Научная статья на тему 'Роль семьи в процессе социализации молодежи'

Роль семьи в процессе социализации молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1433
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / СЕМЬЯ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Артюхов Андрей Викторович, Осипова Любовь Борисовна, Энвери Лилия Ахмедулловна

В современных условиях России вопросы социализации молодежи приобретают острый характер. Автором рассматриваются проблемы и особенности процесса социализации, раскрывается роль основных институтов в данном процессе, обозначены пути и методы совершенствования работы с молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the family in the process of socialization of youth

The issues of the socialization of young people are becoming acute in modern conditions in Russia. In this article the author discusses problems and peculiarities of the process of socialization, describes the role of the main institutions in this process; there are identified ways and means of improving the work with young people.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в процессе социализации молодежи»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. С. 72-74.

А. В. Артюхов, Л. Б. Осипова, Л. А. Энвери РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

В современных условиях России вопросы социализации молодежи приобретают острый характер. Автором рассматриваются проблемы и особенности процесса социализации, раскрывается роль основных институтов в данном процессе, обозначены пути и методы совершенствования работы с молодежью.

Ключевые слова: социальный институт; семья; молодежь; социализация; факторы социализации; ценности.

Наиболее активным транслятором стратегий социального поведения в обществе выступает молодежь, способная к быстрой смене стереотипов сознания и поведения и определяющая потенциал и будущее страны в целом. Особенностью нового мира становится процесс перехода к самостоятельному проектированию своей жизни, открывающей новые пути самореализации и способы социальных отношений. Молодежь вынуждена адаптироваться не столько к внешней, объективно существующей среде, сколько к социальному пространству, которое они создают сами. Процесс и результат включения человека в общество благодаря усвоению и воспроизводству им социального опыта в самом общем смысле определяют как социализацию индивида.

Понятие 'социализация' впервые было введено в научный оборот американским социологом Ф. Гиддингсом. Он понимал под социализацией «процесс развития социальной природы человека»1. В противоположность французский социолог Г. Тард придавал «основное социальное значение подражанию, благодаря которому возникают общественные и групповые ценности и нормы, а индивиды, усваивая их, социализируются»2. И только Э. Дюркгейм соотнес понятие 'социализация' с этапом включения личности в общество, с процессом социального становления гражданина как члена общества3.

Из множества существующих интерпретаций понятия 'социализация' наиболее распространенной является понимание её как «процесса усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта.

Общеизвестно, приоритетным институтом социализации личности является семья. Именно семья неизменно остается регулятором общественных отношений, константой

их гармонизации, специфически соединяя различные сферы жизнедеятельности общества. По мнению А. И. Антонова и В. М. Медкова, «функционирование семьи как социального института обусловлено потребностями социальной системы, заинтересованной в сохранении человечества, общности, нации. Семья не может не существовать, она не может быть заменена какой-либо иной формой организации. В семье в равной мере заинтересованы личность, общности разного рода и общество в целом»4. Такое взаимное согласование интересов предполагает взаимную восприимчивость к интересам и потребностям друг друга.

В начале XXI столетия стало очевидно, что в результате социальных изменений семья, как и общество, переживает глубокий кризис. П. Сорокин отмечает, что семья «переживает острый перелом, старые и отчасти современные ее формы мало-помалу исчезают, уступая место новым формам, известным пока в общих чертах». Одновременно он заявлял, «семья как бы тает и рассасывается, распадаясь на части, теряя одну за другой связи и функции...»5. Часто это выражается в невыполнении семьей основных функций. Семья дает в миниатюре картину противоречий, которая присуща современному обществу. Следствием этого возникает проблема преемственности поколений. По мнению А. Г. Вишневского, у современной семьи появилась свобода выбора, интересы семьи оказались сильнее демографических интересов общества. Современная семья представляет новый исторический тип, который характеризуется многообразием семейных моделей. Частично позиция А. Г. Вишневского совпадает с позицией С. И. Голода в отношении того, что проблемы современной семьи есть лишь следствие изменений ее функций и форм, но не свидетельство ее упадка и кризиса6.

Роль семьи в процессе социализации молодежи

73

Процесс трансформации института семьи

Семья представляет собой основной институт трансляции социальных ценностей от поколения к поколению и является единственной легитимной социальной нормой организации сексуальных практик и процесса воспроизводства7. По мнению К. Девиса, истоки семейных преобразований следует видеть в изменении системы ценностей и социальных норм семьи8. Распад ценностной системы приводит к неспособности обеспечения социетальных функций по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Невостребованный жизненный опыт старшего поколения на фоне стремительного развития современных технологий усложняет проблему взаимодействия родителей и детей. Дискредитация «образа взрослого» тормозит процесс передачи социального опыта, воспитания и взаимного духовного развития членов семьи. В этих условиях современному молодому человеку приходится самостоятельно принимать решения в сложившейся жизненной ситуации и нести за них ответственность9.

Изменения в системе семейных ценностей проявляются в уменьшении численности браков, распространении сожительств, падении рождаемости, преобладании малодетных се-

мей, увеличении числа внебрачных детей и распространении добровольной бездетности. Видоизменилась и полоролевая структура семьи. Подавляющее большинство женщин предпочитают участвовать в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участиев принятиисемейных решений.

С целью выявления степени социализирующего влияния семьи на молодежь был проведен авторами социологический опрос. Опросу подлежали 130 респондентов г. Лян-тора в возрасте 16-30 лет.

В ходе социологического опроса респондентам был задан вопрос: «На кого Вы хотели бы быть похожим?». Результаты ответов распределились следующим образом: на мать -29 %; отца - 18 %; самого себя - 22 %; старшего брата (сестру) - 7 %; друга, товарища -4 %; педагога - 2 %; литературного героя -3 %; артиста кино и театра - 4 %; эстрадных исполнителей - 3 %; знаменитого спортсмена - 6 %; затруднились с ответом - 4 %. Итак, 47 % респондентов ответили, что хотели бы быть похожими на своих родителей.

Даже в период изменения общественных ценностей, идеалов для молодежи непреходящей ценностью остается семья, потребность

74

А. В. Артюхов, Л. Б. Осипова, Л. А. Энвери

жить счастливо вместе с родителями. Представление о характере культурной трансмиссии можно составить по ответам молодых людей на вопрос: «Хорошо ли вы знаете обычаи и традиции своего народа?». Большинство подростков (51,1 %) признались в том, что не очень знакомы с обычаями и традициями своего народа. Это подтверждает, что в формировании культуры и передаче традиций поколениями существуют проблемы. Родители порой сами не соблюдают национальные традиции и обычаи, а если и соблюдают, то не требуют этого от своих детей.

А. С. Макаренко особое предпочтение отдавал родительскому авторитету, его разумности и целесообразности. Когда родители осознают и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то все их поступки и поведение в целом способствуют формированию необходимых качеств и общечеловеческих ценностей, которые они могут передать подрастающему поколению.

Следует отметить многообразие современных семей, от которого зависит содержание и результаты процесса социализации в них. По результатам авторского исследования, 25 % семей в стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а 15 % -формируют правонарушителей. Стиль жизни семьи непосредственно влияет на результаты воспитания. Родители призваны сформировать у своих детей такие качества, которые потребуются им в будущей жизни: трудолюбие, хозяйственность, ответственность, способность заботиться о близких людях, умение уступать и самостоятельно зарабатывать деньги. По результатам исследования выявлено, что основным мотивом вступления молодежи в брак является «стремление проявить свою заботу и любовь к близкому человеку» (69 %). Второе место занимает такой мотив, как «потребность во взаимопонимании, психологической поддержке» (58 %). Это весьма существенная ценность супружеской жизни. Во взглядах современной молодежи семейная жизнь ассоциируется с удовлетворением

важнейших эмоционально-психологических потребностей: 95 % опрошенных считают, что «семья - это теплота, понимание, взаимная психологическая поддержка», 74 % - что «семья - это место, где человек может быть поистине самим собой». Чем выше требовательность родителей к себе, культура их взаимоотношений, тем благодатней почва для воспитания ребенка.

Таким образом, современная семья представляет собой сложную матрицу социаль-но-поколенческих связей и взаимодействий, сложившихся между людьми. Постоянное сотрудничество поколений в семье - не анахронизм, а необходимое её выживание и эффективное выполнение семьей своих функций, в частности - социализации.

Примечания

1 Абдоков, С. А. Общество. Политика. Студент. Ростов н/Д : Изд-во Ростов. ун-та, 1992. 88 с.

2 Павловский, В. В. Ювентология проект ин-тегративной науки о молодежи. М. : Академ. проект, 2001.С. 149.

3 Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии // Западно-европейская социология XIX - начала ХХ в. М. : Канон, 1996. С. 5.

4 Антонов, А. И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1996. С. 66-67.

5 Сорокин, П. А. Кризис современной семьи // Ежемесяч. журн. 1916. № 2. С. 27.

6 Голод, С. И. Семья и брак : историко-социо-логический анализ. СПб., 1998. С. 91.

7 Белов, В. А. Число детей в семье. М., 2005. С. 5.

8 Голод, С. И. Будущая семья : какова она? М., 1990. С. 54.

9 Осипова, Л. Б. Жизненные стратегии современной молодежи / Л. Б. Осипова, Л. А. Эн-вери // Вестн. Вятс. гос. гуманитар. ун-та. 2012. № 4 (4). С. 106-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.