Научная статья на тему 'РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ УЧАЩИХСЯ'

РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
542
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Русинова Маргарита Маратовна

Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются дети в возрасте 8 - 15 лет. Среди факторов возникновения компьютерной зависимости выделяют отсутствие контроля со стороны родителей и дефицит общения в семье. Работу по профилактике игровой компьютерной зависимости необходимо вести как с детьми, так и с их родителями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESPONSIBILITY OF THE FAMILY TO PREVENT SCHOOL CHILDREN FROM COMPUTER DEPENDENCY

Children of 8 - 15 age group are considered to be at a risk of progressing computer dependency. Lack of parental control and limited communication in the family are the main reasons of computer dependency. Preventive measure activities must be taken among children as well as among parents.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ УЧАЩИХСЯ»

нию правовых норм личностью. Так, 70% опрошенных учащихся высказали свою позицию о том, что они всегда соблюдали и будут в дальнейшем соблюдать правовые нормы при любых обстоятельствах; 6,5% респондентов отметили, что они уже не всегда соблюдают правовые нормы; а 23,5% учащихся затруднились с ответом на вопрос о соблюдении ими правовых норм. Возможно, среди этих учащихся мы в будущем можем увидеть нарушителей законов.

Подводя итог анализа данных исследования, можно сделать следующие выводы. К особенностям формирования понятия правовой нормы у учащихся можно отнести его кризисное состояние, что соответствует кри-

зису правовой системы в обществе. В исследовании выявлены как негативные тенденции развития, так и позитивные. Существуют противоречия между знаниями учащимися правовых норм и применением их на практике.

Список литературы

1. Бегенчева Т. Т. Азбука гражданского образования. - Ашгабат: 1996. - 355 с.

2. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник (для юридических вузов). - М.: Омега-Л, 2007. -420 с.

3. Верзилин, Н. М. Проблемы методики преподавания / Н. М. Верзилин - Москва: 1983. - 224 с.

РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ УЧАЩИХСЯ

Русинова Маргарита Маратовна

кандидат пед. наук, доцент, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)»,

г. Таганрог

THE RESPONSIBILITY OF THE FAMILY TO PREVENT SCHOOL CHILDREN FROM COMPUTER DEPENDENCY Rusinova Margarita, Candidate of Science, assistant professor, Taganrog Institute after Chekhov, Taganrog АННОТАЦИЯ

Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются дети в возрасте 8 - 15 лет. Среди факторов возникновения компьютерной зависимости выделяют отсутствие контроля со стороны родителей и дефицит общения в семье. Работу по профилактике игровой компьютерной зависимости необходимо вести как с детьми, так и с их родителями. ABSTRACT

Children of 8 -15 age group are considered to be at a risk of progressing computer dependency. Lack of parental control and limited communication in the family are the main reasons of computer dependency. Preventive measure activities must be taken among children as well as among parents.

Ключевые слова: компьютерная зависимость; причины и профилактика возникновения зависимости. Keywords: computer dependency; reasons and prevention of computer dependency.

На развитие личности современного ребенка в последние десятилетия накладывает определенный отпечаток мощный поток новой информации, связанной с развитием и применением компьютерных технологий. Многие исследования свидетельствуют о том, что наблюдается неуклонный рост числа детей, имеющих игровую компьютерную зависимость.

Например, игровая компьютерная зависимость обнаружена у 15% молодых людей, у 39% выявлены признаки повышенной увлеченности компьютерными играми [4].

При этом основной группой риска для развития компьютерной зависимости по-прежнему считаются дети и подростки в возрасте 8 - 15 лет. Этому способствует ряд факторов, основными из которых считают недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми (Ю.О. Прибылова, А.В. Федоров, М.С. Иванов) [1].

По мнению специалистов, работу по профилактике игровой компьютерной зависимости необходимо вести не только с детьми, но и с их родителями, так как последние не всегда осознают серьезность последствий увлечения детей компьютерными играми.

Зависимость от компьютерных технологий (компьютерная аддикция) может быть выражена в двух формах: • чрезмерная увлеченность компьютерными играми;

• интернет-зависимость (интернет-аддикция).

• Различают психологические и физические признаки проявления компьютерной зависимости у человека.

Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человек устраняется от важных проблем, затормаживается работа его психики, а также индивидуально-личностное развитие в целом.

В большей степени этому влиянию подвергаются дети, 80% учащихся общеобразовательных школ увлекаются компьютерными играми, причем многие увлекаются достаточно серьезно: дети в возрасте 10 - 12 лет имеют "игровой опыт" с 45 лет. Чем же привлекательны компьютерные игры для детей и подростков?

- наличием собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;

- отсутствием ответственности;

- реалистичностью процессов и полным абстрагированием от окружающего мира;

- возможностью исправить любую ошибку путем многократных попыток;

- возможностью самостоятельно принимать (любые) в рамках игры решения, вне зависимости от того к чему они могут привести.

В большинстве случаев компьютерная зависимость возникают на фоне срытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыраже-

Можно выделить следующие основные причины ухода в виртуальную реальность и возникновения компьютерной зависимости:

- отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребенка самостоятельно играть, организовывать свою игру;

- дефицит общения в семье, т.е. стремление заменить компьютером общение с близкими людьми;

- родители не осознают взросления ребенка и не изменяют стиль общения с ним;

- ребенку дома не комфортно, т.к. у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином;

- низкая самооценка и неуверенность ребенка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих;

- замкнутость ребенка, его неприятие сверстниками;

- незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.

В динамике развития игровой зависимости можно выделить четыре стадии:

1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, испытывает положительные эмоции. Специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим, о переходе человека на эту стадию формирования зависимости является появление в иерархии потребностей новой потребности - потребности в компьютерной игре. Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер.

3. Стадия зависимости. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами). Эта

ния, при страхе быть непонятым. Среди основных факторов, влияющих на возникновение и развитие компьютерной зависимости у детей и подростков - неправильное воспитание, дефицит общения в семье, эмоциональная подавленность детей, низкая самооценка и др.

Таблица 1

форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидуализированная форма.

Для людей с индивидуализированной формой зависимости нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики - она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Для таких людей компьютерная игра - это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени им не удается удовлетворить потребность в игре, то они начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию.

4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Это самая длительная из всех стадий - она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. Чем спад сильнее, тем меньше по времени будет угасать зависимость. Однако, есть основания предположить, что полностью зависимость не пройдет никогда. Самым надежным стержнем профилактики компьютерной зависимости являются благополучная воспитательная среда, оптимальная организация досуга ребенка. Проблема организации детского досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное от учебы время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье.

Дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание увиденного, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. Некоторые исследователи небезосновательно считают, что воздействие компьютерных игр

Психологические признаки Физические признаки

Хорошее самочувствие, эйфория во время работы за компьютером. Невозможность остановиться. Увеличение количества времени, проводимого за компьютером. Пренебрежение семьей и друзьями. Ощущения пустоты, депрессии, раздражения вне времени, проводимого за компьютером. Ложь членам семьи о своей деятельности. Проблемы с работой или учебой Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц). Сухость в глазах. Головные боли по типу мигрени. Боли в спине. Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи. Пренебрежение личной гигиеной. Расстройства сна, изменение режима сна

на процесс социализации детей почти также велико, как влияние родителей. Однако, навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера маленького человека формируются, прежде всего, при общении с родителями и сверстниками, чтении сказок, при взаимодействии с непосредственно окружающей средой. Виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и более того, создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного.

Ритм нашей современной жизни, необходимость обеспечить семье приемлемый уровень существования и пропитания заставляют сегодня работать всех взрослых членов семьи, иногда на нескольких работах. Зачастую по возвращении из школы ребенка ожидает в квартире лишь его преданный друг - компьютер. Поэтому ребята просиживают у компьютера все время, пока родители на работе, обмениваются дисками с друзьями, одноклассниками, скачивают музыку, картинки, заставки для мобильных телефонов, домашние работы, доклады.

Одна из причин формирования компьютерной зависимости заключается в том, что на первых этапах привыкания ребенка к компьютерной игре родители поощряют эти действия. Иногда родители с умилением смотрят на своего ребенка, просиживающего подолгу перед монитором, надеясь, что таким путем, возможно, они станут родителями нового компьютерного гения. При этом не учитывается, что ребенку разрешается проводить около компьютерного монитора не более 1 ч в сутки, так как сидение за компьютером в большей степени, чем на взрослых, влияет на растущий организм ребенка. Взрослые «замечают» проблему только тогда, когда ребенок перестает реагировать на их требования выключить компьютер, у него падает успеваемость в школе, ухудшается зрение, растет раздражительность, портится осанка.

Проведенные исследования доказали, что если ребенок младше 10 лет пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие, как физическое, так и психическое. Это называется эмоциональной депривацией, т.е. отчуждением. Ребенок, которому по возрасту положено бегать, прыгать, познавать окружающий мир, радоваться, на деле просиживает все свое время за любимой компьютерной игрушкой. В результате он не получает никаких новых познаний об окружающем мире, у него появляется скудность эмоций, ему уже не хочется общаться со сверстниками и играть в обычные детские игры.

По мнению психологов, время, потраченное на работу за компьютером, часто становится первопричиной агрессивных настроений малыша в будущем. До 10-11 лет для детей намного продуктивнее заниматься конструированием, спортом, рисовать и т.д., чем пребывать ежедневно в виртуальном мире. В силу возрастных особенностей дети зачастую не знают меры в играх. Вследствие этого они максимально подвержены компьютерному синдрому, даже больше, чем старшее поколение. Организм ребенка еще пока способен выносить физические нагрузки, не замечая перегрузок, поэтому усталость глаз, рук и позвоночника замечается ими только после того, как выключен компьютер.

Автор статьи «Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?» В.И. Новосельцев, пишет: «Сегодняшняя ситуация с компьютерными играми - это

не только социальный, технологический, возрастной феномен. Это еще достаточно серьезный педагогический вопрос. Проблема, свидетельствующая о полном бессилии взрослых, которым остается только разводить руками, потому что сделать они ничего не могут» [3].

85% родителей не ограничивают время игры за компьютером и 74% родителей разрешают смотреть своим детям жестокие фильмы и играть в те игры, которые предпочитает сам ребенок. Эти данные свидетельствуют о том, что произошли нарушения глубинных связей нашего взрослого сообщества и детей, отчуждение ребенка от мира взрослых. Ребенок стал чужим, не нужным для массы взрослых равнодушных к нему. Именно взрослые стали авторами «нового мира» - мира искусственного, мертвого, не дающего свободы живому детскому воображению, некой новомодной «детской» субкультуры сегодняшнего дня, в которой совесть отступает перед блеском остроумия, создает парадоксальную картину антимира [2].

При этом нередко родители «компьютерными детишками» гордятся, не замечая того, что их дети развиваются молчаливыми и неэмоциональными, что ребенок постепенно уходит из социума. В школах в последние годы набирает обороты процесс обязательной информатизации, а в домашних условиях еще далеко до формирования культуры общения с компьютером.

В связи с этим родителям детей необходимо помнить о тех недостатках семейного воспитания, которые способствуют возникновению и развитию компьютерной зависимости детей:

- низкий нравственный уровень семьи;

- неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье;

- отсутствие доверительных отношений детей с родителями;

- стратегии контроля родителей, не соответствующие возрастным особенностям детей;

- раннее приучение ребёнка к компьютеру, планшету, мобильному телефону;

- неумение заинтересовать ребёнка, подростка и др. Для того чтобы ребенок не стал заложником компьютерных игр, ему требуется дополнительное внимание родителей и родственников. В идеале родители должны принимать непосредственное участие в жизни своего ребенка, например, заниматься с ребенком спортом, ходить в походы, посещать различные культурные мероприятия.

Вхождение детей в Интернет должно сопровождаться контролем со стороны взрослых - педагогов и членов семьи. Компьютер не может и не должен заменять ребенку живое человеческое общение, навыки которого должны быть сформированы у растущего человека в первую очередь.

Список литературы

1. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерный зависимости на личность человека / М.С. Иванов // Психология зависимости: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2004.

2. Куртышева М. Как сохранить психологическое здоровье детей. СПб., 2005.

3. Моторин В. Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание, 2001. № 12.

4. Трафимчик Ж.И. Зависимость от компьютерных игр: причины формирования, особенности и последствия влияния на личность / Ж.И. Трафимчик // Вестник БГУ. Серия 3. 2010. № 2.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ЦЕЛЯХ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Стрекалова Ирина Валерьевна

кандидат пед.наук, доцент, ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Брянский

филиал Финуниверститета, г. Брянск

APPLICATION OF INTERACTIVE METHODS FOR THE INDIVIDUALIZATION OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING AT THE NON-PHILOLOGICAL INSTITUTE

Strekalova Irina, candidate of Science, assistant professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Bryansk branch, Bryansk АННОТАЦИЯ

Рассмотрен вопрос о способах оптимизации преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Под индивидуализацией обучения понимается индивидуальная самостоятельная работа, в процессе которой студенты работают самостоятельно с индивидуальной скоростью. Индивидуализация обучения оказывает значительное влияние на эффективность учебно-познавательной деятельности по иностранному языку в неязыковом вузе. Внедрение в учебный процесс активных и интерактивных методов способствует индивидуализации образования и совершенствованию языковой подготовки студентов. ABSTRACT

The problem of the optimization's ways of the foreign language teaching at the non -philological institute is considered. The individualization of training means an individual unaided work when students work without assistance with their individual speed. The individualization of training significantly influences the efficiency of the cognitive activity of foreign language at the non-philological institute. The application of active and interactive methods in the process of study provides the individualization of education and the perfection of the students' language background.

Ключевые слова: оптимизация преподавания иностранных языков; индивидуализация обучения; учебно-познавательная деятельность; активные и интерактивные методы; информационные технологии.

Key words: optimization of teaching foreign languages; individualization of training; cognitive activity; active and interactive methods; informational technologies.

Вопрос стратегии развития системы обучения иностранным языкам в вузе тесно связан с политикой системы профессионального образования. Чем выше общественная потребность в знании языка и специалистах, владеющих одним или несколькими иностранными языками, тем более значительными становятся прагматические аспекты обучения предмету. Чем выше в обществе потребность в новых профессиональных, научных и культурных контактах с зарубежными представителями и чем реальнее возможность осуществления этих контактов, тем, соответственно, выше статус иностранного языка как средства общения и взаимопонимания.

Одну из центральных позиций в системе современного высшего образования занимает подготовка к эффективному профессиональному общению будущего специалиста с партнерами, представляющими различные культуры, поскольку опыт успешной межкультурной коммуникации в условиях интенсивной интеграции науки и производства различных стран обеспечивает в целом успешную профессиональную деятельность. Владение иностранным языком, повышение иноязычной культуры и грамотности становится в настоящее время одним из важнейших условий формирования профессиональной компетентности. Сегодня задача вузов состоит не только в повышении уровня профессиональной компетентности выпускников,

но и в формировании творческой, мобильной, социально устойчивой личности, способной адаптироваться к новым условиям современной жизни, развиваться в соответствии с требованиями времени.

В связи с этим возникает вопрос о необходимости оптимизации преподавания иностранного языка на неязыковых факультетах, поиска новых путей и средств формирования интереса к обучению, применения эффективных способов активизации познавательной деятельности, интенсификации и индивидуализации учебного процесса, улучшения качества иноязычного образования в высшей школе в целом.

Одной из современных тенденций развития конкурентоспособности высшего образования является индивидуализация обучения и индивидуализация труда студента. Под индивидуализацией обучения понимается индивидуальная самостоятельная работа, в процессе которой студенты работают самостоятельно с индивидуальной скоростью [3].

В целях повышения качества языковой подготовки будущих специалистов необходимо внедрять в учебный процесс альтернативные формы организации учебной деятельности. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена, преимущественно, не на изложение преподавателем готовых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.