Научная статья на тему 'РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ'

РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
290
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТОКОВ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ЦЕННОСТИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / СЕМЬЯ / ШКОЛА / РИСКИ / РЕСУРСЫ / СПЕЦИФИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алишерова Чолпон Базарбековна

В статье рассматриваются вопрос о роли семьи в процессе социализации подростков. Отражены актуальные проблемы при изучении социализации подростков, молодежи. Включены исследования ученых процесса социализации его концепции, специфики. На основе материалов изученных педагогами и психологами данной сферы, автор выдвигает свою концепцию в рассмотрении данного вопроса. Дается объяснение понятиям социализация. Отмечаются социальные институты такие как семья, группы по интересам. Их влияние на процесс социализации. В развернутом виде даны специфика социальных рисков подростков. Целю статьи является исследование актуальных проблем объектов социализации подростков, специфика механизмов и форм рисков. В конце статьи даны выводы по изучению социализации, социальной среды, предупреждения рисков при социализации ребенка, подростков, молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS

The article deals with the issues of socialization of adolescents. The current problems in the study of the socialization of adolescents and youth are reflected. The research of scientists on the process of socialization of its concept and specifics is included. Based on the materials studied by teachers and psychologists of this field, the author puts forward his concept in considering this issue. An explanation of the concepts of socialization is given. Social institutions such as family, interest groups are noted. Their influence on the process of socialization. The specifics of the social risks of adolescents are given in an expanded form. The purpose of the article is to study the actual problems of the objects of socialization of adolescents, the specifics of the mechanisms and forms of risks. At the end of the article, conclusions are given on the study of socialization, social environment, prevention of risks in the socialization of a child, adolescents, youth

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК:316.4

РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Алишерова Чолпон Базарбековна

магистрант 2-курса группы ПВШ-20 кафедры Педагогики Кыргызского государственного педагогического университета имени И. Арабаева, Кыргызстан, г.Бишкек Научный руководитель: Пак Стелла Николаевна

Кыргызский государственный педагогический университет } имени И. Арабаева и.о. профессора кафедры Педагогики, кандидат педагогических наук, доцент.

Кыргызстан, г.Бишкек

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS

Alisherova Cholpon Bazarbekovna

Master of Kyrgyz State Pedagogical University named after I. Arabaev, 2nd year group PVSH-20, cholpon_ mob. t. 0772477715.

Research supervisor: Pak Stella Nikolaevna Kyrgyz State Pedagogical University named after I. Arabaev Acting Professor of the Department of Pedagogy, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопрос о роли семьи в процессе социализации подростков. Отражены актуальные проблемы при изучении социализации подростков, молодежи. Включены исследования ученых процесса социализации его концепции, специфики. На основе материалов изученных педагогами и психологами данной сферы, автор выдвигает свою концепцию в рассмотрении данного вопроса. Дается объяснение понятиям социализация. Отмечаются социальные институты такие как семья, группы по интересам. Их влияние на процесс социализации. В развернутом виде даны специфика социальных рисков подростков. Целю статьи является исследование актуальных проблем объектов социализации подростков, специфика механизмов и форм рисков. В конце статьи даны выводы по изучению социализации, социальной среды, предупреждения рисков при социализации ребенка, подростков, молодежи.

ANNOTATION

The article deals with the issues of socialization of adolescents. The current problems in the study of the socialization of adolescents and youth are reflected. The research of scientists on the process of socialization of its concept and specifics is included. Based on the materials studied by teachers and psychologists of this field, the author puts forward his concept in considering this issue. An explanation of the concepts of socialization is given. Social institutions such as family, interest groups are noted. Their influence on the process of socialization. The specifics of the social risks of adolescents are given in an expanded form. The purpose of the article is to study the actual problems of the objects of socialization of adolescents, the specifics of the mechanisms and forms of risks. At the end of the article, conclusions are given on the study of socialization, social environment, prevention of risks in the socialization of a child, adolescents, youth.

Ключевые слова: процесс социализации, социализация подростоков, социальные институты, ценности, социологические теории, социальная среда, семья, школа, риски, ресурсы, специфика.

Keywords: process of socialization, socialization of adolescents, social institutions, values, sociological theories, social environment, family, school, risks, resources, specificity.

Вводная часть. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, норм и ценностей, необходимых для успешной жизни в данном обществе называется социализацией. Вопрос об активности-пассивности личности в этом процессе является в науке предметом споров.

Социализация - процесс

интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и

ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе

Социализация — это процесс адаптации индивида к окружающему миру. Родившись, человек сможет жить в человеческом обществе лишь при том условии, если сумеет адаптироваться — приспособиться к нему. Процесс адаптации бывает очень сложным и у разных людей проходит по-разному. Но, в конце концов, каждый человек

приспосабливается к той социальной среде, в которой растёт.

По другой теории, социализация — это «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества» (И.С. Кон).

И, наконец, третья точка зрения: социализация — это «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А.В. Мудрик).

Актуальными проблемами исследования процесса социализации являются объект социализации ребенка, специфика субъекта, механизма социальных взаимоотношений, характер и форма социальных рисков, возможности под влиянием социальной среды.

Социализация — это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически [2], человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её. Первичная социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой личности[3]. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе . Ресоциализация, или вторичная социализация, — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально

отличающихся от сложившихся до этого[4]. При этом изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека. Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников. Главными социальными институтами являются:

Семья— самый важный агент социализации, поскольку она является центром жизни ребёнка, так как дети полностью зависят от опекунов. Не всегда социализация является индивидуальной, в значительной степени она зависит от окружающих.

Наиболее глубокий эффект от гендерной социализации; тем не менее, семья также берёт на свои плечи задачи обучения детей, формирование их культурных ценностей и отношения к себе и другим. Дети постоянно учатся о существовании социальных классов в очень раннем возрасте и соответственно они формируют определённое отношение к каждому из них.[5] .Группа по интересам[6]: группой сверстников является социальная группа, члены которой обладают общими интересами, социальным положением, возрастом. В подобной формации дети могут избежать контроля и научиться формировать отношение сами по себе. Влияние группы сверстников, как правило, достигает пика в подростковом периоде, однако группы сверстников как правило, затрагивают только краткосрочные интересы в отличие от семьи, которая имеет долгосрочное влияние.17

Роль семьи в процессе социализации подростков велика. Какие бы трудности не были в жизни, родители окружают любовью и заботой всех детей. В кыргызской семье применимо понятие «единый корень», которое определяется как кровнородственный, является всеобъемлющей и относительной категорией. Оно также применимо к минимальной родовой единице, включающей, возможно сотни людей. Такое понятие, используется для определения связей и интересов внутри родовой единицы, и в этом она соответствует фундаментальной структуре кыргызской социальной организации, обычно называемой «дети одного отца», данным понятием обычно обозначают единую семью, в состав которой обычно входят братья и сестры, их дети и родственники. Такие семьи характеризуются очень высоким уровнем взаимопомощи и сплоченности. Единая семья, включающая братьев и сестер и их потомство, представляет собой важную социальную единицу обществе, основанную на взаимопомощи и заботе. Речь идет о многодетной семье. Как известно, в многодетной семье братья и сестры очень внимательны, добры друг к другу, дружны между собой. Помогая родителям, чаще, старшие дети оказываются в роли родителей. Как показывает эмпирический опыт, дети в таких семьях больше самостоятельны, целеустремлены. В таком коллективе, в котором рос ребенок, старшие дети, выступая воспитателями младших, положительно влияют на становление подростков как личности. Воспитание детей далеко не исчерпывается заботой о физическом их развитии. Когда мы говорим, что основной функцией семьи считается воспитание детей, то имеем в виду ответственность родителей за формирование духовного и нравственного облика ребенка. Необходимо сочетание семейного воспитания с общественными. Как бы хорошо ни было организовано общественное воспитание, нельзя отказывается от эмоционального влияния, которое способны оказывать не детей высоко сознательные и образованные родителей.

Сегодня социум практически не может оказывать детям столько внимания, сколько оказывается в семье, где воспитателями являются все взрослые.

Правильно поставленная социализация таит в себе неограниченные возможности для полноценного формирования характера детей. Если члены семьи отзывчивые, чуткие в целом благоприятная атмосфера в семье, положительно влияет не ребенка.

У детей из «неблагополучных» семей в основном наблюдаются склонность к рискам. Воспитывать у ребенка любовь к труду, невозможно, если он не будет видеть ее в семье.

В «Книге для родителей» А.С. Макаренко советовал привлекать детей к домашней работе самой различной сложности. Он предлагал чередовать краткосрочные и длительные задания детям, чтобы труд не воспринимался как что-то скучное и неприятное. Поручения должны быть посильными и такими, чтобы не мешали учебному процессу ребенка, подростка.

Большую опасность в процессе социализации представляет алкоголизм в семье. Как свидельствуют социологические исследования, каждый пятый разведенный считал дальнейшую совместную жизнь невозможной из-за постоянного пьянства супруга. В семьях родителей, злоупотребляющих спиртными напитками, не могут контролировать своего поведения и оказывать положительное влияние на детей. Их развязная грубая ругань, насилие в семье наносят огромный урон становлению характера подростков. В таких случаях дети становятся жертвой гнева, мести, девиантными.

В работах ученых-классиков представлены идеи о сущности процесса социализации. Развернутую социологическую теорию социализации разработал Т. Парсонс. Согласно этой теории, социализация является первым средством поддержания социального равновесия в общественной системе, второе средство - это социальный контроль как способ поддержания порядка среди людей. Ю. Хабермас является основателем «критической теории социализации», согласно которой социализация охватывает только «часть» личности, представляет социальный характер индивида, обеспечивая ему функционирование в обществе. Другая же его «часть» дает возможность «держать некоторую дистанцию» по отношению к господствующей в обществе системе ролей, норм и ценностей, то есть критические относиться к элементам социальной среды, мешающим самоутвердиться.

Ученые, изучающие процесс социализации подростков, считают, главным проводником социализации семью. Она обладает совокупностью наборов ценностей и норм, образцов «правильного» и «должного» поведения. Семья является первым в жизни человека социализирующим агентом и характеризуется наибольшей интенсивностью эмоциональных связей. Именно от целенаправленных действий

родителей и окружающей обстановки зависит, научится ли ребенок видеть себя сильным или слабым, будет ли рассматривать мир заслуживающим доверия или опасным. Семья определяет социальное положение - этническую, экономическую, религиозную принадлежность.

Социальная группа как школа способствует расширению социального мира посредством преподавания знаний. Ребенок усваивает то значение, которое общество придает социальному происхождению. Кроме знаний неформальным образом преподносятся другие навыки -соревнования, лидерства, общения с бюрократией и т.п.

Благодаря группам сверстников ребенок учится самостоятельно формировать

межличностные отношения. В этих группах дети имеют общие интересы, социальное положение и возраст. В группах сверстников дети не находятся под контролем взрослых. Вместе с тем, сверстники могут влиять на предпочтения в музыке или кинофильмах, но родители оказывают большее воздействие в принятии решения о долгосрочных целях, например, об учебе в вузе.

Дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, Интернета, журналов и других каналов массовой коммуникации.

Изучая специфику социализации подростков, ученые отмечают сложность процесса социализации в связи с влиянием множества факторов. Одной из ее проблем является устойчивость ребенка перед рисками социальной среды.

Проявлением недостатков социализации может выступить девиантное (отклоняющееся) поведение - не соответствующее общепринятым нормам. Социальные нормы - правила, выражающие требования общества и социальных групп к поведению личности, являются основой социального контроля. К основным формам отклоняющегося поведения относится пьянство, наркомания, проституция и т.д. В то же время все эти формы функциональны.

Исследования ученых данного вопроса социализации обусловлены усугубляющейся тенденцией к увеличению рисков социализации подростков, поэтому вопрос о предупреждении данного вопроса - один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие риски социализации, и нередко деградацию и саморазрушение.

Изучив специальные источники касательно главных аспектов данного вопроса, можно сказать, что проблема рисков социализации рассматривается давно, но несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной.

Психологи и педагоги в своих исследованиях уделяют особое внимание подростковому возрасту. Это не случайность, ведь подростковый возраст -это возраст риска экстремального поведения. Также понятие феномен подросткового максимализма. Вместе взятых подростковый максимализм и экстремальное поведение не говорят об асоциальности человека. Вообще, это возрастная тенденция, за которой стоит попытка «пощупать» социум на границы допустимости; т.е. эмпирическим путем проверить, попробовать - что еще можно, а чего уже нельзя делать. Что социум считает одобряемым, что не одобряемым, но допустимым, что уже совершенно невозможным, отвергаемым.

Чрезвычайно важно, в связи со сказанным, обеспечение адекватного протекания процесса социализации в подростковом возрасте. В самом общем виде процесс социализации можно определить как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Сам процесс социализации всегда связан с общением людьми и совместной деятельностью их. Вместе с тем, с точки зрения психологии, социализация не рассматривается как отражение испытанного или полученного в результате наблюдения социальной эмпирики. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Различные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам относятся школа, колледжи, вузы и различные неформальные организации и объединения. Но при всем их многообразии, по сей день важнейшим институтом социализации личности является семья или институт ее заменяющий (для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, например это - детский дом, интернат, колледж или вуз).

Социализацию делят на первичную и вторичную. Принято считать, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто познавательное обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительности. Вторичной социализацией считаем разделение труда и соответствующие ему

социальные распределения знания. Исследователи П.Бергер и Т.Лукман считают, что вторичная социализация - есть приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Другой ученый данной сферы, Б.Г.Ананьев в рамках представлений о понятии социализация считает о рассмотрении ее как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности.

В процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и переживаются различными людьми, имеют далеко не одинаковые последствия. Соответственно и социальный опыт, который выносится из одинаковых ситуаций, может быть существенно различным.

Таким образом, семья особенно, многодетная, по нашему мнению, может являться исключением рискового поведения подростков, асоциальности, с одной стороны. С другой, по результатам исследования сама же семья может стать, источником возникновения склонности к рискам. Речь идет о составе семьи, социально-экономическое положение семьи, стиле и культуре воспитания родителей, их образе жизни.

Использованная литература:

1. Социализация//Большой психологический словарь.-0лма-пресс,2004

2. Ковалева А.И. Социализация №1. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2004)

3. Лопатина Е.А. Современные зарубежные коцепции социализации//Социально-гуманитарные знания.-М.,2015

4. Андреева Е.Социальная психология.-М.:Аспект Пресс,2003.-С.267.

5. Бергер П.,Лукман Т. Социальное конструирование реальности.-М.,2007

6. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи.-Спб.,2018.-336с

7. Парсонс Т Социальные системы.-М.,2002

8. Тесленко А.Н. Культурная социализация молодежи в условиях транзитивного общества.-Саратов,2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.