Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДЕВИАНТОГЕННЫХ ФАКТОРОВ МИКРОУРОВНЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ'

ВЛИЯНИЕ ДЕВИАНТОГЕННЫХ ФАКТОРОВ МИКРОУРОВНЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростки / социализация / девиантогенные факторы социализации подростков / социокультурное пространство общества / adolescents / socialization / deviantogenic factors of adolescent socialization / sociocultural space of society

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.С. Сухиташвили, Н.Г. Алейникова, Е.С. Толстокоров

Выявлены и охарактеризованы факторы микроуровня социокультурного пространства современного общества, оказывающие прямое или косвенное разноплановое воздействие на процесс социализации подростков, при общем девиантогенном характере этих факторов. В статье обосновывается возможность исследования социализации подростков в контексте характеристик социокультурного пространства российского общества; рассматриваются девиантогенные факторы микросреды социализации подростков, к которым авторами отнесены дисфункции семьи и негативный потенциал учебных групп с преобладающей нормативно-отклоняющейся моделью поведения подростков. В результате исследования обосновано преобладание в иерархии девиантогенных факторов социокультурной среды микроуровня, оказывающих непосредственное воздействие на развитие девиаций подростков, малых социальных групп с девиантогенным нормативно-ценностным потенциалом, в первую очередь асоциальных и дисфункциональных семей, а также учебных классов (групп) с проявлениями неконтролируемых повседневных девиантных поведенческих практик и отношений между подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF DEVIANTOGENIC FACTORS OF THE MICROLEVEL OF THE SOCIO-CULTURAL SPACE ON THE SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS

The micro-level factors of the socio-cultural space of modern society that have a direct or indirect diverse impact on the process of socialization of adolescents, with the general deviantogenic nature of these factors, are identified and characterized. The article substantiates the possibility of studying the socialization of adolescents in the context of the characteristics of the socio-cultural space of Russian society; deviantogenic factors of the microenvironment of adolescent socialization are considered, to which the authors attribute family dysfunctions and the negative potential of educational groups with a predominant normative-deviant model of adolescent behavior. As a result of the study, it is shown that there is predominance in the hierarchy of deviantogenic factors of the socio-cultural environment of the microlevel, which have a direct impact on the development of deviations of adolescents, small social groups with a deviantogenic normative-value potential, primarily asocial and dysfunctional families, as well as educational classes (groups) with manifestations of uncontrolled daily deviant behavioral practices and relationships between adolescents.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДЕВИАНТОГЕННЫХ ФАКТОРОВ МИКРОУРОВНЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ»

Библиографический список

1. Грибан О.Н. Применение учебных презентаций в образовательном процессе: виды, этапы и структура презентаций. Историко-педагогические чтения. Екатеринбург, 2016; № 20-3: 23 - 32.

2. Зеленова А.А. Коммуникативная эффективность презентации (на примере анализа презентаций, опубликованных на электронных ресурсах). Многообразие коммуникации и традиции отечественной лингвистики: материалы конференции. Москва, 2019: 117 - 133.

3. Киченко А.А. Методика обучения профессионально-ориентированному иноязычному общению студентов посредством мультимедийных презентаций. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2010.

4. Клевцова Н.И. Методико-дидактические принципы создания и использования мультимедийных учебных презентаций в обучении иностранному языку. Автореферат диссертации . кандидата педагогических наук. Москва, 2003.

5. Лазарева А.С. Использование мультимедийной презентации для обеспечения качества обучения говорению на иностранном языке. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2007.

6. Powell M. Dynamic Presentations: Student's Book. Cambridge: Cambridge University Press, 2013.

References

1. Griban O.N. Primenenie uchebnyh prezentacij v obrazovatel'nom processe: vidy, 'etapy i struktura prezentacij. Istoriko-pedagogicheskie chteniya. Ekaterinburg, 2016; № 20-3: 23 - 32.

2. Zelenova A.A. Kommunikativnaya 'effektivnost' prezentacii (na primere analiza prezentacij, opublikovannyh na 'elektronnyh resursah). Mnogoobrazie kommunikacii i tradicii otechestvennoj lingvistiki: materialy konferencii. Moskva, 2019: 117 - 133.

3. Kichenko A.A. Metodika obucheniya professional'no-orientirovannomu inoyazychnomu obscheniyu studentov posredstvom mul'timedijnyh prezentacij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.

4. Klevcova N.I. Metodiko-didakticheskie principy sozdaniya i ispol'zovaniya mul'timedijnyh uchebnyh prezentacij v obuchenii inostrannomu yazyku. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.

5. Lazareva A.S. Ispol'zovanie mul'timedijnoj prezentacii dlya obespecheniya kachestva obucheniya govoreniyu na inostrannom yazyke. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2007.

6. Powell M. Dynamic Presentations: Student's Book. Cambridge: Cambridge University Press, 2013.

Статья поступила в редакцию 14.03.22

УДК 378

Sukhitashvili L.S., senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: l.s.s-2012@yandex.ru

Aleinikova N.G., senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: Natalyaleynikova@mail.ru

Tolstokorov E.S., Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: Tolstokorov2008@yandex.ru

THE INFLUENCE OF DEVIANTOGENIC FACTORS OF THE MICROLEVEL OF THE SOCIO-CULTURAL SPACE ON THE SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS. The micro-level factors of the socio-cultural space of modern society that have a direct or indirect diverse impact on the process of socialization of adolescents, with the general deviantogenic nature of these factors, are identified and characterized. The article substantiates the possibility of studying the socialization of adolescents in the context of the characteristics of the socio-cultural space of Russian society; deviantogenic factors of the microenvironment of adolescent socialization are considered, to which the authors attribute family dysfunctions and the negative potential of educational groups with a predominant normative-deviant model of adolescent behavior. As a result of the study, it is shown that there is predominance in the hierarchy of deviantogenic factors of the socio-cultural environment of the microlevel, which have a direct impact on the development of deviations of adolescents, small social groups with a deviantogenic normative-value potential, primarily asocial and dysfunctional families, as well as educational classes (groups) with manifestations of uncontrolled daily deviant behavioral practices and relationships between adolescents.

Key words: adolescents, socialization, deviantogenic factors of adolescent socialization, sociocultural space of society.

Л.С. Сухиташеили, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, Е-mail: l.s.s-2012@yandex.ru

Н.Г. Алейникова, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

Е-mail: Natalyaleynikova@mail.ru

Е.С. Толстокорое, проф., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

Е-mail: Tolstokorov2008@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ ДЕВИАНТОГЕННЫХ ФАКТОРОВ МИКРОУРОВНЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ

Выявлены и охарактеризованы факторы микроуровня социокультурного пространства современного общества, оказывающие прямое или косвенное разноплановое воздействие на процесс социализации подростков, при общем девиантогенном характере этих факторов. В статье обосновывается возможность исследования социализации подростков в контексте характеристик социокультурного пространства российского общества; рассматриваются девиантогенные факторы микросреды социализации подростков, к которым авторами отнесены дисфункции семьи и негативный потенциал учебных групп с преобладающей нормативно-отклоняющейся моделью поведения подростков. В результате исследования обосновано преобладание в иерархии девианто-генных факторов социокультурной среды микроуровня, оказывающих непосредственное воздействие на развитие девиаций подростков, малых социальных групп с девиантогенным нормативно-ценностным потенциалом, в первую очередь асоциальных и дисфункциональных семей, а также учебных классов (групп) с проявлениями неконтролируемых повседневных девиантных поведенческих практик и отношений между подростками.

Ключевые слова: подростки, социализация, девиантогенные факторы социализации подростков, социокультурное пространство общества.

Актуальность темы исследования обусловлена все возрастающим вниманием педагогического сообщества к проблемам подростков как самой сложной молодежной группы в силу ее возрастных и мировоззренческих особенностей. Научный интерес к теме подростковых девиаций имеет под собой объективную основу, состоящую в фактах эскалации девиантного поведения подростков, в снижении возраста носителей этих форм поведенческих практик, в полиморфизме детерминант подростковых девиаций. Социализация подростков проходит в социокультурной среде общества, которая не может быть однородной в силу многоуровневости его структурной организации и включает, наряду с позитивными социально одобряемыми ценностями и нормами, девиантогенные нормативно-ценностные ориентации.

Научная новизна исследования состоит в выявлении содержания и форм девиантогенных детерминант социализации подростков на микроуровне социокультурной организации общества, оказывающих непосредственное влияние на количественные и качественные показатели развития девиаций российских подростков; в обосновании социализирующего влияния содержательных и формальных элементов социокультурного пространства общества на становление личности подростка, в том числе на его приобщение к девиантным нормам и ценностям; в рассмотрении значимых форм воздействия семейных дисфункций на формирование девиантного поведения подростков и нарастания роли девиан-тогенных факторов окружающего его социокультурного пространства как противовеса влиянию образовательного учреждения.

Цель исследования - охарактеризовать влияние девиантогенных факторов микроуровня социокультурного пространства на социализацию подростков.

Задачи исследования:

1) аргументировать возможность и правомерность рассмотрения девиантогенных факторов социализации подростков в контексте характеристики российского социокультурного пространства;

2) обосновать негативное влияние на социализацию подростков асоциальных и дисфункциональных семей с нарушениями экономической, коммуникативной, охранительной, воспитательной, контролирующей и других функций;

3) доказать влияние девиантогенного потенциала тех учебных групп (классов), в которых преобладают нормативно-отклоняющиеся модели поведения, на интериоризацию подростками социально порицаемых норм и ценностей.

Субъектами социокультурного пространства, носителями и трансляторами его ценностей и норм выступают как формальные, так и неформальные элементы: образовательные учреждения, семья, референтные подростковые группы, местные или иные сообщества. Интериоризация подростками позитивных или негативных норм и ценностей во многом обусловлена социализирующим влиянием образовательного социокультурного пространства на формирование их личности и степенью его противостояния девиантогенным факторам внешней среды образовательных учреждений.

Понимание социализации подростков базировалась на теоретических позициях В.А. Сластенина, И.Ф. Исаеава, Е.Н. Шиянова. Описание девиантоген-ных факторов микроуровня структурной организации общества опиралось на концепцию А.В. Мудрика о социально-педагогических факторах социализации и, в частности, о семье, соседстве, группах сверстников как микрофакторах социализации.

При анализе негативного влияния дисфункций семьи на социализацию подростков использовались научные публикации Т. И. Барсуковой, В.П Петровской, М.М. Плоткина, Т.С. Борисовой, подтверждающие авторские выводы [1-6].

Авторская позиция о влиянии девиантогенного потенциала учебных групп (классов) с преобладанием нормативно-отклоняющихся моделей поведения на интериоризацию подростками социально порицаемых норм и ценностей коррелировала с выводами, представленными в трудах таких ученых, как М.А. Новикова, А.А. Реан.

Обоснуем возможность и правомерность рассмотрения девиантогенных факторов социализации подростков в контексте характеристики российского социокультурного пространства.

Общество, понимаемое в современном научном знании как мир культуры, наделяет своими социокультурными атрибутами всех членов социума, в том числе подростков. Содержательные и формальные элементы культуры составляют основу социокультурного пространства общества, в котором проходит процесс социализации всех членов социума, независимо от их принадлежности к социально-демографическим, социально-территориальным и иным общностям. Определение социокультурного пространства не имеет однозначной интерпретации. Е.В. Орлова пишет, что необходимость включения данного понятия в проблемное поле ряда исследований обусловлена тем, что невозможно изучать социальную реальность без обращения к культурной, равно как и наоборот. При этом данный термин имеет недостаточное теоретическое обоснование, несмотря на его широкое применение в научных публикациях (Орлова, 2017).

В трудах ученых имеет место многообразие подходов к определению социокультурного пространства. В качестве основного можно остановиться на его определении применительно к социализации личности подросткового возраста, трактуя его как конкретное, непосредственно данное каждому подростку социальное пространство, которое обусловливает его активное включение в мир культурных связей общества. Социокультурное пространство социализации подростка можно представить, как совокупность макроусловий и микрофакторов его жизнедеятельности, где значимую для него роль могут играть как формы устойчивых взаимоотношений с окружающими его индивидами (членами семьи, соучениками, учителями, с друзьями), так и те контакты, которые являются случайными, но играют большую роль в отношении к нормам и ценностям, могут привести к отказу от некоторых или пересмотру их.

Вместе с тем, исходя из того, что во всех определениях культуры как основы социокультурного пространства присутствуют понятия ценностей и норм, естественно, эти элементы должны быть включены в определение социокультурного пространства социализации подростков. Следовательно, более полным будет его понимание как такого пространства социализации подростков, нормативно-ценностное содержание которого транслируется агентами социализации на всех уровнях его организации.

Факторами микроуровня социокультурного пространства, оказывающими непосредственное воздействие на количественные и качественные показатели развития девиаций российских подростков, являются малые социальные группы (семья, учебный класс, студенческая группа, трудовая организация); местное сообщество (домовое, дворовое, уличное, сельское, пригородное); общественные организации, в том числе контркультурные.

Современное состояние социокультурной среды российского общества обусловлено, с одной стороны, его историческим развитием, с другой, спецификой цифровой (информационной) цивилизации и особенностями ценностно-нормативного содержания общества потребления. Девиантогенные факторы социали-

зации подростков являются, несомненно, частью российского социокультурного пространства, сочетающего ключевые параметры социального и культурного развития общества. Согласно Я.И. Гилинскому, все виды девиантности - суть социальные конструкты. Уже поэтому единственная их причина - воля конструктора: законодателя, общества, СМИ. Нет ни одного поведенческого акта, который был бы девиантен сам по себе, по своему содержанию, независимо от социального контекста [2]. Под девиантогенными факторами социализации подростков в контексте данной статьи понимаются такие причины, условия и иные детерминанты, которые своим содержанием и формами обусловливают адаптацию подростков к девиациям и интериоризацию последних, что приводит к появлению девиантных поступков или к девиантному поведению молодых людей подросткового возраста.

Рассмотрим негативное влияние на социализацию подростков дисфункций семьи. Трансляция социокультурного опыта осуществляется в первую очередь в семье, которая выступает агентом первичной социализации. Результатом семейной дисфункциональности является формирование личности подростка с отклонениями от нормальной социализации. Согласно Семейному кодексу РФ, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Семейные дисфункции проявляются как отказ от исполнения или неполное выполнение семьями таких функций, как экономическая, коммуникативная, охранительная, воспитательная, контролирующая, психотерапевтическая, поддерживающая и др. К значимым формам воздействия семейных дисфункций на формирование девиантного поведения подростков отнесены, во-первых, негативные факторы межличностных отношений родителей/старших членов семьи и подростков (отсутствие контроля учебы; полное безразличие к успехам или неудачам подростков в учебе; бесконтрольность времяпрепровождения, попустительское или безразличное отношение к проявлениям буллинга/кибербуллинга в подростковых и подростково-молодежных группах и многое другое).

Во-вторых, в асоциальных семьях подростки интернализуют аморальные образцы поведения, в основе которых лежат семейные девиации, такие как распитие спиртных напитков, употребление наркотиков, факты семейного насилия, тунеядства, половой распущенности, межличностные конфликты. К числу важных предпосылок формирования у подростковой личности стремления к насилию ученые относят факторы слабого контроля детей родителями, применение мер грубого физического наказания, также конфликты родителей в период раннего возраста ребенка, недостаточное общение взрослых членов семьи с детьми. Отмечается, что факторы насилия над подростками обусловливают девиации во взрослом возрасте [5, с. 80].

Экономическая дисфункция семьи, которая может проявляться в низком уровне дохода, обусловливает стремление подростка к делинквентным поступкам (воровство продуктов, кража денег и т.п.). Нарушение коммуникативной функции семьи приводит к усилению коммуницирования со сверстниками, часто в подростковых группах с девиантной или криминогенной субкультурой. Отказ семьи от контролирующей и охранительной функций, направленных на защиту и охрану законных интересов и прав членов семьи в сфере их отношений и во взаимодействии с окружающей средой, приводит к беззащитности подростка как в семье, так и во внесемейном окружении. Утрата семьей воспитательной функции усиливает эффект стихийной социализации подростка, что может приводить к нарастанию роли девиантогенных факторов окружающего его социокультурного пространства.

Ученые утверждают, что к числу факторов, выступающих в качестве объективных условий, детерминирующих агрессивное поведение молодых людей подросткового возраста, относятся такие, как дисфункции в семейной социализации и воспитании, неблагополучная семейная ситуация, неблагоприятный психологический климат в классе, девиантогенная роль асоциальных неформальных групп, непростые отношения с педагогами [3, с. 25].

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что девиантное поведение подростков есть в определенной мере подражание негативным отношениям в семье в целом и к подростку в частности. Согласно результатам исследования факторов, влияющих на мотивацию к обучению подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, проведенного О.В. Бекишевой, на втором месте после педагогических находятся социальные факторы (многодетные и неполные семьи, алкоголизм в семье, воспитание в приюте/детском доме, аморальный образ жизни, сексуальное развращение родителями, голодание, воровство, употребление вредных веществ и т.д.) [1, с. 9].

Подводя итог данной части исследования, отметим следующее. Семья, являясь основным агентом социализации подростков, осуществляет трансляцию социокультурных норм и ценностей, как внутрисемейных, так и социально востребованных. Семейные девиации, проявляющиеся в форме асоциального поведения членов семьи, в семейных дисфункциях, выступают девиантогенными факторами в процессе социализации подростков; девиантное поведение подростков при этом есть в определенной мере копирование негативных отношений в семье в целом и к подростку в частности.

Обратимся к такому аспекту исследуемой проблемы, как влияние девиан-тогенного потенциала учебных групп (классов) с преобладанием нормативно-отклоняющихся моделей поведения на интериоризацию подростками социально порицаемых норм и ценностей.

Исходя из понимания того, что социокультурное пространство современного российского общества представляет собой полиморфизм культурных образцов и ценностей - традиционных, модифицированных, новых - с позиции их формы и содержания; социальноодобряемых и социальнопорицаемых, рассмотрим каналы проникновения девиантогенных факторов в школьную среду и их влияние на формирование девиаций подростков. К числу девиаций, распространенных среди обучающихся подростков в социокультурной среде учебных заведений -школ, лицеев, учреждений НПО и СПО, относятся следующие: табакокурение, употребление спиртных напитков, вербальная агрессия, буллинг Приведем результаты исследования ученых на основе диагностической методики выявления девиантного поведения несовершеннолетних, тест СДП - склонность к деви-антному поведению (Кремнева, Кадурина, 2018). В результате исследования в школе № 2088 г Москвы были выявлены тенденции распространенности разных форм поведенческих отклонений. Наиболее отчетливо выявлено приоритетное направление на социально одобряемые модели поведения в компании ровесников или важных для них взрослых людей; на вторых ролях у подростков - модель аутоагрессивного поведения (нанесение вреда подростку самим собой); третье место занимает модель делинквентного поведения (это комплекс правонаруши-тельных либо противоправных действий), при всем этом обычно делинквентное поведение сводится к административным правонарушениям. В частности, невыполнение правил, регламентирующих дорожное движение; совершение хулиганских поступков: сквернословие, специальная нецензурная брань в пунктах коллективного пользования, оскорбительное приставание к беззащитным. Это могут быть дисциплинарные проступки, сводящиеся к неисполнению или ненадлежащему исполнению собственных прямых обязанностей (прогуливание учебы без веских оснований, хамство по отношению к одногруппникам, преподавателям. Сюда же относится употребление алкоголя, наркотиков или токсинов в школах, колледжах и вузах или пребывание в коллективе в стадии опьянения). Этой категории присущ агрессивный настрой либо утаиваемая тяга совершать вербальные или физические поступки, чтобы снять физическое и психическое напряжение (в качестве ответной реакции на жестокость ровесников или старших). Агрессивный настрой выражается состоянием раздражения, злостью, дерзостью и мстительностью, плохо скрываемой ревностью по отношению к «ботаникам», негативизмом. Иногда агрессия переходит словесные рамки и проявляется в виде физического насилия.

Наличие в школе указанных выше девиаций выступает девиантогенным фактором в тех случаях, когда в учебных группах (классах) преобладающей является нормативно-отклоняющаяся модель поведения подростков. Согласно исследованию Т.И. Барсуковой, Д.В. Столяренко, к нормативно-отклоняющимся моделям поведения подростков, обучающихся в учебных заведениях, относятся следующие. Модель нормативного негативизма имеет следующие характеристики: несоблюдение нормативных требований к поведению в обществе по причинам их незнания, следования примерам подростков, не соблюдающих нормы, нежелания соблюдать, убеждения возможности прожить без норм и правил. Модель нормативного индифферентизма подростков характеризуется тем, что подростки не знают норм, не интересуются ими, а также -безразличием в отношении к несоблюдению их другими людьми. Для модели нормативного ситуативизма характерно знание одних и незнание других норм отношений в обществе; сомнение в том, что они необходимы, выбор ситуативного подхода при необходимости их соблюдения. Модель нормативного конформизма основана на пассивном принятии существующего порядка, на отсутствии собственной позиции: человек следует тем или иным социальным нормам, не задумываясь над тем, верны ли они; некритическое следование любому образцу [6].

Обращение к типологии нормативно-отклоняющихся моделей поведения подростков говорит о многоаспектности влияния учебной группы на подростка в случае обучения в классе/учебной группе с преобладанием одной или всех моделей. Каждая из приведенных моделей определенным образом может воздействовать на поведение подростка. Так, буллинг в школьной подростковой среде существует не только в рамках нормативного негативизма подростков, но и при индифферентности окружающих. Согласно выводам группы ученых, которые провели эмпирическое исследование особенностей проявления конфликтов во взаимоотношениях среди учащихся с девиантным поведением (Бочкарникова, Николаева, Савченко, 2018), было выявлено, что достаточно жесткие воспитательные рамки, которые устанавливаются школой, часто оказываются очень тес-

Библиографический список

ными для психики подростков с девиантным поведением. Попытки компенсировать недостатки внимания и воспитания путем неадекватного поведения ставят таких ребят в сильную зависимость от мнения, оценки и одобрения со стороны сверстников, которая может проявляться в двух крайних формах - максимальная податливость воздействию группы или же - полное сопротивление и отрицание групповых ценностей.

Формы поведения подростков часто не отражают их позитивные смысло-жизненные ценности, что обусловливает всевозможные проявления подростковых девиаций. Виды мотивации различны: одни подростки видят в девиантных поступках способ утвердить свое лидерство, выделиться среди одноклассников, другие - стремятся показать себя взрослыми людьми, чему способствует деви-антное поведение старших. С позиции подростка, оно позволяет возвыситься в глазах одноклассников.

В ходе решения задачи данной части работы обосновано, что влияние девиантогенного потенциала учебных групп (классов) с преобладанием нормативно-отклоняющихся моделей поведения на интериоризацию подростками социально порицаемых норм и ценностей может проявляться в их поведении как в форме традиционных девиаций, присущих российскому обществу (пристрастие к табакокурению, наркотикам, употреблению спиртных напитков), так и в таких девиациях, которые проявляются преимущественно в школьной среде (буллинг, вербальная агрессия, нежелание учиться, конфликт с учителями и сверстниками и др.).

При этом влияние девиантогенных факторов школьной среды на социализацию подростков усугубляется особенностями подросткового возраста. Подростковый возраст, - подчеркивает Э.С. Одаева, - характеризуется потребностью самовыражения и идентификации с другими подростками [4, с. 44]. Именно поэтому мы делаем вывод, что влияние учебных классов (групп) с проявлениями неконтролируемых повседневных отклоняющихся поведенческих практик и отношений между подростками является значимым фактором принятия ими социокультурных норм и ценностей девиантогенного характера.

Практическая значимость результатов работы состоит в том, что они могут быть использованы для профилактики и предупреждения подростковых девиаций в образовательных учреждениях; в работе с семьями, имеющими детей-подростков; при проведении мероприятий с представителями местных сообществ (публичные лекции, беседы с членами территориального общественного самоуправления и др.). Исследования девиаций подростков особенно значимы, так как данная группа молодежи проходит стадию формирования личности, и своевременно принятые корректирующие меры со стороны педагогов, школьных и семейных психологов могут быть действенными.

Перспективы исследования проблемы влияния девиантогенных факторов микроуровня социокультурного пространства на социализацию подростков связаны, на наш взгляд, во-первых, с более глубоким изучением фактора воздействия внеобразовательного пространства, в частности, референтных групп, на интериоризацию подростками социально порицаемых норм и ценностей. Необходимость исследования этого аспекта проблемы связана с тем, что полиморфность социокультурного пространства подростка обусловливает трудности выбора им норм и ценностей. Для подростка социокультурное пространство включает две сферы - образовательную и внеобразовательную. Вне-образовательная сфера состоит, как из институализированных, формальных структур (спортивных, музыкальных школ, шахматных клубов и др.), так и неформальных (подростковые объединения, дружеские группы и др.). Референт-ность неформальных групп может иметь большую значимость для подростков и приводить к интериоризации ими ценностей и норм, отличных от тех, которые прививаются в школе.

Во-вторых, представляется продуктивным изучение мнения о проблеме детерминации подростковых девиаций такого агента социализации, как семья. Исследуя современную семью, ученые все чаще обозначают ее как «квазисемью». Например, ей свойственно ослабление функций социального контроля; привитие социально одобряемых норм и ценностей в некоторых семьях подменяется формированием такой черты, как конформизм. Это может рассматриваться как закономерность и может быть объяснено условиями риска и неопределенностью российского общества.

Представляет также интерес осуществление междисциплинарных исследований по вопросу о роли воспитания как управления социализацией в профилактике и преодолении подростковых девиаций.

1. Бекишева О.В. Мотивация к обучению подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации как психолого-педагогическая проблема Мир науки, культуры, образования. 2021; № 4 (89): 7 - 10.

2. Гилинский Я.И. Запрет как девиантогенный фактор. Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар: Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2009: 46 - 52.

3. Каздохова Э.Т., Ногерова М.Т., Таукенова Л.М. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения в подростковом возрасте. Образовательный вестник Сознание. 2021; № 23.7: 16 - 26.

4. Одаева Э.С. Теоретические аспекты педагогической поддержки в саморазвитии учащихся. Мир науки. Культуры, образования. 2021; № 6 (91): 43 - 45.

5. Собкин В.С., Калашникова Е.А., Коломиец Ю.О. Физическая агрессия современного подростка: влияние стратификационных и социокультурных факторов. Ученые записки ИУО РАО; 2020; № 3 (75): 79 - 99.

6. Столяренко Д.В., Барсукова Т.И. Нормативно-поведенческие модели социализации подростков. Прошлое, настоящее и будущее Российской цивилизации: материалы научно-практической конференции. Ставрополь: Фабула, 2016: 57 - 60.

References

1. Bekisheva O.V. Motivaciya k obucheniyu podrostkov, nahodyaschihsya v trudnoj zhiznennoj situacii kak psihologo-pedagogicheskaya problema Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 4 (89): 7 - 10.

2. Gilinskij Ya.I. Zapret kak deviantogennyj faktor. Fenomenologiya iprofilaktika deviantnogo povedeniya: materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodar: Krasnodarskij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2009: 46 - 52.

3. Kazdohova 'E.T., Nogerova M.T., Taukenova L.M. Psihologo-pedagogicheskaya korrekciya agressivnogo povedeniya v podrostkovom vozraste. Obrazovatel'nyj vestnik Soznanie. 2021; № 23.7: 16 - 26.

4. Odaeva 'E.S. Teoreticheskie aspekty pedagogicheskoj podderzhki v samorazvitii uchaschihsya. Mir nauki. Kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91): 43 - 45.

5. Sobkin V.S., Kalashnikova E.A., Kolomiec Yu.O. Fizicheskaya agressiya sovremennogo podrostka: vliyanie stratifikacionnyh i sociokul'turnyh faktorov. Uchenye zapiskiIUO RAO; 2020; № 3 (75): 79 - 99.

6. Stolyarenko D.V., Barsukova T.I. Normativno-povedencheskie modeli socializacii podrostkov. Proshloe, nastoyaschee i buduschee Rossijskoj civilizacii: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol': Fabula, 2016: 57 - 60.

Статья поступила в редакцию 14.03.22

УДК 37.014-027.45

Ivanov V.M., Doctor of Sciences (Agriculture), Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: jonesanbu@yandex.ru

Khagai V.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: valera217035@mail.ru

Tverdyakova L.V., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: tverdiackova@yandex.ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SAFETY OF THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article raises a problem of deterioration of the health of school-age children in the Russian Federation, therefore, ensuring the psychological and pedagogical safety of the modern educational environment is an urgent and important task. One of the concrete steps in this direction is to create a healthy educational environment for children and adolescents by creating optimal socio-psychological conditions. The purpose of the work is to study and evaluate the effectiveness of ensuring the safety of the educational process on the example of MBOU Lyceum No. 15 and MBOU Lyceum No. 35 in Stavropol. As a result of the conducted research at the Stavropol State Pedagogical Institute, MBOU Lyceum No. 15 and MBOU Lyceum No. 35 in Stavropol developed measures to create a safe educational environment, which allowed minimizing the impact of adverse factors on the body of students. The scientific novelty of the research lies in the fact that for the first time a methodology for creating a healthy educational environment has been developed.

Key words: safety, security, health, events, educational environment, monitoring, program.

В.М. Иванов, д-р с.-х. наук, проф., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: jonesanbu@yandex.ru

В.С. Хагай, канд. пед. наук, проф., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: valera217035@mail.ru

Л.В. Твердякова, канд. биол. наук, доц., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь,

E-mail: tverdiackova@yandex.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Статья посвящена проблеме ухудшения здоровья детей школьного возраста в Российской Федерации, поэтому обеспечение психолого-педагогической безопасности современной образовательной среды является актуальной и важной задачей. Одним из конкретных шагов в этом направлении является создание здоровой образовательной среды для детей и подростков путем формирования оптимальных социальных и психолого-педагогических условий. Цель работы - изучение и оценка эффективности обеспечения безопасности образовательного процесса на примере МБОУ Лицей № 15 и МБОУ Лицей № 35 г Ставрополя. В результате проведённых исследований были разработаны мероприятия по созданию безопасной образовательной среды, которые позволили минимизировать воздействия неблагоприятных факторов на организм учащихся. Научная новизна исследований заключается в том, что впервые разработана методика создания здоровой образовательной среды, позволяющая улучшить здоровье обучающихся в образовательных организациях.

Ключевые слова: безопасность, обеспечение, здоровье, мероприятия, образовательная среда, мониторинг, программа.

Укрепление здоровья детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, является важной задачей современности. Многие исследователи считают, что в России проблема снижения числа клинически здоровых детей является тенденцией [1-14]. Здоровье учащихся ухудшается в процессе обучения в школах с повышенной учебной нагрузкой (гимназии, лицеи и др.), получивших в последние годы такую популярность. За годы обучения в общеобразовательных учреждениях у учащихся наблюдается ухудшение здоровья: 70% функциональных нарушений переходят в стойкую хроническую патологию. К окончанию школы заболевания эндокринной системы увеличивается в 5 раз, заболевания органов зрения и опорно-двигательного аппарата увеличиваются в 4-5 раз, заболеваний органов пищеварения становится больше в 3 раза, в 2 раза возрастает число нервно-психических расстройств.

Установлено, что количество и характер нарушений здоровья школьников существенно зависят от объема и интенсивности учебных нагрузок. Наблюдается, что более быстрое ухудшение здоровья у учащихся происходит в школах с повышенной учебной нагрузкой, а в классических школах ухудшение здоровья учащихся осуществляется медленнее. Это позволяет сделать вывод о том, что без поддержки учебного процесса оздоровительной деятельностью быть не должно [1; 3].

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что условия обучения, влияющие на здоровье учащихся, составляют 20%, влияние факторов, связанных с медицинским обеспечением здоровья детей, оцениваются лишь в 10-15%. Несоблюдение санитарно-гигиенических норм, учебные нагрузки, нарушение режима дня, напряженные методы обучения, несоответствие рабочей программы возрасту и функциональным возможностям учащихся - все это способствует увеличению количества отклонений в состоянии здоровье учащихся [12, с. 154-163]. Поэтому только совместными усилиями медицинских работников, педагогов и родителей можно снизить влияние неблагоприятных факторов

на здоровье детей. Особое место в этом направлении отводится реализации мероприятий по созданию безопасной образовательной среды [10, с. 35-40]. Одной из актуальных задач сегодня является оценка безопасности образовательной среды, которая должна решаться в режиме реального времени и в реальной ситуации.

Психолого-педагогическое обеспечение безопасности образовательного процесса - это профессиональная деятельность родителей, учителей и врачей, взаимодействующих с ребёнком в школьной среде. Ребёнок, который приходит в учебное заведение и погружается в образовательную среду, решает свои определённые задачи, осознаёт цели интеллектуального и личного развития, социализации и воспитания. Сопровождающая работа близких ему взрослых нацелена на создание оптимальных социально-психологических условий для его эффективного обучения, социального и психологического развития [4-6]. Основными видами работ по психолого-педагогическому обеспечению являются диагностика, консультация, опытно-конструкторская работа, коррекционная работа, психологическое образование и воспитание; экспертиза образовательной среды [7, с. 42-45].

Целью настоящего исследования является изучение и оценка эффективности обеспечения безопасности образовательного процесса на примере МБОУ Лицей № 15 и МБОУ Лицей № 35 г. Ставрополя. Поставленная цель предусматривает решение следующих задач: 1) оценить результаты психологической реконструкции учителя и учащихся в образовательном процессе; 2) изучить особенности психологического развития детей; 3) оценить методы оценки физического развития школьников; 4) изучить особенность физического развития детей.

Настоящее исследование представляется актуальным, поскольку связана с обеспечением психолого-педагогической безопасности современной образовательной среды в силу ухудшения здоровья детей в учебном процессе, которое особенно характерно для учащихся школ с повышенной учебной нагрузкой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.