РОЛЬ СЕМЬИ В СОХРАНЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Плужникова Е.В.1, Давыдова О.Ю.2
1Плужникова Елена Витальевна - воспитатель; 2Давыдова Оксана Юрьевна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад детский сад № 28 «Светлячок»,
г. Туапсе
Аннотация: в статье говориться о важности семейного воспитания для сохранения психического здоровья дошкольника.
Ключевые слова: психическое здоровье, психологическая безопасность, деструктивный конфликт.
Жизнь в современном обществе предполагает наличие факторов угрозы физического и психического здоровья. Актуальность данного вопроса и поиск путей сохранения психического здоровья детей дошкольного возраста связана с низким уровнем адаптированности дошкольников к социальным условиям, основы которого закладываются в семье. Согласно А.Ф. Яфальян «Образ семьи, создаваемый ребенком, всегда представляет собой прообраз самого себя как человека, особенностей жизнедеятельности и отношения к жизни». Именно целостный образ семьи позволяет детям дошкольного возраста сформировать положительное отношение к себе.
Современные исследователи отмечают высокий уровень тревожности, наличие у детей внутреннего деструктивного конфликта, отсутствие эмоционального благополучия. Все это приводит к определенным сложностям в адаптации к действительности, а также к нарушению закономерностей развития самосознания и проблемам во взаимодействии со сверстниками. Но самое печальное - это обострение проблем общения в семье.
А. Маслоу отмечал, что «вышеописанные реакции с легкостью обнаруживаются у детей и свидетельствует о недостаточно безопасном существовании наших детей» [1]. Таким образом, становится очевидной связь между психическим здоровьем и безопасностью ребенка.
Потребность быть здоровым и чувствовать себя в безопасности - базовая и доминирующая потребность в жизни ребенка, «ее депривация может затормозить или деформировать его дальнейшее развитие» [1]. В отличие от взрослых, у детей эта потребность проявляется наиболее наглядно. Это обусловлено следующими особенностями дошкольников (см. рис.1).
восприимчивость
доверчивость к взрослым
открытость в общении
неумение делать выводы
любознательность
несформиро
ванность механизмов самосохранения
Рис. 1. Психологические особенности детей дошкольного возраста.
Несомненно, «ведущую роль в сохранении здоровья и процессах формирования чувства безопасности играют родители и семейная среда[1].
По мнению О.В. Хухлаевой, основными показателями психологического благополучия ребенка в семье являются:
• «выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;
• ощущение свободы, автономности при общении с родителями;
• уверенность в своих силах и самодостаточность;
• умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;
• способность увидеть свою ошибку как бы со стороны и не связывать с ней свою личность» [3]. Особым источником угрозы психологической безопасности ребенка, который нередко неадекватно
воспринимается взрослыми, является информация, которая вводит ребенка в заблуждение. Такой диссонанс между реальностью и информацией нарушает потребность дошкольников в упорядоченности
повседневной жизни. Также острота проблем семейного воспитания связана с преобладанием неполных семей, падением ценности родительства, негармоничный стиль воспитания.
Анализируя данные различных исследований, можно определить следующие пути повышения родительской компетентности в обеспечении психологической безопасности детей дошкольного возраста (см. рис. 2).
f-
повышение родительской компетентности с учетом их образовательных потребностей
?-
построение образовательного процесса с использованием интерактивных методов
привлечение родителей к взаимодействию с детским садом по обеспечению психологической безопасности детей
Рис. 2. Пути повышения родительской компетентности.
Педагогическое сопровождение в русле проблемы обеспечения психологической безопасности дошкольников необходимо реализовывать с учетом типологии семьи и стилей семейного воспитания. Данная информация необходима для построения психо лого-педагогических мероприятий по поддержанию гармоничного и безопасного развития детей.
Важная составляющая в ходе данной работы - организация различных видов совместной деятельности родителей, детей и педагогов. Основная задача такого педагогического сопровождения семьи - помочь родителям научиться обеспечивать психологическую безопасность детей, не подавляя их естественную любознательность, доверие и открытость миру, а также подготовить к полноценной жизни.
Список литературы
1. МаслоуА. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.
2. Тимофеева Л.Л., Королева Н.И. Роль семьи в сохранении психического здоровья детей: проблема обеспечения психологической безопасности. // Детский сад: теория и практика. №5 / 2013, стр. 16-25.
3. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пос. М.: Изд. центр «Академия», 2001.