernatore Sankt-Peterburga, 2015, no. 4, pp. 72-81.

17. Guseva A. I., Vesna E. B. Otsenka rezul'tativnosti i effektivnosti setevykh obrazovatel'nykh programm [Assessment of the effectiveness of networked educational programs]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2013, no. 6. Available at: http:// www.science-education.ru/113-11000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.