Научная статья на тему 'Объективные и субъективные характеристики коммуникации как индикаторы эффективной семейной социализации молодежи'

Объективные и субъективные характеристики коммуникации как индикаторы эффективной семейной социализации молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
788
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПОКОЛЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / РОДИТЕЛИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / YOUTH / GENERATION / COMMUNICATIONS / DIALOGUE / PARENTS / SOCIALIZATION / MUTUAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горбачева Наталья Борисовна

В статье автор рассматривает межпоколенную коммуникацию через призму символического интеракционизма, опираясь на таких известных социологов как Дж. Мид, Э. Гофман, Г. Блумер. Целью статьи является анализ объективных и субъективных характеристик межпоколенной коммуникации, которая влияет на социализацию и ценностные ориентации молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Еру author considers inter-generational communications through the prism of symbolical interaction, leaning on such known sociologists as J. Mid, E. Hoffmann, G. Blumer. The aim of the article is the analysis of objective and subjective characteristics of inter-generational communications which influences socialization and valuable orientations of young generation.

Текст научной работы на тему «Объективные и субъективные характеристики коммуникации как индикаторы эффективной семейной социализации молодежи»

Горбачева Н.Б

ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАЦИИ КАК ИНДИКАТОРЫ ЭФФЕКТИВНОЙ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

МОЛОДЕЖИ

Gorbacheva N.B.

OBJECTIVE AND SUBJECTIVE CHARACTERISTICS OF COMMUNICATION AS INDICATORS OF EFFECTIVE FAMILY SOCIALIZATION OF YOUTH

Ключевые слова: молодежь, поколение, коммуникация, общение, родители,

социализация, взаимоотношения.

Key words: youth, generation, communications, dialogue, parents, socialization, mutual relations.

Аннотация

В статье автор рассматривает межпоколенную коммуникацию через призму символического интеракционизма, опираясь на таких известных социологов как Дж. Мид, Э. Гофман, Г. Блумер. Целью статьи является анализ объективных и субъективных характеристик межпоколенной коммуникации, которая влияет на социализацию и ценностные ориентации молодого поколения.

Abstract

Еру author considers inter-generational communications through the prism of symbolical interaction, leaning on such known sociologists as J. Mid, E. Hoffmann, G. Blumer. The aim of the article is the analysis of objective and subjective characteristics of inter-generational communications which influences socialization and valuable orientations of young generation.

Изучение проблем социализации в семье в социологии имеет давнюю традицию. Социализацию личности исследовали такие выдающиеся западные ученые как З. Фрейд, Ч.Х. Кули, Э. Фромм, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, К. Манкгейм, В. Стюарт, У. Томас, Ф. Знанецкий, Н. Смелзер и другие. В российской социологии вклад в разработку этой проблемы внесли: И.С. Кон, С.П. Иваненков, Л.Я Аверьянов, В.И. Чупров, В.Т. Лисовский, А.В. Мудрик, М.Н. Руткевич, Л.Я. Рубина, А.В. Меренков, В.Т. Шапко, Ю.А. Зубок, Ю.Р. Вишневский, Л.Е. Петрова и другие.

Символический интеракционизм рассматривает межпоколенную коммуникацию, опираясь на теорию ролей, ключевым термином является "принятие роли" другого. Эта теория позволяет описать процесс согласования взаимодействия в семье при социализации ребенка и формировании собственного «Я». Благодаря образу "обобщенного другого", согласно Дж. Миду, у индивида возникает способность относиться к себе как к объекту (Я-концепция). Социальное взаимодействие по Миду обусловлено опытом межличностного общения и способностью воспринимать индивидом мир и себя глазами других через символы. Проблема исследования социолога - приспособление действий индивидов друг к другу в рамках социального процесса, которое происходит посредством коммуникации (жестов, языка). Согласно концепции Дж. Мида, межпоколенная коммуникация является фактором социального процесса, влияющим на поведение вовлеченных в него (процесс) индивидов, которые руководствуются представлениями об "обобщенном другом", "значимом другом", референтной группе. Концепция "обобщенного другого" объясняет представления родителей о подростках, которые в той или иной степени соотносятся с их собственным Я-образом. Родители воспринимают подростков через призму установленных стандартов, правил и норм поведения, характерных для их поколения. Самооценка подростков включает

представление о том, как они выглядят в глазах родителей; на основе этого формируются представления о том, какими бы они хотели быть и как они должны себя вести.

Взаимная противоположность в представлениях родителей и молодых людей Я-образа и расхождение этого образа с идеальным образом подростков приводит к трудностям во взаимопонимании с родителями, повышению тревожности, замкнутости, или, наоборот, агрессивности, противоправному поведению со стороны подростков. И, как следствие, возникают конфликты между членами поколений.

Э. Гоффман, опираясь на символический интеракционизм, рассматривал социальное взаимодействие через интерпретацию (понимание) смыслов и значений, которые им придают люди. Теория ролей Э. Гоффмана о множественности "Я" гласит, что в сознании индивида происходит взаимодействие между различными сторонами и проявлениями личности. Создание "драматургического" подхода к пониманию социального взаимодействия направлено на решение проблем коммуникации между людьми, проявляющихся в знаковой системе. Изучение повседневного поведения индивидов в непроизвольной коммуникации -основной вклад Э. Гофмана. Его концепция позволяет рассматривать современную межпоколенную коммуникацию сквозь призму символического интеракционизма.

Американский социолог Т. Шибутани указывает, что семья, рассматриваемая сквозь призму символического интеракционизма, является основным источником воздействия на социализацию человека, и "простое присутствие другого человека, даже совершенно постороннего, безусловно, изменяет поведение любой социализированной личности"1. Социолог утверждает, что "человеческая природа и социальный порядок являются продуктом коммуникации", так как личность человека формируется в процессе повседневного взаимодействия с окружающими. Автор уделяет внимание коммуникационному процессу через объяснение пяти функциональных единиц, к которым относятся: действие, значение, роль, личность и группа.

Взаимопонимание в отношениях между родителями и подростками достигается благодаря эффективной коммуникации, на что ссылаются теоретики символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман). На основании их работ можно сделать вывод, что межпоколенная коммуникация создает непрерывность в преемственности поколений, способствует передаче социально-культурного наследия и социализации подрастающего поколения.

Опираясь на исследования социологов, хочется отметить, что коммуникация необходима не только для удовлетворения непосредственной потребности в общении, но и для выполнения ряда функций: социального контроля, нравственного и патриотического воспитания, профессиональной ориентации, а также формирования ценностного отношения к семье.

Особый вклад в изучение проблем взаимодействия между родителями и детьми и межличностной коммуникации внес известный российский исследователь И.С. Кон. В его работах рассматриваются важнейшие социальные проблемы и тенденции, определяющие взаимоотношения поколений, цель, средства и институты социализации подростков; определяется место переходного возраста в структуре жизненного пути, соотношение возрастных и индивидуальных особенностей, взаимоотношения с родителями и учителями и многое другое.

В исследовании, проведенном в городе Тольятти в 2009 году среди молодого населения в возрасте от 18 до 21 года, была выдвинута гипотеза о том, что коммуникация между подростками и родителями оказывает влияние на формирование ценностей, социальных установок представителей подрастающего поколения. Проверка данной гипотезы была связана с анализом объективных и субъективных факторов, определяющих характер коммуникации между представителями старшего и младшего поколения в семье.

Среди объективных факторов коммуникации, прежде всего, следует выделить, продолжительность общения. Согласно результатам многочисленных социологических

1Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969. - С. 24.

исследований, средняя продолжительность общения подростков с родителями не велика. Например, по статистике Госкомстата Республики Бурятия в 1990 году работающие матери проводили с детьми в среднем 32 минуты в сутки, а отцы - 16 минут.2 Исследование, проведенное в Санкт-Петербурге в 2008 году среди учащихся 10-11 классов, показало, что в среднем российская мать тратит на воспитание порядка 15 минут в день.3

Взаимопонимание в семье достигается благодаря индивидуальному подходу к каждому из участников семейной коммуникации. Принимая позицию другого, легче найти общий язык, компромисс и понимание информации. Результаты исследования Линды М. Ашборн и Керри Дж. Дейли (University of Guelph, Guelph, Ontario, Canada) семейного времяпрепровождения родителей и подростков показали, что родители стараются планировать свое свободное время для совместного общения с детьми, но порой зависят от выбора предоставления времени общения последних. Авторы указывают на автономность современных подростков и сохранение роли участия родителей в жизни юношей и девушек. И родители, и подростки стараются проводить время вместе в общении, что ценится даже в условиях конкурентного спроса больше, чем проведение времени порознь друг от друга. Целенаправленные взаимодействия членов семьи способствуют поддержанию стабильности и преобразованию их отношений и дальнейшему развитию подростков.4

Согласно данным, полученным в Тольятти в 2008 году (n=489), распределение молодежи в зависимости от продолжительности общения с родителями выглядит следующим образом: две пятых опрошенных общаются с родителями от двух и более часов в день. Столько же - от одного до двух часов в день. 20% молодых тольяттинцев утверждают, что общение с родителями в течение дня занимает менее одного часа в день. Две трети подростков, характеризуя отношения между членами семьи, выбрали вариант ответа "У нас хорошие отношения между всеми членами семьи". Почти четверть всех респондентов считают, что с одним из родителей отношения складываются лучше, чем с другим. Как показало анкетирование, авторитетным мнением для девушек является мнение матери, а для молодых людей - отца.5

Малодетность современной семьи, казалось, располагает к частому общению в семейном кругу. Но уровень общения между всеми родственниками и его интенсивность чрезвычайно низки. Это обусловлено тем, что в большинстве семей родители озабочены зарабатыванием денег или карьерным ростом, что сужает их влияние на социализацию подрастающего поколения.

Согласно результатам социологического исследования, проведенного в Тольятти в 2009 году, оценка молодежью взаимоотношений в семье зависит от продолжительности общения с родителями. 66,7% респондентов ответили, что у них хорошие отношения между всеми членами семьи. 23% ладят только с одним из родителей. Есть семьи, в которых дети предоставлены сами себе, и родители даже не интересуются их делами. В нашем исследовании таких семей оказалось 8%. Наименьшее число респондентов (2,3%) говорят, что в их семье каждый сам по себе. В такой обстановке разобщенность членов семейства сопровождается одиночеством и появлением различных комплексов у неопытного подростка, что препятствует развитию полноценной личности.

2Осинский И.И., Добрынин М.И.. Некоторые проблемы современной российской семьи. URL: http://www.bg-znanie.ru/.

3Красавцева Е.И., Шестакова Н.Н. Семейные ценности и воспитание подрастающего поколения.

III Всероссийский социологический конгресс.

4Lynda M. Ashbourne, Kerry J. Daly. Parents and Adolescents Making Time Choices: "Choosing a Relationship". Journal of Family Issues OnlineFirst, published on March 22, 2010 as doi:10.1177/0192513X10365303 Journal of Family Issues XX(X) 1-23. P. 1-23).

5Формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / [Электронный ресурс] / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев. - М.: Издательство МГУ, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

В процессе коммуникации между представителями двух поколений в семье происходит согласование потребностей, как родителей, так и подростков, восприятие и интерпретация поведения друг друга, нахождение общих интересов. Семейная коммуникация связана с формированием Я-образов подростков, для чего они принимают сообщения, интерпретируют их. Я-образ характеризуется совокупностью чувственных образов (представлений, ощущений) и образов своих действий по отношению к самому себе и другим. Существует одна из причин искажения Я-образа у подростков - нечеткие или противоречащие друг другу установки родителей, что приводит к заниженной самооценке и формированию проблем в общении с окружающими.

На вопрос "Как Вы оцениваете общение с вашими родителями?" больше половины (53,7%) молодых респондентов отвечали "Обычно мне интересно". Чуть менее половины опрошенных (41,9%) заявили, что им "Иногда интересно, иногда нет", скорее всего, это зависит от темы разговора, от терпеливости подрастающих детей и от умения родителей заинтересовать своих детей беседой. И лишь некоторым респондентам (4,4%) при разговоре с родителями "Часто бывает скучно" или они считают, что им вообще с родителями не о чем говорить.

Мнение подростков об отношениях в семье зависит от продолжительности общения в течение дня с родителями. Молодежь, которая общается с родителями более двух часов в день, отмечает, что в их семье хорошие отношения между всеми членами. Юноши и девушки, которые общаются с родителями от одного часа до двух в течение дня, чаще, чем другие отмечают, что отношения с одними членами семьи лучше, чем с другими, а подростки, испытывающие дефицит общения, высказывают мнение о разобщенности членов семьи.

Взаимосвязь объективных и субъективных факторов коммуникации находит проявление в результатах опроса молодежи о темах общения с родителями. Тематизация общения, с одной стороны, характеризует объективные условия взаимодействия подростков и родителей. В этом аспекте коммуникация направлена на решение повседневных проблем, связанных с функциями семьи: социального контроля, распределения обязанностей, распоряжения материальными ресурсами, организации досуга и т.д. С другой стороны, выбор тем общения свидетельствует об уровне заинтересованности в решении этих проблем со стороны субъектов коммуникации. Таким образом, тематизация может рассматриваться как субъективная характеристика коммуникации. Анкета исследования, проведенного в Тольятти, содержит ряд вопросов, позволяющих выявить характер взаимоотношений между родителями и молодым поколением.

Темы общения между родителями и детьми разнообразны. Две трети подростков обсуждают дела, связанные с учебой. Больше половины подростков разговаривают с родителями о бытовых проблемах и покупках. Совместное разрешение домашних проблем всех членов семьи позволяет детям познать трудности бытовой жизни и в будущем самостоятельно и безбоязненно выходить из различных житейских ситуаций.

Примерно половина подростков советуется с родителями относительно выбора профессии. 45,5% подростков обсуждает с родителями нюансы своих взаимоотношений с друзьями, то есть респонденты делятся с ними своими мыслями, чувствами о взаимоотношениях с одноклассниками, занятиях в свободное время.

Разница в возрасте двух поколений, разобщенность в интересах, занятость в трудовой деятельности родителей зачастую не позволяет многим семьям проводить выходные вместе. Как показали результаты анкетирования, чуть менее половины всех опрошенных (44,8%) отметили, что обсуждают вместе с родителями планы на ближайшие выходные. Совместное времяпрепровождение взрослых и подростков помогает сохранить дружеские отношения между членами семьи и лучше понять друг друга.

39% молодых участников опроса участвуют в обсуждении с родителями взаимоотношений с родственниками. Родственная связь между родными должна поддерживаться, укрепляться. В таких семьях подростки осознают, что в любой ситуации родственники всегда будут рядом. В этом сила большой и дружной семьи.

Лишь четверть респондентов участвуют в распределение семейного бюджета. Скорее всего, для молодого населения данная часть материального вопроса менее важна, чем наличие карманных денег.

Наши результаты показали, что менее трети опрошенных обсуждают с родителями прочитанные книги и просмотренные фильмы. Современная молодежь не часто и немного читает, зачастую лишь то, что входит в учебную программу. Куда интереснее проводить свободное время при любимом занятии, «ничегонеделание» особенно распространено у старшеклассников6. Вместе с тем направленность молодежи на такие досуговые ценности, как массовые зрелищные развлечения, сегодня очевидна.

Таким образом, в рейтинге тем общения с родителями на первом месте находятся учебные дела подростка. Это говорит о том, что общение с родителями выполняет функцию социального контроля по отношению к основному виду деятельности молодежи - учебе. На втором месте находятся темы общения, связанные с хозяйственно-бытовой функцией семьи: покупки, распределение семейных обязанностей. Темы общения, в которых находят отражение семейные ценности: планы на ближайшие выходные, отношения с

родственниками, обсуждение книг, фильмов, распределение семейного бюджета занимают вторую половину рейтинга, состоящего из десяти позиций.

Следует отметить интересную особенность тем общения с родителями юношей и девушек. Девушки на 30% чаще, чем юноши, обсуждают с родителями покупки и отношения с друзьями, и на 20% чаще, чем юноши, общаются с родителями по поводу учебных дел, отношений с родственниками. Таким образом, коммуникативные связи девушек с родителями более разнообразные, чем у юношей.

Анализ полученных данных в зависимости от возраста респондентов позволяет выявить следующие особенности. Подростки в возрасте от 15 до 17 лет примерно в полтора раза чаще, чем юноши и девушки в возрасте от 18 до 21 года, обсуждают с родителями выбор профессии и планы на ближайшие выходные. Молодежь, относящаяся к возрастной группе старше 18 лет, примерно в 1,5 раза чаще, чем представители "младшей группы", общаются с родителями, обсуждая отношения с родственниками, бытовые проблемы, семейный бюджет.

Молодежь из семей с хорошим материальным положением чаще, чем юноши и девушки из менее обеспеченных семей, обсуждает с родителями учебные дела и выбор профессии.

Подростки, имеющие высокие показатели успеваемости, чаще, чем молодежь с невысокими отметками, обсуждают с родителями учебные дела, книги и фильмы, а также покупки.

Обсуждение книг и фильмов зависит от образовательного статуса родителей. Подростки, родители которых получили высшее образование, чаще, чем юноши и девушки, родители которых имеют более низкий образовательный статус, общаются с родителями по поводу прочитанных книг и просмотренных фильмов.

В рейтингах тем общения подростков, которые ежедневно общаются с родителями менее часа, а также от одного часа до двух часов первые три места занимают: учебные дела, бытовые проблемы и покупки.

В рейтинге тем у уподростков, которые общаются с родителями от двух и более часов в день, на первом месте находятся учебные дела, на втором - покупки. Третье место занимает тема выбора профессии. В рейтингах молодежи, которая общается с родителями менее продолжительное время, этот вариант ответа находится на пятом месте, он выделяется, соответственно, в полтора раза и в два с половиной раза реже, чем юношами и девушками, которые общаются с родителями более двух часов в день.

Следует отметить, что подростки, которые общаются с родителями менее часа в день, примерно в пять раз чаще, чем другие затрудняются ответить на вопрос о темах общения с родителями.

Проведенный анализ данных свидетельствует о том, что выбор тем общения с

6Безрукова, О.Н. Социология молодежи: учебно-методическое пособие / О.Н. Безрукова. - Факультет социологии СПбГУ - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 35 с.

родителями зависит от количества времени, которое члены семьи могут уделить общению друг с другом. В условиях дефицита времени на общение дети и родители значительно реже обсуждают проблемы выбора профессии, планы на ближайшие выходные, отношения с друзьями, книги и фильмы. Их общение сводится к обсуждению текущей информации об учебе, организации быта, взаимоотношениях с родственниками. И, наоборот, чем больше времени уделяют представители двух поколений общению друг с другом, тем содержательнее оно между ними и доверительней отношения. Таким образом, темы общения с родителями характеризуют ценностные предпочтения подростков.

В исследовании была поставлена гипотеза относительно зависимости оценки характера общения с родителями от выбора тем общения. Данная гипотеза подтвердилась. Зависимость между темами общения и оценками общения как интересного находит выражение в показателях коэффициента корреляции Пирсона: взаимоотношения с друзьями (0,202); прочитанные книги, просмотренные фильмы (0,197); покупки (0,183); учебные дела (0,145); планы на ближайшие выходные (0,141); выбор профессии (0,133). Обнаружение данных корреляций указывает на то, что общение с родителями связано с ценностными аспектами мировоззрения подростков.

Оценка отношений в семье зависит от тем общения с родителями. Юноши и девушки, которые обсуждают с родителями взаимоотношения с друзьями, прочитанные книги, просмотренные фильмы, покупки, учебные дела, планы на ближайшие выходные, выбор профессии, чаще считают свою семью дружной.

Ориентация только на реальность происходящих событий в межпоколенной связи приводит к разрыву, что затрудняет процесс коммуникации между поколениями, и ведет к появлению в ней деструктивных элементов. Здесь предполагается наличие барьеров в межпоколенной коммуникации, что нарушает линейность коммуникативной связи. Ученые выделяют ряд других факторов, осложняющих эффективность межпоколенной коммуникации. Одним из примеров является специфика современной социализации.

В отличие от традиционного общества, в котором процесс социализации проходил подконтрольно, в условиях сложившихся социально-культурных изменений социализация сопровождается ненормативными правилами и нормами, не отработанными в обществе. В период общественных перемен Г.М. Андреева выделяет состояние психосоциального моратория среди молодого населения, что выражается в неприятии общественных ценностей и формировании своих собственных.

Кроме повседневных проблем подростки в общении с родителями обсуждают события в стране и в мире. Любой современный человек должен знать, что происходит в стране, чем руководствуются политические деятели в принятии того или иного решения, уметь обоснованно критиковать их поступки, прогнозировать последствия событий. Как показывают результаты исследований, проведенных в последние два десятилетия, интерес молодежи к политике не велик. Согласно данным Института социологии РАН, полученным в 1997 и 2007 годах, половина молодежи не интересуется политикой вовсе. Лишь 2% молодежи, опрошенной в 2007 году, участвовали в политической деятельности, а 14% респондентов активно интересовались политикой. Отчетливо выраженная тенденция деидеологизации конца XX века отразилась на снижении интереса к политике и взрослых, и молодежи. С 1997 по 2007 г. сократилось число приверженцев всех основных идейнополитических течений современной России.7

Результаты нашего исследования 2009 года показали, что четвертая часть опрошенной молодежи постоянно в курсе разноплановых событий, как в нашей стране, так и за рубежом,

7Институт социологии РАН. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Сопоставление данных за 1997 и 2007 г. Объект исследования, проведенного по специальной социологической анкете (формализованное интервью), включал две группы: основную, собственно молодежь в возрасте от 17 до 26 лет включительно (всего опрошено 1796 человека), и контрольную, представляющую старшее поколение в возрасте от 40 до 60 лет (всего опрошено 655 человека. URL:

http://www.perspektivv.info/rus/demo/molodezh поуогу rossii оЬга/ zhizni i cennostnve ргюгйе^ 2009-3-30-24-

13.htm).

регулярно обсуждают их со своим родителями. Более половины респондентов иногда обсуждают важные события мирового масштаба с членами семьи (57,7%). Существует небольшая доля респондентов (16%), которая практически никогда не говорит с родителями о происходящих изменениях в мире.

Частота обсуждений событий в стране и в мире зависит от возрастной категории респондентов. Молодежь в возрасте старше 18 лет на 7% чаще, чем юноши и девушки в возрасте 16-17 лет, обсуждает с родителями политические и экономические новости.

Четвертая часть опрошенных молодых тольяттинцев в обсуждении политических и экономических новостей достигает полного взаимопонимания с родителями, половина -частичного. Пятая часть респондентов указывают, что с родителями у них нет единого мнения во взглядах на события, происходящие в мире и в стране.

Взаимопонимание с родителями при обсуждении политических и экономических событий зависит от частоты общения по этим темам. Подростки, которые регулярно обсуждают с родителями события в стране и в мире, на 10% чаще, чем другие, отмечают, что достигают с родителями полного взаимопонимания.

Общность взглядов по политическим и экономическим проблемам зависит от показателей успеваемости подростков. Юноши и девушки, которые учатся на "хорошо" и "отлично" чаще, чем молодежь с более низкими показателями успеваемости, достигает взаимопонимания с родителями при обсуждении экономических и политических новостей.

В исследовании была поставлена гипотеза относительно зависимости оценки характера общения с родителями от обсуждения с ними политических и экономических новостей. Данная гипотеза подтвердилась. Юноши и девушки, которые регулярно обсуждают с родителями события в стране и в мире и достигают взаимопонимания, чаще, чем другие, оценивают общение с ними как интересное.

Активная жизненная позиция молодежи, как показали результаты исследования, проведенного в 2008 году Ресурсным центром Департамента образования мэрии г. Тольятти формируется под влиянием общения с родителями. Среди "активистов", по сравнению с "пассивными", примерно в два раза больше тех, кто регулярно обсуждает с родителями события в стране и в мире. "Активисты" также чаще приходят с родителями к взаимопониманию при обсуждении политических вопросов.8

Факторы, оказывающие влияние на проявление активной жизненной позиции, находят отражение в показателях корреляции Пирсона. Активная жизненная позиция более всего связана с патриотическими убеждениями (0,181), которые формируются под влиянием бесед с родителями о событиях в стране и в мире (0,178). Причем в результате этих бесед представители обоих поколений приходят к взаимопониманию (0,142). Они чаще выражают положительное отношение к службе в армии, считая ее полезной и необходимой (0,172).

Согласно полученным данным, коммуникативный процесс в семье определяется как объективными, так и субъективными факторами. К объективным факторам относятся: пол, возраст подростков, место их учебы, показатели их учебной успеваемости, продолжительность общения с родителями в течение дня. Исследование показало, что среди объективных факторов большое значение в семейной социализации подростков имеет продолжительность общения с родителями. Тревожит факт, что менее половины юношей и девушек общаются с родителями в течение дня более двух часов. Это объясняется, с одной стороны, занятостью родителей, а, с другой, - обоюдным желанием представителей двух поколений общаться друг с другом. Между тем, именно продолжительность общения влияет на оценку подростками отношений в семье и заинтересованность в обмене информацией с ними. Разнообразие тем общения молодежи с родителями также во многом зависит от длительности ежедневной коммуникации. Темы разговоров подростков с родителями,

8Департамент образования мэрии г.о. Тольятти МОУ ДПОС «Ресурсный центр» Отдел Мониторинга и диагностики. Отчет «Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения». - Тольятти, 2008. 117 с. (в ходе исследования было опрошено 1110 девятиклассников, 809 родителей учащихся и 580 педагогов в 20 школах г. Тольятти).

которые испытывают дефицит общения с ними, включают минимум, необходимый для осуществления социального контроля: учебные дела, покупки, текущие домашние дела. Естественно, что подобное общение имеет односторонний характер, подростки выступают источником информации для родителей, в этом случае исключается обмен мнениями. Не случайно подростки, которые общаются с родителями менее часа в день, не считают такое общение интересным. При увеличении продолжительности общения молодежи со старшим поколением спектр обсуждаемых тем становится разнообразнее (профессиональные планы, планы на ближайшие выходные, политические и экономические новости). Этот фактор позитивно влияет на оценку подростками характера общения с родителями, так как предполагает проявление личностных особенностей.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что объективные и субъективные характеристики коммуникации в семье между подростками и родителями оказывают влияние друг на друга. Они могут рассматриваться как индикаторы эффективности семейной социализации подростков. С одной стороны, продолжительность общения с родителями зависит от наличия времени у подростков и родителей, с другой стороны, длительность общения зависит от их взаимной заинтересованности в коммуникации. Таким образом, успешность исполнения семейных ролей подростками и родителями находит отражение в индикаторах коммуникации: продолжительности общения, выборе тем, заинтересованности участников, достижения общности взглядов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.