УДК 316
О. В. Бессчетнова
РОЛЬ СЕМЬИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ1
Аннотация. В статье представлен социологический анализ роли национальной культуры в иерархии жизненных ценностей студенческой молодежи на основе анкетирования 247 студентов вузов Саратовской области. Выявлено отношение молодежи к людям другой национальности, межэтническим бракам, определен уровень знания студентами своей национальной культуры в эпоху глобализации и расширения социального взаимодействия между представителями различных этнических групп.
Ключевые слова: семья, культура, дети, молодежь, социализация, Саратовская область.
Abstract. The social analysis of the role of family and culture in the hierarchy of youth’ values, based on the survey of 247 university students, living in Saratov region, are presented in the article. In addition to that, the students’ attitudes to people of different nationalities, marriages among them, knowledge of their own national culture in the globalization epoch and expanding of social interaction between the representatives of different ethnic groups are analyzed.
Keywords: family, culture, children, youth, socialisation, Saratov region.
На рубеже XX-XXI вв. в условиях дегуманизации культуры с необычайной остротой начинают звучать вопросы о месте человека в современном мире, поэтому изучение процесса культурной адаптации личности, ее социализации становится как никогда актуальным. С 1990-х гг. российское общество оказалось в ситуации дефицита духовных побудительных мотивов развития, когда ни одна из многочисленных политических сил не могла предложить ей конкретный путь государственного устройства. Все эти факторы способствовали обращению граждан к своему национальному сознанию, самоидентификации, возрождению забытых и во многом утраченных традиций и обычаев национальной культуры. По словам Н. В. Наливкиной, «у человека, в сущности, не так уж и много объектов для самоидентификации - семья в качестве более или менее устойчивой ценности и этническая группа, национальность» [1, с. 72]. Поэтому далеко не случайно современные социальные науки о человеке отличает интерес не только к уровню развития реальных общественных отношений, в которые включена личность, но и к характеру взаимосвязей в семье как важнейшему индикатору зрелости общества.
Проблемы генезиса семьи в зарубежной и отечественной науке находят свое отражение в трудах философов - Аристотеля, Гегеля, И. Канта, Платона, Ф. Аквинского, Ф. Бэкона, Фалеса, Эзопа; исследованиях социологов -Ле Пле, Л. Г. Моргана, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Стросса, Т. Парсонса,
Н. К. Михайловского, М. М. Ковалевского, П. А. Сорокина, Л. М. Дробиже-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках регионального научно-исследовательского проекта РГНФ «Национальные семейные традиции народов Поволжья в культурно-историческом наследии России (на примере Саратовской области)», грант № 08-03-27307а/В.
вой, А. И. Антонова, А. Г. Харчева, А. Г. Вишневского, В. М. Медкова,
М. С. Мацковского; представителей отечественной культуры - Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, Л. Н. Толстого, Н. Г. Чернышевского; научных работах культурологов - А. Крёбера, К. Клакхона, Л. Е. Кертмана, К. Уислера, Л. Бернарда, А. Здравомыслова, С. Иконникова, Е. Г. Смирнова, И. Ильинского; классиков мировой литературы - И. А. Бунина, И. А. Гончарова, Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, А. П. Чехова.
Несмотря на обилие публикаций по данной проблеме, в настоящее время существует ряд неизученных вопросов, связанных, в частности, с исследованием восприятия образа семьи и национальной культуры в массовом сознании студенческой молодежи. Актуальность проблемы позволила автору провести социологическое исследование среди студентов высших учебных заведений Саратовской области. Основным методом сбора информации выступало анкетирование, стандартизированное интервью и метод статистической обработки данных. Объем выборочной совокупности составил 247 человек, проживающих преимущественно в сельской местности на территории Саратовской области. В исследовании принимали участие 78,5 % девушек и 21,5 % юношей. По возрастному составу респонденты распределились следующим образом: 17-20 лет - 70,8 %; 21-23 года - 24,3 %; 24-26 лет - 2,4 %; 27-30 лет - 2,5 %. Подавляющая часть респондентов, принимавших участие в опросе, не состояли в браке - 87 %; были замужем/женаты - 10,1 %; состояли в разводе - 0,8 %; состояли в незарегистрированном браке - 2 %. По национальному составу 98 % опрошенных были русскими, остальные 2 % -представителями молдавского, армянского, азербайджанского, украинского, татарского, немецкого этносов.
Как известно, понятие «культура» многозначно и в настоящее время в научной литературе существует более 500 его определений. Вместе с тем чуть менее половины респондентов считают, что культура - это «система общечеловеческих ценностей» и «набор традиций, обычаев, верований»; остальные рассматривают ее как «нечто, что объединяет людей одной национальности» и абстракцию (рис. 1).
8,1%
Ш Абстракция
47,8%
□ Набор традиций, обычаев, верований
□ Нечто, что объединяет людей одной национальности
□ Система общечеловеческих ценностей
Рис. 1 Определение понятия «культура»
По мнению подавляющей части респондентов, культурный человек -это «высокообразованный человек», «человек, который знает свою национальную культуру», реже - «человек, имеющий интеллектуальную профессию». Остальная доля ответов звучала следующим образом: «человек с высокой нравственностью», «высокообразованный человек, знающий свою куль-
туру», «человек, который интеллектуально развит, знает культурные ценности и традиции, умеет вести себя в обществе», «человек, который может правильно себя поставить, может располагать к себе людей», «культурный человек должен уважать себя, мнение других людей, хотя ему и не обязательно быть образованным» (рис. 2).
Ш Остальные
Н Человек, который знает свою национальную культуру
□ Человек, имеющий интеллектуальную профессию
□ Высокообразованный человек Рис. 2 Понятие «культурный человек»
Для 61,1 % опрошенных национальность человека практически не имеет особого значения при взаимодействии с ним, т.к. приоритетное место респонденты отдают социально-психологическим качествам личности индивида -его поведению, умению общаться, проявлять дружеские чувства и участие, оказать помощь в случае необходимости и т.д. 25,1 % респондентов рассматривают принадлежность человека к той или иной национальности как значимый фактор, который следует учитывать, чтобы не «задеть чьи-то чувства», указывают, что необходимо «знать правила поведения, характерные для конкретной национальности». 13,8 % молодежи не смогли дать ответ на поставленный вопрос. Л. М. Дробижева утверждает: «Межличностные отношения людей разной национальности - особая сфера. Общаясь повседневно в деловой и неформальной обстановке - соседском, дружеском, семейном окружении - люди на практике ощущают равенство или неравенство, партнерство или ущемление, уважение или унижение, все то, что в науке мы определяем как толерантные или интолерантные, дружественные, нейтральные или напряженные отношения» [2]. По данным опроса, молодые люди проявляют достаточную демократичность в отношениях с лицами различных национальностей, о чем свидетельствуют 85 % положительных ответов на вопрос «Есть ли у Вас друзья, родственники, знакомые другой национальности?», 12,2 % дали отрицательный ответ, а 2,8 % затруднились ответить.
Несмотря на то, что в настоящее время миграционный потенциал молодежи вырос в несколько раз, появились возможности для получения образования в различных коммерческих и бюджетных учебных заведениях как на территории России, так и за ее пределами; возможность выехать за рубеж с целью получения работы, повышения квалификации, туризма, создания семьи и т. д., тем не менее результаты проведенного исследования показывают низкий уровень эмиграционного потенциала молодежи и отсутствие сильной мотивации на переезд в другую страну даже при возникновении реальной возможности это сделать (рис. 3).
В качестве трудностей, которые может испытывать человек, оказавшийся за рубежом, респонденты указывают на «разный менталитет», «нерав-
ноправие между людьми различных национальностей», «другой язык», «наличие финансовых проблем», «незнание законов», «трудности адаптации», «тоску по Родине», «конфликтные отношения с местными жителями». На наш взгляд, результаты опроса позволяют говорить о намечающихся позитивных тенденциях социально-экономического и внутриполитического характера, направленных на возрождение могущества и благосостояния страны, повышение стабильности в обществе, возможности молодежи учиться, создавать семью и работать на благо своей Родины.
□ Трудно сказать
□ Вероятно, нет
□ Нет, никогда
□ Да, безусловно молодежи
На вопрос «Что Вы думаете о желании российских девушек выйти замуж за иностранных граждан и эмигрировать за границу?» большинство респондентов ответили достаточно демократично, считая это индивидуальным правом выбора любого человека и способом улучшения качества жизни в материальном, профессиональном и духовном плане. Вместе с тем небольшая часть молодежи считает, что «это ни к чему хорошему не приведет», а остальные рассматривают это как «предательство, измену Родине» (рис. 4).
□ Ни к чему хорошему не приведет
□ Индивидуальный выбор человека
□ Предательство, измена Родине
3,2%
□ Улучшение качества жизни
Рис. 4 Мнение респондентов о браках российских девушек с иностранными гражданами
Лояльное отношение большинства опрошенных к бракам российских девушек с гражданами других государств может свидетельствовать о снижении фактора национальной или расовой принадлежности в иерархии жизненных ценностей современной молодежи, что доказывается положительным (22,6 %) и нейтральным (67,6 %) отношением подавляющего числа респондентов к заключению межэтнических браков, против которых выступает лишь небольшая доля опрошенных (9,8 %).
72,4%
9,4% 15%
18,6%
Рис. 3 Уровень эмиграционного потенциала
Национальная принадлежность супругов в браке для большинства молодежи не представляет реальной угрозы его стабильности (64,8 %), поскольку, по мнению респондентов, она зависит от других более значимых факторов, таких как любовь, общность интересов, взглядов на жизнь, личностные качества человека. Относительно прочности брачного союза взгляды студентов разделились: чуть больше четверти опрошенных рассматривают мононациональные браки как более крепкие (23,9 %), мотивируя свой ответ тем, что из-за межкультурных, религиозных и других различий между супругами возникает больше разногласий и конфликтов, остальные отдают предпочтение межнациональным бракам (11,3 %).
Однако настораживает факт, что наряду с отмеченными демократическими взглядами и лояльным отношением к представителям других национальностей четверть молодых людей, участвующих в опросе, рассматривают националистические выступления скинхедов и национал-социалистов как «борьбу за интересы людей своей национальности». Другая четверть респондентов вообще не интересуется данным вопросом; остальные расценивают подобное поведение как «нарушение конституционных прав человека» и «преступление» (рис. 5).
20,2%
Рис. 5 Отношение молодежи к национал-социалистам и скинхедам
Согласно результатам опроса, свой уровень знания национальной культуры 83 % представителей студенческой молодежи оценили как средний, 10,9 % - как высокий и 6,1 % - как низкий, мотивируя это тем, что недостаточно владеют знаниями в области национальных традиций, обычаев, фольклора и т.д. Вместе с тем, анализируя уровень знания современной молодежью своей национальной культуры в целом, респонденты оценили его как низкий и средний, реже как крайне низкий (рис. 6).
Рис. 6 Оценка национальной культуры современной российской молодежью
Тенденции глобализации, начавшиеся в начале ХХ в., наряду с позитивными явлениями привели к смешению культур, языков, моде на западный образ жизни, изменению системы ценностей, внедрению в массовое сознание культа силы, денег, свободных сексуальных отношений, индивидуализма и гедонизма, особенно в молодежной среде, что в полной мере проявилось в связи с открытием «железного занавеса» в «лихие 90-е гг.». Тем не менее в настоящее время более половины респондентов (54,6 %) указывают на необходимость сохранения самобытности каждого народа, его индивидуального характера независимо от его «важности» и «размера»; чуть менее половины (40,6 %) вообще не задумывались над этой проблемой, и лишь небольшая доля опрошенных (4,8 %) рассматривает возрождение национальной культуры как препятствие для развития партнерских отношений между этносами в эпоху глобализации.
Результаты опроса показали, что подавляющее большинство опрошенных считают необходимым введение специальных дисциплин в учебные планы школ и вузов для ознакомления учащихся и студентов с особенностями своей национальной культуры в обязательном порядке или на факультативной основе; остальные уверены, что культуре не следует обучать, поскольку она усваивается человеком с рождения (рис. 7).
92,2%
□ Введение специальных дисциплин в школах/вузах
■ Культуре не следует обучать 7,8%
Рис. 7 Отношение молодежи к введению дисциплин, посвященных культуре, в учебные планы школ и вузов
Мнения респондентов по поводу положения детей в межнациональных семьях разделились: одни (15,4 %) считают, что они «счастливчики», т.к. имеют возможность приобщаться к двум различным культурам одновременно; другие (30,3 %) уверены, что дети не испытывают никаких трудностей, потому что межнациональная семья является их социализирующей средой с рождения; третьи (30 %) полагают, что дети сталкиваются с серьезными трудностями в общении, этнической самоидентификации и так далее из-за различия культур своих родителей; остальные (24,3 %) не смогли ответить на поставленный вопрос (рис. 8).
Специфика этнического самосознания подростков из национальносмешанных семей является недостаточно исследованной областью научного знания. Являясь уникальным биосоциальным образованием, семья принципиально отличается от других социальных институтов своей ролью в становлении культуры и ее сохранении, поскольку именно в семье дети воспринимают родной язык, особенности культуры, обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в каждом конкретном обществе. Б. Р. Могилевич писал: «В каждой культуре существуют свои, выработанные веками, способы социализации,
передаваемые в процессе целенаправленного воспитания в виде передачи социокультурного опыта... Процессы социализации происходят одновременно с инкультурацией - освоением родной культуры и формированием когнитивной, эмоциональной и поведенческой идентичности, отличной от представителей других культур» [3, с. 52].
□ Приобщение к двум культурам одновременно
■ Не испытывают трудностей
□ Испытывают трудности
□ Затруднялись ответить 15,4%
Рис. 8 Положение детей в межнациональных семьях
По мнению ученых, в смешанных семьях при равном этнокультурном положении обоих родителей, их уважении к национальным обычаям и традициям друг друга у ребенка возникает двойственное национальное самосознание, которое впоследствии сохраняется и у взрослого человека, что побуждает его неоднозначно отзываться о своей национальной принадлежности [4, 5]. В частности, по утверждению В. Ю. Хотинец, непосредственное влияние этнокультурного фактора на становление этнического самосознания происходит через отождествление с этнической культурой [4, 5], причем в однонациональной семье - по одной линии (от родителей к детям), в национальносмешанной - по двум (от обоих родителей к детям). В последнем случае национальное самоопределение молодого поколения будет зависеть от позиции доминирования одного из родителей в семейной структуре, опоры в воспитании на его национальность, этнического окружения, языка, национальной политики государства, положения этнических меньшинств. Вместе с тем, несмотря на рост национального самосознания, бережного отношения к собственной национальной культуре, нельзя приуменьшать ту положительную роль для развития общества в целом, которую играют межнациональные браки, принимая в расчет влияние, которое могут оказать когорты их потомков на будущие общественно-политические процессы, выступая в роли посредников в диалоге культур в качестве специфического канала передачи этнокультурной информации.
Для выполнения этой общественно значимой роли выходцы из поли-культурных семей должны знать и принимать обе культуры, в которых они существуют, однако на практике эта задача не всегда может быть решена из-за того, что родители в национально-смешанных семьях сами «ломают» национально-культурные границы и имеют скорее нигилистическое отношение к национальным ценностям и нормам, не обращая внимание на процесс формирования национально-культурной компетентности и национальной идентичности своих детей [5].
«Свобода» формирования национального самоопределения способствует тому, что вместо обретения «двойного» культурного богатства дети получают ощущение ущербности в ситуациях национального взаимодействия или
конфликта. И наоборот, близкие, эмоционально-окрашенные отношения с родителем, идентификация с ним могут сыграть позитивную роль в формировании национальной идентичности подрастающего поколения из национально-смешанных семей. Таким образом, любые изменения, происходящие с семьей как социальным институтом, имеют аксиологический смысл и изменяют социокультурную динамику общества.
Результаты нашего опроса показывают, что, по мнению подавляющего числа студентов, семья играет важную роль в развитии и сохранении национальной культуры. Вместе с тем небольшая часть молодежи приоритетное место отдает деятельности специалистов - культурологов, педагогов, лингвистов и так далее, остальные утверждают, что «культура не нуждается в возрождении, т.к. она сдерживает развитие цивилизации и возвращает нас к прошлому» (рис. 9).
88,6%
□ Семья Ш Специалисты
□ Никто
Рис. 9 Факторы, влияющие на сохранение национальной культуры
Таким образом, из всего вышесказанного следует вывод о том, что в системе разнообразных общественных групп и социальных институтов, оказывающих постоянное воздействие на формирование личности ребенка, его сознание и самосознание, важная роль принадлежит семье с ее особой, неповторимой морально-психологической атмосферой и спецификой межличностных взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Своеобразие психологического климата в семье, в свою очередь, определяется рядом факторов: материальными условиями семьи, уровнем образования ее членов, особенностями их нравственных ценностей, национальными традициями и обычаями. Вместе с тем под воздействием негативных образцов западной культуры происходит отход от национальных культурных ценностей, норм и образцов поведения, изменение морально-нравственного облика детей и молодежи, утрата «точек соприкосновения» между поколениями, снижение авторитета родителей в структуре межличностных отношений в семье. Следовательно, для сохранения и поддержания образцов национальной культуры, этнического самосознания народа необходимо в первую очередь целенаправленно прививать подрастающему поколению знания о национальных традициях, обычаях, фольклоре, способствовать сохранению народных промыслов и особенностей национальной самобытности, языка, формировать чувство гордости и патриотизма за свою страну и свой народ, развивать морально-нравственные качества детей и молодежи, укреплять этническое самосознание, толерантное отношение к людям другой национальности, всемерно способствовать выполнению семьей своих функций. В связи с этим считаем необходимым введение в национально-региональный компонент учеб-
ных планов школ и вузов факультативных/элективных дисциплин, курсов по выбору, направленных на ознакомление молодежи с особенностями своей национальной культуры, обычаями, традициями, фольклором, образом жизни предков с целью сохранения самобытности каждого народа в эпоху массовой глобализации.
Список литературы
1. Наливкина, Н. В. Проблемы посткоммунистической национальной идентичности России / Н. В. Наливкина // Вестник ТПГУ. - 2006. - Вып. 7 (58). - (Гуманитарные науки). - С. 71-74.
2. Дробижева, Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России / Л. М. Дробижева. - М. : Центр общечеловеческих ценностей, 2003. - С. 263.
3. Могилевич, Б. Р. Межкультурная коммуникация как аспект социологического знания / Б. Р. Могилевич // Известия Саратовского университета. - 2007. -Вып. 2. - Т. 7. - С. 50-55. - (Социология. Политология).
4. Хотинец, В. Ю. Индивидуально-психологический фактор становления этнической толерантности / В. Ю. Хотинец // Психологические исследования этнической толерантности / под ред. Е. И. Маркиной. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2003. - С. 200-224.
5. Хотинец, В. Ю. Этническое самосознание / В. Ю. Хотинец. - СПб. : Алетейа, 2000.
Бессчетнова Оксана Владимировна
доцент, кафедра социальной работы, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (филиал в г. Балашове)
Besschetnova Oksana Vladimirovna Associate professor, sub-department of social work, Saratov State University named after N. G. Chernishevsky (branch in Balashov city)
E-mail: [email protected]
УДК 316 Рожкова, Л. В.
Роль семьи и национальной культуры в системе социализации детей и молодежи в современном российском обществе / О. В. Бессчетнова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - № 1 (9). - С. 142-150.