Научная статья на тему 'Роль семьи в профессиональном образовании молодежи'

Роль семьи в профессиональном образовании молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
634
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / МОЛОДЕЖЬ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / FAMILY / YOUTH / SOCIETY / SOCIALIZATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дикун Н. А.

Статья посвящена молодежи как особой специфической группе общества, обладающей совокупными половозрастными, социально-психологическими и иными особенностями, которая является своеобразным индикатором общественного развития, физического и духовного здоровья нации. Она в значительной степени влияет на формирование рынка труда, развитие трудовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF FAMILY IN PROFESSIONAL EDUCATION OF YOUTH

The article Role of family in professional up-bringing of youth deals with the youth as a specific group of society, possessing combined sexual-age, socio-psychological and other peculiarities and being distinctive indicator of social development, physical and spiritual health of the nation. It has considerable influence on formation of labour market and development of manpower resources.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в профессиональном образовании молодежи»

УДК 316.613

Н.А. Дикун

РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ МОЛОДЕЖИ

Статья посвящена молодежи как особой специфической группе общества, обладающей совокупными половозрастными, социальнопсихологическими и иными особенностями, которая является своеобразным индикатором общественного развития, физического и духовного здоровья нации. Она в значительной степени влияет на формирование рынка труда, развитие трудовых ресурсов.

Семья, молодежь, общество, социализация, образование

N.A. Dikun ROLE OF FAMILY IN PROFESSIONAL EDUCATION OF YOUTH

The article “ Role offamily in professional up-bringing of youth” deals with the youth as a specific group of society, possessing combined sexual-age, socio-psychological and other peculiarities and being distinctive indicator of social development, physical and spiritual health of the nation. It has considerable influence on formation of labour market and development of manpower resources.

Family, youth, society, socialization, education

Материал для статьи получен в результате исследования, выполненного в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Психосоциальные проблемы трудовой миграции и адаптации этнических мигрантов», проект № 10-06-01303а/Б. Исследования проводились в период июнь-август 2010 года методом интервьюирования.

Для данного исследования использовался метод маршрутной выборки. Отбор домов для опроса респондентов проводился по заданному шагу. Выборка включала различные социальные слои и группы населения Саратовской, Волгоградской, Ростовской областей и Краснодарского края Российской Федерации. Объем выборки 756 человек, в том числе 52% женщин, 48% мужчин. Также соблюдалась квота в аспектах возраста, образования, вероисповедания, места проживания (большие, малые города, деревня). Мы использовали ту часть выборки, которая соответствует возрастной категории от 14-30 лет, т.е. молодежи как социально- демографической группы (более половина опрошенных).

Очевидно, что в процессе стабилизации политической и экономической ситуации в стране важнейшая роль принадлежит молодежи. Молодёжь - это особая специфическая группа общества, обладающая совокупными половозрастными, социальнопсихологическими и иными особенностями, является своеобразным индикатором общественного развития, физического и духовного здоровья нации. Она в значительной степени влияет на формирование рынка труда, развитие трудовых ресурсов. Если не складываются достаточные условия для доступа молодежи к образованию, к труду, ограничиваются возможности ее социально-профессионального роста, социального участия, защиты прав, то процесс развития молодежи становится все более неопределенным, спонтанным и непредсказуемым, значительно повышая уровень социальной разбалансированности не только в среде молодежи, но и во всем обществе.

Высшая школа является важнейшим институциональным потенциалом эффективного развития общества, «...высшая школа оказалась более подготовленной к жизни в новых социально-экономических реалиях, потому что для нее в большей мере, чем для других образовательных уровней, характерен дух здоровой корпоративности, более благоприятная научная экипировка, интеллектуальная атмосфера классических университетов и элитарных технических вузов, их расположенность к здоровым реформаторским идеям и стойкий иммунитет к голому, оторванному от живой практики прожектерству» [4].

Молодежь, реализующая свое право на образование через систему высшей школы, в той или иной мере пополнит такие социальные страты, как средний класс, в т. ч. властные структуры, интеллектуальную элиту общества, и будет оказывать в течение ближайших десятилетий определяющее воздействие на развитие своей страны и всего человечества.

Качественное высшее профессиональное образование предполагает высокий уровень теоретической и практической подготовки будущих специалистов. Однако сам по себе уровень образования не является гарантом реализации жизненных планов. Данное положение особенного актуально для современного модернизирующегося общества: знания и информация меняются и устаревают очень быстро, поэтому профессиональная подготовка требует постоянного совершенствования. Сегодня высшее образование ставит своей целью подготовку не только широко образованных, но и творчески и критически мыслящих специалистов, способных к разностороннему целостному видению и анализу сложных проблем жизни общества, а значит, готовых к поиску новых решений социальных проблем. На первый план выходит задача формирования у молодых людей качеств, позволяющих человеку быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни: самостоятельность, инициативность,

мобильность, ответственность. Во всяком случае, уже сейчас отчетливо вырисовываются две тенденции его обучения. Первая связана с тем, что идет упор на подготовку «Специалиста», а набор дисциплин призван сформировать его как практика. Однако еще русский философ Иван Ильин писал, что грядущая Россия будет нуждаться не просто в «образовании» (обозначаемом прошлым словом «учеба»), ибо образование само по себе есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а портит его, ибо дает в его распоряжение жизненновыгодные возможности, технические умения, которыми он - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, - и начинает злоупотреблять.

Выбор профессии для молодого человека является основой его самоутверждения в обществе и определяет его дальнейшую жизнь: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, какие цели достигать. Находясь перед выбором жизненного пути, молодые люди должны анализировать свои ресурсы (интересы, способности), оценивать возможность коррекции несоответствий между своими психологическими особенностями и требованиями избираемой профессии, прогнозировать свое дальнейшее трудоустройство, изучая ситуацию на рынке труда. Естественно, что каждый представитель молодого поколения в перспективе хочет, чтобы работа была престижной, то есть перспективной и хорошо оплачиваемой. Поэтому оценка престижности будущей профессии оказывает основное влияние на принятие решения о получении того или иного образования [5].

Важнейшими из факторов, влияющих на стартовые позиции молодёжи и выбор стратегий поведения, являются образовательный статус родителей и уровень материального благосостояния семьи.

В жизненных ориентациях выбора профессии решающее влияние на старшеклассников оказывает семья. По результатам опроса, проводимого среди уже учащейся молодежи, ответ на вопрос: « Кто из Вашего окружения повлиял на Ваше желание получить высшее образование?» 37% респондентов ответили - выбор был сделан самостоятельно, 28% ответили, что выбор им помогли сделать оба родителя, 13% - на выбор повлияла мать, 6% -отец, 5% - другие родственники, 5% - друзья, 6% - коллеги по работе. У 82% опрошенных

студентов оба родителя одобрили их профессиональный выбор. Очевидно, что большинству студентам в выборе профессионального будущего помогла определиться семья.

Родители, имеющие высшее образование и занятые в интеллектуальной сфере, советуют своим детям окончить полную среднюю школу, что даст им возможность продолжить образование в высшем учебном заведении. Следует отметить, что при опросе учащейся молодежи на вопрос: «Планируете ли вы убеждать Вашего ребенка (детей) после окончания средней школы продолжать учебу в ВУЗе?» 76% опрошенных ответили «да, обязательно», 14% считают, что для этого у ребенка должны быть высокие достижения в учебе и желание, только 6% предоставят своему ребенку принимать решение самостоятельно и 4% пока не могут ответить на этот вопрос. Именно ценностные ориентации родителей помогают определиться подростку в своей социально-профессиональной ориентации после окончания неполной средней школы и после окончания общеобразовательной школы. У детей, выросших в семьях, где родители имеют высшее образование и заняты интеллектуальным трудом, наблюдается позитивное отношение и стремление к учебе.

Что касается детей из неблагополучных семей, то большая часть не заканчивает среднюю школу. К неблагополучным семьям отнесем не только неполные семьи, но и семьи с негативным нравственно-психологическим климатом. Причины отклоняющегося поведения у подростков и молодежи в неполных семьях связаны как с материальными трудностями, так и с психологической неустроенностью в семье. Выбытие из школы подростка до ее окончания в связи с материальными трудностями наблюдается чаще всего в семьях только с одной матерью. Матери более благотворно влияют на поведение и успеваемость подростка, однако материальные трудности заставляют ребенка совмещать учебу с работой, или даже бросить учебу ради зарабатывания денег. В семьях, где ребенок живет только с отцом, ситуация хуже, так как одинокие отцы не оказывают необходимого положительного влияния на подростка. В таких семьях причиной отклоняющегося поведения у подростков чаще всего является нравственно-психологический фактор. Таким образом, отклонений в поведении учащихся, живущих только с матерью, меньше, чем отклонений у подростков, живущих только с отцом. Однако большинство подростков, бросивших школу до ее окончания, наблюдается в полных, но неблагополучных семьях. Их неблагополучие определяется такими параметрами, как частота употребления спиртных напитков, конфликты, отсутствие единых требований родителей к детям, нравственно-психологическими факторами. Негативное влияние такой семьи сказывается и на общении учащихся со своими сверстниками и взрослыми [1].

Таким образом, основной причиной, влияющей на успеваемость, формирование жизненных ориентации молодежи, выступает не состав или характер семьи, а ценностные ориентации старших членов семьи.

Родители большинства сегодняшних подростков «становились на ноги» в 90-е годы, в период радикальных социально-политических и экономических перемен. Реальность требовала от них вырабатывать новые жизненные стратегии для приспособления, а подчас и выживания в динамично меняющейся реальности. Многие из них потеряли социальный, профессиональный и финансовый статус. Поэтому для своих детей родители, опираясь на собственный опыт, вырабатывают стратегии развития, которые менее зависят от социально-политических изменений в стране и которые позволят им адаптироваться в любой меняющейся среде. Такие стратегии в основном опираются на получение детьми высшего образования, причем на первое место становится не получение диплома об окончании ВУЗа, а содержание и качество получаемого образования. Только 35% будущих выпускников готовы не обращать внимания на качество образования [2].

Основным мотивом к продолжению образования в высшей школе для старшеклассников является получение престижной профессии и, как следствие, предполагаемой возможности хорошего заработка. Довольно распространенным мотивом к получению высшего образования является получение определенного статуса в обществе. При выборе будущей профессии половина старшеклассников предпочтет интересную

работу высоким заработкам, вторая половина остановит свой выбор на высокой зарплате [3].

Для реализации выбранных стратегий большое значение имеет материальное состояние семьи. И, хотя материальное благополучие является лишь условием для воспитания, крайне важно избегать как недооценки, так и переоценки этого фактора в процессе развития ребенка. Многие родители сохраняют привычное место работы, обусловленное полученной в доперестроечные времена профессией, несмотря на невысокий заработок. В связи с финансовой несостоятельностью возникает угроза падения авторитета родителей в глазах ребенка. Родители перестают быть образцом для подражания, дети не обращаются к ним за советом и помощью, потому что считают их неприспособленными, не способными к преуспеванию в новых жизненных условиях. В более сложных случаях, когда родители остались без работы, ситуация с родительским авторитетом еще хуже. Американский исследователь Г. Элдер пришел к выводу, что безработные родители теряют власть, социальный статус и эмоциональную значимость в системе семейных ролей. Подросток переоценивает значимость денег, представляет их как фактор жизненного успеха, что приводит к потере или снижению интереса к получению образования.

Необходимо отметить, что появление платного высшего образования, которое не согласуется с материальным положением многих семей, приводит к социальной дезориентации.

При всех экономических трудностях наблюдается рост числа учащихся, склонных завышать как оценку и социально-экономические возможности своей семьи. Молодые люди, привыкшие больше получать, чем отдавать, с приобретением нового социального и возрастного статуса подвергаются стрессам и разочарованиям, что ведет к социальной депривации.

Многие выпускники, неудовлетворенные материальным положением своей семьи, планируют совмещать обучение в высшей школе с работой, устраиваясь на неполный рабочий день. На сегодня 12,3% молодых людей удается совмещать обучение как первичную форму занятости с работой.

Что касается уже учащейся молодежи, то на вопрос: «Какие жизненные блага являются наиболее важными для Вас?» 70% опрашиваемых считают, что деньги (наряду с другими благами как здоровье, счастливая семья, гарантированная работа). Около 10% респондентов на вопрос: «Чем Вы обычно занимаетесь в свободное от учебы, работы время?» ответили, что они дополнительно подрабатывают.

Основные профессии, на которые могут устроиться студенты с целью подработки -бухгалтер (кассир), менеджер, администратор, продавец (продавец-консультант), секретарь, оператор. С одной стороны, такое совмещение позволяет решать материальные проблемы. С другой стороны, в случае несоответствия работы профилю обучения возникает реальное препятствие на пути к качественному образованию [3].

Таким образом, эффективное развитие общества в современной России зависит от стартовых позиций молодёжи, их настроенности на получение качественного высшего образования. Образование воспринимается теперь старшеклассниками не как формальная, а как содержательно востребованная составляющая профессиональной стратегии. На сегодня решающее значение при выборе стратегии поведения молодежи играет семья, авторитет родителей. Уровень интеллектуального и духовного развития, профессии, степень материального достатка родителей являются существенными факторами, определяющими параметры социализации старшеклассников и выпускников школ. Рост числа благополучных семей с высокими ценностными ориентациями родителей приведет к настроенности большинства подростков к продолжению образования в высшей школе. Именно семью как основной социальный субъект образования следует рассматривать в качестве важнейшего, фундаментального основания формирования и становления личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дементьева И.Ф. Социальное самочувствие семьи // Социальные исследования. 2008. №9. С. 102-109.

2. Бикметов Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида // Социальные исследования. 2007. №9. С. 86-92.

3. Богословская О. Мотивация получения высшего образования в контексте выбора процессии // Высшее образование в России. 2006. №5. С. 44-47.

4. Емчура Т. Современная молодежь и каналы ее социализации // Вестник Московского Университета. Сер.18. Социология и политология. 2006. №3. С. 135-140.

5. Константинов А. С. Динамика жизненных ориентаций выпускников средних школ Архангельска (1985-2005) // Социальные исследования. 2007. №12. С. 121-124.

Дикун Наталья Александровна -

соискатель кафедры «Гуманитарные науки» Энгельсского технологического института Саратовского государственного технического университета

Dikun Natalia Alexandrovna -

Competitor of the Department “Humanities”, Engels Technological Institute of Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 25.02.2011, принята к опубликованию 10.08.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.